Уральский ОПК для Африки

22
Предприятия ОПК в последние годы активно стремятся выйти на новые рынки

В структуре экономики Уральского региона значительную роль всегда играл оборонно-промышленный комплекс. Кризисная ситуация 90-х годов привела к тому, что многие предприятия существенно сократили производство, предпринимая активные попытки переориентировать его на выпуск других видов продукции. Тем не менее в последние годы вновь стала появляться информация о востребованности продукции уральских предприятий ОПК в других странах.

Среди наиболее активных клиентов значительную роль играют страны Африки. Многочисленные региональные конфликты, то и дело вспыхивающие на Черном континенте, способствуют тому, что эти государства проявляют интерес к вооружению и технике, производимой на Урале. При этом важно отметить: речь идет не только о традиционных партнерах Советского Союза. Интерес к российскому оружию проявляют даже те государства, с которыми в годы холодной войны какое-либо сотрудничество было просто немыслимым.

Обмен технологиями

Так, в частности, на вооружение армии ЮАР был принят новый противоминный комплекс «Касспир», который отличается от предыдущих версий тем, что в нем использованы элементы российского «Урала». Сама модель «Касспир» уже на протяжении тридцати лет применяется южноафриканцами как в многочисленных военных конфликтах за пределами страны (например в Намибии), так и в ходе ликвидации внутренних волнений. Машина была разработана фирмой «Сэндок-Острэл» и предназначалась для использования в локальных конфликтах. В кабине находились два человека, еще 12 солдат – в защищенном кузове.

За 30 лет «Касспир» неоднократно модернизировался. В начале XXI века в ЮАР было решено перевести эту машину на платформу «Урала». Как отметил в одном из интервью представитель фирмы-производителя Йохан Штайн, новая версия обошлась почти на 30 процентов дешевле всех предыдущих аналогов. При этом технические характеристики и функциональная база только улучшились. Машина стала более маневренной и вместительной (ныне «Касспир» вмещает 18 человек), появились комфортные противоударные кресла. По заверениям конструкторов, даже подрыв машины на 21-килограммовом заряде под колесом и 14-килограммовом – под корпусом неспособен нанести вред автомобилю.

В 2004-м начались работы по созданию подобной противоминной полицейской машины и в России. В качестве ориентира был взят именно южноафриканский «Касспир». Целесообразность разработки такого вида боевой техники прежде всего связана с продолжением конфликта на Северном Кавказе, когда именно нападения на автомобильные колонны стали основной причиной гибели личного состава. Сопровождение таких колонн БТР, БМП и танками приносило результат, но являлось весьма затратной мерой. Для решения данной проблемы были развернуты работы по «одеванию» в броню «Уралов» и КамАЗов. При этом опыты с «Уралом» оказались, как полагают многие эксперты, более удачными, так как противоминная стойкость бронетранспортера сопровождения БМП-97 (он же КамАЗ-43269 «Выстрел») оказалась невысока. В итоге специалистами была разработана модель специальной бронированной полицейской машины СПМ-3 «Медведь», которая должна использоваться в качестве транспортного средства и оперативно-служебной машины внутренних войск МВД при проведении контртеррористических операций, мероприятий по пресечению массовых беспорядков. Таким образом, в данном случае опыт создания бронемашины в ЮАР стал примером для российских производителей военной техники.

От автомобилей до оружия

Завод «Урал», входящий в состав группы ГАЗ, в последние годы весьма активно действовал на африканском рынке. В августе 2008 года было объявлено о поставке в Судан 50 полноприводных грузовиков «Урал-4320» с колесной формулой 6х6. При этом предназначенные для эксплуатации в Судане автомобили прошли доработку с учетом климатических условий Восточной Африки.


В 2009-м во многих СМИ появились сообщения об открытии «Уралом» сборочного производства грузовиков в Судане. Его мощность должна была составить две тысячи машин в год. Объясняя причины выбора Судана в качестве производственной площадки, руководитель департамента по связям с общественностью группы ГАЗ Олег Гамов заявил, что особую роль здесь сыграли геополитические факторы, а также благоприятная рыночная конъюнктура. На это же указывал аналитик ИК «Тройка Диалог» Геннадий Суханов: «ГАЗ экспортирует грузовики собственного производства в разные развивающиеся страны и, чтобы помочь продвигать эти автомобили, необходимо заручиться поддержкой местного государства». Он полагал, что ГАЗ получит некоторые льготы от правительства Судана. Другой эксперт – аналитик ФК «Открытие» Кирилл Таченников указывал на то, что речь идет об отверточной сборке небольшого объема автомобилей. Это не могло оказать решающего влияния на финансовую и операционную деятельность компании. Проблема состояла в том, что для организации крупномасштабного производства нужен соответствующий уровень инвестиций, достичь которого было невозможно, тем более в условиях финансового кризиса.

Организация «Уралом» производства машин в Судане должна была компенсировать спад продаж в России. Под влиянием финансового кризиса в четвертом квартале 2008-го российский рынок грузовиков упал на 30–40 процентов. Как заметил в одном из интервью представитель Банка Москвы Михаил Лямин, привлекательность суданского проекта во многом связана с его низкой затратностью. На совещании у губернатора Челябинской области Петра Сумина в 2009 году гендиректор «Урала» Виктор Корман сообщил, что суданская сторона уже подготовила площадку для производства грузовиков. В этих условиях заводу оставалось только организовать своевременную доставку машинокомплектов.

Важность этого проекта для «Урала» состояла в том, что из Судана можно было двигаться на другие африканские рынки. К 2009-му кроме Судана соглашение с уральским предприятием уже заключила Эфиопия. Еще в 1999 году из Челябинской области в эту страну Восточной Африки отправилось более 600 машин «Урал-4320». Тогда же более 200 «Уралов» закупил Египет. В начале XXI века объем поставок грузовиков «Урал» в Судан и Эфиопию составлял около 300 машин в год. При этом общая емкость африканского рынка – около 500–600 тысяч грузовиков в год. Впрочем, как указывали аналитики, еще ни одному российскому автозаводу, запустившему сборку в развивающихся странах, не удалось полностью захватить этот рынок.

В 2011-м на карте Африки появилось новое государство – Южный Судан. Однако это не привело к полной нормализации ситуации в этом регионе, который уже долгое время был охвачен гражданской войной. И дело не только в том, что сложными оставались отношения Южного Судана с северными соседями. В самом Южном Судане боевые действия с правительством продолжали вести семь вооруженных группировок, обвинявших власти в коррупции и авторитаризме. В этих условиях российская военная техника по-прежнему остается востребованной. Тем более что этому способствуют и давние исторические связи России и молодого государства. Многие руководители Южного Судана проходили подготовку в Эфиопии у советских инструкторов. Как заметил спецпредставитель президента России по Африке, глава Комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов, грузовик «Урал» и автомат Калашникова прочно ассоциируются у жителей Южного Судана с нашей страной.

Из тех предприятий Урала, которые довольно давно активно сотрудничают с Суданом, можно выделить Ижмаш. Среди партнеров уральского завода значится и зарегистрированная в Хартуме фирма «Уэйл Шеймс Алдин Хасан трэйдинг энтерпрайсис». Всего же к началу 2012-го в сотрудничестве с Рособоронэкспортом планировалась реализация контрактов с заказчиками продукции Ижмаша примерно из 30 стран Северной Африки, Латинской Америки и АТР. Среди поставляемого на экспорт оружия наряду со знаменитыми автоматами Калашникова различных модификаций можно выделить снайперские винтовки СВД, СВДС, СВ-98, СВ-99, пистолеты-пулеметы «Бизон» и «Витязь».

Предпринятое бывшим генеральным директором Ижмаша Максимом Кузюком расширение рынков сбыта, бесспорно, было связано и с необходимостью выхода из кризиса, в котором оказалось к началу 2012 года предприятие. Антикризисная команда запланировала завершение объединения в рамках НПО «Ижмаш» и перевод всех контрактов во вновь созданную структуру, закупку нового оборудования для производства оружия. На решение этих задач было нацелено и участие предприятия в международной выставке «Оружие и охота», состоявшейся осенью 2011-го. В ходе выставки ряд зарубежных партнеров заинтересовался производимым Ижмашем стрелковым оружием.

Разнообразие предложений

Среди тех предприятий Урала, которые активно сотрудничают с зарубежными партнерами (в том числе и из стран Африки), можно назвать также Уральский оптико-механический завод (УОМЗ) имени Э. С. Яламова. УОМЗ – одно из крупнейших предприятий оптико-электронной отрасли России, ведущее свое начало с середины XIX века. Основной специализацией завода выступает разработка и производство оптических и оптико-электронных систем и комплексов военного и гражданского назначения, систем оптического наблюдения. УОМЗ является поставщиком оптико-электронной аппаратуры для ведущих российских производителей авиационной техники. Изделия предприятия входят в состав бортового оборудования боевых самолетов Су, МиГ, вертолетов «Камов» и «Миль» различных модификаций.

Начиная с 2003-го Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству предоставила Уральскому оптико-механическому заводу право на внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения. Право самостоятельного военно-технического сотрудничества дает УОМЗ возможность осуществлять весь комплекс послепродажного обслуживания ранее поставленной военной техники. Среди тех стран, которые покупают продукцию УОМЗ, есть и ряд африканских государств. Как показывают материалы официального сайта предприятия, продукция УОМЗ находит сбыт в Алжире, Судане, Эфиопии, ЮАР.

Не случайно на российских выставках вооружений именно стенды Уральского оптико-механического завода становятся в последние годы наиболее посещаемыми африканскими делегациями. Так, например, на выставке «Иннопром-2011» присутствовала делегация алжирского города Аннабы – побратима Екатеринбурга. Возглавлял ее губернатор Аннабы Эль-Гази Мохаммед. Наибольший интерес у африканских гостей вызвали оптико-электронные системы и приборы для авианавигации. Стенд УОМЗ активно посещался делегациями из стран Африки и на традиционной выставке Russian Expo Arms 2011, проводящейся в Нижнем Тагиле. В частности, в ходе салона были проведены переговоры с делегациями из Замбии и Уганды, которые заинтересовались возможностью установки систем оптического наблюдения.

Налаженные связи с африканскими государствами в рамках поставок военной продукции помогают УОМЗ выходить на рынки стран Черного континента и со своими товарами гражданского назначения. Так, в январе 2012 года в Объединенных Арабских Эмиратах прошла традиционная выставка Arab Health 2012, в работе которой приняли участие многие представители государств Африки. Экспонировалась и продукция дочернего предприятия УОМЗ, компании Trialptek. Весной 2012-го Уральский оптико-механический завод вышел на рынок Ливии. В эту африканскую страну поставлены инкубаторы для новорожденных, фототерапевтические облучатели и другая медицинская техника. Как отметил в одном из интервью начальник департамента экспорта УОМЗ Антон Юзефович, рынок Ливии выглядит крайне перспективным, поскольку многие объекты здравоохранения требуют восстановления и переоснащения. Соглашения о продвижении медицинской техники заключены уральским предприятием и с египетскими партнерами.

На рынки арабских стран стремится выйти и Курганский машиностроительный завод, производящий несколько модификаций боевых машин пехоты. Им уже осуществлены поставки БМП в ряд стран Ближнего Востока, публикации о продукции предприятия размещены на страницах ряда специализированных военных журналов, издающихся в арабском мире. Генеральный директор Курганского машиностроительного завода Валерий Дородный был в составе российской делегации, посетившей Анголу. В ходе визита им сделаны предложения по сервисному обслуживанию и модернизации военной техники, находящейся на вооружении национального Министерства обороны. Производимые на Курганском заводе БМП экспортировались в последние годы также в Алжир и Египет. Значение подобных соглашений становится еще большим, если учесть те экономические сложности, с которыми сталкивалась в последние годы Курганская область. Этот субъект РФ традиционно ориентируется на выпуск сельскохозяйственной продукции, при этом индустриальный сектор экономики области в течение многих лет испытывает очевидные трудности.

Одним из крупнейших экспортеров военной техники в Уральском регионе является и Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО), предприятие Объединенной двигателестроительной компании. Его специализация – производство авиационных двигателей, а также узлов вертолетной техники. Интерес к продукции УМПО проявляют и африканские партнеры. Еще в ноябре 2006 года предприятие посетила делегация Нигерии, в которую входили военный атташе посольства этой страны в РФ, ныне коммодор авиации Терри Оматсола Окородуду, генеральный директор Национального агентства по чрезвычайным ситуациям вице-маршал авиации Ауду-Бида. Иностранные гости оставили самые лестные отзывы: «Мы впечатлены масштабом и современным уровнем производства авиационных двигателей в УМПО», – заявил Ауду-Бида.

В последние годы развиваются контакты Уфимского моторостроительного производственного объединения с другими странами Африки. Так, в 2011 году продукцию УМПО покупали Алжир и Уганда. По заявлениям руководства УМПО, на Алжир приходится около 20 процентов всего экспорта компании (поставки осуществляются через Иркутский авиационный завод). Весной 2012 года макет двигателя для истребителей Су-35С, производимого УМПО, демонстрировался на международной выставке сухопутных и военно-морских вооружений в Нью-Дели «Дефэкспо Индия-2012». В работе салона участвовали и делегации африканских государств.

Присутствовала там и делегация нижнетагильского Уралвагонзавода. УВЗ представил здесь новейший модернизированный танк Т-90С. Уралвагонзавод достаточно активно взаимодействует с партнерами из стран Африки. Так, военная техника, произведенная УВЗ, активно поставляется в Алжир. В последние годы Уралвагонзавод занимается модернизацией танков Т-72, поставки которых Алжиру осуществлялись в предшествующее время. Кроме того, в феврале 2012-го в алжирской газете «Эль-Ватан» появилась статья под громким названием «Алжирская армия укрепляется российскими танками». Речь в ней шла о поставках большой партии Т-90, производимых Уралвагонзаводом.

Уральские «оборонщики» сохраняют позиции в тех странах Африки, с которыми активное военно-техническое сотрудничество осуществлялось еще в советский период, прежде всего в Алжире и Эфиопии.
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    18 июля 2013 07:37
    Ничего себе печенька. А нам такой агрегат никак нельзя для себя делать? Не по-ни-ма-ю подхода.
    1. +1
      18 июля 2013 08:23
      Цитата: fzr1000
      Ничего себе печенька. А нам такой агрегат никак нельзя для себя делать? Не по-ни-ма-ю подхода.

      А чем местные уралы вас не устраивают?
      1. +4
        18 июля 2013 11:05
        Устраивают, но этот вариант на вид полноценный MRAP. А в МО никак не могут решить-какая концепция , и что же в итоге будет на вооружении.
        1. +2
          18 июля 2013 11:18
          Может МО другое напрягает? То, что Casspir Mk 6 стоит 11 360 000 рублей на наши, а его аналог от "Урала" "Тайфун-У" 35 800 000 ?
          1. +2
            18 июля 2013 12:26
            Цитата: Лопатов
            То, что Casspir Mk 6 стоит 11 360 000 рублей на наши, а его аналог от "Урала" "Тайфун-У" 35 800 000 ?

            это из той же оперы, что за один Т90 можно купить два леопарда...
            1. 0
              18 июля 2013 12:45
              В смысле фейк?
              Нет, к сожалению, это реальность. Цену на Casspir Mk 6 озвучило южноафриканское отделение BAE Systems, считая это одним из главных конкурентных преимуществ, 30 "Тайфун-У" по такой цене закупает МО в этом году- цифры забиты в ГОЗ. Правда, как показывает практика, они могут быть пересмотрены. В бóльшую сторону, как с БМД-4М случилось.
          2. +4
            18 июля 2013 20:20
            Машины разного класса, сравнение цен как минимум некорректное.
            Во первых, Casspir Mk6, по заявлению самой BAE не является машиной, относящейся к категории MRAP, что в принципе и видно по предложению доп. баллистической защиты.
            Во вторых, в нем используются дешевое шасси Урал-4320, дизель ЯМЗ 236НЕ2, МКПП ЯМЗ 236У (думаю не стоит говорить о серийности этих изделий, соответственно стоимости по сравнению с абсолютно новыми агрегатами Тайфуна-У, кстати, именно применение российских комплектующих и снизило стоимость Mk6 на треть). Стоит ли упоминать, что на Тайфуне-У новый ЯМЗ-5367, АКПП Allison, независимая подвеска всех колёс с управляемыми ПГУ элементами, да и вообще, от родного 4320 не осталось практически ни одной детали?
            В третьих, про комплектацию по сравнению с Casspir Mk6 (видеокамеры, приборы ночного видения, электронные системы управления, спутниковая навигация, система фильтрации, кондиционирования воздуха) я вообще молчу.
            Да, и что там с баллистической защитой Mk6? 4 уровень по STANAG4569 как у Тайфуна? И да, кузов у Mk6 не как у предыдущего Casspir’a, не серийный (пусть и чутка перепиленный)? А требования нашего МО по устойчивости к различным поражающим факторам хим. и ядерного оружия такие же как и стран третьего мира которым и предназначается Mk6?
            Думаю, прежде чем в лоб сравнивать цены, следует хоть немного подумать.
            1. +2
              18 июля 2013 23:36
              Уважаемый, в три раза дороже. При намного худшей стойкости на подрыв.
              1. 0
                19 июля 2013 19:08
                Вас понял, вопросов больше не имею))
    2. TATb
      0
      18 июля 2013 17:27
      Тайфун круче! но и дороже походу laughing
  2. +3
    18 июля 2013 07:48
    Действительно - всегда надо искать новые рынки. Особенно это важно для миасцев, которых в последнее время на отечественном рынке, в т.ч. и военном активно давит КАМАЗ, имеющий кучу лоббистов в МО.

    Что до УМПО. У меня много знакомых там работает. К счастью, на производстве двигателей стоит достаточно современное оборудование, но, по словам соседа-фрезеровщика, встречаются даже трофейные немецкие станки))
  3. +2
    18 июля 2013 08:47
    Аппарат конечно класс. Удивляюсь массово закупать импортную технику когда есть НАША!
    1. +2
      18 июля 2013 09:17
      Так нет нашей. Южноафриканцы совместно с индусами способны разработать MRAP на базе нашего "Урала", наш ВПК, судя по отсутствию таких машин,- нет. Casspir Mk 6 держит 21-кг заряд под колесом и 14-кг заряд под корпусом, а неимеющийаналоговвмире ВПК-3924 "Медведь" только 6-кг заряды.

      И что плохо, не продадут нам шестого Каспира, один из разработчиков- BAE Systems
      1. +1
        18 июля 2013 10:17
        А, вот почему я видел эту машину в новости про индусов...
  4. +13
    18 июля 2013 09:35
    Со всей ответственностью заявляю, Урал - надежная машина! И неоднократно доказывал своё превосходство,над тем же КамАЗом-"лопатником", в преодолении уж очень сильно пересеченной местности. Помню, "на вахте" всё же утопили Урал-вахтовку.smile Неделю лежал в разлившейся реке,в потоке с песком и камнями, потом неделю же откапывали. Полный разбор машины показал,что пациент жив, опасения были напрасными - ни в двигателе,ни в мостах не было воды и песка! Собрали,вставили вместо стёкол листы фанеры(в салон) и продолжали спокойно ездить. Выпавшую на его судьбу "долю" предлагаю оценить по фото.







    А это так,на закуску.
    1. +4
      18 июля 2013 10:04
      Сразу видно, Россия! smile
      1. +4
        18 июля 2013 10:37
        Она,Матушка ... никому не отдадим! smile
    2. ALEW
      +4
      18 июля 2013 14:00
      В 80году в нашу часть поступили дизельные Уралы 5320 вместо бензиновых. Машины сразу всем понравились надёжные проходимые. И сейчас приятно посмотреть на интересные модели. Это наша машина.
      1. 0
        19 июля 2013 08:16
        Цитата: ALEW
        дизельные Уралы 5320

        может "Урал"-4320?
        1. ALEW
          0
          19 июля 2013 14:41
          [quote=самоход][/quote]
          может "Урал"-4320?[/quote]
          Через столько лет точно помнить?, Дизельные Уралы пришли к нам на смену бензиновых машин Урал-375д , ЗИЛ-131 кое где были и ЗИЛ-157, а в автобат поступили Уралы с деревянным кузовом и колёсами поменьше (внизу Урал 375д)
  5. 0
    18 июля 2013 10:20
    На картинке - прекрасный БП-транспорт. Интересно, сколько топлива кушает.
  6. кузнецов 1977
    +3
    18 июля 2013 12:13
    Основную конкуренцию нам на африканском рынке вооружений в настоящее время составляют Китай и Украина. И если Китай проталкивает свою технику с помощью экономических рычагов (кредиты, ремонт, экономическое сотрудничество), то Украина просто распродает советскую технику по демпинговым ценам (Т-72-Эфиопии), да и история с "Фаиной", везшей якобы Т-72 в Кению,которые впоследствии оказались у повстанцев в Судане. Можно вспомнить и белорусов, которые продали Йемену 92 Т-80БВ. Хотя и у нас есть очевидные прорывы, например Уганда:куда мы продали 6 СУ-30 МК2, 44 Т-90. Якобы Кения купила у нас 16 Ми-28 и 82 БТР-80А, 3 из которых были поставлены в январе 2012 года. Не будем забывать и про Эфиопию, которая в ходе войны с Эритреей приобрела у нас Су-27 и Су-25(статья о их боевом применении имеется на сайте), впрочем и Эритрея не осталась в долгу и после войны купила 16 Су-27, 8 Су-25 и для восполнения потерь около 18 модернизированных МиГ-29СМ. Имеются 6 Су-27 и в ВВС Анголы, правда поставленные из Белоруссии. Так, что рынок для модернизации техники в Африке у нас огромен. И это не считая такого постоянного покупателя нашего вооружения как Алжир.
    1. roma2
      -9
      18 июля 2013 14:20
      Что то я не слышал что росия продает б\у технику, у вас ума хватает только на ее переплавку.
      1. кузнецов 1977
        +1
        18 июля 2013 15:11
        Да бросьте Вы, в Венесуэлу- Т-72, 2С19 "Мста-С"; МиГ-29, Су-25 в Судан, Бангладеш, Мьянму, Эритрею; недавняя поставка 2С19 "Мста-С" в Азербайджан. БТР-70, Т-72 со складов ВВО в Монголию, те же поставки Т-80У в Южную Корею и на Кипр. Если есть желание откройте справочник и сами узнаете. Тем более, что Россия пытается занять новые рынки вооружения, а их занять можно только с новыми образцами, тем более, что это обучение экипажей, МТО, боеприпасы и прочие "вкусности". Украина то вообще, то тоже продает только Т-72, а куда будете девать Т-64? Ждете денег от НАТО на их утилизацию? На Украине их около 2000. а в Булат модернизировано всего только 70. Так. что поживем-увидим.
      2. +2
        18 июля 2013 21:10
        [quote=roma2]у вас ума хватает только на ее переплавку[/
        А у Вас ума хватает только на горилку и сало, да и в голове вместо мозга шмот сала бултыхается fool . Не Вы ли умники порезали Ту-160 вместо того чтобы отдать в счёт газовых долгов России soldier
        1. Tyvinec
          0
          4 августа 2013 08:20
          Ахахаха спасибо Вам за еще один аргумент в спорах с украинцами.
      3. 0
        4 августа 2013 08:39
        Цитата: roma2
        Что то я не слышал что росия продает б\у технику, у вас ума хватает только на ее переплавку.

        Из информации Викиликс:
        Также Украина попросила помощи США в уничтожении жидкого ракетного топлива, но США ответили, что вначале нужно уничтожить ракеты СКАД (у Украины еще есть «Смерч» и «Ураган»). Украина запросила дополнительных денег для уничтожения ракет, на что США не согласились, пообещав ответить позже.
        Украина также заверила, что не продает оружие в Бирму и не отправляла танки Т-72 в Южный Судан, хотя у США были спутниковые фотографии, которые говорят об обратном. США пообещали принять решение позже о том, налагать ли какие-то санкции за отправку танков в Южный Судан
        США также надавили на Украину, чтобы она согласилась уничтожить больше мелких вооружений в рамках программы с НАТО «Партнерство ради мира».

        Уж лучше самим решать что делать с излишками,чем "плясать под дудку США" и клянчить деньги...
  7. Протоукр
    0
    18 июля 2013 12:18
    От Урала там рама, ярославский двигатель и мосты. Что есть не густо