Panzerspähwagen "Zobel" (Легкобронированная разведывательная машина Соболь)

Panzerspähwagen "Zobel" (Легкобронированная разведывательная машина Соболь)


История создания

К середине 1980-х годов Бундесвер заявил о необходимости в новой бронированной разведывательной машине. Эта машина должна была стать преемником разведывательного автомобиля Scout Lynx и заменить его в качестве разведывательной машины в бронетанковых и механизированных пехотных батальонах. К будущей машине были выдвинуты следующие основные требования:
-Колесное универсальное транспортное средство с низким силуэтом и экипажем из трех человек

-Автономность до семи дней;
-Большой запас хода;
-Быстроходность;
-Возможность вести наблюдение в ночное время и в условиях ограниченной видимости (из машины и спешиваясь);
-Плавучесть;
-Вооружение для самообороны против не бронированных целей;
-Противотанковое вооружение;
-Баллистическая защита способная выдержать выстрел из снайперской винтовки калибра 7.62 с расстояния 30 м;
-Защита от оружия массового поражения путем создания избыточного давления;
-Постановщик дымовых завес;
-Способность передачи полученной разведывательной информации.

Panzerspähwagen "Zobel" (Легкобронированная разведывательная машина Соболь)


Первоначальные планы подразумевали приобретение 1714 машин (ну, нравится мне немецкая пунктуальность во всем, не 1700, а 1714). С целью экономии бюджетных средств и сокращения времени проектирования было принято решение рассмотреть существующие на рынке автомобили в качестве базы для новой боевой разведывательной машины. Так, в 1986-м году в техническом центре Бундесфера в Трире французская компания Panhard представила автомобиль Véhicule Blindé Légère (VBL). Однако VBL не соответствовал всем требованиям предъявленным к новой машине. Параллельно с исследованием рынка, было выпущено техническое задание на автомобиль, предназначенный для замены Scout. Техническое задание было разработано совместно консорциумом включающем Gesellschaft für Systemtechnik (GST), Daimler Benz (DB), Thyssen- Henschel (THK) и MaK.

Panzerspähwagen "Zobel" (Легкобронированная разведывательная машина Соболь)


В результате предварительного анализа технического задания консорциум пришел к выводу:
-На рынке существуют различные транспортные средства пригодные для разведывательного автомобиля, но все они нуждаются в значительной адаптации для удовлетворения изложенных требований.
-Концепция разведывательного автомобиля представленная компанией GST Zobel наилучшим образом удовлетворяет предъявленным требованиям.

Требования военных были уточнены и на машине были дополнительно установлены:
-Встроенная навигационная система;
-Крупнокалиберный пулемет;
-Тепловизор;
-Дальномер;
-Датчики для обнаружения мин.

Panzerspähwagen "Zobel" (Легкобронированная разведывательная машина Соболь)


Согласно новой программе Армия 2000, количество необходимых разведывательных автомобилей было снижено до 800, так как новыми автомобилями предполагалось оснастить только бронетанковые силы, а сам разведывательный автомобиль должен был быть интегрирован в систему "Армейской разведки". Техническое задание было утверждено 10-го октября 1988-го года. Следующий этап выдвижения военно-технических и экономических требований (Military Technical Economical Requirement) был запланирован на 1989-й год, а первые поставки - на 1994-й год.

Прототип машины был построен немецкой компанией GST (Gesellschaft fur Systemtechnik mbH) в 1989-м году. К середине 1989-го года было проведено сравнение Соболя с имеющимися на рынке автомобилем Panhard VBL. Соболь вышел явным победителем. Компания МаК, сотрудничавшая в то время с Panhard, предоставила улучшенную версию VBL. Несмотря не это Соболь одержал победу с тем же результатом. Сравнительные оценки были завершены к концу января 1990-го года. Бронированный разведывательный автомобиль Соболь компании GST превзошел практически по всем параметрам автомобиль VBL.

Panzerspähwagen "Zobel" (Легкобронированная разведывательная машина Соболь)


Развал Советского Союза, окончание Холодной войны и другие политические потрясения 1989-1990 годов привели к принципиальному пересмотру программы бронированного разведывательного автомобиля. В 1991-ом году с целью сокращения расходов, но в то же время поддержания немецко-французского сотрудничества было решено произвести закупки первоначальной партии из 336 автомобилей в плановый период по 2001 год, с возможностью закупок второй партии из 380 автомобилей в 2001-ом году, а также провести тендер на выбор предприятия для серийного производства автомобиля.

В результате некоторого пересмотра концепции применения Zobel были выдвинуты военно-технические и экономические требования (MTWF 7/92) в отношении возможных новых задач автомобиля:

-Плавучесть, высокая проходимость, авиатранспортабельность, автономность до семи дней;
-Возможность вести наблюдение в ночное время и в условиях ограниченной видимости;
-Возможность вести огонь из легкого вооружения под прикрытием броневой защиты, а также оснащение 40-мм гранатометом и РПГ Panzerfaust 3;
-Средства связи позволяющие обеспечить обмен данными между разведывательными машинами и командным пунктом, включая возможность передачи и получения данных с помощью передач в течение сверх коротких промежутков времени;
-Баллистическая защита способная противостоять выстрелу снайперской винтовки калибра 7.62 с расстояния 30 м.

Panzerspähwagen "Zobel" (Легкобронированная разведывательная машина Соболь)


Предполагалось, что первые 4 образца для испытаний будут получены в 1993-м и 1994-м годах. На эти цели было выделено около 18 миллионов Немецких Марок. В октябре 1992-го года было принято окончательное решение о продолжении проекта на основе Zobel. Компаниями, пожелавшими серийно производить автомобиль, были: DAF SP/ Wegmann, Industriewerke Saar, Kraus-Maffei/Mercedes, MaK/Panhard и Thyssen-Henschel.

Panzerspähwagen "Zobel" (Легкобронированная разведывательная машина Соболь)


На этом этапе в машине заинтересовалась Голландия и предложила принять участие в её разработке и производстве. В результате двусторонних обсуждений выяснилось, что существуют разногласия по следующим основным требованиям: плавучесть, защита от оружия массового поражения путем создания избыточного давления и уровень баллистической защиты. По мнению голландской стороны, не было необходимости в первых двух требованиях для их транспортного средства, и они заинтересованы в более низкой баллистической защите. В середине 1993-го года был достигнут компромисс, Нидерланды настояли на своих требованиях к баллистической защите и защите от ОМП, Германия в свою очередь настояла на сохранении плавучести. Вследствие изменения требований возникла необходимость нового тендера. Он должен был проводиться на основе немецкого предложения от 1993-го год, но с той разницей, что только два первых претендента подадут свои заявки. К концу марта 1994-го года компании DAF/Wegmann и Krauss-Maffei/Mercedes представили свои предложения. Победителем стала компания Wegmann. Важно отметить, что Kraus-Maffei/Mercedes предложила две концепции автомобиля. Они были названы K2 и K1. К1 основана на разработках 1993-го года, в то время как K2 оказалась совершенно новой разработкой основанной на Unimog. Таким образом, можно считать, что K2 стал прообразом для автомобиля Динго.

Тем не менее, несмотря на выдающиеся характеристики Соболь так и остался в единичном экземпляре в качестве экспериментального автомобиля.

Panzerspähwagen "Zobel" (Легкобронированная разведывательная машина Соболь)


Технические особенности
Zobel обладает цельносварным бронированным стальным корпусом обеспечивающим защиту от огня стрелкового оружия и осколков снарядов. Расположение членов экипажа традиционное, слева спереди водитель, права от него командир и за ними наблюдатель. Окна командира и водителя пуленепробиваемые. Каждый из них обладает открываемыми вперед дверьми с пуленепробиваемыми небольшими окнами в верхней её части. В кормовой части корпуса находится большая открывающаяся влево дверь также оснащенная пуленепробиваемым окном и бойницей для ведения огня из легкого оружия. Кроме того, имеются два люка в крыше автомобиля, один для командира машины, другой для наблюдателя.

Zobel выполнен по схеме 4×4 с рулевым приводом на все четыре колеса. Благодаря гидропневматической подвеске возможна независимая регулировка каждого колеса и изменение дорожного просвета.

Panzerspähwagen "Zobel" (Легкобронированная разведывательная машина Соболь)


Автомобиль является плавающим и приводится в движение на воде двумя винтами установленными в передней части корпуса, по одному с каждой стороны. Управление на воде происходит за счет поворота этих винтов. Уникальность этого автомобиля заключается в том, что по воде он передвигается кормой вперед!

Стандартное оборудование автомобиля включает в себя полный спектр средств связи, защиту от ОМП, передне расположенную лебедку для самовытаскивания и систему центрального регулирования давления в шинах позволяющую водителю регулировать давление в шинах на ходу. В качестве разведывательного оборудования предполагалось оснастить машину выдвижной мачтой с телевизионной камерой, тепловизором, РЛС и лазерным дальномером.

Panzerspähwagen "Zobel" (Легкобронированная разведывательная машина Соболь)


Тактико-технические характеристики:
Модель: Zobel (Соболь)
Тип: Опытный легкобронированный разведывательный автомобиль
Разработчик: Gesellschaft für Systemtechnik mbH, Essen (GST)
Производитель: Industriewerke Saar (IWS)
Год постройки: 1989
Наибольшая длина, мм: 4690
Наибольшая ширина, мм: 2300
Наибольшая высота, мм: 1830
Масса снаряженного, кг: 5310
Двигатель: четырехтактный 6-и цилиндровый турбодизель Daimler-Benz OM 603A
Объем двигателя, куб.см: 2996
Диаметр на ход поршня, мм: 87на84
Частота вращения, об/мин: 4600
Максимальный крутящий момент, Нм@2400 об/мин: 265
Максимальная мощность, л.с: 143 (105 кВт)
Трансмиссия: ZF 4 HP 22, гидродинамическая планетарная с постоянным полным приводом, 4 передних и одна задняя передачи
Сцепление: гидротрансформатор с блокирующей муфтой
Подвеска: гидропневматическая, независимая
Наибольшая скорость по шоссе, км/ч: 125
Наибольшая скорость по пересеченной местности, км/ч: 45 км
Рулевое управление: усилитель рулевого управления на передние колеса
Радиус разворота, м: 12 (9.5 со всеми четырьмя колесами)
Тормоза: дисковые, пневматические
Дорожный просвет мин/макс, мм: 250/600
Шины: Michelin 12.5 R 20 XL или Conti 305/55 R 675
Объем топливного бака, л: 125
Расход топлива по шоссе, л/100 км: 15.6
Запас хода по шоссе, км: 800
Преодолеваемый градиент, %: 100
Высота преодолеваемого препятствия, мм: 400
Скорость движения на воде, км/ч: 10
Экипаж: 3
Баллистическая защита: способность выдержать выстрел из снайперской винтовки калибра 7.62 с расстояния 30 м
Основное вооружение: крупнокалиберный пулемет, 40-мм автоматический гранатомет, РПГ
Дополнительное вооружение: по желанию заказчика
Количество произведенных: 1
Автор: профессор


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10
  1. Akim 18 июля 2013 10:13
    Мне понравилась фотография, где автомобиль при поднял заднее колесо, будто собака писать собралась laughing
    Проф, что такое автономность до семи дней; у автомобиля. Это же не корабль.
    Akim
    1. профессор 18 июля 2013 10:17
      Цитата: Akim
      Проф, что такое автономность до семи дней; у автомобиля. Это же не корабль.

      Чтобы было место для пива на 7 дней. drinks Видите в корме специальные крепления для канистр? wink

      А если серьезно:
      Это же разведчик и должен быть способен действовать в отрыве от основных сил, баз снабжения и МТС.
      1. Geisenberg 18 июля 2013 12:55
        Цитата: профессор
        Это же разведчик и должен быть способен действовать в отрыве от основных сил, баз снабжения и МТС.


        Под такое определение мой копейдос попадает - могу телок, сухпайков, воды и бензина на неделю загрузить и всем всего хватит.
        1. профессор 18 июля 2013 13:44
          Цитата: Geisenberg
          Под такое определение мой копейдос попадает

          Значит он тоже разведчик... laughing
  2. Chicot 1 18 июля 2013 12:13
    Очень интересный и занятный "звереныш". Гидропневматика на подвеске конечно впечатлила, но особенно интересным лично мне показалось размещение гребных винтов под арками передних колес. Очень необычное решение, но в данном случае безусловно оправданное...
  3. 0255 18 июля 2013 17:44
    Чем-то напоминает немецкие БТР-ы 2-й мировой войны
  4. Простой 18 июля 2013 17:50
    На базе "Zobel" позже совместно с Нидерландами разработали "Fennec" .
    Единственный образец "Zobel" находится в WTS (Wehrtechnische Studiensammlung) в Кобленце.
    1. профессор 18 июля 2013 20:23
      Цитата: Простой
      Единственный образец "Zobel" находится в WTS (Wehrtechnische Studiensammlung) в Кобленце.

      Так и есть, вот он:
  5. azov 18 июля 2013 20:11
    да интересная БРДМка, поинтересней HMMWV будет. но дорогая дюже для армии $9млн. за 4 машины.
  6. bublic82009 18 июля 2013 22:40
    не плахая немецкая машина. способна на многое
    bublic82009
  7. Серафим 19 июля 2013 00:39
    У меня почти вся немецкая бронетехника вызывает ассоциацию с гробами. Это, конечно, субъективно, но, наверное, их "сумрачный гений" всё-таки зациклен на тему смерти: валгала, валькирии и всё такое...
    Серафим
  8. Alexanderlaskov 19 июля 2013 18:44
    Красивый автомобиль. Немцы умеют делать. Нарисованный крест на дверях навевает мысли о второй мировой.
    Alexanderlaskov

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня