Проекты повышения живучести основного боевого танка Chiftain
Новая броня
Наиболее очевидными способами повысить способности танка к выполнению задач и противостоянию бронетехнике противника выглядели улучшение его вооружения и оборудования, а также совершенствование бронезащиты. Несмотря на все усилия, так и не удалось добиться кардинального повышения характеристик 120-мм орудия. Обновление электроники, в свою очередь, проводилось регулярно в ходе каждой новой модернизации. Таким образом, оставалось проработать вопрос усиления брони.
В шестидесятых и семидесятых годах несколько английских научных и конструкторских организаций трудились над проектом под кодовым названием Burlington. Целью этого проекта было создание комбинированной брони, защищающей от максимально возможного количества современных и перспективных средств поражения. Новая разработка привлекла внимание инженеров, трудившихся над усовершенствованием «Чифтена», в результате чего появился проект модернизации танка с названием Mk.5/2 (F.V.4211). Предполагалось, что в соответствии с этим проектом можно будет как строить новые танки, так и модернизировать старые.
Основной идеей проекта Chieftain Mk.5/2 было оснащение боевой машины несколькими дополнительными модулями бронирования. При подобном подходе можно было ощутимо поднять уровень защиты танка и обеспечить возможность модернизации машины в условиях войсковых мастерских. Однако первые же расчеты показали, что комбинированная броня «Берлингтон» в имеющемся виде непригодна для модернизации танков Chieftain. При ее использовании боевая масса танка увеличивалась настолько, что требовалось заодно использовать и более мощный двигатель. По этой причине пришлось искать новые идеи.
В оригинальной броне Burlington, отвергнутой разработчиками проекта F.V.4211, применялись достаточно тяжелые стальные пластины. В качестве замены для стали был предложен алюминий. При использовании этого металла уровень защиты дополнительных модулей бронирования заметно снижался. Одновременно с этим уменьшалась и масса всей конструкции. В результате анализа соотношения потерь веса и уровня защиты британские танкостроители пришли к выводу о пригодности использования варианта брони «Берлингтон» с алюминиевыми листами.
Таким образом, на танк должны были помещаться несколько модулей, состоявших из алюминиевого или стального корпуса и содержавших внутри себя несколько алюминиевых пластин. Подобные блоки предполагалось устанавливать на лобовой части корпуса и на передней части башни. Кроме того, на определенном этапе проекта появилось предложение оснастить длинными и узкими модулями борта корпуса. В такой конфигурации, согласно расчетам, уровень защиты должен был возрасти по всем направлениям, за исключением кормы.
Также рассматривался альтернативный вариант размещения дополнительных модулей, который отличался меньшей сложностью изготовления и установки. В соответствии с ним предлагалось использовать четыре плоских модуля сравнительно простой формы и один клиновидный. Последний предполагалось монтировать на лбу корпуса, а четыре других предназначались для установки на бортах корпуса и башни, причем плоские башенные модули должны были прикрепляться на расстоянии от брони при помощи системы балок. Этот вариант размещения дополнительных модулей бронирования увеличивал стойкость боевой машины к атакам сбоку и спереди. Однако ничем дополнительно не защищенная башня стала причиной споров. В конечном итоге от такого варианта размещения дополнительных модулей отказались.

В ходе проработки конфигурации дополнительных модулей комбинированной брони Burlington в общей сложности рассмотрели около десятка вариантов их размещения. От части вариантов отказались почти сразу, другие же продержались почти до самого конца проекта. Также стоит отметить, что строившиеся прототипы танка Chieftain Mk.5/2 оснащались разными модулями для проверки различных конфигураций. Всего в этот вариант было переоборудовано девять серийных танков модели Mk.5. Точные данные об их испытаниях отсутствуют, но из имеющихся отрывочных сведений можно сделать некоторые выводы. Очевидно, британские танкостроители подтвердили принципиальную возможность использования дополнительных бронемодулей. В то же время им не удалось найти оптимальное соотношение уровня защиты, веса и стоимости модулей.
Ориентировочно в середине семидесятых годов проект «Чифтен» Mk.5/2 закрыли, а полученные наработки использовали чуть позже. Во второй половине десятилетия Великобритания по заказу Ирана создавала ОБТ Shir-2, в конструкции которого широко использовалась комбинированная броня. На новом экспортном танке предлагалось использовать встроенную броню типа Chobham, представлявшую собой дальнейшее развитие идей и наработок по проекту Burlington.
Стелс-технологии
После проекта F.V.4211 британцы развернули новую исследовательскую программу, целью которой также было повышение живучести танка на поле боя. Однако на этот раз предлагалось улучшить возможности боевой машины не при помощи вооружения, электроники или бронирования, но путем снижения его заметности. В конце семидесятых годов ведущие страны мира заинтересовались так называемыми стелс-технологиями, позволявшими уменьшать заметность техники в том или ином диапазоне. Не обошла эта «мода» и английских танкостроителей. Так появился проект Chieftain SID (Signature Integration Demonstrator).
Для изучения всех признаков, по которым можно обнаружить танк, использовалась бронемашина одной из поздних модификаций. Перед испытаниями ее оснастили набором дополнительного оборудования и несколькими навесными модулями. Примечательно, что часть такого оснащения танка изготовлялась из простых и доступных материалов: большое количество модулей дополнительного «бронирования» собрали из самой обычной фанеры. Танк Chieftain SID не предназначался для ведения боевых действий и был сугубо исследовательской машиной, что позволило таким образом упростить подготовку прототипа. На лобовой части, бортах и крыше корпуса прототипа Chieftain SID установили большое количество дополнительных блоков, которые придали танку специфический «прямоугольный» вид. Такие же агрегаты установили на бортах и кормовой части башни, что визуально расширило и удлинило ее. Авторы проекта не обошли своим вниманием и ходовую часть, из-за чего на опорных катках появились диски, похожие на автомобильные.
Также ходовая часть получила еще одно оригинальное оснащение, призванное снизит вероятность обнаружения танка. При этом данное нововведение могло снизить не только радиолокационную или инфракрасную заметность по агрегатам ходовой части, но и по облаку пыли, образующемся при движении. Для этого на прототипе Chieftain SID смонтировали приспособления, из-за своего сходства с народным костюмом некоторых африканских и азиатских народностей получившие название Grass skirt («Травяная юбка»). Основной элемент этой системы – многочисленные тонкие синтетические нити, образующие некое подобие щетки. Как видно из фотографий прототипа, на одном танке проверялись сразу две конфигурации такой «юбки».
Левую гусеницу танка прикрыли в передней и задней частях, а средние опорные катки остались незакрытыми. Нити «щеток» свободно свисали с подвесных устройств и образовывали своеобразную шторку вокруг передней и задней частей гусеницы. По правому борту танка-прототипа находилась «Травяная юбка» иной конструкции. Над передней части гусеницы установили подпружиненную конструкцию из металлических деталей, две из которых свисали вниз и вперед. На них крепились сравнительно короткие и жесткие нити. Таким образом, в передней проекции правая гусеница «Демонстратора» закрывалась двумя соприкасающимися «щетками». Еще одно различие прикрывающих устройств гусениц заключалось в отсутствии каких-либо агрегатов по правому борту, возле ведущего колеса.
Точные сведения об испытаниях прототипа Chieftain SID отсутствуют до сих пор, что оказывается благодатной почвой для появления разных слухов и домыслов. Судя по дальнейшему развитию английской бронетехники, не все нововведения, разработанные в ходе программы Signature Integration Demonstrator, имели хорошие перспективы. Очевидно, закрытая ходовая часть усложняла эксплуатацию танка, но при этом не давала особых преимуществ перед стандартной конфигурацией. Что касается изменения формы корпуса и башни, то внешний вид основного танка Challenger 2 подтверждает полезность таких решений. В то же время, характерные обводы корпуса и башни «Челленджера-2», образованные прямыми поверхностями, в основном обоснованы необходимостью установки брони с достаточным уровнем защиты.
Задел на будущее
Оба варианта повышения живучести танков Chieftain, при всей своей оригинальности, не дали ожидаемых результатов. Модернизация бронемашин этого типа продолжила идти по старому пути: обновление оборудования, силовой установки и т.п. Бронирование при этом оставалось старым. Все новые идеи лишь проверялись и отрабатывались на базе «Чифтена». До практического применения некоторых технических решений дело дошло позже, при создании танков новых моделей. Таким образом, задуманная глубокая модернизация основного танка Chieftain на практике обернулась проведением нескольких исследовательских и конструкторских работ, результатом которых стали новые технологии и ноу-хау.
К моменту окончания проектов обновления танка «Чифтен» уже началась разработка новой бронемашины Challenger, которая получила особый приоритет. Основные силы английского танкостроения были брошены на разработку нового танка, из-за чего все работы по усовершенствованию предыдущей техники со временем были свернуты. Все сохранившиеся к этому времени прототипы усовершенствованных ОБТ Chieftain были переделаны в соответствии с исходным проектом и отправлены в войска, либо переданы музеям. К примеру, единственный прототип танка Chieftain SID в настоящее время хранится в музее города Бовингтон. Время от времени бронемашина демонстрируется на различных выставках, в том числе и на ходу.
По материалам сайтов:
http://army-guide.com/
http://jedsite.info/
http://hmvf.co.uk/
http://secretprojects.co.uk/
http://pro-tank.ru/
http://armor.kiev.ua/
Информация