Military Review

Workhorse named GAZ-66

22
Perhaps, there is no better-known military vehicle in Russia than GAZ-66 or, in common people, “Shishiga” (“Sheshiga”). Although the car was designed in the distant sixties, its use is justified to this day. If we talk about the fleets of military units, in the overwhelming number of 66-GAZ there is, and in good condition, ready to perform certain tasks.




GAZ-66 in various modifications can be used as a vehicle for transporting personnel, as an ambulance vehicle, as a shift bus or as a vehicle designed for such a procedure as water well drilling. The car can be equipped with additional devices (winch, drilling rig, equipment for communication).

With the production of this workhorse of the Soviet and Russian armies was removed in 1999 year, but this does not prevent the use of "Shishigu" in the troops with a fair amount of intensity. Specifications of this car, which can be called one of the most successful design achievements, the following.

GAZ-66 carrying capacity is up to 4 tons. However, in reality, Soviet drivers transported on this “horse” and one and a half times more payload. The course at the same time was difficult, but the car withstood the load, often really saving the lives of wounded soldiers. 66-I wonderfully manifested itself on the mountain roads of Afghanistan, but it was discovered that it had a significant flaw in this country. The cab of the car was located directly above the front wheelset, which reduced the probability of crew survival to a minimum if the car drove on a mine. It was for this reason that GAZ-66 had to be withdrawn from Afghanistan, although individual units of this vehicle continued to serve there until the withdrawal of Soviet troops.

The car's power is 120 horses with a working volume of 4,25 engine l. Fuel consumption by today's standards can be considered large: at speeds up to 80 km / h, the engine eats 20 liters of fuel for every 100 km. However, in the attitude of the Soviet army to automobile fuel (approximately as water), nobody paid special attention to these consumption indicators.

Of all the amenities for the driver in the "Shishiga" was provided a hammock made of tarpaulin, which could be hung right in the cab.
22 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Chicot 1
    Chicot 1 18 July 2013 12: 06
    10
    This car can be odes with high calmness! Of course, not without flaws, and the conditions for a carrier with passengers are more than Spartan, but their off-road qualities are beyond praise! The current "Kamazyuks" in this to "shishigi" oh how far! ..
    It is also simple, unpretentious and maintainable. And most importantly, "soldier-resistant" ... In a word - a real army vehicle! ..
    1. Vadivak
      Vadivak 18 July 2013 14: 52
      +3
      Quote: Chicot 1
      This car can be composed ode high calm! Of course, not without flaws


      Passability is higher than the roof, but when the wind starts in winter, it blows from all the cracks, the gear lever is just awful ....
      1. Chicot 1
        Chicot 1 18 July 2013 16: 40
        +5
        Alas, Vadim, in this sublunar world there is no absolute ideal ... wink And in the case of the GAZ-66, the advantages nevertheless outweighed all its shortcomings ...
        And as for the gear lever, I agree one hundred percent ... True, you get used to it over time ...

        By the way, there was also a three-axle (three-axle) version of the "shishiga". It was called GAZ-34. True, she never went into the series, and remained an experimental one ...
        1. Vadivak
          Vadivak 18 July 2013 22: 01
          +2
          Quote: Chicot 1
          in the case of the GAZ-66, the advantages still outweighed all its shortcomings ...


          given its specifics 100%, but he still plowed in the national economy, and you understand the civilian person to endure the hardships of military service
      2. valerei
        valerei 6 August 2013 11: 12
        0
        Vadivak, as a former designer and motorist engineer, I cannot understand the feasibility of this technical solution. The only thing that comes to mind is an order from the superiors to the designer not to remake the gearbox cover for control through the wings. For the manufacture of a new cover and backstage at the plant, it would be necessary to open a new production, and this, perhaps, there was no desire or opportunity. Here KAMAZ was immediately designed with a rocker gearbox control. And at GAZ they simply took a regular checkpoint and attached a long lever: a purely Russian solution. And what about the cracks and all other "pleasures", then for comparison there was KrAZ, and even with a pneumatic power steering !. Those who drove it will understand. Although this Kraz is now something like a T-34. And there were no cars left and the drivers after it quickly "bent", often not working even to retirement.
  2. lilit.193
    lilit.193 18 July 2013 14: 40
    +2
    I heard that the designer of the GAZ-66 was a woman. Is this true or is it a bike on the ears? winked
    1. Chicot 1
      Chicot 1 18 July 2013 16: 49
      +5
      Quote: lilit.193
      I heard that the designer of the GAZ-66 was a woman

      Yes, there are such stubborn rumors ...
      Quote: lilit.193
      Is this true or is it a bike on the ears?

      ... but it's just a bike ...

      The designer of the GAZ-66 (as well as many other cars produced in Gorky) is Alexander Dmitrievich Prosvirnin (1914-2005) ...

      So the woman as a lead designer was not here. Although in the design bureau it is possible that there were probably representatives of the fair sex. And therefore, to some extent, this bike is also true in part ... wink

      Alexander Dmitrievich Prosvirnin
      1. lilit.193
        lilit.193 18 July 2013 19: 07
        +2
        Of course it is sad. But thanks anyway, Vasily! yes Now I know.
    2. Vadivak
      Vadivak 18 July 2013 22: 04
      +5
      Quote: lilit.193
      I heard that the designer of the GAZ-66 was a woman. Is this true or is it a bike on the ears?


      This evil men came up with. The development of the GAZ-66 off-road truck began at the Gorky Automobile Plant in the early 60s. It was intended to replace the GAZ-63. R.G. Zavorotny was appointed the lead designer (later he was replaced by O. Obraztsov). General management was provided by A.D. Prosvirin.


      In the Russian version of the Top Gear TV show, a test was carried out on the strength of the car: the Oka car was dropped on the body, the interior was broken by a construction weight and burned, the car was also drowned in water. After all these tests, he started up and continued to move.
      1. smersh70
        smersh70 18 July 2013 23: 59
        +4
        Quote: Vadivak
        After all these tests, he started up and continued to move.


        the brakes flew in my battalion near the Gas-66 and the car flew into a small abyss ... so zampotil so that the authorities did not recognize, found the next day in the neighboring village a body and frame .... so 2 conscript drivers took off in a day they put one car and put it on a new frame and body .. started and the Gas-66 itself left the abyss and got into the car park ...... super excellent car ... !!!!! only diesel URAL can compete ... hi
    3. alex86
      alex86 23 July 2013 20: 49
      +1
      Quote: lilit.193
      I heard that the designer of the GAZ-66 was a woman

      I heard the version in the version - the designer of GAZ-SAZ 66 was a woman. It was such a civilian (conversion) version of the GAZ-66 with a tipper body and twin ramps on the rear axle. At the same time, patency decreased, the body was easily overloaded and could not rise, when unloading by a dump truck, the car easily fell to one side - it turned out pretty stupid. Therefore, the woman ...
      1. pilot8878
        pilot8878 24 July 2013 00: 58
        +1
        I have experience in operating this model for 10 years. Of the above disadvantages, only one is real - with a pair, and even that is relative to the operating conditions. In agriculture, the machine did not take root for low payloads (read - low economic efficiency).
  3. awg75
    awg75 18 July 2013 16: 20
    +4
    passable yes, but it has a small payload, the most petrified gasoline engine (they joked 20 liters of course) and it constantly breaks. I think nothing better for the army than the diesel URALs could have come up with (they would have seen them rowing with 10 tons of shells in a half-meter mud porridge ...) - even KAMAZs with a greater carrying capacity lose them in cross-country ability. and don’t forget that the hood in military conditions is two meters of life for the driver
    1. Vadivak
      Vadivak 18 July 2013 22: 11
      +3
      Quote: awg75
      I think nothing better for the army than diesel URALs


      Of course, the diesel Ural is cooler but the GAZ 66 is a car for the Airborne Forces, that is, it drops, and the Urals weren’t somehow
      1. Lopatov
        Lopatov 18 July 2013 22: 24
        0
        Kamaz workers were able to reduce their KamAZ-43501 to 10 kg and begin to supply them to the Airborne Forces. Why did Ural specialists stop at 300 kg on their Ural-12150?
  4. Starover_Z
    Starover_Z 18 July 2013 17: 17
    +2
    In our unit (town of Tiksi) there was such a "Gazonchik", but most of the cars were based on ZIL-157. But no, I'm lying, there was also a ZIL-131. But GAZ-66 (I'm not a driver) in my opinion is quite nimble and passable. Good car!
  5. ramsi
    ramsi 18 July 2013 19: 14
    +1
    Well, if you feel so nostalgic, then "cleaver" is better
  6. family tree
    family tree 18 July 2013 19: 22
    +5
    GAZ-66 passability was achieved due to self-locking cam interwheel differentials. At the expense of stories about a woman designer, we still added about her sadistic inclinations laughing, the ergonomics of the controls and the driver's seat gave a lot of "pleasure".
    1. Vadivak
      Vadivak 18 July 2013 22: 13
      +2
      Quote: perepilka
      the ergonomics of the controls and the driver's seat gave a lot of "pleasure".


      Impossible to forget
  7. Witold
    Witold 19 July 2013 11: 15
    +5
    Amazing car. Served me well in Naryan-Mar on winter roads and off-road. An excellent stove for warming up the engine, but the masochistic gearshift is here.
  8. Alf
    Alf 19 July 2013 11: 47
    +3
    The carriers joked that for those who steered on Shishig for a long time, a new joint appears in their hand.
  9. gregor6549
    gregor6549 21 July 2013 14: 46
    +1
    It was a wonderful horse, although it was not easy to drive it.
    At the end of the 60s, our company even managed to make a mobile automated processing station for radar control based on GAZ 66, which, although it did not go into production, became the basis for more modern PORI P2 and PORI P1 made on the Ural chassis, which are now widely used in Russian aircraft. ... Moreover, their predecessor, the GAZ66 base, was in many respects better than the heirs in the Urals
  10. Druid
    Druid 1 August 2013 01: 36
    +1
    We had three things, the mountainous terrain, dirt roads, a little rain and nothing goes except the cone, but I just got the box lid on two, drove the box with the box, as the bookkeepers with the bills, if it’s standing, then it scatters everything again.
  11. svp67
    svp67 27 August 2013 18: 44
    0
    "Shisharik" is a soldier car and that says it all ...
  12. Rjn
    Rjn 29 September 2013 18: 53
    0
    In the early PAZ-652, the shift lever was initially brought out under the steering wheel, but it was necessary to see how, after a certain time of operation, the driver tried to catch the gear, so they returned to the lever behind the back, similar to the GAZ-66. I emphasize that we are talking about the early PAZ-652, maybe not everyone remembers them, the 672 has a different lever arrangement.
  13. Fedya
    Fedya 6 October 2013 19: 11
    0
    In our EU, so to speak, still hashs with drilling rigs go!

Военное обозрение

Рабочая лошадь по имени ГАЗ-66

22
Пожалуй, нет в России более известного военного автомобиля чем ГАЗ-66 или, в простонародье, «Шишига» («Шешига»). Хотя автомобиль и сконструирован в далёкие шестидесятые годы, его использование оправдано и по сей день. Если говорить об автопарках войсковых частей, то в подавляющем числе 66-й ГАЗ найдётся, причём в исправном состоянии, готовым к выполнению определённых задач.




ГАЗ-66 в различных модификациях может быть использован как автомобиль для перевозки личного состава, как санитарная войсковая машина, как вахтовый автобус или как автомобиль, предназначенный для такой процедуры как бурение скважин на воду. Автомобиль может комплектоваться дополнительными приспособлениями (лебёдкой, буровой установкой, техникой для осуществления связи).

С производства эта рабочая лошадка советской и российской армий была снята в 1999 году, но это вовсе не мешает использовать «Шишигу» в войсках с изрядной интенсивностью. Технические характеристики этого автомобиля, который можно назвать одним из самых удачных конструкторских достижений, следующие.

Грузоподъёмность ГАЗ-66 составляет до 4 тонн. Однако на деле советские водители перевозили на этой «лошадке» и в полтора раза больше полезного груза. Ход при этом конечно был тяжёлым, но машина выдерживала нагрузку, зачастую реально спасая жизни раненых бойцов. 66-я замечательно проявила себя на горных дорогах Афганистана, однако у неё был обнаружен существенный изъян именно в этой стране. Кабина автомобиля располагалась непосредственно над передней колёсной парой, что снижало вероятность выживаемости экипажа до минимума в том случае, если автомобиль наезжал на мину. Именно по этой причине ГАЗ-66 и пришлось выводить из Афганистана, хотя отдельные единицы этой автомобильной техники продолжали служить там вплоть до вывода советских войск.

Мощность автомобиля составляет 120 лошадей при рабочем объёме двигателя 4,25 л. Расход топлива по нынешним меркам можно считать большим: на скорости до 80 км/ч двигатель кушает по 20 литров топлива на каждые 100 км. Однако при отношении в советской армии к автомобильному топливу (примерно как к воде) на эти показатели расхода никто особого внимания не обращал.

Из всех удобств для водителя в «Шишиги» был предусмотрен гамак из брезента, который можно было развесить прямо в кабине.
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Chicot 1
    Chicot 1 18 июля 2013 12:06 Новый
    +10
    Этому автомобилю можно оды слагать высоким штилем! Конечно, не без недостатков и условия для водилы с пассажирами более, чем спартанские, но по своим внедорожным качествам выше всяких похвал! Нынешним "камазюкам" в этом до "шишиги" ой как далеко!..
    А еще прост, непрехотлив и ремонтопригоден. И главное "солдатоустойчив"... Одним словом - настоящий армейский автомобиль!..
    1. Vadivak
      Vadivak 18 июля 2013 14:52 Новый
      +3
      Цитата: Chicot 1
      Этому автомобилю можно оды слагать высоким штилем! Конечно, не без недостатков


      Проходимость выше крыши, но когда зимой начинается ветер, дует из всех щелей, рычаг переключения скоростей просто ужас....
      1. Chicot 1
        Chicot 1 18 июля 2013 16:40 Новый
        +5
        Увы, Вадим, в этом мире подлунном нет абсолютного идеала... wink И в случае с ГАЗ-66 достоинства все же перевешивали все его недостатки...
        А вот насчет рычага переключения передач согласн на все сто... Правда, со временем привыкаешь...

        Кстати, существовала и трехмостовая (трехосная) версия "шишиги". Называлась она ГАЗ-34. Правда, в серию она так и не пошла, так и оставшись эксперементальной...
        1. Vadivak
          Vadivak 18 июля 2013 22:01 Новый
          +2
          Цитата: Chicot 1
          в случае с ГАЗ-66 достоинства все же перевешивали все его недостатки...


          учитывая его специфику 100%, но он же еще в народном хозяйстве пахал, а гражданскому человеку терпеть тягости военной службы сам понимаешь
      2. valerei
        valerei 6 августа 2013 11:12 Новый
        0
        Vadivak, как бывший конструктор и инженер-автомобилист я не могу понять целесообразность данного технического решения. Единственно что приходит в голову, так это приказ начальства конструктору не переделывать крышку КПП на управление через кулису. Для изготовления новой крышки и кулисы на заводе нужно было бы открывать новое производство, а на это, возможно, не было ни желания, ни возможностей. Вот КаМАЗ был сразу спроектирован с кулисным управлением КПП. А на ГАЗе просто взяли штатную КПП и приделали длинный рычаг: чисто российское решение. А что насчёт щелей и всех прочих "удовольствий", то для сравнения тогда был КрАЗ, да ещё с пневмоусилителем руля!. Тот, кто ездил на нём - тот поймёт. Хотя данный Краз сейчас это что-то вроде Т-34. И машин не осталось и водители после него быстренько "загибались", зачастую не дорабатывая даже до пенсии.
  2. lilit.193
    lilit.193 18 июля 2013 14:40 Новый
    +2
    Я слышала, что конструктором ГАЗ-66 была женщина. Это правда или так байка на уши? winked
    1. Chicot 1
      Chicot 1 18 июля 2013 16:49 Новый
      +5
      Цитата: lilit.193
      Я слышала, что конструктором ГАЗ-66 была женщина

      Да, ходят такие упрямые слухи...
      Цитата: lilit.193
      Это правда или так байка на уши?

      ...но это всего лишь байка...

      Конструктором ГАЗ-66 (а так же множества других автомобилей выпускавшихся в Горьком) является Александр Дмитриевич Просвирнин (1914-2005 гг.)...

      Так что женщины в качестве ведущего конструктора здесь не было. Хотя в самом КБ возможно, что наверняка имелись представительницы прекрасного пола. И поэтому, в какой-то мере сия байка и верна от части... wink

      Александр Дмитриевич Просвирнин
      1. lilit.193
        lilit.193 18 июля 2013 19:07 Новый
        +2
        Жаль конечно. Но все равно спасибо, Василий! yes Теперь буду знать.
    2. Vadivak
      Vadivak 18 июля 2013 22:04 Новый
      +5
      Цитата: lilit.193
      слышала, что конструктором ГАЗ-66 была женщина. Это правда или так байка на уши?


      Это злые мужики придумали. Разработка грузового автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-66 началась на Горьковском автомобильном заводе в начале 60-х годов. Он предназначался для замены ГАЗ-63. Ведущим конструктором был назначен Р.Г.Заворотный (позже его сменил О.Образцов). Общее руководство осуществлял А.Д.Просвирин.


      В русской версии телепередачи Top Gear был проведён тест на прочность автомобиля: на кузов был сброшен автомобиль «Ока», салон был разбит строительной гирей и сожжён, автомобиль также был утоплен в воде. После всех этих испытаний он заводился и продолжал движение.
      1. smersh70
        smersh70 18 июля 2013 23:59 Новый
        +4
        Цитата: Vadivak
        После всех этих испытаний он заводился и продолжал движение.


        у меня в батальоне у Газ-66 полетели тормоза и машина улетела в небольшую пропасть...так зампотыл , чтобы начальство не узнало,нашел на след день в соседней деревне кузов и раму.... так 2 срочника-водители за день сняли в одной машины все и поставили на новую раму и кузов..завели и Газ-66 сама выехала из пропасти и встала в автомобильный парк......супер отличная машина...!!!!!по проходимости равных нет..ну лишь дизельный УРАЛ.может составить конкуренцию... hi
    3. alex86
      alex86 23 июля 2013 20:49 Новый
      +1
      Цитата: lilit.193
      Я слышала, что конструктором ГАЗ-66 была женщина

      Я слышал версию в варианте - конструктором ГАЗ-САЗ 66 была женщина. Это был такой гражданский (конверсионный) вариант ГАЗ-66 с самосвальным кузовом и спаренными скатами на задней оси. При этом проходимость снизилась, кузов легко перегружался и не мог подняться, при выгрузке самосвалом машина легко заваливалась набок - довольно дурацкая получилась. Поэтому и женщина...
      1. pilot8878
        pilot8878 24 июля 2013 00:58 Новый
        +1
        Имею опыт экплуатации данной модели в течении 10 лет. Из вышеуказанных недостатков реален только один - со спаркой, да и тот относителен к условиям эксплуатации. В сельском хозяйстве машина не прижилась за малую грузоподъёмность (читай - низкую экономическую эффективность).
  3. awg75
    awg75 18 июля 2013 16:20 Новый
    +4
    проходимый это да ,но имеет малую грузоподъёмность , наипроржорлевейший бензиновый двигатель(20 литров это они пошутили конечно) и постоянно ломается. думаю для армии ничего ещё лучше дизельных УРАЛов не придумали(видели бы как они гребут с 10 тоннами снарядов в полтораметровой грязевой каше...)--даже КАМАЗы при большей грузоподъёмности проигрывают им в проходимости. и не забывайте что капот в военных условиях--это два метра жизни для водителя
    1. Vadivak
      Vadivak 18 июля 2013 22:11 Новый
      +3
      Цитата: awg75
      думаю для армии ничего ещё лучше дизельных УРАЛов не придумали


      Конечно дизельный Урал круче но ГАЗ 66 машина для ВДВ, т.е десантируется, а Урал как-то так не использовали
      1. Лопатов
        Лопатов 18 июля 2013 22:24 Новый
        0
        Камазовцы смогли свой КамАЗ-43501 до 10 300 кг снизить, и начать поставлять их в ВДВ. Почему специалисты "Урала" остановились на 12150 кг на своём Урал-43206?
  4. Starover_Z
    Starover_Z 18 июля 2013 17:17 Новый
    +2
    У нас в части (пгт.Тикси) был такой "Газончик", но большая часть машин на базе ЗИЛ-157. А нет, вру, ещё был и ЗИЛ-131. Но ГАЗ-66, (я не водитель) по моему достаточно вёрткий и проходимый. Хорошая машина!
  5. ramsi
    ramsi 18 июля 2013 19:14 Новый
    +1
    ну, вот если так ностальгировать, то "колун" лучше
  6. perepilka
    perepilka 18 июля 2013 19:22 Новый
    +5
    Проходимость ГАЗ-66 достигалась за счёт самоблокирующихся кулачковых межколёсных дифференциалов. На счёт байки, про женщину-конструктора, у нас ещё добавляли про её садистские наклонности laughing, эргономика управления и места водителя доставляли много "удовольствия".
    1. Vadivak
      Vadivak 18 июля 2013 22:13 Новый
      +2
      Цитата: perepilka
      эргономика управления и места водителя доставляли много "удовольствия".


      Забыть невозможно
  7. Витольд
    Витольд 19 июля 2013 11:15 Новый
    +5
    Изумительная машина. Послужила мне хорошо в Нарьян-Маре по зимникам и баздорожью. Отличная печка для прогрева двигателя, но вот переключатель скоростей мазохистский.
  8. Альф
    Альф 19 июля 2013 11:47 Новый
    +3
    Водилы шутили, что у тех, кто долго рулил на Шишиге, в руке появляется новый сустав.
  9. gregor6549
    gregor6549 21 июля 2013 14:46 Новый
    +1
    Замечательная лошадка была, хотя управляться водиле с ней было не просто.
    Наша фирма даже умудрилась в конце 60х сделать на базе ГАЗ 66 мобильный автоматизированный пост обработки радиолокационной управления, который хоть и не пошел в серию, но стал основой для более современных ПОРИ П2 и ПОРИ П1 сделанных на шасси "Урал" широко используемых ныне в российских ВС. При этом их предшественник базе ГАЗ66 был по многи показателям получше наследников на Уралах
  10. Druid
    Druid 1 августа 2013 01:36 Новый
    +1
    Было три штуки у нас, местность горная, дороги грунтовые, чуть дождик и ничто не едет кроме шишарика, но на двух крышка коробки просто достала, водилы с коробкой, кк счетоводы со счетами, раз стоит, значит раскидывает все по новой.
  11. svp67
    svp67 27 августа 2013 18:44 Новый
    0
    "Шишарик" - машина-солдат и этим всё сказано...
  12. RJN
    RJN 29 сентября 2013 18:53 Новый
    0
    На ранних ПАЗ-652 рычаг переключения вначале выводили аж под руль, но надо было видеть, как через определенное время эксплуатации водитель пытался поймать передачу, поэтому вернулись к рычагу за спиной по аналогии с ГАЗ-66. Подчеркиваю, речь идет о ранних ПАЗ-652, может не все их помнят, на 672 другое расположение рычага.
  13. Fedya
    Fedya 6 октября 2013 19:11 Новый
    0
    У нас в ес так сказать, до сих пор гашиши с буровыми ездят !