Рабочая лошадь по имени ГАЗ-66

Пожалуй, нет в России более известного военного автомобиля чем ГАЗ-66 или, в простонародье, «Шишига» («Шешига»). Хотя автомобиль и сконструирован в далёкие шестидесятые годы, его использование оправдано и по сей день. Если говорить об автопарках войсковых частей, то в подавляющем числе 66-й ГАЗ найдётся, причём в исправном состоянии, готовым к выполнению определённых задач.

Рабочая лошадь по имени ГАЗ-66


ГАЗ-66 в различных модификациях может быть использован как автомобиль для перевозки личного состава, как санитарная войсковая машина, как вахтовый автобус или как автомобиль, предназначенный для такой процедуры как бурение скважин на воду. Автомобиль может комплектоваться дополнительными приспособлениями (лебёдкой, буровой установкой, техникой для осуществления связи).


С производства эта рабочая лошадка советской и российской армий была снята в 1999 году, но это вовсе не мешает использовать «Шишигу» в войсках с изрядной интенсивностью. Технические характеристики этого автомобиля, который можно назвать одним из самых удачных конструкторских достижений, следующие.

Грузоподъёмность ГАЗ-66 составляет до 4 тонн. Однако на деле советские водители перевозили на этой «лошадке» и в полтора раза больше полезного груза. Ход при этом конечно был тяжёлым, но машина выдерживала нагрузку, зачастую реально спасая жизни раненых бойцов. 66-я замечательно проявила себя на горных дорогах Афганистана, однако у неё был обнаружен существенный изъян именно в этой стране. Кабина автомобиля располагалась непосредственно над передней колёсной парой, что снижало вероятность выживаемости экипажа до минимума в том случае, если автомобиль наезжал на мину. Именно по этой причине ГАЗ-66 и пришлось выводить из Афганистана, хотя отдельные единицы этой автомобильной техники продолжали служить там вплоть до вывода советских войск.

Мощность автомобиля составляет 120 лошадей при рабочем объёме двигателя 4,25 л. Расход топлива по нынешним меркам можно считать большим: на скорости до 80 км/ч двигатель кушает по 20 литров топлива на каждые 100 км. Однако при отношении в советской армии к автомобильному топливу (примерно как к воде) на эти показатели расхода никто особого внимания не обращал.

Из всех удобств для водителя в «Шишиги» был предусмотрен гамак из брезента, который можно было развесить прямо в кабине.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 22
  1. Chicot 1 18 июля 2013 12:06
    Этому автомобилю можно оды слагать высоким штилем! Конечно, не без недостатков и условия для водилы с пассажирами более, чем спартанские, но по своим внедорожным качествам выше всяких похвал! Нынешним "камазюкам" в этом до "шишиги" ой как далеко!..
    А еще прост, непрехотлив и ремонтопригоден. И главное "солдатоустойчив"... Одним словом - настоящий армейский автомобиль!..
    1. Vadivak 18 июля 2013 14:52
      Цитата: Chicot 1
      Этому автомобилю можно оды слагать высоким штилем! Конечно, не без недостатков


      Проходимость выше крыши, но когда зимой начинается ветер, дует из всех щелей, рычаг переключения скоростей просто ужас....
      1. Chicot 1 18 июля 2013 16:40
        Увы, Вадим, в этом мире подлунном нет абсолютного идеала... wink И в случае с ГАЗ-66 достоинства все же перевешивали все его недостатки...
        А вот насчет рычага переключения передач согласн на все сто... Правда, со временем привыкаешь...

        Кстати, существовала и трехмостовая (трехосная) версия "шишиги". Называлась она ГАЗ-34. Правда, в серию она так и не пошла, так и оставшись эксперементальной...
        1. Vadivak 18 июля 2013 22:01
          Цитата: Chicot 1
          в случае с ГАЗ-66 достоинства все же перевешивали все его недостатки...


          учитывая его специфику 100%, но он же еще в народном хозяйстве пахал, а гражданскому человеку терпеть тягости военной службы сам понимаешь
      2. valerei 6 августа 2013 11:12
        Vadivak, как бывший конструктор и инженер-автомобилист я не могу понять целесообразность данного технического решения. Единственно что приходит в голову, так это приказ начальства конструктору не переделывать крышку КПП на управление через кулису. Для изготовления новой крышки и кулисы на заводе нужно было бы открывать новое производство, а на это, возможно, не было ни желания, ни возможностей. Вот КаМАЗ был сразу спроектирован с кулисным управлением КПП. А на ГАЗе просто взяли штатную КПП и приделали длинный рычаг: чисто российское решение. А что насчёт щелей и всех прочих "удовольствий", то для сравнения тогда был КрАЗ, да ещё с пневмоусилителем руля!. Тот, кто ездил на нём - тот поймёт. Хотя данный Краз сейчас это что-то вроде Т-34. И машин не осталось и водители после него быстренько "загибались", зачастую не дорабатывая даже до пенсии.
  2. lilit.193 18 июля 2013 14:40
    Я слышала, что конструктором ГАЗ-66 была женщина. Это правда или так байка на уши? winked
    lilit.193
    1. Chicot 1 18 июля 2013 16:49
      Цитата: lilit.193
      Я слышала, что конструктором ГАЗ-66 была женщина

      Да, ходят такие упрямые слухи...
      Цитата: lilit.193
      Это правда или так байка на уши?

      ...но это всего лишь байка...

      Конструктором ГАЗ-66 (а так же множества других автомобилей выпускавшихся в Горьком) является Александр Дмитриевич Просвирнин (1914-2005 гг.)...

      Так что женщины в качестве ведущего конструктора здесь не было. Хотя в самом КБ возможно, что наверняка имелись представительницы прекрасного пола. И поэтому, в какой-то мере сия байка и верна от части... wink

      Александр Дмитриевич Просвирнин
      1. lilit.193 18 июля 2013 19:07
        Жаль конечно. Но все равно спасибо, Василий! yes Теперь буду знать.
        lilit.193
    2. Vadivak 18 июля 2013 22:04
      Цитата: lilit.193
      слышала, что конструктором ГАЗ-66 была женщина. Это правда или так байка на уши?


      Это злые мужики придумали. Разработка грузового автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-66 началась на Горьковском автомобильном заводе в начале 60-х годов. Он предназначался для замены ГАЗ-63. Ведущим конструктором был назначен Р.Г.Заворотный (позже его сменил О.Образцов). Общее руководство осуществлял А.Д.Просвирин.


      В русской версии телепередачи Top Gear был проведён тест на прочность автомобиля: на кузов был сброшен автомобиль «Ока», салон был разбит строительной гирей и сожжён, автомобиль также был утоплен в воде. После всех этих испытаний он заводился и продолжал движение.
      1. smersh70 18 июля 2013 23:59
        Цитата: Vadivak
        После всех этих испытаний он заводился и продолжал движение.


        у меня в батальоне у Газ-66 полетели тормоза и машина улетела в небольшую пропасть...так зампотыл , чтобы начальство не узнало,нашел на след день в соседней деревне кузов и раму.... так 2 срочника-водители за день сняли в одной машины все и поставили на новую раму и кузов..завели и Газ-66 сама выехала из пропасти и встала в автомобильный парк......супер отличная машина...!!!!!по проходимости равных нет..ну лишь дизельный УРАЛ.может составить конкуренцию... hi
        smersh70
    3. alex86 23 июля 2013 20:49
      Цитата: lilit.193
      Я слышала, что конструктором ГАЗ-66 была женщина

      Я слышал версию в варианте - конструктором ГАЗ-САЗ 66 была женщина. Это был такой гражданский (конверсионный) вариант ГАЗ-66 с самосвальным кузовом и спаренными скатами на задней оси. При этом проходимость снизилась, кузов легко перегружался и не мог подняться, при выгрузке самосвалом машина легко заваливалась набок - довольно дурацкая получилась. Поэтому и женщина...
      1. pilot8878 24 июля 2013 00:58
        Имею опыт экплуатации данной модели в течении 10 лет. Из вышеуказанных недостатков реален только один - со спаркой, да и тот относителен к условиям эксплуатации. В сельском хозяйстве машина не прижилась за малую грузоподъёмность (читай - низкую экономическую эффективность).
  3. awg75 18 июля 2013 16:20
    проходимый это да ,но имеет малую грузоподъёмность , наипроржорлевейший бензиновый двигатель(20 литров это они пошутили конечно) и постоянно ломается. думаю для армии ничего ещё лучше дизельных УРАЛов не придумали(видели бы как они гребут с 10 тоннами снарядов в полтораметровой грязевой каше...)--даже КАМАЗы при большей грузоподъёмности проигрывают им в проходимости. и не забывайте что капот в военных условиях--это два метра жизни для водителя
    1. Vadivak 18 июля 2013 22:11
      Цитата: awg75
      думаю для армии ничего ещё лучше дизельных УРАЛов не придумали


      Конечно дизельный Урал круче но ГАЗ 66 машина для ВДВ, т.е десантируется, а Урал как-то так не использовали
      1. Лопатов 18 июля 2013 22:24
        Камазовцы смогли свой КамАЗ-43501 до 10 300 кг снизить, и начать поставлять их в ВДВ. Почему специалисты "Урала" остановились на 12150 кг на своём Урал-43206?
  4. Starover_Z 18 июля 2013 17:17
    У нас в части (пгт.Тикси) был такой "Газончик", но большая часть машин на базе ЗИЛ-157. А нет, вру, ещё был и ЗИЛ-131. Но ГАЗ-66, (я не водитель) по моему достаточно вёрткий и проходимый. Хорошая машина!
  5. ramsi 18 июля 2013 19:14
    ну, вот если так ностальгировать, то "колун" лучше
    ramsi
  6. perepilka 18 июля 2013 19:22
    Проходимость ГАЗ-66 достигалась за счёт самоблокирующихся кулачковых межколёсных дифференциалов. На счёт байки, про женщину-конструктора, у нас ещё добавляли про её садистские наклонности laughing, эргономика управления и места водителя доставляли много "удовольствия".
    1. Vadivak 18 июля 2013 22:13
      Цитата: perepilka
      эргономика управления и места водителя доставляли много "удовольствия".


      Забыть невозможно
  7. Витольд 19 июля 2013 11:15
    Изумительная машина. Послужила мне хорошо в Нарьян-Маре по зимникам и баздорожью. Отличная печка для прогрева двигателя, но вот переключатель скоростей мазохистский.
  8. Альф 19 июля 2013 11:47
    Водилы шутили, что у тех, кто долго рулил на Шишиге, в руке появляется новый сустав.
  9. gregor6549 21 июля 2013 14:46
    Замечательная лошадка была, хотя управляться водиле с ней было не просто.
    Наша фирма даже умудрилась в конце 60х сделать на базе ГАЗ 66 мобильный автоматизированный пост обработки радиолокационной управления, который хоть и не пошел в серию, но стал основой для более современных ПОРИ П2 и ПОРИ П1 сделанных на шасси "Урал" широко используемых ныне в российских ВС. При этом их предшественник базе ГАЗ66 был по многи показателям получше наследников на Уралах
  10. Druid 1 августа 2013 01:36
    Было три штуки у нас, местность горная, дороги грунтовые, чуть дождик и ничто не едет кроме шишарика, но на двух крышка коробки просто достала, водилы с коробкой, кк счетоводы со счетами, раз стоит, значит раскидывает все по новой.
    Druid
  11. svp67 27 августа 2013 18:44
    "Шишарик" - машина-солдат и этим всё сказано...
  12. RJN 29 сентября 2013 18:53
    На ранних ПАЗ-652 рычаг переключения вначале выводили аж под руль, но надо было видеть, как через определенное время эксплуатации водитель пытался поймать передачу, поэтому вернулись к рычагу за спиной по аналогии с ГАЗ-66. Подчеркиваю, речь идет о ранних ПАЗ-652, может не все их помнят, на 672 другое расположение рычага.
    RJN
  13. Fedya 6 октября 2013 19:11
    У нас в ес так сказать, до сих пор гашиши с буровыми ездят !
    Fedya

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня