Автомобили Войска Польского

Польская автомобильная промышленность считалась во времена СЭВ второй по качеству после чехословацкой. На примере: купленный, подержанный «Полонез», стоил в СССР новенькую Волгу и кучу денег. Вот такой был неофициальный курс. Поэтому в польской армии сегодня не увидишь ни ЗиЛов, ни УАЗиков (хотя они там были). Польша пользовалась военными автомобилями также своего, чехословацкого производства и производства ГДР.
Варшавского договора давно нет, но Польша не утратила связи со странами партнерами и продолжает эксплуатировать автомобильную технику производства теперь уже Чехии и Германии. Так что же для армии выпускала и выпускает сама Польша?
Пойдем от меньшего к большему.
Первый из них – это Honker. Это джип начал производится еще в социалистической Польше под именем «Тарпан» на фабрике сельскохозяйственных автомобилей в Познани. Машина относится к так званому классу джипов. Автомобиль больше нашего УАЗика и по габаритам, больше подходит к румынскому ARO 24, но в отличие от последнего обладал изначально более мощным мотором. Выпускался первоначально в двух вариантах (пассажирский и грузопассажирский). Позже к ним добавился пикап и фургон. Автомобиль обладает неплохой проходимостью. Машина с дизелем была испытана в боевых условиях Ирака, где в отличие от украинских УАЗ 3151 не перегревалась.
Также была испытана его модифицированная версия «Скорпион-3».

В современной Польше автомобиль выпускался на заводе Daewoo Motor в Люблине небольшими партиями. В связи с ликвидацией DM, было принято первоначальное решение о переносе его выпуска на территорию Украины. Но последовавший глубокий экономический кризис украинской экономики привел к отмене решения о производстве. Сейчас автомобиль опять производится в Люблине в количестве не более двухсот в год. Также есть несколько разновидностей микрогрузовичков Iveco, которые выполняют роль: санитарных, саперных и инженерных машин. Выпускаются в Кутно.


Следующий наш герой Автомобиль - STAR 660. Довольно-таки старенькая машинка (кто помнит на нем еще Электроник от банды Стампа угонял).

Но продолжает использоваться его версия в виде понтонного моста и мостоукладчика. Полноприводной. Аналог нашего ЗиЛ-157 и его ровесник (если считать со STAR 66). Двигался по пересеченке так, что за ним Studebaker US-6 еле успевал.


Самый многочисленный из грузовиков в армии это STAR 266. Ему можно провести аналог с нашим ЗиЛ-131, но он обладает дизелем. Как и русский кузен, тоже находится в тени своего предка. Палитра применения также разнообразна. От простого грузовика, до инженерных и технических машин.



Автомобиль экспортировался во многие страны и принимал участие в боевых действиях. В Сухопутных войсках (Wojska Lądowe) он играет роль «рабочей лошадки». У него тоже есть двуосный собрат с колесной формулой 4х4 Star 244.

Давать общие автомобильные характеристики на военном сайте вроде как неправильно. Поэтому ограничимся общей информацией. С 2000 по 2006 год на заводе STAR TRUCK Sp. Для армии модернизировали грузовик до уровня STAR 266М с двигателем MAN. Всего было модернизировано около 250 автомобилей.

Это мера была предпринята с целью унификации с новой двухосной Полноприводной моделью Star 944. В соответствии с новой индексацией полноприводных моделей первая цифра округленно обозначает полную массу в тоннах, вторая - общее число колес, третья - число ведущих колес.
В Ираке также проходила службу огневая передвижная точка Star 944 «Гиена». Так же для боевых условий на территории Афганистана был разработан легкобронированный Star 944Р.



Star 944 планировался как замена 266, но оказалась не способной выполнять все задачи предшественника, поэтому была выпущена Star 1466. В армии используется как авиационный топливозаправщик, техничка, машина подвоза боеприпасов. Ожидается замена на Star 1444.


Тяжеловесами же можно назвать автомобили Jelcz. 3-осный автомобиль Jelcz P662 с двигателем Iveco Cursor используется не только по прямому назначению, но и как шасси для тяжелого вооружения и оборудования. На данный момент это: РСЗО «Лангуст» ПКР MSN, минный заградитель «Мельница». Передвижной центр метрологии, станция артиллерийской разведки «Ливец». В дальнейшем на его базе будет разработан 240-мм РСЗО «Омар» и 155-мм гаубица «Криль».





Однако, самый большой – это Jelcz 862. Этот 4-осный тягач способен выполнять любые задачи, которые не под силу его младшим соперникам. Также на его шасси будут смонтированы новые системы ПВО и ПРО.



Информация