Ейская НИТКА от Киева отведёт?

На минувшей неделе за всей шумихой по поводу различных судебных решений, известиями о масштабных учениях ВВО, событий, связанных с Эдвардом Сноуденом, едва заметной оказалась информация о том, что на строящемся испытательно-тренировочном комплексе в Ейске состоялись первые полёты. Первым самолётом, который поднялся в небо с ейского комплекса, стал Су-25УТГ. Через пару дней ейский вариант НИТКА (наземного испытательного тренировочного комплекса авиационного) принял сразу несколько корабельных Миг-29КУБ. Таким образом, в Ейске был отмечен День основания российской морской авиации.

Ейская НИТКА от Киева отведёт?



События, которые произошли в Ейске, отнюдь нельзя назвать рядовыми. Почему? Причина даже не столько в том, что военное строительство в России не просто возобновляется, но и приносит первые ощутимые плоды, сколько в том, что ейский комплекс даёт возможность российским лётчикам морской авиации совершенствовать свои навыки в независимости от настроения соседей.

Дело в том, что до недавнего времени представители морской авиации имели возможность осуществлять тренировочные мероприятия либо непосредственно на авианосце «Адмирал Кузнецов», который остался, по сути, единственным авианесущим военным кораблём России, либо на НИТКА, который находился неподалёку от крымского городка Саки. На авианосце, по понятным причинам, в полной мере не потренируешься, поэтому основной упор делался именно на украинский тренировочный комплекс. Киев, который на своём авианесущем флоте поставил крест ещё в начале девяностых, осознал, что разбирать на кирпичи и шлакоблоке НИТКу в Новонефёдовке (близ упомянутого города Саки) не стоит, ибо она не может быть безынтересной для Москвы. А если она для Москвы не может быть таковой, то с этого вполне можно поиметь определённые барыши. Рынок, понимаешь… Ничего личного…

В конечном итоге Москва после длительного перерыва, связанного с тотальным недофинансированием собственной оборонной отрасли и эйфорией начала 90-х под лозунгом «У новой России противников не осталось», действительно обратила на комплекс в украинской Новонефёдовке пристальное внимание. Первоначальную сумму годовой аренды, которую выставили официальные украинские власти, явно нельзя было назвать драконовской. Речь шла о 500 тысячах долларов, причём основную долю этой суммы составлял «натурпродукт»: запасные части для авиатехники, которая осталась на украинских аэродромах, наборы технической документации и другое в этом духе.

В общем, во второй половине 90-х Киев и Москва ударили по рукам, и НИТКА в Крыму начала худо-бедно российскими лётчиками палубной авиации эксплуатироваться. Худо-бедно не только потому, что к этому моменту навыки взлёта и посадки в условиях работы авианесущего крейсера были существенно растеряны, но и потому что Киев нередко старался использовать НИТКА в Новонефёдовке как козырь в углеводородных спорах. Однако все «НИТочные» трения российским и украинским властям преодолеть удавалось: где-то за счёт переговоров, где-то за счёт увеличения арендной платы. Удавалось до тех пор, пока к власти в Украине не привели господина Ющенко. Этот самый господин, демонстрируя свою солидарность с грузинским «наполеоном» Михаилом Саакашвили во время агрессии Тбилиси в Южной Осетии, решил закрыть новонефёдовский комплекс для тренировок российских военных. Мол, Миша, не дрейфь, Витя с тобой – делаю всё, что могу…

Москве не оставалось ничего другого, как отказаться от планов использования крымского тренировочного комплекса. Но, как говорится, нет худа без добра. Менее чем через два года после ющенковского демарша в России принимается решение построить собственный НИТКА под Ейском. Как говорится: все звёзды для такого решения сошлись. Во-первых, запрет со стороны украинского руководства в плане использования российскими лётчиками НИТКА в Крыму, во-вторых, появление достаточных объёмов средств для строительства собственного аналога, в-третьих, курс на модернизацию российской армии (и флота, соответственно).

В феврале 2010-го в Ейске уже приступили к началу формирования Центра боевого применения морской авиации. Через два года (то есть, буквально на днях) комплекс прошёл первые испытания с использованием боевых самолётов, и эти испытания оказались успешными.

НИТКА в Ейске – это многофункциональный аэродром, один из кластеров которого имитирует палубу авианосца. Лётное поле этого кластера оборудовано аэрофинишёрами, которые создавались на Выборгском судостроительном заводе, и специальным трамплином. Другой кластер – это две ВПП, каждая из которых имеет протяжённость около 3500 метров. Основным назначением ейского комплекса станет отработка пилотами морской авиации навыков взлёта с палубы авианосца, а также навыков приземления на неё.

Первые тренировочные упражнения касались проверки светотехнического оборудования с самолётов морской авиации МИГ-29КУБ. Проверка прошла успешно.

В ближайшее время планируется провести работы по монтажу в Азовском море (неподалёку от Ейска) платформы, на которой навыки взлёта (приземления) будут отрабатывать российские вертолётчики. Площадка будет оборудована специальными системами, которые смогут имитировать волнение моря определённой силы, что поспособствует лучшей выработке навыков взлёта и приземления вертолётов морской авиации.

В Украине ещё в 2011 году, как только планы по строительству российского варианта НИТКА стали воплощаться в реальность, посчитали это самое строительство недружественным шагом.

Интересное дело получается: постоянная смена условий аренды НИТКА в Новонефёдовке от Киева, а то и полный запрет на использование этого комплекса – шаг, понимаешь, дружественный, а вот строительство Россией на собственной территории аналога новонефёдовской НИТКи – то, видите ли, недружественно… Какой-то вариант, подозрительно напоминающий собаку на сене: сам не ам и другим не дам!

Теперь, украинские власти и представители военного корпуса, решили отойти от такого аргумента как «недружественный жест» (очевидно, осознав странность собственных высказываний), но одновременно нашли и другой способ в попытках отстоять свои интересы (если они есть вообще). Этот способ: доказать Москве, что строительство под Ейском – бессмысленная трата времени и средств. Мол, потраченных на строительство НИТКА в Краснодарском крае денег хватило бы на аренду НИТКА в Новонефёдовке ещё, как минимум, на целый век.


Ну, здесь никто, в принципе, и не спорит. Строительство такого комплекса – дело затратное. Но… Такая страна как Россия не может себе позволить, чтобы составляющие её безопасности постоянно использовались в качестве объектов торга. Ведь Ющенко уже был в Украине у власти, что мешает прийти к власти в братском государстве другому «Ющенко», который снова начнёт заниматься неприкрытым шантажом, используя для этого любую подвернувшуюся под руку возможность. В конце концов, и от мечущегося из стороны в сторону Януковича неизвестно чего ожидать…

Конечно, украинские заинтересованные лица и дальше бы продолжали подвергать строительство под Ейском комплекса для морской авиации обструкции, если бы не Черноморский флот. С мыслями: «хрен с ней с НИТКой – сосредоточимся на использовании фактора пребывания ЧФ РФ в Крыму в своих целях» и успокоились. Успокоились – ладно, не успокоились бы – тоже уже дело десятое: НИТКА-то под Ейском почти готова, а потому все озабоченности зарубежных властей можно пропускать мимо ушей. Сами, по большому счёту, и спровоцировали…

Дело российского военного руководства – поменьше обращать внимания на такого рода озабоченности, а гнуть свою линию. А линия эта должна быть простой донельзя: совершенствовать обороноспособность России. Сегодня, вроде как, линия эта выдерживается. Что ж: так держать!
Автор:
Володин Алексей
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

72 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти