Биологическое оружие: найти и ликвидировать

Биологическое оружие: найти и ликвидироватьВ СМИ неоднократно публиковались материалы, в которых рассказывалось об опасных экспериментах, проводимых США на территориях некоторых стран бывшего СССР, и лабораториях, где выращиваются возбудители опаснейших болезней.

Российский МИД официально предупредил США о недопустимости дальнейшей эскалации в этом вопросе и необходимости срочно прекратить работу таких "предприятий".


Ещё 18 мая 2011 года в материале "Михаил Саакашвили при помощи США продолжает угрожать вирусами" рассказывалось о том, что, по данным французских журналистов, Грузия под прикрытием осуществления программы по предотвращению распространения биологического оружия работает над созданием различных вирусов на своей территории. В частности микробиологи и вирусологи США (институт медицинских исследований инфекционных болезней Армии США (USAMRIID, Форт-Детрик) и Грузии (Институт бактериофагов, микробиологии и вирусологии г.Тбилиси, Грузия) проводят исследования возбудителей холеры и новых методов их идентификации." (Конец цитаты).

8 июня 2012 года Валентин Евстигнеев, генерал-лейтенант м/с в отставке, бывший начальник Управления биологической защиты опубликовал на портале "Мир и мы" материал "Смертельная угроза: БиоПРО по-американски". В нём, в частности, говорилось:

По утверждениям экспертов, в Штатах нарастает внутренняя угроза, которая исходит от деятельности собственных научных учреждений, получивших от государства право на проведение работ со «списочными» биологическими агентами. По опубликованным данным, по состоянию на 2006 г. в США официально насчитывалось более 400 таких учреждений. Особую озабоченность вызывает то, что процесс расширения биоопасной лабораторной базы вышел из под контроля властей. При этом даже ФБР не может точно определить число действующих в стране лабораторий высокого уровня биобезопасности.

Эксперты делают вывод, что центры, созданные решать задачи противодействия биотерроризму, сами стали источником новых угроз и не только в масштабах США. Вследствие слабого контроля стали возможными факты утраты и воровства опасных микробов и вирусов, акты «почтового» биотерроризма с использованием возбудителя сибирской язвы, попытки получения доступа к технологиям и опасным возбудителям со стороны психически неуравновешенных граждан, криминальных и других социально опасных личностей.

Подобные «вольности» являются не только внутренним делом США, но и предметом внимания международного права.

По утверждениям экспертов, в Штатах нарастает внутренняя угроза, которая исходит от деятельности собственных научных учреждений, получивших от государства право на проведение работ со «списочными» биологическими агентами. По опубликованным данным, по состоянию на 2006 г. в США официально насчитывалось более 400 таких учреждений. Особую озабоченность вызывает то, что процесс расширения биоопасной лабораторной базы вышел из под контроля властей. При этом даже ФБР не может точно определить число действующих в стране лабораторий высокого уровня биобезопасности.

Эксперты делают вывод, что центры, созданные решать задачи противодействия биотерроризму, сами стали источником новых угроз и не только в масштабах США. Вследствие слабого контроля стали возможными факты утраты и воровства опасных микробов и вирусов, акты «почтового» биотерроризма с использованием возбудителя сибирской язвы, попытки получения доступа к технологиям и опасным возбудителям со стороны психически неуравновешенных граждан, криминальных и других социально опасных личностей.

Подобные «вольности» являются не только внутренним делом США, но и предметом внимания международного права.

С 1992 г. в сферу БиоПРО попали территории стран бывшего СССР. В Вашингтоне они традиционно рассматриваются в качестве потенциального источника опасных патогенов и технологий создания биооружия, а также специалистов, обладающих соответствующей теоретической подготовкой и практическими навыками. Теперь партнерами США в рамках этой программы являются суверенные государства по периметру России: Украина, Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Узбекистан. В Киргизии общий контроль за оборотом в стране потенциально опасных биоматериалов осуществляет Канада.

По данным зарубежных экспертов, в перспективе «зонтик» БиоПРО должен расшириться за пределы СНГ. В зону его покрытия должны попасть Афганистан, Пакистан, Бурунди, Кения и Уганда, а далее – Индия, Ирак, Танзания и ЮАР. Общие расходы Пентагона на эти цели в 2012 году составят более 260 млн. долларов.

В США не скрывают удовлетворения уже достигнутыми результатами: Азербайджан, Грузия и Казахстан к настоящему времени передали Институту патологии ВС США национальные коллекции патогенных микроорганизмов. Тбилиси подарил американцам все коллекции штаммов сибирской язвы, бруцеллеза, чумы и туляремии, Баку «поделился» уникальными штаммами чумы, сибирской язвы, холеры и других опасных заболеваний, Астана предоставила коллекцию штаммов чумы и сибирской язвы.

При этом специалисты говорят о переориентации бывших советских республик на американские стандарты санитарно-эпидемиологического надзора и продолжающемся создании ими центров биологического мониторинга, контролируемых США.


Другими словами, наши ближайшие соседи отдают на откуп американцам право оценивать уровень биологических угроз на своей территории и принимать решения о применении соответствующих мер противодействия.

На то, что их опасения небеспочвенны указывают, к примеру, появившиеся в прессе данные о функционировании грузино-американской лаборатории в Алексеевке во главе с бывшим руководителем службы разведки Грузии А.Жвания. При этом ее работу курирует лично советник министра обороны США по ядерным, химическим и оборонным программам Э. Вебер. Известно, что в этом центре работают военнослужащие армии США, а опыты проводятся в условиях строжайшей секретности.

Армянское издание «Еркрамас» предполагает, что в лаборатории ведутся прикладные исследования по боевому применению биологических поражающих средств.

О причастности грузино-американского центра в Алексеевке к распространению вируса африканской чумы свиней в российских регионах в одном из недавних выступлений говорил главный санитарный врач России Г.Онищенко. Относительно данной ситуации специалистами выдвигаются две наиболее вероятные версии: техногенная авария, повлекшая утечку генно-модифицированного штамма, и намеренные действия Грузии (например, сброс в реку Ингури туш погибших от вируса свиней), имевшие целью нанесение экологического ущерба Южной Осетии, Абхазии и России.

При этом центр в Алексеевке является далеко не единственным учреждением вблизи границ России, где американцы могут проводить исследования в области создания биооружия. В иностранной прессе появились сообщения о создании подобных лабораторий на базе противочумных станций в Баку и Симферополе, а также в Казахстанском научном центре карантинных и зоонозных инфекций им. М.Айкимбаева в Алма-Ате. (Конец цитаты)

Сегодня у российских дипломатов к США следующие претензии:

– США голословно утверждают, будто бы Россия нарушает обязательства по Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО);

– никаких доказательств этому американская сторона не приводит;

– вместе с тем США сами блокируют создание верификационного механизма в рамках КБТО, который позволил бы полностью устранить «американские озабоченности»;

– к США имеются вопросы «в связи с вовлеченностью ряда американских организаций в масштабную биологическую деятельность двойного применения»;

– такие организации действуют на грани разрешенного международным правом – результаты их деятельности «могут быть использованы в противоречащих статье I КБТО целях»;

– возможно, некоторые объекты, находящиеся под юрисдикцией или контролем США, участвовавшие в военных биологических программах, до сих пор не уничтожены и не перепрофилированы на мирные цели, как того требует статья II КБТО;

– наконец, главное – «серьезную озабоченность вызывает и биологическая деятельность Минобороны США вблизи российских границ.

Таким образом, налицо нарастание угроз распространения на территории России эпидемий опаснейших и, возможно, пока совершенно неизвестных болезней, для которых по вполне понятным причинам ещё нет способов лечения.

В условиях отсутствия эффективного международного контроля за деятельностью таких лабораторий было бы непростительным оптимизмом считать, что сами американцы способны и будут употреблять такие разработки только "во благо человечества".

Продолжающийся скандал с разоблачениями, сделанными бывшим сотрудником ЦРУ Эдвардом Сноуденом, говорит о том, что, наоборот, США используют средства, находящиеся в их распоряжении для достижения целей, которые весьма далеко от идеалов демократии и соблюдения прав человека.

Как известно, п. 4 ст. 2 Устава ООН гласит: “Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций”.

Складывается впечатление, что с помощью создания кольца лабораторий по созданию биологического оружия США хотели бы если не обойти , то хотя бы максимально нивелировать с своих интересах букву и содержание этих положений, так как установить факт агрессии с применением биологического оружия может быть весьма затруднительно. В свою очередь, это может всегда создавать для вероятного агрессора соблазн применить такое оружие.

В то же время наивно полагать, что Россия будет бесконечно долго наблюдать, как рядом с её границами нарастает угроза распространения и применения биологического оружия.

Не исключено, что во время "августовской войны 08.08.08" российскими спецслужбами были получены достоверные данные о работах, которые ведутся на территории Грузии в этом направлении. Это позволяет до поры до времени контролировать ситуацию мирными дипломатическими методами.

К слову, вполне обоснованным и логичным стало бы проведение парламентского расследования со стороны парламента Грузии на предмет законности работы лаборатории в Алексеевке.

Однако, если такие лаборатории будут продолжать функционировать в нарушение международных соглашений в этой области, вполне резонно будет применить ст. 51 Устава ООН на практике. А она гласит:

-- Настоящий Устав ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на Члена Организации, до тех пор пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности. Меры, принятые Членами Организации при осуществлении этого права на самооборону, должны быть немедленно сообщены Совету Безопасности и никоим образом не должны затрагивать полномочий и ответственности Совета Безопасности, в соответствии с настоящим Уставом, в отношении предпринятия в любое время таких действий, какие он сочтет необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

Таким образом, в случае появления достоверной и проверенной информации о планах применения биологического оружия, особенно в свете проведения Зимней Олимпиады в Сочи, российские спецслужбы будут вправе при наличии соответствующего политического решения руководства страны принять превентивные меры по ликвидации угрозы.

И речь отнюдь не идёт о военных действиях в традиционном понимании. Как известно, есть другие способы, в частности, специальные операции.

Другой вопрос, как повлияет раскрытие информации о деятельности таких секретных лабораторий на и без того значительно подмоченный имидж Соединенных Штатов Америки как мирового центра демократии и защиты прав человека.
Автор:
Игорь Матвеев, военный эксперт, полковник
Первоисточник:
http://worldandwe.com/ru/page/Biologicheskoe_oruzhie_nayti_i_likvidirovat.html
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти