Драконы на службе Её Величества

Драконы на службе Её Величества


Легендарный британский пират Сэр Фрэнсис Дрейк утверждал, что лучшая эмблема для боевого корабля – прибитый к форштевню труп врага. Форштевень нового британского корабля HMS Dragon украшает не менее символичный знак – красный валлийский дракон. Национальный герб Уэльса. Символ неприкосновенности и безопасности охраняемого объекта. Неусыпный страж, день и ночь стерегущий вверенные ему сокровища.

Средневековая мистика удивительным образом сплетается с современными технологиями. «Всевидящий магический кристалл» приобрел черты трехкоординатного радара с активной ФАР, способного на дистанции 100 км разглядеть альбатроса. А «стрелы Робин Гуда», пролетев сквозь семь столетий, превратились в 48 зенитных ракет семейства Aster, без промаха бьющих на 120 километров.


HMS Dragon – четвертый корабль в серии из шести эскадренных миноносцев Королевских ВМС Великобритании, принадлежащих к типу «Дэринг» (Daring, Dauntless, Diamond, Dragon, Defender, Duncan). Специализированные эсминцы ПВО, «заточенные» под обеспечение защиты корабельных соединений от любых средств воздушного нападения в прибрежной зоне, в открытых морских районах и на просторах Мирового океана.

Драконы на службе Её Величества

Дыхание Дракона

Корни эсминцев «Дэринг» (также встречается обозначение «тип 45» или «тип D») уходят в 1990-е годы, когда европейские страны задумали создать собственный боевой корабль нового поколения, ничуть не уступающий американских эсминцам УРО типа «Орли Берк». Результатом совместной англо-франко-итальянской программы CNGF (common new generation frigate) стало появление фрегатов-переростков типа «Горизонт» (приняты на вооружение ВМС Италии и Франции), а также их более совершенной версии – британских эсминцев ПВО типа «Дэринг».

Замысел определенно удался: благодаря своей совершенной конструкции и сверхсовременной «начинке», «Дэринги» и «Горизонты» по ряду важнейших характеристик превзошли американские Иджис-эсминцы. Особенно впечатляюще выглядит «Дэринг»: даже последние модификации американских «Берков» вежливо расступаются при виде британского паладина.

Внешне, «Дэринг» представляет собой типичный современный эсминец полным водоизмещением около 8000 тонн. Чарующие линии надстроек и корпуса. Минимум внешних декоративных элементов лишь подчеркивают стать и благородство «Дэринга», чей облик целиком подчинен технологии «стелс». Подпалубное размещение оружия, установки вертикального запуска ракет, стройные мачты, вертолетный ангар и посадочная площадка на корме…

Драконы на службе Её Величества

На этой иллюстрации хорошо чувствуются размеры "Дэринга". Эсминец весьма велик.

Но главные секреты корабля кроются внутри – под блеском начищенных палуб и радиопрозрачными колпаками антенн скрывается НЕЧТО, что бросило вызов всем существующим технологиям и канонам морского боя в формате «поверхность-воздух».

Британские ученые, в сотрудничестве со своими итальянскими и французскими коллегами из MBDA и Thales Group сыграли «ва-банк», сумев создать первую в мире зенитную ракету с полностью автономным наведением на цель, по принципу «выстрелил – и забыл».

Разумеется, это не исключает возможности внешнего управления ракетой: все ЗУР семейства Aster 15/30 оснащены перепрограммируемым автопилотом: на среднем участке траектории с ракетой можно связаться посредством радиоэлектронных средств корабля и скорректировать её полет - вплоть до полной отмены выполнения задания.

Но настоящий фокус происходит на финальном отрезке полета: ракета Aster 15/30 имеет активную головку самонаведения (ГСН).

Все! Больше никаких ограничений и мытарств, связанных с необходимостью внешней подсветки цели – активная ГСН самостоятельно излучает радиоволны и принимает отраженный сигнал. Эсминец «Дэринг» может, как из пулемета, «лупить» по воздушным целям, не задумываясь о количестве находящихся в воздухе ракет и количестве радаров управления огнем на его борту – они ему попросту не нужны.

Зенитная ракета с активной ГСН – настоящий сюрприз для вражеской авиации: напрасно летчик бросает самолет вниз, пытаясь уйти на предельно малую высоту – туда, где его не достанут РЛС подсветки, установленные на борту корабля. Выпущенная ракета Aster-30, невозмутимо последует за нарушителем в любую сторону – увидев своего противника всего один раз, она уже ни за что не отстанет от своей «жертвы».

Великолепные летные характеристики Aster 30, отличная маневренность и высокая скорость полета, достигающая 4,5 скоростей звука, позволяют осуществлять перехват любых аэродинамических целей в диапазоне высот от 5 до 20 000 метров: самолетов, сверхзвуковых крылатых ракет, а также боевых блоков баллистических ракет малой дальности.

Драконы на службе Её Величества

Немаленькая игрушка. Длина Aster 30 достигает 5 метров. Стартовая масса 450 кг

4 апреля 2012 года был поставлен очередной рекорд – французский фрегат «Форбин»* смог поразить зенитной ракетой Aster 30 сверхзвуковой дрон GQM-163A Coyote, мчащийся над гребнями волн на скорости 2,5 Маха.
В тот раз GQM-163A Coyote имитировал перспективную российско-индийскую противокорабельную ракету «Брамос». Сообщается, что высота полета дрона составляла всего 15 футов (5 метров) – таким образом, зенитная ракета Aster 30 впервые в мире продемонстрировала реальную возможность перехвата сверхзвуковых целей, идущих на предельно малой высоте.

*D 620 Forbin - фрегат типа «Горизонт». Практически полный аналог «Дэринга», лишь с той разницей, что британский эсминец еще круче и совершеннее

Помимо «дальнобойной» Aster 30 в боекомплект эсминцев входит «короткая» Aster-15, являющаяся полным аналогом Aster 30, но без стартового ускорителя (бустера). Несмотря на худшие летные характеристики (дальностью стрельбы всего 30 км, максимальная скорость полета не более 3,5 М), «короткая» Aster 15 обладает одним важным преимуществом: меньшим временем реакции, а, следовательно, большими возможностями для перехвата целей в ближней зоне («мертвая зона» составляет всего 1 милю от борта корабля) – надежное средство для самообороны корабля от низколетящих крылатых ракет.

Все это – европейский морской зенитный комплекс PAAMS (Principal Anti-Air Missle System), включающий, помимо ракет семейства Aster, установки вертикального пуска типа SYLVER и систему управления огнем на основе мультифункциональных радиолокаторов EMPAR или SAMPSON.

Драконы на службе Её Величества


В отличии от итальянских и французских фрегатов, использующих мощный, но, в целом, ничем не примечательный трехкоординатный радар EMPAR, «Дэринг» оснащен куда более причудливым девайсом – РЛС с активной фазированной антенной решеткой SAMPSON (модификация PAAMS S, также известная, как Sea Viper).

Проектируя свой супер-эсминец, британские ученые посчитали неоптимальной американскую схему, принятую на Иджис-крейсерах и эсминцах «Берк» (четыре плоские неподвижные антенные решетки радара AN/SPY-1, размещенные по квадрантам с интервалом 90°). Подобная схема, при своей кажущейся простоте и эффективности, имеет ряд недостатков: например, она неэффективна при отражении массированных атаках с одного направления – это перегружает решетку, тогда как задействовать три остальные не представляется возможным. Другой важный недостаток – американское решение не позволяет установить четыре тяжеленные ФАР высоко над поверхностью воды (действительно, не монтировать же под каждую из четырех антенн дополнительную мачту?) – в результате антенны попросту крепятся к внешним стенам надстроек, будто картины в Третьяковской галерее, что несколько ограничивает радиогоризонт и дальность обнаружения низколетящих целей.

Драконы на службе Её Величества


У британских моряков все иначе.
На вершине фок-мачты «Дэринга» сияет в солнечных бликах радиопрозрачный колпак, под которым вращается платформа с двумя активными ФАР, по 2560 излучающих элементов в каждой.

Излучающие элементы сгруппированы в 640 приёмопередающих модулей, по 4 элемента в каждой, способных реализовать 64 различные градации сигнала по фазе и амплитуде. Связь с центральным компьютером осуществляется по оптоволоконной сети со скоростью передачи данных 12 Гбит/с. Масса антенного поста 4,6 тонн, частота вращения — 60 об/мин. Диапазон излучаемых частот 2-4 ГГЦ (Short-band диапазон на стыке сантиметровых и дециметровых волн). Имеется система охладения антенны для снижения тепловой сигнатуры эсминца. В перспективе возможна установка третьей антенной решетки, обращенной в зенит.

Как уже отмечалось выше, фантастический прибор способен разглядеть птицу с дистанции 100 км – на небольших дистанциях зоркость SAMPSON поражает воображение. В теории, энергетические возможности SAMPSON позволяют контролировать воздушное пространство на дальности в несколько сотен километров, впрочем, это уже не его задача – см. следующий абзац.

В кормовой части надстройки «Дэринга» смонтирован второй радар дальнего обнаружения (черт возьми, один лучше другого!) с активной ФАР – BAE Systems S1850M, работающий в диапазоне дециметровых волн. Антрацитово-черная антенна S1850M массой 6 тонн ежеминутно совершает 12 оборотов вокруг своей оси и способна в автоматическом режиме отслеживать положение до 1000 воздушных целей в радиусе 400 км от борта корабля.

Новый «Дредноут»

Усилия инженеров увенчались успехом: 1 февраля 2006 года, величественно покачиваясь на волнах реки Клайд, на воду ступил эсминец «Дэринг» - головной корабль в серии из шести эскадренных миноносцев. Непобедимый Астерион, чьи бьющие без промаха стрелы «приземлят» любого, рискнувшего прорваться к нему по воздуху.

На сегодняшний день HMS Daring - самый совершенный в мире корабль противовоздушной (противоракетной) обороны, чьи возможности при отражении воздушных атак «заткнут за пояс» любой американский «Берк» или российский атомный крейсер «Петр Великий».

Драконы на службе Её Величества


Ровно за 100 лет до «Дэринга», 10 февраля 1906 года похожую революцию в кораблестроении совершил другой британский корабль HMS Drednought – легендарный линкор, чье появление мгновенно сделало устаревшими все существующие на то время линкоры и броненосцы.

Но, несмотря на повторение успеха и впечатляющие ПВО-способности, не обошлось без обязательной порции дегтя: одним из главных недостатков «Дэринга» называют его чересчур узкую специализацию.
Зенитные ракеты это хорошо, но где же ударное вооружение? Где противолодочные средства? Где системы ближнего боя, подобные российским «Кортикам» или американским «Фаланксам»? И почему так мал зенитный боекомплект – всего 48 ракет Aster 15/30?

Драконы на службе Её Величества

USS Barry (DDG-52) - Иджис-эсминец ВМС США типа "Орли Берк"

При беспристрастном сравнении с американским одноклассником – Иджис-эсминцем типа «Орли Берк», британский «Дэринг» смотрится, как заправский бездарь. «Американец», при схожем водоизмещении (9000…9700 тонн против 8000 «Дэринга») и равной стоимости несет 96 вертикальных пусковых установок, в каждой из которых может находиться зенитная ракета семейства «Стэндерд», КРМБ «Томагавк», противолодочная ракето-торпеда или ракеты самообороны ESSM (по 4 в одной ячейке). Малогабаритные торпеды Mk.46, больший калибр универсальной артиллерии и наличие на борту систем самообороны («Фаланксы», SeaRAM) можно даже не принимать в расчет – и без этих «мелочей» совершенно ясно, что «Берк» является более эффективным и сбалансированным кораблем, а относительно слабые возможности в плане ПВО компенсируются огромным количеством построенных эсминцев (62 «Берка» против 6 «Дэрингов») – радаров и ракет хватит на всех.

Однако...
Очевидное преимущество «Берка» перед «Дэрингом» совсем неочевидно, если взглянуть на ситуацию под несколько иным углом.

Критически настроенные эксперты обычно не учитывают, что «Дэринг» конструктивно недогружен – на нем, как и на большинстве кораблей европейских стран, по экономическим соображениям отсутствует ряд первоначально запланированных систем и оборудования. В настоящее время британским морякам попросту не требуется надводный корабль с крылатыми ракетами морского базирования, а установка ПКР была бы напрасными тратами ввиду отсутствия какой–либо возможности применить все это оружие.

При возникновении необходимости, мнимая слабость «Дэринга» может быть исправлена в кратчайшие сроки: на эсминце предусмотрена возможность установки двух 8-зарядных модулей УВП - французской SYLVER A-70 или американской Mk.41 VLS в «ударном» варианте – для размещения 16 крылатых ракет «Томагавк» или перспективных европейских SCALP Naval.

Модернизация облегчается модульной конструкцией эсминца и изначальной унификацией систем корабля с европейским и американским вооружением.
Также, имеется зарезервированное пространство под установку ПУ Mk.141 для запуска противокорабельных ракет «Гарпун». В дополнение к двум, уже имеющимся, скорострельным артиллерийским установкам «Эрликон» DS-30B c оптико-электронными системами наведения, возможна установка автоматизированных зенитных автоматов Phalanx CIWS.

Как и любой современный корабль, «Дэринг» в меру универсален и позволяет решать множество насущных задач, возникающих перед Военно-Морским Флотом в наши дни.

«Дэринг» трудно назвать беззубым в плане противолодочной борьбы: как и полагается современному эсминцу, он оснащен подкильным гидролокатором MFS-7000, а отсутствие ПЛУР и малогабаритных торпед частично компенсируется двумя противолодочными вертолетами Westland Lynx (или одним тяжелым многоцелевым AgustaWestland Merlin с макс. взлетной массой 14,6 тонн).

Драконы на службе Её Величества


Имеется универсальная артиллерия – «Дэринг» способен оказать скромную огневую поддержку своим 4,5-дюймовым (114 мм) морским орудием Mark 8 или отбить возможную атаку террористов (как, например, подрыв эсминца ВМС США «Коул» в порту Адена, 2000 г.) с помощью двух вышеупомянутых установок «Эрликон» DS-30B.

Специальные возможности включают в себя флагманский командный пост, полужесткие моторные лодки и возможность применения мини-БПЛА. Комфортабельные внутренние помещения эсминца с кондиционерами, ЖК-панелями и Wi-Fi могут быть в мгновение ока превращены в современный госпиталь или центр по эвакуации и оказания помощи пострадавшим в результате различных ЧС.

Примечательно, что для управления немалым по своим размерам кораблем хватает экипажа всего из 190 человек (для сравнения – экипаж американских эсминцев «Берк» состоит почти из 400 моряков).

Новый британский корабль достоин искреннего восхищения. Вновь над морскими просторами зазвучит старинный гимн «Правь, Британия, морями!», однако, в этот раз стоит признать, что несмотря на всю свою британскую чопорность и протяжные звуки волынки, фантастический эсминец «Дэринг» является кооперацией усилий лучших специалистов со всех концов Европы.

Драконы на службе Её Величества
Автор: Олег Капцов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 51
  1. xetai9977 23 июля 2013 07:19
    Британцы действуют по принципу "меньше да лучше". Экономия средств вынуждает отказатся от второстепенных систем вооружений, но в то же время позволяет сконцентрироватся по прорывным технологиям.
    1. Рустам 23 июля 2013 12:35
      Интересно а народ ставит минусы статье отчего? Интересная статья об ВМС Англии и ихнем развитии или из-за зависти ?

      это познавательно и есть с чем сравнить-Особенно по темпам строительства
      1. Geisenberg 23 июля 2013 19:13
        Цитата: Рустам
        Интересно а народ ставит минусы статье отчего? Интересная статья об ВМС Англии и ихнем развитии или из-за зависти ?

        это познавательно и есть с чем сравнить-Особенно по темпам строительства


        Я минусанул за очковтирательство. Реально недоэсминец, просто самоходная платформа ПВО с тремя вертолетами. Автор пытается нам тут пояснить, что мы слабо подготовлены и "Орли Берк" "ваще ацтой" итд итп. Минус за это перевесил плюс за познавательность.
        1. SWEET_SIXTEEN 23 июля 2013 19:54
          Цитата: Geisenberg
          Реально недоэсминец

          а кто по-вашим стандартам настоящий эсминец
          1. Эдуард 23 июля 2013 23:04
            а по вашему ЭСкадренный МИНоносЕЦ это.... - что*!
            можете пояснить?
            вопрос и к тому, кому Вы отвечаете интересным вопросом.

            а какие ещё бывают миноносцы?
            это просто вопрос от ассоциаций со словом "мина".
            а в чём отличие сегодняшних эсминцев от настоящих эс(к)-миноносцев?
            Эдуард
            1. SWEET_SIXTEEN 23 июля 2013 23:52
              Цитата: Эдуард
              а какие ещё бывают миноносцы?

              В первую очередь они бывают "настоящими" и "фальшивыми"
              примеры "фальшивок" -

              израильский эсминец "Эйлат" (крошечное старое ведро в/и 1700 тонн)
              эсминец Её Величества тип 42 Batch I (по факту - фрегат в/и 4000 тонн)

              В 1960-70е для звания "эсминец" были установлена совсем другие нормативы

              Настоящие эсминцы бывают следующими:
              - эсминцы ПВО (японский "Акидзуки" времен второй мировой или современный британский "Дэринг")
              - ударные эсминцы (956 "Современный")
              - противолодочные эсминцы(большие противолодочные корабли - Беркут, Удалой, Чабаненко)~ чисто советская фишка!
              - эскортные эсминцы (тип "Кэннон" времен ВМВ - слабая артилллерия, но максимум глубинных бомб и зениток)
              - ударно-противолодочно-эскортные ("Спрюэнс")

              Есть признанные "универсалы" - "Флетчер" или современный "Орли Берк", хотя и у них есть свои косяки и ограничения...разве только "флетчер" можно назвать идеальным - лучший эсминец Второй мировой

              А вот эсминец-вертолетоносец "Харуна" (чисто японский вариант эсминца)
              1. Эдуард 24 июля 2013 00:11
                не ради спора спрошу ещё:
                - можно ли любой торпедный катер, корабль считать "эсминцем"?
                И как подобные корабли называют не в России?

                В 1960-70е для звания "эсминец" были установлена совсем другие нормативы
                какие? и почему это не отображено в названии!? или противолодочное вооружение не учитывается?

                эсминцы ПВО
                Вы ж понимаете, что это звучит несколько странно! ПВО и мины:) ну и т.д.
                Эдуард
                1. SWEET_SIXTEEN 24 июля 2013 01:33
                  Цитата: Эдуард
                  - можно ли любой торпедный катер, корабль считать "эсминцем"?

                  можно. все зависит от наглости моряков

                  вон, в Иране строят "эсминцы" Джамаран-2 (посудина 1400 тонн, без ЗРК и с устаревшим на четверть века оружием)
                  Цитата: Эдуард
                  И как подобные корабли называют не в России?

                  В странах Запада эсминцы всегда назывались destroyer (дословно - разрушитель)
                  Например, для "Берков" ВМС США использует индекс DDG (destroyer guided missile - разрушитель с управляемм ракетным оружием)
                  Цитата: Эдуард
                  какие? и почему это не отображено в названии!?

                  Дешевый понт. Эсминец (дестроер) звучит солиднее, чем корвет или ракетный катер
                  Цитата: Эдуард
                  В 1960-70е для звания "эсминец" были установлена совсем другие нормативы какие?

                  Сравните тот же британский "Шеффилд" (тип 42 подсерия 1) с советским БПК Беркут-Б или америсканским дестроером "Спрюэнс".
                  Во-первых, они в 2 раза крупнее "Шеффилда"
                  Во-вторых, их вооружение, оснащение и возможности просто НЕСОПОСТАВИМЫ
                  Цитата: Эдуард
                  Вы ж понимаете, что это звучит несколько странно! ПВО и мины

                  Назавание - анахронизм
                  Каждая страна строит эсминцы (дестроеры) такими, какими они ей нужны - СССР, к примеру строил "большие противолодочные корабли" - название говрит само за себя. В США раньше строили чистые эскортники, сейчас - ударные универсалы

                  Вот современный эсминец-вертолетоносец "Хьюга", Япония
                  И попробуйте доказать, что это не "дестроер")))
                  1. Эдуард 24 июля 2013 02:08
                    Цитата: SWEET_SIXTEEN
                    Вот современный эсминец-вертолетоносец "Хьюга", Япония
                    И попробуйте доказать, что это не "дестроер")))
                    ну зачем мне доказывать что это не эсминец, если Вы и сами об этом подробно рассказали?!
                    "Действующий ВНЕ строя" - очень по русски и понятно звучит! - ведь именно так можно перевести "де-строер"),или иначе - многоцелевой корабль.
                    Тут спорить несчем!
                    А функцией минного заградителя сегодня обладают наверное все плавающие средства! включая
                    простые моторные лодки.
                    Эдуард
                    1. Эдуард 27 июля 2013 23:24
                      В странах Запада эсминцы всегда назывались destroyer (дословно - разрушитель)
                      Ради так сказать просвещения народа ещё раз намекну, что "разрушитель" - неверно применять к "де-строер". И на западе и везде эти корабли считались более независимыми, а именно как "могущие действовать вне строя"!
                      А термин "разрушитель" - это уже современное поэтизирование, отображающее ВОЗМОЖНОСТИ этих кораблей.

                      Приставка "де" не так уж редка. Это латинское наследие в других европейских языках неприметно только для совсем инопланетных человекоподобных.
                      Для примера:
                      де-мобилизация;
                      де-номинация
                      де-волюция
                      ...
                      уверен и этих примеров достаточно для пояснения.
                      Эдуард
  2. T80UM1 23 июля 2013 07:37
    Вопрос специалистам: что может противопоставить российский ВМФ этому эсминцу?
    1. ben gun 23 июля 2013 09:12
      Я не спец совсем, но два варианта:
      1. массированный налет противокорабельных ракет;
      2. "толстые" торпеды с подводной лодки.
      Это если браврные рекламные заявления британцев верны про непробиваемость этих кораблей с верней полусферы.
      1. Самый простой способ - это "оглоушить" радар дэринга массированными помехами + ПРР
        1. Pacifist 23 июля 2013 12:21
          Вряд ли это получится в полной мере, да и ракеты у них с активной ГСН... так что это крепкий орешек... по сравнению с ним Иджисы просто фуфло. В общем очень серьезная машинка.. и как это не печально у нас пока с аналогами по эффективности туго... вот если разработать для 300ф ракету с активной ГСН... это был бы удар поддых ...
          1. Цитата: Pacifist
            Вряд ли это получится в полной мере, да и ракеты у них с активной ГСН... так что это крепкий орешек..

            Безусловно, это крепкий орешек. Давить его будет тяжело, тут нужна комплексная программа подавления - РЭБ, противорадиолокационые ракеты, имитаторы ПКР...
            Цитата: Pacifist
            как это не печально у нас пока с аналогами по эффективности туго...

            Верно. Нашим аналогом должен был стать Редут, но... что-то по нему прогнозы не радужные. Хотя есть мнение, что на этот год запланированы очередные стрельбы.
            Цитата: Pacifist
            вот если разработать для 300ф ракету с активной ГСН.

            ну, ракету-то делают.
    2. Alexander Borey 23 июля 2013 10:14
      Один из вариантов: Береговой противокорабельный комплекс 4К51 "Рубеж"
      Alexander Borey
      1. На "рубеж" современному боевому кораблю даже ЗУр тратить не надо - одной РЭБ хватит.
        Что за удивительное вундерваффе - ракета "Термит", на секундочку, принята на вооружение в 1960-м году? И что Вы от сей почтеной старушки хотите? Чтобы она Вам на 53-ем году жизни современные корабли как орешки щелкала?
        Давайте уже с небес на землю как-то.
        1. Alexander Borey 23 июля 2013 13:31
          Комплекс «4К51 Рубеж» с модернизированной ракетой «Термит-Р» был принят на вооружение ВМФ СССР 22 октября 1978 года и имеет большой задел для модернизации.До старушки Рубежу ещё далеко.
          Alexander Borey
          1. Т.е. Вы всерьез полагаете, что
            1) Модернизированная в 70-х годах начинка отвечает текущим требованиям помехозащищенности?
            2) Что дальность в 80 км - это самое оно для береговых установок?
            3) Что околозвуковая скорость для современной ПКР - это прекрасно?
            Ну ладно тогда:)))
            1. Alexander Borey 23 июля 2013 17:13
              Я всерьез полагаю что в результате модернизации и установки современной помехоустойчивой электроники,а также принятие на вооружение новейших ПКР,береговой ракетный комплекс 4К51 "Рубеж" еще послужит.А электронную начинку сейчас повсеместно обновляют.Это нормальная практика почти для всех видов военной техники,когда после модернизации увеличивается ресурс военной техники и она во многом не уступает новейшим аналогам.Это касается и ракет и танков и военной авиации и пр.К тому же на рубеж можно установить как обычную,так и ядерную БЧ.А это быстро охладит пыл даже самых "горячих" недругов России.
              Alexander Borey
              1. Есть время для модернизаций, а есть врем - для принятия новых вооружений. "рубеж" уже как не модернизируй, но толкового ПКР из него не выйдет. дальность увеличивать надо? Надо. 80 км - это посто несерьезное расстояние. ЭПР сокращать не помешает? не помешает. Сверхзвуковому полету на малой высоте обучить нужно? Нужно. АГСН усовершенстовать? Обязательно. Только какой смысл вкладываться В КАЖДЫЙ элемент ПКР, если имеет место быть"Калибр" на котором все это уже реализовано? Тут ведь потребная модернизация Рубежа уже сопоставима с созданием новой ракеты. Так зачем?
                1. Alexander Borey 23 июля 2013 20:51
                  Модернизация экономит огромные средства государства и время создания образца от НИОКР до поступления в войска.Создание принциапиально новой гиперзвуковой ракеты с использованием технологий малозаметности на базе уже существующей ПУ с глубокой модернизацией последней - значительно легче чем всё создавать с нуля.Есть замечательная поговорка - старый конь борозды не испортит.По сути - это будет уже будет новый комплекс с технологиями ХХI века.Калибр тоже хорош,но списывать Рубеж пока рано,номенклатуру вооружений сужать ни в коем случае не нельзя.Также следует заметить,что каждое оружие создается под определенную задачу.
                  К примеру,ЗРК ближнего радиуса "Тор" и "Панцирь-С" для того создавались,чтобы подчищать то,что пропустили основные эшелоны ПВО/ПРО.Основные эшелоны это в основном трёхсотки и С-400 "Триумф".То же можно сказать и о "Рубеже".Вдумайтесь в название.
                  Вкладываться надо не в КАЖДЫЙ ЭЛЕМЕНТ,а в КОМПЛЕКС ЭЛЕМЕНТОВ,который можно и нужно использовать не только для модернизации существующих образцов,но и создания принципиально новых.Что касается РЭБ,то Россия к счастью в мировых лидерах на сегодняшний день,как в подавлении,так и в противодействии.
                  Alexander Borey
                  1. olp 23 июля 2013 21:45
                    Калибр тоже хорош,но списывать Рубеж пока рано

                    Самое приятное в этом обороте речи это реверанс в сторону Калибра)

                    соглашусь с Андреем, любая модернизация Рубеж давно уже бессмысленна
                    ибо уже есть готовые комплексы Бастион и Бал, которые уже заменяют полностью заменяют старые Рубежи и Редуты по задачам
                    olp
                  2. Ваша точка зрения мне понятна, но я ее не разделяю.
                    Цитата: Alexander Borey
                    Создание принциапиально новой гиперзвуковой ракеты с использованием технологий малозаметности на базе уже существующей ПУ с глубокой модернизацией последней - значительно легче чем всё создавать с нуля

                    Простите, но как раз таки с нуля все будет намного проще - вместо того чтобы пытаться притянуть за уши существующие элементы Рубежа, которые вообще никак не рассчитаны на гиперзвуковые ракеты или же искусственно ограничивать ракету с тем, чтобы впихнуть ее в старые ПУ много проще спроектировать и ракету и ПУ под новое, совершенно отличное от Рубежа ОТЗ. Разумеется, опыт разработки и эксплуатации Рубежа следует учесть, но не более того.
                    Цитата: Alexander Borey
                    К примеру,ЗРК ближнего радиуса "Тор" и "Панцирь-С" для того создавались,чтобы подчищать то,что пропустили основные эшелоны ПВО/ПРО.Основные эшелоны это в основном трёхсотки и С-400 "Триумф".То же можно сказать и о "Рубеже"

                    Не совсем так. Между уничтожением военных кораблей (десантно-высадочных средств) и КР есть большая разница и заключается она в том, что при уничтожении КР (извините за слегка притянутый за уши пример) если для уничтожения 4 КР нужно выпустить 12 ЗУР, то по большому счету без разницы, выпустят ли 12 ЗРК по одной ЗУр или один ЗРК все 12 ЗУР по очереди (если время подлета позволяет) а вот для уничтожения кораблей важно массирование, т.е. обстрел сперва дальнобойными ПКР, потом ПКР средней дальности и т.д. эшелонирование средств поражения по дальности не нужно и вредно - одновременную атаку 10 ПКР отразить куда сложнее, чем 10 атак по одной ПКР последовательно. А потому лучше иметь на вооружении большое количество тех же "Калибров" чем "Калибры", "Рубежи" и проч.
            2. bif 23 июля 2013 23:28
              Возможно коллега не знает, но в 80-х прошлого столетия начали разработку комплексов для замены "Редута" и "Рубежа"...ими стали "Бал" и "Бастион". Кстати Бастионы есть в Сирии (про взрыв склада с ракетами Яхонт,их там было вроде 50шт, думаю слышали).
              http://las-arms.ru/?id=131
              bif
    3. Эдуард 24 июля 2013 00:40
      любое оружие рэб.
      почему нельзя списывать старенькое и заскорузлое-"аналоговое"?
      - именно поэтому:)
      все эти "супер"-корабли, были бы хороши как разработка технологий для прорыва человечества в космос, для покорения планет и т.д.. Но они совершенно негодятся для борьбы человека с человеком. Потому что, люди просто переубивают друг друга (мы то победим несомненно!). И всё на этом. Потому что СИЛЫ РАВНЫ внезависимости от того у кого какой катерок нового образца...
      Детки меряются письками.

      Все думают, что стратегическая цель это Москва!
      Очухайтесь господаре - это не Москва.
      И - уже ради спора - подумайте что же это за важные для страны районы?
      Куда нужно послать две-три боеголовки, что бы всем нам, китайцам и европе пришёл кирдык?
      Эдуард
  3. T80UM1 23 июля 2013 08:08
    "Зенитная ракета с активной ГСН – настоящий сюрприз для вражеской авиации: напрасно летчик бросает самолет вниз, пытаясь уйти на предельно малую высоту – туда, где его не достанут РЛС подсветки, установленные на борту корабля. Выпущенная ракета Aster-30, невозмутимо последует за нарушителем в любую сторону – увидев своего противника всего один раз, она уже ни за что не отстанет от своей «жертвы»." - Вот это я не понял, размер ракеты позволяет установить приемопередачик способный автономно подсвечивать цель с момента запуска, или все таки как я думаю он включается на конечном участке траектории как у С-300 и С-400. и его опус "Но настоящий фокус происходит на финальном отрезке полета: ракета Aster 15/30 имеет активную головку самонаведения (ГСН)" - как будто бы остальные современные ракеты не имеют ее. По моему автор работник фирм-производителей данной ракеты.

    "На сегодняшний день HMS Daring - самый совершенный в мире корабль противовоздушной (противоракетной) обороны, чьи возможности при отражении воздушных атак «заткнут за пояс» любой американский «Берк» или российский атомный крейсер «Петр Великий»." - я бы не стал так категорично заявлять. Поскольку АФАР имеет преимущества перед ПФАР в обнаружении целей на фоне поверхности, но по дальности увы ПФАР сделает АФАР. и что мешает на тот же БЕРК поставить АФАР в перспективе на верх??? Статье минус.
    1. SWEET_SIXTEEN 23 июля 2013 12:07
      Цитата: T80UM1
      все таки как я думаю он включается на конечном участке траектории как у С-300 и С-400.

      no
      у них полуактивное
      Цитата: T80UM1
      ракета Aster 15/30 имеет активную головку самонаведения (ГСН)" - как будто бы остальные современные ракеты не имеют ее.

      На сегодняшний день АГСН используются в ракетах лишь двух морских ЗРК:

      - европейский PAAMS - Aster (первым доведен до ума, принят на вооружение десятка стран мира);

      - американский "Иджис"/"Стэндерд" - Standard-6 (он же - RIM-174) ~ только-только началось серийное производство;

      Аналогичные разработки имеются у России: 9М96Е2/ 9М96М или 40Н6Е для комплексов С-300ПМУ2 и С-400, вот только морских версий этих ЗРК пока еще не создано. Да и ситуация с самими ракетами более чем спорная

      9М96М пытаются вооружить коветы пр. 20380 (ЗРК "Редут") - результат известен:

      Министерство обороны перенесло на неопределенный срок испытания корабельного зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) «Редут», которым должны вооружаться корабли нового поколения. Источник в главкомате ВМФ сообщил «Известиям», что все три пробные стрельбы завершились безрезультатно.

      — В текущем году стреляли трижды — два раза из надводного положения с корвета Балтийского флота «Сообразительный» и один раз с наземной установки. Всякий раз неудачно. Например, в августе запуск прошел в штатном режиме, но головка самонаведения не смогла захватить цель, и ракета самоликвидировалась, — рассказали в главкомате флота.

      http://izvestia.ru/news/537273
  4. Владимирец 23 июля 2013 08:13
    "Непобедимый Астерион, чьи бьющие без промаха стрелы «приземлят» любого, рискнувшего прорваться к нему по воздуху."
    "Вновь над морскими просторами зазвучит старинный гимн «Правь, Британия, морями!»"


    Корабль, конечно, хорош, но подобные фразы, откровенно говоря, смутили. Я думал, статья - перепечатка из какого-нибудь английского патриотического журнала. Посмотрел, ан нет, господин Капцов.
    1. avt 23 июля 2013 10:40
      Цитата: Владимирец
      Я думал, статья - перепечатка из какого-нибудь английского патриотического журнала. Посмотрел, ан нет, господин Капцов.

      Не переживайте . Вот достроят англичаны свои два авианосца ,вот тогда получот от Олега . laughing
      avt
  5. ВохаАхов 23 июля 2013 08:29
    По моему это просто реклама. Британцы уже строили эсминцы, заточенные только под ПВО. Чем это закончилось известно. В 1982 году два из них были потоплены аргентинцами. Мне же хочется сравнить англичанина с нашим "Адмиралом Горшковым" (надеюсь в этом году его домучают и отправят на испытания). При почти в два раза меньшем водоизмещении мы имеем примерно равный потенциал ПВО. Дальность у нашего 135 км против 120 у англичанина. Боекомплект 32 против 48.
  6. Ай, да не обращайте внимания:))) Разумеется
    Зенитная ракета с активной ГСН – настоящий сюрприз для вражеской авиации: напрасно летчик бросает самолет вниз, пытаясь уйти на предельно малую высоту – туда, где его не достанут РЛС подсветки, установленные на борту корабля.

    и все последующее - это не более чем ставшие, увы, обычными для Капцова "приемы умолчания". Т.е. Олег Капцов пишет правду, но ... не всю.
    PAAMS, подобно всем ЗРК, имеющим ЗУР с активной АГСН нуждается в корабельном радаре. Подробно о PAAMS стоит почитать вот тут http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/paams/paams.shtml, но если кому лень, то цитирую абзацы, посвященные работе комплекса
    Алгоритм действия комплекса PAAMS следующий. Воздушная цель обнаруживается РЛС дальнего обнаружения S1850M. Когда дистанция до цели сокращается до 250 км, цель передается на сопровождение многофункциональной РЛС ЗРК PAAMS (если цель низколетящая, то она обнаруживается средствами ЗРК PAAMS самостоятельно). В процессе сопровождения цели информация о ее координатах передается в систему обработки и выдачи информации PAAMS C2. Когда дистанция до цели сокращается до дальности пуска ЗУР "Aster", PAAMS C2 вводит в систему управления ракеты направление на цель и отдает команду на пуск ЗУР. После старта, в зависимости от дистанции до цели, ЗУР "Aster" движется к ней либо кратчайшим путем (при стрельбе на малую дальность), либо по аэробаллистической траектории. В течение всего полета ракеты, РЛС комплекса производит слежение как за ЗУР, так и за целью, постоянно передавая их координаты в систему обработки и выдачи информации PAAMS C2. Система PAAMS C2 производит расчет траектории полета ЗУР и формирует команды коррекции, которые передаются на борт ракеты по радиоканалу. Когда расстояние между целью и ЗУР сокращается примерно до 3-5 км, на ракете (по команде PAAMS C2) включается АГСН, после чего ЗУР "Aster" самостоятельно обнаруживает цель и автономно производит ее перехват.

    Т.е., разумеется, ЗУР Астер может атаковать только только ту цель, которую видит радар.
    Например, боевой самолет подкравшийся под радиогоризонтом может не беспокоиться - радар его не видит, залп ракетами по нему невозможен. Самолет, засеченный радаром и зафиксировавший пуск ЗУР астер (скажем, с помощью ИК-камеры) спокойно уйдет вниз, за радиогоризонт и радар, потеряв из вида цель, не сможет больше донаводить ракету на маршевом участке. И только в том случае, если пилот ведет самолет так высоко, что его видит радар и при этом подпустит ЗУр на 3-5 км к самолету - только тогда ЗУР "схватит" его своей ГСН и уход ниже радиогоризонта ни к чему не приведет.
    1. SWEET_SIXTEEN 23 июля 2013 12:26
      Цитата: Андрей из Челябинска
      только тогда ЗУР "схватит" его своей ГСН и уход ниже радиогоризонта ни к чему не приведет.

      А я о чем?
      увидев своего противника всего один раз, она уже ни за что не отстанет от своей «жертвы».
      1. Цитата: SWEET_SIXTEEN

        А я о чем?

        О том, что для захвата ЗУр надо подвести к самолету на 3-5 км. При помощи радара корабля. А ты забыл об этом упомянуть
        1. olp 23 июля 2013 18:07
          О том, что для захвата ЗУр надо подвести к самолету на 3-5 км. При помощи радара корабля. А ты забыл об этом упомянуть.

          немного уточню)
          он не забыл, а "забыл" wink
          olp
  7. Ну и немного о самом "Дэринге"
    На сегодняшний день ЗРК PAAMS британских эсминцев действительно можно считать лучшим в мире военно-морским ЗРК. Это связано, в первую очередь, с уникальной конструкцией SAMPSON
    Все дело в том, что для контроля воздушного пространства наилучшие, пожалуй, результаты дает дециметровый радар - такой как AN/SPY-1 американских Арли Берков. к примеру. Но у дециметрового радара есть один крайне неприятный глюк - он очень плохо видит цели, идущие над волнами. Американцы очень долго бились над своим спаем, пока им не удалось добиться более-менее приемлемого результата (уже по сути к концу 90-х, началу 2000-х) До этого советские ПКР после ухода на малу высоту становились почти неуязвимыми для американсокго Иджиса. Да и до сегодняшнего дня Иджис ни разу не поразил сверхзвуковую ракету на малой высоте - или сбиваются сверхзвуковые на большой высоте, или дозвуковые на малой.
    С задачей контроля низколетящих целей хорошо справляется сантиметровый радар. Но у наших заклятых друзей сантиметровыми были только радары подсветки целей. А для того, чтобы его включить, надо получить координаты цели от главного дециметрового радара. Самостоятельно американские радары подсветки цель искать не могли.
    У нас сантиметровые радары могли не только подсвечивать цель, но и вести поиск в узком секторе - поэтому если большой радар засекал нечто то всегда имелась возможность глянуть - а что там такое, ракета или помеха? В целом советские систему ЗРК были эффективнее в вопросах ПРО чем американский иджис.
    Ну а англичане совместили два в одном - у них дециметровая решетка контроллит небо, а сантиметровая - поверхность моря.При этом в отличие от советских ЗРК, использовавших полуактивное наведение(количество целей ограничено числом каналов подсветки) то при использовании ЗУР с активной ГСН все ограничивается только мощностью вычислителей. К тому же чем дальше до цели - тем слабее мощность радара подсветки и тем проще забить ее помехами. В то же время ракета с активной ГСН куда ближе, и задурить ей голову (пусть даже мощность ее ГСН существенно уступает корабельному радару) может оказаться сложнее.
    Так что дэринг, безусловно. имеет мощнейшую ПВО, но во всем остальном корабль более чем заурядный. ПЛО, артиллерия и ударные возможности совершенно не поражают воображение.
    1. Комментарий был удален.
  8. Pon69 23 июля 2013 11:11
    На Дискавери фильм был о вводе встрой Деринга. Так вот в самый разгар учений, он отражал воздушный налет - самолеты , ПКР , защита корабле ордера- предыдущий эсминец , у них произошел сбой электропитания компьютеров, все зависло на 30 минут. И на мостике матросы и офицеры смотрели в бинокли как на корабли ордера заходили самолеты для бомбометания по Фолклендскому варианту. Через 30 минут подали питание и капитан сказал умную вещь: Не реагировать на самолеты которые прорвались к кораблям, считать их уничтоженными. Так что электроника не так всесильна.
    1. ben gun 23 июля 2013 11:20
      "..Капитан сказал умную вещь: Не реагировать на самолеты которые прорвались к кораблям, считать их уничтоженными..".
      По моему честней было бы не раегировать самолетам и пилотам на корабли, к которым прорвались самолеты, разве нет?
      Засбоил если комп, посади матроса за зенитную установку пусть крутит вручную наводу, глядишь хоть напугает пилотов.
      1. Pon69 23 июля 2013 11:42
        У них нет зениток, пулемет М-50 на турели с матросом.
        1. ben gun 23 июля 2013 14:01
          Так а я про что?
          зарядить трассирующими погуще и давай пугать/веселить пилотов laughing
    2. SWEET_SIXTEEN 23 июля 2013 12:17
      Цитата: Pon69
      Так что электроника не так всесильна.

      "елестричество", "чудеса чудные"...

      Несмотря на пренебрежительное отношение к электронике и различные сомнения в её надежности, Основное из требований при проектировании современных систем - от ЗРК до космической техники: как можно меньше движущихся механических частей.

      Что касается электроники, она имеет в разы большую надежность и менее чувствительна к неблагоприятным факторам. Все остальная болтология в стиле "компьютеры зависли" - сказки от лукавого (это может произойти на испытаниях, но надеяться в бою на сбой электронных систем противника - наивно и бессмысленно).

      Просто факт. Электронная часть любой системы надежнее, чем все остальные (механика, гидравлика, электропривод)
      1. Pon69 23 июля 2013 12:27
        Никто и не надеется , что у врага кончится "лепездричество". Просто есть направление куда можно вдарить и дешево и сердито.
      2. ben gun 23 июля 2013 14:14
        С фактом что чем меньше подвижных частей тем надежней не поспоришь. Но так же чем хитрей элеткроника и чем она более сложна - тем выше вероятность глюков и логических затыков в ПО, тем больше необходимо затратить времени на отладку и стыковку различных узлов большого механизма, читай корабля. Тупой и не честный пример MS Windows.
        1. Pon69 23 июля 2013 14:27
          Пример с нашим протоном. Плюс на минус поменял :)
          1. ben gun 23 июля 2013 20:42
            Вот-вот. На одной из предыдущих контор была девочка, умудрилась втыкнуть разъем питания в матплату задом наперед, при этом разъем имел защиту "от дурака" и установки неправильно. Она умудрилась на КОНВЕЙЕРЕ установить этот злосчастный разъем задом наперед и его так и впаяли в материнку)))), потом долго голову ломали как так да еще и в ограниченное время и не отломав "защиту от дурака" laughing laughing
    3. fero 23 июля 2013 18:36
      ИМХО дезинформация это всё, чтоб со стороны считали "гляньте как техника у бритов тупит...ну реальное корыто с калькулятором плавает (пардон ходит laughing )".
      Корабль для своих задач просто отличный.
  9. user 23 июля 2013 12:03
    Подобная статья только на другую тему (Реклама набора контрактников в армии НАТО) одни ура лозунги, я думаю боевое применение поставит все на свои места. А если серьёзно то ПВО действительно одно из лучших на сегодняшний день, но чёрт заключается в деталях. А детали следующие - конструктивная недогружённость может сыграть злую шутку, пока они её будут исправлять в кратчайшие сроки их или перетопят или военные действия закончатся. История показывает что не готовность к дню "Д" технических средств обычно ставят на них крест
  10. Takashi 23 июля 2013 13:30
    мне так думается, что хорошая торпеда этому Дракону не помешает.
    Или 5-6 снарядов 120 мм .. 152 мм пушки под ватерлинию.
  11. USNik 23 июля 2013 13:47
    Статья перевод с ура-патриотического сайта островитян. Сам себя не похвалишь, не похвалит никто. winked
    благодаря своей совершенной конструкции и сверхсовременной «начинке», «Дэринги» и «Горизонты» по ряду важнейших характеристик превзошли американские Иджис-эсминцы

    Ага, только забыли про ударные возможности и борьбу с подлодками, а так, да превзошел по самое не хочу. Особенно умиляет хитрый план по распилу бабла - выпустить голый ПВО корабль и потом его довооружить всем остальным. Для примера отличный универсальный Орли берк стоил на момент спуска 1.4млрд $, а английский ЗРК эсминец тянет на 1млрд Евро...
    USNik
    1. Цитата: USNik
      Орли берк стоил на момент спуска 1.4млрд $,

      ну, сейчас-то под 1,7 млрд штука
      Цитата: USNik
      выпустить голый ПВО корабль

      Верблюд - это лошадь, сделанная в Англии
  12. andreitk20 23 июля 2013 16:48
    "В настоящее время британским морякам попросту не требуется надводный корабль с крылатыми ракетами морского базирования, а установка ПКР была бы напрасными тратами ввиду отсутствия какой–либо возможности применить все это оружие."
    Автор не прав, во время ливийских событий КР большой дальности у европейцев закончились быстро и они были вынуждены просить дядю Сема дать в займы. Страны НАТО сейчас наоборот перевооружают носители под "томагавк" как можно больше. ПКР "гарпун", амеры им не стреляли уже лет 7-8, даже ради практики, возможно вообще отказались от его использования.
    Видимо автору очень понравился сам корпус корабля, а начинку он, как и англичане не стал рассматривать.
    Как корабль ПВО возможно он и сильный, правда боекомплект маловат, так как для коллективной обороны с таким количеством кораблей и ракет (6 и 288) соответственно мало. А если учесть что часть кораблей будет на межпоходовом ремонте, другая отрабатывать задачи БП. Реально в строю корабля 3-4. Соответственно без америкосов опять не смогут.
    1. Цитата: andreitk20
      о время ливийских событий КР большой дальности у европейцев закончились быстро

      так во время ливийских событий ЕМНИП у англичан один фрегат ходил в зоне боевых действий аж с 4 (четырьмя) ЗУР в укладках (остальных не было...потому что! в общем, есть у них проблемы с деньгами, ох, есть...)... ладно хоть там совести хватило не кричать "а нам больше и не нужно!"
  13. olp 23 июля 2013 17:51
    Британские ученые, в сотрудничестве со своими итальянскими и французскими коллегами из MBDA и Thales Group сыграли «ва-банк», сумев создать первую в мире зенитную ракету с полностью автономным наведением на цель, по принципу «выстрелил – и забыл».

    и тут Остапа понесло..
    как обычно много пафоса, огромное кол-во преувеличений и недомолвок, впрочем написано интересно.
    автора можно узнать по первому абзацу
    olp
  14. rudolff 23 июля 2013 19:02
    Эсминец отличный. Возможно, действительно лучший в своем классе или один из самых лучших. То, что он не "нафарширован" сейчас всем тем, что предусмотренно проектом, банальная экономия финансов. Значит время терпит. Не стоит забывать, что это не тот "воин, что один в поле", строится целая серия. Одновременно на стапелях сразу несколько корпусов нового проекта АПЛ. Плюс сразу два авианосца. Причем, все это абсолютно новые, оригинальные и современные проекты. Про более "мелкие" корабли можно и не упоминать. Нам бы такой технологический уровень и такие темпы переоснащения флота! Кое чему и поучиться не грех.
    1. паниковский 23 июля 2013 19:13
      ув.рудольф, именно об этом Капа и говорит. эти парни строят отличные вещи, главное-не уступить им ни в чем, такова подоплека его поста
  15. Комментарий был удален.
  16. паниковский 23 июля 2013 20:04
    я,ребята,капцова люблю за то, что его посты всегда профессиональны, и капа имеет замечательные литературные способности.
  17. паниковский 23 июля 2013 21:06
    да здраствует капа-АННДРЕЙ КАПЦОВ.кому что-то не нравится, может валить к некоей матери.
    1. Ykrofashist 22 ноября 2015 22:47
      Андрей, это тот, который из Челябинска, а имя Капцова - Олег.
  18. Эдуард 23 июля 2013 23:39
    Форштевень нового британского корабля HMS Dragon украшает не менее символичный знак – красный валлийский дракон. Национальный герб Уэльса. Символ неприкосновенности и безопасности охраняемого объекта. Неусыпный страж, день и ночь стерегущий вверенные ему сокровища.

    Ну при чём тут уэльсяне и другие валлийцы?!
    это типично китайский дракон!
    и.. взялся этот дракон на гербе уэльсян когда?!
    кто знает почему Шерлок Холмс любил курить трубку?
    а когда жил Конан Дойл?
    Эдуард
  19. jayich 25 июля 2013 11:01
    Ну чтож посмотрим как модернизируют Орлан и как он сможет гонять эту ящерицу. Я бы вообще незаморачивался с эсминцами лучше бы ещё 4-7 Орланов построили да дорого зато эффиктивно.
    1. паниковский 4 августа 2013 17:23
      две АПЛ-945 и две-945а, будут модернизированы. даже на СУН,говорили об этом,как о принятом решении.
  20. паниковский 25 июля 2013 20:13
    Цитата: паниковский
    да здраствует капа-АННДРЕЙ КАПЦОВ.кому что-то не нравится, может валить к некоей матери.
    капцов лучше всех. кому не нравится КАПА,пусть убирается, капцов,как мне кажется,самый русский из русских. капа, береги себя.
    1. старик54 27 июля 2013 01:57
      Цитата: паниковский
      Цитата: паниковский
      да здраствует капа-АННДРЕЙ КАПЦОВ.кому что-то не нравится, может валить к некоей матери.

      Вообще-то его Олег зовут, умник! fool
      1. паниковский 2 августа 2013 21:14
        спасибо, вот незадача-то, а я-то думал, что он мохаммед израилевич. простите, я по ихнему плохо знаю. дико звиняюся,если шо.
      2. паниковский 7 августа 2013 20:13
        спасибо,знаю как зовут капцова, не знаю только отчества. андрей, жду ваших рассказов. я так понял, что новый будет в понедельник. жду с нетерпением.
  21. pt730 26 марта 2014 22:07
    Классный комплекс ПВО. Интересно когда появится на Берках SM-6?!
    pt730

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня