Атака века. Как Александр Маринеско похоронил последнюю надежду Гитлера

Атака века. Как Александр Маринеско похоронил последнюю надежду ГитлераФюрер смертельно ненавидел советских военных, не случайно ни с кем в плену не обращались столь жестоко, как с ними. Но лишь один офицер Советского ВМФ удостоился чести быть объявленным им врагом рейха и своим личным врагом... И было за что.

Гитлер надеялся затянуть войну со странами антинацистской коалиции на неопределенно долгий срок, в течение которого, согласно чаяниям фюрера, неизбежно должен был произойти развал этого не слишком органичного блока, что позволяло Германии заключить мир с англосаксами и французами на Западе и продолжить войну на Востоке против СССР.

В январе 1945 года советские войска, развивая мощное наступление вглубь фашистского рейха, осадили Данциг — древний польский город Гданьск. В этой старинной цитадели, превращенной нацистами в оплот своего господства в Привислинском крае и на Балтике, помимо мощной войсковой группировки оказался отрезанным цвет гитлеровской чиновной элиты — всевозможные фюреры, ляйтеры, комиссары, руководившие разграблением и онемечиванием славянских земель.


А еще здесь базировалась 2-я учебная дивизия подводных лодок Рейхсмарине. В январе 1945 года в ее стенах готовились положить жизнь на алтарь преданности фюреру и фатерлянду 3700 «белокурых бестий». Они мечтали увековечить свое имя подвигами, наподобие тех, что совершили их предшественники, выходцы из этой же альма матер Гюнтер Прин (в 1940 году он отправил на дно самый мощный английский линкор «Ройял Оук», а всего уничтожил 28 кораблей противника) и Отто Кречмер (побил абсолютный рекорд результативности, потопив 44 торговых судна и 1 эсминец). Переправленные в Киль и Фленсбург уже сформированные экипажи должны были занять места в отсеках 123 спущенных на воду новейших субмарин серии XXI, оснащенных шнорхелем — устройством для подзарядки аккумуляторных батарей в подводном положении, что резко увеличивало автономность и скрытность плавания.

Подводники гросс-адмирала Карла Деница были последней надеждой Гитлера. Им предстояло реализовать план тотальной подводной войны.

Внезапно выпустив на морские коммуникации между Старым и Новым Светом (взамен уничтоженных англо-американской противолодочной обороной в ходе Битвы за Атлантику) три с лишним десятка свежих «волчьих стай» субмарин, каждая из которых имела боезапас в 20 торпед и автономность плавания до 16 000 миль, фюрер рассчитывал блокировать Англию, нарушить снабжение высадившихся в Европе войск и выиграть время, необходимое для развала антигитлеровской коалиции. Если учесть блестящие технические данные лодок серии «XXI» и серьезность боевой выучки немецких корсаров морских глубин, этот замысел представлял серьезную угрозу для жизни тысяч союзников.

Вопрос об эвакуации Данцигской школы подплава, на выпускников которой в первую очередь возлагал эту судьбоносную миссию Гитлер, специально обсуждался на одном из январских совещаний в его бункере.

С 1942 года школа размещалась на стоявшем в порту Данцига огромном пассажирском лайнере «Вильгельм Густлов», первоначально построенном для круизных рейсов нацистской элиты из рейха на Канары, а с началом Второй мировой войны переоборудованном сначала под госпитальное судно, а затем в плавучую казарму для любимцев Гитлера.

Кораблем гордилась вся Германия. Не случайно ему присвоили имя видного деятеля НСДАП, пользовавшегося особым доверием вождя и создававшего в Швейцарии из местных немцев штурмовые отряды наподобие СА.

В 1936 году Густлова застрелил антифашист-югослав. Фюрер специально приезжал в 1938 году в Гамбург на торжества по случаю спуска корабля, названного в честь соратника. Он сам выбрал имя туристскому лайнеру, который должен был олицетворять мощь и совершенство «тысячелетнего рейха», и в часовой «пламенной» речи выразил переполнявший его неподдельный восторг шедевром «арийского» кораблестроения, созданным по его предначертаниям.

Восторгаться, надо признать, было чем. Почти двухсотметровой длины 9-палубный гигант, в высоту — с 15-этажный дом, разделенный переборками на бесчисленное множество отсеков, кроме сотен комфортабельных кают имевший рестораны, зимний сад, плавательный бассейн, гимнастический зал. Водоизмещение 25 тысяч тонн! Немного исполинов, равных «Густлову», бороздит океанские просторы и сегодня.

И вот этот суперлайнер, имея на борту около 100 экипажей подводников, свыше 4 000 дополнительно принятых на борт высокопоставленных чиновников, генералов и офицеров СС и вермахта (всего более 8 000 пассажиров), со всеми мерами предосторожности в полдень 30 января 1945 года оторвался от причальной стенки и вышел в море...

В этот же день в 20 часов 10 минут крейсировавшая в Данцигском заливе в ожидании целей для торпедной атаки советская подлодка «С-13», которой командовал капитан 3 ранга Александр Маринеско, всплыла для подзарядки аккумуляторных батарей.

Она принадлежала к семейству подводных кораблей серии «С IX-бис», строившихся накануне Великой Отечественной войны, и по своим характеристикам значительно уступала гитлеровским субмаринам серии «XXI», специально созданным для действий в Мировом океане. «Эска» имела водоизмещение 870 тонн, дальность плавания 10 000 миль, автономность 30 суток, глубину погружения до 100 метров. Ее вооружение составляли 6 торпедных аппаратов (4 носовых и 2 кормовых), 100-миллиметровое орудие и 45-миллиметровый полуавтомат. Но шнорхеля советские конструкторы не изобрели, и это создавало в «автономке» немалые трудности.

...Вот уже 17 дней длился поход. Площадь, отведенная для крейсирования, была огромной: от острова Борнхольм до маяка Брюстерорт 150 миль — ширина района, и до горла Данцигского залива в глубину 40 миль. Попробуй, осмотри его быстро, а главное, внимательно... Как назло, весь поход не утихал шторм.

С большим трудом боцману удавалось удержать лодку в равновесии минуту-две, пока командир торопливо приникал к перископу. А ночью шла крайне опасная на болтанке подзарядка аккумуляторных батарей.

Так — сутки за сутками. Монотонно, нудно. Бортовой журнал «эски» скупо свидетельствовал: «17 января. Из сводки Совинформбюро узнали о начавшемся наступлении войск 1-го Белорусского фронта южнее Варшавы. Экипаж обрадовался... Шторм около 9 баллов. Ночью несколько моряков выпали из коек. Утром погрузились, потом легли на грунт. Хотя глубина 50 метров, лодку здорово качает...

18 января. Всплыли в 00. 40. Шторм продолжается. Огромной волной чуть не смыло за борт мичмана Торопова. Удержал его старший матрос Юров... Из радиосообщения узнали об освобождении нашими войсками Варшавы...

20 января. Ввиду плохой погоды всплываем под перископ редко. Транспортов не обнаружено... Слышны взрывы глубинных бомб...»

Опытному подводнику эти взрывы говорили о многом. Командир корабля знал, что в отведенный ему для поиска район командование других подлодок не направляло. Значит, отдаленные разрывы «глубинок» вовсе не признак того, что фашисты «гоняют» по Балтике кого-то из его боевых друзей, преследуют обнаруженную субмарину. Нет, ведется профилактическое бомбометание. Коли так, вскоре пойдет крупная дичь — корабли большого водоизмещения в сопровождении эсминцев и торпедоловов, может быть, крейсер...

— Готовьтесь, друзья! — ободрял моряков командир. — Чует мое сердце, вот-вот пойдет конвой. Будет горячее дело!

Но сутки сменяются сутками, а серьезной цели все нет...

«26-27 января. Сильно качает, порой кладет лодку на борт под 45 градусов. Шторм свыше 8 баллов. Мороз. Антенна, леерные стойки, палуба покрываются сплошным льдом. Шахта подачи воздуха к дизелям при погружении пропускает воду до тех пор, пока лед на ее крышке не оттает. Из оперативной сводки узнали о выходе наших войск на побережье Данцигской бухты», — пишет в бортовом журнале радист.

Море стихло. А в душах подводников — не штиль, нет, бушует буря. Больше полумесяца в море, а врага еще и на горизонте не видели, не выпустили ни одной из 12 торпед! Люди заждались дела!

И шифровка из штаба флота подогревает азарт: «Командирам подводных лодок в море. В связи с начавшимся наступлением наших войск ожидается бегство фашистов из Кенигсберга и Данцига. Атаковать прежде всего крупные боевые корабли и транспорты противника...» Но где он, этот противник?

Штурман Николай Редкобородов безвылазно «колдует» в своей выгородке над картой, то и дело щелкая секундомером и движком счетной линейки. Его работа — рассчитывать такие курсы, которые позволяли бы в короткий срок полностью осмотреть весь район. Нелегкое это дело — нужно учесть все попадающиеся на пути мели, банки, затонувшие суда. Нужно помнить все ошибки, возникающие от неточного удержания рулевыми заданного курса, от потери скорости при всплытиях.

«С-13» повезло на штурмана. Капитан-лейтенант Редкобородов — лучший специалист в бригаде «эсок», в 1943-м виртуозно провел подлодку Юрия Руссина «М-90» по Финскому заливу, нашпигованному минными заграждениями и противолодочными сетями. Но какой бы опыт ни был за плечами, мало ли в неспокойном море помех, держащих в постоянном напряжении?!

Нелегко пришлось и инженеру-механику лодки Якову Коваленко. Для него это был первый поход в качестве самостоятельного командира боевой части (предыдущего командира БЧ Георгия Дубровского отправили учиться в академию). Из предыдущих плаваний с Дубровским молодой офицер понял главное: надо строго контролировать несение вахты электриками, от них зависит движение лодки под водой с помощью электромоторов. Но и трюмных не забыть — не допустили бы ошибки, особенно на стадиях погружения и всплытия. В руках матросов — жизнь корабля...

Но труднее всех командиру лодки. Он отвечает за успех похода, за боевой результат. Беспокоят его балтийские глубины, что напичканы на разных уровнях минами — донными и якорными. Как маневрировать, если придется уклоняться от глубинных бомб вражеских сторожевиков, не задеть мимоходом минреп?

А тут еще одолевают грустные думы о собственном житии. Ведь в поход-то Александра Ивановича отправили смывать кровью допущенный грех. В ночь под Новый, 1945 год «кап три» загулял «маленько» в финском городе Турку. Зашел с товарищем в ресторанчик, выпил стаканчик… В общем, вернулся в базу на двое суток позже положенного.

Исчезновение советского офицера в иностранном порту, да еще любовная связь с гражданкой другого государства по тем временам было делом подсудным, в штрафной батальон ссылали и не за такое. Грозил трибунал и Маринеско. Спасла его только репутация классного профессионала подводной войны (в октябре 1944 года в Данцигской бухте его «эска» потопила вражеский транспорт водоизмещением 5000 тонн, причем расстреляв все торпеды, он отважился всплыть и уничтожить противника огнем носового орудия), да поддержка всего экипажа, души не чаявшего в командире и грудью вставшего на его защиту. Командование решило не выносить сор из избы и пока шло разбирательство, втихую отправило лодку с проштрафившимся офицером в поход. Но вскоре эта тишина отозвалась звонким резонансом...

Вечером 30 января, получив очередную радиограмму штаба флота, где говорилось о начинающейся эвакуации гитлеровцев, Александр Иванович принял отчаянно смелое решение: идти прямиком к Данцигской гавани и караулить врага на выходе из нее.

После 40-минутного стремительного броска к цели всплыли для подзарядки электропитания. Штормовая зимняя Балтика встретила огромными валами, тяжело переваливавшимися через узкий корпус лодки и сыпавшими мириады колючих брызг, снежными зарядами, налетавшими внезапно и плотно — не зги не видать. И вот когда эту обжигающую холодом круговерть на мгновение разорвало, вахтенный сигнальщик Анатолий Виноградов взволнованно закричал:

— Огни! Прямо по носу!

Светлячки, мигавшие вдали, не могли принадлежать береговым маякам — далеко, к тому же по военному времени их не зажигали. Значит, цель! И тогда прозвучало:

— Боевая тревога!

Надсадно завыли ревуны. «С-13» выходила в «атаку века».

Стоя на мостике под порывами взбесившегося ветра, Маринеско лихорадочно обдумывал план действий. Ясно, что за огнями, обнаруженными сигнальщиком, — не меньше чем одно судно. Только что это — крупный боевой корабль, транспорт или какая-нибудь мелюзга, на которую и торпеды тратить жалко? Пока не сблизишься — не определишь. Но если действовать по правилам, сначала погрузившись, в подводном положении лодка вдвое потеряет скорость. А если идет не сухогруз-тихоход, а стремительный лайнер? Не догнать... К тому же с перископной глубины в такой шторм ничего не увидишь, да и боцман не удержит лодку при торпедном залпе — вон как бросает на волне! Значит, остается одно: догонять и атаковать в надводном положении...

Поднявшийся из самых низов общества (отец был румынским матросом, а мать — украинской крестьянкой), выросший на одесской окраине в семье с очень скромным достатком и пробивший себе дорогу в штурманы дальнего плавания торгового флота недюжинной волей и огромным трудолюбием, Маринеско не боялся ответственных решений.

Только постоянный настрой на максимум позволил ему стать непревзойденным среди балтийских моряков асом подводной войны, после того, как в 1939 году он стал командиром подлодки-«малютки», а спустя 4 года получил в командование «эску».

— Штурман, ночной прицел! — приказал Маринеско. — Стреляем из надводного, носовыми! Идем под дизелями! Развить полную скорость!

Вскоре гидроакустик доложил, что, судя по шуму винтов, пока еще невидимая цель водоизмещением тянет на крейсер.

«А что, если атаковать со стороны берега? — возникла шальная мысль у командира лодки. — Не ждут же они нападения оттуда, от своих! Наверняка не ждут! Там береговая авиация, батареи фортов... Верят, что тыл прикрыт! Оттуда и бить!»

Александр Иванович отдавал себе отчет, на какой риск он идет, решившись пересечь курс вражеского конвоя и выбрать позицию для атаки со стороны береговой линии. Если обнаружат — ни отвернуть, ни погрузиться (глубины не позволят). Верная гибель...

Чашу сомнений окончательно перевесил доклад вызванного на мостик опытнейшего рулевого-сигнальщика старшины 1-й статьи Александра Волкова, обладавшего редчайшей способностью ночью видеть как днем. Приглядевшись в бинокль к мигавшим в снежном мареве огонькам, он уверенно доложил:

— Впереди миноносец! За ним — лайнер!

На мгновение снег вдруг перестал падать, и Маринеско, с замирающим сердцем убедившись, что они настигли огромный теплоход, воскликнул, имея в виду тоннаж цели:

— Тысяч на двадцать, не меньше!

Теперь — прочь сомнения! Их терпение вознаграждено. Еще немного, и торпедный залп...

Вдруг пеленг лайнера начал меняться. Над миноносцем, что шел перед теплоходом, вспыхнула красная звездочка ракеты. «Неужели обнаружили? Миноносец сигналит, что ложится в атаку?» — стрельнуло в мозгу.

— Срочное погружение! Боцман, ныряй на 20 метров! — приказал командир «С-13».

Лодка заскользила вниз, под тяжело дышащие громады волн. Последние резкие раскачивания с борта на борт, и вот уже только мелкая дрожащая качка напоминает о бушующем наверху шторме... Забортные шумы усилились, даже через сталь прочного корпуса отчетливо слышен похожий на паровозное громыхание гул огромных корабельных винтов.


Лайнер проходит, кажется, прямо над головой. Так и хочется пригнуться. Но раз глубинки не полетели — значит, противник их не обнаружил...
Всплытие! Лодка, набирая ход, снова приподнялась над волнами. На форсаже, развив невозможные для «эски» 18 узлов и рискуя сорвать дизели, настигал Маринеско уходящую цель. Это было отчаянное, почти обреченное усилие — вероятность счастливого исхода не составляла и сотой доли процента. Если немцы их обнаружат, да еще потерявшими ход — разнесут в щепу моментально. Но он верил в свою звезду...

Час, второй беспримерной погони. И вот уже можно крикнуть в переговорную трубу:

— Старпом, рассчитайте число торпед в залпе!

Едва прозвучала эта команда, как вдруг по рубке лодки затанцевал сигнальный прожектор с лайнера, выписывая точки и тире. Противник запрашивал у него позывные! А надо выиграть еще несколько минут, чтобы успеть изготовиться!

— Отстучите ему что-нибудь! Что угодно! — велел Маринеско.

Сигнальщик Иван Антипов невозмутимо просигналил врагу короткое соленое словцо, и... О, чудо! Немец успокоился! Оказалось, гитлеровцы приняли шедшую борт в борт советскую лодку за свой торпедолов, назначенный в конвой. Психологически объяснимо. Раз кто-то отвечает, не пытается скрыться, — значит, свой! Дерзость, но какая расчетливая...

В 23. 08 Маринеско наконец скомандовал:

— Аппараты, пли!

Три стремительных полоски от форштевня «эски» рванулись к высоченному борту лайнера. До его погружения в пучину оставалось не больше 15 минут...

Александр Иванович и его товарищи все это время, даже не опасаясь приближавшихся вражеских кораблей охранения и не прячась в морских глубинах, с мостика жадно наблюдали за агонией «Густлова». Невооруженным глазом было видно, как по накренившейся палубе в сполохах пожара ворочалась темная масса — экипаж и пассажиры в панике спешили к бортам, чтобы выброситься в ледяную Балтику... Возмездие жестокое, но справедливое: морская бездна поглощала и своих корсаров, несостоявшихся принов и кречмеров...

Корабли конвоя спасли лишь 988 гитлеровцев, среди них подводников оказалось меньше, чем на один экипаж. Переживший купание в балтийской воде помощник капитана лайнера Гейнц Шен спустя много лет написал в своей книге «Гибель «Вильгельма Густлова»: «Это, несомненно, была самая большая катастрофа в истории мореплавания, по сравнению с которой даже гибель «Титаника», столкнувшегося в 1912 году с айсбергом, — ничто».

После потопления теплохода-гиганта Маринеско 4 часа уходил от преследования вражеских эсминцев, то забираясь прямо на место его гибели, где еще барахтались тонущие и опасно было глушить водную толщу глубинными бомбами, то совершая хитроумные маневры. В конце концов он подплыл близко к немецкому берегу и положил лодку на грунт.

Через 10 дней, действуя столь же дерзко и продуманно, Александр Иванович потопил еще и германский вспомогательный крейсер «Генерал фон Штойбен» водоизмещением 15 000 тонн, на борту которого перебрасывалось из Курляндского котла 3600 солдат и офицеров вермахта.

Маринеско тогда еще не знал, что Гитлер оказал ему редкую честь, объявив его — командира лодки, потопившей «Вильгельм Густлов» — врагом рейха и своим личным врагом. Еще бы, ведь бы на балтийском дне оказался похоронен морской план, дававший шанс на отсрочку краха «тысячелетней» арийской империи.

В Германии был объявлен трехдневный траур, все члены НСДАП и прочие функционеры надели траурные повязки. В истории рейха нечто подобное случилось лишь однажды — после гибели 6-й армии Паулюса в Сталинграде.

5 мая 1990 года Президент СССР М. С. Горбачев подписал Указ о присвоении звания Героя Советского Союза посмертно капитану 3 ранга Маринеско. Как же случилось, что его заслуги оказались оценены по достоинству спустя почти полвека?

По возвращении в базу командира «С-13» в самом деле представили к званию Героя. Но бдительные кадровики схватились за голову: «Позвольте, это тот самый Маринеско?..». Завистники и недоброжелатели, которых у людей такого склада, как Александр Иванович — самостоятельных, смелых, идущих наперекор обстоятельствам — всегда с избытком, начали распространять про него сплетни, что он зазнался, пьет запоем и т. д.

В сентябре того же победного года личного врага фюрера приказом наркома ВМФ «за упущения в личном поведении» разжаловали до старшего лейтенанта, списали с лодки и отправили с понижением в Таллинский оборонительный район, командиром маленького тральщика. Через несколько месяцев он был уволен из Вооруженных Сил.

Став гражданским, Маринеско вскоре мотал срок на Колыме по абсурдному обвинению в якобы совершенном им хищении социалистической собственности. Подорвав здоровье в изнурительных морских походах и на колымской каторге, по освобождении Александр Иванович страшно бедствовал.

Советское государство платило герою-подводнику мизерную пенсию, а свой век он доживал в питерской коммуналке. В 1963 году Маринеско скончался. Ему было чуть больше 50 лет...

Долго и тяжело сражавшийся за доброе имя боевого товарища Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов пророчески писал: «История знает немало случаев, когда геройские подвиги, совершенные на поле боя, долгое время остаются в тени, и только потомки оценивают их по заслугам. Бывает и так, что в годы войны крупным событиям не придается должного значения, донесения о них подвергаются сомнениям и оцениваются людьми значительно позже. Такая судьба постигла балтийского подводника А.И. Маринеско».
Автор: Александр Пронин
Первоисточник: http://www.stoletie.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 46
  1. anip 25 июля 2013 07:11
    Но лишь один офицер Советского ВМФ удостоился чести быть объявленным им врагом рейха и своим личным врагом...

    Неправда. Это миф, зачем-то выдуманный ещё в СССР, который неустанно тиражируется. Маринеско правильно тогда всё сделал, но Гитлер не объявлял его личным врагом.
    1. Vovka Levka 25 июля 2013 08:20
      Цитата: anip
      Но лишь один офицер Советского ВМФ удостоился чести быть объявленным им врагом рейха и своим личным врагом...

      Неправда. Это миф, зачем-то выдуманный ещё в СССР, который неустанно тиражируется. Маринеско правильно тогда всё сделал, но Гитлер не объявлял его личным врагом.

      Это точно, миф красивый, но миф. Так как и статья, скажем так не точная, но красиво написано, патриотично.
      Vovka Levka
    2. bwo 25 июля 2013 16:36
      Вы абсолютно правы. Гитлер не особенно переживал. Командир конвоя даже не был понижен в звании. А 123 ПЛ 21серии. Откуда интересно такие сведения.
      3700 "белых бестий" приплыли, спустились в рубочный люк (30 моряков на лодку) и
      айда в Атлантику топить союзников. Создается впечатление, что автор живет еще в 70е
      годы прошлого века. Для агитпропа статья в самый раз.
      bwo
  2. выживший 25 июля 2013 07:49
    как бы то ни было,но дело свое он сделал.немца потопил.на базу вернулся.честь ему и хвала от потомков!
    выживший
  3. omsbon 25 июля 2013 07:53
    Имя Александра Маринеско и его "атака века" навечно вписаны в Боевую летопись флота!
    1. igordok 25 июля 2013 09:01
      Абсолютно согласен. Наглость второе счастье. Со стороны берега, в надводном положении!!!!
      1. Улисс 25 июля 2013 12:21
        Скорей таки расчёт.
        Всё внимание вахты конвоя на море, где глубины, пути свободного отхода ПЛ.
        Опять же на фоне берега лодка менее заметна.
        Правда нервы у командира должны быть железными.
        И вера в экипаж безгранична.
        1. igordok 25 июля 2013 12:41
          Одно другому не помеха. Наглость может себе позволить профессионал, взвесивший всё.
      2. voronov 25 июля 2013 22:43
        Цитата: igordok
        Наглость второе счастье.

        Наглостью много не навоюешь
  4. velikoros-88 25 июля 2013 08:02
    Молодец мужик, НАШ. good
    Его, как и Гагарина, никогда не забудут.
    1. Gari 25 июля 2013 11:12
      Цитата: velikoros-88
      Его, как и Гагарина, никогда не забудут.

      Долго и тяжело сражавшийся за доброе имя боевого товарища Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов пророчески писал: «История знает немало случаев, когда геройские подвиги, совершенные на поле боя, долгое время остаются в тени, и только потомки оценивают их по заслугам. Бывает и так, что в годы войны крупным событиям не придается должного значения, донесения о них подвергаются сомнениям и оцениваются людьми значительно позже. Такая судьба постигла балтийского подводника А.И. Маринеско».
      Как все верно, но когда вспомнили то ?
      А он Герой слава Герою!
      Gari
      1. avt 25 июля 2013 12:47
        Цитата: Gari
        А он Герой слава Герою!

        Цитата: Улисс
        Калининград.
        Памятник Александру Маринеско.

        При всем его нелегком жизненном пути Герой все же был посмертно удостоен по праву заслуженного звания Героя СССР ! А вот то же балтийцу Грищенко повезло меньше , хотя заслуги его может быть не так эффектны , но от этого не менее эффективны .Но звание Героя СССР ему так и не присвоили ... увы и исправить это уже невозможно!
        avt
      2. rodevaan 26 июля 2013 02:22
        [quote=Gari][quote=velikoros-88]
        Как все верно, но когда вспомнили то ?[/quote]

        - Лучше поздно чем никогда! И хорошо что этот незаслуженно забытый Герой пусть и поздно но все-таки был признан и вписан в боевую славу нашего флота и нашего народа!

        Побольше бы таких людей в России, - и проблем в стране и в жизни станет намного меньше, и за ясное небо над головой без всякой западоидной дермократии можно быть спокойным.
        rodevaan
    2. Улисс 25 июля 2013 12:26
      Калининград.
      Памятник Александру Маринеско.
  5. Ариец 25 июля 2013 09:19
    Цитата: anip
    Но лишь один офицер Советского ВМФ удостоился чести быть объявленным им врагом рейха и своим личным врагом...

    Неправда. Это миф, зачем-то выдуманный ещё в СССР, который неустанно тиражируется. Маринеско правильно тогда всё сделал, но Гитлер не объявлял его личным врагом.


    полностью поддерживаю...
    гебельская пропоганда не могла тогда на весь рейх трубить о таком страшном событии, мораль бы упала
  6. IRBIS 25 июля 2013 09:26
    Утопил - факт. Совершил подвиг - факт. Вот только "личным врагом" его не объявляли, "атака века" - тоже уже наши придумали. История подводного флота знает и более значительные победы подводников.
    А вся правда намного прозаичнее. "Абсурдные обвинения", "упущения в личном поведении" в реалии означают то, что Маринеско зело любил выпить. Пил много и беспробудно. Во время войны командиры его еще жалели. Представьте, что нужно было отчебучить, чтобы в звании сразу на две ступени скинули. И подумайте, кто мог подписать приказ о разжаловании старшего офицера до старшего лейтенанта. Точно так - Главком ВМФ, адмирал флота Кузнецов. Крутой был мужик, но справедливый.
    1. Djozz 25 июля 2013 10:11
      Поясните, какие есть еще более значительные победы подводников,или утопить около 10 тыс врагов, это кот начхал.
      1. 77bor1973 26 июля 2013 00:49
        Никто у Маринеско его победы не отнимал-что есть то есть. Только выражение -атака века -это фишка агитпропа СССР, потому как в Союзе тогда не все знали про капитана-лейтенанта Шубарта (а.н.Корейджес) , К.л. Гюнтера Прина (л.к. Роял Оук),командера Джо Инрайта (а.н. Синано).
        77bor1973
  7. радист 25 июля 2013 10:58
    Ещё учась в советской школе я писал сочинение про Маринеско.
    Ещё тогда было непонятно отношение к нему со стороны официальных властей.
    А в этом году был в Питере на Богословском кладбище, где похоронен герой.
  8. AK-47 25 июля 2013 11:20
    «Это, несомненно, была самая большая катастрофа в истории мореплавания, по сравнению с которой даже гибель «Титаника», столкнувшегося в 1912 году с айсбергом, — ничто».

    За час «Вильгельм Густлов» ушел на дно. Пытаясь замедлить погружение, капитаны приказали блокировать нижние отсеки. На корабле началась давка, которая затрудняла перемещение команды, пытающейся спустить шлюпки. Тонущий лайнер дал сильный крен, шлюпочные тали примерзали к механизмам (температура в ту ночь опустилась до -18 градусов), да еще на одну из немногих спущенных шлюпок упала отвалившаяся от тонущего корабля зенитка... Тем, кто не попал в шлюпки, выжить в ледяной воде зимней Балтики было невозможно.
    AK-47
    1. Djozz 25 июля 2013 11:37
      Есть немецкий худ.фильм,верх цинизма, акцент делается на трагедию гражданского населения, раненых и влюбленной санитарки, подлеца СС-ца. Вообщем сопли и слезы и варварство русских"дикарей"
      1. AK-47 25 июля 2013 19:53
        Цитата: Djozz
        Есть немецкий худ.фильм,верх цинизма...

        Если вспомнить бесчинства фашистских "волчих стай", затопивших тысячи торговых и пассажирских судов вместе с экипажами и пассажирами, то гибель «Вильгельма Густлова» вполне закономерное возмездие этим недочеловекам.

        AK-47
      2. rodevaan 26 июля 2013 02:30
        Цитата: Djozz
        Вообщем сопли и слезы и варварство русских"дикарей"


        "Варварство" русских дикарей???

        Это еще кто варвары и дикари! Все это фашистско-западоидное стадо настоящих варваров-дикарей утопило в крови и в огне тысячи деревень и сел Белоруссии, Украины и России вместе с жителями, заморили голодом миллион ленинградцев, пустило на дно огромное количество судов и кораблей, развязало страшную войну!
        И эти гады еще сопли размазывают?
        Пусть эти недочеловеки вообще спасибо скажут, что добрый дедушка Сталин не вырезал пол Германии, за то что фашистские полчища творили на нашей земле, - хотя в целях лечения западоидной тупости и пещерной русофобии это стоило как раз сделать!
        rodevaan
  9. Djozz 25 июля 2013 11:27
    Всем командирам подводных лодок воевавших на балтике, надо дать Героя СССР ,даже посмертно проходить по минным полям и заграждениям в финском заливе под обстрелом батарей и выполнять боевые задачи, это подвиг. Немцы на это , были слабы в коленках.
    1. вася 25 июля 2013 13:25
      Согласен, но необходимо наказать все командавание Балтийским и, особенно Черноморским флотом
  10. Gato 25 июля 2013 11:45
    Хорошая статья, если бы не некоторые "неточности"

    самый мощный английский линкор «Ройял Оук»
    laughing laughing laughing

    Водоизмещение 25 тысяч тонн! Немного исполинов, равных «Густлову», бороздит океанские просторы и сегодня

    Гы-гы. Таки много было и тогда. Например "Queen Mary" (1934 г., 80 тыс. т, длина 310 м)
  11. ymNIK1970 25 июля 2013 12:15
    Статью надо назвать, как Маринеску утопил последнюю надежду Сталина на объеденённую Германию. Этот румын настоящий ВРАГ НАРОДА. А его сделали Героем Союза. Очередная идеологическая диверсия запада и наших сионистов. У нас ему давно памятник поставили. Вот дедушка Геббельс в аду смеётся.
    1. Djozz 25 июля 2013 12:38
      Шо за бред! Обкурился?
    2. RoTTor 25 июля 2013 18:36
      У Вас ка здоровье, головка бо-бо? Или палёной горилки перекушали?
  12. Улисс 25 июля 2013 12:41
    Из бесяти балтийских ПЛ серии "С" войну пережила только одна , под несчастливым номером "13" и командованием А.Маринеско.
    Судьба.
  13. Высокооборотный 25 июля 2013 12:55
    Припоминаю, что адмиралу Исакову, сразу после войны, поставили задачу (или сам) определить самую значимую атаку за период боевых действий. Он первый и озвучил атаку С-13. Так что, никто ничего не забывал. Далее была агитка политработников, потом подлил масла Крон (на старости лет), с этих материалов статейка и свёрстана. В 80-х на второй странице Красной Звезды (на всю страницу) была статья с полным разбором и атаки и Маринеско, ссылками на документы. Лучше бы её перепечатали, а не эту фигню печатали :о(
    Высокооборотный
  14. вася 25 июля 2013 13:35
    Фюрер смертельно ненавидел советских военных, не случайно ни с кем в плену не обращались столь жестоко, как с ними.
    Адольф уважал Сталина, в отличии от Черрчиля и Рузвельта, ненавидел евреев (возможно подростковые комплексы (еврейки давайте всем)), а Советских кадровых военных в начале презирал,затем, некоторые заставили его относиться к себе с опаской. Обращались жестоко в плену со всеми, кто сохранил в себе русскую идеалогию коллективизма. При царе - общины, при Сталине -колхозы и трудовые коллективы.
    Да и сейчас, с приходом Горбачева, НАШ единый народ разлагают по национальному, религиозному признаку
  15. sub307 25 июля 2013 13:54
    Да, Кригсмарине получил тогда удар "ещё тот", от которого так и не оправился.
    1. Gato 25 июля 2013 14:03
      Цитата: sub307
      Да, Кригсмарине получил тогда удар "ещё тот", от которого так и не оправился.

      Не смешите, на 30 января 1945 г. уже и "оправляться" было практически некому. Имело место добивание бегущих крыс.
      1. Djozz 25 июля 2013 15:12
        Но шороху подлодки 21 серии, могли наделать, мама не горюй.
        1. Gato 25 июля 2013 17:05
          Цитата: Djozz
          Но шороху подлодки 21 серии, могли наделать

          Могли бы, это да. Хотя, даже если бы немцы успели бы вывести в море не 2 лодки, а все три сотни - это уже ничего бы не изменило.
  16. Djozz 25 июля 2013 15:14
    Кстати шнорхель был изобретен раньше, чем построены подлодки 21 серии.
    1. Алекс 10 февраля 2014 19:59
      Цитата: Djozz
      Кстати шнорхель был изобретен раньше, чем построены подлодки 21 серии.
      Первым шнорхель применил (изобрел?) Корнелиус ван-Дреббель на своей подводной лодке в 1620 г. Правда, использовал его не для работы дизелей ( wink ), а для дыхания. Так что идея, как говорится, известна давно, а вот ее конкретные воплощения - дитя эпохи.
  17. ed65b 25 июля 2013 15:26
    немцы утверждают что на гуславе были раненые и гражданские экипажи подлодок были но необученные курсанты. А маринеску называют величайшим военным преступником. Требуют пересмотреть это событие как преступление против человечности. Так что у них другое мнение на этот счет. Но как бы небыло он действовал отлично и в условиях войны работу свою сделал на пять с плюсом. Жаль дальнейшая судьба у героя сложилась не завидная.
    ed65b
    1. Djozz 25 июля 2013 15:44
      Хрен им. На лайнере не было обозначения санитарного судна "красного креста" он шел противолодочным зигзагом с конвоем и без освещения обученные-необученные, какая разница они военные моряки. Нашу "Армению" немцы потопили ,наплевав на "Красный крест"
      1. ed65b 25 июля 2013 18:49
        Цитата: Djozz
        Хрен им. На лайнере не было обозначения санитарного судна "красного креста" он шел противолодочным зигзагом с конвоем и без освещения обученные-необученные, какая разница они военные моряки. Нашу "Армению" немцы потопили ,наплевав на "Красный крест"

        Да они не только на красный крест ложили, они вообще на все ложили и стреляли, жгли, душили.
        ed65b
    2. rodevaan 27 июля 2013 11:08
      Цитата: ed65b
      немцы утверждают что на гуславе были раненые и гражданские экипажи подлодок были но необученные курсанты. А маринеску называют величайшим военным преступником. Требуют пересмотреть это событие как преступление против человечности. Так что у них другое мнение на этот счет. Но как бы небыло он действовал отлично и в условиях войны работу свою сделал на пять с плюсом. Жаль дальнейшая судьба у героя сложилась не завидная.


      - А может и нам припомнить, как это недоразвитое западоидно-фашистское зверьё бомбило наши санитарные поезда? В которых тоже были раненые?
      rodevaan
  18. RoTTor 25 июля 2013 18:51
    У памятника Маринеско столь же тяжкая судьбина, что и у самого Маринеско.
    Высшую морскую честь Маринеско оказали земляки-одесситы: на стене мореходного училища, в котором он учился была (надеюсь, сохранилась - давно не был в Одессе) мемориальная доска в честь Маринеско, где он назван высшим морским профессиональным званием "КАПИТАН ДАЛЬНЕГО ПЛАВАНИЯ". Это - от одесситов, от всей души: если не ошибаюсь, морской рабочий диплом он успел до призыва в РККФ получить "штурман малого плавания".
    А что до наград, два примера: легендарный командующий Северным флотом в Отечественную войну Арсений Головко так и не получил Золотую Звезду Героя. В это даже не все североморцы верят, для них он - САМЫЙ НАСТОЯЩИЙ ГЕРОЙ.
    Знакомый прапор в Афгане весь срок просидел в наградном отделе, вернулся с тремя орденами. Другой прапор - фельдшер ДШБ участвовал во всех боевых выходах, был ранен, посылали представление на орден, получил только "БЗ" - "фельдшер больше не мог заслужит" - зарубили кадровики и политрабочие.
    1. voronov 25 июля 2013 22:53
      Цитата: RoTTor
      Знакомый прапор в Афгане весь срок просидел в наградном отделе, вернулся с тремя орденами.

      Сказки не рассказывайте, не было ни каких прапорщиков а наградных отделах,представления на государственные награды отправлялись в МО СССР,в Москву laughing
  19. bya965 26 июля 2013 06:41
    Взято отсюда http://www.marinesko.ru/
    ... в 1949 году он был осужден по сфабрикованному делу на три года лишения свободы по статье «За разбазаривание социалистической собственности». До 1951 года ему пришлось отбывать наказание в далеком тихоокеанском порту Ванино. Советская власть не утрудила себя, чтобы кропотливо разобраться в обстоятельствах дела. А причиной несправедливого наказания был ложный донос о том, что Маринеско, якобы, похитил шесть брикетов прессованного торфа. Как выяснилось позднее, донос написал человек, которому Маринеско мешал воровать строительные материалы для дачи.
    ...Даже обращение в ЦК КПСС двухсот офицеров о назначении Маринеско персональной пенсии не помогло. В обращении было сказано: «Нельзя признать справедливым, что столь заслуженный командир-подводник оказался в пенсионном обеспечении в неизмеримо худшем положении, чем офицеры, не участвовавшие в войне». Но в просьбе отказали. И это в то время, когда Александр Иванович смертельно заболел раком. Даже для хорошего госпиталя ему «не хватило стажа».
  20. pinecone 26 июля 2013 22:12
    В 1936 году Густлова застрелил антифашист-югослав.

    Густлова застрелил уроженец Австро-Венгрии швейцарский студент Давид Франфуртер. См. http://www.eleven.co.il/article/14339
    pinecone
  21. Tempest 26 июля 2013 22:41
    Тоже кое-что напишу. Маринеско из всех наших подводников добился наибольшего успеха, т.к. главная задача подводника - это наносить ущерб боевому и торговому флоту противника (торговый - в приоритете) Уничтоженный лайнер не нёс опознавательных знаков госпитального судна, значит, мог являться военным транспортом (более 100 экипажей ПЛ - это не военный транспорт?) По поводу сомнений в "атаке века". Кто-то выше писал про потопление "Ройял Оука", "Корейджеса" (его утопил не Шубарт, а Шухарт), "Синано". А давайте подумаем, как отразилось на флотах и на боевой обстановке в целом потопление этих кораблей? Никак! "Корейджес" утоплен в сентябре 1939 - войны на море практически не было и его потеря никак не отразилась на боеспособности британского ВМФ. Может, "Ройял Оук"? Только моральный эффект! Прин проник в самое сердце Ройял Нэви - в Скапа Флоу и утопил линкор. И что? У англичан их было ещё больше десятка. "Синано" вспомнили - это же вообще смех для тех, кто в теме (тем, кто не в теме, можно вешать даже самую толстую лапшу). У этого недоавианосца (плавающий сарай, не более) даже не было ПТЗ как таковой! И аварийной партии! Его вообще перегоняли в Сасебо для достройки! Давайте ещё линкор "Конго" вспомним (единственный линкор, потопленный амеровскими подлодками) Дедушку 1916 года рождения обидели амерские гопники. А больше нет примеров. А Маринеско утопил более 100 экипажей электролодок совершенно нового типа, которые являлись прорывом в подводном кораблестроении. Так кто больше нанёс ущерба? Шухарт, Прин, Инрайт?
    1. Наган 26 июля 2013 23:35
      Цитата: Tempest
      значит, мог являться военным транспортом

      Не мог, а именно являлся. И даже не потому что были эти экипажи ПЛ на борту, а потому что немцы поставили на нем не помню сколько зениток. Вооружен - значит военный корабль и законная цель.
      А вообще, если кому интересны факты, а не художественная ура-патриотическая литература, прочтите ну хоть статью на Википедии. А эта "статья" - в чистом виде агитка политпросвета.
    2. kanevsvv 10 августа 2013 15:30
      Браво! Просто, четко и однозначно.
      kanevsvv
  22. Штази 6 октября 2013 12:06
    Атака Маринеско на "Густлов" действительно достойна называться "атакой века", ведь никто из подводников не топил транспортник в котором находилось такое количество отборных экипажей для новейших подлодок. За такой подвиг ему следовало простить все грехи и присвоить Героя Союза. А то что немцы ноют о варварстве такой атаки - так нам следует как можно активнее напоминать им как они бомбили наши транспорты с ранеными, женщинами и детьми на суше и на море, сжигали наши города и села вместе с населением, проводили массовые казни населения и угоняли на принудительные работы в Германию. Следует напоминать о наших пленных, тысячами умиравших от болезней, непосильного труда в концлагерях. Обо всем этом постоянно следует напоминать немцам в ответ на их стенания, а не отмалчиваться и каяться, как это делают современные либералы.
    Штази
  23. Алекс 10 февраля 2014 20:06
    Статья, конечно, намного, мягко говоряч, "черезчур восторженная", но это ничего, пусть нынешнее поколение воспитывается на своих героях, а не на Терминаторах и Суперменах. А что касается оценок акаки, ЕМНИП, "атакой века" ее назвали как раз англичане. И вроде, опять же ЕМНИП, даже одно время в академии изучали. Но достоверно не знаю, может и очередная легенда. Но все равно, маринеско - Герой и мастер торпедной атаки. Жаль, судьба не сложилась.
  24. Костя-пешеход 10 июля 2014 07:30
    - тов. командир, этого не может быть. Дальше топь и болота. Мариинская впадина, океан!!!!
    - Не мог "тигр" туда уйти со своим тоннажем.

    Будучи любителем игры лост айд саунд, меня заинтересовало, не само казино в Сингапуре,

    не красивейшее восоздание каналов Венеции на верху небоскрёба на бетонных ногах, не то, что крестоносцы Венеции хотели сжечь Константинополь, и, даже не, что лычки вермахта которые выглядят как гандолы венеции.

    Я тут сам себе задумался, а кто ты такой посейдон? И зачем мечешь икру. И разве на суше рыба не суши?

    Победа Александра Ивановича Маринеску и его удача, должны служить примером любому подводнику, к, тому же, мне кажется, что Дух Капитана третьего ранга незримо спасает меня от проделох злых душ, чтоб не засунули в газовую камеру вместе с моим потомсвом и семьёй.

    Что интересно, так кто это сказал, что Аполон, покровитель музыкантов и певцов, пуэ? Дуэ Трэс?

    Так что красное -зелёное или 00,0?

    Тут, главное про семью Симпсонов не забыть, а то Майор Квинби выйграет, глядишь дома сносить начнут под новый мост Ивенец - Сидней!
    Костя-пешеход

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня