Бронетранспортер Б-3

Бронетранспортер Б-3


Бронетранспортер Б-3 был разработан в КБ автозавода им. Сталина в 1944 г. В том же году заводом был изготовлен опытный образец бронетранспортера, который не выдержал полигонных испытаний на НИБТ полигоне, и поэтому на вооружение не принимался и в серийном производстве не состоял.

Бронетранспортер Б-3 представлял собой бронированную полугусеничную машину, созданную на базе агрегатов и деталей грузового автомобиля ЗИС-5 и легкого танка Т-70. Компоновочная схема бронетранспортера предусматривала переднее расположение моторного отделения, отделения управления - в средней части и десантного отделения - в кормовой части корпуса. В состав экипажа входили два человека, а в десантном отделении размещались десять пехотинцев с личным оружием. Посадка и выход экипажа бронетранспортера производились через две боковые двери, располагавшиеся слева и справа в бортах отделения управления.


В качестве основного оружия в десантном отделении на специальной стойке мог устанавливаться 12,7-мм пулемет ДШК. В случае необходимости десант мог вести огонь из личного оружия поверх бортов десантного отделения.

Броневая защита - противопульная. Согласно проекту, сварной корпус должен был быть выполнен из броневых листов толщиной 6 и 15 мм, расположенных с рациональными углами наклона. На опытном образце корпус машины был выполнен из листов конструкционной стали аналогичной толщины.

В лобовом броневом листе моторного отделения были выполнены мелкопластинчатые жалюзи. Для доступа к элементам силовой установки в бортовых листах моторного отделения было сделано по одному люку. Десантное отделение броневой крыши не имело. Для защиты от непогоды над ним устанавливался брезентовый тент. Для наблюдения и вождения бронетранспортера в лобовом листе отделения управления имелись два смотровых люка, закрываемых в боевой обстановке броневыми крышками со смотровыми щелями и приборами триплекс. Кроме того, во входных дверях отделения управления имелось по одному смотровому лючку, закрываемых изнутри броневыми заслонками. Эти лючки также могли использоваться для стрельбы из личного оружия экипажа.

На машине был установлен карбюраторный шестицилиндровый двигатель ЗИС-16 повышенной мощности (85 л.с. (63 кВт) при 2600 об/мин.) с алюминиевыми поршнями. Емкость топливных баков составляла 150 л. Запас хода бронетранспортера по шоссе достигал 150 км.

В состав трансмиссии входили: главный фрикцион (сцепление) сухого трения и четырехступенчатая коробка передач автомобильного типа, заимствованные у грузового автомобиля ЗИС-5, а также главная передача с коническим редуктором. Коробка передач обеспечивала четыре передачи переднего хода и одну передачу при движении назад.

В ходовой части применялись: передний мост, конструкция которого была заимствована у грузового автомобиля ЗИС-5 и два автомобильных колеса с развитыми грунтозацепами, а также гусеничный движитель и торсионная подвеска, такие же, как и у легкого танка Т-70М. Применительно к одному борту в состав гусеничного движителя входили четыре однорядных опорных катка, направляющее колесо кормового расположения, три поддерживающих катка и ведущее колесо переднего расположения цевочного зацепления с мелкозвенчатой гусеницей. Направляющие колеса и опорные катки имели наружную амортизацию и были взаимозаменяемы между собой.

Поворот машины осуществлялся с помощью рулевого управления (заимствованного у автомобиля ЗИС-5) за счет поворота передних управляемых колес и частичным притормаживанием гусеницы отстающего борта. В качестве механизма поворота использовался простой диф-ференциал. При передвижении по глубокому снежному покрову на передние управляемые колеса могли устанавливаться лыжи.

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6 В.

После проведения полигонных испытаний на НИБТ полигоне, которые показали отрицательные результаты по причине перегрева двигателя и исключительно низкой надежности агрегатов и деталей машины, работы по бронетранспортеру Б-3 были прекращены.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 12
  1. Комментарий был удален.
    1. Mikhado 4 мая 2013 08:40
      Цитата: Canep
      Вот пример когда мы начинаем копировать и ни чего не получается, проще было на базе танка Т-70 бронетранспортер делать. Двигатель спереди, убираем башню с пушкой, ставим на ее место бронерубку, а сверху пулемет. Человек 8-10 поместилось бы. А если больше нужно то корпус можно немного удлинить.

      Ну, если б да кабы...
      В начале нужны были именно танки, пусть даже такие - потому, что поштучно уже их считали к битве за Москву. А потом посчитали более нужным сделать СУ-76.
      БТРЫ штука нужная, конечно, но все-таки вспомогательная, и так все силы напрягали на производстве бронетехники. Ну а солдатики верхом на танках катались, десантом.
      Я не говорю, что "бронетакси" бесполезны, но, видимо, пришлось выбирать - что важнее.
      1. Blackgrifon 19 мая 2013 22:45
        К сожалению, РККА до Великой Отечественной Войны не очень интересовались БТРами. Считалось, что армии нужны только ТАНКИ, а пехота сама добежит.
  2. Canep 4 мая 2013 08:38
    Это пример когда мы копируем и ничего хорошего не получается. БТР из СУ-76 надо было делать. Орудие убрать и места на 8-10 человек хватит.
    1. Лопатов 4 мая 2013 09:09
      Ничего мы не копировали. В мировой истории танкостроения даже есть термин "русский тип танка"- тяжёлые бронеавтомобили на гусеничном ходу. Спасибо заведующему технической частью Императорского гаража французу А. Кегрессу

      Был построен бронеавтомобиль по проекту полковника Гулькевича

      А начиналось всё вот с этого:






      Ну и знаменитый
      1. shurup 5 мая 2013 13:12
        Спасибо - хорошая подборка фото.
        А перегрев и низкая надёжность были правилом, а не исключением. Ну так и шофёр тогда был, как теперь космонавт в глазах общественности.
      2. Алекс 21 сентября 2013 18:17
        Цитата: Лопатов (1)
        Ничего мы не копировали. В мировой истории танкостроения даже есть термин "русский тип танка"- тяжёлые бронеавтомобили на гусеничном ходу.

        А ничего, что БА и БТР - это несколько разные машины.
    2. BigRiver 5 мая 2013 17:43
      Цитата: Canep
      ... БТР из СУ-76 надо было делать. ..

      Вы предлагаете делать ВМЕСТО Су-76.
      Потому-что, свободных производственных мощностей не было.
    3. bask 5 мая 2013 19:33
      Бронетранспортер Б-3 был разработан в КБ автозавода им. Сталина в 1944 г. В том же году заводом был изготовлен опытный образец бронетранспортера, который не выдержал полиго

      Как раз в 1944 году в германии был разработан БТР-Т. Наступать пехота вермахта должна была вместе с танками ,,Пантера,,
      А то говорят ,что компоновку БТР-Т,,Ахзарит,,придумали израильтяне.Все придумано ещё во время ВОВ.
      Немецкий гусеничный транспортер ,,Кэцхен,,(катёнок) .Создан немецкой фирмой ,,,Аутоунион,, в 1944 году. Полностью бронированный гусеничный бронетранспартёр , который мог перевозить до 8 человек десанта и тянуть пушку с боекомплектом. ,,Katzchen,, был сварен из бронированных катанных листов, расположенных под большими углами . Переднее колесо ,,Katzchen,, было ведущим. На БТРе был установлен
      двигатель ,,Майбах,,, мощностью 180 л/с.ТТХД: Длина-4,2 м? Ширина-2,3 м, Высота-1,4 м. Бронирование; лоб-20 мм, борта-15 мм, корпус борт-20 мм, корма-20 мм. м
      Мог бы стать основным БТРом вермахта, но в серию не пошёл.



      bask
  3. Canep 4 мая 2013 12:02
    Прототипом скорее всего было это
    1. sergius60 4 мая 2013 12:10
      Не-а, Б-3 больше на "полосатиковский" М-3 похож. Но у того "двигло" почти в два раза мощнее было.
  4. AlexVas44 5 мая 2013 10:03
    Цитата: Canep
    Это пример когда мы копируем и ничего хорошего не получается

    Цитата: Лопатов
    Ничего мы не копировали


    Надо полагать, что не имея наработок по отечественному БТР, конструкторам пришлось обратиться к уже воюющим американскому Half-Track Personel Carrier M3 и немецкому Sd Kfz 251/10 Ausf.C Hanomag.Но ведь что-то могло получиться при наличии соответствующего двигателя.Да, наверное, в 1944 году уже не было острой потребности, чтобы загружать промышленность подобным образцом.
  5. shurup 5 мая 2013 13:07
    М-дя. На рельсы такое поставить проблематично. В Европе дороги хорошие, так что хватило и обычных грузовиков.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня