ФЦП развития Дальнего Востока: 8 триллионов не предел?

Как известно, в России начинает работу федеральная целевая программа, направленная на развитие Дальневосточного макрорегиона. На «Военном обозрении» тема развития Дальнего Востока поднимается достаточно регулярно, и все новшества, которые в ФЦП появляются, мы стараемся своевременно освещать. Настало время очередной серии освещения реализации ФЦП ввиду того, что новшества опять себя проявили.

ФЦП развития Дальнего Востока: 8 триллионов не предел?



Связаны они с недавним выступлением министра по развитию Дальнего Востока Виктора Ишаева. На сей раз федеральный чиновник заявил, что по подсчётам возглавляемого им министерства, для полномасштабного воплощения программы развития ДВ в реальность необходимо расширить бюджет ФЦП до 7,9 триллионов рублей. При этом, по словам всё того же Виктора Ишаева, сегодня уже реализуется целый ряд проектов на общую сумму в 4 триллиона рублей, но у министерства есть и другие проекты, которые необходимо реализовать до 2018 года. Именно для выполнения этих проектов чиновник и желает получить из государственного бюджета ещё 3,9 триллиона целковых.

Если говорить о базовых планах, на которые 4 триллиона рублей и необходимо потратить, то здесь выделяется строительство новых железнодорожных путей в рамках БАМа и Транссиба, которые (пути) увеличат пропускную способность этих магистральных железных дорог. Вкладываемые деньги, согласно букве ФЦП, способны увеличить грузовой оборот, повысить среднюю скорость прохождения грузов на магистрали «восток-запад» в несколько раз. К базовым планам относится план по развитию дальневосточной авиации. Главная проблема – отсутствие во многих регионах Дальнего Востока авиатранспортной инфраструктуры, которая бы позволила активнее развивать торговые связи между отдельными территориями, осуществлять пассажирское и грузовое сообщение. Если верить ФЦП, то к 2018 году общее число аэропортов и ВПП на Дальнем Востоке и Байкальском регионе должно составить более 60 единиц. Основной акцент сделан на реконструкцию аэродромов, построенных ещё в советское время.

Одним из самых амбициозных проектов программы – строительства моста, который свяжет материк с островом Сахалин. Сегодня этот мост позволил бы придать ощутимый импульс для развития Сахалина. Если учесть, что одних только нефтегазовых проектов на Сахалине реализуется на сотни миллиардов рублей, то строительство объекта транспортной инфраструктуры было бы более чем оправдано.

Первоначально планировалось, что объект «Селихино-Ныш» (официальное название) может быть введён в эксплуатацию в 2015 году, однако сегодня даже чиновники, которые нередко выдают желаемое за действительное, решили быть осторожнее в высказываниях о сроках сдачи объекта. Новая проблема, которая возникает при строительстве, на самом деле выглядит старой и вполне знакомой: оказалось, что на строительство рассматриваемого объекта не хватает выделяемых средств. Об этом заявил губернатор Сахалинской области, обращая внимание на то, что бюджет региона до 2015 года уже свёрстан, и тех средств, которые в нём прописаны на реализацию указанной программы, не хватит для этой самой реализации.

Напомним, что изначально стоимость моста между Сахалином и материковой частью России определялась в 400 миллиардов рублей. Теперь, по новым выкладкам Минвостокразвития, нужно повысить планку расходов на 100 миллиардов. Чтобы было с чем сравнить, 500 миллиардов рублей – это около трети скорректированных бюджетных расходов на строительство сочинских олимпийских объектов.

Как говорится: сотней миллиардов больше, сотней миллиардов меньше… Но даже если учесть, что на строительство «подкинут» ещё «сотню», то непонятно, какой именно проект будет реализовываться. Ведь сегодня эксперты так и не могут сойтись во мнении, что же будет эффективнее и дешевле – мост-перегон или же тоннель под проливом. И уж совсем непонятными пока выглядят планы по продолжению этой ветки аж до Хоккайдо.

Точнее, планы-то выглядят понятно, непонятно то, кто, когда и за чей счёт будет их осуществлять. Как говорится, вы сначала сто миллиардов дайте, а там видно будет...

Если для этого потребуется "лишний бюджетный триллион", тогда совершенно не ясно, какую функцию в нашей стране выполняют частные инвесторы. Они созданы для сбора сливок? Во что они вообще вкладываются – исключительно в бурение новых «дырок» для выкачивания нефти и газа? Видимо, частному инвестору претит то, что новый транспортный проект начнёт приносить доход, минимум, через пятилетку… А ведь нужно много и сразу!.. Ах да! Зачем вообще вкладывать частный капитал, когда есть федеральный бюджет… Авось, выступит министр по развитию ДВ, заявит, что мало выделяется средств – глядишь, президент прослезится, да и подкинет ещё пару триллионов, а денежные мешки, которые часто таковыми становились не без помощи того же государственного бюджета.

Министр-то выступил… Президент спустя какое-то время, глядишь, и прослезится, да только не по поводу того, что мало выделялось средств на реализацию ФЦП, а по поводу того, что в очередной раз расходование выделяемых средств не удалось в полной мере проконтролировать. Конечно, не хочется строить пессимистических прогнозов, но все схожие программы и проекты говорят о том, что кусок пирога точно украдут… И красть будут до тех пор, пока не будет введена персональная ответственность: мост, говорите, нужен – стройте! Только если вдруг окажется, что запрошенной суммы было недостаточно – сами с тачками и кирками на магистраль выходите. И пусть кто-то скажет, что это отдаёт какой-то ГУЛАГовщиной, но, видно, в деле больших строек в нашей стране по-другому нельзя.

Если персональной ответственности не вводить, то в скором времени придётся выдавать материал о том, как на реализацию программы по развитию Дальнего Востока попросили не 8 триллионов, а 28… Потом, по классике жанра, на строящиеся объекты прибудет президент Путин, спросит, сколько потратили, а ему ответят: хотели сначала восемь, но потом пришлось ещё пару десятков триллионов накинуть. А президент сделает хмурое лицо и потребует наказать виновных… Дальнейший сценарий тоже известен.

Подводя итог, можно сказать следующее: читая пункты ФЦП по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона, гордость за страну берёт от масштабов и основательности планов. Но как только начинаешь сопоставлять цифры выделенного из федерального бюджета и разворованного на других масштабных стройках Новой России, так сразу возникает мысль: да когда ж уже наворуются-то… Когда скажут: ну, хватит с нас – теперь пора и для страны потрудиться. Когда?!..

А, может, ФЦП по развитию ДВ станет первой в России программой, все выделенные средства которой пойдут исключительно на её реализацию – ни копейки мимо… Вера питает человека…
Автор:
Володин Алексей
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

68 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти