Military Review

“Flying Fountain Pen” - X-3 “Stiletto”

6
Pilot Charles Jäger on October 14, 1947, made a seemingly impossible thing. On the XS-1, an experimental rocket-powered aircraft, he developed a speed of M = 1,06. It was from this historic flight that the era of supersonic began aviation.






In the same year in the United States, Douglas signed a contract for the design and construction of an aircraft capable of reaching speeds of M = 2 - M = 3. It was assumed that this machine will test the latest materials and technologies created for long-term supersonic flights, investigate the aerodynamic processes during flights at such speeds, and will also study the flight characteristics of a trapezoidal wing of small elongation.

Five years of development led to the creation of an experimental aircraft called the Douglas X-3 "Stiletto". Conducting a search for optimal solutions, the company-designer investigated more than 60 variants of the aerodynamic and layout schemes of the aircraft. In addition, the possibility of using all the engines that existed at the time was investigated: turbo-jet, direct-flow jet-propellant and liquid rocket engines. Worked out as an installation separately, and various combinations of these engines. Having conducted such global surveys, the specialists selected a classical scheme of a mid-plane with a straight trapezoidal wing. As the propulsion system decided to use J46 company "Westinghouse". This installation consisted of two turbojet engines with thrust 31,14-37,75 kN.

The US Air Force had high hopes for the X-3. This aircraft was supposed to play a key role in increasing the combat power of air defense aviation. However, the hopes of the military were not destined to come true.

Already in the process of building X-3, it turned out that the propulsion system J46 did not comply with the declared characteristics. The turbines, enlarged in diameter, did not work out in this design of the aircraft, so we had to install engines that had almost half the thrust, which naturally affected the characteristics of the aircraft. There were installed J34. In November 1951, the construction of the aircraft was almost completed, however, problems with power plants caused the flight tests to be postponed for almost a year. As a result, the X-3 "Stiletto" turned into a plane, which with great difficulty reached transonic speed. The plane was able to overcome the speed of sound only in a gentle dive. In addition, the aircraft was difficult to fly, the take-off speed was about 500 km / h, and the landing was about 400 km / h, and for take-off, it needed a strip of 4000 m length. However, once the plane reached the speed M = 1,25.

The resulting aircraft is a mid-plane, made according to the classical scheme, having a straight trapezoidal wing, made using diamond-shaped profiles with a relative thickness of about 3%. The fuselage of the aircraft is distinguished by a large elongation (its length was three times the wing span) and a pointed nose, turning into a low flashlight, having sharp edges. To achieve a good flow, they donated the amenities of a pilot who sits in a slightly inclined position on the left side of the cabin. The X-3 “Stiletto” plumage is common: the keel of a small area was equipped with a rudder, the horizontal - entirely swiveling. Obviously, all controls were supplied with irreversible hydraulic boosters. Perhaps there was a yaw damper. Tricycle landing gear with single wheels is completely retracted into the fuselage.

“Flying Fountain Pen” - X-3 “Stiletto”


Due to the elongated front of the fuselage, an almost triangular cross section and a beam end, the X-3 Stiletto received the nickname “flying pen”.

On the sides of the fuselage was installed two Westinghouse J-34-17 turbojet engines (thrust 18,63 kN / 1900 kg) having an afterburner chamber, between which a fuel tank was placed. Air intakes are placed directly behind the cabin, at the top of the fuselage. The air intakes have gaps leading to the boundary layer from the surface of the fuselage. Exhaust nozzles extend behind the wing under the fuselage and are also adjustable.

The wing of the aircraft is trapezoidal, straight. The profile of the wing is rhomboid. Its area without the ventral part was 9,3-10,2 m². on the wing there were nose flaps, ailerons and slotted flaps, descending socks and partitions to prevent the boundary layer from falling off. For the suspension of socks and ailerons, external nodes are installed, therefore there are long fairings under the wing. Due to significant loads (about 1000 kg / m²) the wing was made of titanium with a solid cross section (minus the control channels).

The cockpit fit into the geometric contour of the middle part of the fuselage. It was equipped with a windshield with a triangular cross-section, which was made of two plates of plexiglass. The chair (shifted to the left from the axis of symmetry and slightly back) in the event of an accident, was ejected downwards. The chair was equipped with two stabilizers and a gun, to separate the pilot at an altitude of 3400 m from the chair. In the case of leaving the plane at lower altitudes, the pilot was separated from the seat after 3 seconds after the ejection. To create normal living conditions in the cabin, a powerful air conditioning system was installed on the aircraft.

Since, at the calculated flight speed, a strong increase in the temperature of the structure may occur, it has become necessary to use artificial cooling of the front part of the fuselage by means of forced circulation under the fuel skin.



Since the X-3 was not a combat vehicle, a large number of experimental and test equipment, which was specially developed at NACA, was installed on it by the flying aerodynamic laboratory. The fuselage housed about 550 kilograms of experimental equipment, 850 had drainage holes on the surfaces for measuring pressure, X-NUMX strainers measured voltages and air loads, and covering temperatures were measured and recorded at 185 points.

It was planned to build two copies, but only one managed to complete. X-3 made the first flight of 20 on October 1952 of the year, a year later than the expected date. The tests were conducted at the airfield of Edwards Air Base. No M = 2 was already discussed, and the X-3 was able to achieve sound speed only in one flight, which corresponded to M = 1,25. Naturally, the military’s dreams of a super-chopper were broken. Tests have shown that low thrust-to-weight ratio, large unit loads on the wing and high take-off and landing speeds caused the aircraft to be extremely difficult to control, and also unsafe to operate, especially during takeoff / landing. The landing speed was 350 km / h! The pilot was not facilitated by life and a cramped cockpit and poor review. Experienced testers were invited to fly the Flying Pen, among which was the famous Chuck Iger. From 1952 to 1956, the plane made about 30 flights. NASA 1956 in the fall of the year completed tests of the X-3. All the equipment and equipment was removed from the aircraft, and the car itself was transferred to the Air Force Museum in Dayton (pc. Ohio), where it remains to this day.

This aircraft, despite the fact that it flew badly, made a very serious contribution to the development of aviation. Gained experience using in the construction of titanium. A thin straight wing of small elongation was used on the F – 104, and work related to the search for the configuration and material of chassis wheel tires that withstand beyond-limit take-off / landing speeds came in handy when developing the SR – 71.




Aircraft performance characteristics:
Wingspan - 6,91 m;
Length - 20,35 m;
Height - 3,80 m;
Wing area - 24,30 m2;
Empty weight - 7300 kg;
Maximum take-off weight - 10160 kg;
The volume of fuel tanks - 3766;
Engine type - 2 turbojet engine Westinghouse J34-WE-17;
Unforced - 2х1530 kgf;
Thrust forced - 2x2220 kgf;
Maximum design speed - 2200 km / h;
Maximum real speed - 1070 km / h;
Practical ceiling - 11580 m;
Crew - 1 man.








Prepared by materials
http://www.airwar.ru
http://avia.d3.ru
http://www.dogswar.ru
http://www.isra.com
Author:
6 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. il grand casino
    il grand casino 24 July 2013 09: 30
    +2
    Thank you for the article!
    P.S. 4 photos - Skywalker spaceship)))
  2. Constantine
    Constantine 24 July 2013 09: 55
    +1
    "Daring" looks)
  3. abrakadabre
    abrakadabre 24 July 2013 11: 55
    +1
    An interesting project. What would happen to him if we replaced the engines with modern powerful ones? How would it fly? Article plus.

    I thought of one, or else who sees:
    On the one hand, it is said about the asymmetric landing of the pilot in the cockpit.
    On the other hand, a photo of the inside of the cockpit at the end of the article shows a completely symmetrical landing of the pilot. What is the location of the controls, what devices, what pedals, what a niche for an ejection seat.
    How's that?

    A wish to the author: on the drawing-diagram of the apparatus it is quite easy to replace the inscriptions and, most importantly, the geometric dimensions with the Russian language and the metric system. For this, the standard Paint is enough and literally 10-15 minutes of work. An article would benefit from this.
    I, for one, don’t translate inches to meters / centimeters. And it’s not so obvious for us, brought up on SI.
    1. Argon
      Argon 24 July 2013 13: 27
      0
      Yes, actually the amers did so, after 4 years when 2M began to "storm" in the series. It turned out "Starfighter", which is typical of the United States diligently vtyuhivat it to all allies (for example, Germany) and "not very allies", despite the fact that in the national air force he did not receive distribution, which, in fact, is not surprising, given that the signs of stalling began to appear already at 400 km / h, and since it was still necessary to land like that, they used an automatic system for blowing off the boundary layer from the wing and blowing the flaps, bringing the landing speed to 270 km \ h (on the first modifications) .By the way, it was the Germans who gave the F-104 a second, less sonorous, but more objective name - "generating widows", the reliability of the mentioned "blowing" system, as well as the pilot's seat, played an important role in this. ejected downward. Its "analogue" was the MiG-21, which, however, in terms of the aggregate characteristics, surpassed the "Star Fighter" by an order of magnitude, which was confirmed during the Indo-Pakistani conflicts.
  4. USNik
    USNik 24 July 2013 12: 52
    +1
    Maximum design speed - 2200 km / h;
    Maximum real speed - 1070 km / h;

    Screwed up winked Was it difficult to fasten rocket engines?
  5. Mister X
    Mister X 24 July 2013 14: 22
    +1
    Quote: abrakadabre
    On the one hand, it is said about the asymmetric landing of the pilot in the cockpit.
    On the other hand, a photo of the inside of the cockpit at the end of the article shows a completely symmetrical landing of the pilot.


    Yes, everything seems to be symmetrical.
    Could not find a photo of the pilot's seat - it may be a snag.

«Летающая авторучка» - X-3 «Stiletto»

Летчик Чарлз Егер 14 октября 1947 года совершил, казалось бы, невозможное. На XS-1, экспериментальном самолете с ракетным двигателем, он развил скорость М=1,06. Именно с этого исторического полета началась эра сверхзвуковой авиации.

«Летающая авторучка» - X-3 «Stiletto»

«Летающая авторучка» - X-3 «Stiletto»
«Летающая авторучка» - X-3 «Stiletto»



В том же году в Соединенных Штатах компанией «Дуглас» был подписан контракт на проектирование и постройку самолета, способного достигать скоростей М=2 – М=3. Предполагалось, что на данной машине будут тестироваться новейшие материалы и технологии, создаваемые для продолжительных сверхзвуковых полетов, исследовать аэродинамические процессы во время полетов на таких скоростях, а также будет проводиться изучение летных характеристик трапециевидного крыла малого удлинения.

Пять лет разработок привели к созданию экспериментального самолета получившего название Douglas Х-3 «Stiletto». Ведя поиск оптимальных решений, фирма-проектировщик исследовала более 60 вариантов аэродинамических и компоновочных схем самолета. Кроме этого была исследована возможность использования всех существовавших на то время двигателей: турбореактивные, прямоточные воздушно-реактивные и жидкостные ракетные двигатели. Прорабатывалась как установка по отдельности, так и различные сочетания данных двигателей. Проведя настолько глобальные изыскания, специалистами был выбрана классическая схема среднеплана с прямым трапециевидным крылом. В качестве двигательной установки решили использовать J46 фирмы «Вестингауз». Данная установка состояла из двух турбореактивных двигателей имеющих тягу 31,14-37,75 кН.

Американские ВВС возлагали на Х-3 большие надежды. Данный самолет должен был сыграть одну из ключевых ролей в повышении боевой мощи авиации противовоздушной обороны. Однако надеждам военных было не суждено осуществиться.

Уже в процессе постройки Х-3 выяснилось, что двигательная установка J46 заявленным характеристикам не соответствует. Турбины, увеличенные в диаметре, использовать в данной конструкции самолета не получилось, поэтому пришлось установить двигатели, которые имели почти в два раза меньшую тягу, что естественно сказалось на характеристиках летательного аппарата. Были установленный J34. В ноябре 1951 года постройку самолета практически завершили, однако проблемы с силовыми установками стали причиной того что летные испытания были отложены почти на год. В итоге X-3 «Stiletto» превратился в самолет, который с большим трудом достигал околозвуковой скорости. Преодолеть скорость звука самолет был способен только в пологом пикировании. Кроме этого, самолет был сложен в пилотировании, взлетная скорость составляла около 500 км/ч, а посадочная — около 400 км/ч, а для взлета ему нужна была полоса протяженностью 4000 м. Правда, однажды на самолете была достигнута скорость M=1,25.

Получившийся в итоге самолет представляет собой среднеплан, выполненный по классической схеме, имеющий прямое трапециевидное крыло, изготовленное с использованием ромбовидных профилей с относительной толщиной около 3%. Фюзеляж самолета отличается большим удлинением (его длина втрое превышала размах крыла) и заостренным носом, переходящий в низкий фонарь, имеющий острые грани. Чтобы достичь хорошего обтекания пожертвовали удобствами летчика, который сидит с левой стороны кабины в слегка наклоненном положении. Оперение X-3 «Stiletto» обычное: киль небольшой площади оснащался рулем направления, горизонтальное – целиком поворотное. Очевидно, все органы управления снабжались необратимыми гидроусилителями. Возможно, имелся демпфер рыскания. Трехопорное шасси имеющее одинарные колеса полностью убирается в фюзеляж.

«Летающая авторучка» - X-3 «Stiletto»


Благодаря вытянутой передней части фюзеляжа, почти треугольному поперечному сечению и балочному завершению, самолету X-3 «Stiletto» получил прозвище «летающая авторучка».

По бокам фюзеляжа устанавливалось два турбореактивных двигателей Вестингауз J-34-17 (тяга 18,63 кН/1900 кГ) имеющий форсажную камеру, между которыми размещался топливный бак. Воздухозаборники помещены непосредственно за кабиной, в верхней части фюзеляжа. Воздухозаборники имеют щели, отводящие пограничный слой с поверхности фюзеляжа. Выхлопные сопла выходят сзади крыла под фюзеляжем и также регулируются.

Крыло самолета трапециевидное, прямое. Профиль крыла ромбовидный. Его площадь без подфюзеляжной части равнялась 9,3-10,2 м². на крыле имелись носовые щитки, элероны и щелевые закрылки, опускающиеся носки и перегородки, предотвращающие стекание пограничного слоя. Для подвески носков и элеронов установлены наружные узлы, поэтому под крылом имеются длинные обтекатели. В связи со значительными нагрузками (около 1000 кг/м²) крыло изготовили из титана со сплошным сечением (за вычетом каналов для управления).

Кабина пилота вписывалась в геометрический контур средней части фюзеляжа. Ее оснащали ветрозащитным козырьком треугольного сечения, который выполнялся из двух пластин оргстекла. Кресло (смещенное влево от оси симметрии и немного назад) в случае аварии катапультировалось вниз. Кресло оборудовалось двумя стабилизаторами и автоматом, для отделения пилота на высоте 3400 м от кресла. В случае покидания самолета на меньших высотах пилот отделялся от кресла по истечении 3 секунд после катапультирования. Для создания в кабине нормальных жизненных условий на самолете установили мощную систему кондиционирования воздуха.

Так как при расчетной скорости полета может произойти сильное повышение температуры конструкции, появилась необходимость использования искусственного охлаждения передней части фюзеляжа при помощи принудительной циркуляции под обшивкой топлива.

«Летающая авторучка» - X-3 «Stiletto»


Поскольку Х-3 не являлся боевой машиной, а летающей аэродинамической лабораторией на нем установили большое количество экспериментального и испытательного оборудования, которое специально разработали в NACA. В фюзеляже размещалось около 550 килограмм экспериментального оборудования, на поверхностях имелось 850 дренажных отверстий предназначенных для замера давления, 185 электротензометров измеряют напряжения и воздушные нагрузки, в 150 точках измеряются и регистрируются температуры обшивки.

Планировалось построить два экземпляра, но завершить успели лишь один. Х-3 совершил первый полет 20 октября 1952 года, на год позже предполагаемого срока. Испытания проводились на аэродроме авиабазы Эдвардс. Ни о каких М=2 уже речь не велась, а скорости звука Х-3 смог достичь лишь в одном полете, которая соответствовала M=1,25. Естественно и мечты военных о суперистребителе были разбиты. Испытания показали, что низкая тяговооруженность, большие удельные нагрузки на крыло и высокие скорости взлета и посадки послужили причиной того что самолет крайне сложный в управлении, а также небезопасным в эксплуатации, особенно при взлете/посадке. Посадочная скорость составляла 350 км/ч! Пилоту не облегчала жизнь и тесная кабина и скверный обзор. Для пилотирования «летающей авторучкой» приглашались опытнейшие испытатели, в числе которых был и знаменитый Чак Игер. С 1952 по 1956 годы самолет совершил около 30 полетов. NASA осенью 1956 года завершил испытания самолета Х-3. С самолета было снято все оборудование и аппаратуру, а саму машину передали в музей военно-воздушных сил в Дейтоне (шт. Огайо), где он находится по сей день.

Этот самолет даже несмотря на то, что плохо летал, внес в развитие авиации весьма серьезный вклад. Получили опыт использования в конструкции титана. Тонкое прямое крыло малого удлинения использовалось на F–104, а работы, связанные с поиском конфигурации и материала покрышек колес шасси, выдерживающих запредельные скорости взлета/посадки, пригодились при разработке SR–71.

«Летающая авторучка» - X-3 «Stiletto»

«Летающая авторучка» - X-3 «Stiletto»


Летно-технические характеристики:
Размах крыла – 6,91 м;
Длина – 20,35 м;
Высота – 3,80 м;
Площадь крыла – 24,30 м2;
Масса пустого самолета – 7300 кг;
Максимальная взлетная масса – 10160 кг;
Объем топливных баков – 3766 л;
Тип двигателя – 2 турбореактивных двигателя Westinghouse J34-WE-17;
Тяга нефорсированная – 2х1530 кгс;
Тяга форсированная – 2х2220 кгс;
Максимальная проектная скорость – 2200 км/ч;
Максимальная реальная скорость – 1070 км/ч;
Практический потолок – 11580 м;
Экипаж – 1 человек.

«Летающая авторучка» - X-3 «Stiletto»
«Летающая авторучка» - X-3 «Stiletto»
«Летающая авторучка» - X-3 «Stiletto»
«Летающая авторучка» - X-3 «Stiletto»
«Летающая авторучка» - X-3 «Stiletto»
«Летающая авторучка» - X-3 «Stiletto»


Подготовлено по материалам
http://www.airwar.ru
http://avia.d3.ru
http://www.dogswar.ru
http://www.isra.com
Автор: Пётр Улякин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 6
  1. il grand casino 24 июля 2013 09:30
    Спасибо за статью!
    П.С. 4 фото - звездолет Скайокера)))
  2. Constantine 24 июля 2013 09:55
    "Дерзко" выглядит )
    Constantine
  3. abrakadabre 24 июля 2013 11:55
    Интересный проект. Что бы с ним было, если заменить двигатели на современные мощные? Как бы оно полетело? Статье плюс.

    Мне одному померещилось или еще кто видит:
    С одной стороны, говорится о несимметричной посадке пилота в кабине.
    С другой стороны, фото внутренностей кабины в конце статьи показывает полностью симметричную посадку пилота. Что расположение органов управления, что приборы, что педальки, что ниша для катапультного кресла.
    Это как?

    Пожелание автору: на чертеже-схеме аппарата вполне несложно заменить надписи и, главное, геометрические размеры на русский язык и метрическую систему. Для этого достаточно стандартного Paint-а и буквально 10-15 минут работы. Статья от этого выиграла бы.
    Я вот, например, сходу дюймы в метры/сантиметры не перевожу. Да и не так наглядно это для нас, воспитанных на СИ.
    1. Argon 24 июля 2013 13:27
      Да собственно амеры так и сделали,года через 4 когда 2М"штурмовать" в серии начали.Получился "Старфайтер",что характерно сша старательно втюхивали его всем союзникам(например ФРГовцам)и "не очень союзникам",при том что в национальных ВВС он распространения не получил,что собственно и не удивительно,если учесть,что признаки сваливания начинали проявляться уже при 400км\ч,а поскольку еще садиться нужно было как то,применили автоматическую систему сдува погран слоя с крыла и обдува закрылков доведя посадочную скорость до 270км\ч(на первых модификациях).К стати именно немцы дали F-104 второе,менее звучное,но зато более объективное имя-"порождающий вдов",не последнюю роль в этом сыграла надежность упомянутой системы"сдува",а так же кресло пилота,катапультируемое вниз.Его"аналогом"у нас стал МиГ-21 который впрочем,по совокупности характеристик превосходил"Звездного бойца" на порядок,что подтвердилось в ходе индо-пакистанских конфликтов.
  4. USNik 24 июля 2013 12:52
    Максимальная проектная скорость – 2200 км/ч;
    Максимальная реальная скорость – 1070 км/ч;

    Облажались winked Ракетные двигатели прикрутить трудно было что ли?
    USNik
  5. Mister X 24 июля 2013 14:22
    Цитата: abrakadabre
    С одной стороны, говорится о несимметричной посадке пилота в кабине.
    С другой стороны, фото внутренностей кабины в конце статьи показывает полностью симметричную посадку пилота.


    Да вроде все симметрично расположено.
    Не удалось найти фото кресла пилота - может быть в нем загвоздка.



Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня