Конвой на Аляску. Хроники морского боя

Уважаемые ценители военно-морской тематики, - те, кому небезразличны свежий бриз и дым морских сражений; те, кому удалось постоять на уходящей из-под ног палубе Корабля или слышать удивительные рассказы о службе на Флоте - для всех вас, в преддверии грядущего Дня ВМФ, спешу представить короткий очерк-исследование на тему противостояния двух крупнейших флотов времен Холодной войны.
Экшен-боевик по мотивам американского писателя Тома Клэнси, известного своими работами в жанре альтернативной истории – интересно, как бы развивался военных конфликт между Советским Союзом и США с применением тактических вооружений? Только танки, пушки, корабли и самолеты – ядерные арсеналы остались нетронутыми: никто из руководства обеих стран не рискнул отдать самоубийственный приказ.
Дальнейший сюжет взят со страниц интернет-портала «Военное обозрение» - именно там, несколько дней назад разгорелась дискуссия о возможности противостояния отряда надводных боевых кораблей ВМФ СССР американскому флоту по состоянию на середину 1970-х годов. Обычно подобные дискуссия связаны с вопросом о возможности обнаружения и уничтожения всесильной американской АУГ, но в этот раз все иначе – никто не собирается искать «Неуловимого Джо».
Пусть «Неуловимый Джо» приходит сам и попытается остановить русский конвой.
Итак, представьте совершенно необычную ситуацию: На дворе 1975 год. Советские войска каким-то образом захватили плацдарм на побережье Аляски. Высадились, закрепились… Теперь им требуется подмога – нужно перебросить по морю дивизию морской пехоты/ВДВ/мотострелков со штатной техникой, топливом, провизией и снаряжением. Разумеется, на «том берегу» очень ждут танки, тяжелую бронетехнику, артиллерию и комплексы войсковой ПВО…
Личный состав, оружие и припасы грузятся на контейнеровозы и турбоходы советского торгового флота («Александр Фадеев», «Сарьян», «Ленинский Комсомол»). Бронетехника поднимается своим ходом на борт больших десантных кораблей проекта 1171 «Тапир». Погрузка в порту Охи (Сахалин) прошла успешно, и вот, конвой из 10 транспортов и БДК, под прикрытием боевых кораблем ВМФ СССР, выходит в море. Курс Норд, 15 узлов.

Гипертрофированный комплекс противолодочного оружия и 4 ЗРК малой и средней дальности в корпусе водоизмещением 8500 тонн. Всего в составе ВМФ СССР находилось 7 кораблей данного проекта
С этого момента начинается настоящий ЭКШЕН. В Беринговом море советский конвой поджидает авианосная ударная группа ВМС Соединенных Штатов во главе с непобедимым «Энтерпрайзом», которая сделает все, чтобы сорвать доставку военных грузов на Аляску.
Соль истории в том, что в тот период американская морская авиация еще не обладала каким-либо дальнобойным противокорабельным оружием – авиационный вариант ПКР «Гарпун» янки примут на вооружение лишь в 1979 году.
А в 1975 году у ВМС США не было ничего, кроме дозвуковых штурмовиков и набора весьма примитивных средств воздушного нападения – свободнопадающие бомбы, НУРС, противорадарные «Шрайки» и управляемые ракеты «воздух-поверхность» малой дальности... Вот и весь нехитрый арсенал ковбоев.
Похоже, американских летчиков ожидают незабываемые приключения – им придется «прыгать на вилы» современных морских зенитно-ракетных комплексов и переть «голой грудью» на автоматические зенитки с радарным наведением. Неужели янки откажутся от выполнения опасного задания?
Но на кораблях ВМФ СССР тоже царит тягостное молчание – все знают, что на палубе «Энтерпрайза» стоят два полнокровных авиаполка, а системы ПВО советских кораблей еще слишком слабы и несовершенны, чтобы эффективно отражать столь массированные атаки. Удастся ли нашим морякам удержаться против звериной мощи американского авианосца?
В небе появился первый тревожный знак – системы РЭБ перехватили работу вражеского радиолокатора… а вот и он, собственной персоной: самолет дальнего радиолокационного обнаружения E-2 «Хокай». Боевой воздушный патруль «вскрыл» положение конвоя… теперь жди скорой атаки. «Хокай» все время маячит где-то на горизонте, пристально изучая обстановку - висит, гад, в сотне миль от советских кораблей, полностью уверенный в собственной безнаказанности. Эхх… а достать его и вправду нечем – самый мощный из отечественных ЗРК бьет всего на 30 миль.
…На авианосце полным ходом идет подготовка к операции «Перехват»: на полетной палубе сформирована первая ударная группа: самые опытные летчики поведут в бой 10 штурмовиков А-7 «Корсар» и А-6 «Интрудер». Группа прикрытия – 2 самолета радиоэлектронного подавления EA-6B «Проулер».
12 самолетов – таково максимальное число машин в цикле запуска с «Нимитца», при котором одна пара находится в 5-минутной готовности, а остальные в готовности от 15-ти минут до одного часа. Увеличить численность ударной группы не представляется возможным, иначе придется загромоздить техникой зону посадки. А это категорически запрещено - ведь в воздухе уже несколько часов барражирует «Хокай» – тот самый, который обнаружил советский конвой, его истребительное прикрытие (пара F-14 «Томкэт»), а также противолодочный самолет S-3A «Викинг» - в их баках стремительно тает горючее, и они в ближайшее время должны вернуться на корабль.

Всего на борту супер-авианосца более 45 единиц* авиатехники: две эскадрильи ударных A-6 и A-7, эскадрилья истребителей «Томкэт», три самолета ДРЛО, четверка «Проулеров», четверка противолодочных машин «Викинг» и несколько вертолетов «Си Кинг».
*формальная численность приписанных к «Энтерпрайзу» самолетов может достигать 80-90 единиц. В реальности, загрузка корабля редко превышала 45 летательных аппаратов; состав авиакрыла определяется стоящими перед АУГ задачами (ударные операции, прикрытие, эвакуация и т.д.). Остальная авиатехника ожидала на береговых авиабазах, готовая в любой момент сменить самолеты на борту авианосца
Рядом с авианосцем «Энтерпрайз» движется строй серых кораблей – атомный крейсер «Калифорния», три крейсера УРО типа «Белкнап», четыре противолодочных фрегата «Нокс», танкер и универсальный транспорт снабжения. Внизу, глубоко под сводами холодной воды движется еще одна тень - многоцелевая атомная лодка типа «Стерджен». Типичная АУГ готова к бою.
Что могут противопоставить ВМФ СССР этой колоссальной мощи?
Логично предположить, что для прикрытия конвоя будут использованы наиболее совершенные из серийных советских кораблей. Три больших противолодочных кораблей проекта 1134Б (шифр «Беркут-Б») - «Николаев», «Очаков» и «Керчь». И три сторожевых корабля (БПК II ранга) проекта 1135 (шифр «Буревестник»). Скромно, но со вкусом.
Разумеется, автор отдает отчет в том, что в реальности в 1975 году «Беркутов-Б» в составе Тихоокеанского флота не было – все три корабля несли службу в Средиземном море. Тем не менее, концепция «альтернативной истории» полагает возможным сделать минимальное допущение – на Дальнем Востоке возникла некая военная напряженность, и ВМФ СССР в срочном порядке усилил Тихоокеанский флот кораблями с Балтики и Черного моря (так, как это пытались сделать в 1905 году, но на более высоком организационном уровне).
Итак, всего шесть боевых надводных кораблей. Смогут ли они организовать надежный «заслон» на пути вражеской авиации? Как долго продержится конвой? Каковы его шансы на успех?
В 200 милях к востоку в воздух начинают подниматься штурмовики – через час первая волна из нескольких «Интрудеров» выйдет на цель. Советские моряки все еще пребывают в неведении точного времени атаки, но системы радиоперехвата, установленные на борту «Беркутов», уже засекли работу вражеских передатчиков: «Хокай» активно общается с кем-то невидимым за горизонтом, похоже, что самолет ДРЛО наводит на них ударную группу.
…Конвой перестраивается в ордер ПВО и увеличивает скорость, внешний контур образовывает «треугольник» из кораблей радиолокационного дозора – скромные «Буревестники» готовы первыми встретить врага, и, при необходимости, сыграть с ним в «радиоигру». Сзади их прикрывают «Беркуты» с дальнобойными ЗРК.
На направляющие зенитных комплексов подаются ракеты – в небо нацелены:
- 6 ЗРК средней дальности М-11 «Шторм-М».
Всего в залпе – до 12 ракет. Время перезарядки – 50 секунд. Двухканальное радиокомандное наведение, максимальная дальность стрельбы – 55 км. Диапазон рабочих высот – от 100 до 25 000 метров. Боекомплект – по 80 ракет на каждом из «Беркутов».
- 12 ЗРК малой дальности «Оса-М».
Всего в залпе – до 24 ракет. Время перезарядки – 20 секунд. Максимальная дальность стрельбы по воздушной цели – 15 км. Минимальная высота воздушной цели – 5 метров. Боекомплект – по 40 ракет на каждом из «Беркутов» и «Буревестников».

"Крошка" имеет длину 6 метров и массу 1800 кг. Оснащена стержневой БЧ массой 120 кг. В погребах каждого БПК хранилось 80 таких фейерверков
Кроме морских ЗРК, появление вражеской авиатехники с нетерпением ожидают:
- 12 универсальных артиллерийских установок АК-726.
Калибр 76 мм. Темп стрельбы – 90 выстр./мин. Автоматизированное наведение по данным радиолокатора. Используются зенитные снаряды ЗС-62 с радиолокационным взрывателем типа АР-67 (точного попадания не требуется; чтобы инициировался взрыватель, снаряду достаточно пролететь в десятке метров от цели). Предельная дальность стрельбы – 11 000 метров.
- 12 роботизированных зениток АК-630 с темпом стрельбы 5000 выстр./мин. На борту каждого из «Беркутов» по две батареи, состоящие из двух орудийных установок и РЛС управления огнем «Вымпел». Эффективная дальность стрельбы – 4000 метров.
Аналоговые приводы АК-630 не отличаются высокой точностью, но этого вполне достаточно, чтобы попасть в огромный медленный А-6 «Интрудер» - всего одно попадание 30 мм боеприпаса, и американская машина зароется в воду посреди кипящего океана.
Систему ближней ПВО конвоя дополняет ряд огневых точек на БДК и транспортах (ЗИФ-31Б, 2М-3М, ЗУ-23-2), среди подразделений десанта имеется немало ПЗРК «Стрела-2» - прорвавшийся самолет будет встречен шквалом огня.
…Итак, дюжина «лохов» на дозвуковых штурмовиках «Корсар» и «Интрудер» вереницей пытаются прорваться сквозь эшелонированную систему ПВО советского конвоя, чтож, поглядим что из этого выйдет.
По состоянию на 1975 год у палубной авиации ВМС США было всего четыре способа «достать» русские корабли - один хуже другого.
1. «Умная» ракета AGM-45 «Шрайк», наводящаяся на источники радиоизлучения. План прост: разбить ими все радары «Беркутов», после чего забросать беспомощные корабли обычными бомбами. Однако, здесь имеется ряд вопросов:
Примитивный «Шрайк» не мог похвастаться эффективностью: во Вьетнаме средний расход ракет на одну РЛС достигал 10 штук – сказывались неизбежные погрешности в работе головки самонаведения, недостаточное быстродействие микросхем и приводов ракеты.
В случае с русским конвоем задачка усложняется – требуется попасть в движущуюся маневрирующую цель! Сколько же потребуется «Шрайков», чтобы вывести из строя хотя бы один «Беркут-Б»?

Немало проблем доставит сама ГСН «умной ракеты» - ведь она рассчитана лишь на узкий диапазон частот, в то время, как на кораблях и судах конвоя десятки РЛС различного назначения. Также неясно, как поведет себя «Шрайк» в условиях работы множества радиолокационных станций – вспоминается шутка про блондинку, которая «запуталась в кроссворде и упала на пол».
В характеристиках «Шрайка» жирным шрифтом указано: дальность пуска 52 км – вне зоны действия ПВО противника. Реальная ситуация оказалась гораздо менее радужной: головка самонаведения «умной» ракеты «Шрайк» имеет слишком узкий сектор обзора – ракету следовало запускать с предельной точностью в направлении источника радиолокационного излучения, иначе её ГСН попросту не захватит цель. Во Вьетнаме пилоты ВВС США обычно пускали «Шрайки» с дальности около 15 км, находясь при этом на высоте 2-3 километра.
Палубный штурмовик, рискнувший в таком же режиме атаковать русский конвой, превратится в идеальную мишень для ЗРК «Шторм» - он едва ли успеет лечь на боевой курс, как получит в крыло 120 кг взрывчатки и стальных поражающих элементов ракеты В-611.
2. Тактическая ракета AGM-12C «Буллпап».

Жалкое подобие ПКР «Гарпун», с дальностью полета 19 км. Особенно впечатляет радиокомандная система наведения – самолету придется пару минут гарцевать вблизи конвоя, служа мишенью для пристрелки всех типов ЗРК и зенитной артиллерии советских кораблей. Чтобы эффективно применять AGM-12C против ВМФ СССР, Пентагону придется открыть курсы пилотов-камикадзе.
3. Тактическая высокоточная ракета AGM-65B «Мэйверик»
При сбросе с большой высоты, «Мэйверик» способен самостоятельно преодолеть 25-30 километров до цели, однако в реальности дальность его пуска ограничивалась чувствительностью телевизионной системы наведения – 4…6 км для малоразмерных целей при идеальных погодных условиях. Большой противолодочный корабль «Беркут» - не малоразмерная цель, однако, погодные условиях в Беринговом море также далеки от идеальных: сгущающиеся сумерки, низкая облачность, туман, дождевые или снежные заряды, ограниченная видимость, волнение.
Не стоит забывать, что на кораблях ВМФ СССР штатно устанавливались системы отстрела пассивных радиолокационных и оптических ложных целей: по 2 установки ПК-2 на каждом «Беркуте» и «Буревестнике» с темпом стрельбы 15 залпов/мин. Кроме того, в запасе всегда есть старый «дедушкин» метод – дымовая завеса. Ограниченная видимость никак не скажется на эффективности работы ЗРК и зенитной артиллерии – ведь наши БПК не используют оптические системы наведения, в то же время все эти меры неизбежно затруднят или сделают невозможной работу систем наведения «Мэйвериков» - придется подлетать к кораблям в упор (ближе, чем на 10 км).
В этом случае, американская авиация попадает под такой обстрел, при котором шансы уцелеть у одиночных «Интрудеров» падают до нуля.
4. Атака с бреющего полета
Единственный способ избежать «общения» с советскими ЗРК – скоростной прорыв на предельно малой высоте с последующей атакой кораблей НУРСами, авиационными пушками и свободнопадающими бомбами семейства Mk.80.
Но, ни высота в 30 метров, ни отчаянные маневры не спасут «Корсары» и «Интрудеры» от огня зенитных автоматов – «металлорезки» АК-630 и АК-726 раскромсают их на куски.
Что касается ужасных самолетов радиоэлектронного подавления EA-6B «Проулер», которыми янки грозятся «оглушить» все русские радары, то здесь ситуация следующая:
В условиях, когда разница по времени между взлетом первой и последней парой машин ударной группы составляет более часа, два «Проулера» окажутся неспособны обеспечить прикрытие на всем протяжении атаки – у перегруженных электронными блоками машин просто не хватит топлива, чтобы преодолеть сотни миль до цели, а потом кружить в воздухе целый час, прикрывая помехами штурмовики ударной группы. На обратном пути «Проулеры» упадут в океан с пустыми* баками.
Да и смогут ли два «Проулера» образца 1975 года оказать серьезное радиоэлектронное противодействие эскадре?
* Внимательный читатель наверняка заметит, что на авианосцах ВМС США использовались воздушные танкеры КА-6D. Но следует помнить два жестких условия:
- максимальное кол-во машин в одном цикле взлета не превышает 12 единиц;
- макс. кол-во самолетов на борту корабля редко превышает 45 единиц.
Во-первых, танкеров на борту «Энтерпрайза», скорее всего, нет – предпочтение отдано более важным машинам (истребителям, штурмовикам, самолетам РЭБ), во вторых попытка включить танкеры KA-6D в цикл взлета автоматически уменьшит кол-во ударных машин.
В результате мы приходим к довольно странному выводу: супер-корабль водоизмещением 85 тысяч тонн, чья цена на сегодняшний день превышает 6 млрд. долларов, оказывается неспособен разделаться с шестью «лоханками» ВМФ СССР! Впрочем, такая ситуация легко объяснима – атака хорошо защищенных целей «в лобовую» малыми силами всегда приводит к тяжелым потерям среди атакующих. А боевых возможностей авианосной группировки едва ли достаточно, что бы защитить саму себя.
Даже применив самоубийственные атаки «в лоб» на ЗРК и зенитную артиллерию, янки не добьются ничего – «Беркуты» и «Буревестники» пустят в расход обе эскадрильи штурмовиков ВМС США (всего-то 20-25 «Корсаров» и «Интрудеров») и продолжат вести конвой в пункт назначения. Пусть даже американцам повезет, и они, перед своей гибелью, сумеют потопить/повредить несколько советских кораблей – это явно не тот эффект, который стоило ожидать от «непобедимой» АУГ.
В конце концов, 6 сторожевиков и БПК – это минимум, на который могут рассчитывать янки. Русским ничего не стоило усилить охранение конвоя, включив в него парочку «Беркутов-А» (чуть менее совершенная модификация «Беркута» с похожим вооружением; на тот момент в составе ВМФ СССР находилось 10 кораблей этого типа) и пяток «поющих фрегатов» 61-го проекта (19 единиц в составе ВМФ) – такой конвой не остановят и два АУГа с «Энтерпрайзом» и «Нимитцем».
И это лишь начало! В 1977 году на БПК «Азов» вместо кормового ЗРК «Шторм» был установлен многоканальный зенитный комплекс «Форт» - не что иное, как морская версия легендарного С-300. А всего через несколько лет появятся «Орланы» и «Атланты», новые БПК проекта 1155 (шифр «Удалой») и эсминцы проекта 956 «Современный» с многоканальными ЗРК «Кинжал» и «Ураган»…
Мораль сей сказки такова: при наличии должного внимания к ВМФ и при движении в «ногу со временем», надводный корабль может превратиться в неприступную крепость для вражеской авиации. Конечно, непобедимых воинов не бывает, но противнику потребуются колоссальные усилия для уничтожения «трудной мишени». А рано поседевшие пилоты США навсегда запомнят, что такое современный морской ЗРК.
Эпилог. В реальном конфликте, ни «Энтерпрайз», ни «Беркут-Б» не пройдут и 100 миль – всех их завалят беспощадные подводные киллеры – многоцелевые ПЛА типов Tresher/Permit, Sturgeon, Skipjack, пр. 671 «Ёрш», пр. 671РТ «Сёмга», пр. 670 «Скат» и т.д. и т.п. Но, это уже совсем другая история
Действующие лица:



Информация