Эксперт Сергей Комков: «У нас есть собственные наработки и традиции»

Эксперт Сергей Комков: «У нас есть собственные наработки и традиции»

Представители Общественной палаты, в том числе, инициаторы внедрения ЕГЭ, предложили несколько кардинальных изменений этой системы. По существу речь идёт о частичном возврате к прежней методологии оценки полученных знаний.

Комментирует президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических наук Сергей КОМКОВ :


– Нет ничего неожиданного в том, что сейчас предлагают эксперты Общественной палаты. Противники ЕГЭ настаивали на этом ещё 10–15 лет назад. Но тогда слушать нас никто не хотел. Мы же были уверены в том, что система рухнет. И оказались правы. Но сейчас наши оппоненты подают данные предложения как свои собственные.

На коллегии Минобрнауки в ноябре 2005 года тогдашний руководитель Федерального центра тестирования Владимир Хлебников и я доказывали, что нельзя ко всем выпускникам подходить с одной и той же меркой – в виде тестирования. Министр Андрей Фурсенко и глава Рособрнадзора, нынешний вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов, отвергли нашу точку зрения и заявили о своем желании упростить государственный экзамен, сделать его универсальным. Теперь мы видим, что из этого намерения ничего не вышло. Не буду повторять рассказы о скандалах, происшедших этим летом вокруг ЕГЭ. Они уже стали привычным явлением.

Мы доказывали, что вводить тестовый экзамен по русскому языку и литературе – полный абсурд, тем более что последний предмет формирует нравственные принципы человека. Просили оставить хотя бы диктант или изложение. Никаких письменных работ не нужно – такова была позиция господ Фурсенко, Болотова и Кузьминова. И что же? Сейчас Ярослав Кузьминов сам предлагает заменить ЕГЭ по русскому языку сочинением.

Фактически Единый государственный экзамен перестаёт быть таковым, потому что становится двухуровневым: базовым и профильным. Кузьминов заявляет, что профильный уровень – это не тесты, а самостоятельная письменная работа, задачи, сочинение. Теперь-то он понимает необходимость того, чтобы ученики не погружались в атмосферу «натаскивания на ЕГЭ», а нормально занимались. Что мешало осознать это восемь лет назад?

На какие цели были потрачены силы педагогов, огромные государственные деньги? Только к 2001 году на организацию по проведению эксперимента с ЕГЭ было «освоено» около миллиарда долларов. Не ошибусь, если предположу, что эта цифра увеличилась с тех пор в 5–6 раз. Кто ответит за эти бездумные затраты?

Но, боюсь, что самые главные потери – это прошедшее через ЕГЭ поколение, которое иначе, чем ущербным, не назовёшь. Ему будет трудно найти себя в жизни.

Наши «реформаторы» в своё время взяли за образец американский опыт. Но Соединённые Штаты признали провал тестовой системы, и в 2009 году президент Обама её отменил. Страна перешла к классической форме устных экзаменов. Похоже, это и заставило изменить подходы отечественных последователей зарубежных нововведений.

Но у нас есть собственные наработки и традиции, так что даже отказ от не прижившихся на российской почве «экзотических растений» не означает, что пособия по отечественной педагогике придётся писать с чистого листа. Ещё на упомянутой коллегии мы с Владимиром Хлебниковым предлагали применить принцип «портфолио», когда работа учащегося оценивается не по тестовым заданиям, а учитываются творчество, занятия в кружках, победы на олимпиадах и конкурсах и т. п.

Тот, кто сказал «А», должен произнести и «Я». Речь идёт об инициаторах ЕГЭ. Затея эта, как мы и предполагали, рушится. Дальше нужно переходить к внедрению устного экзамена по истории, совершенно другой методике аттестации по математике. Необходимо менять всю систему обучения в средней школе и формы её оценки, систему поступления в высшие учебные заведения. Впереди огромная работа, выполнение которой не под силу зашоренным и инертным чиновникам Минобрнауки. Без привлечения широкой общественности у них ничего не выйдет.
Первоисточник: http://file-rf.ru/context/2731


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 32

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Garrin (Игорь) 25 июля 2013 06:36
    Приветствую всех! hi
    А почему вообще не вернуться к Советской системе образования? Естественно с поправками на нынешние реалии.
    Ведь она отлично себя зарекомендовала и была на много эффективнее нынешней болонской.
    1. С_мирнов 25 июля 2013 09:50
      "Ведь она отлично себя зарекомендовала и была на много эффективнее нынешней болонской." - Это может вернуть высокий уровень образования Российским гражданам, а это не отвечает целям современной элиты.

      "А вот, что сказал министр образования Фурсенко, который это образование разрушает и уже почти разрушил:

      «Недостатком советской системы образования была попытка формирования Человека-творца, а сейчас наша задача заключается в том, что вырастить квалифицированного потребителя»." hi
      С_мирнов
      1. Арберес 25 июля 2013 11:05
        Цитата: С_мирнов

        «Недостатком советской системы образования была попытка формирования Человека-творца, а сейчас наша задача заключается в том, что вырастить квалифицированного потребителя»."

        Да уж чувствуется высота полета и широта его мировоззрения!
        Я может чего то не понимаю(образование у меня СОВЕТСКОЕ), как может человек идти дальше и прогрессировать если он не может творить и созидать, а все его мысли теперь направлены на "квалифицированное потребление"?
        Да это же регресс-ДРУЗЬЯ МОИ!!!
        1. С_мирнов 25 июля 2013 11:51
          Регрессоры и прогрессоры - это уже описывалось нашими фантастами.
          С_мирнов
          1. Garrin (Игорь) 25 июля 2013 12:43
            Цитата: С_мирнов
            Регрессоры и прогрессоры - это уже описывалось нашими фантастами.

            Думаю, что братья Стругацкие мечтали о том, чтобы совсем другие их фантазии и прогнозы сбывались.
      2. Garrin (Игорь) 25 июля 2013 12:32
        Цитата: С_мирнов
        «Недостатком советской системы образования была попытка формирования Человека-творца

        Ах, это уже квалифицируют , как недостаток. Ну-ну...
        Цитата: С_мирнов
        а сейчас наша задача заключается в том, что вырастить квалифицированного потребителя».

        Да только за такие слова - в"железо" и в вечную каторгу.
        Жаль, кооператив "Озеро" для своих объявил эпоху не 37го года.
  2. serge-68-68 25 июля 2013 06:38
    И как всегда никто не ответит ни за лоббирование непроработанной системы, ни за ее введение, ни за "потерянное поколение", ни за потраченные деньги... А это значит, что и впредь будет так же.
    serge-68-68
    1. ППЗ (Сергей) 25 июля 2013 08:31
      Проводить проверку назначат все тех же "...господ Фурсенко, Болотова и Кузьминова."
      Ни чему уже не удивляюсь.
  3. ЖОРЖ (Юрий) 25 июля 2013 06:39
    Здравствуйте всем.
    На какие цели были потрачены силы педагогов, огромные государственные деньги? Только к 2001 году на организацию по проведению эксперимента с ЕГЭ было «освоено» около миллиарда долларов. Не ошибусь, если предположу, что эта цифра увеличилась с тех пор в 5–6 раз. Кто ответит за эти бездумные затраты?

    Тот кто будет отвечать ( если таковой отыщется конечно) , будет проходить свидетелем , и приезжать на заседания суда ( если до него дойдёт) на новой иномарке .Ну а мерой пресечения разумеется будет избран домашний арест под замком в тринадцати комнатной квартире.
    Кругом жульё.
  4. domokl (Александр) 25 июля 2013 06:40
    У нас,тех кто учился в советских школах,были учителя!Именно учителя,которые не только предмет преподавали,но и воспитывали.Каждый учитель учил предмет пропуская его через своё восприятие мира,предмета.Поэтому то мы их и помним.У современного поколения учителей нет.Есть педагоги.
    Задача проста-подготовить работника,без собственного мнения,без принципов.Этим пусть занимаются другие.И система ЕГЭ создана именно для этого.
    Обьем знаний не показатель образования.Показатель как раз в другом.Вспомните первоклашек-один уже читает при поступлении вшколу,другой азбуку и в глаза не видел.Однако через полгода они выравниваются,а иногда второй показывает гораздо более высокие результаты.
    Образование это способность,возможность и желание не только всё знать (а это просто сегодня невозможно),но и находить самое новое в знаниях,способность самообразовываться.
    ЕГЭ,особенно в предметах воспитывающих нужно отменять уже вчера.История,Литература,русский язык,для регионов родной язык и литература должны быть ведущими и сдавать их надо без всяких тестов и контрольных работ.Устно.
    1. Sirocco (Владимир.) 25 июля 2013 07:29
      Саша не вбровь а в глаз. Предлагаю Вам отправить ваш пост, электронкой министру образования. Возможно сделает выводы г-н министр.
      1. С_мирнов 25 июля 2013 09:53
        " Предлагаю Вам отправить ваш пост, электронкой министру образования. Возможно сделает выводы г-н министр." - думаете министра совесть замучает? Господин министр уже давно сделал свой выбор!
        С_мирнов
        1. Арберес 25 июля 2013 11:08
          Цитата: С_мирнов
          Господин министр уже давно сделал свой выбор!

          Я даже догадываюсь в какую сторону! В сторону "квалифицированного потребления"!
          1. С_мирнов 25 июля 2013 14:39
            Похоже к нам заслали команду Регрессоров из произведения Стругацких, не находите?
            С_мирнов
            1. Арберес 25 июля 2013 16:57
              Цитата: С_мирнов
              Похоже к нам заслали команду Регрессоров из произведения Стругацких, не находите?

              Вот, что меня сильно смущает это то, что вся фантастика рано или поздно сбывается? drinks
  5. studentmati (Александр) 25 июля 2013 06:43
    Методику проведения экзаменов в период Советского образования вплоть до 1992 год, я считаю самой прогрессивной и самой эффективной. На последующем этапе была отработана и эффективно применялась полномомасштабная методика поступления в высшие учебные заведения, заключавшаяся в оплате "проходного" балла. Бред!!!! Караул!!!!
  6. vitek1233 25 июля 2013 06:45
    Здравствуйте!!! Да система была хорошая.Был результат+
    vitek1233
  7. Валерий Неонов 25 июля 2013 06:45
    "Противники ЕГЭ настаивали на этом ещё 10–15 лет назад. Но тогда слушать нас никто не хотел. Мы же были уверены в том, что система рухнет. И оказались правы. Но сейчас наши оппоненты подают данные предложения как свои собственные."- так ведь "стрелочника" найти необходимо за "неудачный эксперимент". Впрочем как всегда.
    Валерий Неонов
    1. ППЗ (Сергей) 25 июля 2013 08:36
      Этим господам всеравно в какую сторону идти - лишь бы во главе колонны. И виновного они найдут и "распнут" принародно, не сомневаюсь.
    2. Старый очень 25 июля 2013 13:02
      studentmati криком кричит: Бред!!!! Караул!!!! 10-15 лет назад не слышали, не услышат и сегодня. Будем ждать новых сногсшибательных РЕФОРМ (всё с большой). Проходили уже, да не усвоили, двоишники
  8. omsbon (Андрей) 25 июля 2013 06:57
    Убирать ЕГЭ из школы как можно скорее, ведь образование это основа прогресса!
    1. Старый очень 25 июля 2013 12:54
      Наших "образованцев", похоже, прогресс волнует в последнюю очередь. Главное- РЕФОРМЫ, какие не важно. Зуд реформаторства покоя не даёт, так и тянет состряпать нечто неудобоваримое- глядишь, отметился. А то, что ЕГЭ всех заеге, так это побочное
  9. studentmati (Александр) 25 июля 2013 07:03
    Замену Сердюкова на Шойгу считаю самой эффективной!!!

    Пора и уже давно менять министра образования....
    1. русс69 25 июля 2013 09:41
      Цитата: studentmati
      Замену Сердюкова на Шойгу считаю самой эффективной!!!

      Шойгу , к сожалению клонировать не получится smile
  10. Sirocco (Владимир.) 25 июля 2013 07:25
    Ох уж эти танцы на граблях, история почему то ничему не учит, и не делают наши горе руками водители выводов. Не один раз разные люди по своему интерпретировали слова Бисмарка, который по поводу победы в битве при Садовой в 1866 году в войне Пруссии против Австрии сказал, что ее одержал прусский народный учитель. Имелось в виду, что солдаты и офицеры прусской армии на тот момент были лучше образованы, чем солдаты и офицеры армии противника. Перефразировав его, по поводу СССР Черчилль сказал, что Советский Союз выиграл войну за школьной партой. Эти слова повторил и Сталин. При этом он имел в виду не только то, что советская школа подготовила огромное количество молодых людей, которые смогли освоить сложную боевую технику в кратчайшие сроки, смогли за короткое время пройти ускоренные курсы в военных училищах и стать хорошо подготовленными командирами , но и то, что эти молодые люди были не только обучены, но и воспитаны советской школой. Именно школа воспитала из них патриотов своего социалистического Отечества. Может нашему министру образования, нехватает образования? Возможно он случайный человек в этой отрасли, я подозреваю что он летом школу посещал в былые годы. request
  11. Sirocco (Владимир.) 25 июля 2013 07:43
    Хочу добавить цитату от Зюганова, считаю она актуальна.
    (....хочу вам напомнить: сейчас пытаются идеализировать всю эпоху, предшествующую Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года. Но необходимо всегда иметь в виду, что страну надо оценивать по её жизнеспособности, по тому, как может государство выстоять в критических условиях, в частности, в военных катаклизмах. Дело в том, что сама эта способность определяется общим состоянием нации, экономическим и духовным достоянием страны. Так вот перед Великим Октябрём царская Россия проиграла три войны подряд — Крымскую, Русско-японскую, империалистическую.

    Почему проиграла?
    Напомню, что в Русско-японской войне все солдаты-японцы умели хорошо читать. В русской же армии восемь из десяти солдат были неграмотными. После поражения в той войне премьер-министр Столыпин внёс предложение о введении всеобщего начального образования. Это предложение было отвергнуто. И только в 1916 году его приняли — тогда, когда царская Россия проиграла и империалистическую войну.

    Советской власти досталась разрозненная, уничтоженная экономика, распавшееся государство и абсолютно не подготовленное для эффективной модернизации население. Но Советская власть самые сложные задачи решила фактически за две пятилетки. В предвоенные 10 лет было построено шесть тысяч лучших на тот период заводов, созданы великолепные школы, почти 100 педагогических училищ и институтов. Была полностью преодолена неграмотность.

    Я был поражён, когда изучал материалы Нюрнбергского процесса. Некоторые главари вермахта заявляли, что они проиграли войну солдату и армии, которая была блестяще образована, великолепно организована и патриотично воспитана, что они проиграли прежде всего учителю, который за 10 лет справился с уникальной исторической задачей.

    Наша система образования доказала свои достоинства и преимущества не только в Великой Отечественной войне, но и в освоении космоса. Я читал доклад, в котором отмечалось, что американцы после запуска нашего первого спутника были шокированы. Они к нам прислали огромную комиссию, которая по результатам обстоятельной работы подготовила глубокий доклад. Так вот в нём была глава, которая так и называлась: «Что знает Иван и чего не знает Джонни».

    Ознакомившись с выводами той комиссии, конгресс США в 10 раз увеличил ассигнования на образование, посчитав, что соперничество в космосе Америка проиграла за школьной партой и на студенческой скамье. Выяснив причину своего отставания, США в своё образование вложили сумасшедшие капиталы. И параллельно они продолжали скупать мозги по всему миру. ..)

    Источник: Публикация Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова в газете «Правда», посвященная проблемам образования.
  12. valokordin (Владимир) 25 июля 2013 07:59
    Если Фурсенко и его покровители в правящем окружении не попугаи или творческие обезьяны, повторяющие американские ужимки и прыжки бессознательно, то их экскримент- это диверсия против страны, против развития и образования российского населения.
  13. vovan50 (Владимир) 25 июля 2013 09:28
    Помню себя в 1-м классе. Гимнастёрка с ремнём, фуражка, звёздочка (вырезали из картона и обтягивали красной материей). Как я всем этим гордился, в школу шёл с радостью. На уроках между звёздочек (5 человек) проводились соревнования, было очень интересно.
  14. knn54 (Николай) 25 июля 2013 09:57
    Министр образования Фурсенко и Ко-это НКО,только в сфере образования.
  15. serge 25 июля 2013 10:57
    Всё всем давно понятно. ЕГЭ у нас внедрили американцы через своих прямых агентов, хотя общество было против. Министерство образования нуждается в тотальной чистке.
    serge
  16. pechv (Виталий) 25 июля 2013 11:40
    Немного запаздываем с реакцией общества на прожекты реформирования образования. Еще один прожект - повышение рейтингов наших университетов. Уже и деньги выделяем. Я даже знаю, кто эти деньги заработает :)
  17. KazaK Bo (Борис) 25 июля 2013 12:03
    Наши «реформаторы» в своё время взяли за образец американский опыт.

    ...представьте себе...сколько диссертаций написали!!!! Сколько новых кандидатов и докторов появилось!!!!
    Соединённые Штаты признали провал тестовой системы, и в 2009 году президент Обама её отменил. Страна перешла к классической форме устных экзаменов.

    ..а сколько теперь диссертаций напишут...!!! Ведь к новым соискателям присоединятся и старые кандидаты в доктора, ранее научно доказавших правильность того, что сейчас провалилось и было отменено. Ведь они то же хотят стать теперь полновесными докторами...
    ...принцип «портфолио», когда работа учащегося оценивается не по тестовым заданиям, а учитываются творчество, занятия в кружках, победы на олимпиадах и конкурсах и т. п.

    Вот это открытие! Оказывается У нас только и заняты дети, что "занимаются в кружках...участвуют в Олимпиадах и конкурсах"... Интересно...где это так... кроме Москвы и Питера? Уважаемый автор, прочитали что вы нам предложили...а теперь закройте глаза...положите руку на сердце и по честному признайтесь, что это та же афера, что и ЕГЭ...только вид сбоку.... НЕ кружки дают знания - это расширение кругозора и углубление знаний... не Олимпиады и конкурсы - это те же тесты для проверки глубины знаний. Знания дают УЧИТЕЛЯ! Не путем "натаскивания", как медведя в цирке, а путем системного и кропотливого, но доходчивого преподавания определенных наук. Как бы кто и что не говорил, а первичным остается УЧИТЕЛЬ, которого превратили Фурсенко и Ливанов в "дрессировщика".
    Но что интересно...ведь натаскивания нет в элитных школах. Там действительно собраны прекрасные и хорошо подготовленные учителя, которые не путем тренинга учат детей, а через кропотливый труд с учеником дают настоящие знания. Почему то эти свои школы, Фурсенковы и Ливановы не спешат реформировать... Им нужны грамотная смена выходцев из своих социальных слоев... грамотные выходцы из низшего социального слоя им не нужны...достаточно с них и поверхностного тренинга... Почему это так, госп. ЛИВАНОВ? Ведь мы все равны в правах!
    Не тесты нужны нашей школе. Нам нужно обучение и воспитание в одном "флаконе" - УЧИТЕЛЕМ!
    1. Bort Radist (Борис) 25 июля 2013 15:14
      Цитата: KazaK Bo
      Знания дают УЧИТЕЛЯ!

      Штамп! Извиняюсь конечно. Учителя создают "атмосферу" для развития в ребёнке заложенного потенциала. Без талантливых учеников, не будет прославленных учителей. Школы, институты, ........ ищут учеников с задатками.
  18. Старый очень 25 июля 2013 12:45
    Цитата: Garrin
    Приветствую всех! hi
    А почему вообще не вернуться к Советской системе образования? Естественно с поправками на нынешние реалии.
    Ведь она отлично себя зарекомендовала и была на много эффективнее нынешней болонской.

    Ну, это уж вовсе не Реформа, а НАШИ без Реформ - и не туды и не сюды
    1. Garrin (Игорь) 25 июля 2013 12:56
      Цитата: Старый очень
      Ну, это уж вовсе не Реформа, а НАШИ без Реформ - и не туды и не сюды

      Ну почему? Милицию в полицию переименовать - это реформа? Реформа. А если нынешнии гимназии и лицеи школами опять назвать? Реформа, да ещё КАКАЯ.
      Будем реформировать. Бюджет всё стерпит. А вот люди...
      Не знаю...
  19. f-111117 25 июля 2013 12:47
    вован вы наверное ровесник моего отца, за всю свою жизнь. он не единым словом не оскорблял СССР, мужик был умный прочитал всю библиотеку у нас в деревне потом в совхозе, чемпиона школы по шахматам пять раз обыграл не напрягаясь, весь совхоз к нему ходил за советом, при 8 классах образования+ ремеслуха, шнурки на ботинках научился завязывать в в 16 лет, а что сейчас?
    Просто изменились ценности, раньше учитель мог себя противопоставить директору школы , сейчас где такое есть вообще не мыслимо
    f-111117
  20. f-111117 25 июля 2013 12:51
    Как говорил небезысвестный персонаж - "В ЧЁМ ПРАВДА брат?
    f-111117
  21. Begemot (Сергей) 25 июля 2013 14:29
    Неужели наигрались?
  22. Goldmitro (Дмитрий) 25 июля 2013 14:30
    <<<Но, боюсь, что самые главные потери – это прошедшее через ЕГЭ поколение, которое иначе, чем ущербным, не назовёшь. Ему будет трудно найти себя в жизни. Наши «реформаторы» в своё время взяли за образец американский опыт. Но Соединённые Штаты признали провал тестовой системы, и в 2009 году президент Обама её отменил. Страна перешла к классической форме устных экзаменов.>>>
    А нашим либерастам от образования и прочим прозападникам, засевшим во власти и пускающим слюни по геймократическим ценностям, все это по фигу! Прямо скажем, заказ на дебилизацию молодого поколения России в интересах Запада ВЫПОЛНЯЕТСЯ, немалые госсредства, выделяемые на образование успешно ОСВАИВАЮТСЯ, а на остальное им НАПЛЕВАТЬ!
  23. Кэптен45 (Юрий) 25 июля 2013 21:27
    Неужели.что шевельнулось в головах и похоже дело сдвигается с "мёртвой точки",как впрочем и многое в стране.По-тихоньку,незаметно,но проворачивается в нужном направлении.Дай-то бог.Вот только пацан у меня на следующий год школу заканчивает,а их на ЕГЭ натаскивали,ну да ладно ,думаю справимся.Зато дочь имеет шанс получить нормальное образование и это радует.
  24. as2604 26 июля 2013 11:15
    бедные дети, очередная реформа
    as2604
Картина дня