Эффективность и открытость

В мае этого года Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств отметило три года со дня своего образования. За такой короткий промежуток времени Рособоронпоставка из новичка, делающего первые шаги, сумела превратиться в ключевого участника размещения государственного оборонного заказа (ГОЗ), стала организацией, накопившей значительный опыт проведения торгов, проводящей жёсткую, последовательную политику развития системы размещения ГОЗ. Эффект от такой идеологической последовательности руководства и всего коллектива агентства наглядно виден уже сегодня. Об итогах размещения гособоронзаказа за 2013 год, его особенностях, а также специфике работы Рособоронпоставки, направленной на эффективное расходование бюджетных средств, «Красной звезде» рассказала руководитель агентства Надежда СИНИКОВА.

Объём задач растёт


- В рамках размещения гособоронзаказа 2013 года Рособоронпоставкой получены заявки по 1.300 лотам на сумму 306 млрд. рублей. По сравнению с ГОЗ-2012 количество заявок увеличилось вдвое, сумма заказов по ним возросла в четыре раза. При размещении ГОЗ-2013 по состоянию на 9 июля Рособоронпоставкой было объявлено 1.270 процедур на сумму 298 млрд. рублей, из них уже завершено 1.083 на 255 млрд. рублей, заключено 820 контрактов на сумму 209 млрд. рублей. При этом агентству удалось достичь довольно внушительной экономии бюджетных средств - 2,9 млрд. рублей. На сегодняшний день ещё не завершены 183 процедуры на сумму 36 млрд. рублей, по 85 контрактам на сумму более 17 млрд. рублей уже определён победитель, и они находятся в стадии заключения. Этот период работы агентства не только показывает масштабность труда самой Рособоронпоставки, но и вектор развития взаимодействия с заказчиками. Во многом благодаря тесному и деловому сотрудничеству с представителями заказчика нам удалось качественно и максимально быстро разместить такой объём гособоронзаказа.

Взаимодействие и планирование

- Слаженность взаимодействия Рособоронпоставки и заказчиков напрямую влияет на результат размещения ГОЗ. Насколько чётко и правильно удалось выстроить такие взаимоотношения?

- Наши взаимоотношения с заказчиками выстроены на взаимном уважении, понимании задач каждого из участников ГОЗ, основаны на профессионализме как представителей заказчиков, так и сотрудников Рособоронпоставки. Пользуясь возможностью, хочу поблагодарить всех наших коллег за конструктивное сотрудничество и эффективное взаимодействие в сфере размещения госзаказа.

Эффективность и открытостьПри этом надо заметить, что со многими государственными заказчиками агентство активно работает уже третий год. В первую очередь это Министерство обороны, основной госзаказчик по ГОЗ. ФСБ России - второй по объёму переданных заказов госзаказчик, в интересах которого Рособоронпоставкой уже второй год размещается крупный пакет заказов, включающий более 200 позиций. Тесное сотрудничество выстроено и с другими силовыми ведомствами.

- Пожалуй, первый и важнейший этап процедуры размещения гособоронзаказа - планирование. Каковы его особенности в этом году?

- Вы правы, планирование - один из стратегических моментов размещения гособоронзаказа. О планировании, строгом соблюдении темпов переоснащения Вооружённых Сил новой техникой, персональной ответственности за сроки и качество разработки и производства каждого образца вооружения и военной техники говорил на последнем заседании Совета Безопасности РФ Президент России Владимир Путин.

Для нас этот этап размещения заказа очень важен, ведь он определяет стратегию закупки, её основные параметры. Работа по размещению ГОЗ-2013, в том числе поэтапное получение номенклатуры от заказчиков, была инициирована Рособоронпоставкой ещё в середине прошлого года. Правительством установлены чёткие сроки заключения госконтрактов - до 15 апреля. В соответствии с этой датой составлялись и планы-графики. Это первый документ, который на начальном этапе определяет основные параметры предстоящего размещения заказа и сроки направления заказчиками в агентство заявок на размещение.

Рособоронпоставка составляла эти документы, работая в тесном деловом контакте с госзаказчиками. Первые заявки от заказчиков стали поступать ещё в июле прошлого года, и до начала нынешнего года в агентство поступило более полутора сотен заявок. Такие сроки подачи документов, как показывает практика Рособоронпоставки, приносят свои результаты. Поступление заявок по ГОЗ-2013 начиная с III квартала 2012 года обеспечило заключение контрактов до 15 апреля 2013 года даже в тех случаях несостоявшихся торгов, когда пришлось объявить их дважды и даже трижды.
К сожалению, государственные заказчики не все заявки направили в агентство в установленные сроки. Это привело к смещению плановых дат заключения контрактов. В составленные и согласованные с государственными заказчиками планы-графики пришлось вносить изменения. Чтобы сократить сроки размещения ГОЗ, нам зачастую приходилось организовывать работу в две смены, объявление открытых торгов в электронной форме проводить вплоть до 24 часов. Хочется надеяться, что при предстоящем размещении ГОЗ-2014 нашими госзаказчиками будут приняты исчерпывающие меры, способствующие своевременной подаче заявок на размещение.

Ключ к успеху - качество заявок

- Одним из главных факторов успеха размещения госзаказа правомерно считается качество заявки. Какие трудности в работе с заявками возникали у ваших сотрудников в этом году?

- Анализу качества заявок Рособоронпоставка придаёт огромное значение. Это позволяет уже на первом этапе разработки документации исключить многие неточности и противоречия, способные привести к подаче жалоб, переносу сроков или вовсе отмене торгов. Вся «работа над ошибками» проходит при активном диалоге с заказчиками. По наиболее сложным вопросам, возникающим в ходе подготовки документации, с нашими партнёрами проводятся рабочие совещания, при которых готовность заказчиков к оперативному взаимодействию позволяет избежать необоснованной потери времени на межведомственную переписку или возврат заявок на доработку.


Опыт Рособоронпоставки показывает, что наиболее уязвимым местом заявки становятся вопросы технического задания. Положения заявок очень разнообразны и требуют внимательного и профессионального подхода, ведь в них должны быть учтены все тонкости, детали, характеристики закупаемой продукции, полностью раскрывающие требования заказчиков, а также быть понятными для потенциальных исполнителей или поставщиков.

Хорошей помощью в вопросах формирования требований к продукции, в том числе к техническому заданию, должна стать разработка системы классификации и каталогизации оборонной продукции, учёта изделий вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ). Её отсутствие является причиной подавляющего большинства возникающих вопросов. Мы все - и заказчики, и поставщики - должны говорить на одном языке. Создание и реализация такой системы является задачей государственного масштаба и на практике позволит иметь чёткое представление о характеристиках продукции и её соответствии требованиям заказчика. Создание нормативной базы и соответствующих условий, установление обязательности применения нормативных документов, в частности ГОСТов, поможет решить эту проблему.

Довольно эффективной формой взаимодействия между агентством, заказчиками и потенциальными исполнителями заказа становятся общественные обсуждения крупных закупок. Практика проводимых агентством общественных обсуждений позволяет получить откровенный и деловой диалог между заказчиками и поставщиками, приводящий в свою очередь к оперативному и эффективному решению возникающих вопросов.

Проблемы и их решение

- Вы упомянули о жалобах. Какова их статистика в этом году?

- Проделанная совместно с госзаказчиками работа позволила агентству обеспечить достаточно высокое качество подготовки аукционных и конкурсных документаций. Об этом свидетельствуют результаты рассмотрения жалоб на действия (бездействия) Рособоронпоставки при размещении ГОЗ-2013. Обжаловано всего 1,6 процента подготовленной и утверждённой документации о торгах и 0,6 процента протоколов комиссий. Если в прошлом году значительное количество споров было связано с заключением контрактов, по которым были представлены проблемны обеспечение их исполнения, то в 2013 году наши активные действия по урегулированию данной ситуации свели количество таких жалоб практически к нулю.

- Надежда Валентиновна, насколько я понимаю, вы имели в виду прежде всего банковские гарантии?

- Значимым условием размещаемых заказов по ГОЗ является их авансирование в размере 80 процентов. В связи с этим одной из важных задач, стоящих перед Рособоронпоставкой, является проверка представляемого участниками обеспечения исполнения государственных контрактов.

При заключении контракта исполнитель обязан предоставить обеспечение исполнения контракта в виде договора залога или банковской гарантии. В связи с отсутствием законодательно определённого механизма взаимодействия государственных заказчиков с кредитными организациями, сроков и порядка обмена информацией наше агентство вышло с инициативой заключить информационные соглашения с банками, чтобы исключить возможность представления заказчику фиктивных банковских гарантий.

Рособоронпоставка разработала и направила во все кредитные организации проект соглашения об информационном взаимодействии. Такая инициатива была поддержана Центробанком России. В итоге для проверки достоверности факта выдачи банковской гарантии Рособоронпоставкой заключены более 300 соглашений с ведущими банками России, предусматривающими представление информации о факте выдачи гарантии до дня заключения государственного контракта. Проведённая работа позволяет минимизировать риски для наших заказчиков и исключить возможность заключения государственных контрактов с фиктивными банковскими гарантиями. Работа с кредитными организациями продолжается, так как соглашения о взаимодействии подписаны пока не всеми банками.

В ногу со временем

- Сегодня Россия, как и весь мир, стремится к электронному документообороту между партнёрами, который практически исключит «бумажные» документы. Насколько этот метод работы близок Рособоронпоставке?

- В жизнь нашего агентства активно входит электронный документ. Этот метод работы только способствует повышению эффективности проведения процедур торгов. Происходит это за счёт сокращения сроков взаимодействия между госзаказчиками и агентством. Сейчас необходимо расширять использование электронного документооборота. Организационно-техническая платформа для использования современных технологий в России уже существует. Это межведомственный электронный документооборот (МЭДО), позволяющий выполнять передачу данных до уровня служебной информации включительно. И на базе государственного МЭДО возможно организовать полностью безбумажный документооборот по открытым торгам. Одновременно необходимо развивать созданные системы закрытого сегмента связи для обеспечения межведомственного взаимодействия при проведении закрытых торгов. Использование такого стиля работы с применением современных информационных технологий позволит ускорить процесс размещения гособоронзаказа с момента поступления заявки до заключения контракта и предоставит соответствующим участникам процесса оперативный доступ к информации.

Как пример - наши взаимоотношения с Министерством обороны России. Уже сегодня заключённые Рособоронпоставкой государственные контракты от имени военного ведомства незамедлительно поступают для контроля исполнения во все заинтересованные органы военного управления.

Вопросы более эффективного использования электронного документооборота поднимались на расширенном заседании коллегии Рособоронпоставки «О размещении ГОЗ-2013 и задачах по размещению ГОЗ-2014 года» и были поддержаны всеми представителями заинтересованных сторон.

- Эксперты считают, что одним из самых эффективных вариантов межведомственного взаимодействия должны стать совместные торги. Рособоронпоставка проводит их?

- Эту работу мы проводим последовательно и целенаправленно уже третий год подряд. На сегодняшний день агентством заключены соглашения о проведении совместных торгов с пятью ведомствами - государственными заказчиками. Учитывая не самый успешный опыт проведения совместных торгов предыдущих лет, при подготовке к ГОЗ-2013 Рособоронпоставка заранее запросила у государственных заказчиков номенклатуру вооружения и военной технике и провела её детальный анализ для выявления одноименных позиций. По результатам этой работы в Рособоронпоставку при размещении ГОЗ-2013 для проведения совместных торгов поступили заявки по 26 позициям на общую сумму 319,2 млн. руб. По сравнению с предыдущими годами количество проведённых совместных торгов имеет положительную динамику. Однако этот результат пока далёк от желаемого.

Мы понимаем, что создание работоспособной системы организации и проведения совместных торгов - это сложный и многогранный процесс, требующий регулирования на государственном уровне. Но решать этот вопрос необходимо уже сейчас. Результаты проведения совместных торгов по ГОЗ-2013 ещё раз подтвердили необходимость формирования на федеральном уровне нормативной правовой базы, которая бы чётко и однозначно регламентировала задачи, права и обязанности всех участников совместных торгов.

Только тогда эти процедуры перестанут носить рекомендательный характер, станут обязательными для исполнения всеми участниками торгов, что, соответственно, обеспечит достижение цели совместных торгов: получения максимальной экономии государственных бюджетных средств, централизации закупок и повышения прозрачности процедур размещения ГОЗ.

Взаимодействие снижает риски

- Какие ещё инструменты взаимодействия использует Рособоронпоставка в своей повседневной работе по размещению заказов?

- Рособоронпоставка с момента своего создания приступила к организации информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти. Мы получаем сведения, необходимые для организации работы по проверке требований к предмету заказа и участникам размещения заказа, проверке обеспечения исполнения контрактов. Сегодня агентством организовано взаимодействие с 14 федеральными органами исполнительной власти, среди них Рособоронзаказ, Минобороны, ФНС, ФТС, Минпромторг России и многие другие.

Налаженное взаимодействие привело к созданию инструмента, благодаря которому мы при рассмотрении заявок участников размещения ГОЗ и на стадии заключения контрактов можем проверить достоверность сведений, представленных участником, и в случае установления их недостоверности либо отклонить заявку, либо отказаться от заключения госконтракта. Тем самым, во многом снимаются риски возможного неисполнения госконтракта победителем торгов.

Эти сведения помогают значительно уменьшить количество несостоявшихся торгов. К сожалению, сегодня их цифра достаточно велика - это 156 объявленных торгов на сумму более 25 млрд. рублей. Главной причиной, по которой торги были признаны несостоявшимися, как в количественном, так и в сумарном выражении, стало отсутствие заявок. Это около 75 процентов от несостоявшихся процедур.

Существенная доля несостоявшихся процедур приходится на торги, при проведении которых все поступившие заявки отклонены. Причём основная доля поданных заявок отклонена в связи с отсутствием конкретных показателей и несоответствием требованиям документации сведений, указанных участниками в заявках.

Безусловно, такое количество несостоявшихся торгов - это общий отрицательный результат. Ведь значительная проделанная работа по формированию заявки, подготовке документации, проведению всех процедур размещения не привела к единственно нужному результату - заключению контракта.

Рособоронпоставка проводит совместно с госзаказчиками серьёзный анализ всех причин несостоявшихся торгов. После совместной корректировки документации проводится повторное размещение заказов. В результате такой работы при повторном размещении 73 процедур заключены контракты на сумму более 4 млрд. рублей.

- Над повышением эффективности в области размещения (ГОЗ) работают и законодатели...

- С 1 января 2014 года в силу вступает Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который призван усилить эффективность всех процедур закупок, в том числе и в сфере ГОЗ. В этом законе впервые закрепляется понятие «централизованные закупки», которые уже три года выполняются Федеральным агентством по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств как одним из основных участников работы по размещению гособоронзаказа. Этот закон регламентирует весь цикл размещения заказов, в том числе на стадиях планирования закупок и исполнения контрактов.

Дан наказ – хранить заказ

- Пройдёт совсем немного времени, и Рособоронпоставка приступит к размещению заказов и проведению торгов по ГОЗ-2014. Работа предстоит значительная. В преддверии этого, что бы вы хотели сказать партнёрам Рособоронпоставки?

- Размещение (ГОЗ) - процесс не статичный, рассматривать его необходимо как процесс, для которого характерно и важно наличие внешних и внутренних факторов, выстраивающих систему его исполнения. Эта система обязана иметь гармоничное состояние, быть способной реагировать на современные требования. А в совокупности должна быть подчинена конкретной задаче оснащения Вооружённых Сил и других силовых структур современными образцами оборонной продукции.

Хочу выразить благодарность нашим коллегам - федеральным органам исполнительной власти - государственным заказчикам, Военно-промышленной комиссии при Правительстве России, Федеральной службе по оборонному заказу за совместную работу и взаимодействие при размещении ГОЗ-2013. Уверена, мы одинаково понимаем степень важности и значимости проводимых торгов, а следовательно, и работать по этому направлению деятельности будем слаженно и консолидировано.

- Надежда Валентиновна, в завершение позвольте поздравить вас и ваш коллектив с трёхлетней годовщиной со дня образования агентства. Эту дату вы недавно отмечали и, несомненно, подводили итоги трёхлетнего периода становления Рособоронпоставки...

- Спасибо за поздравления. Минувшие три года были для агентства периодом становления, развития и началом динамичной работы. Они не были простыми. Коллективу Рособоронпоставки пришлось приложить немало усилий для выполнения важных государственных задач. Агентство за три года сумело достигнуть оперативности и планомерности при размещении государственного оборонного заказа. Это позволяет закупать качественную, надёжную и современную продукцию, эффективнее расходовать бюджетные средства. Агентству при этом отведена роль центрального звена как интегратора интересов госзаказчиков и предприятий ОПК в процессе размещения ГОЗ.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что основные трудности позади. Мы уверенно смотрим в будущее, продолжая комплектовать штат агентства, так как этот процесс ещё не завершён. Отчётливо понимаем, что у коллектива Рособоронпоставки много работы, ответственной и важной, в успешности которой мы убеждены.
Автор:
Андрей Гаравский
Первоисточник:
http://redstar.ru/
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти