Охота на крупную рыбу

17

Закат на Балтийском побережье очень красив, но в Донском почти никто не обращает внимания на заходящее солнце. Летчикам и техникам отдельной корабельной противолодочной вертолетной эскадрильи морской авиации Балтийского флота не до красот природы: начинается подготовка к ночным полетам.

Снаружи вертолет Ка-27ПЛ выглядит не особенно элегантно. У него нет «хищных» или «скоростных» обводов. По современным меркам его крейсерская скорость не особенно высока – всего 250 км/ч. Но, как метко сказал один из летчиков, «никто не ездит на рыбалку на гоночной машине». Между тем именно «рыбалка», а точнее «подводная охота», и является основной задачей этих вертолетов.

«Наши вертолеты, которые могут базироваться даже на относительно небольших кораблях, значительно расширяют их возможности в плане противолодочной обороны, – объясняет помощник штурмана авиабазы «Донское» майор Игорь Высоцкий. – На дальних рубежах вскрытие подводной обстановки обеспечивают противолодочные самолеты, а на долю вертолетов остаются ближние рубежи».

Большие уши

Основное «оружие» Ка-27ПЛ – это поисково-прицельная система «Осьминог». Она обеспечивает автоматизированную обработку информации, поступающей от гидроакустической станции (ГАС), радиолокационной станции, систем навигации и тактической обстановки. Зависнув над водой на высоте около 30 м, вертолет спускает на кабель-тросе гидрофоны ГАС, которая может работать как в пассивном режиме, так и в активном, с круговой или секторной направленностью.

«Заглубление гидрофонов зависит от гидрологии моря, температуры, солености, погоды и других факторов, – поясняет Игорь Высоцкий. – Поскольку глубины на Балтике достаточно небольшие, здесь хватает нескольких десятков метров. Для вскрытия подводной обстановки в радиусе нескольких километров требуется обычно от 3 до 10 минут, хотя все зависит от условий.

Например, мелководье облегчает поиск, а вот большое количество всяческого железа (остовы кораблей, баржи, грузы) на дне сильно усложняет, особенно в активном режиме – они дают нерегулярную акустическую картину, так что приходится сверяться с картами, где обозначены такие особенности. Собственно, по этой же причине на Балтике не слишком эффективен поиск с помощью магнитометра, хотя в других морях можно использовать и этот метод. Много проблем создает также ветер, который отклоняет кабель от вертикального положения, искажая направленность гидрофонов».

Время разбрасывать

Помимо ГАС, Ка-27ПЛ может нести комплект из 36 сбрасываемых гидроакустических буев. «Буи сбрасывают с горизонтального полета на приличной высоте, чтобы охватить достаточную территорию, – говорит штурман-оператор противолодочного вертолета, старший лейтенант Камиль Сибагатов. – Каждый буй спускается на парашюте, заглубляется и, работая в пассивном режиме, контролирует обстановку в радиусе нескольких сотен метров.

А в случае обнаружения шумового сигнала начинает передавать эти данные по радиоканалу. В результате за один боевой вылет Ка-27ПЛ позволяет вскрыть подводную обстановку в радиусе примерно 20 км (без сброса буев – немного меньше). Радиус обнаружения подводной лодки колеблется в довольно широких пределах – от десятков метров до нескольких километров. Это значение зависит от гидрологии, волнения, размера лодки, наличия кораблей и судов, которые создают серьезные помехи, и металлических частей на дне, особенно в активном режиме».

Железная птица

Впрочем, Ка-27ПЛ может нести не только множество «ушей» (гидроакустических буев) в поисковом варианте загрузки, но и (в ударном варианте) «дубинку» – 800 кг боевой нагрузки: противолодочные торпеды, ракеты или 50- и 250-килограммовые авиабомбы. Существует и специальная поисково-спасательная модификация вертолета Ка-27ПС, оснащенная лебедкой для подъема пострадавших из воды.

Соосная схема с двумя несущими винтами противоположного вращения, отличительный признак машин КБ Камова, выбрана не случайно – такая конструкция позволяет сделать вертолет более компактным, что немаловажно для размещения на небольших кораблях. Лопасти корабельных вертолетов сделаны складными, чтобы дополнительно уменьшить габариты машины.
«Управляемость и маневренность у машин с соосными винтами отличная, – говорит командир вертолета, капитан Алексей Кутепов. – Основная специфика полетов над морем?

Сложно ориентироваться над однородной поверхностью и зависать на небольшой высоте, удерживая машину неподвижно, пока штурман-оператор изучает обстановку с помощью ГАС. А самое сложное, конечно, – это посадка на корабль. С вертолета посадочная площадка выглядит примерно как спичечный коробок с высоты человеческого роста…»
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    27 июля 2013 08:26
    Прочитал, спасибо.
  2. +10
    27 июля 2013 08:34
    Статья "ни о чём", авторам стоило бы упомянуть, что по состоянию на середину 2012 года во всех флотах, в рабочем состоянии находилось не более 70 Ка-27. Сейчас видимо меньше.И вообще, наша морская авиация находится в весьма плачевном виде, можно сказать, что её уже и нет.
    1. +10
      27 июля 2013 16:45
      Не совсем. Хотя Ка-27ПЛ немного, ПС больше. Однако сейчас завершаются испытания Ка-27М новой постройки, на базе Ка-32. В Кумертау уже готовятся их производить серийно.
    2. +3
      27 июля 2013 20:51
      Цитата: Bongo
      наша морская авиация находится в весьма плачевном виде, можно сказать, что её уже и нет.

      н-да, Ваша правда! Печально, но зато на соседней ветке "петербуржцы" предлагают собирать всем народом на авианосец, а то у нашего алигархического гос-ва денег совсем нет (и мозгов похоже тоже). recourse
    3. 0
      28 июля 2013 23:53
      Наверное так. Сомневаться нет поводов.
      А я вот помню как старпома нашего в сетке под брюхом Ка-25(почти 27) катали над морем, резвились. Ну это было давно, когда еще ельцина-путина не было и в средиземке были как у себя дома.
  3. Spiegel
    +6
    27 июля 2013 09:59
    Был полк, а теперь вот отдельная эскадрилья.
  4. +5
    27 июля 2013 10:54
    Написано очень мало, тема не рсскрыта, глубины нет, так статья о том, что есть такая работа и больше ничего!
  5. +3
    27 июля 2013 15:34
    перепечатка и популярной механики, а там все статьи поверхностные!
  6. +1
    28 июля 2013 00:01
    Статья про то что они ещё летают.
  7. +2
    28 июля 2013 01:17
    большое количество всяческого железа (остовы кораблей, баржи, грузы) на дне сильно усложняет, особенно в активном режиме – они дают нерегулярную акустическую картину, так что приходится сверяться с картами, где обозначены такие особенности
    Вот только беда,что на эти карты может ориентироваться и противник ...
    Надо что то хитрей
    Слово за конструкторами
    1. +4
      28 июля 2013 06:23
      Железо на дне, скорее усложняет работу аппраратуры засекающую ПЛ по магнитному полю, на пассивную аккустику остовы кораблей влиять не могут.
  8. +3
    28 июля 2013 20:00
    Автор Дмитрий Мамонтов
    Дмитрий, а Вам не стыдно брать материал из "Популярной Механики" и выдавать за свою статью тут?

    Минус жирнейший.
    1. 0
      28 июля 2013 20:04
      Цитата: Андрей77
      Автор Дмитрий Мамонтов ...Вам не стыдно брать материал из "Популярной Механики" и выдавать за свою статью тут?
      Вообще то он работает в русской редакции этого журнала... И очень много публикуется.
      1. +3
        28 июля 2013 20:16
        Под рукой нет журнала, что бы проверить. Но даже если так, зачем копипастить?
        1. +1
          28 июля 2013 20:21
          Цитата: Андрей77
          Под рукой нет журнала, что бы проверить

          Вот ссылка на его электронный вариант...
          http://www.popmech.ru/article/13362-ohota-na-krupnuyu-ryibu/
          1. -1
            28 июля 2013 20:49
            Спасибо. Тогда остается второй вопрос.
  9. +1
    15 августа 2013 15:34
    фотографий бы побольше, нашу технику нужно знать в лицо
  10. 0
    5 ноября 2014 19:46
    Статья слабая, тщательно изучил в СВВАУЛ данное изделие 252, могу сказать, что про него можно многотомную книгу написать, какой выдающийся противолодочный комплекс. Жаль у меня нет времени. Деньги надо зарабатывать))) soldier

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»