Корабли для невчерашних войн

Какими станут боевые корабли будущего? Пока первые прототипы и опубликованные эскизы вызывают в памяти образы то старинных броненосцев, то океанских транспортов из фантастических фильмов. Но внешний вид все же не главное.

Устремления инженерной мысли в области проектирования боевых надводных кораблей являются отражением военно-политических концепций соответствующих стран. Первое, что бросается в глаза, – это всеобщая мода на малую заметность, или технологии «стелс». Именно эти технологии придают кораблям футуристический вид, и первым в этом ряду стоит шведский корвет Visby, спущенный на воду еще в 2000 году. Характерный угловатый дизайн, затрудняющий радиолокацию, легкий корпус из композитного пластика, минимум выступающих элементов.

Шведская концепция заключалась в том, что юркий и малозаметный корвет гораздо быстрее обнаружит в прибрежных водах вражескую цель и уничтожит ее, чем будет обнаружен и уничтожен сам. В январском номере «ПМ» писала о новейшем российском корвете проекта 20380, в котором также применены композиты и элементы технологии «стелс».


Теперь при взгляде на тримаран USS Independence, представителя нового класса «боевой корабль прибрежной зоны (Littoral Combat Ship, LCS), характерные черты малозаметности уже кажутся чем-то самим собой разумеющимся. Но если Visby и российский корвет предназначены для действий в национальной прибрежной зоне с оборонительными целями, то LCS очевидно рассчитан на участие в операциях прежде всего у чужих берегов. И на это указывает многое.

К далеким берегам

Строго говоря, LCS – это два разных проекта. Один – разработка корпорации Lockheed Martin, монокорпусный корабль. Первенцем проекта в 2006 году стал USS Freedom. Второй вариант LCS, детище General Dynamics, – тримаран (номер один в серии – USS Independence). Первоначально ВМС США планировали сделать выбор из этих двух концепций, но затем было решено достраивать новыми кораблями обе линейки.

Вместе с тем, поскольку известные оружейные корпорации выполняли схожее техзадание, параметры и возможности двух типов LCS оказались довольно близки. Главное, на что сразу обращаешь внимание, – это весьма приличный для корабля прибрежной зоны запас хода. У локхидовского Freedom – 3500 морских миль на скорости 18 узлов, у Independence – 4300, это почти 8000 км. Автономность – 21 день. Второе – максимальная скорость, составляющая порядка 45 узлов (83 км/ч) и обеспечиваемая водометными двигателями. Это значительно превосходит показатели Visby (35 узлов) и упоминавшегося российского корвета проекта 20380 (27 узлов).

Речь тут явно идет о чем-то большем, чем просто замена устаревшим корветам и минным тральщикам, особенно если вспомнить, что на момент спуска на воду USS Freedom стал представителем единственного введенного в строй за все предыдущие 20 лет класса американских боевых кораблей.

Появление легких скоростных кораблей, близких по классу к корветам, стало результатом осознания новой реальности. А реальность была такова, что АУГ, тяжелые крейсеры и эсминцы хорошо подходили для демонстрации силы в эпоху холодной войны, но для конфликтов малой интенсивности нужны были более тонкие и дешевые инструменты. Среди американских военных аналитиков родилась даже концепция «уличного бойца» – недорогого, небольшого, специализированного корабля, который сможет действовать на мелководье в прибрежной зоне противника.

Идея LCS близка к этой концепции – Freedom или Independence легко себе представить выполняющими задачи где-нибудь у берегов Персидского залива. Там такие суда могли бы охотиться за дизельными подводными лодками и скоростными ракетными катерами (на которые возлагает надежды Иран), освобождать акваторию от мин, вести разведку и в итоге расчищать путь для крупномасштабного вторжения с моря.

Простые превращения

А что же со специализацией? Эта проблема легко решается за счет модульности, конструктивно заложенной в оба проекта LCS. Модульность – это, очевидно, еще один базовый тренд развития как надводных, так и подводных боевых кораблей. В применении к кораблям прибрежной зоны это означает возможность оснащения их (в зависимости от предстоящей операции) модулем для борьбы с минами, модулем для противолодочных операций или модулем для противодействия противнику, находящемуся на поверхности воды или суши.

Модули размещаются в специальных контейнерах, которые легко монтируются на корабле, а при необходимости быстро заменяются другими. В модули входит разнообразная разведывательная аппаратура: например, для обнаружения мин используется роботизированный автономный зонд, в противолодочной борьбе применяются подводные датчики и системы воздушного базирования: LCS способен нести на палубе пару вертолетов MH-60R, а также БПЛА.

В «пакет» противодействия противнику на поверхности входит 30-мм пушка mk46, производящая 200 выстрелов в секунду, а также пусковые установки NLOS (выстрел за пределы видимости) с высокоточными ракетами.

«Ближе к берегу» – таким мог бы быть лозунг многих проектов перспективных боевых кораблей. Давно разрекламированный новый класс эскадренных миноносцев с ракетным вооружением – так называемый класс Zumwalt – будет одинаково хорошо выполнять свои функции как в дальней морской зоне, так и в прибрежном мелководье. Первый представитель этого класса DDG 1000 Zumwalt должен быть вскоре спущен на воду.

Характерно, что к этому эсминцу, который впервые за сто с лишним лет будет построен по схеме с расширяющимся книзу корпусом (а-ля крейсер «Аврора»), особый интерес проявило командование морской пехоты США. «Морпехи» рассматривают Zumwalt как мощное средство поддержки морского десанта. Корабль мог бы помочь десанту ракетными и артиллерийскими ударами в тыл противника, а также обеспечил бы противовоздушную оборону места проведения операции. Высказывалось даже предположение о том, что эсминец класса Zumwalt способен выступать в качестве опорного элемента действующей в прибрежных водах противника группы LCS типа Freedom или Independence.

Ради операций в прибрежной зоне особое внимание уделено малозаметности, чем, собственно, и продиктован необычный дизайн корабля. И это при том, что Zumwalt (водоизмещение 14 500 т) фактически имеет размеры линейного крейсера и значительно больше близкого по классу эсминца с ракетным вооружением типа Arleigh Burke. Zumwalt несет на себе вертолет и три многофункциональных беспилотника MQ-8 Fire Scout, построенных по вертолетной схеме (такими же оснащены и LCS).

В конструкции эсминца просматривается еще одна интересная тенденция в кораблестроении – переход на единый электрический источник. Два газотурбинных двигателя Rolls-Royce Marine Trent 30 раскручивают генераторы Curtiss-Wright, а уже этим электричеством питаются двигатели, вращающие винты. Кроме того, возможно, в будущем от электричества будут запитываться различные перспективные системы вооружений вроде рейлганов.

Корабль роботов

Британская BAE Systems, как правило, активно участвует в крупных американских оборонных проектах, однако имеет и свои разработки, вполне отвечающие современным высокотехнологичным тенденциям. В частности, примерно с 2012 года на вооружение Королевского ВМФ Великобритании должен встать «глобальный боевой корабль типа 26» (Global Combat ShipType 26).

«Тип 26» по водоизмещению относится к фрегатам (то есть он больше корвета и меньше эсминца), и ему предстоит со временем стать «рабочей лошадкой» флота, что предполагает высокую степень многофункциональности. Это будет достигнуто, естественно, с помощью модульной конструкции – корабль легко переоборудовать под борьбу с пиратством, гуманитарную операцию или задачу установления блокады побережья.

Но, пожалуй, самой забавной английской концепцией надводного корабля будущего (это тоже проект BAE, правда, сроки его реализации неясны) можно считать так называемый UXV Combatant. Этот корабль размером с эсминец призван стать плавучей базой, ориентированной на работу с беспилотными аппаратами, как летающими, так и плавающими.

Предполагается, что UXV Combatant будет обслуживать небольшой экипаж (около 60 человек), а все взлеты и запуски разведывательных или ударных беспилотников смогут производиться в автоматическом режиме. В конечном итоге, вероятно, именно этот британский проект показывает, куда постепенно движется вся оружейная индустрия в развитых странах, и кораблестроение здесь не исключение: скоро на войну будут отправлять одних роботов.

Корабли для невчерашних войн

В основе дизайна USS Independence лежит конструкция скоростного парома Benchijigua Express, разработанного австралийской фирмой Austal. В наши дни гражданское судостроение нередко технологически опережает военное.

Корабли для невчерашних войн

Интегральная надстройка и необычный корпус сделают эсминцы с ракетным вооружением класса Zumwalt похожими на подводные лодки. Возможно, они смогут вести бой в полупогруженном состоянии для обеспечения большей малозаметности.

Корабли для невчерашних войн

Британия отличается весьма продвинутыми разработками. В дополнение к высокотехнологичным эсминцам «тип 45» создается «тип 26» – фрегат, получивший название «Глобальный боевой корабль».
Автор: Олег Макаров
Первоисточник: http://www.popmech.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 35
  1. serge-68-68 27 июля 2013 07:37
    Эти корабли - вообще для непонятно каких войн. Опыта боевого применения нет. Фактически конструкторы фантастически развивают некую изначально фантастическую модель (связь со старыми кораблями, развивавшимися из опыта реальных войн уже весьма относительна). А практика - она может быть весьма неожиданна - вспомните увлечение алюминием на боевых кораблях. А потом "Шеффилд" встретился с "Экзосетом" и погиб фактически от пожара, вызванного остатками ракетного топлива и наличием легковоспламеняемых материалов и сплавов в конструкции корабля(сама ракета не взорвалась).
    serge-68-68
    1. il grand casino 27 июля 2013 08:05
      Поживем увидим. Но одно ясно, дизайн интересный - следовательно налогоплательщикам понравится и они будут с адостью отстегивать на это чудо свои, кровно заработанные деньги
      1. loft79 27 июля 2013 08:12
        Налогоплательщиков никто не спрашивает laughing
      2. dustycat 27 июля 2013 19:15
        Цитата: il grand casino
        Поживем увидим. Но одно ясно, дизайн интересный - следовательно налогоплательщикам понравится и они будут с адостью отстегивать на это чудо свои, кровно заработанные деньги

        То что невидно в лучах своего радара - видно в лучах соседнего радара.
        Развод налогоплательщиков на бабки и не более.
    2. smsk 27 июля 2013 10:53
      Цитата: serge-68-68
      Эти корабли - вообще для непонятно каких войн. Опыта боевого применения нет. Фактически конструкторы фантастически развивают некую изначально фантастическую модель (связь со старыми кораблями, развивавшимися из опыта реальных войн уже весьма относительна). А практика - она может быть весьма неожиданна - вспомните увлечение алюминием на боевых кораблях. А потом "Шеффилд" встретился с "Экзосетом" и погиб фактически от пожара, вызванного остатками ракетного топлива и наличием легковоспламеняемых материалов и сплавов в конструкции корабля(сама ракета не взорвалась).


      По вашему так лучше просто сидеть и ничего не делать?
      Какие то наработки от этих проектов обязательно будут использованы в дальнейших разработках. Фантастика или нет, но лет 30 назад кто мог подумать, что дроны будут вытеснять обычные самолеты с поля боя?
    3. ShadowCat 27 июля 2013 11:18
      Когда то и подлодки были бредом сумашедшего, танки идиотизмом, а броненосцы чушью.
      Ищущий да обрящет, пытливый да найдет - ознакомиться, учесть недостатки, получить опыт и сделать лучше. Вот такой девиз должен быть.
      1. serge-68-68 27 июля 2013 16:53
        Ключевая фраза - "получить опыт". Самолеты, подводные лодки, танки только тогда стали оружием, когда многократно были испытаны в боях. И не просто в каких-либо "пострелюшках" по туземцам с дубинками, а в боях с равным противником. Как поведет себя "дрон" на поле боя, насыщенном разнообразным вооружением и прочей излучающей ерундой, в условиях активного огневого контакта и прротиводействия противника не знает никто. А вот как повел себя "Шеффилд", получив в борт невзорвавшийся "Экзосет", мы знаем - сгорел и утонул.
        В связи с этим простой вопрос (несколько утрируя): что взять с собой для длительных и возможно тяжелых бд - ни разу не обстрелянный электромагнитный автомат какой-нибудь или АК?
        serge-68-68
  2. Constantine 27 июля 2013 09:18
    Новое - всегда интересно, однако не всегда реализуемо в той мере, в которой задумали. Тот же LCS, например, вылился в эпичный распил денег, а его модульность настолько капризна к инфраструктуре, да и к достоточному количеству времени, что толку от него не будет. Разве что в качестве демонстратора технологий в мелкой серии. smile

    В целом идет тенденция к унификации, однако универсальность техники что в авиации (F-35), что в судостроении (LCS), пока выглядит, мягко скажем, убого рядом с заточенными под конкретные цели образцами. sad
    Constantine
  3. Хозяин Тайги 27 июля 2013 09:52
    Воюет в конечном счёте не техника, а люди.
    Хозяин Тайги
  4. Goryn 27 июля 2013 11:08
    Хорошие разработки, во всяком случае, виден прогресс и развитие. Особенно в отношении модульности-за ней будущее.
    Goryn
    1. dustycat 27 июля 2013 19:20
      Цитата: Goryn
      Хорошие разработки, во всяком случае, виден прогресс и развитие. Особенно в отношении модульности-за ней будущее.

      Какое то странное у них понятие модульности.
      Модульность это когда ролкер с помощью КлабК можно превратить в базу ПВО, ПРО, ПКО или в носитель ударного оружия с помощью портового крана.
      Мне так кажется.

      А когда для этого корабль нужно ставить в док, разбирать надстройки и потом собирать снова, или еще при постройке определиться что это будет - нужно что то в консерватории поменять.
  5. 1c-inform-city 27 июля 2013 12:38
    Нсчёт более дешёвых кораблей это они загнули.Стоимость постройки и эксплуатации этих корабликов гораздо выше чем у Арли бёрков и Тикондерог.Кстати у них большие проблемы с электрикой и вооружением пока удалось отладить только артиллерийскую составляющую.При пробных переходах постоянно возникают неполадки.Думаю они перемудрили,засунули туда всё что можно и неможно.Ведь чем сложнее изделие тем больше отказов.Но денежков хочется всё больше и больше поэтому всё наворачивают,а как это будет работать дело десятое.Ну а с Зумволтом они вообще как мне кажется надорвутся.
    1. пацантрэ 29 июля 2013 17:16
      Цитата: 1c-inform-city
      Нсчёт более дешёвых кораблей это они загнули.Стоимость постройки и эксплуатации этих корабликов гораздо выше чем у Арли бёрков и Тикондерог.


      Чего?Это где вы такое прочитали?
      Цитата: 1c-inform-city
      Ну а с Зумволтом они вообще как мне кажется надорвутся.

      От него отказались,3 штуки достроят и досвивания.
  6. poquello 27 июля 2013 14:01
    "В конструкции эсминца просматривается еще одна интересная тенденция в кораблестроении – переход на единый электрический источник. Два газотурбинных двигателя Rolls-Royce Marine Trent 30 раскручивают генераторы Curtiss-Wright, а уже этим электричеством питаются двигатели, вращающие винты. Кроме того, возможно, в будущем от электричества будут запитываться различные перспективные системы вооружений вроде рейлганов."

    Ничего не понимаю, я про это реализованное на наших кораблях слышал лет 10 назад.
    1. Spiegel 27 июля 2013 18:42
      Гражданские суда есть такие - дизель-электроходы. Но на наших надводных кораблях нет такой силовой установки. Обычны паровые турбины, дизели, газовые турбины, работающие на гребной вал. Может, кто-то где-то такие эксперименты и проводил, но в серии таких НК нет.
      Spiegel
      1. poquello 28 июля 2013 01:09
        Цитата: Spiegel
        Гражданские суда есть такие - дизель-электроходы. Но на наших надводных кораблях нет такой силовой установки. Обычны паровые турбины, дизели, газовые турбины, работающие на гребной вал. Может, кто-то где-то такие эксперименты и проводил, но в серии таких НК нет.

        Рассказывал в общем не морской, по спецоперациям, на чём их там забрасывали х.з.
    2. dustycat 27 июля 2013 19:26
      Цитата: poquello
      Ничего не понимаю, я про это реализованное на наших кораблях слышал лет 10 назад.

      Вообще то все речные дизельэлектроходы типа печальной известной Булгарии имеют с 1960Х однотипную ДЭСУ.
      С 1970 были и турбоэлектроходы. С ГТЭС. И тоже типовой - двигатель Як40 и генератор Электросила.
      1. 77bor1973 28 июля 2013 22:56
        Трансатлантический лайнер "Нормандия" , тоже имел электродвигатели на гребные валы.
        77bor1973
  7. datur 27 июля 2013 16:38
    блин я пехота- поэтому обьясните мне ,что за шедевр это? yes
    1. Spiegel 27 июля 2013 18:49
      Грубо говоря, отрабатываются новые типы платформ для доставки и применения современного оружия в современных войнах. Платформы должны быть незаметны, унифицированы - и так бешеных денег уже стоят, чтобы позволить себе плодить массу разных проектов. Вот и хотят сделать универсальный небольшой кораблик, на котором можно менять часть оборудования и вооружения, и который будет быстро бегать, да еще будет малозаметным. То он с ПЛ борется, то с надводными кораблями, то по берегу работает, то с самолетами борется. Короче, думают над кораблями для будущих войн, пробуют. Никто не хочет оказаться в ситуации, подобной той, когда дорогущие линкоры в период 2 Мировой войны оказались практически не у дел, хотя ресурсов на них извели тьму. Можно сказать, что ни один флот не угадал, какой будет следующая война.
      Spiegel
    2. Sea Snake 27 июля 2013 21:02
      Цитата: datur
      блин я пехота- поэтому обьясните мне ,что за шедевр это? yes

      Всем, кто хочет более подробно ознакомиться насчет кораблей прибрежной зоны, предлагаю открыть ссылку ---

      http://nnm.ru/blogs/smprofi/budushiy_korol_pribrezhnoy_zony/


      Там прекрасно иллюстрированная статья... много и фото, и видео. good
  8. Фофан 27 июля 2013 19:59
    Цитата: Spiegel
    Грубо говоря, отрабатываются новые типы платформ для доставки и применения современного оружия в современных войнах. Платформы должны быть незаметны, унифицированы - и так бешеных денег уже стоят, чтобы позволить себе плодить массу разных проектов. Вот и хотят сделать универсальный небольшой кораблик, на котором можно менять часть оборудования и вооружения, и который будет быстро бегать, да еще будет малозаметным. То он с ПЛ борется, то с надводными кораблями, то по берегу работает, то с самолетами борется. Короче, думают над кораблями для будущих войн, пробуют. Никто не хочет оказаться в ситуации, подобной той, когда дорогущие линкоры в период 2 Мировой войны оказались практически не у дел, хотя ресурсов на них извели тьму. Можно сказать, что ни один флот не угадал, какой будет следующая война.
    а экипаж тоже сменный? или одни и те же люди одинаково хорошо борются с пл и наносят удары рокетами по тылам противника?
    1. 17085 27 июля 2013 21:26
      Согласен на все сто. Так уж на флоте сложилось, командир корабля либо артиллерист, либо, что чаще, ракетчик, и т.п. в зависимости от специализации. Конечно и команду можно формировать по такому-же принципу - модульному (слово то какое).
      Хотя честно для меня это новость, что у ВМФ нет электроходов, гражданские давно и довольно удачно ими пользуются.
      Представляю Бора на электротяге - круто...
      1. Корсар 28 июля 2013 10:48
        Цитата: 17085
        Конечно и команду можно формировать по такому-же принципу - модульному (слово то какое).

        Руки от одного "модуля" fellow ,*опу, туловище и ноги от другого...А головы может и не надо? wink
  9. Влад51 27 июля 2013 21:21
    Деньги надо на чём-то заробатывать
    Влад51
  10. 17085 27 июля 2013 21:57
    По мне, так принцип малозаметности для надводных кораблей- это какой-то пиар ход. Обходится дорого, а свести на нет его можно без особых проблем. Да и шум движителей не куда не делся. Модульность - удовольствие сомнительное. Корпуса кораблей различаются в зависимости от назначения и устанавливаемого оружия. Даже возможный район плавания сказывается на корпусе.(ледовый класс, максимальная осадка, высота волны в сезон штормов, и еще куча всего) Унификацией оборудования можно большей выгоды добиться. Широкое использование робототехники, тоже имеет достаточно ограничений, море оно штука капризная, частенько такая погода, что не всякий вертолет взлетит, от робота в 5 метровую волну на воде мало толку. Так что роботоносца в средний шторм можно на галере на абордаж брать.
    1. Misantrop 28 июля 2013 10:21
      Цитата: 17085
      принцип малозаметности для надводных кораблей- это какой-то пиар ход

      Я еще могу понять про малозаметность, пока лоханка крадется в малошумном режиме. Но о какой "малозаметности" может идти речь после начала применения своих систем в активном режиме? Понятно, пушка там крутая,
      200 выстрелов в секунду
      Интересно, на сколько минут боя хватит боекомплекта? Пристыкованной баржи я там в проекте не заметил lol
      Модульность - это круто. Вот только любой, кто имел дело со сложными агрегатами, знает, ЧТО на практике значит пристыковать узел, долго хранившийся в ЗИПе на берегу... lol
      Misantrop
  11. report4 28 июля 2013 09:30
    Звиздец. Снова выйдут игрушки для антипапуасных войн по несколько лярдов за штуку?
    Самое печальное(для них естественно), что против оружия вероятного противника они бесполезны
  12. bulvas 28 июля 2013 09:40
    Пусть ищут, пробуют, если деньги есть

    Главное, чтобы нашим ума хватило - учиться на чужих ошибках, не на своих
  13. Корсар 28 июля 2013 10:41
    Возможно, они смогут вести бой в полупогруженном состоянии для обеспечения большей малозаметности.

    Возвращение к "Монитор" и "Меримак"?
    С днём Флота СССР и России!
  14. тол100в 28 июля 2013 11:45
    Морские ДУШИ! Спраздником ВАС ВСЕХ!
  15. aud13 28 июля 2013 18:23
    200 выстрелов в секунду у пушки - это что за чудо пушка такая?
    1. TIT 28 июля 2013 20:38
      Цитата: aud13
      200 выстрелов в секунду


      всеволишь опечатка, темп стрельбы 200 выстрелов в минуту
      TIT
  16. tilovaykrisa 28 июля 2013 21:52
    Вот это чудо техники пиарили в свое время как суперпупер стелс, теперь вот продают за ненадобностью, хотя новые концепции всегда хорошо, развиваются технологии.
    1. Лопатов 28 июля 2013 22:17
      Это опытовое судно, которое 27 лет честно отслужило. С тех пор технологии очень далеко шагнули. Сравните F-117 и F-22- поймёте.
      1. report4 28 июля 2013 22:52
        Цитата: Лопатов
        Это опытовое судно, которое 27 лет честно отслужило. С тех пор технологии очень далеко шагнули. Сравните F-117 и F-22- поймёте.

        Сравнить летающий с постоянными поломками F-22 и снятый с вооружения F-117
        идея так себе. Лучше сравнить количество ударных миссий f-22 и f-16 ;) итог будет интересный.))
        1. пацантрэ 29 июля 2013 17:21
          Цитата: report4
          Лучше сравнить количество ударных миссий f-22 и f-16 ;) итог будет интересный.))

          Как вы интересно будете сравнивать,если Ф-22 для таких миссий совершенно не предназначен.
  17. ВольдемарЪ 15 августа 2013 16:14
    А мне их тримаран индепенденс нравится внешне. Кто-то тут пишет, что мол технологии не опробованы и только деньги на ветер. Но когда-то всё чем пользуются сейчас были новинками в технике и ничего, нормально, обкатали и стали делать большими партиями. Кое-что отсеялось конечно. Но для этого нужно строить и испытывать, а не просто огульно охаивать. У нас таких не строят и очень жаль. А модульность это по моему хорошо и не обязательно вооружение постоянно менять на одном корабле. Просто корпус один, а не десять разных. Но каждый корабль может быть заточен под свое. Из десяти одинаковых кораблей, на одном будет противолодочное вооружение и ПВО, на другом ударное и ПВО, но зато клепать их будет быстро и вооружение без проблем впихнут какое нужно.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня