Крещение Руси — начало и основа российского государства

В нынешнем году Русская Православная Церковь и весь Русский Мир празднует дату 1025-летия Крещения Руси — ключевого момента истории России. Данная статья написана простым и понятным языком и призвана рассказать о судьбе святого князя Владимира — крестителя Руси и пользе, которую принесло Крещение всему зарождающемуся русскому государству.





Принятие христианства святым князем Владимиром, крещение им русского народа — подвиг, равный подвигу святых апостолов, поэтому Святая Церковь называет святого равноапостольным князем.

Внук святой равноапостольной княгини Ольги, в молодости князь Владимир был яростным язычником, жестоким воином, любителем женщин и вина. Его чудесное преображение в святого правителя Руси от того ещё более удивительно.

Началом чудесной перемены стал трагический эпизод смерти первых славянских мучеников за Христа. Языческий обычай требовал от правителя кровавой жертвы славянскому божеству Перуну после победоносного похода на ятвягов. Был брошен жребий, павший на мальчика по имени Иоанн. Его отец Феодор отказался выдать сына, объявив о своём христианстве. Разъяренная толпа зверски убила отца и сына, ставших первыми мучениками Руси.
Погибая, мученик Феодор сказал: «У вас не боги, а дерево, нынче есть, а завтра сгниют… Бог один, Который сотворил небо и землю, звёзды и луну, и солнце, и человека» [1].

Кровавая жертва произвела глубокое впечатление на князя, став одной из причин поиска новой веры.

Как мудрый политик князь понимал, что дикость язычества отжила свой век. Разгульное поведение, отсутствие единства людей, каждое племя, каждый род из которых почитали свои божества, не могут принести славянам необходимого могущества. Князь уже пытался сплотить народ, проведя реформу язычества, призвав верить в идолов, поставленных на Киевском холме. Ничего не вышло. Людская кровь не дала прочного фундамента Киевскому государству. Современные реалии требовали сплочённости и высокого морального духа граждан. Тогда князь отправляет послов во все крупные государства, граничившие с Киевской Русью.

Прибыли послы из Хазарии — хазарские правители-иудеи. Князь спросил их о судьбе государства Израиля. Узнав о его гибели, Владимир отказался от принятия иудаизма.

Предложение принять ислам князь отверг, потому что эта вера запрещает употреблять спиртное и есть свинину, а сало и слабоалкогольные напитки — основа продовольствия в военных походах славянского государства.

Латинское христианство князь Владимир отверг, доверяясь мудрости и политическому чутью бабки Ольги, почитаемой им и его войском мудрейшей из женщин.

Греческое христианство привлекло княжеских послов стройностью и красотой богослужения, величественной архитектурой и искусством. На приёме монах-проповедник показал князю икону, изображающую Страшный суд. Печальная участь грешников и вечная радость праведников оставили глубокий след в душе будущего святого.

Факт того, что святая княгиня Ольга была христианкой, также оказал влияние на княжеское решение. Знаменитый церковный историк профессор Голубинский отмечает, что святая бабка князя Владимира, женщина государственного склада ума, принимает христианство, в том числе из государственных побуждений:

«Указание на то, что христианство стало верою почти всех народов Европы и во всяком случае есть вера народов между ними лучших, — указание на то, что и между собственными ее сородичами (варягами) началось сильное движение к нему, по примеру других народов, не могли не подействовать на ум Ольги, делая для нее необходимым заключение, что у людей лучших и вера должна быть лучшей» [2].

Византийская Империя — могучий союзник, государство с великой культурой, развитой наукой и техникой. Было необходимо лишь дождаться удачного момента для заключения союза и принятия христианства. Такой случай представился в скором времени.


В 987 году князь Владимир оказывает Византии военную помощь в подавлении военного мятежа в обмен на обещание крещения и женитьбы на дочери Императора Анне. Хитрые греки решили обмануть князя. В ответ он захватывает Херсонес — древний черноморский порт — основу греческого влияния в Причерноморье. Тогда Император отправляет Анну в Херсонес, желая мирного исхода конфликта. Политическое противостояние Руси и Византии могло наложить тень на принятие христианства. Греки пытались навязать свою власть всем, кого крестили, славяне старались сохранить свободу.

Тогда князь по воле Божией теряет зрение. Это было настоящим потрясением, как для Владимира, так и для его войска. Несколько дней спустя в Херсонес прибывает византийская княгиня Анна и советует будущему мужу незамедлительно принять святое Крещение, чтобы он исцелился от недуга и смог обвенчаться с ней по христианскому обычаю. В момент совершения святого Таинства князь вновь обретает зрение, не только телесное, но и духовное: сердце, полное жестокости, распутства и любви выпить, перерождается в жилище Духа Святого.



Так на свет появился великий святой Руси, очистивший не только свою душу от языческого зловерия, но и души своего народа.

В 988 году на берегу Днепра состоялось самое массовое крещение славян за историю Руси. Князь объявил: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом» [3]. Это означало, что несогласные с княжеской волей могут собирать свои вещи и искать себе новый дом в другом государстве. Однако летописец отмечает, что простой народ с радостью принимает княжескую волю: «Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре»[3].

Спустя короткое время Киевская Русь была крещена.

Современному человеку трудно осознать всю широту и риск данного шага. Чего стоит одно упоминание летописца о том, что идол главного божества языческого пантеона Перуна не рискнули уничтожить на глазах у вчерашних язычников, а прилюдно выпороли, срубили и пустили плыть по течению, не давая приставать к берегу.

Эти события – Крещение Руси и свержение язычества стали началом обновлённой русской государственности. В истории государства будет ещё много тёмных страниц, несчастий, зла, но Русь уже не будет языческой.



Летописцы — беспристрастные свидетели истории не будут замалчивать зло, но будут обличать порок, с помощью Божиего Закона называть чёрное чёрным, а белое белым. Именно высокая мораль, принесённая Руси верой Христовой, постоянная особая забота Бога о верующих в Него людях, стремление жителей православного государства всеми силами угождать Богу стали основами незыблемости русского государства.

Став христианином, святой князь Владимир остался в народной памяти Владимиром «Красно солнышко» — лучшим правителем Руси. Своим примером он показал народу, как нужно жить.

Милосердие к подданным, постоянные милостыни нищим, богатые вклады в благосостояние Святой Церкви, строительство храмов, надёжная защита государства, расширение его границ — всё это привлекало к нему народ.

Князь стал настолько милостивым, что наложил запрет на смертную казнь преступников. Уровень преступности вырос. Тогда уже церковные власти стали просить правителя вернуть высшую меру наказания, чтобы пресечь зло.

В возрасте около 60 лет, что по меркам тех времён считалось глубокой старостью, святой князь Владимир мирно отошел ко Господу.

Его священные останки были возложены в усыпальнице Десятинной Церкви, построенной в честь Успения Пресвятой Богородицы на Киевском холме — месте убийства первых мучеников Феодора и его сына Иоанна.

Итак, что дало Киевской Руси принятие христианской веры? Ответ на данный вопрос содержит академический учебник истории России исторического факультета МГУ им. Ломоносова:

На личном уровне христианство поставило личность каждого человека на совершенно новый качественный уровень: «Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле».

На уровне общества христианство стало государство образующей религией и идеологией:

«Божий слуга, государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси.

Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув примитивное язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились.

Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры».

Источники и литература:
1. Святая Русь. Православный календарь на 2011 год с чтением на каждый день. — М.: «Русский хронографъ», 2010.
2. Проф. Голубинский, Е. Е. История Русской Церкви. Цит. по ст. «Преставление блаженной Ольги», сайт Православие.ру.
3. Повесть Временных Лет. www.abc-people.com
4. А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина, История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. — М.: «Проспект», 1997.
Первоисточник:
http://hvs.kz/
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

335 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти