"Страйк Рэптор" и "Бомбкэт". Огонь с небес



- …первая боевая группа для «глобального патрулирования» в составе пятидесяти FB-22 достигнет оперативной готовности к 20цатому году. «Страйк Рэптор» позволит нам то, о чем мы мечтали всегда – неуязвимый стелс-самолет со сверхзвуковой крейсерской скоростью полета и 4 тоннами вооружения во внутреннем бомбоотсеке сможет оперативно решать любые ударные задачи в любом из регионов планеты!


Докладчик торжествующе обвел глазами присутствующих и снова продолжил свою речь:

- Машина выполнена по бескилевой аэродинамической схеме. Дельтавидное крыло позволило радикально увеличить емкость внутренних топливных баков по сравнению с исходной конструкцией – расчетный боевой радиус FB-22 превысит 2000 километров. Взлетная масса машины составляет 120 000 фунтов (54 тонны). Максимальная скорость – 1,92 Маха. Значение расчетной перегрузки 6 g. Новый супер-бомбардировщик будет абсолютно неуязвим для любого оружия, стоящего на вооружении России и Китая, а впечатляющих комплекс бортовой электроники позволит наносить смертоносные бомбовые удары в любое время суток и в любых погодных условиях… Теперь прошу Ваши вопросы, господа.

- Джонни Смит, Бостон Ивнинг Ньюс. На разработку программы F-22 «Рэптор» фирма Lokheed Martin уже получила из бюджета 66,7 миллиарда долларов. В какую сумму оценивается создание новой вундервафли?

Докладчик покраснел от злобы (назвать FB-22 вундервафлей – какая пошлость!), но, придав своему голосу обычную интонацию, дал развернутый ответ на непростой вопрос:

- В конструкции FB-22 широко используются узлы серийных F-22 «Рэптор», бортовое оборудование и программного обеспечение на 85% унифицированы с исходной машиной. Все это должно максимально уменьшить стоимость создания и производства. В настоящий момент предложение о создании FB-22 включено в состав 23 производственных программ, представленных промышленностью на утверждение в 2003 году. ВВС США уточняют свои требования к самолету и стратегию финансирования его производства. Ожидается, что ориентировочная стоимость одного «Страйк Рэптора» (flayaway cost) не превысит 300 млн. долларов…

Только высокий забор и два десятка секьюрити спасли докладчика Lokheed Martin от чистосердечных побоев разъяренной публики.


Один из возможных вариантов облика FB-22. Программа была окончательно закрыта в 2006 году


Легенды о целебных бомбежках

Гуманитарная помощь, принесенная на крыльях ВВС США, несомненно, имеет огромное положительное значение для жителей освобожденных государств. Пентагон выражает твердую уверенность в том, что демократичные бомбежки нисколько не вредны, но даже полезны для здоровья местного населения, от них улучшается аппетит и понижается уровень холестерина в крови.

Бомбы - Альфа и Омега американской военной доктрины. Янки всерьез уверены, что реющие в небе самолеты - верный ключ к победе в любой ситуации. Возможно, в чем-то они правы: лучше бросать во врага бомбы и ракеты, чем тела своих призывников, однако, петь американскому оружию восторженные дифирамбы особого желания нет - прекрасная военная доктрина и первоклассная боевая авиация стоят на страже американской внешней политики, чьи интересы идут целиком вразрез с геополитическими интересами России.

Тем не менее, было бы любопытно проанализировать некоторые факты о структуре, боевом применении и путях дальнейшего развития американской боевой авиации.

В том, что ВВС США имеют ярко выраженную ударную направленность, сомневаться не приходится. Согласно принятой доктрине, каждый из американских истребителей, помимо своих базовых обязанностей – завоевания превосходства в воздухе, должен обладать возможностью применять оружие класса «воздух-поверхность». При этом, самолет должен не только номинально иметь пару узлов внешней подвески, но и нести целый комплекс прицельных средств и широкий ассортимент вооружения для эффективного поражения наземных целей.


Зачастую американские истребители настолько «вживаются» в роль бомбовозов, что, несмотря на своё изначальное предназначение, полностью трансформируются в специализированные ударные машины - штурмовики или фронтовые (тактические) бомбардировщики.

Именно таким был P-47 «Тандерболт» - лютый истребитель времен Второй мировой, чья бомбовая нагрузка превышала нагрузку двух штурмовиков Ил-2.

Ничуть не отставал от своего знаменитого предка F-84 «Тандерджет» - один из первенцев реактивной авиации, заработавший в Корее кличку «Разрушитель». По словам свидетелей тех событий, американские F-84 стремились сравнять с землей любой объект, промелькнувший под их крылом – за три года войны на Корейском полуострове «истребители» этого типа сбросили на объекты противника 50 000 тонн бомб.

"Страйк Рэптор" и "Бомбкэт". Огонь с небес

F-105 "Громовержец"

Новое время создало новых героев. Самый тяжелый однодвигательный самолет в истории авиации - истребитель F-105 Thunderchief (Тандерчиф) не снискал славы великого истребителя, зато получил во Вьетнаме говорящее имя «Thud» (Громила).

Другой герой антигерой Вьетнамской войны, наоборот, стал предельным воплощением многофункциональности. Двухместный 20-тонный «Фантом», в одно время ставил мировые рекорды скорости и высоты полета, взмывая свечой на 30 километров высь. Однако, это не помешало ему применяться во Вьетнаме в качестве тактического бомбардировщика, самолета непосредственной поддержки войск и «охотника» за ЗРК противника в составе подразделений «Дикие ласки» (модификация F-4G) - в этой роли «Фантомы» использовались в ВВС США вплоть до середины 1990-х годов. Скоростные броски на предельно малой высоте, тонны бомб и баков с напалмом, противорадарные ракеты «Шрайк» - типичная боевая нагрузка и тактика применения «Фантомов» не оставляла сомнений: под личиной истребителя кроется универсальный ударный самолет.

Помимо машин сухопутного базирования, существовало несколько палубных модификаций «Фантома» для ВМС США и стран НАТО. Часть машин использовались в качестве тактических разведчиков (модификации RF-4B, C и E). Многие из сохранившихся «Фантомов» до сих пор применяются в ВВС США в качестве воздушных мишеней: списанные машины проходят конверсию и превращаются в беспилотные дроны QF-4.



Единственная проблема: тактический ударный самолет с впечатляющими летными характеристиками и совершенным комплексом бортовой электроники оказался чересчур тяжел и неуклюж для ведения ближнего воздушного боя. Маневренные «собачьи свалки» были для «Фантома» заказаны…впрочем, чего еще ожидать от машины, получившей среди летчиков характеристику «победа тяги над аэродинамикой».

На рубеже 1960-70х годов в американской теории «истребительного дуализма» наметился серьезный кризис: новые тенденции в истребительной авиации (в первую очередь – высокая маневренность) вошли в неразрешимое противоречие с возросшими требованиями к ударным машинам, их боевой нагрузке, дальности полета и прицельно-навигационному оборудованию.

Еще на этапе проектирования нового «универсального солдата» F-111 стало понятно, что полноценного истребителя в этот раз не получится – F-111 «Аардварк» оказался чрезмерно огромен, неповоротлив и тяжел. В результате, несмотря на свое причудливое «истребительное» обозначение, F-111 стал ударным «козырем» ВВС США.


"Шестнадцать тонн - опасный груз, а мы летим бомбить Союз"
На самом деле здесь около 11 тонн. F-111C с 48 бомбами Mk.82


Всережимный самолет с крылом изменяемой геометрии, двухместная кабина с поперечным расположением членов экипажа, мощный комплекс БРЭО, впечатляющие для «бомбовоза» летные характеристики и боевая нагрузка 14 тонн – ВВС США получили в свое распоряжение «карманный» стратегический бомбардировщик с боевым радиусом 2000+ км (с дозаправками в воздухе дальность полета F-111 возрастала до совершенно паранормальных значений – «Аардварки» могли шутя провести рейд на Ливию с территории Великобритании, или совершить беспосадочный перелет по маршруту Британские острова – Саудовская Аравия).
«Аардварк» исправно служил в рядах ВВС США до 1996 года (а его модификация – самолет РЭБ EF-111 «Рейвен» до 1998), однако, от истребителя в этой машине сохранилась лишь буква «F» в её обозначении. Вести воздушный бой «Аардварк» был категорически не способен.

В тоже время, созданные на рубеже 60-70-х годов истребители: флотский F-14 «Томкэт» и сухопутный F-15 «Игл» были чистыми перехватчиками и самолетами для завоевания превосходства в воздухе. Хоть сколь-нибудь эффективно применять оружие класса «воздух - поверхность» они не смогли бы даже в теории.

Впрочем, несмотря на фиаско с узкоспециализированными F-111, F-14 и F-15, янки не отказались от идеи подвесить бомбы на истребитель. Уже следующий самолет – легкий истребитель-бомбардировщик F-16 «Файтинг Фэлкен» сохранил и приумножил боевые традиции ВВС США, став основным «бомбовозом» во всех современных локальных конфликтах. Примечательно, что боевой дебют «Фэлкена» состоялся именно в качестве бомбардировщика - F-16 ВВС Израиля нанесли бомбовый удар по иракскому ядерному центру Озирак (операция «Вавилон», 1981 год).

По похожему сценарию развивался флот – наряду с тяжелым перехватчиком F-14, авиация ВМС получила на вооружение легкий истребитель-бомбардировщик F/A-18 «Хорнет», чьи модификации впоследствии заменили собой все типы палубных самолетов. К настоящему времени, семейство машин F/A-18 - единственный тип боевых самолетов на палубах американских авианосцев.

Тем временем, в США велись работы по внедрению оружия класса «воздух-поверхность» на перехватчиках F-15 – столь крупный самолет казался идеальной платформой для размещения ударных вооружений. Помимо самих разработчиков фирмы McDonnell-Douglas, в подобной машине был заинтересован Пентагон, искавший перспективную замену для своего разрушительного F-111.

Результатом исследований по программам ETF (Enhanced Tactical Fighter – конкурс ВВС по созданию универсального ударного самолета на базе серийных истребителей) и AFCD (Advanced Fighter Capability Demonstrator – личная инициатива McDonnell-Douglas), стало появление машины под обозначением F-15E «Страйк Игл», способной с одинаковой эффективностью поражать как воздушные, так и с наземные цели (первый полет – 1986 год).



Конструктивно, истребитель-бомбардировщик «Страйк Игл» выполнен на базе двухместной учебно-боевой модификации F-15D. Прогресс в микроэлектронике позволил интегрировать в конструкцию самолета все необходимое оборудование, в том числе РЛС с синтезированной апертурой и мощный оптико-электронный прицельный комплекс, обеспечивающий круглосуточное всепогодное обнаружение и атаку малоразмерных наземных целей.

Другой примечательной особенностью «Страйк Игла» стали конформные топливные баки (КТБ), выполненные в виде обтекаемых «накладок» на гондолы двигателей. Подобное решение позволило почти в 2 раза увеличить внутренний запас топлива, при этом КТБ, по сравнению с обычными подвесными баками, лишь незначительно ухудшали аэродинамику самолета и позволяли «Страйк Иглу» совершать сверхзвуковые броски на скорости 1,8 Маха.

Немалую роль в создании F-15E сыграли комплекты быстросъемного оборудования – 10 400 кг боевой нагрузки могут включать в себя подвесные (сбрасываемых) топливные баки, прицельно-навигационные контейнеры, станции постановки помех, буксируемые ловушки, многозамковые держатели, контейнеры с разведывательной аппаратурой и т.д. и т.п.

Быстросъемные комплекты позволяли реализовать бесчисленное множество комбинаций бортового оборудования, что в свою очередь давало возможность в максимально короткие сроки «заточить» самолет под выполнение какой-либо специфической задачи.

Кроме того, «Страйк Игл» может нести самый широкий ассортимент боеприпасов класса «воздух-поверхность» среди всех существующих самолетов тактической авиации - управляемые и неуправляемые боеприпасы массой до 5000 фунтов (2270 кг), в том числе:

- бомбы с лазерным наведением семейства GBU
- управляемый боеприпасы семейства JDAM (комплект на основе GPS, превращающий любую свободнопадающую бомбу в высокоточное оружие);
- кассетные боеприпасы семейства CBU;
- управлямые ракеты AGM-65 «Мэверик», крылатые ракеты AGM-130 и AGM-158;
- противорадарные ракеты AGM-88 HARM;
- тактическое ядерное оружие – бомбы B61 с восемью типами боевых частей различной мощности, для уничтожения высокозащищенных целей.

В настоящее время 219 истребителей-бомбардировщиков F-15E составляют боевое ядро ударной авиации ВВС США – «Страйк Иглы» оставили свой разрушительный след в каждой из локальных войн последних 20 лет.



Наблюдая за успехами ВВС, американский флот также загорелся идеей о превращении тяжелого палубного перехватчика F-14 в многоцелевой ударный истребитель. Действительно, ситуация выглядела странно – такой большой, 30-тонный «кот», а бомбить совершено не умеет. Непорядок!

F-14 «Томкэт» обладал неиспользованными резервами тактического применения, и янки постарались в сжатые сроки ликвидировать сей досадный недостаток. Уже в 1980 году 49 «Томкэтов» были оснащены подвесными контейнерами с разведывательным оборудованием TARS (Tactical Airborne Reconnaissance Pod System) – была продемонстрирована возможность интеграции специфического оборудования в конструкцию и БРЭО палубного перехватчика.

Следующий шаг был сделан в 1988 году, когда на полигоне Чайна Лейк начались испытания истребителя «Томкэт», увешанного гроздьями бомб вместо ракет на штатных узлах подвески.


F-14B Bombcat

Окончательно решение созрело после операции «Буря в пустыне» - F-14, по аналогии с F-15E, оснастили подвесными блоками прицельно-навигационной системы LANTIRN (Low Altitude Navigation and Targeting Infra-Red for Night). Как явственно следует из её названия, система LANTIRN позволяет совершать полеты на предельно малых высотах и применять оружие по малоразмерным наземным целям в любое время суток.

Модернизация прошла сравнительно легко, и «Томкэты» быстро превратились «Бомбкэты» - первые машины достигли оперативной готовности к уже 1994 году. Помимо подвесных контейнеров LANTIRN, «Бомбкэты» отличались от обычных F-14 широкоформатными дисплеями тактической обстановки, установленными в кабине экипажа. Всего к концу 1990-х из строевых перехватчиков было модернизировано 67 «Бомбкэтов».

С началом XXI века а США началась разработка новой модификации ударного истребителя «Страйк Игл». Главная особенность новой машины, получившей обозначение F-15SE «Сайлент Игл», - широкое внедрение элементов технологии «стелс» – отклоненные от вертикальной оси кили, четыре внутренних отсека для подвески вооружения, специальное радиопоглощающее покрытие корпуса, зигзагообразные стыки деталей.


F-15SE

Стелс-технологии, радар APG-82 с активной фазированной антенной решеткой, «стеклянная кабина» и самое современное вооружение в корпусе проверенного киллера F-15E - истребитель-бомбардировщик «Сайлент Игл» по своим возможностям вплотную приближался к могучему F-22 «Рэптор», при этом F-15SE был гораздо более универсален, а его стоимость на 2009 год оценивалась в 100 млн. долларов, почти в 1,5 раза ниже, чем у одиозного «Рэптора».

Судьба супер-машины оказалась печальна – несмотря на достигнутые результаты, разработка «Сайлент Игл» зашла в тупик – на самолет не нашлось заказчиков. ВВС США потратили весь бюджет на закупку F-22. А самые обеспеченные из союзников США (Ю. Корея, Саудовская Аравия, Сингапур) предпочитают приобретать менее продвинутые модификации F-15E – возможности обычных «Страйк Иглов» полностью удовлетворяют заказчиков, и никто не желает переплачивать за лишние и невостребованные функции.

Если ситуация вокруг «Сайлент Игла» еще подернута завесой неопределенности – машина может воскреснуть, едва на нее найдется заказчик, то судьба ударной машины на базе F-22 решена окончательно и бесповоротно – проект «Страйк Рэптор» оказался на свалке истории.

Все дальнейшие планы американцев теперь связаны с F-35 «Лайтнинг II» - перспективный авиационный комплекс пятого поколения обещает солидные возможности при работе как по воздушным, так и по наземным целям. Планируется, что F-35 полностью заменят «Страйк Иглы» в рядах ВВС США к 2025 году.



Что касается ВМС США, там F-35 ожидает жесткая конкуренция со стороны истребителей-бомбардировщиков F/A-18E и F «Супер Хорнет», а также их перспективной версии «Сайлент Хорнет». Очевидно, «Лайтнинги» и новые версии «Хорнетов» будут служить плечом к плечу вплоть до середины XXI века.

Эпилог

Апрель 2013 года. Бостон охвачен паникой, на улицах броневики SWAT, повсюду выставлено оцепление, воздух пропитан звенящим гулом полицейских вертолетов. Вот уже стали известны имена виновников чрезвычайного положения – подозреваемыми в организации терактов признаны братья Царнаевы, оба родом из Чечни.

Где находится эта Chechnya, что бросила вызов самим Соединенным Штатам Америки?

Американские СМИ наполняются призывами нанести ответный удар и разбомбить ЧЕХИЮ. Следует срочное опровержение от чешского консула: его маленькая европейская страна не имеет никакого отношения ни к Чечне, ни к Бостону, ни к братьям Царнаевым.

Команда на отмену задания поступила, когда под крылом «Страйк Игла» уже засияли огни спящей Праги…

В каждой шутке есть доля шутки. Но, становится просто страшно, когда в руках у тех, кто прогуливал в школе географию, оказываются такие разрушительные игрушки как F-35 и «Страйк Игл».

Москоу и Могадишо тоже звучат весьма похоже. Хотя какая ему разница, американский пилот привычным движением переключил LANTIRN в прицельный режим…


Кабина F-111



На этом фото хорошо ощущается гигантизм F-111



F-111 в сравнении с B-52



Истребитель-бомбардировщик F-105 и его арсенал


http://www.sukhoi.ru/
http://airwar.ru/
http://www.infuture.ru/
Автор:
Олег Капцов
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

51 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти