Портрет Мазепы

Так и было исполнено. «Иудина Медаль» была создана мастером Матвеем Алексеевым на втором Московском Кадашевском монетном дворе.
Петр исходил из расчета, что один серебряник весит 136,3 грамма. Это практически равно 1 римской литре (136,44 грамма), бывшей в употреблении в Римской империи времен Спасителя.
Необычная награда предназначалась изменнику – гетману Ивану Степановичу Мазепе, который ранее, «за веру и верность» был награжден звездой и знаком Ордена Св. Андрея Первозванного (вторым после генерал-адмирала Ф.А. Головина и раньше самого Петра).
«6 ноября в Глухове в присутствии Петра I был провозглашен новый гетман: изменник Мазепа был проклят Церковью, с его чучела-«персоны» сорвали орденскую ленту и «оную персону бросили в палачевские руки, которую палач взял и, прицепя за веревку, тащил по улице и по площади и даже до виселицы и потом повесил». С. 201.*
Эта церемония удивительно походила на принятое в различных регионах «повешение Иуды»: «Так, повсеместно у западных славян в различных вариантах известно предпасхальное действо, называемое «наказание», «преследование» «сжигание» и «повешение Иуды», смысл которого сводился к изготовлению обрядового чучела с последующим его уничтожением… В различных вариантах «повешения Иуды» обращают на себя внимание следующие моменты: «Иуду» одевали в вещи, украденные у евреев, в еврейский головной убор, били, вешали на рыночной площади, на ворота или на дерево напротив дома еврея, забрасывали внутрь еврейского жилища, и еврей должен был окупиться, заплатить за куклу». [2-2. с. 168].

Так что вручить медаль бывшему гетману не успели. Дабы не отправлять «монету» в переплавку, царь наградил ею алчного на серебро своего шута князя Шаховского (тот сказал как-то, что Иуда слишком мало запросил за Спасителя). Новых упоминаний об оригинальном Ордене нет, кажется, со второй половины XVIII века.
В наши дни, когда новые иуды в чести, когда «мазепа треклятая» заполоняет людские души, старинная награда получает, кажется, вторую жизнь. В прессе сообщалось. Что в связи с 300-летним юбилеем Полтавского сражения «Академия русской символики «МАРС» представляет проект медали «300 лет предательству Мазепы».
Медаль выпущена ограниченным тиражом (130 экземпляров, из них 30 экземпляров с серебрением). Вместо «большой серебряной цепи, надевавшейся кругом шеи…» к медали прилагается кусок пеньковой веревки.
Кроме того, с 2010 года Русская община Полтавской области будет проводить церемонии вручения «антинаграды» для деятелей украинской политики, культуры и науки – бронзовый прототип «Ордена»…
Отлит аналогичный орден и по инициативе военно-патриотической организации «Россия Молодая». Ее руководитель Владимир Максимов тоже знает, кого следует наградить.
* Чин анафематствования, был отслужен не только в Глухове – митрополитом киевским, а также черниговским и переяславским архиереями, но и в Успенском соборе Московского Кремля. В присутствии высшего духовенства после проповеди Стефан Яворский трижды произносил: «Изменник Мазепа, за крестопреступление и за измену великому государю, буди анафема!».
В России чин торжества Православия был введен в XIV веке. В него входил греческий синодик с прибавлением имен новых отечественных еретиков и изменников. Со временем в нем появились имена Гришки Отрепьева, Стеньки Разина, протопопа Аввакума, Емельки Пугачева, многих расколоучителей. Всех анафематствований было 20, а имён до четырех тысяч.
В 1801 году чин анафематствования был в очередной раз сокращён: в нём перечислялись теперь только сами ереси, без упоминания имён еретиков. Из имён государственных преступников оставлены только Отрепьев и Мазепа. Позднейшая синодальная редакция 1869 года содержала 12 общих анафематизмов; были опущены все имена и в 11-й анафематизм вставлена общая фраза о «дерзающих на бунт и измену» против «православных государей».
…Многочисленные и разнящиеся портреты Мазепы, я думаю скоро исчезнут в запасниках музеев. На виду оставят один – героический. «Собирательный образ» уже, по сути, создан. Посадка головы – гордая. Усы, конечно, хороши. Твердый, волевой подбородок. Высокое чело и мудрые глаза. Мешает только давняя анафема. Уж больно мрачные тени кладет она под глазами, уж больно угрюмую складку прорезает между бровями. Не помогает и ретушь лже-патриарха Филарета, который еще в 1990-е годы торжественно «снял» с Мазепы анафему.*
Что можно ответить рьяным защитникам гетмана, некоторые из которых договорились до того, что Мазепа – святой!?**
Первое. Он нарушил клятву помазаннику Божию, данную на святом кресте и Евангелии. «Новый изменник, нарицаемый Ивашка Мазепа, бывший гетман Украинский… сломал веру и верность на крестном целовании обещанную и утвержденную». Нарушение крестной клятвы есть главным образом духовное и церковно-каноническое преступление. Жаль, что это не известно тем, кто сегодня в УПЦ МП поднимает вопрос о неправомочности анафемы Мазепе.***
Второе. Изменив православному государству и принеся присягу шведскому королю-лютеранину, Мазепа привел на украинские земли протестантов, которые оскверняли православные храмы и святыни. Историк Е.В. Тарле, автор фундаментальной истории Северной войны, на основании тщательно изученных им документов сообщает, что Мазепа даже помогал Карлу выбирать направления ударов по тем или иным украинским населенным пунктам.
Возвращаемся к тексту анафемы: «Новый изменник, нарицаемый Ивашка Мазепа, бывший гетман Украинский… привержеся (врагу Божию и святых Его, проклятому еретику) королю шведскому Карлу второму надесять, впровадив его в малороссийскую землю иже Церкви Божия и места святая осквернил и разорил». В письме патриаршему местоблюстителю митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому от 31 октября 1708 года из лагеря на реке Десна император Петр сообщает: «Мазепа… вместо защищения, також как великий строитель оных был святым церквам, ныне проклятой гонитель оным учинился (понеже недалеко от Новгородка шведы в одной церкви лошадей поставили)». В именном указе о предании анафеме Мазепы пишется, что последний «повнейшему образу был сосуд потребен, а потом явился сосуд диавол», то есть вначале Мазепа был сосудом добра, а затем стал сосудом дьявола.
В «Показаниях о шведах священника Андрея Александровича 1708 г., декабря 1-го» содержится свидетельство об уничтожении шведами православных храмов в городе Недрыгайлове: шведы «под городом спешились, и шли в строю к городу с ружьем, и прежде стрельбы говорили они шведы недрыгайловским жителям, когда они от них ушли в замок, чтобы их пустили в тот замок, а сами б вышли, и обещали им, что ничего им чинить не будут. И они из города с ними говорили, что их в город не пустят, хотя смерть примут. И те слова они шведы выслушав, стали ворота рубить, потом по них в город залп дали, а по них шведов из города такоже стреляли и убили шведов 10 человек. И они шведы, подняв тела их, от замка отступили, и стали на подворках и церкви и дворы все сожгли».
Достаточно вспомнить еще иконы полтавского Крестовоздвиженского монастыря, на которых шведы вырезали шахматные доски, дабы коротать досуг.
«Украинцы воспринимали еретиков-шведов почти также, как и белорусы, считавшие их сатанинской силой: «где этот Люцифер со своим войском шел…, везде был голод и долгие годы неурожай на полях. Поэтому крестьяне после них освящали свои пашни, кропили их святой водой и совершали молебны». Так написано в Могилевской хронике.
Третье. Мазепа изменил православному государю и православному государству и попытался ниспровергнуть их, перейдя на сторону еретиков. «Темже яко сын погибели, - гласит текст анафемы, - за таковую свою измену отступничество от благочестивой державы, предательство же и поднесение рук разбойнических и брани на Христа Господня, своего благодетеля и государя, со всеми своими единомысленники, скопники и изменники да будет проклят».
Православная Церковь, не только Русская но и Греческая, и даже Западная (до ее отпадения) неоднократно предавала анафеме бунтовщиков и изменников. Например, великий святитель Вселенской Церкви Амвросий Медиоланский отлучил от Церкви узурпатора Евгения, выступившего против законного императора Феодосия Великого и попытавшегося захватить престол в Западной Римской империи.
Говорят Мазепа участвовал в строительстве и восстановлении храмов и монастырей. Но ведь в 1938 году правительство Гитлера выделило средства на капитальный ремонт 19 (!) православных храмов в Третьем рейхе, а в 1936-1938 годы построило для Русской Церкви новый берлинский кафедральный собор Воскресения Христова. С 1936 года правительство рейха осуществляло программу помощи Православной Церкви на территории Германии как государственно признанной конфессии: германское православное духовенство стало получать регулярное жалование; выделялись субсидии на различные нужды Германской епархии и ее приходов; духовенство и епархия получили льготы и т.п. В 1939 году в Бреслау (Силезия) на средства германского правительства был открыт Православный богословский институт… Трудно даже сказать, кто больше потрудился на этой ниве – Мазепа или Гитлер.
На счету гетмана 12 построенных и 20 отремонтированных церквей. Да, Мазепа строил. На государевы деньги. Был, так сказать, посредником, государственным чиновником. А если иногда возводил что-то и на свои, нажитые всеми правдами и неправдами? Что ж, на брошенные Иудой серебряники синедрион положил купить изрытую землю горшечника для погребения странников (Мф. 27: 2-7). По этому поводу свт. Иоанн Златоуст пишет: «Внимайте вы, которые убийствами думаете благоволить ближним, и принимаете на себя цену душ человеческих. Это милостыни иудейские, или, лучше сказать, сатанинские! Есть, подлинно есть и ныне такие, которые, ограбив многих, считают себя совершенно правыми, если бросят нищим десять или сто золотых. Об этом-то пророк говорит: и вот, еще что вы делаете: вы заставляете обливать слезами жертвенник Господа».
Трудно не согласиться: если Священный Синод или Собор Украинской Православной Церкви Московского Патриархата пойдет на то, чтобы снять анафему с Мазепы, то, следовательно, Русская Православная Церковь – погрешима. И наложенная ею анафема – вещь относительная. Коль скоро сама Церковь признает недействительность одной своей анафемы клятвопреступнику, то столь же недействительна и другая анафема, провозглашенная в 1997 году иному клятвопреступнику – Михаилу Антоновичу Денисенко (лже-патриарху Филарету).
Тогда снятие анафемы с Мазепы будет истолковано, как признание священноначалием того, что РПЦ – это политический инструмент в руках «московских поработителей украинского народа». На все попытки разъяснить, что случай с Мазепой и Филаретом несопоставимы, нам будут просто смеяться в лицо. Нам будут говорить: « С Мазепой триста лет назад вы точно так же горячились, как сегодня с Филаретом. Но ничего, пройдет лет …надцать, вы и с Филарета снимите анафему, точно так же, как сейчас сняли ее с Мазепы»****
Анафема, отлучение человека от Церкви, является проекцией высшего Суда. Накануне смерти вероломного предателя одолевали полчища вшей. Воистину, то было наказание Божие!
Личный лекарь Карла, Лей Бюстр, свидетельствовал: «королевского товарища едят полчища вшей и червей», «к нему страшно приближаться, он весь кишит черными насекомыми», он «подобен Ироду Великому, съедаемому червями заживо…». Мазепа выл и скребся, отряхивая вшей горстями, но они возникали вновь с такой непостижимой быстротой, будто организм старика сам порождал эту нечисть. Бывший гетман был буквально заеден вшами, отчего и умер, а Карл XII глубокомысленно изрек: «Достойная смерть великого человека! Вши заели и римского диктатора Суллу, они загрызли иудейского царя Ирода, а испанского короля Филиппа Второго вши не покинули даже в гробу…».
* Не так давно пресса сообщала, что Ющенко предлагал патриарху Алексию II сделать то же, что и г-н Денисенко.
** Вы не поверите, но накануне 300-летия празднования Полтавской победы «замироточил» портрет гетмана Мазепы!!! В семье умершего активиста УНР, который в свое время сбежал на Запад и поселился в Мюнхене, был портрет Мазепы, который спрятали в банковский сейф. Сообщается, что когда недавно сейф открыли, то увидели: полотно покрыто какими-то непонятными пятнами, потеками и странная субстанция имеет запах цветов!!!
Хозяин портрета комментирует: «Мы практически не сомневаемся, что нашелся настоящий портрет Мазепы, который использовали в религиозных целях. Возможно, на него молились в течение многих лет».
Для большего впечатления сообщается также, что на реликвию начали охоту сотрудники ФСБ!
*** Мирянин-клятвопреступник, добровольно нарушивший клятву, только в случае «достойного покаяния» (82-е правило святителя Василия Великого), подвергается десятилетнему (64-е правило) или одиннадцатилетнему (82-е правило) отлучению от святого причастия. Чтобы понять всю тяжесть преступления Мазепы, следует отметить, что епитимия кающемуся клятвопреступнику строже епитимии отрекшемуся от Христа и принесшему жертву идолам – таковому, согласно 4-му правилу Анкирского Собора, полагается шестилетнее отлучение от святого причастия. Если кто-то говорит, что нельзя отлучать от Церкви за клятвопреступление, то он должен, в таком случае, заявить, что нельзя отлучать от Церкви и за отречение от Христа.
**** В июньской Минее существует одна служба, сегодня основательно забытая, но о которой, похоже, пришло время вспомнить. Это «Служба благодарственная Богу в Троице Святой славимому, о великой Богом дарованной победе над шведским королем Карлом XII и воинством его, содеянной под Полтавою, в лето от воплощения Господня 1709-е, месяца июня, в 27-й день». В этой службе, ставшей частью богослужебного предания Русской, а значит, через нее, и Вселенской Православной Церкви, об Иване Мазепе говорится следующее.
«О крайняго неистовства и злобы! Обретеся ныне последующий зле предыдущему Иуде, обретеся вторый Иуда, раб и льстец: обретеся сын погибельный, диавол нравом, а не человек, треклятый отступник Мазепа, иже оставив Христа Господня, Господа и благодетеля своего, и прилепися к супостату, совещая воздати злая за благая, за благодеяние злодейство, за милость ненависть: Бог же воздаде второму якоже и первому Иуде, по делом их»…
«Не уподобился еси человеку купцу, ищущему добрыя бисеры, неблагодарный и лукавый рабе, но неистовому Иуде, ищущему пагубы, и взыскавшему предати многоценный бисер Христа, и благими всеми, ихже лишися, купи неизглаголанная злая. Сему уподобился еси юроде, сему подражал еси неблагодарнее, сему последовал еси лестче Мазепо. Темже и благих лишен, равная злая стяжал еси, и к нему пришел еси на место свое»…
Вспомним и стихиру по 50-м псалме: «Да почтутся якоже апостоли, не согласившиися со вторым Иудою Мазепою, но душы предавши за своего Владыку».

Интересно, что одним из первых сообщений прессы о происходившем в Полтаве было таково:
На поле ратной славы устроили театрализованное сражение. Процитируем прессу: «Публика, замерев, ждала развязки. «Ура! Мы ломим, гнутся шведы…» Войска Петра (с десяток актеров) напирали, размахивая саблями. Шведы (примерно столько же) сопротивлялись, отбиваясь клинками. В этот день им повезло. Политкорректности ради и толерантности для Полтавская битва 300 лет спустя закончилась… ничьей. Противоборствующие стороны, помахав кулаками, просто разошлись по своим углам «ринга». Ни тебе перелома в кровопролитной Северной войне, ни позорного бегства Карла XII и примкнувшего к нему гетмана Мазепы, ни, естественно, «торжества русского оружия» и рождения Российской империи.
-Слава Украине! – раздался над полем русской славы клич одного из националистов.
-Героям – слава! – ответила ему пара сотен голосов.
-Мазепо победимо! – орал «матюгальник».
-Украиньска держава е! – дружно подхватывал хор.
-Москали – геть! – вякнул кто-то несанкционированно.
Ответа не последовало – перебор…»

Казаки прошли по историческому центру Полтавы и вышли в Корпусный Сад, к памятнику Победы. Здесь они встретились с представителями Православного Братства Александра Невского, Русской общины Полтавской области и организаций соотечественников. Возле памятника прошел торжественный митинг, который открыл Главный Атаман Верховного Казачества Алексей Селиванов.
Атаман подчеркнул, что память о совместной борьбе Русской армии, донских и запорожских казаков жива, несмотря на все попытки оболгать общую историю. От имени российской стороны, Алексей Кириченко зачитал официальное приветствие участникам форума, атаман Полтавского отделения Верного Казачества хорунжий Кучеров зачитал Обращение IV Международного форума казачьей культуры, в котором казаки призывают к установлению по-настоящему дружеских отношений Украины и России, и к прекращению героизации предателей – к демазепизации Украины.
После победного шествия по центру Полтавы, в сравнении с которым мазепинская «хода скорботы» выглядела бледно, реденько и малочисленно,** казаки заполнили поле Полтавской битвы, где приняли участие в возложении цветов к памятному Кресту.
После шествий представители казачьих делегаций молились на территории Крестовоздвиженского монастыря, где получили возможность приложиться к Образу Каплуновской Божией Матери – той самой Иконе, которой Император Петр благословлял войска накануне Победы.***
Помните, как Пушкин заканчивает свою «Полтаву»?
«Забыт Мазепа с давних пор;
Лишь в торжествующей святыне
Раз в год анафемой доныне,
Грозя, гремит о нем собор».
Забыт?
Нет, произошло нечто, напоминающее сюжет из гоголевской повести «Портрет». Лег спать Ющенко и – то ли заснул, то ли кажется ему – видит, как упал лунный отсвет на старую картину. Как заблестели глаза в золоченой раме. Как вперился в него острый, строгий и гордый взгляд. Как ожило изображение Мазепы, и как с грохотом упала на пол гетманская булава… Наутро «он опять подошел к портрету, с тем чтобы рассмотреть эти чудные глаза, и с ужасом заметил, что они точно глядят на него. Это уже не была копия с натуры, это была та страшная живость, которую бы озарилось лицо мертвеца, вставшего из могилы». Поневоле опустил глаза президент. А у ног его – чудо да и только! – и в самом деле лежит гетманская булава. Наконец-то нашлось оружие против клятых москалей!
Потом, говорят, и вообще сошел старый интриган с десятигривенной купюры, влез в украинскую жизнь. Только шлейф за ним, нехороший шлейф-остался. Гривна обесценилась, люди (если им нечего присвоить и продать) – обнищали. Но многие не унывают: Украина ведь «е»! Впрочем, самое удивительное в другом: лицо у Ющенко с той поры страшно изменилось. Словно у нежити стало.
* Доподлинно известно, что Полтавская победа произошла в день святого Сампсония Странноприимца, то есть 27 июня или 10 июля по новому стилю. Почему-то, однако в календаре славных дат утвердилось 8 июля. В этом – как будто лукавая попытка затушевать очевидное: небесную помощь, которая была оказана русскому оружию. Нынешнее празднование в Полтаве украинские власти и вовсе назначили на 27 июня по новому стилю. Как пишет очевидец событий, - словно в пику Русской Православной Церкви с ее незыблемым юлианским календарем.
** Соотношение сил было примерно таким же, как между верными России казаками и сторонниками Мазепы в 1709 году.
*** Забавная подробность. Вечером в первый день празднования на мемориальном поле Днепропетровский оперный должен был ставить «Бориса Годунова». Буквально за неделю до даты из Киева пришла «указiвка»: «Годунова» сменить на «Военный реквием» Бенджамина Бриттена. Какой, действительно, Годунов, когда и само 300-летие победы под Полтавой Виктор Ющенко отменил – все, что происходило 27 и 28 июня, называлось «Мероприятия по чествованию 300-летия событий, связанных с военно-политическим выступлением гетмана Украины Ивана Мазепы и заключением украинско-шведского союза».
P.S. Здоровый жеребец, крепко получивший плеткой, примчался. Сквозь волнующуюся ковыльную степь воспоминаний. Через пыльные шляхи политики. Через туманные фантазии романтических писателей. Через грязные лужи пропагандистской лжи… Наконец кто-то схватил коня под уздцы. На крупе – привязанный детина. Исполосованная спина и… пониже спины. Дивитесь, люди, гетман-то голый!
Информация