Ночная война в небе Кореи

27 июля 1953 года были завершены полномасштабные боевые действия на территории Кореи. По мнению экспертов, этот конфликт периода холодной войны можно рассматривать как войну между США и их союзниками с одной стороны и силами КНР и СССР с другой.
После заключения перемирия прошло уже шестьдесят лет, но многие подробности той войны остаются скрытыми.
На это есть множество причин: американская сторона не слишком стремится раскрывать масштабы своих потерь и просчеты военного руководства. Даже сейчас в официальных данных упоминается соотношение потерь в воздушных боях 12:1, естественно, в пользу «сил ООН».
Во время ожесточенных боевых действий часто совершались военные преступления, в том числе и в отношении гражданского населения. Естественно, США не хотят лишний раз напоминать об этом, чтобы не испортить свой «демократический имидж».
В свою очередь, в СССР тщательно скрывали факты участия советских солдат в боевых действиях. На протяжении долгого времени официальная точка зрения вообще отрицала этот факт.
Китайские народные добровольцы вступили в войну в октябре 1950 года. По сути, именно они спасли КНДР от полного разгрома. Однако, несмотря на большие потери, им не удалось добиться полной победы в этом конфликте.
Со своей стороны, власти Северной Кореи утверждают, что им удалось «победить американских империалистов» своими силами, а помощь из-за границы была исключительно материально-технической.
В связи с этим множество фактов получили широкую огласку лишь сейчас, когда непосредственных участников уже почти не осталось в живых.
Один из интереснейших моментов тех боевых действий – авиационные столкновения в ночное время.
Вскоре после того как США вступили в полномасштабные боевые действия на территории Корейского полуострова, их ВВС добились полного господства в воздухе.
Для предотвращения разгрома северокорейских союзников, 14 ноября 1950 года И. В. Сталин приказал сформировать 64-й истребительный авиационный корпус (ИАК). В его состав входили 2-3 истребительных авиационных дивизии, две зенитно-артиллерийских дивизии и одна авиационно-техническая дивизия.
Американская авиация стала нести тяжелые потери от столкновений с советскими реактивными МиГ-15. В то время главной ударной силой американских ВВС на территории Кореи были бомбардировочные части Стратегического Авиационного Командования (САК). На их вооружении стояли стратегические бомбардировщики В-29 и В-50.
После потери примерно 20 «летающих крепостей» во время двух налетов (не считая истребителей прикрытия) американскому командованию пришлось изменить тактику, существенно снизив количество дневных вылетов. Если раньше на ночные налеты отправляли небольшие группы и одиночные легкие бомбардировщики В-26 «Инвейдер», то теперь к ним присоединились и тяжелые В-29.
Кроме того, у американцев появилась новая ночная радиолокационная система наведения на цель «Шаран», которая дала возможность проводить эффективную бомбардировку.
Советское командование, в свою очередь, укрепило системы ПВО, как с воздуха, так и с земли.
К Аньдуну был переброшен 10 прожекторный полк и 87 зенитно-артиллерийская дивизия. Это позволило создать сплошное световое прожекторное поле. На возвышенностях находились радиолокационные посты РЛС типа П-20. Также в срочном порядке был сформирован ночной авиационный полк истребителей Ла-11.
Полком командовал подполковник Иван Андреевич Ефимов. А главной задачей 351-го ИАП стало прикрытие важных стратегических объектов КНДР: ГЭС рядом с городом Сингисю, моста через реку Ялуцзян рядом городом Аньдун, аэродромного узла Аньдун и самого Аньшаня.
Первая победа была одержана осенью 1951 года, когда старшему лейтенанту В. Курганову удалось сбить ночной бомбардировщик американских ВВС В-26 «Инвейдер» ночью на малой высоте.
У истребителей Ла-11 вполне хватало мощности вооружения и скорости, чтобы успешно бороться с главным противником того времени – ночным бомбардировщиком В-26, который летал на малой высоте.
Так как на Ла-11 не было РЛС, то пилотам приходилось полагаться на лунный или прожекторный свет.
А вот с В-29 поршневым «Лавочкиным» было сложно справиться. При выходе в район бомбометания «летающие крепости» набирали большую высоту, а затем шли со снижением к цели, набирая скорость до 620 км/ч, что практически лишало пилотов Ла-11 возможности вести эффективную стрельбу. Из-за большого расстояния американские самолеты часто уходили безнаказанными.
Командованию 64-го ИАК пришлось перевооружить одну эскадрилью реактивными МиГ-15бис. Эта эскадрилья приступила к выполнению боевых задач в феврале 1952 года. Американцы быстро обнаружили присутствие в ночном небе над Кореей реактивных МиГов при помощи РЛС, поэтому активность тяжелых бомбардировщиков В-29 снизилась.
В любом случае, советским ночным истребителям удалось отразить несколько крупных налетов при помощи зенитчиков, прожектористов и радиолокационных постов.
10 июня группа В-29 совершала ночной налет на мосты рядом с Квансаном. Рядом с целью их встретило световое поле, а из темноты удар нанесли советские летчики. Было сбито два В-29, еще один получил тяжелые повреждения и упал на территории Южной Кореи. Одному тяжело поврежденному бомбардировщику удалось совершить вынужденную посадку на территории аэродрома в Тэгу. В этом бою проявил себя заместитель командира 351-го ИАП капитан А. М. Карелин, который сбил два и повредил один В-29.
В следующий раз А. М. Карелину, в то время уже майору, удалось отличиться 3 июля1952 года. В световом поле был сбит самолет-разведчик RB-50, который входил в состав 91-й разведывательной эскадрильи САК США.
С июня по сентябрь 1952 года советские летчики сбили, как минимум, семь американских самолетов.
Американскому командованию пришлось изменить тактику. Теперь перед бомбардировщиками летели наряды ночных перехватчиков, которые расчищали дорогу к цели. Кроме того, в составе ударной группы появились самолеты радиоэлектронной борьбы, которые должны были подавлять РЛС наведения истребителей и зенитной артиллерии.
На авиабазы на территории Южной Кореи прибыли несколько ночных эскадрилий, которые были укомплектованы всепогодными реактивными истребителями с радиолокаторами. В их числе были 513-я ночная ИАЭ американской морской пехоты, на вооружении которой стояли самолеты F3D «Skyknight» и 319-я ЭИП (эскадрилья истребителей-перехватчиков), вооруженная самолетами F-94B «Starflre».
Начиная с осени 1952 года, американские истребители осуществляли перехваты МиГов до приближения к цели или после боевого задания. 2 ноября произошло первое столкновение с участием реактивных самолетов двух сторон. По западным данным, в этом бою был сбит один МиГ-15 летчиком американской пехоты на F3D-2.

По советским данным, летчики 351-го ИАП сбили 15 американских самолетов в ночных столкновениях. В их числе: 5 В-26, 9 В-29 и разведчик RB-50. Потери советских военных составили 2 Ла-11 и 2 МиГ-15. Один летчик погиб - 8 августа 1951 года старший лейтенант И. В. Гурилов попал на Ла-11 в тропический тайфун и разбился. В ноябре 1952 года на взлете разбился второй Ла-11, но пилоту – старшему лейтенанту И. А. Алексееву – удалось спастись. На МиГах сбили старшего лейтенанта И. П. Ковалева (8 ноября 1952 года, выжил) и майора П. Ф. Сычева из управления корпуса (19 ноября 1952 года, погиб).
В марте 1953 года 351-й ИАП отправили в Советский Союз. Его заменил 298-й ИАП.
В марте 1953 года американцы вновь активизировались. В ночь с 5 на 6 число группа из 17 В-29 совершила налет на город Онджонг. Всего за этот месяц было совершено пять таких рейдов, с участием, как минимум, 10 В-29, которых прикрывали F3D-2N и F-94.
В апреле американцы решили изменить тактику ночных рейдов на цели, которые прикрывали МиГи. Группы бомбардировщиков стали отправлять только в плохую погоду или в безлунные и облачные ночи, чтобы не попадать в световые поля прожекторов.
Несмотря на усложнение боевых условий и противодействие со стороны ночных перехватчиков, летчикам 298-го ИАП все же удалось добиться неплохих результатов.
Было уничтожено 2 F-84 и 2 F-94, подбито 4 В-29, 1 В-26 и 1 F3D-2N. Стоит отметить, что, по данным американской стороны, советские летчики одержали 8 побед, сбив 3 F-84, 1 F-94 и 1 В-26, а также подбив 2 B-29 и 1 F3D-2N. Потери полка составили 2 МиГ-15бис, один летчик погиб.
Недавно появилась информация о том, что в конфликте участвовала специальная разведывательная авиационная группа, которой командовал Герой Советского Союза подполковник Н. Л. Арсеньев. Она была вооружена новейшими на то время Ил-28. Группу перебросили на территорию Китая летом 1950 года. Почти половину вылетов летчики совершили в ночное время, участвуя в боевых действиях до конца войны. Стоит отметить, что в 1953 году (возможно, и раньше) пилоты проводили не только разведывательные вылеты, но и наносили бомбовые удары. По неподтвержденной пока информации, во время ночных рейдов было потеряно два Ил-28.
Уже перед завершением боевых действий для осуществления ночных вылетов была подготовлена группа из 10 китайских летчиков (на МиГ-15), которой командовал старший лейтенант Хоу Соу Кюн. Они базировались на аэродроме Мяогоу, недалеко от 3-й АЭ 298-го ИАП. Советские пилоты передали коллегам свой опыт, обучив полетам в сложных метеорологических условиях и в ночное время суток. Китайцы приступили к боевым вылетам в конце июня, но с противников встречались редко, отличиться удалось только командиру, который серьезно повредил F-94 в районе Анею в июле. Американскому самолету пришлось совершить вынужденную посадку на побережье КНДР.
В конце 1950 года, вскоре после начала боев, всю авиацию КНДР либо уничтожили, либо блокировали на аэродромах.
С учетом опыта, который советские военные получили в годы Великой Отечественной войны, было принято решение о создании отдельной ночной авиационной части ВВС КНДР. Впоследствии она превратилась в ночной авиационный полк легких ночных бомбардировщиков, командование которым поручили Пак Ден Сику. В конце 1951 года он удостоился звания Героя КНДР. Изначально в это подразделение входило несколько эскадрилий, на вооружении которых стояли советские легкие бомбардировщики По-2.
Начиная с лета 1951 года, летчики ночного авиационного полка совершали ночные боевые вылеты, атакуя цели за линией фронта. 17 июня был нанесен бомбовый удар по аэродрому на территории Сувона, во время которого было уничтожено 9 самолетов F-86 «Sabre». Также По-2 атаковали склады горючего и сооружения в порту Инчхон и аэродром Йондыпхо.
21 июня самолеты авиаполка нанесли бомбовый удар по железнодорожной станции Сеула – Енсан. 24 июня был атакован аэродром в Сувоне (уничтожено 10 самолетов). Еще одна эскадрилья части в ту же ночь атаковала автоколонну противника рядом с селами Намсури и Бувалри, уничтожив около 30 машин. 28 июня эскадрильи полка нанесли бомбовые удары по вражеским войскам в Йондыпхе, Инчхоне, Енсане и в окрестностях Мунсаня.
1 января 1953 года авиационная часть ночных бомбардировщиков, которой командовал Пак Ден Сик, уничтожила крупный танкер в порту Инчхон, а также несколько военных складов.
В 1952 году ночные подразделения ВВС КНДР получили советские самолеты Як-11 и Як-18, которые могли нести не только небольшие бомбы, но и реактивные снаряды. На ночные вылеты также было переведено несколько эскадрилий ВВС Северной Кореи, на вооружении которых стояли поршневые истребители Ла-9 и Ла-11. Они проводили рейды на территории Южной Кореи. И хотя к тому времени эти самолеты уже устарели, северокорейские пилоты смогли доставить немало проблем противнику.
Ночные вылеты По-2 наносили не только материальный урон, также они оказывали моральное воздействие на солдат противника, которые не могли чувствовать себя в безопасности даже ночью. У американских солдат По-2 получили прозвище – «Чокнутые китайские будильники».
Для противодействия По-2 командование Пятой воздушной армии США использовало поршневые самолеты F-82G «Twin Mustang», F4U-5N "Corsair", F7F-5N "Tigercat" и АТ-6 "Texan". F-82G стояли на вооружении 339-й авиационной эскадрильи, а F7F-5N – 513-й ночной истребительной эскадрильи морской пехоты США.
Американские F7F-5N "Tigercat" смогли сбить несколько самолетов По-2. Также F7F-5N "Tigercat" использовались в ночных атаках наземных целей на территории Северной Кореи. 23 июля 1951 года один из F7F-5N "Tigercat" (пилот Марион Кроуфорд и оператор Гордон Барнетт) получил серьезные повреждения и разбился при посадке. Оператору удалось спастись, а пилота так и не нашли. Стоит отметить, что более половины ночных вылетов совершалось с участием F7F-5N "Tigercat".
Летом 1952 года 513-я АЭ получила реактивные ночные истребители-перехватчики F3D-2 "Skyknight". Первая ночная победа с использованием радиолокаторов была одержана экипажем такого самолета в составе пилота С. А. Коуви и оператора РЛС Д. Р. Джорджа.
В ночь на 2 ноября они сбили первый реактивный МиГ-15бис. За время боевых действий летчики F3D-2 "Skyknight" сбили семь самолетов противника.
В марте 1952 года на территорию Южной Кореи прибыла 319-я эскадрилья истребителей-перехватчиков, вооруженная реактивными истребителями "Starfire". Пилоты сразу же приступили к боевым вылетам. Правда, первый перехват превратился в трагедию: пилот не учел разницу в скорости и врезался прямо в хвост преследуемого По-2. Оба самолеты упали. На следующую ночь эскадрилья потеряла еще один истребитель: пилот учел ошибку своего коллеги и выпустил закрылки и шасси для снижения скорости, но в результате также потерял и высоту. Самолет разбился, врезавшись в одну из сопок, а его экипаж погиб.
Первая победа была одержана лишь в апреле. Экипажу в составе пилота – капитана Бена Фитона, и оператора – лейтенанта Р. Лайсона, удалось сбить вражеский По-2. Последнюю победу летчики этой эскадрильи одержали 30 января 1953 года, сбив еще один По-2. За время боевых действий летчики 319-й ЭИП совершили 4694 ночных вылета, сбив 4 корейских самолета: 3 По-2 и 1 Ла-9 и сбросив 1108 тонн авиационных бомб.
В июне 1953 года к боевым действиям подключилась эскадрилья ночных истребителей F4U-5N "Corsair", входившая в состав флота – VC-3, которая базировалась на американском авианосце «Принстон». Ее основной задачей был перехват северокорейских самолетов в ночное время в районе Сеула. Во время боевых действий отличился лейтенант Борделон, который с 29 июня по 16 июля сбил 3 Як-18 и 2 Ла-9 корейских военных. Это единственный пилот флота, которому удалось добиться столь высокого результата.
А в целом успехи ночных перехватчиков США были не слишком впечатляющими. Причем, как ни странно, самой трудной целью стал безнадежно устаревший «старичок» По-2.
По материалам:
http://www.zovneba.irk.ru/text/migalley1.html
http://www.nnre.ru/transport_i_aviacija/aviacija_i_vremja_2002_06/p9.php
http://www.k2x2.info/transport_i_aviacija/aviacija_i_vremja_2003_02/p14.php
Информация