Проект GUPPY: между Второй мировой и Эрой атомоходов

Проект GUPPY: между Второй мировой и Эрой атомоходов


Шестьдесят лет назад, когда американский госдолг еще не принимал таких угрожающих значений, а расходы Соединенных Штатов на все, в том числе и на оборону, были вполне разумны – в те далекие времена Военно-Морские Силы США выглядели совсем иначе, нежели чем сейчас. На рубеже 1940-50-х годов, американский флот представлял собой груду ржавого хлама времен Второй мировой войны, при этом Конгресс отчаянно не желал выделять средства на строительство новых кораблей.

Странная ситуация имела простое объяснение: за годы войны промышленность США сдала флоту такое громадное количество техники, что возник резонный вопрос: как быть дальше? Большая часть флота не погибла в боях. Даже после «генеральной уборки» в 1946-47 годах, когда в резерв было выведено несколько десятков «лишних», по мнению командования, авианосцев, линкоров и крейсеров – американский флот был по-прежнему переполнен техникой военных лет.


Пускать на слом сотни еще вполне современных кораблей, и строить вместо них новые боевые единицы - было бы откровенным мотовством. Тем не менее, техника была подвержена неизбежному физическому износу и моральному старению – в эпоху, когда горизонт уже осветился заревом грядущих ядерных установок и факелов ракетных двигателей, требовалось немедленное пополнение флота новыми кораблями. Но пополнения флота не производилось!

Адмиралам популярно объяснили, что в ближайшие 10 лет новых кораблей ждать не стоит – выделенных средств едва ли хватит на несколько экспериментальных конструкций, и, возможно, пару крупных единиц для авианосного флота. В остальном, моряки должны готовиться к тому, что в случае войны, им придется воевать устаревшей техникой.

Во избежание повторения очередного Перл-Харбора, руководству флота пришлось включить воображение и использовать на «полную катушку» модернизационный ресурс кораблей - в 1950-е годы ВМС США сотрясло несколько масштабных программ модернизации флота. Одним из наиболее любопытных проектов был GUPPY – комплекс сравнительно простых и дешевых мероприятий, радикально изменивших характеристики американских субмарин.

Срочное погружение!

В 1945 году, после раздела трофейных немецких кораблей, в руки янки попали два «Электробота» тип XXI – U-2513 и U-3008. Знакомство с самыми мощными и совершенными лодками Второй мировой войны оставило неизгладимые впечатления у американских специалистов; тщательно изучив конструкцию и характеристики «Электроботов» американцы сделали правильный вывод: ключевыми факторами, от которых напрямую зависит эффективность и боевая устойчивость современной подводной лодки, являются её скорость и дальность хода в погруженном состоянии. Всем остальным – артиллерийским вооружением, скоростью надводного хода или автономностью можно в той или иной степени пренебречь, принеся их в жертву Главной Задаче субмарины – движению в подводном положении.

Проект GUPPY: между Второй мировой и Эрой атомоходов


Длительность нахождения под водой для дизель-электрических подлодок, в первую очередь, была ограничена ёмкостью аккумуляторных батарей. Даже самые крупные и мощнее лодки времен Второй мировой не могли оставаться под водой дольше двух-трех суток - затем неминуемо следовало всплытие, включалась система вентиляции аккумуляторных ям - мощные воздушные потоки удаляли за борт скопившиеся ядовитые выделения, а тарахтящие дизель-генераторы гнали живительную электрическую силу по жилам кабелей обратно в аккумуляторные батареи.

За один цикл нахождения в подводном положении лодки успевали «проползти» не более 100…200 миль. К примеру, даже самая крупная из советских лодок - крейсерская субмарина XIV-серии могла пройти под водой всего около 170 миль 3-узловым экономическим ходом. А если рукоятка машинного телеграфа устанавливалась на «Самый полный вперед», заряд батарей кончался уже через час или 12 миль пройденного пути. Характеристики американских лодок типа «Гато», «Балао» и «Тенч» были еще скромнее – менее 100 миль на двух узлах, при этом максимальная скорость движения в подводном положении не превышала 9-10 узлов.

Для исправления этой досадной ситуации и была разработана программа GUPPY (Greater Underwater Propulsion Power Program). Как явственно следует из её названия, целью программы было радикальное улучшение скоростных характеристик лодок в подводном положении. Выполнение поставленной задачи полагалось достигнуть тремя основными способами:

- максимальным насыщением внутреннего пространства лодки аккумуляторными батареями, кол-во аккумуляторных групп планировалось увеличить в 2 раза – с двух до четырех!

- оптимизацией обводов для снижения гидродинамического сопротивления при движении в подводном положении;

- установкой шноркеля – очень хорошее немецкое изобретение, позволяющее двигаться неограниченно долгое время на перископной глубине, «высунув» из-под воды кончик воздухозаборника и выхлопной трубы дизеля.

Разумеется, в ходе модернизации совершенствовалась радиоэлектронная «начинка» кораблей, появлялись новые РЛС, сонары и системы управления торпедной стрельбой.

Проект GUPPY: между Второй мировой и Эрой атомоходов


Первые работы были завершены в августе 1947 года: две подлодки ВМС США – USS Odax и USS Pomodon прошли интенсивный курс модернизации по программе GUPPY I. С палуб кораблей демонтировали все артиллерийские установки, пиллерсы ограждения, брашпили и даже один из перископов - все для снижения гидродинамического сопротивления в подводном положении.

Новые формы приобрела рубка – гладкая, обтекаемая конструкция, получившая среди моряков название «парус». Отдельные изменения коснулись носовой части корпуса – привычный V-образный силуэт приобрел на скругленные GUPPY-формы. Но главные метаморфозы произошли внутри. Освободившиеся погреба артиллерийского боезапаса, часть холодильных камер и хранилищ ЗИП – все свободное пространство от носа до кормы было заполнено аккумуляторными батареями (АКБ) – всего 4 группы по 126 элементов нового типа.

Новые АКБ имели большую ёмкость, но малый срок службы (всего 18 месяцев – в 3 раза меньше, чем оригинальные батареи времен ВМВ) и большее время зарядки. Кроме того, они были опаснее в эксплуатации в связи с повышенным выделением водорода – пришлось модернизировать систему вентиляции аккумуляторных ям.
Одновременно с АКБ, модернизации подверглась вся электросистема лодок – гребные электромоторы нового типа, герметичные распределительные щитки, электроприборы, рассчитанные на новый стандарт электросети (120V, 60Гц). Одновременно появился новый радиолокатор и была модернизирована система кондиционирования воздуха в отсеках.

Результаты работ превзошли все ожидания – лодки USS Odax и USS Pomodon побили все рекорды, разогнавшись в подводном положении до 18 узлов – быстрее, чем уникальный немецкий «Электробот». Значительно возросла дальность подводного хода, при этом экономическая скорость увеличилась до трех узлов.

Успешная модернизация позволила продолжить работы в этом направлении: в период с 1947 по 1951 год еще 24 лодки ВМС США прошли модернизацию по программе GUPPY II – в этот раз, наряду с оптимизацией обводов корпуса и увеличением количества АКБ, в конструкцию был внедрен шноркель для работы дизелей в подводном положении.

Проект GUPPY: между Второй мировой и Эрой атомоходов


В 1951 году была предложена альтернатива – чуть менее масштабный и дешевый вариант модернизации по программе GUPPY-IA (всего 10 модернизированных лодок). В этот раз янки отказались от размещения на борту двух дополнительных групп АКБ, сохранив прежнее количество элементов. Изменению подверглась лишь сами элементы – применялись улучшенные АКБ Sargo II – они были эффективнее и долговечнее, в то же время, элементы этого типа доставляли чрезвычайно много хлопот: требовалось регулярно перемешивать электролит и использовать систему охлаждения аккумуляторных ям.

Все остальные приемы программы GUPPY (шноркель, новые обводы корпуса) были использованы в полном объёме. В целом, программа GUPPY IA не впечатлила моряков – несмотря на свою меньшую стоимость, модернизированные лодки серьезно уступали «нормальным» GUPPY II в дальности и скорости подводного хода.

В период с 1952 по 1954 год, еще 17 лодок времен Второй мировой прошли модернизацию по программе GUPPY IIA – на этот раз янки постарались исправить ключевой недостаток всех GUPPY – отвратительные условия, ввиду чрезвычайно насыщенной внутренней компоновки и обилию АКБ. Конструкторы пожертвовали одним из четырех дизелей, вместо которого разместили насосы, компрессоры и приводы системы кондиционирования воздуха. Произошли некоторые изменения во внутреннее компоновке помещений: холодильные машины теперь находились прямо под камбузом, а гидроакустический пост «переехал» в освободившееся насосное помещение под центральным постом.

Проект GUPPY: между Второй мировой и Эрой атомоходов


Отсутствие четвертого дизеля немало сказалось на уменьшении скорости надводного хода, однако, теперь на борту лодки были обеспечены более-менее комфортные условия обитания (насколько слово «комфорт» может быть применимо к подводному флоту).

Тем не менее, морякам было очевидно, что модернизационный потенциал лодок практически исчерпан. Оставался последний шанс: программа GUPPY III - самая масштабная из всех GUPPY, включавшая в себя резку и удлинение прочного корпуса лодки (работы велись в период с 1959 по 1963 гг).

Длина каждой из 9 модернизированных лодок увеличивалась на 3,8 метра, надводное водоизмещение возрастало до 1970 тонн. Образовавшийся резерв пространства был использован для размещения современного гидроакустического комплекса BQG-4 PUFFS. Автоматизация позволила сократить экипаж, - взамен увеличился торпедный боекомплект и улучшились уловия обитания на борту. По образцу GUPPY-IIA, со всех лодок демонтировлся четвертый дизель. Часть рубки изготовлялась из пластика.

Проект GUPPY: между Второй мировой и Эрой атомоходов

USS Pickerel - типичный представитель GUPPY III

Стоит заметить, что точное количество лодок, принявших участие в проекте GUPPY установить затруднительно – многие из них неоднократно проходили модернизацию в рамках различных этапов программы. Так, «первенцы» USS Odax и USS Pomodon прошли «апгрейд» по программе GUPPY II, а еще восемь GUPPY II были впоследствии модернизированы до стандарта GUPPY III. Несмотря на общие установленные стандарты, все лодки имели некоторые отличия в конструкции, компоновке и оборудовании – в зависимости от верфи, где проводились работы.

Также, часть лодок проходила ограниченную модернизацию в рамках программ помощи союзникам – к примеру, четыре лодки, предназначавшиеся для ВМС Италии и Нидерландов прошли «апгрейд» по программе GUPPY-IB. Экспортные корабли получили все основные преимущества программы GUPPY, за исключением современного радиоэлектронного оборудования.

Проект GUPPY: между Второй мировой и Эрой атомоходов

USS Spinax, 1965 год - типичный представитель Fleet Snorkel Program: демонтирована артиллерия, заметны некоторые черты программы GUPPY, но глубокой модернизации не производилось

Кроме того, существовали неформальные программы модернизации, близки по духу к GUPPY. Так, 28 лодок военного периода впоследствии получили шнорхели и некоторые другие элементы программы GUPPY, связанные с минимальными изменениями в конструкции – была демонтирована артиллерия и выступающие внешние элементы, «облагораживались» обводы корпуса, в ряде случаев подвергалась замене радиоэлектронная «начинка».

70 лет в строю

Большинство лодок военных лет, прошедших модернизацию по различным вариантам программы GUPPY, активно служили под звездно-полосатым флагом до середины 1970-х годов, когда массовое вступление в строй атомоходов подвело черту под карьерой ДЭПЛ в американском флоте.

Проект GUPPY: между Второй мировой и Эрой атомоходов

Uluc Ali Reis (бывш. USS Thornback) - подлодка ВМС Турции

Однако, те из субмарин, кому посчастливилось отправиться на экспорт, прожили гораздо более долгую и насыщенную жизнь. Лодки GUPPY пользовались чрезвычайно высоким спросом на международном рынке морского оружия – маленькие, простые и относительно дешевые, они идеально подходили для оснащения флотов небольших и не слишком обеспеченных стран. При этом их боевые качества заметно превышали их размеры – даже во времена ядерных реакторов и хирургически точного ракетного оружия, модернизированные ДЭПЛ времен Второй мировой сохраняли немалый боевой потенциал. Лодки массово эксплуатировались по все миру в составе флотов Аргентины, Бразилии, Турции, Италии, Нидерландов, Республики Тайвань, Пакистана, Греции, Боливии, Чили и даже Канады.

Среди экспортных лодок случались истинные долгожители. Например, USS Catfish, успевшая принять участие в Фолклендской войне в составе ВМС Аргентины. Несмотря на удручающее техническое состояние субмарины, британским «морским волкам» стоило немало усилий, чтобы уничтожить ARA Santa Fe (S-21) – еле ползущую в надводном положении лодку забили с помощью противокорабельных ракет и сброшенных с вертолетов глубинных бомб. При этом, поврежденная малышка смогла дойти до острова Юж. Георгия и сесть на грунт у самого берега.

Проект GUPPY: между Второй мировой и Эрой атомоходов

"Уэссекс" Королевских ВМС преследует "Санта Фе", Южная Атлантика, 1982 год

Но самая поразительная история связана с двумя лодками ВМС Тайваня – USS Cutlass и USS Tusk, ставшими, соответственно, «Хай Ши» и «Хай Пао». Обе субмарины, спущенные на воду в 1944-45 годах, по состоянию на 2013 год все еще числятся в строю, как учебно-боевые единицы, и периодически совершают выходы в море!
Невероятное долголетие американских «Гэтоу», «Балао» и «Тенч» времен Второй мировой войны имеет два очевидных объяснения:

1. Субмарины ВМС США изначально имели солидные возможности и строились с большим прицелом на будущее. Достаточно сказать, что любая «Гэтоу» была в три раза крупнее среднестатистического немецкого U-бота типа VII.

2. Грамотная модернизация по программе GUPPY, позволившая старым лодкам еще 20-30 лет после войны служить наравне с новыми кораблями.

Проект GUPPY: между Второй мировой и Эрой атомоходов
Автор: Олег Капцов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 7
  1. N.O.M.A.D.E. 30 июля 2013 07:00
    Интересная статья! Автору + !
  2. вася 30 июля 2013 08:18
    установкой шноркеля – очень хорошее немецкое изобретение,
    Изобретение русское. Немецкое - первое массовое применение
  3. SWEET_SIXTEEN 30 июля 2013 09:57
    Трофейная U-3008 (type XXI Electroboot)
    Ки Уэст, Флорида. 1947 г. Кстати, хорошо видно шноркель
  4. Умник 30 июля 2013 13:55
    были программы модернизации...а потом америкосы научились печатать деньги!!!Хочешь атомный авик!! получи...хочешь 10???Да невопрос!!!
  5. cdrt 30 июля 2013 15:51
    Отличная статья.
    Сколько видел в ЗВО: Тенг, Балао, Гато, модернизированные по программе GUPPY - интересно было, что это такое.
    Спасибо.
  6. Druid 30 июля 2013 23:14
    Автору спасибо.
    Druid
  7. старик54 31 июля 2013 03:31
    Статья интересная, читается очень легко, на одном дыхании. Господину Капцову спасибо, что так регулярно периодически снабжает ВО своими произведениями, так держать! good
    Конечно "+" поставил, хотел что-либо возразить, поспорить, но не нашлось ни чего, к чему можно было бы докапаться! laughing А пустое молоть, лишь бы сказать не хочется.
  8. ВольдемарЪ 19 августа 2013 14:54
    Хорошая статья.
  9. Аскольд 27 августа 2013 14:01
    Цитата: вася
    установкой шноркеля – очень хорошее немецкое изобретение,
    Изобретение русское. Немецкое - первое массовое применение

    Вы верорятно думаете, что "шнорхель" изобрел русский капитан Гудима и установил его на подводной лодке "Акула" в первую мировую войну. Впервые массово применили "шнорхели" русские подводники почти на всех типах первых русских подводных лодок еще в русско-японскую войну! Тогда это были просто обыкновенные вертикальные трубки небольшого диаметра и высотой примерно 4 метра. Этих труб дбыло по две на лодку - одна в носу, а другая в корме. И хотя у них не было автоматического клапана в верхней части как у настоящего немецкого шнорхеля, а был обычный вручную закрывающийся матросом клапан в прочном корпусе лодки, но зато свою функцию эти "дыхательные трубы" выполняли отлично! ведь они позволяли ходить русским лодкам в любой шторм - потому. что волны не могли достать до верхнего кончика этих труб. А радиолокаторов в то время не было и прятаться русским лодкам тоже не от кого было. Зато мореходность обеспечивалась высочайшая - хоть в двенадцатибалльный ураган могли ходить - все равно бы не утонули при задраенных люках и прекрасной вентиляции с помощью этих дыхательных труб.
    Аскольд

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня