Military Review

Project GUPPY: between the Second World War and the Era of Atomic-powered Vessels

7
Project GUPPY: between the Second World War and the Era of Atomic-powered Vessels



Sixty years ago, when the US national debt did not accept such threatening values, and the expenses of the United States on everything, including defense, were quite reasonable - in those days the United States Navy looked very different than it is now. At the turn of 1940-50-ies, the American fleet was a pile of rusty trash from the Second World War, while Congress desperately did not want to allocate funds for the construction of new ships.

The strange situation had a simple explanation: during the years of the war, US industry surrendered the fleet such a huge amount of technology that a reasonable question arose: what to do next? Most of the fleet did not die in battle. Even after the “general cleaning” in 1946–47, when several dozens of “superfluous” were withdrawn to the reserve, according to the command, aircraft carriers, battleships and cruisers, the American fleet was still overfilled with military equipment.

To let hundreds of fully modern ships to be scrapped, and to build new combat units instead of them would be frank agitation. Nevertheless, the equipment was subject to inevitable physical deterioration and obsolescence - in an era when the horizon was already lit by the glow of future nuclear installations and torches of rocket engines, immediate replenishment of the fleet with new ships was required. But the replenishment of the fleet was not made!

Admirals popularly explained that in the coming 10 years, new ships should not be expected - the funds allocated would hardly be enough for several experimental designs, and perhaps a couple of large units for the aircraft carrier fleet. Otherwise, sailors must prepare for the fact that in the event of war, they will have to fight with outdated equipment.

In order to avoid the repetition of the next Pearl Harbor, the fleet leadership had to turn on the imagination and use the modernization resource of the ships to the fullest - in the 1950-ies the US Navy shocked several large-scale fleet modernization programs. One of the most interesting projects was GUPPY - a set of relatively simple and cheap events that radically changed the characteristics of American submarines.

Immediate immersion!

In the 1945 year, after the partition of the captured German ships, two “Electrobot” type XXI - U-2513 and U-3008 - fell into the hands of the Yankees. Acquaintance with the most powerful and perfect boats of the Second World War left indelible impressions on American specialists; Having carefully studied the design and characteristics of the Electrobots, the Americans made the correct conclusion: the key factors that directly affect the effectiveness and combat stability of a modern submarine are its speed and range in the submerged state. Everything else - artillery weapons, surface speed or autonomy can be to some extent neglected, sacrificing them to the main task of the submarine - movement in a submerged position.



The duration of being under water for diesel-electric submarines, in the first place, was limited by the capacity of the batteries. Even the largest and most powerful boats of the Second World War could not remain under water for more than two or three days - then inevitably followed the ascent, the ventilation system of the battery pits turned on - powerful air flows removed accumulated toxic emissions overboard, and tumbling diesel generators drove life-giving electrical force through the conductors of the cables back to the batteries.

In one cycle of submerging, the boats managed to “crawl” no more than 100 ... 200 miles. For example, even the largest of the Soviet submarines - the cruising submarine of the XIV-series could pass under water only about 170 miles with the 3-node economic course. And if the machine telegraph grip was set to “Fullest Forth”, the batteries ran out in an hour or 12 miles of distance traveled. The characteristics of American boats of the type “Gato”, “Balao” and “Tench” were even more modest - less than 100 miles on two nodes, while the maximum speed in the submerged position did not exceed 9-10 nodes.

To correct this annoying situation, the GUPPY (Greater Underwater Propulsion Power Program) program was developed. As clearly follows from its name, the goal of the program was a radical improvement in the speed characteristics of boats in a submerged position. The fulfillment of the task was supposed to be achieved in three main ways:

- the maximum saturation of the internal space of the boat with batteries, the number of battery groups was planned to be increased 2 times - from two to four!

- optimization of contours to reduce hydrodynamic resistance when moving in a submerged position;

- installing a snorkel is a very good German invention that allows you to move indefinitely for a long time at a periscope depth, “sticking” the tip of the air intake and the exhaust pipe of a diesel engine out of the water.

Of course, in the course of modernization, the electronic “filling” of ships was improved, new radars, sonars and torpedo shooting systems appeared.



The first works were completed in August 1947: two US Navy submarines, USS Odax and USS Pomodon, underwent an intensive modernization course under the GUPPY I program. All artillery installations, fencing pillers, windlasses, and even one of the periscopes were dismantled from the decks of ships, to reduce hydrodynamic resistance in a submerged position.

New forms were acquired by the wheelhouse - a smooth, streamlined design that received the name “sail” among sailors. Some changes were made to the bow of the hull - the usual V-shaped silhouette acquired a rounded GUPPY-shape. But the main metamorphosis occurred inside. The emptied cellars of artillery ammunition, part of the refrigerating chambers and spare parts stores - all the free space from the bow to the stern was filled with rechargeable batteries (AKB) - the entire 4 group of 126 elements of a new type.

The new batteries had a larger capacity, but a small service life (total 18 months - 3 times less than the original batteries of the time of WWII) and longer charging time. In addition, they were more dangerous in operation due to increased hydrogen evolution — they had to modernize the ventilation system of the battery pits.
Simultaneously with the battery, the entire electrical system of the boats was upgraded - rowing electric motors of new type, hermetic distribution boards, electrical devices designed for the new electrical grid standard (120V, 60Hz). At the same time, a new radar appeared and the air conditioning system in the compartments was modernized.

The results of the work exceeded all expectations - the USS Odax and USS Pomodon boats broke all records, speeding up submerged to 18 nodes - faster than the unique German Electrobot. The range of the underwater stroke increased significantly, and the economic speed increased to three knots.

Successful modernization allowed to continue work in this direction: in the period from 1947 to 1951, the 24 boats of the US Navy underwent modernization under the GUPPY II program - this time, along with the optimization of hull lines and an increase in the number of batteries, a snorkel for diesel engines was introduced into the design submerged.



In 1951, an alternative was proposed - a slightly smaller and cheaper upgrade option under the GUPPY-IA program (total 10 upgraded boats). This time, the Yankees refused to place on board two additional groups of batteries, retaining the same number of elements. Only the elements themselves underwent a change - the Sargo II advanced batteries were used - they were more efficient and durable, at the same time, the elements of this type were extremely troublesome: it was necessary to mix the electrolyte regularly and use the cooling system of the battery wells.

All other techniques of the GUPPY program (snorkel, new hull lines) were used in full. In general, the GUPPY IA program did not impress the sailors — in spite of its lower cost, the upgraded boats were seriously inferior to the “normal” GUPPY II in range and underwater speed.

In the period from 1952 to 1954, the 17 boats of the Second World War were upgraded according to the GUPPY IIA program - this time the Yankees tried to correct the key shortcoming of all GUPPY - disgusting conditions, due to the extremely rich internal layout and abundance of batteries. The designers donated one of the four diesel engines, instead of which they placed pumps, compressors and air conditioning drives. There have been some changes in the internal layout of the premises: the chillers were now directly under the galley, and the hydroacoustic post “moved” to the vacant pump room under the central post.



The absence of the fourth diesel engine had a significant effect on reducing the speed of the surface course, however, now more or less comfortable living conditions were provided on board the boat (as far as the word “comfort” can be applied to the submarine fleet).

Nevertheless, it was obvious to the sailors that the modernization potential of the boats was practically exhausted. There was one last chance: the GUPPY III program is the largest of all GUPPY programs, which included cutting and lengthening the durable hull of the boat (the work was carried out from 1959 to 1963).

The length of each of the upgraded 9 boats increased by 3,8 meters, the surface displacement increased to 1970 tons. The resulting reserve space was used to accommodate the modern hydroacoustic complex BQG-4 PUFFS. Automation has reduced the crew, - instead of increased torpedo ammunition and improved living habits on board. Following the model of GUPPY-IIA, the fourth diesel engine was dismantled from all boats. Part of the cabin was made of plastic.


USS Pickerel - a typical representative of GUPPY III

It is worth noting that the exact number of boats that took part in the GUPPY project is difficult to establish - many of them were repeatedly upgraded during the various stages of the program. Thus, the "firstborn" USS Odax and USS Pomodon were "upgraded" under the program GUPPY II, and another eight GUPPY II were subsequently upgraded to the standard GUPPY III. Despite the general established standards, all boats had some differences in design, layout and equipment - depending on the shipyard where the work was carried out.

Also, some of the boats were undergoing limited modernization as part of the Allied assistance programs - for example, four boats destined for the Italian and Dutch navies were upgraded under the GUPPY-IB program. Export ships received all the main advantages of the GUPPY program, with the exception of modern radio-electronic equipment.


USS Spinax, 1965 year - a typical representative of the Fleet Snorkel Program: the artillery was dismantled, some features of the GUPPY program are noticeable, but no major modernization has been carried out

In addition, there were informal modernization programs that are close in spirit to GUPPY. So, 28 boats of the military period subsequently received snorkels and some other elements of the GUPPY program associated with minimal changes in the design — the artillery and protruding external elements were dismantled, the hull lines were “ennobled”, and in some cases the electronic “stuffing” was replaced.

70 years in the ranks

Most of the boats of the war years that had undergone modernization under the various versions of the GUPPY program actively served under the stars and stripes until the middle of the 1970-s, when the mass entry into service of nuclear-powered ships drew a line under the DEPL’s career in the US Navy.


Uluc Ali Reis (formerly USS Thornback) - Turkish Navy submarine

However, those of the submarines who were lucky enough to go on the export, have lived a much longer and more intense life. GUPPY boats were in extremely high demand on the international maritime market. weapons - small, simple and relatively cheap, they were ideally suited for equipping fleets of small and not very wealthy countries. At the same time, their combat qualities markedly exceeded their size - even during the time of nuclear reactors and surgical precision rocket weapons, the upgraded diesel-electric submarines of the Second World War period retained considerable combat potential. The boats were extensively exploited around the world as part of the fleets of Argentina, Brazil, Turkey, Italy, the Netherlands, the Republic of Taiwan, Pakistan, Greece, Bolivia, Chile and even Canada.

Among export boats happened true long-livers. For example, USS Catfish, who had time to take part in the Falkland War as part of the Argentine Navy. Despite the depressing technical condition of the submarine, the British "sea wolves" cost a lot of effort to destroy the ARA Santa Fe (S-21) - the boat, barely crawling in the surface position, was beaten with anti-ship missiles and depth charges dropped from helicopters. At the same time, the damaged baby was able to reach the island of South. George and sit on the ground near the shore.


Wessex Royal Navy stalking Santa Fe, South Atlantic, 1982 year

But the most striking история associated with the two boats of the Taiwan Navy - USS Cutlass and USS Tusk, which became, respectively, "Hai Shi" and "Hai Pao". Both submarines launched in the 1944-45 years, as of the 2013 year, are still listed as combat training units, and periodically make outlets to the sea!
The incredible longevity of the American "Gatow", "Balo" and "Tench" during the Second World War has two obvious explanations:

1. The US Navy submarines initially had solid capabilities and were built with a large eye to the future. Suffice it to say that any “Gatou” was three times larger than the average German U-bot type VII.

2. Competent modernization of the program GUPPY, which allowed the old boats still 20-30 years after the war to serve on a par with new ships.

Author:
7 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. NOMADE
    NOMADE 30 July 2013 07: 00 New
    +4
    Interesting article! To the author +!
  2. washi
    washi 30 July 2013 08: 18 New
    +8
    snorkel installation - a very good German invention,
    The invention is Russian. German - the first mass application
  3. Santa Fe
    30 July 2013 09: 57 New
    +4
    Trophy U-3008 (type XXI Electroboot)
    Key West, Florida. 1947 g. By the way, snorkel is clearly visible
  4. smart ass
    smart ass 30 July 2013 13: 55 New
    +5
    there were modernization programs ... and then americos learned to print money !!! Do you want atomic avik !! get ... you want 10 ??? Yes, not a question !!!
  5. cdrt
    cdrt 30 July 2013 15: 51 New
    +1
    Excellent article.
    How many saw in ZVO: Teng, Balao, Gato, modernized under the GUPPY program - it was interesting what it was.
    Thank you.
  6. Druid
    Druid 30 July 2013 23: 14 New
    +2
    Thanks to the author.
  7. old man54
    old man54 31 July 2013 03: 31 New
    0
    The article is interesting, reads very easily, in one go. Thank you Kaptsov for regularly supplying VO with his works so regularly, keep it up! good
    Конечно "+" поставил, хотел что-либо возразить, поспорить, но не нашлось ни чего, к чему можно было бы докапаться! laughing A grind empty, if only I would not want to say.
  8. Woldemar
    Woldemar 19 August 2013 14: 54 New
    0
    Good article.
  9. Askold
    Askold 27 August 2013 14: 01 New
    0
    Quote: Vasya
    snorkel installation - a very good German invention,
    The invention is Russian. German - the first mass application

    Вы верорятно думаете, что "шнорхель" изобрел русский капитан Гудима и установил его на подводной лодке "Акула" в первую мировую войну. Впервые массово применили "шнорхели" русские подводники почти на всех типах первых русских подводных лодок еще в русско-японскую войну! Тогда это были просто обыкновенные вертикальные трубки небольшого диаметра и высотой примерно 4 метра. Этих труб дбыло по две на лодку - одна в носу, а другая в корме. И хотя у них не было автоматического клапана в верхней части как у настоящего немецкого шнорхеля, а был обычный вручную закрывающийся матросом клапан в прочном корпусе лодки, но зато свою функцию эти "дыхательные трубы" выполняли отлично! ведь они позволяли ходить русским лодкам в любой шторм - потому. что волны не могли достать до верхнего кончика этих труб. А радиолокаторов в то время не было и прятаться русским лодкам тоже не от кого было. Зато мореходность обеспечивалась высочайшая - хоть в двенадцатибалльный ураган могли ходить - все равно бы не утонули при задраенных люках и прекрасной вентиляции с помощью этих дыхательных труб.

Проект GUPPY: между Второй мировой и Эрой атомоходов

Проект GUPPY: между Второй мировой и Эрой атомоходов


Шестьдесят лет назад, когда американский госдолг еще не принимал таких угрожающих значений, а расходы Соединенных Штатов на все, в том числе и на оборону, были вполне разумны – в те далекие времена Военно-Морские Силы США выглядели совсем иначе, нежели чем сейчас. На рубеже 1940-50-х годов, американский флот представлял собой груду ржавого хлама времен Второй мировой войны, при этом Конгресс отчаянно не желал выделять средства на строительство новых кораблей.

Странная ситуация имела простое объяснение: за годы войны промышленность США сдала флоту такое громадное количество техники, что возник резонный вопрос: как быть дальше? Большая часть флота не погибла в боях. Даже после «генеральной уборки» в 1946-47 годах, когда в резерв было выведено несколько десятков «лишних», по мнению командования, авианосцев, линкоров и крейсеров – американский флот был по-прежнему переполнен техникой военных лет.


Пускать на слом сотни еще вполне современных кораблей, и строить вместо них новые боевые единицы - было бы откровенным мотовством. Тем не менее, техника была подвержена неизбежному физическому износу и моральному старению – в эпоху, когда горизонт уже осветился заревом грядущих ядерных установок и факелов ракетных двигателей, требовалось немедленное пополнение флота новыми кораблями. Но пополнения флота не производилось!

Адмиралам популярно объяснили, что в ближайшие 10 лет новых кораблей ждать не стоит – выделенных средств едва ли хватит на несколько экспериментальных конструкций, и, возможно, пару крупных единиц для авианосного флота. В остальном, моряки должны готовиться к тому, что в случае войны, им придется воевать устаревшей техникой.

Во избежание повторения очередного Перл-Харбора, руководству флота пришлось включить воображение и использовать на «полную катушку» модернизационный ресурс кораблей - в 1950-е годы ВМС США сотрясло несколько масштабных программ модернизации флота. Одним из наиболее любопытных проектов был GUPPY – комплекс сравнительно простых и дешевых мероприятий, радикально изменивших характеристики американских субмарин.

Срочное погружение!

В 1945 году, после раздела трофейных немецких кораблей, в руки янки попали два «Электробота» тип XXI – U-2513 и U-3008. Знакомство с самыми мощными и совершенными лодками Второй мировой войны оставило неизгладимые впечатления у американских специалистов; тщательно изучив конструкцию и характеристики «Электроботов» американцы сделали правильный вывод: ключевыми факторами, от которых напрямую зависит эффективность и боевая устойчивость современной подводной лодки, являются её скорость и дальность хода в погруженном состоянии. Всем остальным – артиллерийским вооружением, скоростью надводного хода или автономностью можно в той или иной степени пренебречь, принеся их в жертву Главной Задаче субмарины – движению в подводном положении.

Проект GUPPY: между Второй мировой и Эрой атомоходов


Длительность нахождения под водой для дизель-электрических подлодок, в первую очередь, была ограничена ёмкостью аккумуляторных батарей. Даже самые крупные и мощнее лодки времен Второй мировой не могли оставаться под водой дольше двух-трех суток - затем неминуемо следовало всплытие, включалась система вентиляции аккумуляторных ям - мощные воздушные потоки удаляли за борт скопившиеся ядовитые выделения, а тарахтящие дизель-генераторы гнали живительную электрическую силу по жилам кабелей обратно в аккумуляторные батареи.

За один цикл нахождения в подводном положении лодки успевали «проползти» не более 100…200 миль. К примеру, даже самая крупная из советских лодок - крейсерская субмарина XIV-серии могла пройти под водой всего около 170 миль 3-узловым экономическим ходом. А если рукоятка машинного телеграфа устанавливалась на «Самый полный вперед», заряд батарей кончался уже через час или 12 миль пройденного пути. Характеристики американских лодок типа «Гато», «Балао» и «Тенч» были еще скромнее – менее 100 миль на двух узлах, при этом максимальная скорость движения в подводном положении не превышала 9-10 узлов.

Для исправления этой досадной ситуации и была разработана программа GUPPY (Greater Underwater Propulsion Power Program). Как явственно следует из её названия, целью программы было радикальное улучшение скоростных характеристик лодок в подводном положении. Выполнение поставленной задачи полагалось достигнуть тремя основными способами:

- максимальным насыщением внутреннего пространства лодки аккумуляторными батареями, кол-во аккумуляторных групп планировалось увеличить в 2 раза – с двух до четырех!

- оптимизацией обводов для снижения гидродинамического сопротивления при движении в подводном положении;

- установкой шноркеля – очень хорошее немецкое изобретение, позволяющее двигаться неограниченно долгое время на перископной глубине, «высунув» из-под воды кончик воздухозаборника и выхлопной трубы дизеля.

Разумеется, в ходе модернизации совершенствовалась радиоэлектронная «начинка» кораблей, появлялись новые РЛС, сонары и системы управления торпедной стрельбой.

Проект GUPPY: между Второй мировой и Эрой атомоходов


Первые работы были завершены в августе 1947 года: две подлодки ВМС США – USS Odax и USS Pomodon прошли интенсивный курс модернизации по программе GUPPY I. С палуб кораблей демонтировали все артиллерийские установки, пиллерсы ограждения, брашпили и даже один из перископов - все для снижения гидродинамического сопротивления в подводном положении.

Новые формы приобрела рубка – гладкая, обтекаемая конструкция, получившая среди моряков название «парус». Отдельные изменения коснулись носовой части корпуса – привычный V-образный силуэт приобрел на скругленные GUPPY-формы. Но главные метаморфозы произошли внутри. Освободившиеся погреба артиллерийского боезапаса, часть холодильных камер и хранилищ ЗИП – все свободное пространство от носа до кормы было заполнено аккумуляторными батареями (АКБ) – всего 4 группы по 126 элементов нового типа.

Новые АКБ имели большую ёмкость, но малый срок службы (всего 18 месяцев – в 3 раза меньше, чем оригинальные батареи времен ВМВ) и большее время зарядки. Кроме того, они были опаснее в эксплуатации в связи с повышенным выделением водорода – пришлось модернизировать систему вентиляции аккумуляторных ям.
Одновременно с АКБ, модернизации подверглась вся электросистема лодок – гребные электромоторы нового типа, герметичные распределительные щитки, электроприборы, рассчитанные на новый стандарт электросети (120V, 60Гц). Одновременно появился новый радиолокатор и была модернизирована система кондиционирования воздуха в отсеках.

Результаты работ превзошли все ожидания – лодки USS Odax и USS Pomodon побили все рекорды, разогнавшись в подводном положении до 18 узлов – быстрее, чем уникальный немецкий «Электробот». Значительно возросла дальность подводного хода, при этом экономическая скорость увеличилась до трех узлов.

Успешная модернизация позволила продолжить работы в этом направлении: в период с 1947 по 1951 год еще 24 лодки ВМС США прошли модернизацию по программе GUPPY II – в этот раз, наряду с оптимизацией обводов корпуса и увеличением количества АКБ, в конструкцию был внедрен шноркель для работы дизелей в подводном положении.

Проект GUPPY: между Второй мировой и Эрой атомоходов


В 1951 году была предложена альтернатива – чуть менее масштабный и дешевый вариант модернизации по программе GUPPY-IA (всего 10 модернизированных лодок). В этот раз янки отказались от размещения на борту двух дополнительных групп АКБ, сохранив прежнее количество элементов. Изменению подверглась лишь сами элементы – применялись улучшенные АКБ Sargo II – они были эффективнее и долговечнее, в то же время, элементы этого типа доставляли чрезвычайно много хлопот: требовалось регулярно перемешивать электролит и использовать систему охлаждения аккумуляторных ям.

Все остальные приемы программы GUPPY (шноркель, новые обводы корпуса) были использованы в полном объёме. В целом, программа GUPPY IA не впечатлила моряков – несмотря на свою меньшую стоимость, модернизированные лодки серьезно уступали «нормальным» GUPPY II в дальности и скорости подводного хода.

В период с 1952 по 1954 год, еще 17 лодок времен Второй мировой прошли модернизацию по программе GUPPY IIA – на этот раз янки постарались исправить ключевой недостаток всех GUPPY – отвратительные условия, ввиду чрезвычайно насыщенной внутренней компоновки и обилию АКБ. Конструкторы пожертвовали одним из четырех дизелей, вместо которого разместили насосы, компрессоры и приводы системы кондиционирования воздуха. Произошли некоторые изменения во внутреннее компоновке помещений: холодильные машины теперь находились прямо под камбузом, а гидроакустический пост «переехал» в освободившееся насосное помещение под центральным постом.

Проект GUPPY: между Второй мировой и Эрой атомоходов


Отсутствие четвертого дизеля немало сказалось на уменьшении скорости надводного хода, однако, теперь на борту лодки были обеспечены более-менее комфортные условия обитания (насколько слово «комфорт» может быть применимо к подводному флоту).

Тем не менее, морякам было очевидно, что модернизационный потенциал лодок практически исчерпан. Оставался последний шанс: программа GUPPY III - самая масштабная из всех GUPPY, включавшая в себя резку и удлинение прочного корпуса лодки (работы велись в период с 1959 по 1963 гг).

Длина каждой из 9 модернизированных лодок увеличивалась на 3,8 метра, надводное водоизмещение возрастало до 1970 тонн. Образовавшийся резерв пространства был использован для размещения современного гидроакустического комплекса BQG-4 PUFFS. Автоматизация позволила сократить экипаж, - взамен увеличился торпедный боекомплект и улучшились уловия обитания на борту. По образцу GUPPY-IIA, со всех лодок демонтировлся четвертый дизель. Часть рубки изготовлялась из пластика.

Проект GUPPY: между Второй мировой и Эрой атомоходов

USS Pickerel - типичный представитель GUPPY III

Стоит заметить, что точное количество лодок, принявших участие в проекте GUPPY установить затруднительно – многие из них неоднократно проходили модернизацию в рамках различных этапов программы. Так, «первенцы» USS Odax и USS Pomodon прошли «апгрейд» по программе GUPPY II, а еще восемь GUPPY II были впоследствии модернизированы до стандарта GUPPY III. Несмотря на общие установленные стандарты, все лодки имели некоторые отличия в конструкции, компоновке и оборудовании – в зависимости от верфи, где проводились работы.

Также, часть лодок проходила ограниченную модернизацию в рамках программ помощи союзникам – к примеру, четыре лодки, предназначавшиеся для ВМС Италии и Нидерландов прошли «апгрейд» по программе GUPPY-IB. Экспортные корабли получили все основные преимущества программы GUPPY, за исключением современного радиоэлектронного оборудования.

Проект GUPPY: между Второй мировой и Эрой атомоходов

USS Spinax, 1965 год - типичный представитель Fleet Snorkel Program: демонтирована артиллерия, заметны некоторые черты программы GUPPY, но глубокой модернизации не производилось

Кроме того, существовали неформальные программы модернизации, близки по духу к GUPPY. Так, 28 лодок военного периода впоследствии получили шнорхели и некоторые другие элементы программы GUPPY, связанные с минимальными изменениями в конструкции – была демонтирована артиллерия и выступающие внешние элементы, «облагораживались» обводы корпуса, в ряде случаев подвергалась замене радиоэлектронная «начинка».

70 лет в строю

Большинство лодок военных лет, прошедших модернизацию по различным вариантам программы GUPPY, активно служили под звездно-полосатым флагом до середины 1970-х годов, когда массовое вступление в строй атомоходов подвело черту под карьерой ДЭПЛ в американском флоте.

Проект GUPPY: между Второй мировой и Эрой атомоходов

Uluc Ali Reis (бывш. USS Thornback) - подлодка ВМС Турции

Однако, те из субмарин, кому посчастливилось отправиться на экспорт, прожили гораздо более долгую и насыщенную жизнь. Лодки GUPPY пользовались чрезвычайно высоким спросом на международном рынке морского оружия – маленькие, простые и относительно дешевые, они идеально подходили для оснащения флотов небольших и не слишком обеспеченных стран. При этом их боевые качества заметно превышали их размеры – даже во времена ядерных реакторов и хирургически точного ракетного оружия, модернизированные ДЭПЛ времен Второй мировой сохраняли немалый боевой потенциал. Лодки массово эксплуатировались по все миру в составе флотов Аргентины, Бразилии, Турции, Италии, Нидерландов, Республики Тайвань, Пакистана, Греции, Боливии, Чили и даже Канады.

Среди экспортных лодок случались истинные долгожители. Например, USS Catfish, успевшая принять участие в Фолклендской войне в составе ВМС Аргентины. Несмотря на удручающее техническое состояние субмарины, британским «морским волкам» стоило немало усилий, чтобы уничтожить ARA Santa Fe (S-21) – еле ползущую в надводном положении лодку забили с помощью противокорабельных ракет и сброшенных с вертолетов глубинных бомб. При этом, поврежденная малышка смогла дойти до острова Юж. Георгия и сесть на грунт у самого берега.

Проект GUPPY: между Второй мировой и Эрой атомоходов

"Уэссекс" Королевских ВМС преследует "Санта Фе", Южная Атлантика, 1982 год

Но самая поразительная история связана с двумя лодками ВМС Тайваня – USS Cutlass и USS Tusk, ставшими, соответственно, «Хай Ши» и «Хай Пао». Обе субмарины, спущенные на воду в 1944-45 годах, по состоянию на 2013 год все еще числятся в строю, как учебно-боевые единицы, и периодически совершают выходы в море!
Невероятное долголетие американских «Гэтоу», «Балао» и «Тенч» времен Второй мировой войны имеет два очевидных объяснения:

1. Субмарины ВМС США изначально имели солидные возможности и строились с большим прицелом на будущее. Достаточно сказать, что любая «Гэтоу» была в три раза крупнее среднестатистического немецкого U-бота типа VII.

2. Грамотная модернизация по программе GUPPY, позволившая старым лодкам еще 20-30 лет после войны служить наравне с новыми кораблями.

Проект GUPPY: между Второй мировой и Эрой атомоходов
Автор: Олег Капцов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 7
  1. N.O.M.A.D.E. 30 июля 2013 07:00
    Интересная статья! Автору + !
  2. вася 30 июля 2013 08:18
    установкой шноркеля – очень хорошее немецкое изобретение,
    Изобретение русское. Немецкое - первое массовое применение
  3. SWEET_SIXTEEN 30 июля 2013 09:57
    Трофейная U-3008 (type XXI Electroboot)
    Ки Уэст, Флорида. 1947 г. Кстати, хорошо видно шноркель
  4. Умник 30 июля 2013 13:55
    были программы модернизации...а потом америкосы научились печатать деньги!!!Хочешь атомный авик!! получи...хочешь 10???Да невопрос!!!
  5. cdrt 30 июля 2013 15:51
    Отличная статья.
    Сколько видел в ЗВО: Тенг, Балао, Гато, модернизированные по программе GUPPY - интересно было, что это такое.
    Спасибо.
  6. Druid 30 июля 2013 23:14
    Автору спасибо.
    Druid
  7. старик54 31 июля 2013 03:31
    Статья интересная, читается очень легко, на одном дыхании. Господину Капцову спасибо, что так регулярно периодически снабжает ВО своими произведениями, так держать! good
    Конечно "+" поставил, хотел что-либо возразить, поспорить, но не нашлось ни чего, к чему можно было бы докапаться! laughing А пустое молоть, лишь бы сказать не хочется.
  8. ВольдемарЪ 19 августа 2013 14:54
    Хорошая статья.
  9. Аскольд 27 августа 2013 14:01
    Цитата: вася
    установкой шноркеля – очень хорошее немецкое изобретение,
    Изобретение русское. Немецкое - первое массовое применение

    Вы верорятно думаете, что "шнорхель" изобрел русский капитан Гудима и установил его на подводной лодке "Акула" в первую мировую войну. Впервые массово применили "шнорхели" русские подводники почти на всех типах первых русских подводных лодок еще в русско-японскую войну! Тогда это были просто обыкновенные вертикальные трубки небольшого диаметра и высотой примерно 4 метра. Этих труб дбыло по две на лодку - одна в носу, а другая в корме. И хотя у них не было автоматического клапана в верхней части как у настоящего немецкого шнорхеля, а был обычный вручную закрывающийся матросом клапан в прочном корпусе лодки, но зато свою функцию эти "дыхательные трубы" выполняли отлично! ведь они позволяли ходить русским лодкам в любой шторм - потому. что волны не могли достать до верхнего кончика этих труб. А радиолокаторов в то время не было и прятаться русским лодкам тоже не от кого было. Зато мореходность обеспечивалась высочайшая - хоть в двенадцатибалльный ураган могли ходить - все равно бы не утонули при задраенных люках и прекрасной вентиляции с помощью этих дыхательных труб.
    Аскольд

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня