«Спорный» истребитель танков FV4401

Нередко новые проекты вооружения и военной техники помимо буквенно-цифрового индекса получают собственные названия. Такие имена порой выглядят странно или удивительно (это даже является поводом для соответствующих шуток), но бывают и другие случаи, когда избранное слово превосходно подходит для обозначения проекта. Образцовым примером такого совпадения является британский проект экспериментального истребителя танков FV4401 Contentious («Спорный»). В этой машине одновременно использовалось столь большое количество нововведений и смелых идей, что ее будущее оказалось предметом массы споров.

«Спорный» истребитель танков FV4401


В шестидесятых годах прошлого века Великобритания активно работала над масштабным проектом Prodigal, целью которого должно было стать создание семейства легких боевых бронированных машин различного назначения. Перед началом основных проектных работ нужно было определить требования и облик перспективной техники. Результатом этого этапа разработки проекта Prodigal стал экспериментальный истребитель танков FV4401. Основной проект в то время находился на ранних стадиях, благодаря чему британские танкостроители получили самые широкие возможности.


Однако, по настоянию заказчика, в проекте FV4401 пришлось объединить массу различных технических и тактических качеств, что привело к его значительному усложнению. Военные желали получить в ближайшем будущем авиатранспортабельную противотанковую самоходную артиллерийскую установку с высокими огневыми характеристиками, в том числе скорострельностью. К этому времени танки вероятного противника получили достаточно серьезную защиту, из-за чего требовалось установить на FV4401 мощное и, следовательно, тяжелое орудие с соответствующими характеристиками отдачи. Кроме того, перед конструкторами стояла проблема обеспечения авиатранспортабельности. К счастью, экспериментальный характер проекта позволил воплотить в металле самые смелые задумки.

«Спорный» истребитель танков FV4401
Истребитель танков в музее г. Бовингтона (с) arcaneafvs.com


Выбор главного оружия для экспериментального истребителя танков был простым. Еще в конце сороковых годов военные Великобритании получили в свое распоряжение нарезную танковую пушку Ordnance QF 20 pounder калибра 84 миллиметра. В начале шестидесятых годов в арсенале этого орудия появился подкалиберный снаряд с начальной скоростью полета 1465 м/с, способный пробивать около 290 миллиметров гомогенной брони. Наличие столь мощного, но при этом сравнительно небольшого и легкого орудия просто не оставило выбора. Истребитель танков FV 4401 Contentious решили делать именно под пушку Ordnance QF 20 pounder.

Требования по массе и габаритам, связанные с необходимостью перевозки самоходки самолетами, в сочетании с выбранной моделью орудия определили основные черты облика боевой машины. В грузовые отсеки существовавших в то время военно-транспортных самолетов мог поместиться лишь истребитель танков, выполненный по безбашенной схеме. Требования относительно скорострельности решались очевидным способом: нужно было создать автомат заряжания пушки. Но применение такого механизма требовало принять некие меры, связанные с возвращением ствола в исходное положение для заряжания после каждого выстрела. Из-за этого британские танкостроители приняли решение установить пушку жестко, без возможности вертикального наведения. Горизонтальное наведение сохранили на уровне предыдущих безбашенных САУ: с небольшим отклонением от оси машины.

Оригинальное решение проблемы с взаимным расположением автомата заряжания и пушки породило новую задачу, а именно вертикальное наведение без использования каких-либо подъемных механизмов самого орудия. Доподлинно неизвестно, знали ли тогда британские танкостроители о шведском проекте Strv-103, но они пошли по тому же пути, что и шведские коллеги. Уже в предварительной версии проекта истребитель танков FV4401 должен был поднимать и опускать ствол пушки, наклоняя вперед и назад весь свой корпус.

«Спорный» истребитель танков FV4401
Вид на боевое отделение (с) arcaneafvs.com


Нестандартный способ наведения пушки в вертикальной плоскости повлек за собой необходимость создания новой ходовой части, а именно подвески, способной не только снижать тряску машины при движении, но и изменять угол наклона корпуса. В качестве основы для ходовой части истребителя танков Contentious выбрали соответствующие части крейсерского танка Comet времен Второй Мировой войны. В ходе переделки под новые требования ходовая лишилась двух опорных катков (по одному с каждой стороны), а корпус стал короче. Благодаря этому машина вместе со стволом имела длину около 8,5 метра. Ширина корпуса не превышала 3,1 метра. Относительно двигателя САУ FV4401 точные данные отсутствуют. Согласно некоторым источникам, при переделке корпуса танка Comet двигатель и трансмиссия остались прежними. Таким образом, истребитель танков оснащался бензиновым двигателем Rolls-Royce Meteor Mk III мощностью 600 л.с.

Для изменения «дифферента» корпуса ходовая часть получила оригинальную гидравлическую систему. По два средних опорных катка с каждого борта сохранили старую подвеску, полностью заимствованную у танка Comet. Передние и задние опорные катки, в свою очередь, получили подвеску новой конструкции. Эти катки были установлены на новых Г-образных балансирах, крепившихся к корпусу за среднюю свою часть. На одном из плеч балансира монтировался каток, другое соединялось с гидроцилиндром. Таким образом, меняя давление в двух парах цилиндров, соединенных с передними и задними опорными катками, можно было наклонять всю самоходку вперед или назад.

«Спорный» истребитель танков FV4401
«Спорный» истребитель танков FV4401
Наведение пушки в вертикальной плоскости производилось при помощи оригинальной подвески


Ввиду экспериментального характера проекта первый прототип истребителя танка FV4401 собрали из обычной стали, броня на этом этапе не использовалась. Также прототип с условным обозначением UXM 127 имел упрощенную компоновку: топливные баки относительно простой конструкции на надгусеничных полках, открытая рубка с сеткой над моторно-трансмиссионным отделением и т.п. Рабочие места экипажа из двух человек (механик-водитель и командир-наводчик) разместили в передней части корпуса, по бокам от казенной части орудия.

Пользуясь соответствующей возможностью, британские инженеры решили опробовать на FV4401 другие новые технологии. Так, в состав электронного оборудования экспериментальной машины вошли телевизионные системы наблюдения за окружающей обстановкой. Предназначение еще одной части электроники САУ Contentious точно неизвестно. На фотографиях с испытаний запечатлена самоходка с некой аппаратурой над казенной частью орудия. Два короба с отходящими от них проводами, вероятно, содержали в себе часть электронного оборудования, но точных данных об их предназначении нет. Высказываются самые разные предположения, от оригинального способа установки контрольно-измерительной аппаратуры до малогабаритной радиолокационной станции поиска целей и наведения.

Испытания небронированного облегченного прототипа FV4401 проходили на полигонах в Керкубри и в Лалуорте. В условиях полигонов прежде всего изучались возможности оригинальной ходовой части, способной регулировать наклон корпуса. После небольших доводок и исправления ряда мелких недочетов прототип истребителя танков по команде экипажа с легкостью положение ствола. Примечательно, что при максимальном угле возвышения земли касались ведущие колеса, а при максимальном угле снижения – направляющие. Этот факт заметно ограничивал возможное значение углов вертикального наведения, но для машины, предназначенной для уничтожения танков огнем прямой наводкой, это посчитали приемлемым. Орудийная установка самостоятельно могла поворачиваться на небольшой угол и в вертикальной плоскости, что повышало точность огня, поскольку поворот всей машины не обеспечивал достаточно тонкое наведение.

«Спорный» истребитель танков FV4401
«Спорный» истребитель танков FV4401
Горизонтальное наведение осуществлялось поворотным модулем


В ходе испытаний, насколько известно, проверялись и огневые качества экспериментальной САУ. Машина FV4401 с достаточным успехом вела огонь по различным целям, имитировавшим танки противника. В ходе испытаний были выявлены некоторые проблемы автоматики заряжания. Точные значения скорострельности с использованием механизма подачи снарядов, к сожалению, неизвестны, но имеются сведения, согласно которым этот параметр был выше чем у танков с аналогичной пушкой и ручным заряжанием.

Проект FV4401 Contentious наглядно продемонстрировал возможность создания легкой авиатранспортабельной самоходной артиллерийской установки, способной поражать большое количество современных и перспективных танков. Однако в начале шестидесятых свои успехи показало другое направление. Новейшие противотанковые управляемые ракеты, несмотря на свое несовершенство, могли полноценно конкурировать с тяжелыми и сложными истребителями танков. Они уже были способны с приемлемой точностью уничтожать цели на сравнительно больших дистанциях, а также позволяли монтировать пусковые установки и системы управления на любой подходящей технике.

Появление противотанковых ракет почти привело к закрытию проекта FV4401. Вернее, работы по исходному его варианту после испытаний прекратились, но спустя некоторое время была предпринята попытка повысить огневую мощь этого истребителя танков при помощи нарезной пушки L7 калибра 105 миллиметров. По имеющимся данным, с прототипа САУ Contentious демонтировали старое орудие QF 20 pounder и установили новое, благодаря чему огневая мощь боевой машины выросла соответствующим образом. Однако и в таком виде проект FV4401 не имел особых перспектив.

«Спорный» истребитель танков FV4401
Казенная часть орудия L7 (c) arcaneafvs.com


В ходе проекта FV4401 был построен, как минимум, один прототип, вооруженный 84-мм пушкой и позже получивший новое орудие. В некоторых источниках утверждается, что в испытаниях использовалось до трех экспериментальных машин, однако какие-либо серьезные доказательства этого отсутствуют. Как бы то ни было, к настоящему времени сохранился лишь один экземпляр – та самая машина со знаком «UMX 127», запечатленная на большинстве фотографий шестидесятых годов. Сейчас эта самоходка хранится в одном из павильонов Бовингтонского танкового музея. Местоположение других прототипов – если они действительно существовали – неизвестно. Вероятно, в ходе проекта был собран лишь один экземпляр «спорного» истребителя танков.


По материалам сайтов:
http://strangernn.livejournal.com/
http://arcaneafvs.com/
http://tankmuseum.org/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 17
  1. Pashhenko Nikolay 31 июля 2013 09:13
    Оригинальное чёрт те что.
    1. Mister X 31 июля 2013 12:58
      Еще более оригинальная идея из серии “Contentious”: FV44011
      Создан также в рамках программы “Prodigal” по разработке авиатранспортабельного противотанкового САУ.





      Вооружение: 2х 120мм безоткатных орудия семейства “ВАТ” (Мобат, Вомбат)
      Горизонтальная наводка: +10° / -5°
      Механизм заряжания: револьверного типа, по 7 выстрелов на каждое орудие
      Дополнительное вооружение: пулеметы, спаренные с орудиями.
      Подвеска: гидравлическая, с изменяемым клиренсом.
      Двигатель: Rolls Royce серии “B”.
      Экипаж: 1 человек.
      Нет данных даже о существовании прототипа.

      1. Лопатов 31 июля 2013 17:41
        Это, похоже, те самые автоматические безоткатки, которые так и не появились в войсках
        1. Mister X 31 июля 2013 20:28
          Цитата: Лопатов
          Это, похоже, те самые автоматические безоткатки, которые так и не появились в войсках


          Нашел информацию, что были приняты.
          L6 WOMBAT (Weapon Of Magnesium, Battalion, Anti Tank) -
          120-мм безоткатное противотанковое орудие британского производства.
          Принято на вооружение в 1962 в Великобритании и Автралии.
          Использовалась на войне во Вьетнаме и Фолклендском конфликте.

          В 1965 появилась модификация БТР-а FV432:
          С установленным на крыше 120-мм безоткатным орудием L6 "Wombat" и боекомплектом на 40 выстрелов.
          Вроде как поставлялись небольшими партиями в Канаду и некоторые страны Азии и Африки.

          Существовала версия самоходного орудия L6 "Wombat" на базе снегохода Snow Trac ST4


          Британские морпехи на снегоходе Snow Trac ST4 без верха с установленным на нем L6 "Wombat" в Норвегии.
          (Написано что патрулируют там. С какого перепугу они там патрулируют?)


          А на десерт - немного юмора. Игра слов, как говорится.
          Вомбат – не только модель безоткатного орудия.
          Это еще и сумчатое млекопитающее из Австралии - родственник коалы.

  2. dian 31 июля 2013 09:31
    Интересная статья, спасибо!
    dian
  3. Bae Likhte 31 июля 2013 09:39
    жаль нет никаких дат, а то может стало бы понятно откуда ноги у шведа STRV 103 растут
  4. Evgeny_Lev 31 июля 2013 09:40
    Статья гуд.

    Британские учёные, как всегда, создают туалетную бумагу, использовать которую можно только через уши.
  5. 0255 31 июля 2013 09:48
    советский тральщик "Прогрев-Т" и танк Объект 279 круче)))
    http://topwar.ru/5086-gazodinamicheskiy-tralschik-progrev-t.html
  6. Комментарий был удален.
  7. ed65b 31 июля 2013 10:03
    а уже читали про это чудо.
    ed65b
  8. Constantine 31 июля 2013 10:22
    Англичане давно отличаются своеобразными вкусами и решениями smile Достаточно глянуть на ту же V-серию бомбардировщиков. smile
    Constantine
  9. Gorchilin 31 июля 2013 12:30
    Вот те раз! Оказывается, шведы со своим обезбашенным чудом были далеко не первыми! Спасибо, про эту машину раньше не слыхал.
    Gorchilin
    1. SrgSoap 31 июля 2013 18:19
      Вы наверное про эту машину говорите.
      1. Sirius-2 1 августа 2013 17:46
        Это шведский танк. Про этот танк на сайте была статья пару месяцев назад. Например: по фото видно, что орудие в горизонтальной плоскости не вращалось.
  10. Tan4ik 31 июля 2013 16:27
    Мне кажется в таких машинах есть один огромный минус-с несколькими танками проблемно биться,так как ои его "закрутят" и всё.
  11. kotvov 31 июля 2013 21:41
    интересно почему англичане почти всегда создают угловатую технику,это у них в крови что ли.
  12. kavkaz8888 1 августа 2013 01:07
    В WoT в англской ветке танков есть FV 215b.Перезарядка долгая,но всекает суруёзно
    kavkaz8888
  13. starhina01 1 августа 2013 17:41
    интересная подвеска можно заложить в аналог арматы hi
  14. xomaNN 3 августа 2013 14:09
    Для британских инженеров-механиков интересная задача была. Я больше о шведском безбашенном танке раньше читал.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня