Катер Combatboat 90 (CB90), Швеция



Combat Boat 90 (CB90) является быстроходным военным катером, разработанным компанией Dockstavarvet. Первоначально он задумывался для замены устаревающих катеров шведского флота класса 200. Он представляет собой экспортный вариант Strp 90H, официальное шведское обозначение H означает, что катер способен транспортировать и развертывать до половины десантного взвода во всеоружии. Катер был принят на вооружение в 1991 году.




Катер может использоваться в качестве быстроходного средства нападения и береговой защиты, патрульного катера или как специального плавсредства огневой поддержки. Он также может быть использован для разведки, наблюдения и операций по сбору разведывательной информации.



Катера CB90 в настоящее время используются военно-морскими силами нескольких стран, включая Норвегию (как S90N), Греции, Мексики (как CB90 HMN), Малайзии и Бразилии. (прим. Профессора: Американская компания SAFE Boats из штата Вашингтон приобрела у шведской верфи Dockstavarvet лицензию на постройку этих катеров и произвела их уже около 10)



Конструкция
Конструкция катера обеспечивает ему превосходную мореходность, высокую скорость, эффективность и безопасность при различных условиях эксплуатации. Корпус изготовлен из алюминия, длина легкого CB90 составляет 14.9 метров, водоизмещение 18 тонн, максимальная ширина 3.85 метра. Он имеет типичную конфигурацию корпуса с обратной седловатостью палубы и узкую рампу в носу способную по ширине пропускать по одному бойцу одновременно.



Катер вмещает 21-го полностью вооруженного солдата и до 4.5 т груза. Защищення от осколков рулевая рубка располагает местами для двух операторов и дополнительным откидным сидением между ними и напоминает кабину самолета.



Откидное сиденье является поворотным. Непосредственно под кабиной находится переборка в которой выполнен проход на посадочную носовую рампу. Уникальная рампа обеспечивает быстрое развертывание сил, а также быструю эвакуацию пострадавших на берег.



Десантный отсек вмещающий солдат и их оборудование расположен в средней части катера. 25% кормовой части корпуса представляет из себя открытую палубу и может служить в качестве плавающего командного поста с дополнительным оборудованием связи или в качестве артиллерийского катера с возможным расположением вооружения.




Модификации
Несколько вариантов CB90 были построены для удовлетворения специальным требованиям. Катер CB90HI представляет из себя экспортный вариант Strb HS 90, где литера S означает "Skyddad" (по шведски защищенный). (прим. Профессора, На самом деле происхождение литеры S не так однозначно. Тем не менее, помимо дополнительной брони, модель HS имеет обладает системой защиты от ОМП посредством создания избыточного давления в отсеке, кондиционером для развертывания в тропических условиях, системой охлаждения топлива, генератором на 220 Вольт и более мощными двигателями. Уровень защиты катера соответствует STANAG4 НАТО, это означает, что он способен выдержать выстрелы бронебойными пулями 7.62х51. За увеличение уровня защиты пришлось заплатить увеличением веса на 3.8 тонны и соответственно более мощными двигателями.)



Модель CB90 HEX представляет собой гибрид между CB90 H и CB90N получившим название Stridsbåt 90N (SB90N) в норвежском флоте. Модель CB90 HEX была оптимизирована для Королевских ВМС Малайзии, ВМФ Мексики, Шведского Королевского Десантного Корпуса и Греческой береговой охраны.



Модель CB90 NL оснащена системой командования и управления батальонного уровня, компьютерным и коммуникационным оборудованием и резервным генератором для обеспечения электропитания при не работающих двигателях. Литера L относится к "Ledning ', что означает на шведском языке командование или руководство.



Вооружение
Стандартное вооружение катера состоит из трех пулеметов Браунинг M2HB, 12.7-мм пулемета (или 40-мм гранатомета) закрепленого на турели в кормовой части рубки. Он может быть заменен на дистанционно управляемую, стабилизированную пулеметную турель. Спаренный 12.7-мм пулемет установлен перед местом для рулевого. Кроме того катер оборудован одним гранатометом Mk 19 и модифицированной системой Hellfire RBS 17 SSM. Также он может нести 2.8 тонн морских мин или шесть глубинных бомб. (прим. Профессора, американцы как обычно на своих катерах напичкали столько стволов, что проследить за их количеством и номенклатурой вряд-ли представляется возможным.)



Силовая установка
Катер CB90 приводится в движение от двух дизельных двигателей мощностью в 600 кВт, что позволяет ему развивать скорость 45-и узлов сохраняя высокую маневренность на мелководье в прибрежных водах. Гражданская версия патрульного катера может быть оснащен двумя дизельными двигателями мощностью 550 кВт, обеспечивая максимальную скорость до 45 узлов.



Катер оснащен двумя водометными движителями Kamewa FF, которые частично находятся в направляющей насадке. Эта особенность водомета, наряду с подводными поверхностями управления позволяют катеру совершать крайне резкие маневры даже на высокой скорости. Максимальный запас хода составляет около 440 км при скорости движения в 20 узлов (37 км/ч). Катер оборудован для десантных операций даже на неподготовленный берег.



(прим. Профессора, на сегодняшний день было произведено более 220 катеров. Цена катера составляет $2-3 миллиона. В последние время было проведено переоснащение некоторых катеров на биотопливо с целью проверить возможность снижения зависимости армии от добычи нефти)

Катер Combatboat 90 (CB90), Швеция


Тактико-технические характеристики:
Наибольшая длина, м: 15.1
Наибольшая ширина, м: 3.8
Наибольшая осадка, м: 0.91
Наибольшее водоизмещение не включая двигатели, кг: 13 608
Грузоподъемность, кг: 5963
Угол килеватости днища: 20
Запас топлива, литр: 2196
Экипаж, чел:3
Вместимость, чел: 34
Высота над поверхностью воды, м: 2.4
Высота на трейлере при перевозке, м: 4.0
Дальность плавания (@20 узлов), км: 440
Наибольшая скорость, узел: 45






































Первоисточник:
http://www.naval-technology.com/projects/combatboat90/
Перевод:
Профессор
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти