Боевая авиация на пороге масштабного обновления

Боевая авиация на пороге масштабного обновления
ВВС России готовятся к серьезной модернизации авиапарка. В ближайшей перспективе строевые части фактически впервые за последние 20 лет получат значительное количество новых самолетов и вертолетов. Боевую авиацию непосредственно затрагивает и нынешний этап военной реформы.

Об итогах деятельности ВВС в 2010 году и перспективах их развития рассказал начальник авиации – заместитель главнокомандующего ВВС по авиации генерал-лейтенант Игорь САДОФЬЕВ.

— Игорь Васильевич, каковы итоги работы авиации ВВС в 2010 году? В каких основных мероприятиях боевой учебы в рамках Вооруженных Сил принимали участия экипажи ВВС?


— Работа авиации ВВС в 2010 году была направлена на повышение профессиональной подготовки офицеров в целом и, конечно, летной выучки экипажей в частности, их готовности к ведению боевых действий по предназначению. Особое внимание было уделено вводу в строй и подготовке молодого летного состава, подготовке на квалификационную категорию. Задачи 2010 года авиацией выполнены. Средний налет на одного летчика соответствует требованиям нормативных документов и увеличился по сравнению с предыдущим годом на 9%. Повысилось качество летно-тактической подготовки. Несомненно, повлияло количество летно-тактических учений, которое возросло на 14%, в том числе с боевой стрельбой – на 18%. Возросли в полтора раза объемы подготовки летного состава на класс. Все это результат кропотливого труда руководящего и всего личного состава авиационных объединений, соединений и частей, вузов и центров боевого применения.

Итогом проведенной работы стало успешное участие летных экипажей ВВС в крупномасштабных оперативно-стратегических учениях Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе и совместно с вооруженными силами других государств. Так, с высоким качеством выполнены задачи в рамках учений «Взаимодействие-2010», «Мирная миссия-2010», «Индра-2010» и «Восток-2010».

Боевая авиация на пороге масштабного обновленияГенерал-лейтенант Игорь Васильевич САДОФЬЕВ родился в 1956 г. В 1977 г. окончил Качинское высшее военное авиационное училище летчиков, в 1987 г. – Военно-воздушную академия им. Ю.А. Гагарина, в 2001 г. – Академию Генерального штаба ВС РФ.

Освоил около десяти типов авиационной техники, имеет налет свыше 2,5 тысяч часов. Совершил более 100 боевых вылетов во время службы в Афганистане.

С 1987 г. старший штурман полка, командир эскадрильи истребительного авиационного полка в Литве.

С 1990 г. служил в Западной группе войск, заместитель командира полка.

С 1993 г. – командир авиаполка в Забайкалье, с 1996 г. – начальник штаба, затем командир соединения в Бурятии.

С 1998 г. – заместитель командира отдельного корпуса ВВС и ПВО в Чите, в 1998-1999 гг. – командир авиадивизии Дальневосточного объединения ВВС и ПВО (Комсомольск-на-Амуре).

С 2001 г. – заместитель командующего объединением ВВС и ПВО в Ростове-на-Дону, с 21 января 2002 г. – командующий 11-й армией ВВС и ПВО (Хабаровск) Дальневосточного объединения ВВС и ПВО.

С 10 мая 2007 г. по настоящее время – начальник авиации – заместитель главнокомандующего ВВС по авиации.

Летчик-снайпер, «Заслуженный военный летчик Российской Федерации».


— Каким образом организовывалась работа авиации в интересах других видов и родов войск Вооруженных Сил России в ходе таких учений, как, например, «Взаимодействие-2010», «Мирная миссия-2010», «Индра-2010»?

— Работа авиации в интересах других видов и родов войск Вооруженных Сил организуется в соответствии с планом на основании заявок из видов и родов войск. В повседневной деятельности авиация выполняет задачи по перевозке личного состава, военной и специальной техники, обеспечивает проведение парашютно-десантной подготовки личного состава. В ходе проведения батальонных, бригадных учений авиация выполняет задачи по огневому воздействию по условному противнику в соответствии с замыслами учений, десантированию личного состава, боевой и специальной техники посадочным и парашютным способами. В ходе крупномасштабных учений, таких как «Восток-2010», «Взаимодействие-2010», «Мирная миссия-2010», авиация не только обеспечивает их проведение, но и участвует в учениях как самостоятельный вид Вооруженных Сил, отрабатывая задачи создания авиационных группировок, организации и ведения боевых действий.

— Давайте остановимся подробнее на участии большого количества авиационной техники в оперативно-стратегическом учении «Восток-2010». Какие задачи выполняли летные экипажи, какие командования ВВС и ПВО они представляли?

— Непосредственно летными экипажами, задействованными в учении «Восток-2010», выполнен целый ряд важных задач. Это создание группировки на стратегическом направлении – экипажи совершили беспосадочные перелеты с дозаправкой топливом в воздухе, ведение воздушной разведки, минирование, постановка помех системам обнаружения и наведения, патрулирование и ведение воздушных боев по отражению массированного ракетно-авиационного удара, сопровождение и прикрытие десанта на маршруте и в районе десантирования, авиационная поддержка боевых действий Сухопутных войск тактически и с применением авиационных средств поражения, поисково-разведывательное обеспечение.

Нельзя не сказать о том, что впервые создание группировки авиации осуществлялось с привлечением авиации всех объединений ВВС, с перебазированием техники из европейской части страны – из Липецкой, Ростовской, Воронежской областей. Совершен перелет двух подразделений Су-24М с тремя дозаправками в воздухе. Конечно, в ходе учения отрабатывались вопросы тесного взаимодействия с Сухопутными войсками и Военно-морским флотом.

Боевая авиация на пороге масштабного обновления

Поставка в войска истребителей-бомбардировщиков Су-34 уже началась

— На ОСУ «Восток-2010» работали два экипажа истребителей-бомбардировщиков Су-34 из Липецкого ЦБП и ПЛС. Дайте, пожалуйста, оценку участию Су-34 в крупномасштабном учении. Неоднократно должностные лица говорили о том, что ВВС очень нуждаются в этих машинах. Так все-таки когда эти многофункциональные комплексы поступят в части и соединения ВВС?

— В ходе создания авиационной группировки по плану проведения ОСУ «Восток-2010» двумя штатными экипажами самолетов Су-34 впервые выполнены беспосадочные, более чем восьмичасовые перелеты с двумя дозаправками в воздухе с аэродрома Липецк на аэродром Дземги (Комсомольск-на-Амуре) и обратно. Экипажи продемонстрировали высокую выучку, а авиационная техника – не менее высокую надежность. Самолеты Су-34 рассматриваются руководством ВВС и Вооруженных Сил Российской Федерации как чрезвычайно перспективные современные машины. Привлечение их к участию в таком крупномасштабном учении в первую очередь продиктовано необходимостью проверить их реальные боевые возможности и оценить перспективу реализации возросшего боевого потенциала фронтовой бомбардировочной авиации в условиях смены стратегических направлений.

Еще раз хочу отметить, что, наряду с экипажами самолетов Су-34, аналогичную задачу по перебазированию на новое стратегическое направление выполнили более 20 экипажей самолетов Су-24М с тремя дозаправками топливом в воздухе и продолжительностью беспосадочного перелета около 8 часов. Это также является весьма важным показателем мастерства летного состава и надежности нашей авиационной техники.

Самолеты Су-34 продолжают участвовать в войсковых испытаниях, идет серьезная работа по наращиванию их боевых возможностей и совершенствованию технических характеристик. Вместе с тем уже началась их плановая поставка в войска и освоение летным составом в строевых частях.

— Изменится ли подход к получению необходимого уровня налета часов летным составом ВВС в связи с переподчинением сил и средств авиации в ОСК? Как будут организовываться мероприятия по получению классности личного состава?

— Минимальные нормы налета летного состава определены соответствующими приказами министра обороны Российской Федерации.

При планировании летной работы в объединениях, авиационных соединениях и частях на год учитываются также достигнутый и планируемый уровень подготовки каждого летчика (члена летного экипажа), мероприятия учебно-боевой подготовки (учения, сборы) и задачи, поставленные конкретно перед каждой частью.

Уровень налета летного состава ВВС, как правило, зависит от исправности авиационной техники и лимитов авиационного топлива, выделяемого на подготовку, которого в настоящее время достаточно для проведения планомерной летной работы.

То есть уровень налета летного состава не зависит от подчиненности соединений и частей ВВС.

Что же касается получения классности личным составом ВВС, то при каждом объединении, соединении и части созданы и действуют квалификационные комиссии. В своей работе они руководствуются требованиями, изложенными в соответствующих приказах министра обороны и главнокомандующего Военно-воздушными силами. В этих документах изложены порядок определения квалификации личного состава, присвоения и подтверждения квалификационных категорий. Подготовка на квалификационные категории проводится на основе утвержденных планов, которые составляются на год на основе достигнутого уровня подготовки личного состава.

Квалификационные категории летчикам присваиваются Центральной квалификационной комиссией летного состава государственной авиации при Министерстве обороны после проведения соответствующих проверок теоретических знаний и уровня летной подготовки.

Переподчинение сил и средств авиации в ОСК не скажется на присвоении квалификационных категорий как летному составу, так и специалистам наземных служб ВВС.

Боевая авиация на пороге масштабного обновления

Приоритетом для Дальней авиации является модернизация самолетов строя, в том числе – Ту-95МС

— Расскажите об основных направлениях модернизации авиационной техники по типам. Какие компоненты подлежат замене в первую очередь? Ожидается ли поступление новой авиационной техники в части и соединения ВВС? В какие сроки?

— Военно-технические приоритеты развития ВВС в соответствии с программой переоснащения на ближайшую перспективу предусматривают несколько направлений. Это перевооружение боевых частей фронтовой и армейской авиации на современную технику, выполнение мероприятий по поддержанию исправности вооружения и военной техники на уровне, обеспечивающем выполнение боевых задач по предназначению, а также проведение НИОКР по созданию перспективных средств вооруженной борьбы.

Для Дальней авиации приоритетом является совершенствование технической оснащенности в основном за счет модернизации самолетов строя Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3, Ил-78М. В среднесрочной перспективе будет модернизировано около 80% этих машин.

Предусмотрено также продление назначенных сроков службы самолетов Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3, Ил-78М, средств информационного обеспечения применения авиационного комплекса Дальней авиации. Несомненно, ВВС не будет отказываться от закупки новых самолетов.

Что касается авиационного парка Военно-транспортной авиации, то здесь предусматривается переоснастить технику в два этапа на среднесрочный период как за счет модернизации самолетов строя, так и за счет закупки новых, количество которых составит свыше 50%.

Значительные изменения произойдут в оснащении фронтовой и армейской авиации.

Так, часть действующих самолетов строя фронтовой авиации будет модернизировано, а самолетный парк пополнится в среднесрочной перспективе более чем на половину новыми и примерно на 14% перспективными самолетами.

В армейской авиации будет закуплено за тот же период около 70% новой авиационной техники, а далее планируется довести ее количество до 100%.

Действия авиации будут строиться по принципу интегрирования в единую систему всех средств вооруженной борьбы на стратегических направлениях, независимо от их видовой принадлежности, с охватом огневого, информационного, радиоэлектронного и специального воздействия на объекты противника на суше, на море, в воздухе и космосе на всю глубину их дислокации.

Всего до 2020 года планируется закупить и провести модернизацию около двух тысяч самолетов и вертолетов с постоянно нарастающим ежегодным темпом. При этом, количество новой техники составит более полутора тысяч самолетов и вертолетов, а модернизированной – около четырехсот авиационных комплексов.

Кроме кардинального обновления авиационной техники спланированные до 2020 года мероприятия, по предварительным расчетам, позволят почти в 18 раз увеличить долю современного высокоточного оружия, доведя его количество до 70%, почти в 4,5 раза повысить число авиационных комплексов, способных действовать круглосуточно и всепогодно, в 10-12 раз снизить уровни потерь самолетов и вертолетов, в 6 раз увеличить долю беспилотной техники, доведя ее состав до 30% от состава всей авиации, обеспечить стопроцентную способность авиабаз действовать в едином разведывательно-информационном управляющем поле.

В ближайшей перспективе, в соответствии с государственным оборонным заказом на 2011 год, планируется закупка и поставка в войска самолетов Су-27СМ, Су-30М2, Су-34, Су-35С, Як-130. Для армейской авиации в 2011 году планируется поставка вертолетов Ка-52, Ми-28Н, Ми-8АМТШ (МТВ-5-1), Ка-226 и «Ансат-У».


Боевая авиация на пороге масштабного обновленияТехники заряжают пушку ГШ-30-2 штурмовика Су-25

— Каковы перспективы передачи учебно-боевого самолета Як-130 в Краснодарское ВВАУЛ?

— В настоящее время самолет

Як-130 проходит опытную эксплуатацию в Липецком центре подготовки летного состава. Одновременно в этом же центре проходит переподготовку летный и инженерно-технический состав Краснодарского филиала Военно-учебного научного центра ВВС.

В начале 2011 года Як-130 поступит на вооружение учебных частей Краснодарского филиала ВУНЦ ВВС. После его полного освоения инструкторским составом, в филиале приступят к обучению курсантов на данном типе самолета.

— Как вы оцениваете уровень профессиональной подготовки молодого пополнения ВВС? Уменьшился ли набор в ВУЗы? Какие изменения произошли в системе подготовки летного состава?

— Профессиональная подготовка будущих офицеров находится под пристальным вниманием командования Военно-воздушными силами. На ее повышение направлены мероприятия организационного, методического и материально-технического характера.

Принятыми мерами в 2010 году удалось достичь самого высокого в истории современной России уровня профессиональной (летной) подготовки выпускников летных ВУЗов ВВС. Средний налет соответствует квалификационным требованиям и вырос на 13% по сравнению с предыдущим годом. Более 30% выпускников присвоена квалификационная категория «Летчик 3-го класса».

— Уменьшился ли набор в ВУЗы?

— В течение последних 2-3 лет произошли изменения боевого состава и организационно-штатной структуры Военно-воздушных сил. В ходе структурных преобразований произошло некоторое сокращение численности летного состава и, как следствие, уменьшилась потребность в выпускниках ВУЗов для восполнения естественной убыли. В соответствии с этим сократился потребный набор в летные ВУЗы. Поскольку в 2006-2008 годах набор кандидатов производился из расчета прежнего боевого состава, в течение 2011-2013 годов к выпуску подойдет излишествующее количество курсантов. Чтобы выровнять ситуацию, в 2009 и 2010 годах было принято решение об ограничении набора. Начиная с 2011 год, набор в ВУЗы будет производиться для восполнения естественной убыли боевого состава из расчета на окончание 2016 года.

— Какие изменения произошли в системе подготовки летного состава?

— Система подготовки летных кадров претерпевает изменения в соответствии с развитием военной науки, совершенствованием авиационной техники, изменениями в системе высшего профессионального образования.

В рамках общей тенденции укрупнения ВУЗов подготовка офицеров по летным специальностям осуществляется в едином Военном учебно-научном центре ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» силами двух филиалов: на самолетах – в городе Краснодаре, на вертолетах – в городе Сызрани.

Подготовка летчиков проходит в три этапа. Первый – это базовое обучение в ВУЗе, второй этап – теоретическое и практическое переучивание на новую авиационную технику в липецком Государственном центре подготовки авиационного персонала и войсковых исследований и третий – подготовка боеготового летчика в авиационной части. В результате учебы по данной схеме офицер-летчик в полном объеме будет подготовлен к ведению боевых действий по предназначению рода авиации.

— Какая работа проводится по переподготовке летного и технического состава ВВС, увольняемого с военной службы?

— Переподготовка летного и технического состава, увольняемого с военной службы, проводится в общей системе переподготовки увольняемых военнослужащих, созданной в соответствии с приказами министра обороны Российской Федерации. Переподготовка осуществляется в военно-учебных заведениях с привлечением высокопрофессиональных преподавательских кадров как из военных, так и из гражданских учебных заведений. В настоящее время на базе ВУНЦ ВВС в Монино и в других городах действует ряд курсов, где увольняемые офицеры осваивают профессии, связанные с управлением персоналом, производством, преподавательской деятельностью.

Боевая авиация на пороге масштабного обновления

Ми-28Н станет основной ударной силой армейской авиации


— Как повлияют на использование боевой авиации вступившие в силу с 1 ноября 2010 года новые Федеральные правила использования воздушного пространства, в которых установлен уведомительный, без получения диспетчерского разрешения, порядок использования некоторых участков воздушного пространства?

— Вступившее в силу 1 ноября 2010 года постановление правительства «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» действительно внесло ряд корректив в порядок организации полетов.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что в соответствии с действующим Воздушным кодексом Российской Федерации (Статья 13) незыблемыми остались государственные приоритеты в использовании воздушного пространства. Эта статья предусматривает первоочередное предоставление воздушного пространства для отражения воздушного нападения, предотвращения и прекращения нарушений Государственной границы Российской Федерации или вооруженного вторжения на ее территорию, а также для выполнения полетов воздушных судов в интересах обороноспособности и безопасности страны.

Введение в некоторой части воздушного пространства России уведомительного порядка его использования продиктовано, прежде всего, возможностями органов управления воздушным движением по осуществлению полноценного контроля за воздушными судами в данной области. Поскольку в пространстве, используемом в уведомительном порядке, не предусматривается диспетчерское обслуживание, логичным представляется и ненадобность самого диспетчерского разрешения.

В этом случае вся ответственность за предотвращение столкновений с летательными аппаратами и другими материальными объектами в воздухе, столкновений с препятствиями возлагается на командира воздушного судна. К подобным полетам будут допущены только прошедшие соответствующую подготовку и зарегистрированные пользователи воздушного пространства, которым в обязательном порядке предписано знать аэронавигационную и метеорологическую обстановку по планируемому маршруту полета.

Одновременно предусматривается и ужесточение санкций в отношении пользователей, пренебрегающих нормами воздушного законодательства.

Полеты авиации Военно-воздушных сил по задачам боевой подготовки как ранее, так и сейчас производятся по заблаговременно поданным планам, на основании которых органы единой системы организации воздушного пространства вводят те или иные ограничения на использование воздушного пространства для других пользователей в соответствии с государственными приоритетами.

На сегодняшний день нет серьезных оснований для опасений в вопросе своевременного предоставления военной авиации воздушного пространства.

— Россия приступила к выводу своей вертолетной группы из Республики Чад. Какие мероприятия проводят ВВС в рамках этого процесса?

— После получения законодательной базы, обеспечивающей юридическую основу вывода наших военнослужащих из состава Миссии ООН в Республике Чад, мы приступили к непосредственно выполнению полетов силами экипажей военно-транспортных самолетов Ан-124 и Ил-76 для обеспечения перевозки личного состава, вооружения и имущества группы на территорию России в соответствии с утвержденным графиком.

Конечно, это напряженная работа многих структур, и прежде всего – личного состава авиационной группы. Вдали от Родины, в сложных физико-географических условиях, при отсутствии возможности оказания какой-либо технической помощи, собраться, перебазироваться за 800 км из Абеше в столицу Чада Нджамену со всем имуществом, наземной и авиационной техникой – довольно сложное дело.

Наши вертолетчики с честью выполнили поставленные задачи и заслужили высокую оценку генерального секретаря ООН, который выразил благодарность в своем послании президенту России.

— Как вы оцениваете современное состояние аэродромной сети ВВС, каковы основные направления ее развития на ближайшие годы? Каков будет порядок использования военной авиацией России с аэродромов совместного базирования?

— Аэродромная сеть ВВС в настоящее время находится в удовлетворительном состоянии.

Вместе с тем, на ее поддержание в эксплуатационном состоянии необходимы значительные затраты материальных и финансовых средств. Отмечу, что часть аэродромов, входящих в состав аэродромной сети ВВС, в мирное время военной авиацией не используется.

В ближайшие годы планируется провести реконструкцию основных аэродромов базирования авиации ВВС, которая позволит увеличить количество и типы базирующихся на них летательных аппаратов. Кроме того, на данных аэродромах будет проведена реконструкция и строительство зданий и сооружений служебных и жилых зон.

Аэродромы, использование которых в мирное время не предусматривается, планируется законсервировать или передать на содержание сторонним организациям.

Теперь что касается порядка использования военной авиацией аэродромов совместного базирования. Перечень таких аэродромов утвержден распоряжением правительства Российской Федерации 2007 года №1034-р.

При этом в состав аэродромной сети ВВС входит ряд аэродромов совместного базирования с авиацией других федеральных органов исполнительной власти и организаций. Порядок использования данных аэродромов определен соответствующими нормативно-правовыми документами.

В настоящее время Минобороны России разработаны и проходят согласование в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти проекты изменений и дополнений в Федеральный закон об обороне и Воздушный кодекс Российской Федерации. Они позволят военной авиации при выполнении возложенных задач использовать аэродромы других министерств и ведомств, не отнесенные к аэродромам совместного базирования и совместного использования.

— Какое место отводится в новом облике ВВС армейской авиации?

— Как и до проведения организационных мероприятий, армейская авиация продолжит выполнять поставленные задачи в составе Военно-воздушных сил. Армейская авиация по-прежнему будет решать широкий спектр задач, прежде всего – в интересах Сухопутных войск.

В вопросах дальнейшего развития армейской авиации Главное командование ВВС приоритетным направлением определило повышение эффективности применения созданной группировки армейской авиации в сочетании с оснащением ее современными образцами вооружения и военной техники. В частности, армейская авиация уже эксплуатирует новые боевые вертолеты Ми-28Н «Ночной охотник» и в начале 2011 года приступит к эксплуатации вертолета Ка-52 «Аллигатор».
Первоисточник: http://oborona.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://oborona.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 1
  1. viktor_ui 25 января 2011 10:07
    Дааа, прям бодренький отчетик о том как у нас в ВВС ну все прям красиво и даж великолепно местами. Лётчик-снайпер с 2400 часами налёта ??? У меня мама бывшая стюардесса и у неё налёт более 9000 часов по лётной книжке . Особо напрягает срок 2020 год, ни одного текущего гада, которые творят сию реформу уже не останется при делах. Зато такие все бодрячком, а как-же пиип такой бюджет пилить надо будет!!! Погоняли 2 доисторически-наиновейших бомбера и вот она великая мощь . Мож хватит пиип!?
    viktor_ui

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня