Military Review

The United States has found a "big brother"

1
The United States has found a "big brother"According to IMF estimates, in 2010, the US GDP was 14,6 trillion. dollars, and China - 5,7 trillion. dollars. However, many economists have long concluded that formal estimates of GDP volumes based on the dollar value of the economic value of goods and services in the so-called. world prices, weakly reflect the true state of things and are capable of misleading.


A more accurate picture of the scale of an economy can be given using PPP - purchasing power parity. PPP is the ratio between two or more monetary units, currencies of different countries, established by their purchasing power in relation to a specific set of goods and services. Economists believe that the calculation of PPP is particularly applicable to the Chinese economy, since estimates at the official exchange rate do not take into account significantly lower prices for goods and services within the country compared with developed countries.

Arvind Subramanyan from Peterson Institute for International Economics (USA) recently published an article entitled “Is China already the first number? New estimates of GDP ", which claims that the statistics of the Middle Kingdom gives high prices for products. This leads to the fact that the absolute level of GDP is underestimated, and the growth rate of the economy, on the contrary, turn out to be overestimated. According to Subramanian’s calculations, in 2010, China’s GDP at PPP actually amounted to 14,8 trillion. dollars, which is 200 billion dollars (about 1,4%) more American!

The question arises: why should China lower its GDP? Give the floor again to Subramanian. First, it is possible to demonstrate high growth rates to the whole world, which gives a psychological effect and convinces us of an effective PRC leadership policy. Secondly, for the sake of economy: a smaller economy allows you to make smaller contributions to international financial organizations. Thirdly, now the gap between the yuan and the dollar at PPP and market rates is about 40%, and if low prices were taken into account when calculating PPP, the gap would have been even greater. This would increase Washington’s pressure on Beijing, which is reminded at every international summit that it is time to strengthen the yuan in order to stabilize the global economy and eliminate imbalances. According to the results of 2011, the picture of China’s economic superiority will become even clearer, Subramanian believes.

It is also important that China has already become the first industrial power in the world. Industrial production accounts for at least 50% of GDP, or about 2,5 trillion. US dollars This figure is lower - less than 2 trillion. In this sense, the current visit of President Hu Jintao to Washington is the visit of the “older” brother to the “younger” - Barack Obama (hereinafter allocated by the author).

"The threat of the United States and its allies has increased significantly"

Of course, China is still inferior to the United States in the latest technologies, military equipment and armaments, losing at sea. However, narrowing the gap with the United States is already happening.

On the eve of Hu Jintao’s visit to the United States, China successfully tested its first orbital unmanned vehicle, which is able to stay in space for 270 days a year and solve various defense tasks, including the destruction of communications satellites, the Sunday Times weekly reported in London on 17. According to the publication, the latest Chinese space robot aircraft is designed to challenge the US orbiting X-37B orbiter, which completed its first mission last year. The device is able to strike at any point on the planet, while it is not possible to hit it from the ground with existing air defense weapons. So far, the USAF has one similar drone. It is expected that the second X-37B will be commissioned this year. Now, according to the Sunday Times, China has given its response to the most advanced US weapons system.

And with other innovations in military equipment and weapons, things are not bad. “News of the new Chinese J-20, a fifth-generation stealth fighter, and anti-ship ballistic missile (AKBR) mean that the threat to the United States and its allies has increased significantly,” retired admiral James E. Lyons writes in The Washington Times. , former commander of the Pacific fleet USA. In his opinion, China plans to block access not only to the water area of ​​the South China Sea, which has been declared a zone of its interests, but also to the “second series of archipelagos” in the western Pacific Ocean, including the island of Guam.

It is characteristic that the demonstration of the newest Chinese aircraft took place on the main day of the visit to Beijing of US Secretary of Defense Robert Gates, whose goal was to convince the Chinese to assist the United States in solving the problem of nuclear proliferation weapons. The fact is that the United States suspects China of being involved in the nuclear programs of Iran and North Korea. Such a remarkable coincidence made Robert Gates directly contact Hu Jintao with a question: “Did you intentionally combine a test flight with our talks?” He was told: there is no connection, the flight was planned for this day a long time ago. Perhaps this is so. However, it is also true that China’s visit to Beijing in every possible way has delayed Gates’s visit to June.

To this we can add that in the People's Republic of China the re-equipment of the Soviet-era aircraft carrier Varyag, built earlier in the Ukrainian shipyards, is being re-equipped. In 2011, it should already be operational. China's goal is to use the ship recovery process to train technicians who will build Chinese aircraft carriers in the future. It is believed that China creates its own carrier-based fighters, copying the technology of Russian Su-33 aircraft, and also adapts its J-11 fighter jets to take-off and landing on an aircraft carrier.

In addition, nuclear deterrence forces are being upgraded by moving to the use of mobile launchers and second-generation missile submarines. Therefore, it is clear that the British The Financial Times is right when he writes that "in Robert Gates, the US Secretary of Defense, China’s build-up of military power is in some sense more alarming than the confrontation with the Soviet Union during the Cold War."

Similar sentiments are common in American society. A survey of Rasmussen Reports, conducted in February 2010, showed that half of Americans consider China a long-term threat to the United States. CNN's poll gave an even higher result - 58% of US residents called China a threat to the security of their country.

During the talks with his Chinese counterpart, General Liang Guangle Gates, he expressed concern about the rapid pace of Chinese military construction and its secretive nature. As you know, the United States is in first place in the world in terms of the military budget, and the PRC is in the second. In response, General Liang assured that "China’s efforts in military development are in no way directed against any third party or any country in the world." At the same time, he warned Washington against continuing arms transfers to Taiwan. By the way, the decision on these deliveries in the amount of 6,4 billion dollars, taken by Washington a year earlier, was the main cause of the most severe cooling in relations between the two countries over the past decade.

Cooling has only intensified with the beginning of the implementation of the “return to Asia” strategy by the United States. Last summer, Washington actually pushed China’s neighbors to intensify territorial disputes. True, a serious crisis occurred only in Sino-Japanese relations. The rest of the neighbors decided not to get involved in a confrontation with Beijing, which ultimately led to a further decline in US influence. This was just demonstrated by the last crisis on the Korean Peninsula and the unsuccessful tour of Barack Obama to the countries of Southeast Asia in November.

Needless to say, under such conditions, the USA will not refuse to supply arms to Taiwan, and China will continue to modernize its armed forces !? After all, the need for a rapidly growing economy in energy resources is constantly increasing and it is necessary to ensure their safe and uninterrupted delivery, as well as the security of the country as a whole. Especially against the background of a very likely return to the White House after the next presidential election militant Republicans, such as Sarah Palin and his comrades. The former US representative to the UN, John Bolton, on the pages of The Financial Times, has already warned the Chinese: “Perhaps in two years there will be another president in the USA who is ready to abandon the program of international passivity and decline.”

Meanwhile, Taiwan, clearly concerned about President Hu's visit to the United States, decided to remind himself of himself these days. On January 18, military missiles were launched in Taiwan in the presence of President Ma Ying-jeou. The purpose of the exercise is to remind the Americans of their obligation to strengthen the defense of the island. A third of the 19 rockets flew past targets. Nevertheless, it should be recognized that the time for the demonstration of power was well chosen. Just when Chairman Hu is in the United States, Taipei reminded Washington that promises should be kept. Especially in conditions when the military superiority of mainland China looks more convincing.

At the same time, the Taiwan Ministry of Foreign Affairs called on the United States to comply with the “Relationship with Taiwan Law”, under which the United States supplies arms to the island. As is known, Taiwan insists on the speedy delivery of the latest F-16 C / D fighters, which mainland China strongly opposes. Americans are delaying supplies, fearing the wrath of Beijing. But the United States cannot afford to lose Taiwan, for it will be a great blow to their prestige and recognition of the dominant position of China. Therefore, according to the Boston Globe newspaper, the key differences between China and the United States are likely to remain.

The New York Times, which has devoted its first editorial this year to the situation in the Western Pacific, draws attention to the seriousness of the developing arms race between the United States and China. Given the nature of Chinese military construction, the newspaper suggests that the Obama administration abandon ship purchases that do not have adequate protection from missiles, in particular the DDG-1000 series destroyers, and also reduce the dependence of the Navy on F-18 and F-35 short-range aircraft. favor of unmanned strike aircraft launched from aircraft carriers of a larger radius of action N-UCAS. But the air force, the newspaper said, must cancel plans for the purchase of 2 thousand short-range strike aircraft, but not long-range bombers.

In the US, they are concerned about the prospect of a cold war with China, from which America is unlikely to emerge victorious. 14 expressed this sentiment in January on the pages of The Washington Post, Henry Kissinger, who proposed the creation of a consultative mechanism to establish common long-term goals and harmonize the positions of China and the United States in international forums. Hints Kissinger and the old idea of ​​dividing the world for two.

"Junior" must obey the "senior"

However, does China need such a section? Indeed, in Beijing, at least at the official level, they consider the strengthening of their country not a challenge to America, but a return to a normal state of affairs when China occupied a dominant position. Here you can remember that even in 1820, China was the largest economy in the world - 33% of the world one. Western Europe accounted for 27%, India for 16%, and the USA for only 2%.

In an interview with the PRC Chairman for the Wall Street Journal and the Washington Post, on the eve of his visit to the United States, Hu Jintao bluntly stated that the cause of the global economic crisis was “lack of regulation”, and the current global currency, which is commonly considered to be the US dollar, is “a product of the past.” The questions of newspapers about human rights, including those related to the imprisoned Nobel Prize winner Liu Saobo, Chairman Hu did not find it necessary to even answer - made it clear that the time when Washington was dictating its rules of the game in economics, finance and the humanitarian field remained the past.

Hu Jintao advised Washington to look at the achievements of each other’s development in an “objective and reasonable manner, respect the independent choice of development paths on each side and move towards the achievement of common goals, guided by mutually beneficial cooperation”. A council of this kind excludes any prospect of further speculations on the subject of “human rights” for Americans.

The US and China are in the process of reviewing their global strategy today. The role of the United States in the world is falling, although Washington is hardly ready to come to terms with this. At the same time, the power of the PRC is growing, its interests and efforts are intensifying not only in Asia, but also in Europe, Africa, and more recently in Latin America. We are talking about a slow but consistent process of localizing US influence.

“Over the past few years, Chinese banks have distributed 10 billion more loans to developing countries than the World Bank with the dominant Americans,” says Austrian Die Presse. “The World Bank ties its loans to the need for political transformation. As for the Chinese functionaries, any partners, from African dictators to the enemies of American "imperialists" like Hugo Chávez, are suitable for achieving their strategic goals. China only requires economic reforms to protect its investments, ”the article says.

In order to sweeten the bitter pill of the failures of recent years for Americans, Beijing has recently, through unofficial channels, proposed the creation of a forum for security in the Asia-Pacific region. According to Nezavisimaya Gazeta, China considers Russia to be the privileged participant of such a forum. However, for the United States, of course, the place is provided. Nevertheless, according to Hillary Clinton, the United States and the People's Republic of China are currently located at the “most important fork”, when the trajectory of their further relations depends on the choice of both countries.

These are the general conditions of Hu Jintao’s visit to the USA on January 18-21.

On economic issues, a number of agreements were immediately reached. US and Chinese companies have entered into a number of deals totaling $ 45 billion. In particular, the contract of Chinese companies with the Boeing aircraft manufacturer was signed, according to which 200 liners of this corporation will be delivered to the PRC. In addition, agreements were reached for the supply of Alcoa, General Electric, Honeywell, Westinghouse and Caterpillar products to various Chinese organizations. The main deals relate to the cooperation of Washington and Beijing in the field of agriculture, gas and railway transport. As the representative of the American authorities, the transaction will provide 235 with thousands of US citizens. It was also announced that China is investing 3 billion dollars in the US economy.

On the issue of the yuan appreciation, Chairman Hu remained unmoved. How many Obama has tried to explain that if the yuan rises, it will spur demand in the domestic market of the PRC and help solve the Chinese government’s problem with inflation, it didn’t work.

Lawmakers in both houses of the US Congress are calling for punishing China for currency manipulations that give China-made products a price advantage in foreign markets. Yes, just how to do it, if China has a debt of US Treasury almost 900 billion. Dollars !?

In addition, the Americans were virtually alone in the struggle to raise the yuan, because the European Union does not support them in this matter. During the visit to the EU by the Deputy Prime Minister of the PRC Li Keqiang in early January, neither the German Chancellor Angela Merkel, nor the Spanish Prime Minister Jose Luis Rodriguez Zapatero, nor his British counterpart David Cameron raised the issue of the exchange rate of the Chinese currency. In Europe, the situation is assessed more realistically than in America, and they do not want to quarrel with their most important trading partner.

As for humanitarian and political problems, here Obama was expecting a cold shower. The President of the United States traditionally spoke about "human rights" during a joint press conference. Chairman Hu’s response was unequivocal: “... it is necessary to take into account the various circumstances in which the PRC and the USA find themselves. China is a developing country with a huge population, which is also at the crucial stage of economic reforms. ” However, Hu Jintao promised that human rights reforms would continue. About how they should look, the Chinese leader did not spread. It can be assumed that, just like socialism, it is “with Chinese characteristics”.

Hu Jintao also made it clear to his American counterpart that he should not worry about the Dalai Lama and Xinjiang separatists living in exile. These are purely internal questions of China. Initially, at a press conference, Chairman Hu even “did not hear” the question on this topic.

The main international positions where Washington wants to see Beijing as a partner, and not a rival, are the Korean Peninsula, the Iranian nuclear program, the stabilization of the situation in Afghanistan and Pakistan, international terrorism. However, Beijing cannot afford to “surrender” the DPRK, for a united Korea would mean for it a new source of headache. China is also categorically against the use of force to resolve the Iranian nuclear issue. The presence of the American armed forces in Afghanistan has a dual character for China. On the one hand, it inhibits the expansion of the extremist wing of Islam, on the other, it is dangerous in itself, since the troops are on the threshold of China.

As for Pakistan, the Chinese have long preferred to act on their own here, using Islamabad to contain India. However, the points of contact were still revealed, because both sides are not equally interested in the collapse of Pakistani statehood.

The parties exchanged points of view, but could not come to a consensus on Sudan. A referendum in the south of the country and the soon emergence of a new independent state there, everyone wants to take advantage of, since we are talking about considerable oil reserves.

In November 1957, Mao Zedong said: “I believe that the current situation is characterized by the fact that the wind from the East dominates the wind from the West ...” 53 has passed since then. From the point of view of the world stories - very little. Nevertheless, we can already observe how the prophecy of the “great helmsman” begins to come true. In any case, the head of the PRC, Hu Jintao, topped the list of the most powerful people in the world, compiled in November 2010 by Forbes magazine.
Author:
Originator:
http://weandworld.ru/world/483-kitaius.html" rel="nofollow">http://weandworld.ru/world/483-kitaius.html
1 comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Don zeus
    Don zeus 25 January 2011 19: 32
    0
    The logic is not clear - if prices are too high, then the GDP expressed in them and industrial production will be too high.

США обрели «старшего брата»

США обрели «старшего брата»По оценочным данным МВФ, в 2010 году ВВП США составил 14,6 трлн. долларов, а Китая – 5,7 трлн. долларов. Однако многие экономисты уже давно пришли к выводу, что формальные оценки объемов ВВП, основанные на долларовом выражении экономической ценности товаров и услуг в т.н. мировых ценах, слабо отражают истинное положение вещей и способны вводить в заблуждение.

Более точную картину масштабов той или иной экономики можно дать, используя ППС – паритет покупательной способности. ППС – это отношение между двумя или несколькими денежными единицами, валютами разных стран, устанавливаемое по их покупательной способности применительно к определенному набору товаров и услуг. Экономисты считают, что подсчет по ППС особенно применим к экономике Китая, так как оценки по официальному валютному курсу не учитывают значительно более низкие цены на товары и услуги внутри страны по сравнению с развитыми странами.

Арвинд Субраманьян из Института международной экономики Петерсона (США) опубликовал на днях статью «Является ли Китай уже первым номером? Новые оценки ВВП», в которой утверждает, что статистика Поднебесной дает завышенные цены на продукцию. Это приводит к тому, что абсолютный уровень ВВП недооценивается, а темпы роста экономики, наоборот, оказываются завышенными. По расчетам Субраманьяна, в 2010 году ВВП КНР по ППС на самом деле составил 14,8 трлн. долларов, что на 200 млрд. долларов (около 1,4%) больше американского!


Возникает вопрос: зачем Китаю занижать свой ВВП? Предоставим вновь слово Субраманьяну. Во-первых, можно демонстрировать всему миру высокие темпы роста, что дает психологический эффект и убеждает в эффективной политике руководства КНР. Во-вторых, ради экономии: меньший объем экономики позволяет делать меньшие взносы в международные финансовые организации. В-третьих, сейчас разрыв между курсом юаня к доллару по ППС и рыночным курсам составляет около 40%, а если бы при расчете ППС учитывались низкие цены, то разрыв был бы еще больше. Это усилило бы давление Вашингтона на Пекин, которому и так на каждом международном саммите напоминают, что пора в целях стабилизации глобальной экономики и ликвидации дисбалансов укрепить юань. По итогам 2011 года картина экономического превосходства Китая станет еще более отчетливой, полагает Субраманьян.

Немаловажно также, что Китай уже стал первой промышленной державой мира. На долю промышленного производства приходится здесь не менее 50% ВВП, или около 2,5 трлн. долл. У США этот показатель ниже — менее 2 трлн. долл. В этом смысле нынешний визит председателя Ху Цзиньтао в Вашингтон – это визит «старшего» брата к «младшему» - Бараку Обаме (здесь и далее выделено автором).

«Угроза США и их союзникам значительно возросла»

Конечно, Китай пока уступает США в новейших технологиях, боевой технике и вооружениях, проигрывает на море. Однако сокращение разрыва с Соединенными Штатами уже происходит.

В канун визита Ху Цзиньтао в США Китай произвел успешное испытание своего первого орбитального беспилотного аппарата, который способен находиться в космосе в течение 270 дней в году и решать различные оборонные задачи, включая уничтожение спутников связи, сообщил 17 января лондонский еженедельник Sunday Times. По словам издания, новейший китайский космический самолет-робот призван бросить вызов орбитальному беспилотному аппарату X-37B США, который совершил свою первую миссию в прошлом году. Аппарат способен наносить удары по любой точке планеты, при этом поразить его с земли существующими средствами ПВО не представляется возможным. Пока ВВС США имеют один подобный беспилотник. Ожидается, что второй X-37B войдет в строй в текущем году. Сейчас, по мнению Sunday Times, Китай дал свой ответ на самую передовую систему вооружений США.

Да и с другими новинками боевой техники и вооружений дела обстоят неплохо. «Вести о новом китайском самолете J-20, истребителе пятого поколения типа «Стелс» и об антикорабельной баллистической ракете (АКБР) означают, что угроза США и их союзникам значительно возросла», - пишет в The Washington Times адмирал в отставке Джеймс Э. Лайонс, в прошлом главнокомандующий Тихоокеанским флотом США. По его мнению, Китай планирует закрыть доступ не только в акваторию Южно- Китайского моря, которое объявил зоной своих интересов, но и на «вторую череду архипелагов» в западной части Тихого океана, включая остров Гуам.

Характерно, что демонстрация новейшего китайского самолета состоялась в главный день визита в Пекин министра обороны США Роберта Гейтса, целью которого было убедить китайцев содействовать Соединенным Штатам в решении проблемы распространения ядерного оружия. Дело в том, что США подозревают Китай в причастности к ядерным программам Ирана и Северной Кореи. Столь примечательное совпадение заставило Роберта Гейтса напрямую обратиться к Ху Цзиньтао с вопросом: «Вы преднамеренно совместили испытательный полет с нашими переговорами?» Ему ответили: связи никакой нет, полет планировался на этот день давно. Возможно, это и так. Однако правдой является также и то, что визит Гейтса в Пекин китайская сторона всячески оттягивала с минувшего июня.

К этому можно добавить, что в КНР проводится переоборудование купленного ранее авианосца советской эпохи «Варяг», построенного на украинских судоверфях. В 2011 году он уже должен вступить в строй. Цель Китая - использовать процесс восстановления корабля для обучения техников, которые будут строить китайские авианосцы в будущем. Считается, что Китай создает собственные палубные истребители, копируя технологии российских самолетов Су-33, а также адаптирует свои истребители J-11 к взлету и посадке на авианосец.

Кроме того, проводится модернизация сил ядерного сдерживания путем перехода к использованию мобильных пусковых установок и ракетных подводных лодок второго поколения. Поэтому, видно, права британская The Financial Times, когда пишет, что «у Роберта Гейтса, министра обороны США, наращивание Китаем военной мощи в некотором смысле вызывает большую тревогу, чем противостояние с Советским Союзом времен холодной войны».

Сходные настроения распространены и в американском обществе. Опрос компании Rasmussen Reports, проведенный в феврале 2010 года, показал: половина американцев считают Китай долгосрочной угрозой США. Опрос телекомпании CNN дал еще более высокий результат – 58% жителей США назвали Китай угрозой безопасности их страны.

В ходе переговоров с китайским коллегой генералом Лян Гуанле Гейтс выразил обеспокоенность по поводу быстрых темпов китайского военного строительства и его скрытного характера. Как известно, США находятся на первом месте в мире по размерам военного бюджета, а КНР – на втором. В ответ генерал Лян заверил, что «предпринимаемые Китаем усилия в военном развитии ни в коей мере не направлены против какой-либо третьей стороны или какой-либо страны в мире». При этом он предостерег Вашингтон против продолжения поставок оружия на Тайвань. Кстати, решение об этих поставках на сумму в 6,4 млрд. долларов, принятое Вашингтоном годом ранее, и стало главной причиной самого серьезного похолодания в отношениях между двумя странами за последнее десятилетие.

Похолодание только усилилось с началом реализации Соединенными Штатами стратегии «возвращения в Азию». Прошлым летом Вашингтон фактически подтолкнул соседей Китая к активизации территориальных споров. Правда, серьезный кризис произошел лишь в японо-китайских отношениях. Остальные соседи решили не ввязываться в противостояние с Пекином, что в конечном счете обусловило дальнейшее снижение влияния США. Это как раз и продемонстрировали последний кризис на Корейском полуострове и неудачное турне Барака Обамы по странам Юго-Восточной Азии в ноябре.

Надо ли говорить, что США в таких условиях не откажутся от поставок оружия Тайваню, а Китай продолжит модернизацию своих вооруженных сил!? Ведь потребность быстро растущей экономики в энергоресурсах все время увеличивается и надо обеспечить их безопасную и бесперебойную доставку, равно как и безопасность страны в целом. Особенно на фоне весьма вероятного возращения в Белый дом после следующих президентских выборов воинственных республиканцев, например Сары Пейлин со товарищи. Бывший представитель США в ООН Джон Болтон на страницах The Financial Times уже предостерег китайцев: «Возможно, через два года в США будет другой президент, готовый отказаться от программы международной пассивности и упадка».

Между тем Тайвань, явно обеспокоенный визитом Председателя Ху в США, в эти дни решил напомнить о себе. 18 января на Тайване в присутствии президента Ма Инцзю были запущены боевые ракеты. Цель учений – напомнить американцам об их обязательстве укреплять оборону острова. Треть из 19 ракет пролетели мимо целей. Тем не менее следует признать, что время для демонстрации силы было выбрано удачно. Как раз в то время, когда председатель Ху находится в США, Тайбэй напомнил Вашингтону, что обещания следует выполнять. Тем более в условиях, когда военное превосходство материкового Китая выглядит все убедительнее.

Одновременно МИД Тайваня призвал США к соблюдению «Закона об отношениях с Тайванем», на основании которого Соединенные Штаты осуществляют поставки оружия острову. Как известно, Тайвань настаивает на скорейшей поставке новейших истребителей F-16 C/D, категорически против чего выступает материковый Китай. Американцы затягивают с поставками, опасаясь гнева Пекина. Но и позволить себе потерять Тайвань США не могут, ибо это окажется сильнейшим ударом по их престижу и признанием господствующего положения Китая. Поэтому, утверждает газета Boston Globe, ключевые разногласия между КНР и США, скорее всего, сохранятся.

Газета New York Times, посвятившая ситуации в западной части Тихого океана свою первую в этом году редакционную статью, обращает внимание на серьезность развертывающейся гонки вооружений между США и Китаем. С учетом характера китайского военного строительства газета предлагает администрации Обамы отказаться от закупок кораблей, не имеющих должной защиты от ракет, в частности эсминцев серии DDG-1000, а также сократить зависимость ВМС от парка пилотируемых самолетов малого радиуса действия F-18 и F-35 в пользу запускаемых с авианосцев беспилотных ударных самолетов большего радиуса действий N-UCAS. А военно-воздушным силам, считает газета, надо отменить планы закупки 2 тыс. ударных самолетов малого радиуса действия, но не бомбардировщиков дальнего действия.

В США обеспокоены перспективой холодной войны с Китаем, из которой Америка вряд ли выйдет победителем. Эти настроения выразил 14 января на страницах The Washington Post Генри Киссинджер, предложивший создать консультативный механизм для установления общих долгосрочных целей и согласования позиций Китая и США на международных форумах. Намекает Киссинджер и на старую идею раздела мира на двоих.

«Младшие» должны подчиняться «старшим»

Однако нужен ли такой раздел Китаю? Ведь в Пекине, по крайней мере на официальном уровне, считают укрепление своей страны не вызовом Америке, а возвращением к нормальному положению дел, когда Китай занимал господствующее положение. Здесь можно вспомнить, что еще в 1820 году крупнейшей экономикой мира обладал именно Китай – 33% от мировой. На долю Западной Европы приходилось 27%, Индии – 16%, США – всего лишь 2%.

В интервью председателя КНР для Wall Street Journal и Washington Post накануне визита в США Ху Цзиньтао без обиняков заявил, что причиной мирового экономического кризиса стало «отсутствие регулирования», а нынешняя глобальная валюта, которой принято считать доллар США, является «продуктом прошлого». На вопросы газет о правах человека, в том числе касающиеся находящегося в заключении лауреата Нобелевской премии Лю Саобо, председатель Ху не счел нужным даже отвечать - дал понять, что время, когда Вашингтон диктовал свои правила игры в экономике, финансах и гуманитарной области, осталось в прошлом.

Ху Цзиньтао посоветовал Вашингтону смотреть на достижения развития друг друга в «объективной и разумной манере, уважать самостоятельный выбор путей развития каждой стороной и двигаться к достижению общих целей, руководствуясь взаимовыгодным сотрудничеством». Совет такого рода исключает для американцев любую перспективность дальнейших спекуляций на тему «прав человека».

США и Китай сегодня находятся в процессе пересмотра своей глобальной стратегии. Роль Соединенных Штатов в мире падает, хотя Вашингтон вряд ли готов смириться с этим. В то же время мощь КНР растет, ее интересы и усилия активизируются не только в Азии, но и в Европе, Африке, а с недавних пор и в Латинской Америке. Речь идет о пока медленном, но последовательном процессе локализации влияния США.

«За последние несколько лет китайские банки раздали на 10 млрд. больше кредитов развивающимся странам, чем Всемирный банк с доминирующими в нем американцами», - сообщает в этой связи австрийская Die Presse. «Всемирный банк привязывает свои кредиты к необходимости проведения политических преобразований. Что же касается китайских функционеров, им для достижения своих стратегических целей подходят любые партнеры - от африканских диктаторов до врагов американских "империалистов" типа Уго Чавеса. Китай требует лишь экономических реформ для защиты своих инвестиций», - говорится в статье.

Чтобы подсластить американцам горькую пилюлю провалов последних лет, недавно Пекин по неофициальным каналам предложил создать некий форум по безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Привилегированным участником такого форума, как пишет «Независимая газета», Китай считает Россию. Однако и для США, конечно, место предусмотрено. Тем не менее, по словам Хиллари Клинтон, США и КНР в настоящий момент располагаются на «важнейшей развилке», когда от выбора обеих стран зависит траектория их дальнейших взаимоотношений.

Таковы общие условия визита Ху Цзиньтао в США 18-21 января.

По экономическим вопросам сразу был достигнут ряд договорённостей. Компании США и Китая заключили ряд сделок на общую сумму 45 млрд. долларов. В частности, подписан контракт китайских компаний с авиапроизводителем Boeing, согласно которому в КНР будут поставлены 200 лайнеров этой корпорации. Кроме того, были достигнуты соглашения на поставку различным китайским организациям продукции компаний Alcoa, General Electric, Honeywell, Westinghouse и Caterpillar. Основные сделки касаются сотрудничества Вашингтона и Пекина в сфере сельского хозяйства, газовой отрасли и железнодорожного транспорта. Как отметил представитель американских властей, сделки позволят обеспечить работой 235 тыс. граждан США. Было также объявлено, что Китай инвестирует в американскую экономику 3 млрд. долларов.

В вопросе повышения курса юаня председатель Ху остался непоколебим. Сколько Обама ни пытался объяснить, что если курс юаня возрастет, это подстегнет спрос на внутреннем рынке КНР и поможет решить правительству Китая проблему с инфляцией, ничего у него не получилось.

Законодатели обеих палат Конгресса США призывают наказать Китай за валютные манипуляции, дающие товарам, произведенным в Китае, ценовое преимущество на иностранных рынках. Да только как это сделать, если Китай располагает долговыми обязательствами американского казначейства почти на 900 млрд. долларов!?

Кроме того, американцы оказались в борьбе за повышение курса юаня практически в одиночестве, поскольку Евросоюз их в этом вопросе не поддерживает. Во время визита в ЕС заместителя премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна в начале января вопрос о курсе китайской валюты не поднимали ни канцлер ФРГ Ангела Меркель, ни премьер-министр Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро, ни его британский коллега Дэвид Кэмерон. В Европе обстановку оценивают более реалистично, чем в Америке, и не хотят ссориться с важнейшим торговым партнером.

Что касается гуманитарных и политических проблем, здесь Обаму ожидал холодный душ. Президент США во время совместной пресс-конференции традиционно заговорил о «правах человека». Ответ председателя Ху был однозначен: «… необходимо учитывать различные обстоятельства, в которых оказались КНР и США. Китай — развивающаяся страна с огромным населением, которая к тому же находится в решающей стадии экономических реформ». Впрочем, Ху Цзиньтао пообещал, что реформы в сфере прав человека будут продолжены. О том, как они должны выглядеть, китайский лидер распространяться не стал. Можно предположить, что так же, как и социализм, – «с китайской спецификой».

Ху Цзиньтао дал также понять своему американскому коллеге, что тому не стоит беспокоиться о живущем в эмиграции далай-ламе и сепаратистах Синьцзяна. Это чисто внутренние вопросы Китая. Поначалу на пресс-конференции председатель Ху даже «не расслышал» вопрос на эту тему.

Главные международные позиции, где Вашингтон хочет видеть Пекин партнером, а не соперником, — это Корейский полуостров, иранская ядерная программа, стабилизация ситуации в Афганистане и Пакистане, международный терроризм. Однако Пекин не может позволить себе «сдать» КНДР, ибо объединенная Корея означала бы для него новый источник головной боли. Китай также категорически против силового решения иранской ядерной проблемы. Присутствие же американских вооруженных сил в Афганистане имеет для Китая двойственный характер. С одной стороны, оно тормозит экспансию экстремистского крыла ислама, с другой - опасно само по себе, поскольку войска находятся у порога Китая.

Что касается Пакистана, китайцы давно уже предпочитают действовать здесь самостоятельно, используя Исламабад в целях сдерживания Индии. Однако точки соприкосновения все же обнаружились, поскольку в крахе пакистанской государственности одинаково не заинтересованы обе стороны.

Стороны обменялись точками зрения, но не смогли придти к единому мнению по Судану. Референдум на юге страны и скорое появление там нового независимого государства каждый хочет использовать в своих интересах, поскольку речь идет о немалых запасах нефти.

В ноябре 1957 года Мао Цзедун произнёс: «Я считаю, что нынешняя обстановка характеризуется тем, что ветер с Востока довлеет над ветром с Запада…» С тех пор прошло 53 года. С точки зрения всемирной истории – совсем мало. Тем не менее мы уже можем наблюдать, как пророчество «великого кормчего» начинает сбываться. Во всяком случае, именно глава КНР Ху Цзиньтао возглавил список самых могущественных людей мира, составленный в ноябре 2010 года журналом Forbes.
Автор: Владимир Нестеров
Первоисточник: http://weandworld.ru/world/483-kitaius.html" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://weandworld.ru/world/483-kitaius.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 1
  1. Don Zeus 25 января 2011 19:32
    Логика не понятна - если цены завышены то и выраженный в них ВВП и промпроизводство будут завышены.
    Don Zeus

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня