БМП по-югославски

БМП по-югославски


Страна с незвучным для русского слуха буквосочетанием СФРЮ (СФРЈ) тоже двигалась по пути социализма. Аббревиатура расшифровывалась так: Социалисти́ческая Федеративная Республика Югославия. Она стояла особняком от стран Варшавского договора, однако это не мешало Югославии импортировать во время «Второй Югославии» оружие из Чехословакии и Советского Союза. Но и сам Белград, после восстановления экономики начал проектировать и производить оружие, т.к. эта статья дохода составляла хорошую долю поступления валюты в страну. Бронетанковая техника, начального периода, была представлена избытками, времен 2 мировой, советскими Т-34-85, Су-85 американскими M4A3, М3 "Скаут", БТР М3 и т.д.

Политика «НЕПРИСОЕДИНЕНИЯ» позволяла Тито использовать опыт не только стран ВД, но и НАТО. Поэтому первый югославский БТР М-60 имел западные корни и был похож на американские машины.


БМП по-югославски


БТР М-60


Но к концу 60-х годов модернизированный М-60Р стал устаревать, тем более что в странах Варшавского договора был принят новый тип машин – БМП, которые стали массово поступать в армии стран организации с советских, чехословацких и польских заводов. Поэтому в мае 68-го большая группа югославских специалистов специально посетила завод в Чехословакии (город Зволен), который готовился к производству BVP-1. В целом отзывы специалистов были хорошие, однако были замечены и недостатки, которые были признаны архаичными.

Все же Югославская народная армия (ЮНА) была заинтересована в приобретении этой машины у Чехословакии. Однако потому что государство не было участником Варшавского договора, то ему было отказано. Поэтому было принято решение проектировать машину подобного класса самостоятельно.

Первые образцы машины стали проектироваться под кодовым названием М-980. Проект предусматривал плавающую машину, весом 11,2 т (который был превышен в процессе разработки), а силовой установкой двигатель FAMOS, мощностью 231 л.с.

Однако, уже в ходе реализации проекта, был установлен двигатель Рено (бывший «Савьем») мощностью 260 л.с Выбор был обусловлен тем, что он устанавливался на французской БМП AMX-10P и оказался довольно-таки надежным в отличие от местного . К тому же французская сторона поставляла двигатель с коробкой передач.

К концу 74-го года было законченно тестирование прототипа и принято решение сделать нулевую партию, в количестве 18 машин. Их хотели показать их на параде, в мае 75-го, посвященному 30-летию победы над фашизмом. Однако возникшие технические проблемы и возросшая цена позволили сделать нулевую партию только 1978-году. На вооружение он был принят в 79-году под названием БМП М-80.

Установка французского двигателя было временным решением, поскольку одним из условий было то, что двигатель должен быть отечественного производства. Выбор пал на двигатель OM 403 (320 л.с.), который находится всего в 100 кг тяжелее, чем французская модель. Установка других двигателей требовало почти 30% переделок технической документации. Модификация получила название БМП М-80А.

Была принята на вооружение в 1981 году. Но первые машины этой модификации начали поступать в войска в 1984 году.БМП были изготовлены заводом FAMOS г. Храсница, Босния Всего, до распада социалистической Югославии, было изготовлено 900 БМП и машин на ее базе.

БМП по-югославски


BVP M-80 компоновка


Во многих отношениях конструкция М-80 очень похожа на советскую БМП-1
БМП по-югославски


Визуально, можно сразу же заметить, что почти при одинаковой длине, ходовая сокращена на один каток. Подвеска торсионная в пять катков на борт. Два верхних направляющих ролика, переднее зубчатое ведущее колесо и натяжное заднее.
Верхнюю часть гусеницы защищает небольшие крылья-поплавки.

M-80A имеет цельносварной стальной корпус. Лобовой лист установлен под большим углом наклона. Имеет дополнительный слой бронелиста.
Бронезащита, обеспечивает защиту от бронебойных пуль калибра 7,62-мм с расстояния 100 метров. Некоторые источники утверждают, что передняя проекция защищает от 20-23-мм снарядов. Экипаж состоит из трех человек . Место механика-водителя находится спереди слева, командир — за его спиной, а МТО расположено справа от них.

Доступ в МТО для обслуживания и ремонта осуществляется при помощи двух люков, расположенных в верхнем лобовом и верхнем правом бронелистах. Место механика-водителя снабжено тремя перископами для наблюдения, которые могут быть заменены на приборы ночного видения для вождения в ночное время. Командир имеет вращающийся люк-башенку. Инфракрасный прожектор, установленный на передней части командирской башенки управляется с места командира.

Наводчик имеет дневной и ночной прицелы. Триплексные перископы установлены также на левой, правой и на задней части башни.
Югославские специалисты скептически отнеслись к оснащению БМП-1 73-мм пушкой «Гром». В дальнейшем просчет с выбором оружия заставит перед самой войной конструкторов предложить модернизировать БМП.

Одноместная башня размещена в центре машины и оснащена 20-мм пушкой М-55 (HS 804) и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом ПКТ Угол возвышения +75 и склонения - 5 градусов. Большой угол возвышения позволяет применять это оружие против низколетящих самолетов и вертолетов. Дальность стрельбы по наземным целям – 2000 м и высотный предел 1500 м. Боекомплект 400/2000 соответственно.Однако пушка не была стабилизирована, и прицельный огонь мог вестись только с коротких остановок.

На задней части башни находятся направляющие для 2-ух ПТУР «Малютка/Малютка-2». Еще две ракеты расположены в десантном отделении.
Десантное отделение находится в корме с двумя кормовыми дверьми и верхними люками. Шесть ботовых бойниц позволяет десанту использовать индивидуальное оружие против противника изнутри машины.

М-80 — амфибийная, перемещение по воде ( как у БМП-1) осуществляется с помощью гусениц; перед входом в воду поднимается водоотражающий щиток в носовой части корпуса и включаются водооткачивающие насосы. За счет другой формы корпуса скорость по воде несколько увеличена, но выход на берег более тяжелый.

Машина имеет противопожарное оборудование, фильтровентиляционную установку с системой радиационной, химической и бактериологической защиты и оборудование для постановки дымовых завес. Двигатель БМП обеспечивает максимальную скорость по шоссе 65 км / ч, на плаву – 7,8 км / час, запас хода при этом составляет 500 километров. М-80А имеет длину 6,5 м, ширину 2,9 м и высотой 2,2 м. Боевая масса автомобиля 13 850 кг.

БМП по-югославски


БМП по-югославски


БМП по-югославски


БМП по-югославски


Боевое применение


Современные русскоязычные источники критикуют БМП, особенно за защиту. Часть этой критики не лишена смысла, но БМП применялась в ходе всех войн на Балканах и сербские и хорватские источники не указывают на слабое бронирование. Бортовая броня держала, с заявленной дистанции, пулю от пулемета ПКМ (Zastava M84), и пулеметов с патроном 7,62х51, против чего и была рассчитана, но пробивалась пулей 7,92-мм пулемета М53 (югославская версия MG-42 ), коих в той войне оказалось множество.

Однако 20-мм пушка оказалось слабоватой. К тому же, как было сказано ранее, стрельба не могла вестись с ходу, а неподвижная машина часто превращалась в мишень.

Устаревшие ПТУР оказались бесполезны в ближнем встречном бою с минимальной дистанцией в 300 метров, к тому же наводчику было тяжело управлять ракетами первого поколения. Как результат их боевая эффективность была очень низка. Одноместная башня тоже не добавляла преимуществ. Все вышеперечисленные недостатки вполне естественны и многие из них можно отнести к нашим БМП-1(2). Машина создавалась для мотострелковых подразделений и общевойскового боя и оказалась малопригодной к партизанской гражданской войне.

БМП по-югославски


Модернизация


Перед самой войной разработали новую версию БМП, M-80A1 «Выдра». В ней устранены основные недостатки старой версии M-80: БМП получила новую чехословацкую башню. Управление оружием теперь осуществлялось с помощью СУО, в котором появился стабилизатор вооружения, позволяющий прицельно стрелять во время движения. 20-мм пушка была заменена на 30-мм Zasava M-86.

Эта пушка появилась как развитие зенитной пушки М56. Питание двухленточное. Скорострельность - 600 в/мин. Темп стрельбы: трехрежимный: 5, 10 снарядов в очереди и неограниченный темп стрельбы. Боекомплект 200 снарядов (120 ОФЗ и 80 – БТ). Несмотря на внушительный размер боеприпаса 30х220 мм его характеристики в целом соответствует по ТТХ боеприпасу 30х173.

Пушка M86 использует два типа снарядов: В настоящее время - это осколочно-фугасный зажигательный (начальная скорость 1050 м/с) и бронебойного (1150 м/ с). Максимальная дальность полета снаряда 6.900 м и эффективная дальность стрельбы: по легкобронированным целям 1.500м, по живой силе 3.500 м верхняя граница поражения воздушных целей до 2.300м. На сегодня известно, что к пушке ведется разработка БОПС с пробитием 11/10/8/5 см на различных дистанциях.

Вместо двух старых раздельных прицелов появился новый - NS-30/1, где дневной и ночные каналы были интегрированы. Эффективность огня в ночное время увеличилась в 1,6 раза. ПТУР «Малютка» получил полуавтоматическое управление с отдельным прицелом. Сам ПТУР получил две головные части: осколочно-фугасную и кумулятивную. Минимальная дальность стрельбы теперь составила 170 метров, максимальная 2800 м.

Дымовая завеса может устанавливаться не только с помощью впрыска топлива в систему , но и наличием шести 81-мм аэрозольных гранат.
В настоящий час БМП М-80, используются практически во всех армиях из бывшей ЮНА, и крупнейшим пользователем является армия Сербии. Ими оснащена 4 бригада сухопутных войск, в которой имеется 8 механизированных батальонов. Всего же, вместе с машинами, имеющимися в резерве, Сербия насчитывает 520 БМП и машин на их шасси.

На сегодня сербская армия модернизирует 220 БМП М-80А до уровня М-80А1, который получил название М-98 «Выдра». Различие с довоенной модернизацией заключается в установке французских тепловизоров, 30-мм пушки М-89 и новых ПТУР.

В июне 2013 шли переговоры с украинской стороной о совместной модернизации ПТРК на БМП и ПТРК(с). Ранее подобные переговоры шли с российскими коллегами. Подробности обоих переговоров неизвестны.

БМП по-югославски


БМП по-югославски


М-80А1


БМП по-югославски
М-98


Машины на ее базе


M80A KC — КШМ командира роты, на базе M80A (версия оснащена дополнительным устройством связи).

M80A KB — КШМ командира батальона, на базе M80A.

VK80A — КШМ командира бригады, на базе M80A. Вооружение 1 × 7,62-мм пулеметом.

M80A LT — Самоходный противотанковый ракетный комплекс. Вооружение: модернизированная 6 - ПУ ПТРК 9М14М «Малютка-2».

M80А SPAT 30/2 — 30-мм спаренная зенитная самоходная установка. Была установлена новая башня со спаренными пушками M-86. Прицельные устройства наблюдения может быть оптический J-171, или более современный цифровой с оптическим зумом на процессоре Motorola 6800, Тем не менее, в конце предпочтение отдается, 4X4 колесных BOV-3. 4 опытных образца на гусеничной базе, были показаны на параде 1985 году. На данный момент разработка прекращена. Однако проект не лишен смысла в продолжении.

M80А SPAT 40/2 - ЗСУ, оснащенная 40-мм пушками. Только проект.

Sava M-90 — Самоходный ЗРК с ЗУР «Стрела-10М».

MOS — Самоходный минный заградитель, на базе М80А.

M80A Sn — Санитарно-эвакуационная машина.

БМП по-югославски


VK80A


БМП по-югославски


БМП по-югославски


M80A LT


БМП по-югославски


БМП по-югославски


M80А SPAT 30/2


БМП по-югославски


M80А SPAT 40/2


БМП по-югославски


Sava M-90


БМП по-югославски


MOS


БМП по-югославски


M80A Sn
Автор: Akim


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4
  1. Добрый 12 августа 2013 09:17
    Почти все скопировали у СССР.
  2. зам___полит 12 августа 2013 11:36
    все бронеобьекты соц стран делались по мотивам техники СССР.
  3. Страшный прапёрщик 12 августа 2013 12:18
    Акиму большой респект и уважуха! Спасибо за подробную статью, проливающую свет на малоизвестные стороны военного строительства "братушек" (из числа коиих, увы исключаем хорватов и босняков, бо не православные и "перманентнонастроенные на эуропейские ценности", да к балканской заварухе 90-х имеющие прямое сепаратистское отношение).
    Соглашусь с Замполитом, в той части, что именно "по мотивам"... И это "по мотивам" соотносимо и применительно к ЮНА,а теперь и к сербской армии.
    В остальных странах соцлагеря, присутствовало лицензионное производство.
    Югославия возглавляла всё-таки список "неприсоединившихся государств" (помните такой термин с политзанятий?..), хотя и являлась по сути социалистической страной при руководящей роли СКЮ. Конфликт между Сталиным и Тито после окончания второй мировой, определил тренд практически самостоятельного развития СФРЮ.
    Вместе с тем, на юге, юго-востоке Европейского континента к 80-м годам ЮНА была сильнейшей армией по сравнению с армиями Италии, Греции, Болгарии, Румынии, Венгрии. О приблизительном балансе ВС можно говорить с Турцией. (Учитываем количественный состав ВС и уровень МТО).
    Импонирует то, что СФРЮ в основном полагалось на собственные силы в т.ч. и в деле военного строительства.
    Улыбнуло: "Командно возило"...
    1. Akim 12 августа 2013 15:59
      Цитата: Страшный прапёрщик
      В остальных странах соцлагеря, присутствовало лицензионное производство.

      Ну нельзя так говорить. ОТ-64, был почти ровесник нашему БТР-60, но превосходил его. "Дана" - служила образцом для подражания многих колесных САУ и так многое. Союзники тоже имели свои "мозги".
      Akim
  4. GUSAR 12 августа 2013 20:38
    Что не говори а Югославия, и нынешняя ее преемница Сербия делает очень даже неплохое оружие и технику. Да пусть в массе своей это оружие для бедных, но по соотношению цена-качество очень даже приличные вещи, рассчитанные именно для реальной войны, а не для парадов и демонстраций. Вот серия бронеавтомобилей BOV- выглядят эти машины немного смешно, но для локального конфликта, в горах и городских условиях, что может быть лучше маневренной скоростной, неплохо бронированной и вооруженной машинки...
  5. nezloy 13 августа 2013 07:15
    Эту БМП можно использовать продавая на экспорт или как базу для вспомогательной техники. В бою особенно в городской черте эта машина станет мишенью и долго не проживёт. Она будет "гарантированным механизированным гробом". В Сирии и Ичкерии их жгли и жгут десятками. Гораздо рациональнее переделать в БМП устаревшие Т-55 и Т-62. И ставить на них уже не 30-мм пушки, а как минимум "сороковки".
  6. Akim 14 августа 2013 13:20
    Цитата: nezloy
    Гораздо рациональнее переделать в БМП устаревшие Т-55 и Т-62.

    В самой Сербии очень мало Т-55 ( около 120 в резерве данные за 2011 год). Да и экономическое положении у нее не очень. Так что делают, что могут.
    Akim
  7. bask 14 августа 2013 13:26
    Цитата: Akim
    Так что делают, что могут.

    Хорошая статья Akim.
    И продолжают создовать, неплохую бронетехнику: например БТР ,,Лазар-2,,.
    bask

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня