Military Review

Yugoslav BMP

4
Yugoslav BMP



A country with the SFRY (SFRЈ) non-sounding Russian ear also moved along the path of socialism. The abbreviation stands for: The Socialist Federal Republic of Yugoslavia. It stood apart from the Warsaw Pact countries, but this did not prevent Yugoslavia from importing during the “Second Yugoslavia” weapon from Czechoslovakia and the Soviet Union. But Belgrade itself, after the economic recovery, began to design and produce weapons, since This item of income accounted for a good share of the currency in the country The armored vehicles of the initial period were represented by exaggerations from 2 World, Soviet T-34-85, Su-85 by American M4A3, М3 Scout, BTR МNUMX, etc.

The Non-Alignment Policy allowed Tito to use the experience of not only the VD countries, but also NATO. Therefore, the first Yugoslav BTR M-60 had Western roots and was similar to American cars.



BTR M-60


But by the end of the 60-ies, the modernized M-60Р became obsolete, especially since in the Warsaw Pact countries a new type of machine was adopted - the BMP, which began to en masse in the countries' armies of the organization from the Soviet, Czechoslovak and Polish plants. Therefore, in May 68, a large group of Yugoslav specialists specially visited a plant in Czechoslovakia (Zvolen), which was preparing for the production of BVP-1. In general, the responses of the experts were good, however, shortcomings were also noted, which were considered archaic.

Yet the Yugoslav People’s Army (JNA) was interested in purchasing this vehicle from Czechoslovakia. However, because the state was not a party to the Warsaw Pact, it was refused. Therefore, it was decided to design a car of this class independently.

The first samples of the car were designed under the code name M-980. The project involved a floating machine, weighing 11,2 t (which was exceeded during the development process), and the power plant had a FAMOS engine, hp 231 power.

However, already in the course of the project, the Renault engine was installed (formerly “Saviem”) with an 260 HP power. The choice was due to the fact that it was installed on the French AMX-10P BMP and turned out to be quite reliable unlike the local one. In addition, the French side supplied the engine with a gearbox.

By the end of 74, the testing of the prototype was completed and it was decided to make a zero batch, in the number of 18 machines. They wanted to show them at the parade, in May, 75-th, dedicated to the 30 anniversary of the victory over fascism. However, technical problems and increased price allowed to make a zero batch only 1978-year. It was put into service in 79-year under the name BMP M-80.

Installation of the French engine was a temporary solution, since one of the conditions was that the engine should be of domestic production. The choice fell on the OM 403 engine (320 hp), which is only in 100 kg heavier than the French model. Installing other engines required almost 30% rework of technical documentation. The modification was called the BMP M-80A.

It was put into service in 1981 year. But the first cars of this modification began to enter the army in 1984. The BMPs were manufactured by the FAMOS plant in Khrasnitsa, Bosnia. In total, before the collapse of socialist Yugoslavia, the 900 BMPs and machines based on it were manufactured.



BVP M-80 layout


In many ways, the M-80 design is very similar to the Soviet BMP-1


Visually, you can immediately notice that with almost the same length, the suspension is reduced by one roller. Suspension torsion bar in five rollers on board. Two upper guide rollers, front toothed drive wheel and rear tensioning.
The upper part of the caterpillar is protected by small wings-floats.

M-80A has an all-welded steel body. The front sheet is set at a large angle of inclination. It has an additional layer of armor.
Body armor, provides protection against armor piercing bullets of caliber 7,62-mm from a distance of 100 meters. Some sources claim that the front projection protects against 20-23-mm projectiles. The crew consists of three people. The driver's seat is in front of the left, the commander is behind him, and the MTO is located to the right of them.

MTO access for maintenance and repair is carried out with the help of two hatches located in the upper frontal and upper right armor plates. The driver’s seat is equipped with three observation periscopes, which can be replaced with night vision devices for driving at night. The commander has a rotating hatch turret. An infrared spotlight mounted on the front of the commander's turret is controlled from the commander's seat.

The gunner has day and night sights. Triplex periscopes are also installed on the left, right and on the back of the tower.
Yugoslav experts were skeptical about the equipment of the BMP-1 73-mm Thunder cannon. In the future, the miscalculation with the choice of weapons will make designers suggest upgrading the BMP before the war.

The single turret is located in the center of the vehicle and is equipped with an X-NUMX-mm M-20 cannon (HS 55) and an 804-mm PKT machine gun paired with it. The elevation angle is + 7,62 and the declination is 75 degrees. A large elevation angle allows these weapons to be used against low-flying aircraft and helicopters. The range of ground targets is 5 m and the altitude limit 2000 m. Ammunition 1500 / 400, respectively. However, the gun was not stabilized, and aimed fire could be fired only from short stops.

On the back of the tower are guides for the 2-uh ATGM "Baby / Baby-2". Two more missiles are located in the troop compartment.
The troop compartment is located in the stern with two stern doors and upper hatches. Six bots loopholes allows the troops to use individual weapons against the enemy from inside the machine.

M-80 - amphibious, moving through the water (like the BMP-1) is carried out with the help of tracks; before entering the water, a water deflector plate is raised in the forward part of the hull and bilge pumps are activated. Due to the other form of the hull, the water speed is slightly increased, but the access to the shore is more difficult.

The machine has fire-fighting equipment, a filtering unit with a radiation, chemical and bacteriological protection system and equipment for the installation of smoke screens. The BMP engine provides the maximum speed on the highway 65 km / h, afloat - 7,8 km / h, while the power reserve is 500 kilometers. M-80А has a length of 6,5 m, width of 2,9 m and a height of 2,2 m. The combat weight of the car 13 850 kg.









Combat application


Modern Russian-language sources criticize the BMP, especially for protection. Part of this criticism is not devoid of meaning, but the BMP was used during all the wars in the Balkans and Serbian and Croatian sources do not indicate a weak booking. The onboard armor held, from the stated distance, a bullet from the PKM machine gun (Zastava M84), and machine guns with the 7,62х51 cartridge, against which it was calculated, but it was penetrated by the M7,92 machine gun (the Yugoslav version of the MG-53) in a war with a M42 machine gun (the Yugoslav version of the MG-XNUMX) in the war, in the war, in a war, the MXNUMX machine gun (the Yugoslav version of the MG-XNUMX), in the war, went through the bulletin of the MXNUMX machine gun (the Yugoslav version of the MG-XNUMX), and lots of.

However, the 20-mm gun was rather weak. In addition, as mentioned earlier, the shooting could not be conducted on the move, and the fixed machine often turned into a target.

Outdated ATGMs were useless in close encounters with a minimum distance of 300 meters, and the gunner had a hard time controlling the first-generation missiles. As a result, their combat effectiveness was very low. Single tower also did not add benefits. All of the above disadvantages are quite natural and many of them can be attributed to our BMP-1 (2). The machine was designed for motorized rifle divisions and general combat, and was of little use for guerrilla civil war.



Modernization


Just before the war, a new version of the BMP, M-80A1 "Otter", was developed. It eliminated the main disadvantages of the old version of the M-80: the BMP received a new Czechoslovak tower. Weapon control is now carried out with the help of the JMA, in which the weapon stabilizer appeared, which allows it to shoot precisely while moving. The 20-mm gun was replaced by the 30-mm Zasava M-86.

This gun appeared as the development of the M56 anti-aircraft gun. Two-feed Rate of fire - 600 v / min. Rate of fire: three-mode: 5, 10 shells in line and unlimited rate of fire. Ammunition 200 shells (120 OFZ and 80 - BT). Despite the impressive size of the 30x220 mm ammunition, its characteristics are generally consistent with the TTX ammunition 30x173.

The M86 cannon uses two types of projectiles: Currently, it is high-explosive incendiary (initial speed 1050 m / s) and armor-piercing (1150 m / s). The maximum range of the projectile 6.900 m and the effective firing range: for lightly armored targets 1.500м, for manpower 3.500 m the upper limit of destruction of air targets to 2.300м. Today it is known that the development of BOPS with the breaking of 11 / 10 / 8 / 5 is being conducted at various distances.

Instead of two old separate sights, a new one appeared - NS-30 / 1, where day and night channels were integrated. The efficiency of fire at night has increased 1,6 times. ATGM "Baby" got a semi-automatic control with a separate sight. The ATGM itself received two head units: high-explosive and cumulative. The minimum firing range is now 170 meters, the maximum 2800 m.

The smoke screen can be installed not only by fuel injection into the system, but also by the presence of six 81-mm aerosol grenades.
Currently, BMP M-80, used in almost all the armies of the former JNA, and the largest user is the army of Serbia. They are equipped with an 4 ground brigade in which there are 8 mechanized battalions. In total, along with the vehicles available in reserve, Serbia has 520 BMPs and vehicles on their chassis.

Today, the Serbian army is upgrading the 220 BMP M-80A to the level of M-80А1, which is called the M-98 "Otter". The difference with the pre-war modernization is the installation of French thermal imagers, X-NUMX-mm M-30 guns and new ATGMs.

In June, 2013 was in talks with the Ukrainian side on the joint modernization of ATGMs in the BMP and ATGM (s). Previously, such negotiations were with Russian colleagues. Details of both negotiations are unknown.





M-80А1


M-98


Machines based on it


M80A KC - KSHM company commander, based on the M80A (version equipped with an additional communication device).

M80A KB - KSHM battalion commander, based on the M80A.

VK80A - KSHM brigade commander, based on the M80A. Armament 1 × 7,62-mm machine gun.

M80A LT - Self-propelled anti-tank missile system. Armament: upgraded 6 - PU ATGM 9М14М “Baby-2”.

M80A SPAT 30 / 2 - 30-mm twin anti-aircraft self-propelled unit. A new turret with twin M-86 cannons was installed. Observation sighting devices can be optical J-171, or more modern digital with optical zoom on a Motorola 6800 processor. However, at the end preference is given to the BOV-4 4X3 wheeled. 4 prototypes on tracked base, were shown at the 1985 parade year. Currently, development is discontinued. However, the project is not devoid of meaning in the continuation.

M80A SPAT 40 / 2 - The ZSU equipped with 40-mm guns. Only project.

Sava M-90 - Self-propelled air defense missile system with missile "Strela-10M".

MOS - Self-propelled minelayer on the basis of М80А.

M80A Sn - Ambulance Truck.



VK80A






M80A LT






M80A SPAT 30 / 2




M80A SPAT 40 / 2




Sava M-90




MOS




M80A Sn
Author:
4 comments
Ad

The editorial board of Voenniy Obozreniye urgently needs a proofreader. Requirements: impeccable knowledge of the Russian language, diligence, discipline. Contact: [email protected]

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. kind
    kind 12 August 2013 09: 17 New
    +3
    Almost everything was copied from the USSR.
  2. deputy ___ watered
    deputy ___ watered 12 August 2013 11: 36 New
    +4
    all armored objects of the social countries were made based on the equipment of the USSR.
  3. Terrible ensign
    Terrible ensign 12 August 2013 12: 18 New
    +7
    Great respect and respect to the Akim! Thank you for the detailed article that sheds light on the little-known aspects of the military development of the "brothers" (from which, alas, we exclude the Croats and Bosniaks, who are more non-Orthodox and "permanently attuned to European values", and have a direct separatist attitude to the Balkan turmoil of the 90s).
    I agree with Zampolit, in the part that it is "based on" ... And this "on grounds" is also correlated with the JNA, and now with the Serbian army.
    In other countries of the socialist camp, licensed production was present.
    Yugoslavia still headed the list of "non-aligned states" (remember this term from political studies? ..), although it was essentially a socialist country with the leading role of the YUK. The conflict between Stalin and Tito after the end of the Second World War determined the trend of the almost independent development of the SFRY.
    At the same time, in the south, southeast of the European continent, by the 80s, the JNA was the strongest army in comparison with the armies of Italy, Greece, Bulgaria, Romania, Hungary. We can speak about the approximate balance of the armed forces with Turkey. (We take into account the quantitative composition of the armed forces and the level of MTO).
    It is impressive that the SFRY mainly relied on its own forces, including and in the matter of military construction.
    Smiled: "The team drove" ...
    1. Akim
      12 August 2013 15: 59 New
      +4
      Quote: Scary ensign
      In other countries of the socialist camp, licensed production was present.

      Well, you can't say that. OT-64, was almost the same age as our BTR-60, but surpassed it. "Dana" - served as a role model for many wheeled self-propelled guns and so many. The allies also had their own "brains".
  4. GUSAR
    GUSAR 12 August 2013 20: 38 New
    +4
    Say no to Yugoslavia, and its current successor, Serbia, makes very good weapons and equipment. Yes, even if for the most part this is a weapon for the poor, but in terms of price-quality ratio very decent things are designed specifically for a real war, and not for parades and demonstrations. Here is a series of BOV armored vehicles - these vehicles look a little ridiculous, but for a local conflict, in the mountains and urban conditions, which can be better than a maneuverable high-speed, not badly armored and armed vehicle ...
  5. nezloy
    nezloy 13 August 2013 07: 15 New
    0
    This BMP can be used when selling for export or as a base for auxiliary equipment. In battle, especially in urban areas, this machine will become a target and will not last long. She will be a "guaranteed mechanized coffin." In Syria and Ichkeria, dozens of them were burned and burned. It is much more rational to convert outdated T-55 and T-62 into BMPs. And to put on them not 30-mm guns, but at least "forties".
  6. Akim
    14 August 2013 13: 20 New
    0
    Quote: nezloy
    It is much more rational to remodel the obsolete T-55 and T-62 into infantry fighting vehicles.

    In Serbia itself, there are very few T-55s (about 120 are in reserve data for 2011). And her economic situation is not very good. So they do what they can.
  7. bask
    bask 14 August 2013 13: 26 New
    +1
    Quote: Akim
    So they do what they can.

    Good Akim article.
    And they continue to create good armored vehicles: for example, armored personnel carriers ,, Lazar-2 ,,.

БМП по-югославски

БМП по-югославски


Страна с незвучным для русского слуха буквосочетанием СФРЮ (СФРЈ) тоже двигалась по пути социализма. Аббревиатура расшифровывалась так: Социалисти́ческая Федеративная Республика Югославия. Она стояла особняком от стран Варшавского договора, однако это не мешало Югославии импортировать во время «Второй Югославии» оружие из Чехословакии и Советского Союза. Но и сам Белград, после восстановления экономики начал проектировать и производить оружие, т.к. эта статья дохода составляла хорошую долю поступления валюты в страну. Бронетанковая техника, начального периода, была представлена избытками, времен 2 мировой, советскими Т-34-85, Су-85 американскими M4A3, М3 "Скаут", БТР М3 и т.д.

Политика «НЕПРИСОЕДИНЕНИЯ» позволяла Тито использовать опыт не только стран ВД, но и НАТО. Поэтому первый югославский БТР М-60 имел западные корни и был похож на американские машины.


БМП по-югославски


БТР М-60


Но к концу 60-х годов модернизированный М-60Р стал устаревать, тем более что в странах Варшавского договора был принят новый тип машин – БМП, которые стали массово поступать в армии стран организации с советских, чехословацких и польских заводов. Поэтому в мае 68-го большая группа югославских специалистов специально посетила завод в Чехословакии (город Зволен), который готовился к производству BVP-1. В целом отзывы специалистов были хорошие, однако были замечены и недостатки, которые были признаны архаичными.

Все же Югославская народная армия (ЮНА) была заинтересована в приобретении этой машины у Чехословакии. Однако потому что государство не было участником Варшавского договора, то ему было отказано. Поэтому было принято решение проектировать машину подобного класса самостоятельно.

Первые образцы машины стали проектироваться под кодовым названием М-980. Проект предусматривал плавающую машину, весом 11,2 т (который был превышен в процессе разработки), а силовой установкой двигатель FAMOS, мощностью 231 л.с.

Однако, уже в ходе реализации проекта, был установлен двигатель Рено (бывший «Савьем») мощностью 260 л.с Выбор был обусловлен тем, что он устанавливался на французской БМП AMX-10P и оказался довольно-таки надежным в отличие от местного . К тому же французская сторона поставляла двигатель с коробкой передач.

К концу 74-го года было законченно тестирование прототипа и принято решение сделать нулевую партию, в количестве 18 машин. Их хотели показать их на параде, в мае 75-го, посвященному 30-летию победы над фашизмом. Однако возникшие технические проблемы и возросшая цена позволили сделать нулевую партию только 1978-году. На вооружение он был принят в 79-году под названием БМП М-80.

Установка французского двигателя было временным решением, поскольку одним из условий было то, что двигатель должен быть отечественного производства. Выбор пал на двигатель OM 403 (320 л.с.), который находится всего в 100 кг тяжелее, чем французская модель. Установка других двигателей требовало почти 30% переделок технической документации. Модификация получила название БМП М-80А.

Была принята на вооружение в 1981 году. Но первые машины этой модификации начали поступать в войска в 1984 году.БМП были изготовлены заводом FAMOS г. Храсница, Босния Всего, до распада социалистической Югославии, было изготовлено 900 БМП и машин на ее базе.

БМП по-югославски


BVP M-80 компоновка


Во многих отношениях конструкция М-80 очень похожа на советскую БМП-1
БМП по-югославски


Визуально, можно сразу же заметить, что почти при одинаковой длине, ходовая сокращена на один каток. Подвеска торсионная в пять катков на борт. Два верхних направляющих ролика, переднее зубчатое ведущее колесо и натяжное заднее.
Верхнюю часть гусеницы защищает небольшие крылья-поплавки.

M-80A имеет цельносварной стальной корпус. Лобовой лист установлен под большим углом наклона. Имеет дополнительный слой бронелиста.
Бронезащита, обеспечивает защиту от бронебойных пуль калибра 7,62-мм с расстояния 100 метров. Некоторые источники утверждают, что передняя проекция защищает от 20-23-мм снарядов. Экипаж состоит из трех человек . Место механика-водителя находится спереди слева, командир — за его спиной, а МТО расположено справа от них.

Доступ в МТО для обслуживания и ремонта осуществляется при помощи двух люков, расположенных в верхнем лобовом и верхнем правом бронелистах. Место механика-водителя снабжено тремя перископами для наблюдения, которые могут быть заменены на приборы ночного видения для вождения в ночное время. Командир имеет вращающийся люк-башенку. Инфракрасный прожектор, установленный на передней части командирской башенки управляется с места командира.

Наводчик имеет дневной и ночной прицелы. Триплексные перископы установлены также на левой, правой и на задней части башни.
Югославские специалисты скептически отнеслись к оснащению БМП-1 73-мм пушкой «Гром». В дальнейшем просчет с выбором оружия заставит перед самой войной конструкторов предложить модернизировать БМП.

Одноместная башня размещена в центре машины и оснащена 20-мм пушкой М-55 (HS 804) и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом ПКТ Угол возвышения +75 и склонения - 5 градусов. Большой угол возвышения позволяет применять это оружие против низколетящих самолетов и вертолетов. Дальность стрельбы по наземным целям – 2000 м и высотный предел 1500 м. Боекомплект 400/2000 соответственно.Однако пушка не была стабилизирована, и прицельный огонь мог вестись только с коротких остановок.

На задней части башни находятся направляющие для 2-ух ПТУР «Малютка/Малютка-2». Еще две ракеты расположены в десантном отделении.
Десантное отделение находится в корме с двумя кормовыми дверьми и верхними люками. Шесть ботовых бойниц позволяет десанту использовать индивидуальное оружие против противника изнутри машины.

М-80 — амфибийная, перемещение по воде ( как у БМП-1) осуществляется с помощью гусениц; перед входом в воду поднимается водоотражающий щиток в носовой части корпуса и включаются водооткачивающие насосы. За счет другой формы корпуса скорость по воде несколько увеличена, но выход на берег более тяжелый.

Машина имеет противопожарное оборудование, фильтровентиляционную установку с системой радиационной, химической и бактериологической защиты и оборудование для постановки дымовых завес. Двигатель БМП обеспечивает максимальную скорость по шоссе 65 км / ч, на плаву – 7,8 км / час, запас хода при этом составляет 500 километров. М-80А имеет длину 6,5 м, ширину 2,9 м и высотой 2,2 м. Боевая масса автомобиля 13 850 кг.

БМП по-югославски


БМП по-югославски


БМП по-югославски


БМП по-югославски


Боевое применение


Современные русскоязычные источники критикуют БМП, особенно за защиту. Часть этой критики не лишена смысла, но БМП применялась в ходе всех войн на Балканах и сербские и хорватские источники не указывают на слабое бронирование. Бортовая броня держала, с заявленной дистанции, пулю от пулемета ПКМ (Zastava M84), и пулеметов с патроном 7,62х51, против чего и была рассчитана, но пробивалась пулей 7,92-мм пулемета М53 (югославская версия MG-42 ), коих в той войне оказалось множество.

Однако 20-мм пушка оказалось слабоватой. К тому же, как было сказано ранее, стрельба не могла вестись с ходу, а неподвижная машина часто превращалась в мишень.

Устаревшие ПТУР оказались бесполезны в ближнем встречном бою с минимальной дистанцией в 300 метров, к тому же наводчику было тяжело управлять ракетами первого поколения. Как результат их боевая эффективность была очень низка. Одноместная башня тоже не добавляла преимуществ. Все вышеперечисленные недостатки вполне естественны и многие из них можно отнести к нашим БМП-1(2). Машина создавалась для мотострелковых подразделений и общевойскового боя и оказалась малопригодной к партизанской гражданской войне.

БМП по-югославски


Модернизация


Перед самой войной разработали новую версию БМП, M-80A1 «Выдра». В ней устранены основные недостатки старой версии M-80: БМП получила новую чехословацкую башню. Управление оружием теперь осуществлялось с помощью СУО, в котором появился стабилизатор вооружения, позволяющий прицельно стрелять во время движения. 20-мм пушка была заменена на 30-мм Zasava M-86.

Эта пушка появилась как развитие зенитной пушки М56. Питание двухленточное. Скорострельность - 600 в/мин. Темп стрельбы: трехрежимный: 5, 10 снарядов в очереди и неограниченный темп стрельбы. Боекомплект 200 снарядов (120 ОФЗ и 80 – БТ). Несмотря на внушительный размер боеприпаса 30х220 мм его характеристики в целом соответствует по ТТХ боеприпасу 30х173.

Пушка M86 использует два типа снарядов: В настоящее время - это осколочно-фугасный зажигательный (начальная скорость 1050 м/с) и бронебойного (1150 м/ с). Максимальная дальность полета снаряда 6.900 м и эффективная дальность стрельбы: по легкобронированным целям 1.500м, по живой силе 3.500 м верхняя граница поражения воздушных целей до 2.300м. На сегодня известно, что к пушке ведется разработка БОПС с пробитием 11/10/8/5 см на различных дистанциях.

Вместо двух старых раздельных прицелов появился новый - NS-30/1, где дневной и ночные каналы были интегрированы. Эффективность огня в ночное время увеличилась в 1,6 раза. ПТУР «Малютка» получил полуавтоматическое управление с отдельным прицелом. Сам ПТУР получил две головные части: осколочно-фугасную и кумулятивную. Минимальная дальность стрельбы теперь составила 170 метров, максимальная 2800 м.

Дымовая завеса может устанавливаться не только с помощью впрыска топлива в систему , но и наличием шести 81-мм аэрозольных гранат.
В настоящий час БМП М-80, используются практически во всех армиях из бывшей ЮНА, и крупнейшим пользователем является армия Сербии. Ими оснащена 4 бригада сухопутных войск, в которой имеется 8 механизированных батальонов. Всего же, вместе с машинами, имеющимися в резерве, Сербия насчитывает 520 БМП и машин на их шасси.

На сегодня сербская армия модернизирует 220 БМП М-80А до уровня М-80А1, который получил название М-98 «Выдра». Различие с довоенной модернизацией заключается в установке французских тепловизоров, 30-мм пушки М-89 и новых ПТУР.

В июне 2013 шли переговоры с украинской стороной о совместной модернизации ПТРК на БМП и ПТРК(с). Ранее подобные переговоры шли с российскими коллегами. Подробности обоих переговоров неизвестны.

БМП по-югославски


БМП по-югославски


М-80А1


БМП по-югославски
М-98


Машины на ее базе


M80A KC — КШМ командира роты, на базе M80A (версия оснащена дополнительным устройством связи).

M80A KB — КШМ командира батальона, на базе M80A.

VK80A — КШМ командира бригады, на базе M80A. Вооружение 1 × 7,62-мм пулеметом.

M80A LT — Самоходный противотанковый ракетный комплекс. Вооружение: модернизированная 6 - ПУ ПТРК 9М14М «Малютка-2».

M80А SPAT 30/2 — 30-мм спаренная зенитная самоходная установка. Была установлена новая башня со спаренными пушками M-86. Прицельные устройства наблюдения может быть оптический J-171, или более современный цифровой с оптическим зумом на процессоре Motorola 6800, Тем не менее, в конце предпочтение отдается, 4X4 колесных BOV-3. 4 опытных образца на гусеничной базе, были показаны на параде 1985 году. На данный момент разработка прекращена. Однако проект не лишен смысла в продолжении.

M80А SPAT 40/2 - ЗСУ, оснащенная 40-мм пушками. Только проект.

Sava M-90 — Самоходный ЗРК с ЗУР «Стрела-10М».

MOS — Самоходный минный заградитель, на базе М80А.

M80A Sn — Санитарно-эвакуационная машина.

БМП по-югославски


VK80A


БМП по-югославски


БМП по-югославски


M80A LT


БМП по-югославски


БМП по-югославски


M80А SPAT 30/2


БМП по-югославски


M80А SPAT 40/2


БМП по-югославски


Sava M-90


БМП по-югославски


MOS


БМП по-югославски


M80A Sn
Автор: Akim


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4
  1. Добрый 12 августа 2013 09:17
    Почти все скопировали у СССР.
  2. зам___полит 12 августа 2013 11:36
    все бронеобьекты соц стран делались по мотивам техники СССР.
  3. Страшный прапёрщик 12 августа 2013 12:18
    Акиму большой респект и уважуха! Спасибо за подробную статью, проливающую свет на малоизвестные стороны военного строительства "братушек" (из числа коиих, увы исключаем хорватов и босняков, бо не православные и "перманентнонастроенные на эуропейские ценности", да к балканской заварухе 90-х имеющие прямое сепаратистское отношение).
    Соглашусь с Замполитом, в той части, что именно "по мотивам"... И это "по мотивам" соотносимо и применительно к ЮНА,а теперь и к сербской армии.
    В остальных странах соцлагеря, присутствовало лицензионное производство.
    Югославия возглавляла всё-таки список "неприсоединившихся государств" (помните такой термин с политзанятий?..), хотя и являлась по сути социалистической страной при руководящей роли СКЮ. Конфликт между Сталиным и Тито после окончания второй мировой, определил тренд практически самостоятельного развития СФРЮ.
    Вместе с тем, на юге, юго-востоке Европейского континента к 80-м годам ЮНА была сильнейшей армией по сравнению с армиями Италии, Греции, Болгарии, Румынии, Венгрии. О приблизительном балансе ВС можно говорить с Турцией. (Учитываем количественный состав ВС и уровень МТО).
    Импонирует то, что СФРЮ в основном полагалось на собственные силы в т.ч. и в деле военного строительства.
    Улыбнуло: "Командно возило"...
    1. Akim 12 августа 2013 15:59
      Цитата: Страшный прапёрщик
      В остальных странах соцлагеря, присутствовало лицензионное производство.

      Ну нельзя так говорить. ОТ-64, был почти ровесник нашему БТР-60, но превосходил его. "Дана" - служила образцом для подражания многих колесных САУ и так многое. Союзники тоже имели свои "мозги".
      Akim
  4. GUSAR 12 августа 2013 20:38
    Что не говори а Югославия, и нынешняя ее преемница Сербия делает очень даже неплохое оружие и технику. Да пусть в массе своей это оружие для бедных, но по соотношению цена-качество очень даже приличные вещи, рассчитанные именно для реальной войны, а не для парадов и демонстраций. Вот серия бронеавтомобилей BOV- выглядят эти машины немного смешно, но для локального конфликта, в горах и городских условиях, что может быть лучше маневренной скоростной, неплохо бронированной и вооруженной машинки...
  5. nezloy 13 августа 2013 07:15
    Эту БМП можно использовать продавая на экспорт или как базу для вспомогательной техники. В бою особенно в городской черте эта машина станет мишенью и долго не проживёт. Она будет "гарантированным механизированным гробом". В Сирии и Ичкерии их жгли и жгут десятками. Гораздо рациональнее переделать в БМП устаревшие Т-55 и Т-62. И ставить на них уже не 30-мм пушки, а как минимум "сороковки".
  6. Akim 14 августа 2013 13:20
    Цитата: nezloy
    Гораздо рациональнее переделать в БМП устаревшие Т-55 и Т-62.

    В самой Сербии очень мало Т-55 ( около 120 в резерве данные за 2011 год). Да и экономическое положении у нее не очень. Так что делают, что могут.
    Akim
  7. bask 14 августа 2013 13:26
    Цитата: Akim
    Так что делают, что могут.

    Хорошая статья Akim.
    И продолжают создовать, неплохую бронетехнику: например БТР ,,Лазар-2,,.
    bask

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня