Британский флот: деградация или расцвет?

Британский флот: деградация или расцвет?


15 июня 1953 года 200 военных кораблей, преимущественно британских, встали на якорь на внешнем рейде Портсмута, демонстрируя мощь и величие Империи, Над Которой Никогда Не Заходит Солнце.


Палубы горели начищенным блеском, построенные вдоль бортов ряды элегантных моряков громогласно приветствовали королевскую яхту. Торжественно сверкали орудийные стволы, радостно переливалась и искрилась вода в проливе Солент, а повсюду, докуда доставал взор, реял по ветру White Ensign Королевских ВМС. И над всем этим великолепием, разрывая крыльями белоснежную вату облаков, мчались 300 самолетов морской авиации.


Спитхэд – историческое название якорной стоянки в проливе Солент, между Портсмутом и островом Уайт. Здесь традиционно проходят военно-морские смотры, посвященные коронации очередного британского монарха.

Грандиозный военно-морской парад, приуроченный к восшествию на престол Елизаветы Второй, стал последним в истории британского флота. Ни высокие мачты, ни серые борта кораблей уже не могли защитить Британию от грядущей катастрофы - механизм развала империи был запущен, и теперь надменным британцам оставалось лишь ждать, когда же отделится последняя колония, и некогда великая держава окончательно превратится в «мелкобританию».

А если нет колоний – значит нет флота. Содержать сотни боевых кораблей просто так, ради пресловутого престижа, Великобритания позволить себе не могла – терзаемая экономическими проблемами, она радикально сократила военные расходы. Мощные линкоры дружно отправись на слом, лишние авианосцы и эсминцы постепенно продавались в другие страны.

К началу 1980-х годов гимн «Правь, Британия, морями!» звучал, как насмешка над британскими моряками. Флот Её Величества деградировал до совершенно скотского состояния – Фолклендская война показала, что британские корабли можно без опаски расстреливать с бреющего полета.

Хлипкие фрегаты, погибающие от невзорвавшихся ракет, устаревшее вооружение и недоавианосцы, так и не рискнувшие войти в зону боевых действий для непосредственного прикрытия эсминцев и десантных кораблей… От полного разгрома эскадру Её Величества спасла лишь традиционно высокая подготовка британских моряков и то обстоятельство, что 80% попавших в корабли бомб не взорвались.

Ни отличная выучка личного состава, ни продуманная до мелочей система логистики и боевого обеспечения не смогли восполнить отсутствие нормальной системы ПВО. Хроника Фолклендской войны описывает дикие случаи, когда экипажам британских кораблей приходилось отбиваться от реактивных самолетов ВВС Аргентины дружными залпами из … винтовок. Вывод закономерный – треть из 80 британских кораблей и судов, достигших зоны боевых действий, получили различные повреждения от аргентинской авиации. Шесть из них были потоплены.

И это – результат столкновения с какой-то далекой Аргентиной, у которой всего 5 противокорабельных ракет! А чего можно ожидать при встрече с более серьезным противником?

Мрачные донесения о гибели кораблей в южной Атлантике замедлили развал флота Её Величества – напуганные аргентинскими бомбами, британцы помчались «галопом по европам» приобретать роботизированные зенитки для самообороны своих кораблей – уже через месяц после окончания войны была заказана первая партия американских «Фаланксов». Начались срочные работы по повышению живучести; синтетическая отделка помещений заменялась негорючими материалами. Новые модификации эсминцев «Тип 42» - с установленными «Фаланксами» и увеличенным зенитным боекомплектом уже более-менее соответствовали принятым мировым стандартам в своем классе. Продолжалось серийное строительство многоцелевых АПЛ типа «Трафальгар», достраивался легкий авианосец «Арк Ройал» - третий по счету корабль типа «Инвинсибл»…

И все же, сквозь всю британскую чопорность явственно проступала слабость и малочисленность флота Её Величества. Вся надводная компонента представляла собой реплики настоящих боевых кораблей – и, как бы ни старались британские конструкторы, построить полноценный современный эсминец в корпусе корабля водоизмещением менее 5 тысяч тонн оказалось невозможно. Фрегат-переросток «Тип 42» так и остался «гадким утенком» на фоне своих американских, японских или советских сверстников.

Возрождение

К середине 1990-х годов началась новая эпоха в истории британского флота. «Нас мало, но мы в тельняшках» - эта фраза лучше всего описывает современные Королевские ВМС.
Британцы, как и прежде, не способны строить корабли крупными сериями (собственно, этого и не требует внешнеполитическая обстановка). Но, что касается качества военно-морской техники – бритты создают по-настоящему уникальное оружие, зачастую, превосходящее все мировые аналоги в своем классе.


Супер-эсминцы ПВО типа «Дэринг», многоцелевые атомные подлодки «Эстьют», авианосцы типа «Куин Элизабет»… все это сопровождается отличной подготовкой личного состава (служат только профессионалы) и детально проработанной схемой применения флота: что, где, когда, для чего.

Количество надводных боевых единиц в составе Королевских ВМС, на первый взгляд, может вызвать усмешку: всего 4 универсальных десантных корабля, а также 18 эсминцев и фрегатов по состоянию на 2013 год (еще один эсминец HMS Duncan сейчас проходит ходовые испытания, его вступление в строй запланировано на 2014 год).
Странные символы перед именем каждого британского военного корабля (HMS) - не что иное, как аббревиатура от Her Majesty's Ship (Корабль Её Величества).

Большинство из британских надводных кораблей относятся к фрегатам «Тип 23», также известные как тип «Дюк». В строю 13 единиц, все построены в период с 1987 по 2002 год.

С технической стороны – обычные, ничем не примечательные корабли водоизмещением порядка 5000 тонн, рассчитанные на выполнение эскортных, патрульных и вспомогательных задач по всему Земному шару.
Комбинированная дизель-электреческая-газотурбинная силовая установка (по типу CODLAG) позволяет двигаться со скоростью до 28 узлов (сообщается, что облегченный HMS Sutherland развил 34 уз. во время испытаний в 2008 году). Дальность плавания 7500 миль (14 000 км) на экономической скорости 15 уз. – вполне достаточно, чтобы дважды пересечь Атлантику.

Экипаж – 185…205 человек, в зависимости от поставленных задач.

Вооружение - стандартное для стран НАТО, с учетом некоторых британских традиций:
- 8 ПКР «Гарпун»;
- морской ЗРК «Си Вулф» (32 УВП в носовой части фрегата);
- британская 4,5-дюймовая универсальная пушка (калибр 114 мм);
- пара автоматизированных артиллерийских установок «Эрликон» DS-30M;
- малогабаритные противолодочные торпеды;
- кормовая вертолетная площадка, ангар.


Фрегат HMS Northumberland

Крепкий многоцелевой корабль для конфликтов низкой интенсивности. Главный недостаток фрегата «Тип 23» – его ЗРК «Си Вулф». Несмотря на свой грозный облик и 32 готовые к пуску ракеты, характеристики этого комплекса соответствуют скорее переносному ЗРК «Стингер», чем полноценному корабельному ЗРК. Максимальная дальность стрельбы – 10 км, можно считать, что британский фрегат «Тип 23» совершенно не защищен от атак с воздуха.

Однако, в реальности, напасть с воздуха на «Тип 23» было бы весьма проблематично. Ведь рядом всегда ходит «старший брат» - неподражаемый эсминец ПВО типа «Дэринг» (он же - «Тип 45» или тип «D»).

«Дэринг»… Всего, с 2003 года, флот Её Величества пополнился шестью кораблями этого типа. Самые современные в мире эсминцы, в чью конструкцию внедрены наиболее совершенные технологии в области существующих морских систем ПВО.



Два радара с активной ФАР: сантиметровый – для обнаружения низколетящих целей на фоне воды, и дециметровый – контроль воздушного пространства на дальности до 400 км.
Фантастический зенитный комплекс PAAMS, способный сшибать крылатые ракеты, мчащиеся на высоте 5 метров на скорости 2,5 Маха. Боекомплект комплекса – 48 ЗУР семейства «Астер» с активной головкой самонаведения (еще один сюрприз!). Дальность стрельбы «Астерами» - 120 км.
Подробнее об этом морском чуде можно прочесть здесь: http://topwar.ru/31074-drakony-na-sluzhbe-ee-velichestva.html

Наиболее крупным кораблем Британского флота на сегодняшний день является HMS Illustrious – единственный сохранившийся легкий авианосец типа «Инвинсибл».

В настоящий момент, в связи со снятием с вооружения СВВП «Си Харриер», корабль не используется по своему прямому назначению и классифицируется, как десантный вертолетоносец. Ожидается, что старый корабль, спущенный на воду в далеком 1978 году, покинет состав Королевских ВМС уже на следующий год.

Также, в составе британского флота имеются еще несколько крупных надводных единиц – два вертолетоносца-дока типа «Альбион» и десантный вертолетоносец типа «Оушен». Все три корабля построены в период с 1994 по 2004 год.

Корабль Её Величества «Оушен» представляет собой аналог «Мистраля» - универсальный десантный корабль схожих размеров, со сплошной полетной палубой, но без кормовой док-камеры (десантные катера спускаются на воду при помощи шлюп-балок). Авиагруппа – до 18 вертолетов: многоцелевые «Линкс», «Мерлин» и «Си Кинг»; тяжелые военно-транспортные «Чинук»; ударные вертолеты «Апач». Внутренние помещения корабля рассчитаны на размещение 830 морских пехотинцев.


HMS Ocean

Десантные корабли типа «Альбион», в отличие от «Оушена» лишены сплошной полетной палубы и вертолетного ангара, но имеют заполняемую водой док-камеру, рассчитанную на 8 самоходных барж (4 танкодесантных и 4 легких). Дополнительные десантные средства могут спускаться на воду с помощью шлюп-балок. Десантный корабль может перевезти за один рейс 400 десантников (кратковременно – до 700), кормовая вертолетная площадка длиной 64 метра позволяет проводить одновременные взлетно-посадочные операции двух транспортных вертолетов «Мерлин».

Когда ситуация выходит за рамки колониальных разборок с папуасами и дело начинает принимать действительно серьезный оборот, наступает очередь атомного подводного флота. Скользкие черные рыбины не умеют «демонстрировать флаг» и портят вид на любом параде (фу! какие уроды!). Единственное, что умеют эти машины – перерезать морские коммуникации, потопив каждого, кто встретится им на пути, или «накрыть» цели в глубине территории противника залпом крылатых ракет. А затем, недовольно ворча холодильными машинами и насосами контуров реактора, темной тенью пересечь океан в подводном положении, чтобы вновь заснуть у причала в Девенпорте (британская база подводного флота).

Всего у бриттов на сегодняшний день 7 многоцелевых АПЛ – пять пожилых «Трафальгаров» постройки 1980-х годов и две новейшие субмарины типа «Эстьют».

«Трафальгар» представляет собой скромную лодку надводным водоизмещением 4800 тонн (подводное – 5300 тонн). Скорость в подводном положении – 32 узла. Экипаж – 130 человек. Вооружение – 5 торпедных аппаратов, боекомплект – до 30 управляемых торпед Spearfish («рыба-меч») с дальностью стрельбы до 30 миль (при стрельбе на более короткие дистанции скорость торпеды может достигать 80 узлов ≈ 150 км/ч).
С 1998 года подлодки типа «Трафальгар» получили возможность нести вместо части торпед тактические КРБМ «Томагавк».

Гораздо интереснее история с атомоходами типа «Эстьют» – HMS Astute и HMS Ambush уже в строю, следующие четыре лодки находятся на различных этапах строительства (к примеру, HMS Agamemnon была заложена две недели назад, в июле 2013 года). Седьмая «Эстьют» - HMS Ajaks планируется к закладке в ближайшие годы.


HMS Ambush

«Эстьют» - самый современный в мире проект многоцелевой АПЛ с немалыми боевыми возможностями. Пресную воду и кислород «Эстьют» добывает прямо из забортной воды, а единственная причина, чтобы раз в три месяца показаться на поверхности - смена экипажа и пополнение запасов продовольствия. В конструкции лодки внедрено множество инновационных решений, она невидима и неслышима для противника, вместо привычного перископа – многофункциональная мачта в видеокамерами, тепловизорами и лазерным дальномером. Британцы с гордостью сообщают, что «Эстьют», даже не выходя из базы, способна проследить за движением лайнера «Куин Элизабет II» на всем маршруте от Лондона до Нью-Йорка.

Главные аргументы супер-лодки – 6 ТА калибра 533 мм и боекомплект из 38 торпед, мин и крылатых ракет «Томагавк» (в настоящий момент британский флот принял на вооружение Tomahawk Block IV - самую совершенную модификацию «Топора» с возможностью перепрограммирования в полете и атаки движущихся целей).

Есть у британцев и более жуткие «игрушки» – четыре атомохода типа «Вэнгард», носители баллистических ракет подводного базирования «Трайдент-2» - по 16 штук в чреве каждой «рыбины». Здесь все просто – бац! бац! и конец жизни на Земле.

Что касается менее разрушительных средств, то, помимо всего вышеперечисленного, у британских моряков имеется 15 минно-тральных кораблей, учебный эсминец «Бристоль» и два десятка патрульных кораблей, в том числе ледокол HMS Protecor.


HMS Protector у берегов Антарктиды

Есть у Её Величества и свой маленький секрет – Royal Fleet Auxiliary (RFA). Вспомогательный флот из 19 контейнеровозов, танкеров, кораблей комплексного снабжения, универсальных десантный кораблей и плавмастерской RFA Diligence, водоизмещением 10 850 тонн.

RFA – это только начало. В кризисных ситуациях Министерство обороны начинает реквизировать суда у частных владельцев. В ход идут любые средства, к примеру, во время Фолклендской войны у компании «Кунард Лайн» был реквизирован роскошный лайнер «Куин Элизабет» - в качестве госпиталя.

RFA – важнейший элемент флота, позволяющий кораблям Её Величества оперативно перемещаться в любой район планеты и перевозить вместе с собой экспедиционные войска. Без этих кораблей британцы не смогли бы воевать на чужих берегах и грустили бы под пасмурным небом Туманного Альбиона.

Эпилог

В настоящее время британский флот силен как никогда за все последние 50 лет. Королевские ВМС представляют собой грамотно сбалансированный и хорошо обученный инструмент для решения любых насущных задач – от международных операций в рамках НАТО до ведения боевых действий собственными силами.

В перспективе флот Её Величества ожидают некоторые изменения – уже к концу этого десятилетия должна завершиться эпопея с постройкой двух авианосцев типа «Куин Элизабет». Судьба этих кораблей переписывалась уже не раз – например, в 2010 году предполагалось, что через три года после постройки головной авианосец будет законсервирован и продан другой стране (среди возможных покупателей назывались Южная Корея и Тайвань). Сейчас планы вновь изменились – оба авианесущих корабля, возможно, останутся в рядах Королевских ВМС, но будут перестроены под трамплинный взлет; установка катапульт признана излишне расточительной. Что будет дальше – покажет время, головной авианосец «Куин Элизабет» должен вступить в строй уже в 2016 году.

Также, в 2020-х годах британцы планируют начать замену фрегатов «Тип 23» на новые «Тип 26». Проект получил название Global Combat Ship («глобальный боевой корабль»)… вот такой тонкий британский юмор.


Универсальный десантный корабль-док HMS Albion, Санкт-Петребург, 28.05.2007



Автоматическая зенитка "Голкипер" на борту HMS Albion. Британцы учли уроки Фолклендов





Десантный корабль-док RFA Mounts Bay



Строительство авианосца HMS Queen Elizabeth



Флотский заправщик RFA Wave Ruler



Стратегический подводный ракетоносец типа "Вэнгард"
Автор:
Олег Капцов
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

144 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти