Взгляд из прошлого на перспективные танки: альтернативные компоновки боевых машин

Современное танкостроение имеет одну интересную особенность. Все или почти все аспекты облика перспективного танка либо являются развитием старых тенденций, либо были придуманы достаточно давно, но только сейчас дошли до стадии воплощения на практике. Кроме того, нельзя забывать и то, что некоторые технические решения, считающиеся перспективными, достаточно давно прорабатывались в различных экспериментальных проектах. Хорошим примером описанной тенденции можно признать разговоры последнего времени о повышении уровня защиты экипажа танка путем перенесения его рабочих мест внутрь корпуса, ниже погона башни. Подобные боевые машины пока не состоят на вооружении какой-либо армии мира, из-за чего, среди прочего, считаются техникой будущего. Однако подобная компоновка танка не только не является новинкой, но и достаточно давно была изучена и рассмотрена, как минимум, на уровне теоретических изысканий.

Так, еще в седьмом номере журнала «Вестник бронетанковой техники» за 1991 год вышла статья А. Ягодкина «Анализ компоновок танка с вынесенным вооружением», в которой рассматривались несколько вариантов бронемашин с различной компоновкой агрегатов и объемов внутри корпуса. До недавнего времени этот любопытный материал-исследование был доступен лишь узкому кругу специалистов, но недавно известный эксперт в области бронетехники А. Тарасенко опубликовал некоторые его фрагменты.


Как видно из имеющихся схем, предложенных А. Ягодкиным, основной целью создания всех рассмотренных компоновок стало повышение уровня защиты экипажа и всей машины в целом. Для этого предлагалось разместить рабочие места всех танкистов внутри корпуса, благодаря чему можно было усилить бронирование обитаемых отсеков. Эта особенность компоновок повлекла за собой использование нескольких других идей, не характерных для современного танкостроения. Прежде всего, необходимо отметить размещение орудия. Ввиду отсутствия «классического» боевого отделения, все предложенные схемы танков имеют пушку, вынесенную на крышу корпуса и закрепленную на специальных устройствах. Подобное разделение экипажа и орудия, в свою очередь, потребовало рассмотреть несколько вариантов автомата заряжания, поскольку экипаж не сможет самостоятельно готовить орудие к выстрелу. Также все рассмотренные компоновки, для большей безопасности, подразумевают расположение боекомплекта внутри бронекорпуса, а не в башне.

Танки с размещением экипажа в общем отсеке

Рассмотрим предложенные компоновки танка за авторством А. Ягодкина, изображенные на рисунке 1. Как отмечается на подписи к ним, общей особенностью этих четырех компоновок является размещение всего экипажа из трех человек в едином объеме в средней части бронекорпуса.

Взгляд из прошлого на перспективные танки: альтернативные компоновки боевых машин


В варианте «а» мы видим боевую машину, обитаемый объем которой заметно сдвинут назад. Моторно-трансмиссионное отделение традиционно находится в кормовой части. Лоб такого танка может иметь достаточно толстую и эффективную бронезащиту. Непосредственно за лобовой броней имеется сравнительно небольшой объем, который можно отдать, к примеру, под топливный бак. Сразу за ним предусмотрен отсек для боекомплекта. Нетрудно заметить, что такое размещение укладки боеприпасов требует специальных устройств для подачи снарядов и гильз к казенной части орудия. Для решения этой проблемы автор статьи «Анализ компоновок танка с вынесенным вооружением» предложил разместить в нижней части поворотной орудийной башни «мобильный кольцевой конвейер». Таким образом, автоматика танка передает выстрелы из укладки на конвейер, откуда они подаются в механизмы досылания.

Самым заметным недостатком такого решения проблемы безопасности танкистов является необходимость создания достаточно сложной системы подачи боеприпасов к орудию. Стоит заметить, этим «грешат» и другие предложенные компоновки, но в данном случае проблема усугубляется специфическим взаимным расположением отсека для снарядов и пушки. Необходимо выполнить конструкцию кольцевого конвейера таким образом, чтобы подача снарядов из укладки и снятие для досылания в орудие могли производиться при любом положении башни. Еще одним недостатком компоновки «а», равно как и других компоновок на рисунке 1, является необходимость создания некой новой прицельной системы. Т.к. наводчик больше не находится возле пушки и не перемещается вместе с ней, его прицельные приспособления должны иметь новую архитектуру. К примеру, возможно использование телевизионных систем. Примерно то же самое касается командира и его наблюдательных приборов. Для наблюдения за окружающей обстановкой он также нуждается в неких новых приборах, в том числе и на основе телевизионных камер и мониторов.

Вариант «б», показанный на рис. 1, менее сложен в сравнении с предыдущим. В этой компоновке передняя часть бронекорпуса полностью отдана под топливные баки, а сразу за ними расположен обитаемый объем. Позади бронированной капсулы экипажа размещаются боекомплект и моторно-трансмиссионное отделение. На первый взгляд, такая компоновка является самой удобной. Однако она имеет один большой недостаток, который не позволяет ей стать основой для настоящей бронемашины. Не считая сложностей с прицельными и наблюдательными приборами, компоновка «б» имеет большие проблемы со скорострельностью. Из-за отсутствия мобильного конвейера или т.п. устройств такой танк после каждого выстрела будет вынужден возвращать орудие в продольное корпусу положение для перезарядки. Это пагубно скажется как на скорострельности, так и на остальных не менее важных характеристиках боевой машины. К примеру, выполненный по такой схеме танк между выстрелами не сможет сохранять даже примерную наводку в горизонтальной плоскости.

Единственным преимуществом этой компоновки является относительная простота проектирования и изготовления. Вся сложная механика автомата заряжания такого танка располагается в непосредственной близости от укладки боекомплекта, что позволяет заметно упростить ее. Но этот плюс все же не может полностью компенсировать все имеющиеся минусы. Выигрыш в стоимости и сложности изготовления нескольких десятков деталей в случае войны может обернуться большими потерями бронетехники, а это слишком большая плата за выигрыш произодственного характера.

Своеобразной попыткой избавиться от недостатков варианта «б» является компоновка «в», основанная на нем. Внутренние объемы такого танка, предложенного А. Ягодкиным, распределяются так же, как и в предыдущем варианте, но имеют некоторые небольшие отличия. Так, в автоматику заряжания введен т.н. мобильный контейнер за орудием. Перед стрельбой в этот контейнер предполагается загружать несколько снарядов из укладки в кормовой части корпуса. После этого в течение некоторого количества выстрелов башня с орудием может поворачиваться на любой угол в горизонтальной плоскости без необходимости постоянного возвращения в исходное положение. В то же время, башню придется поворачивать в исходное положение после израсходования запаса снарядов в контейнере за орудием. Это также способно в некоторой мере ухудшить боевые качества танка, но не настолько, как при компоновке «б».

В этой компоновке сохраняется проблема со сложными прицелами и наблюдательными приборами, а также присутствует один спорный момент. Фактически получается, что во время боя некоторое количество снарядов постоянно будет находиться над уровнем крыши бронекорпуса. В таком контексте можно вспомнить многочисленные обсуждения целесообразности размещения боекомплекта на большинстве современных зарубежных танков. Эти боевые машины перевозят снаряды в кормовой нише башни, что порой вызывает определенные вопросы и сомнения. Таким образом, компоновка «в» с рисунка 1 имеет неоднозначные перспективы с точки зрения защиты боекомплекта, готового к подаче в орудие.

Пожалуй, самым оригинальным вариантом танка с единой капсулой экипажа, предложенным А. Ягодкиным, является изображенный на схеме «г». В таком танке системы заряжания пушки в некоторой мере напоминают мобильный контейнер за орудием из варианта «в», но работают иначе. В этом случае вне укладки внутри корпуса единовременно находится лишь один снаряд. Из отсека для боекомплекта выстрел подается на т.н. лоток с кареткой, который доставляет его к казенной части орудия. Благодаря применению таких систем, снижается риск повреждения системы подачи боеприпасов, прикрытой менее мощной броней в сравнении с корпусом. Кроме того, при правильном подходе к конструированию «лотка с кареткой» обеспечивается достаточно высокая скорострельность вне зависимости от угла горизонтальной наводки.

Однако система с лотком и кареткой имеет несколько недостатков. Во-первых, она сложна в техническом отношении. Необходимо одновременно обеспечить быстрое и точное перемещение лотка на нужную позицию, защиту от пуль и осколков, а также сделать все агрегаты системы достаточно прочными, чтобы они выдерживали мощную отдачу орудия, находясь в любом положении относительно его. И все же сложность изготовления компенсируется достаточно высокими боевыми качествами в сравнении с другими компоновками, в которых экипаж располагается в одном объеме под поворотной орудийной башней.

Танки с выделенным отделением управления

Следующие несколько предполагаемых компоновок перспективного танка подразумевают иное размещение экипажа, отчасти напоминающее используемое в настоящее время. На иллюстрации 3 к статье «Анализ компоновок танка с вынесенным вооружением» изображены три варианта компоновки боевой машины, в которых механик-водитель размещается в передней части корпуса, а командир и наводчик – в средней. При этом вокруг своей оси вращается только башня с орудием, а рабочие места экипажа, расположенные под ней, остаются неподвижными.



Вариант «а» такой компоновки в некоторых нюансах похож на один из уже рассматривавшихся. В передней части корпуса размещены топливный бак (справа) и забронированный отсек для механика-водителя (у левого борта). За ними располагается боевое отделение, соединенное с объемом водителя. За задней стенкой обитаемого объема размещается укладка боезапаса и моторно-трансмиссионное отделение. Для подачи снарядов из укладки к пушке снова предлагается использовать кольцевой конвейер. Такая система позволит заряжать орудие при любом его положении. Прицеливание и наблюдение за окружающим пространством, как и в других вариантах, предлагается вести при помощи телевизионных систем.

Использование мобильного кольцевого конвейера в танке с такой компоновкой приведет к повторению проблем другой схемы, описанной выше. Главной загвоздкой в таком случае станет обеспечение работоспособности конвейера и системы подъема боеприпасов с конвейера на линию досылания. В то же время, работоспособный конвейер и связанные с ним системы обеспечат довольно высокую скорострельность.

Вариант «б» с рис. 3 имеет другую компоновку внутренних объемов, а также использует иную систему подачи боеприпасов из укладки к орудию. Забронированное отделение управления с рабочим местом механика-водителя в таком танке располагается на продольной оси, между двумя раздельными топливными баками. Ввиду использования иной системы подъема снарядов к пушке изменена компоновка боевого отделения, в котором располагаются наводчик и командир. При заряжании снаряд из нижней части отсека для боекомплекта подается вперед, внутрь обитаемого объема. Дальше по специальной шахте он поднимается наверх и передается автоматике досылания.

Такая компоновка танка и способ подачи боеприпасов к пушке выглядит интересно, но тоже не лишена недостатков. Самый заметных из них – большая высота боевой машины в сравнении с танками иных схем. Из-за размещения части агрегатов системы заряжания под полом боевого отделения и рабочими местами командира и наводчика увеличивается высота корпуса, а также возникает необходимость в использовании поворотной башни достаточно сложной формы. Кроме того, подобное расположение рабочих мест танкистов при определенных обстоятельствах может противоречить самой идее убрать людей как можно глубже в корпус.

Третий вариант компоновки танка (схема «в»), запечатленный на рис. 3, подразумевает отказ от выделенного объема для боеприпасов. В этой схеме рабочие места экипажа расположены так же, как и в предыдущей, но разделены боекомплектом. Снаряды в укладке карусельного типа располагаются вокруг командира и наводчика, в одной бронированной капсуле с ними. Перед выстрелом механизмы укладки подставляют снаряд нужного типа под автоматику заряжания, после чего он подается к пушке. Наиболее интересной чертой такой компоновки является возможность обеспечения максимального уровня защиты боевого отделения, в котором находятся и экипаж и боеприпасы. Это значит, что при том же весе, что и в иных случаях, экипаж и снаряды такого танка будут защищены гораздо лучше.

Главным минусом предложения «в», в свою очередь, является близость экипажа и боеприпасов. В качестве примера можно привести расположение ячеек автомата заряжания на российских танках нескольких последних моделей, которое давно стало объектом критики, поскольку детонация боекомплекта гарантированно приводит к гибели танкистов и уничтожению боевой машины. Вероятно, использование вышибных панелей и каких-либо перегородок способно увеличить шансы экипажа на выживание, но, несмотря на эти меры, варианты с боекомплектом в отдельной бронированном отсеке выглядят куда более удобными и безопасными для экипажа.

Танки с одноместным боевым отделением

Наконец, в статье «Анализ компоновок танка с вынесенным вооружением» рассмотрены три варианта размещения агрегатов и рабочих мест экипажа, в которых танкисты разделены иным образом: в передней части корпуса располагаются командир и механик-водитель, а под вращающейся башней и орудием оставлен лишь наводчик. Эти схемы приведены на рис. 4.



Первый вариант такой компоновки (схема «а») интересен, в первую очередь, расположением боекомплекта. Большая часть корпуса отдана под единый обитаемый объем, в котором размещаются все три танкиста. За ними – топливный бак и моторно-трансмиссионное отделение. Снаряды в таком случае помещаются в конусообразном бронированном отсеке непосредственно под крышей боевого отделения. Как понятно из схемы, эта веерообразная укладка поворачивается вместе с башней и пушкой, что обеспечивает заряжание при любых углах горизонтальной наводки. Также преимуществом такой компоновки является возможность сделать рабочее место наводчика поворачивающимся вместе с башней и пушкой, что упростит состав прицельного комплекса.

Несмотря на оригинальный внешний вид, веерообразная укладка боеприпасов имеет целый набор недостатков. Из-за ее применения заметно увеличивается общая высота танка. Кроме того, подобный способ перевозки снарядов ограничивает боекомплект машины, а также лишает экипаж возможности быстро и без особых усилий пополнить автомат заряжания снарядами из дополнительной укладки. Наконец, в последние годы активно развиваются противотанковые средства, поражающие боевую машину в крышу корпуса и башни. Таким образом, под ударом оказывается сразу весь боекомплект, а это может иметь самые страшные последствия как для самого танка, так и для его экипажа.

Вариант «б» с раздельным расположением экипажа подразумевает создание танка с двумя раздельными бронированными обитаемыми объемами. Первый из них, с рабочими местами командира и механика-водителя, располагается в передней части корпуса, сразу за топливным баком. Второй – в средней части, ближе к корме. В этом объеме находится место наводчика. Главная особенности варианта «б» с рис. 4 заключается в расположении боеприпасов. В танке этой схемы снаряды располагаются в механизированной укладке вертикально, а сам объем для боекомплекта окружает бронекапсулу наводчика. При использовании поворачиваемого вместе с башней боевого отделения такая компоновка облегчает прицеливание, а также делает более простой подачу снарядов к пушке. Кроме того, появляется возможность дополнительно защитить экипаж от детонирующих боеприпасов.

Однако и в этом случае близость человека и снарядов вызывает соответствующие вопросы, касающиеся безопасности и живучести. В то же время, нельзя не отметить, что расположение экипажа в двух бронированных отсеках повышает шансы отделаться лишь травмами. Но все же при поражении боекомплекта танк будет серьезно поврежден или вовсе уничтожен.

Вариант компоновки «в» представляет собой дальнейшее развитие предыдущей идеи. Такой танк также имеет механизированную укладку с вертикальным расположением боеприпасов, однако она расположена иначе. Капсула наводчика и укладка находятся под поворотной башней, но по разные стороны от продольной оси машины. Таким образом, наводчик находится в бронированном полуцилиндре у левого борта (так показано на схеме, но на практике возможно и другое размещение), а снаряды – сбоку от него. В сравнении с компоновкой «б» с рис. 4 этот вариант выглядит удобнее по причине возможного увеличения уровня защиты наводчика. Для этого достаточно усилить броневой лист, отделяющий его от механизированной укладки.

Использование ассиметричной компоновки средней части бронекорпуса может иметь одно специфическое последствие – различную живучесть в зависимости от ракурса атаки. Иными словами, изображенный на схеме Ягодкина танк при попадании снаряда или ракеты в левый борт, как максимум, останется без наводчика. Аналогичная атака справа может обернуться детонацией боекомплекта с куда более серьезными для бронемашины последствиями.

Заключение

Как видим, все десять вариантов компоновки танка с расположением экипажа внутри бронекорпуса и вынесенным на крышу орудием, приведенные в статье А. Ягодкина «Анализ компоновок танка с вынесенным вооружением», имеют как преимущества, так и недостатки. При этом они имеют несколько общих черт, которые можно считать полезными. В первую очередь, это отсутствие необходимости в массивной и хорошо защищенной башне для экипажа, орудия, прицелов и т.п. оборудования. Благодаря этому можно поместить казенную часть пушки в сравнительно небольшой бронированный агрегат, имеющий достаточные или даже более высокие в сравнении с традиционными башнями показатели защиты. Таким образом, появляется возможность заметно сэкономить в массе готового танка. Этой экономией можно воспользоваться для усиления бронирования корпуса, в том числе для создания бронированной капсулы или капсул экипажа.

Кроме того, преимущество в весе можно использовать для увеличения подвижности, устанавливая имеющиеся двигатели, или же сразу добиться роста и уровня защиты, и подвижности боевой машины. Таким образом, имея определенные недостатки, любая из предложенных А. Ягодкиным компоновок – естественно, при правильном воплощении – способна заметно поднять потенциал танковых войск. Однако на практике подобные «нестандартные» танки не получают широкого распространения. В первую очередь, причиной этого являются сложности технического характера. Каждая из рассмотренных выше компоновок подразумевает создание достаточно сложного автомата заряжания. Также не стоит забывать о том, что новые перспективные танки в течение некоторого времени будут служить вместе со старыми, а это затруднит снабжение и обслуживание.

Таким образом, даже спустя два десятилетия после публикации статьи «Анализ компоновок танка с вынесенным вооружением» описанные в ней схемы перспективных танков остаются на бумаге. Использование таких идей действительно могло бы положительно сказаться на состоянии всей танковой промышленности и соответствующего рода войск, однако они остаются невостребованными. С другой стороны, у конструкторов-танкостроителей есть дополнительно время на изучение плюсов и минусов той или иной компоновки, на определение ее перспектив, а также на создание новых идей. Так или иначе, все представленные выше компоновки танка имеют одну общую положительную черту: анализируя их, можно сделать выводы о пригодности к применению того или иного технического решения и использовать в перспективных проектах только те идеи, которые способны привести к ожидаемым результатам.


По материалам сайтов:
http://andrei-bt.livejournal.com/
http://btvt.narod.ru/
http://armor.kiev.ua/
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

50 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти