На помощь летчикам. Боевые машины авиационных наводчиков

В семидесятых и восьмидесятых годах прошлого века арсенал советской военной авиации пополнился двумя высокоточными ракетами с лазерным наведением: Х-25 и Х-29Л. Эти боеприпасы позволяли поражать цель на дальностях до 7 и 10 километров соответственно. Полуактивные лазерные головки самонаведения, в свою очередь, обеспечивали достаточно высокую точность. Так, круговое вероятное отклонение более старой ракеты Х-25 не превышало 10 метров, а для Х-29Л этот показатель составлял 4-5 метров. При такой точности мощность боевых частей с 80 (Х-25) и 116 (Х-29Л) килограммами взрывчатого вещества была достаточна для уничтожения широкого спектра целей. По ряду причин новые ракеты до определенного времени использовались не слишком активно. К примеру, в Афганистане первые пуски этих боеприпасов произошли лишь в середине восьмидесятых. Первой авиачастью, освоившей боевое применение управляемых ракет с лазерным наведением, стал 378-й отдельный штурмовой авиаполк (ошап).

На помощь летчикам. Боевые машины авиационных наводчиков
Ракета Х-29Л


Несмотря на все преимущества управляемых ракет, их применение штурмовиками Су-25 имело несколько характерных особенностей, затруднявших боевую работу. Лётчику самолета нужно было самостоятельно обнаружить цель, пометить ее при помощи лазерной станции подсветки и дальнометрирования «Клен-ПС», а затем, удерживая лазерный луч на цели, произвести пуск ракеты. Кроме того, приходилось пилотировать самолет и в боевой обстановке пуск ракет становился очень сложной задачей. Больше того, при определенных обстоятельствах летчик-штурмовик вообще не мог самостоятельно найти небольшую замаскированную цель и атаковать ее. По этой причине, к примеру, результаты первого применения управляемых ракет в апреле 1986 года под Хостом, хотя и были признаны удовлетворительными, остались неоднозначными. Маневрирование в горах, сопряженное с поиском и атакой целей, было очень сложной задачей даже для опытных летчиков.


Детища войсковых мастерских

В течение нескольких месяцев летчики и техники 378-го ошап искали способ избавиться от имеющихся сложностей и обеспечить должное удобство применения ракет с лазерным наведением. Решение оказалось простым и оригинальным. Уже в первых месяцах следующего 1987 года технический состав полка совместно с несколькими специалистами, вызванными из Советского Союза, особым образом модифицировал новейший серийный бронетранспортер БТР-80. Суть идеи и переделки бронемашины заключалась в том, что с летчика-штурмовика снимались обязанности по поиску цели и ее подсветки лазерным лучом. Эти задачи теперь должен был выполнять экипаж доработанного бронетранспортера. После переоборудования БТР-80 получил новое обозначение БОМАН («Боевая машина авиационного наводчика»).

На помощь летчикам. Боевые машины авиационных наводчиков
Одна из БОМАН, собранных в 378-м ошап. Исходя из ее вида, можно предположить, что это самый первый экземпляр подобной машины


При переделке на крыше машины (за башней, между верхними люками корпуса) установили несложную тумбу с механизмами крепления и наведения. На последних смонтировали лазерную станцию «Клен-ПС», снятую со списанного штурмовика Су-25. Для наведения лазерного луча использовали прицел, позаимствованный у крупнокалиберного пулемета НСВ «Утес». Внутри корпуса бывшего бронетранспортера оборудовали рабочее место оператора систем, среди прочего оснащенное дополнительной радиостанцией для связи со штурмовиками. Все новые электронные системы подключили к общим электросетям бронемашины.

Новую машину «кустарного» изготовления предполагалось использовать следующим образом. Пока штурмовик Су-25, вооруженный ракетами Х-25 или Х-29Л, идет к цели, БОМАН выходит на позицию с прямой видимостью цели. Далее оператор-наводчик ищет цель и наводит на нее станцию «Клен-ПС». Когда штурмовик приблизился к атакуемому объекту на достаточное расстояние и готов атаковать, он сообщает об этом оператору машины БОМАН. Тот включает лазер и удерживает луч на цели. Летчику остается ждать, когда ракета захватит подсвеченную цель и произвести пуск. В идеальных условиях при таком способе атаки самолет или машина наводчика могли находиться на большом расстоянии от цели, не подвергая себя риску быть атакованными в ответ. Однако, как утверждают некоторые источники, в реальной боевой обстановке машины БОМАН нередко подходили к цели на минимально возможное расстояние, благодаря чему отраженный свет лазера был сильнее и ракета увереннее захватывала цель. Кроме того, поражению вражеского объекта способствовал тот факт, что во время целеуказания машина наводчика твердо стояла на позиции. Благодаря этому удержание лазерной метки на одном месте не составляло большого труда.

В 1987 году, в соответствии с приказом командующего ВВС 40-й армии генерал-майора Д. Романюка, прошли испытания БОМАН в условиях реальной войсковой операции. Штурмовики Су-25 под управлением подполковника Н. Дикого (378-й ошап) и подполковника М. Пудовкина (летчик-инспектор 40-й армии) в общей сложности произвели 75 полетов с пуском управляемых ракет. Испытательные полеты с целеуказанием с земли проводились с целью авиационной поддержки войск во время операции в районе Алихейль, недалеко от границы с Пакистаном. Всего же во время войны в Афганистане советские летчики израсходовали около 140 управляемых ракет нескольких типов.

Эффект от переработки новейшего бронетранспортера полностью оправдал все затраты. Штурмовики, действуя совместно с боевой машиной авиационного наводчика, гарантированно поражали цели, в том числе и достаточно сложные для уничтожения иным вооружением. К примеру, при правильной и не слишком сложной организации совместной работы летчиков и наводчика удавалось попасть ракетой точно во вход пещеры. Если в таком естественном укрытии располагался импровизированный склад боеприпасов, эффект был потрясающим.

Вероятно, желание наводчика подобраться поближе к цели косвенно послужило причиной для создания новой БОМАН. Дело в том, что противник довольно быстро понял, что появление бронетранспортера с некой аппаратурой на крыше является предвестником скорой атаки штурмовиков. Дабы не подвергать электронику станции «Клен-ПС» риску и не демаскировать машину, уже в 1987 году начались работы по строительству второго варианта БОМАН. Согласно различным источникам, на этот раз основой для боевой машины авиационного наводчика стал бронетранспортер БТР-70, однако встречается и информация об использовании все того же БТР-80. Вне зависимости от конкретной модели базовой бронетехники, второй вариант БОМАН получил обновленную систему установки лазерного оборудования. На этот раз техники 378-го ошап собрали подъемный механизм, позволявший убирать станцию подсвета внутрь бронированного корпуса.

Точное количество БОМАН, изготовленных на советских базах в Афганистане, не известно. В разных источниках встречаются цифры от двух (по одной машине каждого варианта) до 5-7. Так или иначе, новый класс бронетехники быстро показал свой потенциал и свою необходимость. Видя возможности штурмовиков Су-25, получающих целеуказание с земли, моджахеды начали настоящую охоту за бронетранспортерами со станциями «Клен-ПС». К счастью, эти машины оказались очень трудной целью и, насколько известно, ни одна из них не была потеряна или серьезно повреждена огнем противника.

Универсальная БМА

На помощь летчикам. Боевые машины авиационных наводчиков Высокая эффективность машин авиационных наводчиков, изготовленных в войсковых мастерских, привела к появлению новой техники аналогичного назначения. В самом конце восьмидесятых годов в 344-м Центре боевого применения и переучивания летного состава (г. Торжок) под руководством полковника В. Арчегова была создана еще одна боевая машина авианаводчика, получившая индекс БМА (также встречается обозначение БМАН). При создании этого проекта учитывался главный минус «афганских» БОМАН – их узкая специализация. БМА из Торжка должна была стать более универсальной: от нее требовалось не только помогать в наведении управляемых ракет, но и осуществлять общую координацию работы ударных самолетов и вертолетов.

В качестве основы для новой БМА взяли зенитный ракетный комплекс «Стрела-10» на базе легкого бронированного шасси МТ-ЛБ. С исходного ЗРК демонтировали все оборудование для перевозки и запуска ракет, а на его место установили новые направляющие. На верхней части поворотной башенки смонтировали два блока БКП-Б812, рассчитанные под 12 неуправляемых ракет С-8 калибра 80 миллиметров. Вероятно, для целеуказания предполагалось использовать осветительные и маркировочные (дымовые) неуправляемые ракеты моделей С-8ОМ и С-8ЦМ соответственно. Под блоками направляющих для ракет С-8 установили по одной пусковой установке 2П130-3 для 90-мм осветительных ракет 9М41 «Иллюминация». Примечательно, что эти пусковые установки были заимствованы с вертолетов Ми-24. Наконец, по бокам от башни оператора установили два инфракрасных прожектора, по-видимому, взятых из танкового комплекса «Штора-1». Помимо направляющих для ракет и прожекторов машина БМА получила набор радиоэлектронного оборудования для связи с летчиками фронтовой авиации. Для самообороны ее вооружили одним пулеметом, установленным перед люком командира в передней части корпуса.

На помощь летчикам. Боевые машины авиационных наводчиков
Машина БМА, находящаяся в 344-м ЦБП и ПЛС (с) onepamop.livejournal.com


При помощи электронной аппаратуры и пусковых установок новая БМА могла находить цели на поле боя и передавать информацию о них ударным самолетам и вертолетам. Кроме того, при необходимости авианаводчик из экипажа БМА мог пометить цель при помощи маркировочной ракеты С-8ЦМ или осветить необходимую территорию иными боеприпасами. Прожектора системы «Штора», вероятно, предполагалось использовать для подсветки поля боя в инфракрасном диапазоне. О возможности подсветки цели при помощи лазера точные данные отсутствуют. На имеющихся фотографиях БМА над одним из пакетов направляющих видны некие устройства для установки какого-то оборудования. Возможно, БМА должна была нести и станцию подсветки, аналогичную «Клену-ПС».

Во время разработки нового варианта универсальной боевой машины авиационного наводчика предполагалось, что такая техника в ближайшие годы появится в каждом мотострелковом и танковом батальоне. Имея в своем составе БМА, сухопутные подразделения могли бы с большей эффективностью взаимодействовать с ударной авиацией, что привело бы к заметному повышению их боевых возможностей. Ориентировочно в 1990 году машина БМА пошла в серию. Сборка техники началась на одном из заводов Казахской ССР, но точное местоположение производства остается под вопросом: в разных источниках указываются предприятия Алма-Аты и Уральска. Такая же неопределенность существует и в отношении количества построенных БМА. До распада Советского Союза оборонная промышленность успела изготовить от 20 до 50 боевых машин авианаводчика конструкции В. Арчегова.

На помощь летчикам. Боевые машины авиационных наводчиков
Машина БМА, находящаяся в 344-м ЦБП и ПЛС (с) onepamop.livejournal.com


После того, как СССР прекратил свое существование, строительство такой техники для сухопутных войск прекратилось. Дальнейшая судьба построенных машин точно не известна, но, судя по отрывочным данным, БМА ограниченно использовались в сухопутных войсках. После израсходования ресурса их списали. Как минимум, одна машина авиационного наводчика сохранилась до настоящего времени и находится в 344-м Центре боевого применения в Торжке. Остальные, скорее всего, были утилизированы или переданы на базы хранения.

***

«Афганские» БОМАН и БМА, сконструированная в Торжке, стали единственными представителями своего класса в советских и российских вооруженных силах. Этот класс техники появился достаточно поздно и по причине тяжелой экономической и политической обстановки в стране не смог занять полагающееся ему место. Даже построенные БМА из-за массы проблем самого разного характера отработали свой ресурс и были списаны, не успев серьезно помочь фронтовой авиации.

В настоящее время управляемым авиационным вооружениям уделяется особое внимание. Среди прочих типов головок самонаведения для высокоточных ракет и бомб сохраняются и полуактивные лазерные системы. Несмотря на появление ряда новых идей и технологий, в некоторых случаях боевая машина авианаводчика, оснащенная лазерной станцией подсветки, могла бы оказать большое влияние на ход боевой работы авиации. Что касается универсальной машины БМА, то ее возможности также достаточно высоки для того, чтобы ими пренебрегать. Нельзя исключать, что в будущем отечественное военное ведомство снова вернется к забытой идее, но пока для наведения самолетов и вертолетов на цель используются иные методики.


По материалам:
Марковский В.Ю., Приходченко И.В. Штурмовик Су-25 «Грач». Бронированный наследник Ил-2 – М.: Яуза: ЭКСМО: 2011
http://vertopedia.ru/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
http://russianarms.mybb.ru/
http://vadimvswar.narod.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 36
  1. Мой адрес 8 августа 2013 07:42
    Что имеем не храним, потерявши плачем. Это что, в 21-м веке наши сухопутные с авиацией почти только жестами общается?
    1. elmi 8 августа 2013 21:20
      Возможно такие системы эффективны против противника не обладающими технологиями выявления подсветки лазерного целеуказания, но против новейших Китайских танков - тип-98 подсветка лазером обернётся уничтожением, так как в случае обнаружения датчиком луча лазера, который наведен на танк, система предупреждения подает команду развернуть башню в сторону источника. Генератор при этом выдает собственный лазерный луч малой мощности, определяющий местонахождение излучающего объекта. В случае обнаружения цели, лазер включается на максимальную мощность для поражения ее оптических средств, а также органов зрения оператора противника.
      Но продемонстрированная на выставке вооружения 1995 года в Маниле подобная переносная китайская лазерная установка ZM-87 имела возможность поразить человеческий глаз на расстоянии до 10 тыс. м (по другим данным – до 3 тыс. м, а при использовании 7-кратного увеличения - до 5 тыс. м). Судя по тому, как танковая лазерная установка наводилась в вертикальной плоскости, существует вероятность того, что ее могут использовать в качестве средства уничтожения низколетящих вертолетов.
      Вот ссылка статьи: http://topwar.ru/27386-osnovnoy-boevoy-tank-tip-98-wz-123.html
      Непонятно почему на наших танках и бронетехнике не устанавливаем подобные системы, ведь подобные аналоги у нас есть ещё с Советских времён.
      1. Лопатов 8 августа 2013 22:20
        Почитайте в этой статье, на какую дальность работает девайс.
  2. Страшный прапёрщик 8 августа 2013 07:54
    Очень давно ждал подобной статьи. Вопрос обеспечения войск авианаводчиками на поле боя - одна из острейших проблем, которые необходимо решить в рамках реорганизации ВС.
    Отец рассказывал, что в Афганистане эта проблема решалась "инициативой" снизу. Как - показано в настоящей статье. Спасибо автору за материал.
    То, на какой стадии решения эта проблема висела в период 1 и 2 чеченских компаний, когда авианаводчика от командиров допроситься было сложно, а если он и был, то, в лучшем случае, из оборудования располагал исключительно радиостанцией, работающей на частотах летчиков (вертолетчиков). Интересно знать: каким образом сейчас решается вопрос с подготовкой, обеспечением авианаводчиков, а так же с официальной штатной структурой? (Давно уже муссируется тема о целенаправленном создании в ВС штата таких специалистов.) Кто знает поделитесь инфой!..
  3. ГЕО 8 августа 2013 08:04
    Жаль, нужная машина (
    ГЕО
    1. Vovka Levka 8 августа 2013 08:31
      Цитата: ГЕО
      Жаль, нужная машина (

      Только кто ей даст возможность работать в зоне прямой видимости на войне. Афганистан и так тому подобное не показатель.
      Vovka Levka
      1. Лопатов 8 августа 2013 08:51
        Скажите это дядькам из НАТО, а то они не в курсе.
        1. iOfficer 8 августа 2013 16:58
          Цитата: Лопатов
          Скажите это дядькам из НАТО, а то они не в курсе.


          Разве дядьки из НАТО не используют, в основном, ручные ЛЦУ? what
          iOfficer
          1. Лопатов 8 августа 2013 17:17
            Используют. Но как дополнения. Для действий с "выноса"
          2. adolph1 9 августа 2013 12:40
            У нас тоже таки есть, входят в носимый комплект оборудования ПАНа (передового авиационнго наводчика).
            Первые ПАНы появились в компании против душманов в "афгане", после чего отачивали методику работы в Чечне. В горной местности на таких подвидных средствах ПАНу делать нечего! Так как он всегда с развед-взводом батальона впереди планеты всей. Подвижные средства для ПАНа это хорошо, но ПАН всегда действует на линии непосредственного соприкосновения с противником, а там такой девайс хорошая приманка!
            adolph1
      2. TS3sta3 8 августа 2013 10:43
        Цитата: Vovka Levka
        Цитата: ГЕО
        Жаль, нужная машина (

        Только кто ей даст возможность работать в зоне прямой видимости на войне. Афганистан и так тому подобное не показатель.

        война в Афганистане - для тебя не война? belay а ты оказывается суровый парень laughing
        1. Vovka Levka 8 августа 2013 22:52
          Цитата: TS3sta3
          Цитата: Vovka Levka
          Цитата: ГЕО
          Жаль, нужная машина (

          Только кто ей даст возможность работать в зоне прямой видимости на войне. Афганистан и так тому подобное не показатель.

          война в Афганистане - для тебя не война? belay а ты оказывается суровый парень laughing

          Это война против партизан. А против регулярных войск, это совсем другое, лишний раз нос не высунешь.
          Vovka Levka
          1. TS3sta3 8 августа 2013 22:58
            Цитата: Vovka Levka

            Это война против партизан. А против регулярных войск, это совсем другое, лишний раз нос не высунешь.

            а что так американская регулярная армия в Ираке всех партизан не изничтожила за всё время оккупации? А в Афганистане почему с простыми партизанами справиться не может до сих пор? Это же всего лишь партизаны, а свой нос почему-то амеры стараются за пределы баз не высовывать. Почему так?
            1. Vovka Levka 9 августа 2013 08:24
              Цитата: TS3sta3
              Цитата: Vovka Levka

              Это война против партизан. А против регулярных войск, это совсем другое, лишний раз нос не высунешь.

              а что так американская регулярная армия в Ираке всех партизан не изничтожила за всё время оккупации? А в Афганистане почему с простыми партизанами справиться не может до сих пор? Это же всего лишь партизаны, а свой нос почему-то амеры стараются за пределы баз не высовывать. Почему так?

              Причем здесь это?
              Разговор идёт о применении машины.
              Vovka Levka
  4. Jarserge 8 августа 2013 08:15
    Во вторую мировую вермахт имел на вооружении стандартную машину Sd.Kfz.250/4 машина авианаводчика (Luftschutzwagen), американцы имеют специализированную машину передового авианаводчика М1130 "Страйкер". И только у нас с Великой Отечественной авианаводчики с радиостанцией на горбу "гостят" у пехоты, танкистов на броне. Ну а об качестве и своевременности авиационной поддержки говорить не приходится.........
    1. cdrt 8 августа 2013 09:31
      американцы имеют специализированную машину передового авианаводчика М1130 "Страйкер"

      В АОИ по-моему в штате каждого танкового батальона есть/был выделенный танк для ПАНа.
      В свое время, из мемуаров О.Бредли, в Армии США, после высадки в Нормандии также пришли к танкам для ПАНов.
  5. a.hamster55 8 августа 2013 08:19
    Бяда ишшо и в том , что техника эта была внештатной. Постоянных экипажей нет, мехводов нет. Ну покрутились наши на БМАНе в Чечне сборной солянкой с целью исследования и применения- но дальше бумажных отчётов -рекомендаций дело не пошло. Да ишшо по договору об ограничении обычных вооружений они попадали как броня и замучились мы то ставим направляющие , то снимаем и прячем. А ведь нужная техника, даже дико представить себе авианаводчика и вьючного бойца с радиостанцией в современных условиях.
    1. cdrt 8 августа 2013 09:36
      А ведь нужная техника, даже дико представить себе авианаводчика и вьючного бойца с радиостанцией в современных условиях.

      На мой взгляд, лучше всего это решено у немцев:
      Joint teams - как понимаю в составе ПАНа и Арт.наблюдателя/корректировщика.
      Соответственно либо на 2-х машинах Fennek либо на Визеле.
      Кстати в CAB (мех.бата) США арт.корректировщики на Бредли, а вот авианаводчики - на Хаммерах обычных (по-моему 2 на 1 CAB - видимо по числу танковых рот/ротных групп, формируемых батальоном)
      1. Лопатов 8 августа 2013 09:49
        Fennek JSFT
        http://www.panzer-modell.de/referenz/in_detail/fennek_jfst/fennek.htm
      2. GregAzov 8 августа 2013 19:53
        В 1991г. в ГНИИ им В.П.Чкалова поступила на испытание машина авианаводчика. Я к этому времени уже уехал в адъюнктуру в Жуковку. Машина прошла климатические испытания и испытания на виброустойчивость. Дальнейшие испытания предлагалось провести в Чечне. О дальнейшей судьбе этого опытного промышленного экземпляра я не знаю.
  6. Михаил Топор 8 августа 2013 08:29
    и снова "кулибины" и "левши" создают революционные изделия, дополняя работу кбэшников. как без них :-)
    Михаил Топор
  7. Лопатов 8 августа 2013 08:30
    Сейчас по идее такие и не нужны. Достаточно машин, унифицированных с аналогичными артиллерийскими системами.
    То же и по оснащению носимыми комплексами- надо создавать аналог JIM LR, который пойдёт на оснащение и передовых авиационных, и передовых артиллерийских наблюдателей. (Или вообще их банально закупить с установкой доп. модуля глонасс, швейцарцы давно их к нам возят)
  8. Akim 8 августа 2013 09:05
    Наконец-то, про технику. А то я думал название сайта будут менять на "Военно-политическое обозрение". В Афаге было небольшое противодействие противника. Вообще лучше иметь контейнеры-целеуказатели, наподобие AN/AAQ-33
    Akim
    1. Лопатов 8 августа 2013 09:37
      Цитата: Akim
      Вообще лучше иметь контейнеры-целеуказатели, наподобие AN/AAQ-33

      Солдатик его на горбу вряд ли утащит. А самолёты над полем боя намного более уязвимы, чем одна из нескольких сотен единиц бронетехники. Кроме того, постоянно висеть над поддерживаемым подразделением самолёт не сможет.
      1. Akim 8 августа 2013 09:53
        Цитата: Лопатов
        Солдатик его на горбу вряд ли утащит.

        Конечно нет. Индивидуального пользования целеуказатели тоже нужны. Просто такая машина сейчас выпадает с этого звена. ( От спутника до Сажема и его аналогов). Ее можно заменить разведывательными беспилотниками, которые могут находится в контейнере простого ПТРК и запускаться с любого БМП/БТР.
        Akim
        1. Лопатов 8 августа 2013 10:09
          Машины никуда не выпадают. ПАН тоже отнюдь не лось, и тянуть всё на себе не сможет. Прикиньте, сколько ему необходимо радиостанций. Сеть общевойскового командира, сеть его старшего начальника, сеть своя, канал связи с наводимыми самолётами. Плюс КВ станция, и желательно не одна, ЛЦД, планшет, устройство сопряжения. Сдохнет.
          Разведывательный беспилотник необходим для доразведки, а не для постоянного висения над подразделением. Кроме того они, способные подсвечивать цели, штуки достаточно габаритные, их в контейнер от ПТУР не запихнёшь. Там необходима стабилизированная платформа.
          1. Akim 8 августа 2013 10:19
            Цитата: Лопатов
            Машины никуда не выпадаю

            Выпадет. Все вышеперечисленное устанавливается сейчас на любую технику, вплоть до разведывательных багги. Специализированная машина для этого не нужна. Ею может стать любая бронемашина из состава механизированного/мотострелкового взвода.
            P.S. Конечно речь идет о модернизированной технике. БМП-2 не сможет, а БМП-1У єто по зубам. Ну и подготовка солдата нужна.
            Akim
            1. Лопатов 8 августа 2013 10:29
              Цитата: Akim
              Специализированная машина для этого не нужна. Ею может стать любая бронемашина из состава механизированного/мотострелкового взвода.

              Без вопросов. Вот только при такой организации ПАН на марше свою боевую работу осуществлять не сможет. Остановиться, выгрузить радиостанции и прочие устройства, развернуть, наладить связь, принять разведданные, оценить их.. Короче, минут через двадцать он будет готов к боевой работе. Только к этому времени общевойсковое подразделение, которому он придан, может прекратить своё существование.
              1. Akim 8 августа 2013 10:51
                Цитата: Лопатов
                Вот только при такой организации ПАН на марше свою боевую работу осуществлять не сможет.

                А такая машина сможет? у Артиллерийского наблюдателя самое конечное звено в цепи, когда уже артиллерия и авиация находится на позициях. На марше - спутники, авиация ДРЛО, беспилотники, станции типа СНАР, передовое боевое охранение.
                Akim
                1. Лопатов 8 августа 2013 11:20
                  Цитата: Akim
                  А такая машина сможет?

                  Сможет. Вон, на Fennek JSFT кроме УКВ-КВ станций ещё и спутниковая связь есть.

                  Цитата: Akim
                  у Артиллерийского наблюдателя самое конечное звено в цепи, когда уже артиллерия и авиация находится на позициях.

                  Дивизион 2С19М2 готов к ведению огня с марша через 3 минуты после поступления целеуказания. Во время второй войны в Ираке около 80% вылетов авиации для поддержки наземных войск осуществлялись "вслепую"- самолёты получали целеуказание уже в воздухе.
                  Сейчас "быть на позиции" значит быть в пределах досягаемости.

                  Цитата: Akim
                  На марше - спутники авиация ДРЛО, беспилотники, передовое боевое охранение.

                  Спутники вычёркиваем, висеть постоянно над районом б/д они не смогут, самолёты ДРЛО не могут обеспечивать развед. информацией каждый взвод, беспилотники постоянно висеть над каждой ротной или батальонной колонной тоже не смогут.
                  А ГПЗ или боковые походные отнюдь не горят желанием погибать, пока ПАН будет 20 минут к боевой работе готовиться.
                  1. Akim 8 августа 2013 11:46
                    Цитата: Лопатов
                    беспилотники постоянно висеть над каждой ротной или батальонной колонной тоже не смогут.

                    Вы видимо не представляете о чем я имел ввиду. Это не те беспилотники, которые входят в состав эскадрилий ВВС и не разведывательные беспилотники дивизионов. Это беспилотникки, которые входят в состав рот-взводов (3 пусковых контейнера в каждой роте, 6-8 часов наблюдения).
                    Akim
                    1. Лопатов 8 августа 2013 12:13
                      Это Вы не поняли. Есть беспилотники, способные только "посмотреть" вроде того, что у Вас на картинке, а есть такие, которые могут определять координаты целей и подсвечивать их в случае необходимости. Самый маленький из них- израильский "Orbiter-3" с размахом крыла 3.6 метров
                      1. Akim 8 августа 2013 12:58
                        Цитата: Лопатов
                        Есть беспилотники, способные только "посмотреть" вроде того, что у Вас на картинке, а есть такие, которые могут определять координаты целей и подсвечивать их в случае необходимости

                        Есть и такие, многофункциональные и неодноразовые ( несколько каналов управления) в контейнерах ПТУР. Это не украинское ноу-хау, но конечно цена их намного выше. В ОАЭ повезли такой - им понравился. Картинки просто нет. Я в этой показал сам принцип применения.
                        Akim
                      2. Лопатов 8 августа 2013 14:43
                        Цитата: Akim
                        Есть и такие, многофункциональные и неодноразовые ( несколько каналов управления) в контейнерах ПТУР.

                        Предоставляйте примеры. Только сразу: БПЛА должен иметь возможность и определять координаты целей и подсвечивать их.
                      3. Akim 8 августа 2013 14:54
                        Цитата: Лопатов
                        Предоставляйте примеры.

                        Я же говорил. В Эмираты "Луч" возил такой. И подсвечивает и определяет координаты, через ДжиПиэС и ГЛОНАС.
                        Наверняка есть и иностранные его аналоги.
                        Akim
                  2. GregAzov 8 августа 2013 19:56
                    В СССР был для этого комплекс Стая на двух чебурашках
        2. avdkrd 8 августа 2013 13:05
          Вопрос о создании беспилотника тактического уровня имеющего габариты ПТУР назрел. Нужна возможность целеуказания, причем не обязательно лазерного, передача координат GPS, ГЛОНАСС или синтезированных от наземных ретрансляторов и трансляция оперативной обстановки на глубине огневого соприкосновения. Если выполнить в габаритах птур, да еще с такой же степенью готовности к применению.... В таком варианте не нужен многоразовый ЛА, пусть будет разведчик-камакадзе, целеуказатель с ударной функцией. Такое решение целеуказания будет эффективней специализированной машины, хотя одно другое не отменяет.
          1. Лопатов 8 августа 2013 14:42
            Машина в отличии от БПЛА ведёт разведку постоянно. И также постоянно готова к наведению авиации. Замена им машины попросту невозможна.
            1. GregAzov 8 августа 2013 20:01
              Кроме Ваших правильных замечаний есть еще один плюс - машина может остановиться и точно удерживать луч подсвета. Такой возможности у летательных аппаратов просто нет. (колокол и кобру Пугачева прошу не рассматривать, так как движение все равно есть)
    2. viruskvartirus 8 августа 2013 12:42
      Да что правда то правда, статей хороших стало мало.
  9. ленивый 8 августа 2013 09:11
    машина передового авианаводчика очень нужна особенно в армейской авиации, и конечно это должно быть получше чем на базе бтр 60 со стеклянной башенкой вместо стандартной башни(приходилось видать такую)
  10. valokordin 8 августа 2013 15:01
    Приятно был удивлён, узнав, что эту машину лазерной подсветки изобрёл Слава Арчегов, с которым учился в СВАУЛ, но 2 годами позже. Этот замечательный курсант показывал чудеса акробатики на катушках умудрялся на сцене офицерского клуба стоять на 5 катушках. Летал как бог. Его любили и младшекурсники. Читал в Красной звезде о командире лучшего вертолётного полка СССР в забайкальском ВО В. Арчегове. Ему уже 70 лет, но помню его весёлое лицо. Здоровья ему.
  11. 311овэ 8 августа 2013 15:44
    Машина нужна однозначно! Со старушкой 809 или 853(полегче:)))) и биноклем чуствуешь себя скажем так "грустновато".... Насчет живучести- броня есть броня,да и укрытия никто не отменял, кроме того экипажу в ней все время торчать не нужно существуют выносные пульты управления наверное еще с 50-х годов, а уж при нынешнем развитии даже нашей электроники- вообще не проблема. Про электронику- к сожалению приходится писать слово ДАЖЕ.....
    1. Лопатов 8 августа 2013 16:32
      Что-то вроде этого?





      1. Akim 8 августа 2013 16:50
        Это чё такое?
        Akim
        1. Лопатов 8 августа 2013 17:23
          Артиллерийская. 1В172-2

          http://russianarms.mybb.ru/viewtopic.php?id=3174
          1. GregAzov 8 августа 2013 20:03
            А теперь все это упакуйте и на БПЛА вместе с источниками энергии.
            1. Лопатов 8 августа 2013 20:10
              Это да.
              Кроме того, даже при наличии дронов такие машины нужны. Оценивать информацию и назначать цели для поражения они, к счастью, не умеют
            2. Akim 8 августа 2013 20:21
              Цитата: GregAzov
              А теперь все это упакуйте и на БПЛА вместе с источниками энергии.

              А зачем? Беспилотник выполняет роль только разведчика и целеуказателя. Зачем городить огород и навешивать на него лишние функции? Сама машина, наподобие БОМАНа, сейчас уже не актуальна, а не целый комплекс. Естественно его БПЛА не заменит.
              Akim
              1. Лопатов 8 августа 2013 22:22
                "Не актуальна" чем? Тем, что постоянно готова к работе? Позволяет авианаводчику нормально вести боевую работу?
  12. vietnam7 8 августа 2013 21:20
    "А ведь нужная техника, даже дико представить себе авианаводчика и вьючного бойца с радиостанцией в современных условиях" . Для связи с вертушками в дагестане у нас маленькая рация была, кажется ромашка называлась. А вот артнаводчик был навьючен по самое нехочю. Поначалу сами наводили, видно чего то не пошло, стали придавать от артиллерии помошников.
    vietnam7
    1. Фофан 8 августа 2013 21:36
      мдя, вот где бы пригодился опыт в создании спутниковых телефонов и прочих гаджетов...
  13. КПА 8 августа 2013 21:29
    Не устану повторять,военную науку нужно двигать снизу,от потребностей оперативно-тактического звена.Шедевры рождаются именно в мастерских частей и подразделений.Лишь бы появились заинтересованные командиры частей.
    Не силен в военно-морской тактике,но считаю нужным оборудовать ПЛ подобной аппаратурой целеуказания.Был бы еще козырь в борьбе с АУГ.
  14. bublic82009 8 августа 2013 23:07
    у нас генералы дубовые. они только умеют строевые смотры проводить. плохо понимают как новую технику применять.
    bublic82009
  15. max 9 августа 2013 14:22
    Не понимаю зачем нужна такая машина для подсветки целей, если для таких штук используются ударные вертолеты, которым легче подсветить цель с более дальнего расстояния, и самим же выпустить ТВ ракету, т.е. два в одном.
    max
    1. Лопатов 9 августа 2013 15:47
      Потому что подсветка- только одна из функций такого рода машин, причём неосновная.

      На первом месте- связь и ситуационная осведомлённость
      На втором- точное определение координат целей
      На третьем- обеспечение боевой работы ПАНа с выносного КНП
      На четвёртом- обеспечение его мобильности

      Ну и где-то на седьмом-восьмом- подсветка целей непосредственно аппаратурой машины.
      1. aviamed90 11 августа 2013 16:24
        max

        Задачи ПАН в боевых порядках мсп (тп):
        - непосредственное ЦУ и наведение ЛА на НЦ;
        - контроль своевременного включения средств взаимного опознования и обозначения пч СВ;
        - помощь экипажам в преодолении противодействия средств ПВО противника в районе цели;
        - контроль и передача результатов выполнения б.з. на ГБУ;
        - через ГБУ по указанию командира мсп (тп) вызывает авиацию на передний край;
        - помощь командиру мсп (тп) в принятии решения на применение авиации;
        - согласование с командиром полка порядка подавления огнём артиллерии вскрытых средств ПВО противника;
        - сообщает нач. ПВО полка время и маршрут полёта ударных групп своей аиации;
        - помощь ЛА, терпящим бедствие и ПСО на поле боя.
  16. aviamed90 11 августа 2013 16:01
    Автору - "зачёт".
    Но это - скорее экскурс в прошлое.
    А что реально сейчас в войсках присутствует?

    Когда я проходил подготовку ПАН (1987 г.), ничему подобному нас не учили. Инструкторами были бывшие ПАНы, прошедшие Афган.
    Ни о какой подсветке УР речи не шло. Делался упор на ЦУ по ориентирам, передачу ЦУ экипажам в кодированном виде по открытому каналу, мобильность, маневр частотами и т.д.
    Из оснащения: бинокль, компас, карта, кодовая переговорная таблица, средства для обозначения цели или ориентиров (ракеты, дымы, трассера).

    О существовании машин БМАН мы знали (БМАН "Трель-АН", на базе ЗРК С-10), но не более того. Знали их ТТХ. Нам прямо говорили, что в частях их единицы.

    А практика на полигоне (2 недели на взвод из 60 чел.): 1Ми-24 и 1Ми-8 с экипажами, имеющими боевой опыт. ПАН-инструктор, радиостанция и всё! По плану - 20 наведений (ЦУ) на НЦ.

    И Лопатов абсолютно прав в определении задач для таких машин. Главная задача ПАН - организация взаимодействия СВ и авиации на переднем крае. И зацикливаться на АУР не стоит.
    Кроме того, кроме БП АУР "В-З", существует ещё неуправляемые АСП.
    И процент их применения в ходе боя намного выше, чем АУР.
  17. aviamed90 11 августа 2013 16:17
    Вот что я на шёл в училищных конспектах.
    Это оборудование БМАН на шасси БМП с ЗРК С-10:

    1. Радиосвязное оборудование:
    - РС Р-863 (МВ-ДМВ);
    - РС Р-862ш с аппаратурой ЗАС (МВ-ДМВ);
    - РС Р-842 (КВ) для управления авиацией;
    - РС Р-134 (УКВ) для взаимодействия с СВ;
    - бортовое СПУ-7;
    - бортовой проволочный МС-61.

    2. Навигационное оборудование:
    - танковая навигационная аппаратура ТНА-5;
    - АРК-У2;
    - авиационные поисковые фары 2ХФП-9 и ФП-23;
    - кодовый проблесковый светомаяк.

    3. Разведывательное оборудование:
    - РЛС обнаружения движущихся НЦ ПСНР-5;
    - ночной наблюдательный прибор ННП-23;
    - квантовый дальномер "Каратон";
    - индикатор лазерного излучения;
    - прибор ночного видения механика-водителя ПНВ-57в.

    4. Средства ЦУ:
    - 2 блока с НАР С-8;
    - авиационный пулемёт А-12,7 с БК=200;
    - прицел УШ-127ум;
    - станция лазерной подсветки цели 1д20 для подсвета Х-25л, Х-29л, С-13л, С-25л, КАБ-500;
    - ИК прожектор ТШУ-1.

    5. Вооружение самообороны:
    - турель с пулемётом ПКТ-7,62 (БК=200) или гранатомёт АГС-17 (БК=29);
    - система постановки аэрозольных завес.

    6. Оборудование обозначения и опознования:
    - НРЗ 1РЛ246;
    - электроракетница с сигнальными патронами ЭКСР-26 (БК=4);
    - пиротехнические средства.

    Боевой расчёт: ПАН (командир экипажа), радист-заряжающий и механик-водитель.
  18. скиф-абузяров в 2 июля 2014 22:45
    если кого-то интересует видео пусков ракет х-23, х-25 и х-29 загляните сюда http://www.youtube.com/watch?v=f-jnkHW8ngg
    так же там много пусков неуправляемых ракет, сброс бомб на цели и уничтожение цели прямым попаданием.
    видео абсолютно новое, его вы ещё не видели.
    или зайдите сюда http://www.youtube.com/watch?v=NsyuWznVPxo
    скиф- абузяров владимир.
    скиф-абузяров в

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня