История создания ЛЕГЕНДЫ - 40 лет танку Т-72

История создания ЛЕГЕНДЫ - 40 лет танку Т-72


40 лет назад, 7 августа 1973 года был принят на вооружение объект 172М.

Начало процессу создания танка Т-72 положило постановление Совета министров СССР от 15 августа 1967 года "Об оснащении Советской Армии новыми средними танками Т-64 и развитии мощностей для их производства", в соответствии с которым предусматривалось организовать серийный выпуск танков Т-64 не только на Харьковском заводе транспортного машиностроения имени Малышева (ХЗТМ), но и на других предприятиях отрасли, в том числе и на Уралвагонзаводе (УВЗ)


Т-64 являлся на тот момент действительно революционной машиной в области мирового танкостроения. Разработка объектов 430, 432 и 434 была непростой, и явило на свет Т-64А, вооруженный 125-мм пушкой Д-81. Он был принят на вооружение в мае 1968 года.

В постановлении Совмина СССР от 15 августа 1967 года шла речь и о выпуске "резервного" варианта танка Т-64. Был так же приказ министра оборонной промышленности от 5 января 1968 года о создание танка «особого» периода.

УВЗ (Г.Нижний Тагил) и ЛКЗ (г.Ленинград) на базе технологических решений Т-64 и на основе собственного опыта создания боевых машин начали проектирование перспективных моделей.

Под руководством Леонида Николаевича Карцева и его заместителя Валерия Николаевича Венедиктова был разработан мобилизационный вариант Т-64А.
На УВЗ к концу 1965 года уже имелись наработки по измененной системе автоматического заряжания на основе Т-62, опробованные на опытных танках «объект 167», «объект 167М (вариант модернизации Т-62). Это был вращающийся транспортер с двухрядным расположением выстрела, полностью размещающийся под поликом боевого отделения на электрической тяге.

История создания ЛЕГЕНДЫ - 40 лет танку Т-72
Объект 167, перспективная модернизация Т-62


А так же новый Челябинские дизельный двигатель В-45К, развивающий мощность в 730 л.с. с вентиляторной системой охлаждения.

В основном эти изменения и были введены в создаваемую машину. Иные наработки по объектам 166, 167, 167м были отвергнуты Министерством оборонной промышленности, как и идея установки ГМТ (гидромеханическая трансмиссия).

Первые машины создавались простой переделкой серийных Т-64А. Два опытных образца были готовы в 1968 году. В этом же году они подверглись испытаниям в Туркестанском военном округе. Основными конструктивными недостатками были дефекты ходовой части. Всего до 1970г. было построено по разным данным около 17-20 танков, участвующих в заводских и армейских испытаниях, что говорило о серьезности подхода к данной машине.
Машине был присвоен индекс «Объект 172».

История создания ЛЕГЕНДЫ - 40 лет танку Т-72
Объект 172


История создания ЛЕГЕНДЫ - 40 лет танку Т-72


История создания ЛЕГЕНДЫ - 40 лет танку Т-72
Чертежи танка «Объект 172» Архив УКБТМ


ОЦЕНКА, СРАВНЕНИЕ

(по материалам отчета по теме 70055. в/ч 68054, 1970 г.)

•-Установка в объекте 172 двигателя В-45К и автомата заряжания обеспечила по сравнению с объектом 434:
- улучшение боевой работы экипажа;
- уменьшение времени на техническое обслуживание и подготовку танка к преодолению водных преград;
- возможность работы двигателя на различных сортах топлива.

Остальные основные параметры ТТХ остались практически одинаковыми, за исключением боевого веса и запаса хода.

•-Надежность объекта 172 в пределах гарантийного срока (3000 км пробега) пока является недостаточной по следующим причинам:
- в представленных на полигонные испытания объектах 172 были внедрены не все разработанные конструктивные мероприятия по двигателю В-45К, системе питания двигателя воздухом, соединениям системы охлаждения двигателя и системе энергоснабжения танка, что вызвало отказы и неисправности, аналогичные тем, которые были выявлены при полигонных испытаниях в 1969 г.;
- ряд узлов и агрегатов, заимствованных из объекта 434 (стабилизатор, прицел-дальномер, гидроподъемный механизм пушки, элементы ходовой части), как и в объекте 434, работали ненадежно и, тем самым, резко снизили общую надежность танка.

•-Боевой вес танков объект 172 (танк №4 – 38650 кг; танк №5 – 38890 кг; танк №6 -38900 кг) превышает боевой вес танка объект 434 (равный по ТТТ 37,0т -1,5%) на 2,9 – 3,6% (максимальная разница 1350 кг – прим. А.Х.).

•-Разгон объекта 172 протекает более интенсивно, чем разгон объекта 434 (при работе на дизельном топливе).

•-Прицельная скорострельность из танков объект 172 и объект 434 получена практически одинаковая. Время на расстрел всего боекомплекта на объекте 172 составляет 23 минуты, на объекте 434 – 27 минут.

•-Автомат заряжания на объекте 172 имеет ряд существенных преимуществ перед механизмом заряжания объекта 434. Конструкция автомата заряжания обеспечивает переход членов экипажа из отделения управления в боевое и обратно без подготовительных работ, заряжание пушки в ручную из всех и немеханизрованных укладок как на месте, так и в движении танка, а также пополнение конвейера АЗ выстрелами без разворота башни на корму и без помощи механика-водителя.

•-Угол заряжания пушки в танке объект 172 на 2° больше, чем в танке объект 434, что уменьшает вероятность утыкания ствола во время заряжания при движении танка по пересеченной местности.

•-Наибольшее количество отказов и неисправностей приходится на ходовую часть: 29,9% отказов и 53% неисправностей.

•-Полученные в результате испытаний время простоя танка на обслуживании и трудоемкость технического обслуживания при выполнении работ штатным составом экипажа приведены в таблице и сравниваются с простоем танка объект 434 по данным отчёта в/ч 68054 инв.3793 за 1969 г.:

История создания ЛЕГЕНДЫ - 40 лет танку Т-72
В скобках указано время и трудоемкость ТО с промывкой воздухоочистителя


Приведенные данные таблицы показывают, что простой танков объект 172, представленных на испытания, на всех видах обслуживания меньше простоя танка объект 434, что объясняется более простой и удобной конструкцией механизма заряжания, на обслуживание которого затрачивается 40-45 мин, а на объекте 434 — 5-7 часов, и также некоторым улучшением доступа к обслуживаемым агрегатам и узлам.

•-В/часть 68054 считает целесообразным форсировать доработку силовой установки, стабилизатора вооружения, системы энергоснабжения, а также проведение коренной переработки ходовой части, гидроподъемного механизма пушки, системы коллективной защиты, с одновременным продолжением испытаний трех опытных образцов объекта 172 в в/ч 68054 по исследованию отдельных агрегатов и систем, и проведение контрольных полигонных испытаний после внедрения всех конструктивных мероприятий по предложениям в/ч 68054.


Работа с танками "объект 172" продолжалась до начала февраля 1971 года. К этому времени разработанные в Нижнем Тагиле узлы и агрегаты были доведены до высокого уровня надежности. Автоматы заряжания имели один отказ на 448 циклов заряжания, то есть их надежность примерно соответствовала среднестатистической живучести 125-мм пушки Д-81Т (600 выстрелов калиберным снарядом и 150 - подкалиберным). Единственной проблемой "объекта 172" оставалась ненадежность ходовой части "из-за систематического выхода из строя гидроамортизаторов, опорных катков, пальцев и траков, торсионов и направляющих колес".

12 мая 1970 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №326-113 «О проведении работ по дальнейшему совершенствованию танка «Объект 172». Данный документ открывал дорогу работам совершенствованию машины и по внедрению на нее ходовой части отработанной на опытных экземплярах «Объекта 167».

Тогда в КБ УВЗ, которое с 7 января 1970 возглавил Валерий Николаевич Венедиктов, было решено использовать на "объекте 172" ходовую часть от "объекта 167" с обрезиненными опорными катками увеличенного диаметра и более мощными траками с открытым металлическим шарниром, аналогичными тракам танка Т-62. Отработка такого танка проводилась под обозначением "объект 172М" и к концу года было построено три таких танка. Двигатель, форсированный до 780 л.с., получил индекс В-46. Была введена двухступенчатая кассетная система воздухоочистки, аналогичная применявшейся на танке Т-62. Масса "объекта 172М" возросла до 41 т. Но динамические характеристики остались на прежнем уровне за счет увеличения мощности двигателя на 80 л.с., емкости топливных баков на 100 л и ширины гусеницы на 40 мм. От танка Т-64А были сохранены только положительно зарекомендовавшие себя конструктивные элементы бронекорпуса с комбинированной и дифференцированной броней и трансмиссия.

История создания ЛЕГЕНДЫ - 40 лет танку Т-72
Сравнение «Объекта 172» и «Объекта172м»


С ноября 1970 по апрель 1971 года танки "объект 172М" прошли полный цикл заводских испытаний и затем 6 мая 1971 года были представлены министрам обороны А.А. Гречко и оборонной промышленности С.А. Звереву. К началу лета была выпущена установочная партия из 15 машин, которые совместно с танками Т-64А и Т-80 в 1972 году прошли многомесячные испытания.

Выписка из испытаний:


Три заводских образца объекта 172м (с новой ходовой частью и двигателем В-46 мощностью 780л.с.) в период с ноября 1970г. По апрель 1971г. Прошли интенсивные испытания в различных климатических условиях (район Нижнего Тагила, ЗабВО, в/ч 6054) с целью проверки надежности узлов и механизмов танка.

Испытания этих образцов в объеме 10000+13004 км (двигатели отработали 414+685,7 часов) показали эффективность доработок, введенных в процессе испытаний, надежную работу узлов ходовой части, двигателя и его систем, силовой передачи и автомата заряжания, что позволило во 2 квартале 1971 г. Предъявить образцы 172м на полигонные испытания.

Проведенные полигонные испытания танков 172м в различных условиях эксплуатации (БВО, МВО, и ТуркВО) в объеме 8458+ 11662 км (двигатели наработали 393,7 + 510,7 часов), так же показали надежную работу двигателя В-45(?опечатка, пом. автора), силовой передачи, ходовой части така в целом.

По замечаниям, выявленным при полигонных испытаниях и, в частности, при испытаниях в высокогорных условиях ЗакВО, заводом внедрены, а так же разрабатываются, которые будут реализованы в процессе подготовки серийного производства объекта 172м, проводимой заводом в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №326-113 от 12 мая 1970г.

Танк «Объект 172м» №1 прошел 1 этап испытаний в соответствии с программой, согласованной с ВП №47, в период с 26.11 по 06.1270г. Испытания проводились на танкодроме завода по кольцевой сильно пересечённой трассе с мерзлым грунтом, частыми выбоинами и ухабами. Ходовые испытания проводились интенсивно с наработкой за сутки 19,8 часов и протяженностью суточных переходов до 418 км на максимально возможных для данных дорожных условий скоростях. За первый этап испытаний танк прошёл 3000 км, двигатель отработал 154 часа. Испытания показали следующие результаты:

- двигатель В-46 работал надежно, параметры его находились в пределах ТУ и практически не изменились;
- агрегаты силовой передачи работали надежно.

После проведения ТО №2 и устранения замечаний танк «Объект 172м» №1 был подвергнут 2-му, 3-му и 4-му (дополнительному) этапам испытаний.
Перед началом 2-го этапа испытаний были установлены опытные гусеничные ленты 613.44.22сб, ведущие колеса 175.54сб-1 с венцами под траки гусеничных лент 613.44.22сб, приварены кронштейны 175.01.148-1 крепления поддерживающих роликов из спец.стали и болты крепления поддерживающих роликов с резьбой М30х2, а перед 4-тым этапом (после 10004 км) – изменённый привод вентилятора. Ходовые испытания 3-го и 4-го этапод проводились с 09.12.1970 г. По 16.04.1971 г на танкодроме завода в тех же условиях, что и на 1-ом этапе.

За весь период испытаний танк прошел 13004 км, двигатель отработал 685,7 часа, произведено 1027 заряжаний пушки автоматом заряжания, в том числе 170 выстрелов. В результате проведенных испытаний выявлено:
- двигатель и его системы работали надежно. В процессе испытаний имели место
А) незначительные подтекания масла через уплотнения крышек головки блоков;
Б) незначительный выброс паров масла через суфлер двигателя;
В) образование трещин на левом выхлопном коллекторе (отработано 441,9 час.);
Г) из-за разрушения привода вентилятора системы охлаждения на 451,2 часа двигатель был перегрет, в связи с этим на нем были заменены уплотнительные резинки водяных каналов и дюралевые прокладки в разъеме головок блоков.

- гитара и коробки передач с бортовыми передачами работали надежно и замечаний не имели. Угловой редуктор привода вентилятора работал ненадежно из-за разрушения зубчатого ведомого узла конического редуктора привода вентилятора и подшипника фрикциона вентилятора, вызванного значительной расцентровкой привода. Установленны1 после 10004 км доработанный привод, допускающий повышенные расцентровки, при испытаниях на протяжении 3000 км с заведомо выставленными расцентровками замечаний не имел и остался в рабочем состоянии.

- узлы ходовой части показали следующие результаты:
А) имевшие место разрушения торсионов связаны с загрязненностью стали неметаллическими включениями и неотработанностью технологии, установленные после 7053 км торсионы из стали электрошлакового переплава до конца испытаний замечаний не имели;
Б) разрушение втулок балансиров вызвано недостаточной их прочностью, установленные после 7053 км усиленные втулки замечания не имели и остались в рабочем состоянии;
В) в процессе испытаний отрабатывалась конструкция уплотнения по разъему гидроамортизатора, подбирались рабочая жидкость и рабочее давление в гидроамортизаторе, проверенные на дистанции 3000 км (установленные после 10004 км) гидроамортизаторы с доработанной конструкцией уплотнения корпуса, перегородки и крышки, а также измененное стопорение пальцев в соединении тяги с рычагом гидроамортизатора, замечаний не имели;
Г) в процессе испытаний имели место случаи выпадения колец стопорения шин и разрушение колец стопорения ступиц поддерживающих роликов, введенные после 368 км доработанные кольца обеспечили проведение испытаний в заданном объеме;
Д) опорные катки шестых подвесок после 7971 км были заменены из-за разрушения резиновых массивов, остальные опорные катки испытывались до конца испытаний, после изменения выставки торсионов по углу закрутки вновь установленные катки передних и задних подвесок работали на дистанции 5033 км без разрушения резинового массива;
Е) гусеничные ленты 613.44.22сб (без технологических и конструктивных улучшений) обеспечили работоспособность до 3972 км, серийные гусеничные ленты 166.44сб-1В с открытым шарниром отработали 3000 км и остались пригодными к дальнейшей эксплуатации;
Ж) диски ленивцев и ступицы ведущих колес имели трещины по ребрам, в дальнейшем на последующих образцах устанавливались доработанной конструкции.
- автомат заряжания в объеме 1027 заряжаний, в том числе 170 выстрелов, имел 4 отказа и 2 задержки.
- прицел ТПД-2 и стабилизатор 2Э28 отработали 54,3 часа и замечаний не имели.
По замечаниям, выявленным в процессе испытаний «Объекта 172м» №1, заводом были разработаны конструктивные мероприятия, которые внедрялись на заводские образцы №2 и №3 до начала испытаний или в процессе испытаний по мере разработки.
Испытаний «Объекта 172м» №2 и №№ проводились в период с 14.01 по 17.04.1971г. тремя этапами в объемы 3000 км – 1 этап, 4000 км – 2 этап, 3000 км – 3 этап в соответствии с программой, согласованной с ВП №47.

1 этап испытаний проводился на танкодроме завода в перид с 14.01 по 29.01.1971г. по той же трассе и в тех же условиях, как проводились испытания контрольных полигонных образцов №8 и №9 «Объекта 172м».
2 этап испытаний проводился в ЗабВО (ст.Мирная) в период с 16.02 по 26.02.1971г.
3 этап испытаний проводился на танкодроме завода с 30.03 по 17.04.1971г.

Целью испытаний явилась проверка надежности и работоспособности агрегатов и узлов ходовой части, систем моторно-трансмиссионного отделения танка в целом, а так же эффективности проведенных конструкторских мероприятий.

На «Объект 172м» №2 и №3 были внедрены следующие конструктивные мероприятия:
А. До начала испытаний:
1.Усиленные ведущие колеса 175.54сб-2;
2.Торсионные валы из стали 45ХНМФА-Ш;
3.Поддерживающие ролики 175.53сб-1 с измененным стопором шин на ступице, заправленные смазкой ЦНАТИМ-203;
4.Усиленные втулки балансиров;
5.Гидроамортизаторы с улучшенным стопорением тяги 175.52.012, заправленные маслом МСЗП-5;
6.Ленивцы с усиленными дисками.
Б.Перед 2 этапом испытаний:
1.Гусеничные ленты 613.44.22сб.
- на танке №2 – с технологическими улучшениями;
- на танке №3 – с усиленными поперечными ребрами траков (с 8мм до 10мм – по толщине и с 16мм до 20мм – по высоте).
В. Перед 3 этапом испытаний:
1.Изменена выставка торсионных валов по углу закрутки с целью разгрузки первых и шестых опорных катков;
2.Литые диски направляющих колес из спецстали с усиленными ребрами;
3.Серийные (танка Т-62) стальные горловины направляющих колес – на танк №3;
4.В связи с измененной выставкой торсионов установлены новые опорные катки в первых и шестых подвесках.
В процессе испытаний за три этапа танки прошли:
- танк №2 – 10000км;
-танк №3 – 10012км;
Двигатели отработали соответственно 419,1 и 414 часов.

Испытания проводились интенсивно с наработкой за сутки до 20,7 часов и протяженностью суточных переходов до 732 км. Ходовые испытания в объеме 10000 км выполнены за 31 календарный день (по 9-11 дней на этап). Средние скорости при испытаниях на танкодроме завода составили 20,8 км/час, а при испытаниях в ЗабВО – 40,3 км/час.

За время испытаний доработанные узлы и механизмы работали надежно, подтвердили эффективность конструктивных и технологических мероприятий и обеспечили выполнение программы в объеме 10000 км.

В дальнейшем, дня наработки двигателями моторесурса до 500 часов, а так же проверки опытных мероприятий, танк №3 в соответствии с совместным решением организации п/я В-2968 и в/ч 52682 от 08.05.1971г. продолжал испытания на трассе в/ч 68054, а танк №2 на основании письма 562/3/005085 от 16.04.1971 в/ч 52682 – в ТуркВО (учебный центр «Келята»). С учетом дополнительных испытаний танк №2 прошел 13686 км, а танк №3 – 11388 км, двигатели отработали 572 и 536 часов соответственно. Танки находятся в рабочем состоянии.

Проведенные в различных климатических и географических условиях испытания «Объектов 172м» №1, №2 и №3 показали высокие динамическим и маневренные качества и эксплуатационно-технические характеристики, достаточную надежность работы агрегатов, узлов, механизмов и систем моторно-трансмиссионного отделения, ходовой части и управления в пределах пройденных 11388+13686 км.

Двигатели этих танков надежно отработали 697,7 (танк №1), 572 (танк №2) и 536 (танк №3) часов. Автомат заряжания в доработанном виде на контрольных образцах «Объекта 172м» №8 и №9 показал нак же высокую надежность – 448 заряжания на один отказ. Полученная степень доработки узлов, механизмов, агрегатов моторно-трансмиссионного отделения, ходовой части и автомат заряжания, наряду с доработками, проведенными соисполнителями по вооружению и ТПД-2, позволили представить образцы на полигонные испытания.

Проведенные испытания полигонных образцов «Объекта 172м» в различных климатических условиях (БВО, ТуркВО, МВО) подтвердили высокую степень конструктивной отработки «Объектов 172м», при наработке 8458+11662 км, двигателями 393,7+510,7 часов и автоматом заряжания 619+2000 заряжаний пушки.

Двигатель, гитара, коробки передач и другие узлы и механизмы силовой передачи показали надежную работу в пределах выполненной танками наработки.
Имевшая место на двигателе «Объекта 172М» №5 течь воды из зарубашечного пространства пятой гильзы правого блока была вызвана производственным дефектом – при сборке не установлено одно из трех резиновых колец уплотнения нижнего пояса гильзы. После установки резинового кольца двигатель обеспечил выполнение танком программы в заданном объеме.

Автомат заряжания показал надежную работу в пределах 377+539 заряжаний на один отказ.
Ухзлы ходовой части показали следующую работоспособность:
1.Торсионные валы – 8458+11662 км.
2.Балансиры – 8458+11662 км.
3.Направляющие колеса – 6000 км.
4.Гусеничные ленты – 5000+8096 км.
5.Диски ведущих колес – 8458+11662 км.
6.Венцы ведущих колес – 5000+10004 км.
7.Амортизаторы – 8458 км.
8.Поддерживающие катки – 5890 км (доработанная конструкция в ТуркВО).
9. Опорные катки – 4237+11662 км.

По замечаниям и дефектам, выявленным в процессе испытаний полигонных образцов, заводом оперативно проводились конструктивные доработки, эффективность которых проверялась испытаниями в тех же условиях. Ненадежно работавшие на 1 этапе испытаний в ТуркВО поддерживающие катки были доработаны и проверенны на «Объекте 172м» №7 при проведении 2-го этапа испытаний в тех же условиях.

Поддерживающие катки отработали 5890 км (до наработки танком 10004 км) и остались в работоспособном состоянии. На 2-ом этапе испытаний «Объекта 172м» №7 в ТуркВО была так же проверена эффективность новой выставки опорных катков при измененной закрутки торсионов. Опорные катки отработали 6387 км и остались в работоспособном состоянии, кроме 4-го левого, который был заменен после указанного километража из-за разрушения резинового массива. По ряду замечаний проводятся конструктивные доработки, мероприятия по которым будут внедряться в процессе дальнейшего производства «Объекта 172м».

После окончания испытаний появился "Отчет по результатам войсковых испытаний 15-ти танков 172М, изготовленных Уралвагонзаводом в 1972 г."
В его заключительной части говорилось:
"1. Танки испытания выдержали, но ресурс гусеницы 4500-5000 км недостаточен и не обеспечивает требуемую ходимость танка 6500-7000 км без замены гусениц.
2. Танк 172М (гарантийный срок - 3000 км) и двигатель В-46 - (350 м/ч) работали надежно. В процессе дальнейших испытаний до 10000-11000 км большинство узлов и агрегатов, в том числе двигатель В-46 работали надежно, однако ряд серьезных узлов и агрегатов показали недостаточные ресурсы и надежность.
3. Танк рекомендуется для принятия на вооружение и серийное производство при условии устранения выявленных недостатков и проверки эффективности их устранения до серийного производства. Объем и сроки доработок и проверок должны быть согласованы между Министерством обороны и Министерством оборонной промышленности".

История создания ЛЕГЕНДЫ - 40 лет танку Т-72
Опытный танк "объект 172М" 1971 г.


В первой половине 1973 года прошли еще одни успешные контрольные испытания установочной партии об.172М. За этот период были устранены недостатки, выявленные в предыдущих. Это дало все основания для принятия танка на вооружение.

Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР №554-172 от 7 августа 1973 года "объект 172М" был принят на вооружение Советской Армии под названием Т-72 "Урал"(имя в 1975году). Соответствующий приказ министра обороны СССР увидел свет 13 августа 1973 года. В том же году была выпущена установочная партия из 30 машин.

Серийное производство машины было начато в 1974 году. За этот год Уралвагонзаводом было выпущено 220 танков Т-72.

Для критиков машины: Если внимательно проанализировать историю создания Т-72 то становиться понятным, что завод и конструкторы создали то, что хотело министерство обороны при имеющихся возможностях оборонной промышленности по выпуску массового танка, а не то, что хотели бы сами конструкторы.

Фантазии конструкторского бюро всегда остаются на заднем плане, в первую очередь строиться машина по тактико-техническому заданию и требованию заказчика, что и было неукоснительнр сделано. Т.е. «прикуриватель» стоит там, где хочет заказчик, а не там, где ему будет удобно им пользоваться.

История создания ЛЕГЕНДЫ - 40 лет танку Т-72
Чертеж танка «Объект 172м»


МОДИФИКАЦИИ


• Объект 172М опытной и войсковой серии – башня выполнена путем конверсии башни танка Т-64А
• Т-72К (Объект 172МК) «Урал-К» – командирский вариант линейного танка Т-72 (об.172М), на котором дополнительно была установлена коротковолновая радиостанция, навигационная аппаратура, зарядное устройство, но уменьшен боекомплект
• Т-72 (Объект 172М) образца 1975 года
• Т-72 (Объект 172М) образца 1976 года
• Т-72 (Объект 172М) образца 1978 года
• Т-72 (Объект 172М) образца 1979 года
• Т-72 (Объект 172М-Э) – экспортная модификация
• Т-72 (Объект 172М-Э1) – экспортная модификация
• Т-72 (Объект 172М-Э2) – экспортная модификация
• Т-72К (Объект 172МК-Э) – экспортная модификация командирского вариант а линейного танка
• Т-72К (Объект 172МК-Э1) – экспортная модификация командирского вариант а линейного танка
• Т-72К (Объект 172МК-Э2) – экспортная модификация командирского вариант а линейного танка

• Объект 172МН – опытный образец танка Т-72 (об.172М) , на котором была установлена 130 мм нарезная пушка 2А50 (ЛП-36Е). Проходил испытания в 1972-1974 гг. В середине октября 1975 года демонстрировался маршалу Гречко А.А. во время его посещения НИИ в Кубинке. На вооружение не принимался
• Объект 172МД – опытный образец танка Т-72 (об.172М) со 125 мм гладкоствольной пушкой повышенного могущества 2А49 (Д-89Т). На вооружение не принимался
• Объект 172МП – опытный образец танка Т-72 (об.172М) со 125 мм гладкоствольной пушкой 2А46М. Изготовлен в мае-июле 1977 года с целью проведения приемосдаточных испытаний системы. По результатам этих испытаний пушка 2А46М была признана соответствующей заданным тактико-техническим требованиям и рекомендована для проведения дальнейших испытаний.
• Объект 175 – результат работ проводившихся в 1970-75 гг по усовершенствованию об.172М. На вооружение не принимался, опытный образец не изготавливался. Отдельные наработки по машине данной спецификации, как и по об.172-2М были использованы в совершенствовании конструкции серийных машин об.172М (Т-72)

История создания ЛЕГЕНДЫ - 40 лет танку Т-72
Т-72 первых модификаций


Послесловие


И это было только НАЧАЛО славного пути легендарной машины. Для того что бы рассказать о этапах её дальнейшей модернизации, нужен цикл статей, с рассказом о компановке и оборудованию, дальнейших модернизаций, где особое место будет занимать «Объект 184», поступивший на вооружение под обозначением Т-72Б, на котором автор этих строк имел честь служить немалую часть своей жизни.

А модификации первых выпусков Т-72 с упрощенной несекретной бронёй, древним оптическим дальномером, механическим баллистическим вычислителем, аналоговой радиостанцией Р-123 и двигателем В-46 воевали на Ближнем Востоке, где их целовали сирийцы, в Ираке, где их сторонились Абрамсы, не решаясь выходить на встречный бой без огневого вала авиации и артиллерии. Воюют они и сейчас в Сирии, если приглядеться, то на видеохронике применения сирийских машин можно разглядеть вытянутый вдоль горбик перед башенкой командира танка, это и есть элемент оптического дальномера. Если оптика заглушена, значит квантовое оборудование поставили позже, но это и есть тот самый «старичок».

В данной статье специально не стал описывать все дрязги трех конструкторских бюро между собой, особенно между Харьковом и Тагилом, личные договоренности с высшими эшелонами власти и лоббирования конструкторами своих детищ.

Зачем писать об этом ? Авторы уникальных машин боролись за свои изобретения не за деньги и власть, а за ИДЕЮ. Они всей душой болели за Великое Дело – создание мощнейшего бронированного кулака своей страны.

ЧЕСТЬ ИМ И ХВАЛА

Эта статья просто про историю создания машины, ставшей рабочей лошадкой танковых частей.

Надеюсь при обсуждении не будет привычного сравнивания школ танкостроения, который редко ведут сами танкисты.

Для нас, экипажей, после долгого и изнурительного труда, нет слаще музыки чем ПРАВИЛЬНЫЙ грохот или свист двигла, рокот или подвывание включаемых нами систем.

Нет лучшего ощущения, когда ТВОЕ «железо» согласованно «поёт» свою песню под действием твоих рук или ног. И не важно, в какой модели танка ты в данный момент находишься.

В этой «симфонии» – ЧЕЛОВЕКОМ СЕБЯ ЧУВСТВУЕШЬ, одним литым организмом с многотонным зверем. Так и рождается согласие экипажа с техникой и они – неразделимы.

И рождается «живой» танк. Он – НЕПОБЕДИМ.

Т-72 достоин уважения. Он на своих гусеницах и своей бронёй до сих пор достойно защищает свою страну.

[i] Подготовил Aleks ТВ[/i


По материалам сайтов:
http://otvaga2004.ru
http://gurkhan.blogspot.ru
http://pro-tank.ru
http://btvt.narod.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 69
  1. Mikhado 12 августа 2013 08:49
    Наследник 34-ки - больше нечего и сказать. Годы расставили всё по местам и до появления принципиально новых машин танки этой линейки - основа российской бронетанковой мощи.
    1. Vadivak 12 августа 2013 11:02
      Автору спасибо. 40 лет это у мужчины дата расцвета всех сил, а танк Т-72 это несомненно мужчина. Удачи
  2. avt 12 августа 2013 08:57
    Цитата: Mikhado
    Наследник 34-ки - больше нечего и сказать

    Как нечего ? А что ,,Оплот" - лучший ?? laughing Т-70 танк на века ! Рабочая лошадка и не превзойденная в умелых руках . good Еще послужит .
    avt
    1. Михаил_59 12 августа 2013 09:19
      Так это очень грамотная фраза, поскольку очень ёмкая по смыслу - "наследник 34-ки"...
      Это и комплимент, и критика одновременно.
      Достоинства танка-легенды известны, Т-70 - хорош как качественно новый уровень их эволюционного развития.
      Недостатки концепции так же очевидны и эволюция не избавила машину от них.
      Послужит? Да, конечно. Но это так же и "+" и "-".
      1. kvm 12 августа 2013 10:11
        НАзовите любое изделие без недостатков.
        kvm
    2. Aleks тв 12 августа 2013 10:32
      Цитата: avt
      Т-70 танк на века ! Рабочая лошадка и не превзойденная в умелых руках .

      Абсолютно и полностью согласен - рабочая лошадка в умелых руках.
      То ко наверное все же Т-72...
      wink
      1. avt 12 августа 2013 10:52
        Цитата: Aleks тв
        То ко наверное все же Т-72...

        Точно , не по той кнопке стукнул ,конечно Т-72 . smile
        avt
  3. Добрый 12 августа 2013 09:15
    Хорошая машина Т-72! Больше нечего добавить.
  4. cyberandr 12 августа 2013 11:17
    Из любопытства Если Т-72 машина резерва, а Т-80 более скажем "элитна", то почему отдали предпочтение Т-72? Понимаю Т-64 сейчас украинская иномарка, но Т-80 родом-то из Ленинграда.
    cyberandr
    1. ivshubarin 12 августа 2013 11:33
      У т-64 много недоработок. Т-72 проще и дешевле в производстве , чем Т-80.
    2. IRBIS 12 августа 2013 11:38
      Цитата: cyberandr
      Если Т-72 машина резерва, а Т-80 более скажем "элитна", то почему отдали предпочтение Т-72?

      80-ка - хороший танк, но жрет, зараза, столько, что только успевай заливать. И в полевых условиях сложна в ремонте. А "Т-72" - это реально толковый танк во всех отношениях. Он почти всегда "прощает" ошибки бестолкового экипажа, надежен и прост в эксплуатации.
      С Днем Рождения, родное железо!
    3. Ударник 12 августа 2013 11:42
      В Т-80УД (тем более Т-84) от Т-80, кроме ходовой части, почти ничего не осталось, по существу, это новый танк.
    4. Aleks тв 12 августа 2013 12:43
      Цитата: cyberandr
      Из любопытства Если Т-72 машина резерва, а

      Не совсем так.
      «Танк резерва» и «машина особого времени» это выражения техники войны.
      Т.е. Т-72 создавался как вариант массового танка в случае боевых действий. Отсюда и требование к надежности. Более простая электронная начинка была установлена тоже по этим соображениям, т.е. ставили то оборудование, которое могли бы производить массово в условиях нехватки войны.
      А сложный прицельный комплекс Т-64 был перекочевал на Т-80, где и был модернизирован. .

      Но и того, что поставили на Т-72 было неплохо.
      Чуть дополню статью по "начинке" наводчика, а то писал про создание:

      От ночного ТПН-1-49 (ТПН-3-49) толку, традиционно, почти не было. Но основной прицел ТПД-К1 был прост и надежен, там нет проблем, о которых говорят про "абрашку".
      Клавиша раскрутки «привода», клавиша «стабил», весёлый «дельта Д», плюс две клавы включения дальномера. Вот и все, что требовалось знать наводчику по первости (еще рычаг растопаривания зеркала при стабилизации на левом боку корпуса).
      Внизу пульт «чебурашка». Под большими пальцами кнопки выстрела пушкой и пулеметом, под указательными кнопки замера и сброса дальности квантовым лучем.
      Затем были модернизации, вплоть до выдачи данных угловых поправок движения цели.

      На рисунке видно кольцо выше «чебурашки», это как раз бывшее управление оптическим дальномером, работала на совмещение двух картинок в одно, прикиньте, как «весело» было его крутить в боевой обстановке до введения лазерного дальномера.

      С Днем Рождения, Родное ЖЕЛЕЗО !
    5. uwzek 12 августа 2013 17:05
      Предпочтение Т-72 отдала жизнь. Когда приняли на вооружение Т-64, быстро выяснилось, что много машин харьковский завод произвести не сможет, а развернуть производство новых танков на других заводах не получится из-за нехватки двигателей. Поэтому Тагилу поручили выпускать танки Т-64 с дизелем В-45, запасы которых на складах НЗ были велики (отсюда и "танк резерва", "мобилизационный танк").
      Из статьи Вы видите, что задача была исполнена "несовсем"... Двигатель пришлось очень быстро поменять на следующую модификацию, принципиально доработать конструкцию машины. Но, в итоге, пока Харьков лечил проблемы силовой установки Т-64 (у машин с ГТД они также присутствовали), в Тагиле довели до ума танк, ставший самым массовым танком современности...
  5. Страшный прапёрщик 12 августа 2013 13:23
    С Днём рождения Броня!..
  6. одинокий 12 августа 2013 14:36
    т-72 несомненно является одним из лучших танков своего времени.и давайте не будем чернить этот танк.не забывайте человеческий фактор при оценки любой техники.в руках неудочек любой танк каким бы он был,превратится в ведро
  7. сергей72 12 августа 2013 14:49
    "Авторы уникальных машин боролись за свои изобретения не за деньги и власть,а за ИДЕЮ." - лучше не скажешь, а статья отличная, надо будет сохранить в архиве+++++
  8. Teks 12 августа 2013 15:24
    всем привет, впервые соледарен с автором статьи о недопустимости сравнения трех школ, по коментам видно что люди знают о чем пишут, а огорчает то что после т-64 являющимся стволовым танком в родовом древе сов. брони продолжения нет, т-80(84) т-72(90) это ветви((
    Teks
    1. avt 12 августа 2013 15:49
      Цитата: Teks
      а огорчает то что после т-64 являющимся стволовым танком в родовом древе сов. брони продолжения нет,

      request Ну во первых это все таки был наш прорыв в МИРОВОМ танкостроении . Отсюда ,помимо достоинств , определенные недостатки конструкции . Т-72 делали уже имея определенный задел ,равно как и Т-80 ,всегда проще делать лучше ,отталкиваясь от аналога ,что отнюдь не умаляет работу уральских конструкторов и лично Л.Н.Карцева. Ну а во вторых - это танки СССР ,имперские машины . Такое в Мире позволить себе может не каждый , считанные страны . request Что же вы хотите от нынешней Украины !? Хоть какой то советский задел остался , требовать большего - все равно что если бы Янукович сейчас в Николаеве авианосец ,по старой советской памяти , заложил . laughing
      avt
      1. Teks 12 августа 2013 16:13
        я имел ввиду не только Украину)),
        Teks
        1. avt 12 августа 2013 16:40
          request А как в нынешних геополитических условиях собираетесь кооперацию ,да еще в таком специфическом производстве восстанавливать ??? Вот честно не представляю себе как в краткосрочной перспективе можно разрулить наследие 91 года .
          avt
          1. Teks 12 августа 2013 17:46
            вот именно эти условия и заставят объеденить не только усилия но и страны, чем слабее Россия тем сильнее капают слюни у известных соседей на ее ресурсы, дай бог мне ошибаться, но славян пока не начнут бить извне, лаять друг на друга они не перестанут.
            Teks
    2. Aleks тв 12 августа 2013 15:50
      Цитата: Teks
      о недопустимости сравнения трех школ

      ТРИ КБ в ОДНОЙ «школе», одной системе – это мощно. Тем более им было позволено конкурировать и брать наработки соперников.
      Такой немыслимой «кооперации-конкуренции» (капитализма и коммунизма в одном лице) не было ни у одного государства.
      Про Т-64: у Морозова была потрясающая идея – ударная мощь и мощное бронирование тяжелого танка, размещенное на базе машины среднего класса, у него это получилось, но этот реально революционный проект был новым, это был своего рода прототип и развился (по большому счету), только в «детях».
      Хотя, Булат и Оплот ведь и являются продолжением Т-64.

      Эх, объединить бы усилия как раньше… но это сказка.
      Все сейчас думают только о бабле, нафик им танки. Танки теперь для них именно средство зарабатывания этого самого бабла…
      Эхех.
      Но сотрудничать - надо обязательно. Мы никому не нужны кроме самих себя.
  9. Teks 12 августа 2013 15:34
    Цитата: cyberandr
    Из любопытства Если Т-72 машина резерва, а Т-80 более скажем "элитна", то почему отдали предпочтение Т-72? Понимаю Т-64 сейчас украинская иномарка, но Т-80 родом-то из Ленинграда.

    в конце восьмидесятых на территории Польши и ГДР на вооружении были и 72е и 80е, но последние считались танками прорыва, не смотря на озвученную выше прожорливость 80ки у нее много плюсов, и малошумность не последний(если конечно он приближается спереди, а не удаляется).
    Teks
    1. Aleks тв 12 августа 2013 16:01
      Цитата: Teks
      в конце восьмидесятых на территории Польши и ГДР на вооружении были и 72е и 80е, но последние считались танками прорыва,

      Да, Т-80 танк прорыва. Танк "Ла-Манша". Они должны были выйти к Ла-Маншу до подхода амеров. Цена керосина при таком стратегическом вопросе значения не имела.
      Скорость - запредельная, до потери связи гуслей с грунтом.

      Т-80 действительно почти не слышно, когда он идет на тебя: внутренний подбой резиной гусеницы, обрезиненный каток, резино-металический шарнир в комплексе не давали лязг металла.
      Двиг было слышно только когда он поворачивался кормой - характерный аэродромный свист.
      Очень уважаемая машина, особенно при разогреве каскадов на морозном воздухе, не надо с "трубой" лазить между задними катками и "кочегарить" движок, как на дизелях, коченея у классической "бочки с соляркой".
      Электроника так же на должном уровне, те же поправки сам считает.
      1. Teks 12 августа 2013 16:38
        я тоже считаю 80й лучшим сов. танком, хотя и не лишенным хронических недостатков типа комфорта экипажа когда после марша впору костоправа вызывать, а если сразу в бой? никто ведь процент потерь не считал от усталости экипажа, а зря.
        Teks
  10. Teks 12 августа 2013 16:20
    Цитата: Aleks тв
    Цитата: Teks
    о недопустимости сравнения трех школ

    ТРИ КБ в ОДНОЙ «школе», одной системе – это мощно. Тем более им было позволено конкурировать и брать наработки соперников.
    Такой немыслимой «кооперации-конкуренции» (капитализма и коммунизма в одном лице) не было ни у одного государства.
    Про Т-64: у Морозова была потрясающая идея – ударная мощь и мощное бронирование тяжелого танка, размещенное на базе машины среднего класса, у него это получилось, но этот реально революционный проект был новым, это был своего рода прототип и развился (по большому счету), только в «детях».
    Хотя, Булат и Оплот ведь и являются продолжением Т-64.

    Эх, объединить бы усилия как раньше… но это сказка.
    Все сейчас думают только о бабле, нафик им танки. Танки теперь для них именно средство зарабатывания этого самого бабла…
    Эхех.
    Но сотрудничать - надо обязательно. Мы никому не нужны кроме самих себя.

    этто да, тем более что провал в работе над новыми машинами в 20 лет это серезно, сейчас ведущие страны все ближе к идее беспилотников, проблема лишь в надежной системе связи с объектом, а наши и ваши уперлись в арматы и оплоты, это хоть и прогрэс но ...
    Teks
    1. Rider 12 августа 2013 18:37
      Цитата: Teks
      сейчас ведущие страны все ближе к идее беспилотников


      беспилотный танк, это пока из разряда фантастики.
      если БПЛА теряет контроль с земли, у него срабатывает функция возврата на базу. но в воздухе нет оврагов, зданий. деревьев и пр, с которыми придётся столкнуться наземному агрегату.
      ну а самое главное, автомат не может самостоятельно принять решение. и в случае потери связи перестаёт быть полезным как боевая единица.

      впрочем возможен вариант с внешним управлением на близком расстоянии.
      прогресс, мать его, на месте не стоит.
      1. Teks 12 августа 2013 21:52
        впервые экспиременты с радиоуправляемым танком были проведены в союзе еще до войны, не помню модэль но по моему даже до серии БТ, в восьмидесятые тоже велись такие работы, причем не без проишествий)), а на счет потери контроля, так ведь не с высоты хряпнется, починят, плюс целая армия танкистов подготовленных ворлд оф танкс)))))))))
        Teks
  11. ДВС 12 августа 2013 17:16
    Американский фашизм ломает себе зубы сейчас в Сирии во-многом из-за танка Т-72. Тяжёлые и неуклюжие абрамсы, меркавы и леопарды давно бы горели факелами на тесных улицах сирийских городов. Про высокую стоимость их боевой работы и обслуживания я уж и не говорю.
    1. Teks 12 августа 2013 17:37
      интересный момент, меркава-наиболее адаптированный для боя в городе танк, разместите в его десантном отделении(кстати такого нет ни у одного танка кроме морковки) пару снайперов и пулеметчика, в нужный момент высадив для сопровождения, причем и танк и пехи интэгрированы в единое информационное поле боя и получите отличный результат
      Teks
      1. Setrac 12 августа 2013 22:29
        Цитата: Teks
        интересный момент, меркава-наиболее адаптированный для боя в городе танк, разместите в его десантном отделении(кстати такого нет ни у одного танка кроме морковки) пару снайперов и пулеметчика, в нужный момент высадив для сопровождения, причем и танк и пехи интэгрированы в единое информационное поле боя и получите отличный результат

        Чтоб кого-то посадить надо сгрузить часть боеприпаса, ничего не дается даром.
        1. Teks 12 августа 2013 22:39
          меркава единственный танк с компоновкой БМП в принцыпе, там дес. отд. заложено конструктивно,может использоваться для эвакуации раненого с поля боя, отдыха л.с., и т.д.
          Teks
          1. Setrac 12 августа 2013 22:52
            Цитата: Teks
            меркава единственный танк с компоновкой БМП в принцыпе, там дес. отд. заложено конструктивно,может использоваться для эвакуации раненого с поля боя, отдыха л.с., и т.д.

            Это ваши мечты, никакого БМП нет. Вы хоть поинтересуйтесь какой объем этого "десантного" отделения.
            1. Teks 12 августа 2013 23:18
              Описание конструкции
              Характерной особенностью танка является компоновка с расположением моторно-трансмиссионного отделения в передней части корпуса. Такое конструктивное решение обеспечивает дополнительную защиту экипажа. Кроме того, высвобождается значительный заброневой объём кормовой части корпуса машины. Уникальной особенностью танков «Меркава» является наличие в корме отсека, используемого для перевозки десанта или раненых (также в отсеке могут размещаться дополнительные боеприпасы). Эта особенность превращает «Меркаву», по сути, в универсальную боевую машину, способную выполнять, в зависимости от боевой обстановки, тактическую роль и танка, и БТР, и БМП. Отсек имеет броневую дверь в корме, позволяющую экипажу в критических ситуациях покидать танк сзади.
              это из википедии, а от себя-мне то чего о нем мечтать, некоторые машины я видел вживую, есть с чем сравнивать.
              Teks
              1. Setrac 13 августа 2013 12:35
                Цитата: Teks
                та особенность превращает «Меркаву», по сути, в универсальную боевую машину, способную выполнять, в зависимости от боевой обстановки, тактическую роль и танка, и БТР, и БМП.

                Причем надо уточнить, что там, куда вы хотите посадить десант лежат снаряды, то-есть только когда вы расстреляете снаряды из кормовой ниши вы сможете посадить туда два-три человека, или изначально идти в бой с неполным боекомплектом. Но даже так, гонять 70 тонную машину в качестве БТР и (или) БМП, причем перевозить за раз 3 десантника, чтоб наступать армией надо 20000 меркав? Маразм на марше.
                Цитата: Teks
                Характерной особенностью танка является компоновка с расположением моторно-трансмиссионного отделения в передней части корпуса. Такое конструктивное решение обеспечивает дополнительную защиту экипажа. Кроме того, высвобождается значительный заброневой объём кормовой части корпуса машины.

                Это цитата из ВИКИ, открытый обман. Никакой объем не высвобождается, двигатель некуда не девается, остается в корпусе, только в передней его части, а не в задней и занимает положенный ему объем.
                Цитата: Teks
                Отсек имеет броневую дверь в корме, позволяющую экипажу в критических ситуациях покидать танк сзади.

                Сбежать во время боя - вот что сможет танкист при помощи задней двери, и правда танк для Иуды.
      2. одинокий 12 августа 2013 22:52
        вы неучитываете только одну деталь.ЦАХАЛ не пускает танки в город как их пускал павел грачев.прежде чем появится в кварталах,израильтяне пускают туда штурмовые группы с бульдозерами.а пока бульдозеры утюжат кварталы танки обеспечивают их огнем.
        меркава появляется тогда,когда уже некому стрелять.
        1. Teks 12 августа 2013 23:21
          я имел ввиду теорию применения машины в городских условиях и не в коем разе действия Цахала.
          Teks
  12. DonVel 12 августа 2013 21:16
    Самому массовому танку России 40 лет. Похлопаем отечественному ВПК и чиновникам.
    DonVel
    1. Teks 12 августа 2013 22:02
      дак и абрамсу не меньше, но хитрые янки заложили колоссальный модэрн.потэнциал, при этом создав не просто машину, а вместе с ней целый комплекс предприятий и вспомогательной техники позволяющей поддерживать ее на высоком уровне боевой эффективности.этого у них не отнять, умеют бабки считать.
      Teks
      1. DonVel 12 августа 2013 23:02
        Абрамсу поменьше будет, его выпускают с 1980 года, если не ошибаюсь. Янки умеют не только считать деньги, но и воевать. Они же постоянно с кем-то дерутся. У Т-72 модификационный резерв огромный, но уже, считайте, выработан. Абрамс, как ни крути, смотрится лучше в этом отношении.
        DonVel
        1. Aleks тв 12 августа 2013 23:31
          Цитата: DonVel
          У Т-72 модификационный резерв огромный, но уже, считайте, выработан.

          Т-90мс показал, что резерв Т-72 еще не выбран.
          Если с Арматой и будет какая-то заминка, МС его заменит достойно в противостоянии с современными модификациями абрашек, там есть ВСЕ, что нужно.
          Пожелание будет только в улучшении могущества боеприпасов, а вот тут действительно возможна проблема из за размера конвейера АЗ.

          А так - все на должном уровне. Старичок Т-72 еще в "теме" как серьезный соперник надолго при должной модернизации, Армату то за один день не поставят массово.
          1. DonVel 13 августа 2013 00:45
            Т-90МС вряд ли будут закупать, если "Армата" провалится. Что-то мне подсказывает. Командование хотя бы понимает, что нужно что-то принципиально новое. И, кстати, "абрашка" воевал, в отличие от Т-90 (а Т-90МС тем более, так что ничего он еще не показал). Можно сколько угодно спорить о ТТХ, но практика все расставляет по своим местам.
            DonVel
            1. Aleks тв 13 августа 2013 01:09
              Цитата: DonVel
              Можно сколько угодно спорить о ТТХ, но практика все расставляет по своим местам.

              А никто буклетами с ТТХ И ТТД размахивать не собирается.
              На Т-90мс стоит то, что нужно танкистам.
              Если пойдет в серию - будет замечательно.
              1. DonVel 13 августа 2013 11:47
                Т-90 танк хороший, это да. Но все достижения нашей оборонки как шли на экспорт, так и идут.
                DonVel
  13. tank64rus 12 августа 2013 21:18
    Правда пишут. "Рабочая лошадка" БТВ Советской Армии и других стран. "Калашников" танковых войск.
  14. Фофан 12 августа 2013 22:30
    т72 был лучшим на мой взгляд танком в своем времени. т90 подхватил. как мне хоцца увидеть армату, кто бы знал. и не на фотках а вживую. и не просто "в стойле" а в действии. ммммммм.......
  15. User_internet 12 августа 2013 22:35
    меркавы и абрамсы это танки мирного времени, не одна промышленность не в состоянии быстро собрать сложные электронные системы которые напичканы вышеуказанные танки. Фронт будет пожирать танки, а заводы будут не успевать восполнять. И закончиться тем что в бой пойдут танки собранные по упрощенной схеме. Наглядный пример тигры и т-34, да тигр очень хороший танк, но очень дорогой и не технологичный, в отличие от т-34. А причина громадных потерь наших танков в ВОВ, так это "заслуга наших командиров" которые гробили людей почем зря, а не недостатки техники.
    1. Фофан 12 августа 2013 22:44
      Цитата: User_internet
      меркавы и абрамсы это танки мирного времени, не одна промышленность не в состоянии быстро собрать сложные электронные системы которые напичканы вышеуказанные танки. Фронт будет пожирать танки, а заводы будут не успевать восполнять. И закончиться тем что в бой пойдут танки собранные по упрощенной схеме. Наглядный пример тигры и т-34, да тигр очень хороший танк, но очень дорогой и не технологичный, в отличие от т-34. А причина громадных потерь наших танков в ВОВ, так это "заслуга наших командиров" которые гробили людей почем зря, а не недостатки техники.
      хоспади, какой сейчас фронт? заслуга каких командиров? вы пропустили успокоительные?
    2. 7ydmco 12 августа 2013 22:49
      Скажем прямо, сравнивать Тигр и т34 не совсем корректно smile
      7ydmco
  16. bublic82009 12 августа 2013 22:49
    Т-72 для своего времени революционный танк. один калибр чего стоил. сравнивать Т-72 первых модификаций с Абрамсами последних модификаций делает нашему танку только честь. то есть это печка от которой все танцуют.
    bublic82009
  17. 7ydmco 12 августа 2013 22:55
    Цитата: Teks
    интересный момент, меркава-наиболее адаптированный для боя в городе танк, разместите в его десантном отделении(кстати такого нет ни у одного танка кроме морковки) пару снайперов и пулеметчика, в нужный момент высадив для сопровождения, причем и танк и пехи интэгрированы в единое информационное поле боя и получите отличный результат


    Единственным обоснованием столь громкого заявления о - "наиболее адаптированный для боя в городе танк" служит то, что у него существует небольшое десантное отделение? Не много, прямо скажем smile
    7ydmco
    1. Teks 12 августа 2013 23:24
      это не я придумал, отищу ссылку обьязательно выложу, жаль не помню источник.
      Teks
  18. Teks 12 августа 2013 23:05
    Т-72(72А,72Б)машина хорошая, но на сегодняшний день применять данные модификации в полномаштабном конфликте крайне не разумно, необходимо провести их глубокую модернизацию до уровня т-90 что вполне реально(тот же украинский т-72МП), это дешевле чем покупать у немцев леопарды+рабочие места+загруженность собственного ВПК, и уж точно не оставлять ржаветь старые образцы(55,62,64)это готовые добротные(т.к. Советские)платформы под те же терминаторы.
    Teks
  19. sergey158-29 12 августа 2013 23:51
    Спасибо за интересную и объективную статью!

    ЦИТАТЫ:
    - "УВЗ на БАЗЕ технологических РЕШЕНИЙ Т-64..."
    - "ПЕРВЫЕ машины создавались простой ПЕРЕДЕЛКОЙ серийных Т-64А..."
    - "...был разработан МОБИЛИЗАЦИОННЫЙ вариант Т-64А

    То, что ходовую, двигатель и АЗ доработали - МОЛОДЦЫ! good

    А кто выпускал Т-72 с упрощенной не секретной бронёй, древним оптическим дальномером, механическим баллистическим вычислителем? Ведь танк не только должен хорошо ездить, но ещё и УНИЧТОЖАТЬ танки противника! А здесь из описанной тройки (Т-64, Т-72, Т-80) он явный АУТСАЙДЕР!!! hi
    1. Aleks тв 13 августа 2013 00:05
      Цитата: sergey158-29
      Спасибо за интересную и объективную статью!

      hi
      Спасибо создателям этой машины.

      Цитата: sergey158-29
      А кто выпускал Т-72 с упрощенной не секретной бронёй, древним оптическим дальномером, механическим баллистическим вычислителем?

      Сергей, эта фраза в статье имела подтекст о модификациях, поставляемых на экспорт, так как на таких машинах всегда возможна "утечка" инфы вероятному противнику.
      Поэтому и не ставили на них всякие приблуды, которые устанавливались на наши танки серийно.
      И даже машины такой комплектации показывали себя достойно.
  20. Комментарий был удален.
  21. svp67 13 августа 2013 00:58
    Установка в объекте 172 двигателя В-45К ...обеспечила по сравнению с объектом 434:
    - уменьшение времени на ...подготовку танка к преодолению водных преград;
    - возможность работы двигателя на различных сортах топлива.
    Вот честно,это высказывание еще соответствовало действительности до установки на Т64 системы "Брод", после чего Т64 подготавливать к преодолению водных преград стало намного легче и быстрее,чем Т72...
    1. Aleks тв 13 августа 2013 01:23
      Цитата: svp67
      высказывание еще соответствовало действительности до установки на Т64 системы "Брод",

      Это же отчет 1970 года, и данные про "Объект 172".
      Собирал материал то просто про создание машины из-за юбилея, только и всего.

      А для интереса, Сергей, не подскажите, когда "брод" установили на Т-64 и Т-80 ? Эти машины не настолько хорошо знаю по истории модификаций, а служить на них почти не пришлось.
      1. svp67 13 августа 2013 06:45
        Цитата: Aleks тв
        А для интереса, Сергей, не подскажите, когда "брод" установили на Т-64 и Т-80 ?
        Про Т80 не скажу, мое знакомство с ней началось с Т80Б,но про Т64 могу. Система "Брод" на ней появилась св момент постановки на конвейер Т64Б, её тогда испытывали на Т64А, ну а в дальнейшем при капитальных ремонтах многие из ранее выпущенных танков дооборудовались...
      2. svp67 13 августа 2013 11:02
        Цитата: Aleks тв
        А для интереса

        У меня во взводе,во время службы в ГСВГ были Т64АМ, вот где я лично увидел этапы модернизирования... Особенности нашего,отдельного гвардейского Уманьско - Померанского пятиорденаносного полка прикрытия границы,да в принципе и всех им подобных, было то,что во взводах было пять танков. И там были машины как с системой "Брод", так и без оной. Сразу скажу,что наличие системы сильно облегчало жизнь при подготовке к преодолению водных преград...и при техобслуживании,не очень сильно затрудняла...
  22. LM66 13 августа 2013 11:04
    А что за танки с двумя пушками ездили на параде, давно ?
  23. Wynd 13 августа 2013 13:58
    Кто нибудь знаком с жж andrei-bt. Местами, конечно, противно читать его из-за чернухи и неприязни ко всему Российскому. Но местами грамотно и по делу недостатки и минусы Т-72 раскрывает.
    А лучшим танком СССР он признает Т-64. Какие у кого мысли на этот счет? soldier
  24. Aleks тв 13 августа 2013 15:13
    Цитата: svp67
    И там были машины как с системой "Брод",


    Спасибо за оба комментария по системе Брод, Сергей.
    Интересно. Почитал отзывы о ней в инете, мало о ней знал. Хорошие отзывы.
    В Забайкалье, Урале и Кавказе Т-64 не был распространен, так что послужить на них не довелось.
  25. Aleks тв 13 августа 2013 15:16
    Цитата: Wynd
    А лучшим танком СССР он признает Т-64. Какие у кого мысли на этот счет?

    Мысли те же:
    Танкосрач устраивают не танкисты.
    Рад что в этом обсуждении его практически не было.
    Почитайте статью и коменты. Мы тут как бы именинника поздравляем.

    А служим на том, что Родина дала.
    wink
    1. Kars 13 августа 2013 16:18
      Цитата: Aleks тв
      Танкосрач устраивают не танкисты.

      это мы можем.
      1. Aleks тв 13 августа 2013 16:32
        Цитата: Kars
        это мы можем.

        Зато у Карса просто энциклопедические знания по танкам.
        Впечатляет...
        Не часто встречается.

        Но троллинг - просто убивает.
        laughing
        Без обид, я в хорошем смысле.
    2. Wynd 15 августа 2013 05:22
      За материал - спасибо. Этого не отнять - никакого танкосрача нет. Просто когда наткнулся на ... (не буду повторять, а то рекламой сочтете), захотелось иметь какие-то аргументы против грязи выливаемой на танк-солдата, 72ку hi
  26. Aleks тв 13 августа 2013 15:22
    Цитата: LM66
    А что за танки с двумя пушками ездили на параде, давно ?

    А как давно ?

    До войны Т-35 вообще тремя пушками щеголял.
    После войны ЗСУ-57-2 была распространена.

    Много чего было на парадах.
    Да и не только у нас были парады.
    1. LM66 13 августа 2013 16:04
      Помню по телевизору видел, черно белому, наверно конец 60 начало 70. Посмотрел ЗСУ-57-2, наверно он. Спасибо
  27. Teks 13 августа 2013 16:11
    После войны ЗСУ-57-2 была распространена.
    вот похоже именно они))
    Teks
  28. Прохор 13 августа 2013 20:20
    Победа в ЛЮБОЙ войне - это незатейливые Т-72 с такими вот незатейливыми, простыми танкистами: http://www.youtube.com/watch?v=OvHddydNQIA&list=TLBPKT72FW8VA
    В этом сирийском мужике есть дух наших дедов, переломавших и "передовые" идеологии, и передовые технологии своего времени....
    Прохор
  29. amber-50 14 августа 2013 14:44
    Статье несомненно+++++.Спасибо.Сознанием дела написана.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня