"Now I can tell the truth"

1
Until the early nineties of the last century, this person in our country and abroad was known as a children's writer, whose books were published in huge numbers, 21 million 642 thousands of copies. And only the “initiates” knew that the well-known children's writer gave twenty-five years of her life to serving the SVR (Soviet foreign intelligence) and was among the elite of this secret agency. The name of this man Zoya Ivanovna Resurrection-Rybkina.

Just before Zoya Ivanovna’s death, when she was already mortally ill, came the unexpected news that she was “declassified.” And despite her serious illness, Voskresenskaya wrote her last book with the saying title “Now I can tell the truth,” which was published several months after the death of Zoya Voskresenskaya, a retired KGB colonel.



28 April 1907 of the year at the station Uzlovaya, Bocharovsky district, Tula province, a daughter was born in the family of the assistant to the head of Voskresensky station, who was named Zoya.

Childhood girl spent in the city of Alexin.

When she turned 13, in 1920, her father, Ivan Pavlovich, died of tuberculosis. Being alone, the mother, together with her daughter and two sons, decided to move to Smolensk. Soon she became seriously ill, young Zoya had to go to work to help her mother support her family. It was a difficult period of life, and here suddenly a chance helped her, on the street she accidentally met her father’s old friend. Zoya told him about her troubles and he told her to come to him at the battalion headquarters, so began Zoya Ivanovna’s new independent period of life.

Father's comrade helped Zoya get a job as a librarian in the 42 Battalion of the Cheka troops. After that, she managed to work as a political instructor-tutor at the colony of juvenile delinquents, at the M.I. Kalinin factory in Smolensk, at the headquarters of the CHON (special-purpose units). In 1927, Voskresenskaya for the first time marries Vladimir Kazutin, who after some time is sent to Moscow for partucheby.

At the end of 1928, Voskresenskaya, together with her son Vladimir, also moved from Smolensk to Moscow, to her husband. But in the capital, family life did not work and the couple divorced. Her little son Zoe helped raise her mother, who moved to live with her daughter. In the summer of 1929, Resurrection becomes an employee of the Foreign Department of the OGPU. Apparently the exquisite beauty, amazing spiritual charm and sharp mind of the young employee attracted the attention of the INO (foreign intelligence) leadership,

And at the beginning of 1930, Zoya Ivanovna was on her first foreign trip to Manchuria, to Harbin. For two years, Voskresenskaya worked in Harbin, as secretary of the Soviet oil syndicate Soyuzneft, successfully fulfilling the tasks of the Center, during a bitter struggle on the CER (Chinese Eastern Railway), this was her exploration debut.

After Harbin, the Resurrection also worked successfully in Riga, in the cities and estates of old Latvia, where she appeared as a noble baroness. After was work in Central Europe - in Austria and Germany, in the north of the continent - in Sweden and Finland.

Working in Finland, Resurrection married for the second time. She arrived in Finland in 1935, by that time she was already a real intelligence professional, and she came to that country as a deputy resident. Irina (that was Zoya Ivanovna’s operational pseudonym) acted as the head of the Intourist representative office in the capital Helsinki. In 1936, the residency manager in Helsinki was recalled to Moscow. Boris Arkadyevich Rybkin, an experienced 37-year-old security officer, came to replace him as a consul of Yartsev.

At first, the relationship with the head of the residency and his deputy was not very good. Consul Yartsev was extremely demanding and held out formally with his young, charming assistant. Resurrection at some point even asked the Center to withdraw it, but received an order to introduce a new leader in the course of affairs, to acquaint with the situation, and then return to the question of recall. But this issue was no longer returned. After half a year of introduction to the course, the Center has already received another request for permission to get married! Despite the fears of the lovers that the Center will not allow such “nepotism” in the residency, Moscow has given “good”.

So Zoya Ivanovna is now Voskresenskaya-Rybkina became "Madame Yartseva."

"Now I can tell the truth"


In Finland, Irina was collecting information about Germany’s plans for Suomi and liaising with the illegal agents of Soviet foreign intelligence. During her work she managed to acquire valuable sources of information. Resurrection also coordinated the work of an illegal intelligence group in Norway.

In November 1939, the “Winter War” began, which forced the Yartsevs to return to the USSR.

Arriving in Moscow, Zoya Voskresenskaya-Rybkina took up a new business for herself and intelligence in general, analytics (a special analytical unit was created only in 1943 year), becoming one of the leading experts in this field.

General Pavel Sudoplatov said the following about this: “... Zoya Ivanovna Rybkina, together with her immediate superior Pavel Zhuravlev, started a lettered case under the code name Zateya, which contained all the important information about Germany’s preparations for war against the USSR. With the creation of this lettered case, it has become much easier to follow the development of German politics, in particular its ever-increasing aggressiveness. Information from this lettered case regularly came to Stalin and Molotov, which allowed them to correct their policy towards Hitler. ”


Pavel Sudoplatov


It was to Zoya Ivanovna that all the information obtained by a group of anti-fascists, the famous “Red Chapel”, operating in Nazi Germany, flowed. According to the available information, she prepared an analytical note to Stalin, in which it was stated that Hitler’s attack could be expected at any moment, and that this attack was inevitable according to all available data. But Stalin did not attach importance to this note, irritably saying to Pavel Fitin to the head of foreign intelligence: “This is a bluff! Do not panic. Do not be nonsense. Go and get a better look. ”

Before the start of the war, there were only a few days left, in which Zoya Ivanovna could see for herself.

In early June, the Reich leadership, trying to refute rumors of the imminent approach of the war against the USSR, organized a solemn reception at its embassy, ​​with the participation of leading dancers of the Berlin Opera, to which the Bolshoi Ballet soloists were invited. The reception was also attended by the representative of the VOKS (All-Union Society for Cultural Relations with Foreign Countries), Ms. Yartseva. As it is not difficult to guess, in fact, the task of Mrs. Yartseva included an assessment of the mood of the staff and the overall situation of the German diplomatic mission.

Zoya Ivanovna drew attention to the bright squares on the walls of the embassy’s rooms, which talk about recent films, in conversations with German diplomats she noticed other details that the embassy was preparing to leave.



Here she finally came to the conclusion that the war would begin soon, and a reception with a Berlin ballet was arranged to avert the eyes.

The Great Patriotic War began. From the first days of Voskresenskaya-Rybkina as part of a special group, under the leadership of P. Sudoplatova, she was engaged in the selection, training and organization of the transfer of saboteurs and intelligence officers to the rear of the enemy. She was directly involved in the creation of the first partisan detachment, commanded by Nikifor Kalyada, the legendary Batya. Bati's squadron is already in 1941-1942. practically cleared the Smolensk – Vitebsk – Orsh triangle from the fascists.

At any time, each of the employees of a special group could have been transferred to the enemy’s rear. Therefore, Zoya Ivanovna herself also studied the role of the watchman of a small railway station located deep in the rear of the Germans.

But fate decreed otherwise.

At the same time, her husband, Boris Rybkin, was preparing for work as an adviser to the embassy and a resident in Sweden. Intelligence has decided to send a wife with him. And at the end of 1941, new members of the “Yartsevs couple” appeared in the Soviet diplomatic corps in Stockholm.

As in Finland, Irina was also a deputy resident, officially holding the position of press attaché at the Soviet embassy. In Sweden, she was engaged in active recruitment work, intelligence gathering, and maintained contact with anti-fascist resistance in several European countries. Without exaggeration, we can say that in many respects, precisely because of the work of the “spouses Yartsevykh”, Sweden remained neutral, and Finland left the Nazi coalition ahead of schedule.

In the spring of 1944, the couple Rybkina returned to Moscow. Zoya Ivanovna again took up analytics, becoming, after the war, first deputy and then head of the German foreign intelligence department.



In 1947, 27 in November, Colonel Boris Rybkin died near Prague on duty, according to the official version it was a car accident. Zoya Ivanovna did not really believe in this version until the end of her life and even tried to conduct her own investigation, but she was forbidden to do it.

At the end of 1953, after Stalin’s death, arrests began in Lubyanka, and the old comrade Zoya Ivanovna, Pavel Sudoplatov was arrested. She came out in his defense and was dismissed for this performance from the "out-of-staff" foreign intelligence department, only one year before reaching retirement. Being a man of will, she decided to go to the courts and to achieve a fair resolution of their business. She almost succeeded; she was placed at the disposal of the GULAG.

So Zoya Ivanovna got in Vorkuta, in a camp for especially dangerous criminals, where she served until retirement, as the head of a special department, she was 48 years old.

In 1955, Colonel Zoya Ivanovna Voskresenskaya-Rybkina resigned and took up literary work. Zoya Ivanovna died in 1992 on January 8.

Our news channels

Subscribe and stay up to date with the latest news and the most important events of the day.

1 comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. wax
    0
    March 5 2018
    Legendary woman. Eternal gratitude for selflessness and honesty.

"Right Sector" (banned in Russia), "Ukrainian Insurgent Army" (UPA) (banned in Russia), ISIS (banned in Russia), "Jabhat Fatah al-Sham" formerly "Jabhat al-Nusra" (banned in Russia) , Taliban (banned in Russia), Al-Qaeda (banned in Russia), Anti-Corruption Foundation (banned in Russia), Navalny Headquarters (banned in Russia), Facebook (banned in Russia), Instagram (banned in Russia), Meta (banned in Russia), Misanthropic Division (banned in Russia), Azov (banned in Russia), Muslim Brotherhood (banned in Russia), Aum Shinrikyo (banned in Russia), AUE (banned in Russia), UNA-UNSO (banned in Russia), Mejlis of the Crimean Tatar People (banned in Russia), Legion “Freedom of Russia” (armed formation, recognized as terrorist in the Russian Federation and banned)

“Non-profit organizations, unregistered public associations or individuals performing the functions of a foreign agent,” as well as media outlets performing the functions of a foreign agent: “Medusa”; "Voice of America"; "Realities"; "Present time"; "Radio Freedom"; Ponomarev; Savitskaya; Markelov; Kamalyagin; Apakhonchich; Makarevich; Dud; Gordon; Zhdanov; Medvedev; Fedorov; "Owl"; "Alliance of Doctors"; "RKK" "Levada Center"; "Memorial"; "Voice"; "Person and law"; "Rain"; "Mediazone"; "Deutsche Welle"; QMS "Caucasian Knot"; "Insider"; "New Newspaper"

«Теперь я могу сказать правду»

«Теперь я могу сказать правду»До начала девяностых годов прошлого столетия этого человека у нас в стране и за рубежом знали, как детскую писательницу, книги которой были изданы огромным тиражом, 21 миллион 642 тысячи экземпляров. И только «посвященные» знали, что известная детская писательница двадцать пять лет своей жизни отдала служению СВР (советская внешняя разведка) и входила в элиту этого секретного ведомства. Имя этого человека Зоя Ивановна Воскресенская-Рыбкина.

Только перед самой смертью Зои Ивановны, когда она была уже смертельно больна, до нее дошла неожиданная весть о том, что она «рассекречена». И несмотря на свою тяжелую болезнь Воскресенская написала свою последнюю книгу с говорящим названием «Теперь я могу сказать правду», которая была издана через несколько месяцев после смерти Зои Воскресенской, полковника КГБ в отставке.

28 апреля 1907 года на станции Узловая, Бочаровского уезда, Тульской губернии, в семье помощника начальника станции Воскресенского родилась дочка, которую назвали Зоей.


Детство девочка провела в городе Алексине.

Когда ей исполнилось 13 лет, в 1920 году от туберкулеза умер ее отец Иван Павлович. Мать оставшись одна, вместе с дочерью и двумя сыновьями решила перебраться в Смоленск. Вскоре и она тяжело заболела, юной Зое, чтобы помочь матери содержать семью пришлось пойти работать. Это было тяжелый период жизни, и здесь ей неожиданно помог случай, на улице она случайно встретила старого друга своего отца. Зоя поведала ему о своих бедах и он сказал ей, чтобы она пришла к нему в штаб батальона, так начался новый самостоятельный период жизни Зои Ивановны.

Товарищ отца помог Зое устроиться библиотекарем в 42-й батальон войск ВЧК. После этого она успела поработать политруком-воспитателем в колонии малолетних преступников, на заводе М.И.Калинина в Смоленске, в штабе ЧОН (частей особого назначения). В 1927 году Воскресенская в первый раз выходит замуж за Владимира Казутина, которого через некоторое время командируют в Москву на партучебу.

В конце 1928 года Воскресенская вместе с сыном Владимиром также перебирается из Смоленска в Москву, к мужу. Но в столице семейная жизнь не задалась и супруги развелись. Маленького сына Зое помогала воспитывать мать, которая переехала жить к дочери. Летом 1929 года Воскресенская становится сотрудницей Иностранного отдела ОГПУ. Судя по всему изысканная красота, удивительное душевное обаяние и острый ум молодой сотрудницы обратили на себя внимание руководства ИНО (внешней разведки),

И вот в начале 1930 года Зоя Ивановна оправляется в свою первую заграничную командировку в Маньчжурию, в Харбин. В течении двух лет Воскресенская проработала в Харбине, в должности секретаря советского нефтяного синдиката «Союзнефть», успешно выполняя задания Центра, во время острой борьбы на КВЖД (Китайско-Восточной железной дороге) это был ее дебют в разведке.

После Харбина Воскресенская также успешно работала в Риге, в городах и поместьях старой Латвии, здесь она предстала в образе знатной баронессы. После была работа в Центральной Европе – в Австрии и Германии, на севере континента – в Швеции и Финляндии.

Работая в Финляндии, Воскресенская второй раз вышла замуж. В Финляндию она прибыла в 1935 году, к тому времени она уже была настоящим профессионалом разведки, в эту страну она приехала уже в качестве заместителя резидента. Ирина (таким был оперативный псевдоним Зои Ивановны) выполняла обязанности руководителя представительства ВАО «Интурист» в столице страны Хельсинки. В 1936 году руководитель резидентуры в Хельсинки был отозван в Москву. Ему на смену в качестве консула Ярцева прибыл опытный, 37-летний чекист Борис Аркадьевич Рыбкин.

Поначалу отношения у руководителя резидентуры и его заместителя складывались не очень хорошо. Консул Ярцев был крайне требователен и держался со своей молодой, очаровательной помощницей подчеркнуто официально. Воскресенская в какой-то момент даже просила Центр отозвать ее, но получила приказ ввести нового руководителя в курс дел, ознакомить с ситуацией, а потом вернуться к вопросу отзыва. Но к этому вопросу возвращаться больше не пришлось. После полгода введения в курс, Центр получил уже другую просьбу о разрешении пожениться! Несмотря на опасения влюбленных, что Центр не допустит такой «семейственности» в резидентуре, Москва дала «добро».

Так Зоя Ивановна теперь уже Воскресенская-Рыбкина стала «мадам Ярцевой».

«Теперь я могу сказать правду»


В Финляндии Ирина занималась сбором сведений о планах Германии в отношении Суоми и поддерживала связь с нелегальной агентурой советской внешней разведки. Во время своей работы ей удалось приобрести ценные источники информации. Также Воскресенская координировала работу нелегальной разведывательной группы в Норвегии.

В ноябре 1939 года началась «Зимняя война», которая вынудила супругов Ярцевых вернуться в СССР.

Приехав в Москву, Зоя Воскресенская-Рыбкина занялась новым для себя и разведки в целом делом, аналитикой (специальное аналитическое подразделение было создано лишь в 1943 году), став одним из ведущих специалистов в этой сфере.

Генерал Павел Судоплатов говорил по этому поводу следующее: «...Зоя Ивановна Рыбкина, вместе со своим непосредственным начальником Павлом Журавлевым завели литерное дело под кодовым названием «Затея», в котором содержались все важные информационные данные касающиеся подготовки Германии к войне против СССР. С созданием этого литерного дела стало намного проще следить за развитием немецкой политики, в частности за ее все возрастающей агрессивностью. Информация из этого литерного дела регулярно поступала к Сталину и Молотову, что позволяло им корректировать их политику по отношению к Гитлеру».

«Теперь я могу сказать правду»

Павел Судоплатов


Именно к Зое Ивановне стекалась вся информация, добытая группой антифашистов, знаменитой «Красной капеллы», действовавшей в гитлеровской Германии. По имеющейся информации она подготовила аналитическую записку Сталину, в которой говорилось о том, что нападение Гитлера можно ожидать в любой момент, и что нападение это по всем имеющимся данным неизбежно. Но Сталин не придал значения этой записке, раздраженно сказав Павлу Фитину начальнику внешней разведки: «Это блеф! Не поднимайте паники. Не занимайтесь ерундой. Идите-ка и получше разберитесь».

До начала войны оставались считанные дни, в чем Зоя Ивановна смогла убедиться лично.

В начале июня 1941 года руководство Рейха, пытаясь опровергнуть слухи о неизбежном приближении войны против СССР, организовало в своем посольстве торжественный прием, с участием ведущих танцовщиков Берлинской оперы, на который были приглашены Солисты балета Большого театра. На этом приеме присутствовала также и представитель ВОКС (Всесоюзное общество культурных связей с заграницей), госпожа Ярцева. Как не трудно догадаться на самом деле в задачу госпожи Ярцевой входила оценка настроения сотрудников и общей обстановки германской дипмиссии.

Зоя Ивановна обратила внимание на светлые квадраты на стенах комнат посольства, говорящие о снятых недавно картинах, в беседах с немецкими дипломатами подметила и другие детали говорящие о том, что посольство готовится к отъезду.

«Теперь я могу сказать правду»


Здесь она окончательно пришла к выводу, что война начнется в ближайшее время, а прием с берлинским балетом устроен для отвода глаз.

Началась Великая Отечественная война. C первых дней Воскресенская-Рыбкина в составе особой группы, под руководством П Судоплатова занималась подбором, обучением и организацией переброски диверсантов и разведчиков в тыл врага. Она принимала непосредственное участие в создании первого партизанского отряда, командиром которого стал Никифор Каляда, легендарный Батя. Отряд Бати уже в 1941-1942 гг. практически очистил треугольник Смоленск–Витебск–Орша от фашистов.

В любой момент каждый из сотрудников особой группы и сам мог быть переброшен в тыл врага. Поэтому и сама Зоя Ивановна изучала роль сторожа маленькой железнодорожной станции, находящейся в глубоком тылу у немцев.

Но судьба распорядилась иначе.

В это же время ее муж Борис Рыбкин готовился для работы советником посольства и резидентом в Швеции. Руководство разведки приняло решение направить вместе с ним жену. И уже в конце 1941 года в советском дипломатическом корпусе в Стокгольме появились новые сотрудники «супружеская чета Ярцевых».

Как и в Финляндии Ирина, также была заместителем резидента, официально занимая должность пресс-атташе советского посольства. В Швеции она занималась активной вербовочной работой, сбором разведывательной информации, поддерживала контакты с антифашистским сопротивлением в ряде европейских стран. Без преувеличения можно сказать, что во многом, именно благодаря работе «супругов Ярцевых» Швеция так и осталась нейтральной, а Финляндия досрочно вышла из гитлеровской коалиции.

Весной 1944 года супруги Рыбкины возвратились в Москву. Зоя Ивановна опять занялась аналитикой, став после войны сначала заместителем, а потом начальником немецкого отдела внешней разведки.

«Теперь я могу сказать правду»


В 1947 году, 27 ноября полковник Борис Рыбкин погиб под Прагой при исполнении служебных обязанностей, по официальной версии это была автомобильная катастрофа. Зоя Ивановна до конца жизни не очень верила в эту версию и даже пыталась провести собственное расследование, но ей запретили это делать.

В конце 1953 года после смерти Сталина, на Лубянке начались аресты, был арестован старый боевой товарищ Зои Ивановны, Павел Судоплатов. Она выступила в его защиту и была за это выступление уволена из управления внешней разведки «по сокращению штатов», не дослужив до пенсии всего лишь один год. Будучи человеком волевым она решила пойти по инстанциям и добиться справедливого разрешения своего дела. Ей это почти удалось, она была направлена в распоряжение ГУЛАГа.

Так Зоя Ивановна попала в Воркуту, в лагерь для особо опасных преступников, где и прослужила до пенсии, в должности начальника спецотдела, ей было 48 лет.

В 1955 году полковник Зоя Ивановна Воскресенская-Рыбкина ушла в отставку и занялась литературным творчеством. Умерла Зоя Ивановна в 1992 году 8 января.

«Теперь я могу сказать правду»
Первоисточник: http://topwar.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://topwar.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня