Skylon все ближе

Skylon (рус. Скайлон) – это название перспективного проекта, представленного компанией Reaction Engines Limited. В рамках данного проекта уже в ближайшем будущем может быть создан беспилотный космолет многоразового применения, который, как считают разработчики, можно будет использовать для осуществления недорогих и надежных полетов в космос. Проведенная предварительная экспертиза данного проекта продемонстрировала, что в нем нет конструктивных и технических ошибок. По оценкам некоторых экспертов, космолет Скайлон сможет уменьшить стоимость выведения на орбиту грузов примерно в 15-20 раз. В последние годы компания активно занималась поиском необходимого для развития проекта финансирования, и, похоже, нашла его.

17 июля 2013 года правительство Великобритании объявило о своих планах по инвестированию денежных средств в развитие нового воздушно-реактивного ракетного двигателя SABRE. На эти цели планируется выделить без малого 60 миллионов фунтов стерлингов (около 91 миллиона долларов). Благодаря этому самый смелый и амбициозный космический проект последних 10 лет получил деньги на дальнейшие работы и признание. В случае успешных работ по созданию инновационной силовой установки SABRE, которая представляет собой гиперзвуковой комбинированный воздушно-реактивный двигатель и является, по сути, сердцем космолета, летные испытания Skylon могут начаться уже в конце этого десятилетия.

Планируется, что создание Скайлона поможет сделать дешевый вывод на орбиту грузов массой до 12-15 тонн. При этом конструкция данного космолета такова, что он не имеет никаких отделяемых ступеней, а взлет и посадка происходят в самолетном режиме, что существенным образом упрощает эксплуатацию космолета.


Skylon все ближе

После подъема в воздух с ВПП установленная на космолета силовая установка SABRE работает как гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель. В это время забортный воздух под очень высоким давлением доставляется в камеру сгорания, в которой в качестве горючего применяется водород. В данном режиме двигатель работает до тех пор, пока космолет не разгонится до скорости в 5М, а высота полета не достигнет 25 км. После этого силовая установка переходит на работу в ракетном режиме, используя окислитель в виде жидкого кислорода.

Описанный выше принцип позволяет существенно сократить количество окислителя на борту; это же избавляет космолет от необходимости сброса отработанных ступеней. Но при этом остается еще одна проблема: при работе двигателя в ГПВРД-режиме воздух, который подается в камеру сгорания, должен быть сжат до 140 атмосфер. Что в свою очередь чревато таким увеличением температуры процесса, что любой из известных земных материалов не сможет справиться с данной температурой и просто расплавится.

Именно этот факт до недавнего времени ставил крест на создании комбинированного двигателя. Однако в конце 2012 года представители компании Reaction Engines смогли представить широкой общественности решение данной проблемы. Инженерам английской компании удалось создать ключевой элемент нового двигателя SABRE – охладитель воздуха, который поступает в воздухозаборник. Именно эта детально нового комбинированного двигателя вызывала наибольшие вопросы.

Skylon все ближе

Инновационная разработка компании Reaction Engines позволяет в кратчайшие сроки (всего за 0,01 секунды) сбросить температуру поступающего атмосферного воздуха с 1000 ˚C до –150 ˚C. Это кажется невероятным, но инженеры смогли продемонстрировать подобную установку на прототипе. В камере предварительного охлаждения английские инженеры использовали двухступенчатую схему «газообразный гелий – жидкий азот». Специальный теплообменник, обладающий высокой эффективностью, действительно в состоянии за доли секунды охладить поступающий поток воздуха до необходимой температуры (ниже точки замерзания воды). Конечно, стоит признать, что подобные теплообменники существовали и раньше, но они обладали огромными размерами с настоящий завод, в то время как англичанам удалось уменьшить их до размеров, которые пригодны для использования на космолете Skylon, обладающем максимальной длиной в 84 метра.

Около одного года назад Reaction Engines уже рапортовала об успешно проведенных наземных испытаниях предварительной версии ее охладителя. Поэтому, скорее всего, самое «узкое место» гибридного двигателя было преодолено. Свидетельством этому выступает серьезная финансовая поддержка от британского правительства. С этой финансовой поддержкой английская компания может приступить к созданию прототипа гибридного двигателя SABRE, который должен быть готов уже к 2017 году.

Революционный, по своей сути, космолет сможет взлетать с обыкновенных ВПП, которые есть в любом крупном аэропорту. А установленные на нем 2 кислородно-водородных двигателя смогут доставить его на высоту более 29 километров, а также выводить спутники на низкую околоземную орбиту. По предварительной информации пассажирская версия Skylon способна будет взять на борт не мене 24 пассажиров, при этом космолет не будет иметь пилотов – управление двигателями, высотой и тягой будет вестись с помощью современной компьютерной системы. Данная компьютерная система также будет ответственна и за переход на ракетный режим работы двигателей при выходе космолета из земной атмосферы.

Skylon все ближе

При самом идеально развитии ситуации Reaction Engines рассчитывает уже в 2020-х годах приступить испытаниям первого построенного космолета Skylon, который теоретически получит все шансы стать революцией всей космической отрасли. В будущем английские инженеры рассчитывают использовать Skylon в роли транспортного корабля, который мог бы доставлять астронавтов и грузы на МКС. «Доступ в космос сегодня невероятно дорог, но нет никаких законов физики, которые говорят о том, что так должно быть и в будущем. Мы прекрасно понимаем, что сейчас все это немного напоминает научную фантастику, но при этом твердо уверены в том, что Skylon сможет доказать миру обратное, сделав путешествия в космос достаточно доступными для всех желающих», – отметил Ричард Уорвилл, являющийся техническим директором Reaction Engines.

Источники информации:
-http://compulenta.computerra.ru/universe/explore/10007967
-http://kerbalspace.ru/sandbox/932-nevozmozhnyy-kosmolet-skylon-priznan-perspektivnym.html
-http://yakimov.org/space/britanskij-kosmolet-skylon-sdelaet-zaatmosfernye-polety-dostupnymi.html
-http://ru.wikipedia.org/wiki/Skylon
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 15
  1. avt 12 августа 2013 09:01
    Бог ты мой ! Да сколько уж мелкобританци этих картинок рисовали ! request Не уж то все всерьез решили воспринимать !? laughing Да у них уже собственных самолетов практически нет в отличии от франков ,которые еще упираются ,да и худо бедно космодром свой имеют .
    avt
    1. Constantine 12 августа 2013 09:25
      Цитата: avt
      Бог ты мой ! Да сколько уж мелкобританци этих картинок рисовали ! Не уж то все всерьез решили воспринимать !? Да у них уже собственных самолетов практически нет в отличии от франков ,которые еще упираются ,да и худо бедно космодром свой имеют .


      Я тоже не верю в англичан. Много говорят, с свойственной им напыщенностью, но в результате либо не делают, либо выходит некое жалкое подобие того, о чем они говорили. Единственные толковые вещи, которые они способны сейчас выпустить, это Роллсы, Астон Мартины, Ягуары и Лэнд Роверы. Правда и те не английские давно. Одно название и место сборки остались. sad

      Подобная задумка кстати была. Её даже показали в космической одиссее. Orion 2001 назывался.

      Constantine
      1. Ариец 13 августа 2013 12:57
        у ГОМОНАТО новая тема:
        анальныйе п*здалёты wassat
  2. Nitarius 12 августа 2013 09:30
    то что есть у Военных Рукотворные НЛО -думаю что уже многие не сомневаются.
    другое дело что показывают массовому зрителю!
  3. mejik 12 августа 2013 09:53
    Что нам стоит дом построить. Нарисуем- будем жить...
  4. il grand casino 12 августа 2013 09:58
    Звездные войны Эпизод I...или только мне такие ассоциации в голову лезут?)))
  5. обыватель 12 августа 2013 11:32
    Что-то мне говорит, что масса всех этих компрессоров. охладителей, гелий-азотных смесей, будет выше массы потребного для взлета по ракетному окислителя. Пока используются химические виды топлива человечество вряд-ли избавится от отделяемых взлетных ступеней. Максимум сделает их многоразовыми. Остальное- это дорогая экзотика.
  6. DEMENTIY 12 августа 2013 12:11
    Потроллить британцев конечно приятно- спору нет.
    Тут главное не заиграться, а то вон и датчики вверх тормашками ставить стали, что то-же не самый слабый повод постебаться!
  7. abrakadabre 12 августа 2013 12:48
    За неделю-полторы тема второй раз всплывает
  8. Fastblast 12 августа 2013 12:56
    Надеюсь, наши умы догонят и перегонят и в скором времени мы снова будем первыми в освоении космических просторов.

    Может кто знает, есть у нас подобного рода проекты или может что-то еще более интересное?
    Fastblast
  9. spirit 12 августа 2013 12:56
    нет! такие ассоциации лезут в голову не только вам)
  10. ben gun 12 августа 2013 13:39
    Мне больше верится в реализуемость воздушного старта - http://buran.ru/htm/maxmain.htm. Одна Мега загвоздка для этого нужна Мрия АН-225, а она у украинцев.
    ЗЫ. ВВС -с ПРАЗДНИКОМ!!!! drinks
  11. viktor_ui 12 августа 2013 14:16
    Чет исходя из сопутствующих комментов - бритты - страна банановая... ну ну, чаво покурили чуваки, ну или господа , а то обидитесь wassat
    1. DEMENTIY 12 августа 2013 14:30
      Витя ты бы с критикой поокуратней! Патриотизм основанный на заплевывании чужих успехов - он ведь злой!!! :(
      1. viktor_ui 12 августа 2013 15:11
        Дима - пусть пацаны и не пацаны думают малехо перед писаниной, а патриотизм нужон с мозгами , а не с пулей в голове drinks
  12. пенсионер 12 августа 2013 17:52
    Не знаю - сделают ли... Но ведь работают подлецы!! А про наш космос без слёз и не вспомнишь...Всё жду прорывного чего-то. Да не дождусь по-ходу...
  13. bootlegger 12 августа 2013 18:04
    Люблю фантастику,но не до такой же степени!
    Снизить доставку груза на орбиту в 10-20 раз, наверно, только космический лифт сможет.
    Тот кто думает иначе не понимает простых вещей.
    Любая современная ракетно-космическая система всегда работает в экстремальном режиме.И после первого полета уже не может обеспечить требуемый уровень надежности, даже если система условно многоразовая.Также, как и двигатели Формулы 1, работающие в условиях предельного форсажа, держат всего несколько заездов.
    Иначе разогнаться до орбитальной скорости нельзя, этого требуют законы физики и ограниченность возможностей современной ракетной энергетики.Эксплуатация техники в таких режимах, надежности и многократного ее использования обеспечить не сможет.А дешевизна использования это прежде всего многократное использование.
    Нельзя сделать доставку дешевой выбрасывая грузовик после каждого рейса.
    Так что, пока не будет новых энергетических технологий, поднявших возможности ракетной техники раз в 10, о снижении стоимости доставки груза на орбиту можно забыть.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня