Military Review

Battle for Donbass. Breakthrough Mius-front. Part of 4

3
Defeat of the Taganrog Enemy Group


On August 25–26, the Southern Front was preparing for a new offensive. The army regrouped forces. At the same time, local operations were carried out in order to improve the situation in their sectors of the front. At 20.00 p.m. on August 26, the formations of the 4th Guards Cossack Cavalry Corps, together with the 4th Guards Light Artillery Brigade attached to it, the 2nd Guards Artillery Breakthrough Division went on the offensive. In the first echelon, the 30th and 9th guards cavalry divisions went on the offensive; in the second echelon there was the 10th guards cavalry division. The 30th Cavalry Division reinforced by the Guards Mortar Division and tank made the battalion to the area of ​​the village of Ekaterinovo-Khaprova. Here, Soviet troops met strong enemy resistance, accompanied by counterattacks by infantry and tanks. However, the arrival of the advanced units of the 4th Guards Mechanized Corps turned the tide, the village was occupied by the Red Army.

By the end of August 27, units of the 4th Guards Cavalry Corps and the 4th Guards Mechanized Corps, overcoming the resistance of the weakened military formations of the enemy, reached the Kuteynikovo, Pokrovo-Kireevka, Ekaterinovka and Novo-Ivanovka districts. Soviet troops were in the rear of the Taganrog group of the Wehrmacht. Mobile connections completed the task. The success of the mobile units of the Southern Front was greatly facilitated aviation. On August 27, the Soviet Air Force focused its efforts on supporting the corps and mechanized corps. German troops concentrated in the Anastasievka-Marfinskaya area to counterattack against advancing Soviet units suffered heavy air strikes. The Luftwaffe did not show much activity that day. But then the German Air Force intensified its activities and ear strikes on the corps caused serious losses.

The 2 units of the Guards Army, using the success of the cavalry corps and the mechanized corps, launched an offensive and advanced on the right flank to 9 kilometers. Army Zakharova reached the line Novo-Elanchik, Vasilyevka, Dry Krynka, continuing to press the enemy in the southeast direction.

The German command was initially confident of the defense of the Mius-front, even when the troops of the Southern Front reached the Donetsk-Amvrosiyivka area, but on August 27 the situation changed radically. The 29 Army Corps was threatened with encirclement and total annihilation. It was obvious that the 6-I army alone was not able to eliminate the threat. On August 27, Field Marshal Manstein, commander of Army Group South, together with his army commanders, including 6 Army commander Hollidt, arrived at Adolph Hitler's headquarters in Vinnitsa. The Führer was told about the difficult situation of the Donbass Wehrmacht grouping, the inability to hold the front with the forces exhausted in the previous battles and offered to strengthen its 12 divisions or give the Donbass to the Red Army in order to free up forces on the South army group. Hitler promised to give command of Army Group "South" all the connections that could be removed from the fronts of the "North" and "Center" groups and to think about the possibility of replacing divisions weakened in battles with parts of the calmer sections of the Eastern Front.

Battle for Donbass. Breakthrough Mius-front. Part of 4

German SAU "Sturmgeshuts" (StuG.III) one of the brigades of assault guns replenish ammunition during the fighting on the river Mius (Mius-Front).

The commander of the 6 Army, Hollidt, returning to his headquarters, decided to begin to take measures aimed at counteracting the Soviet troops' coverage of parts of the 29 Army Corps. He ordered the redeployment of forces from south to northwest in the area of ​​Anastasievka - Latonovo. At the same time, the German command issued an order for the withdrawal of corps and division rear units in the western direction in the direction of Telmanovo (45 km west of Latonov) and Mariupol. Against the units of the 4 Guards Mechanized Corps, which made its way to the Kuteynikovo region, the command of the 6 Army began the transfer of assault guns. From the 4 Army Corps, which defended a section of the front in front of the 51 Army of the Southern Front, were allocated forces to strengthen the defense of Ilovaisk. The settlement was an important railway junction.

The Soviet command found out about the beginning of the regrouping of enemy forces almost immediately. On the afternoon of August 27 of the front-line commander Fyodor Tolbukhin, informed the commander of 4-th Guards Corps Corp. N. Ya. Kirichenko that the Wehrmacht’s 13 Panzer Division was concentrated in the Anastasiyevka, Marfinskaya area, and the enemy’s rear retreated to Telmanovo. Kavkorpus received an order, applying rounds and envelopes, without getting involved in protracted battles, not to release enemy troops to the west, smash it piece by piece, defeat the 13 Panzer Division before it could concentrate in the specified area for a breakthrough to the west. In the evening, the corps headquarters were additionally informed about the approach to the Grigorievka cavalry, and to Fedorovka - guns on a mechanized draft. The German command wanted to divert part of the Soviet forces with these strikes and thereby help the units of the 29 Army Corps to reach the west.

On the night of August 28, a representative of the Headquarters Vasilevsky arrived at the Southern Front. In the afternoon of August 28, armies and mobile units of the Southern Front received additional missions. 2-I Guards Army was supposed to push into the area Pokrovo-Kirieevka, Ekaterinovo-Haprovo 2-th Guards Mechanized Corps. The forward detachment of the army received the task of taking bridgeheads on the western bank of the Sukhaya Elanchik River. During the night of August 29, the main forces of the army were to enter the new line. The 4 Guards Mechanized Corps received the task of occupying the Mal area. Yekaterinovka, Krasny Kurgan, Grigorievka, providing from the western flank of the 4-th Guards Corps action, to prevent the enemy forces from breaking through from the Anastasievka area. Mekhkorpus also had to allocate a detachment to capture Fedorovka. 4-th Guards Corps by the morning of August 29 was to take the area Latonovo, Novo-Petrovsky, Novo-Khreshchatyk, and then intercept the crossing through the Miuss estuary from Lomakino. In this way. The 4 Guards cavalcourse actually had to deal with the enemy’s Taganrog grouping.

On August 29, units of the 2 Guards Army completed the task, and the 4 Mechanic Corps reached the line Shcherbakov, Fedorovka. Parts of the 5 shock army advanced northward and by the end of August 29 reached the Saur-Mogilsky-Svistuna line. The main stronghold of the German defense in this direction was the height of 277.7 - Saur-Tomb (one of the spurs of the Donetsk ridge, on top of which was the mound of the end of the Bronze Age). On the night of August 30, the height was attacked twice, but, having suffered serious losses, the Soviet troops retreated. Only after serious artillery preparation did the Soviet troops manage to take Saur-Mogila.

In the morning of August 28, the 4 th cavalcourse took possession of Malo-Kirsanovka, the German troops who were forced out from there retreated in the direction of Anastasiyevka. During the day, parts of the 4 Guards Cavalry Corps fought with scattered enemy groups that broke through to the west. August 29 cavalry advanced forces intercepted the road Nosovo-Lomakino and the main forces reached the line Novo-Khreshchatyk, Kr. The colony. A detachment of cavalcourse went to the coast of the Miussky estuary in the Lomakin area and after a short battle, took the crossing over the Miussky estuary. The second detachment from the 9 Guards Cavalry Division, sent to Taganrog, approached Mariivka. Here the cavalrymen met with serious resistance from the enemy and could not get on right away. The 28 and units of the 44 armies entered the line of Samoilov, Pechersky, Stepanovsky. The enemy troops were trapped in the square 25х25 km. The German command began to withdraw forces from the Sambek bridgehead.

29-th Army Corps was on the verge of complete encirclement and death. The only way to avoid the impending catastrophe for the surrounded German units was an immediate breakthrough to the west, until the Red Army created a solid front of the environment. The command of the 6 of the German army 28-29 of August concentrated in the Staro-Beshev area a new assault grouping composed of the remnants of the 3 th rifle division, the 9 th tank divisions and the 258 th infantry divisions (they were transferred from under the Eagle). It also included the battle group of the 17 Panzer Division, which was sent here from the 1 Panzer Army. To guide a counterstrike from the left flank of the 6 Army, the headquarters of the 4 Army Corps was removed. The grouping was supposed to strike in the south-east direction, in order to give parts of the 29 Army Corps to leave the encirclement. The 17 Army Corps was to conduct attacks in a southerly direction in order to divert Soviet troops.

The command of the Southern Front revealed the enemy’s plan, and the enemy’s strike was expected. 30 August the German group went on the offensive. The main blow was struck at the junction between the 33 and 87 of the guards rifle divisions. The first was part of the 13 Guards Rifle Corps, and the second in the 1 Guards Rifle Corps. The commander of the 13 Corps, P. G. Chanchibadze, deployed two anti-tank artillery regiments to the area of ​​the offensive of the enemy forces. In the evening of August 30, the commander of the 2 Guards Army, G. F. Zakharov, gave the troops an order to go over to the defense. Artillery became the main tool in repelling the enemy's strike. The 13 Guards Rifle Corps was reinforced with six regiments of artillery and mortars. In addition, the corps was supposed to be supported by an army art group, which included a howitzer artillery brigade and a cannon artillery brigade. The 1 Guards Rifle Corps was reinforced with three artillery regiments, anti-tank and mortar brigades. In fact, on August 30, Zakharov’s army fought with the unblocking grouping the front to the northwest and the forces surrounded by the 29 Army Corps to the front south, southeast.


The commander of the 13 Guards Rifle Corps P. G. Chanchibadze.

Army headquarters "South" ordered the withdrawal of parts of the 29 corps to the west and leaving Taganrog. It was to the advantage of the German troops that the Soviet command could not quickly allocate forces to create a full-fledged ring of blockade and the 60-kilometer front of the encirclement covered only parts of the 4 Guards cavalry corps. In addition, the nature of the area - flat and open steppe, facilitated the withdrawal. The occupation of Taganrog came to an end. In the evening of August 29, the Germans began to destroy the infrastructure of the city. On the night of 29 on 30, the units of the battle group led by von Bülow left their positions on Sambek without any problems. German troops headed for a breakthrough along the northern bank of the Miussky estuary. The detachment under the command of the commandant of the city of Kalberlah left Taganrog along the southern shore of the estuary. On the morning of August 30, the connections of the 130 and 146 rifle divisions entered Taganrog. A detachment of the 2 Guards Mechanized Corps was also advanced to the city.

In addition, the Taganrog landing operation was carried out on the night of August 30. It was attended by the 384th Separate Marine Battalion. In the area, the village of Bezymennoye - Vesely farm, west of Taganrog, a company was planted under the command of the battalion commander Major F. E. Kotanov. An auxiliary landing was deployed east of Taganrog - the reconnaissance headquarters of the 58th army. The operation involved ships of the Azov military flotilla under the leadership of Rear Admiral S. G. Gorshkov. The paratroopers, with a sudden blow, destroyed the firing points of the enemy coastal fortifications and knocked out the German garrison in the village of Bezymennoye from the 111th Infantry Division. Marines destroyed up to 200 enemy soldiers and officers, as well as up to 200 transport units, 5 tanks and several ammunition depots. This time, a detachment of cover ships repelled the attack by enemy ships. During the battle, three German ships were damaged, and two Soviet armored boats were lost with the entire crew. In the morning, the landing was removed and returned to Yeysk. A few hours later the same detachment was transferred to Taganrog. The Marines, not meeting enemy resistance, occupied the port and captured the ships located in it. The auxiliary landing of the German forces was not found and was returned.

On the morning of August 31, the German troops again launched a counterattack, attempting to break through the passage to the encircled troops. The 33 th and 87 th guards rifle divisions again took the brunt of the attack. However, by the beginning of the German offensive, these divisions were significantly reinforced by artillery units. In addition, they were freed from combat against parts of the 29 Army Corps of the 2 Guards Mechanized Corps. Finally put an end to the German attempts to break through the corridor to the surrounded troops 5-I shock army. The breakthrough of the 5 troops of the shock army on Ilovaysk, in the gap between the 4 and 17-m army corps, forced the German command to throw the 17-th tank division into this sector.

In the meantime, parts of the 29 corps were making their way west. The “ram” of the surrounded German corps was the 13-I tank division. The 111-I and 17-I infantry divisions occupied the northwestern and western fronts of the "boiler". The Germans were looking for a weak spot in the barrier of the Red Army. On August 28, units of the 111 Infantry and 13 Tank Divisions tried to force their way through Anastasievka. However, here the enemy hit reflected the parts of the 2 Guards Mechanized Corps. The 4-I Guards Mechanized Brigade under the command of Lieutenant Colonel Yepanchin played a special role in repelling the enemy's strike. Faced with serious Soviet resistance in the western direction, the command of the 29 Army Corps under the command of Erich Brandenberger began to shift the direction of a possible breakthrough to the south. As a result, German troops struck at the junction between the 9 Guards and 30 Cavalry divisions. 30 August German 13-I tank division was able to make a hole in the western direction in the area Shcherbakov - Gorodetsky - Kuznetsky. A major role in the German breakthrough was played by the Air Force. The 4 th air fleet delivered powerful blows to the positions of the 4 Guards cavalry corps. German planes carried out to 800 sorties per day. The Germans were able to create a local air advantage.

On August 31, the Soviet command made an attempt to close the breakthrough with the help of the forces of the 10 th Guards Cavalry Division, but Shcherbakov failed to take it. On the night of August 31, the 29 Army Corps, divided into three groups, left the encirclement. The Germans were able to take out artillery, most of the equipment and the wounded. Brandenberger Corps took the defense at the turn of the Wet Elanchik. The reason for the success of the Germans was the lack of forces at the Southern Front. Only the Cossacks of the 4 Guards Corps were standing in the barrier.

German troops suffered heavy losses during the retreat. 15-I airfield and 336-I infantry divisions were completely defeated, 17-I and 11-I infantry divisions suffered heavy losses. 30 August went missing with a part of his staff, General von Bulow. Taganrog group of the Wehrmacht was defeated. 4 Guards Cossack Cavalry Corps captured more than 2 thousand people, seized 45 guns, 11 tanks, 100 cars and other property.


Commander of the 29 Army Corps, Erich Brandenberger (left).

The right flank of the Donbass Wehrmacht was crushed. The German command was forced to begin the withdrawal of the troops of the 6 Army from the Mius Front to the previously prepared rear defense positions. During the period from 18 to 30 in August, units of the LF broke through the Mius-front, a strong, long-lasting Wehrmacht defense line. The Red Army advanced to a depth of 50 km, expanding the front by 90 km. Soviet troops reached the line Kuteynikovo - Ekaterinovo-Haprovo - Shcherbakov. The Southern Front could have achieved greater success with strong mobile reserves, but they did not exist. Therefore, although the Taganrog grouping of Army Group South was defeated, it was not completely destroyed.



To be continued ...
Author:
Articles from this series:
Battle for Donbass. Mius-Front Breakthrough
Battle for Donbass. Breakthrough Mius-front. Part of 2
Battle for Donbass. Breakthrough Mius-front. Part of 3
Battle for Donbass. Breakthrough Mius-front. Part of 4
Battle for Donbass. Breakthrough Mius-front. Part of 5
3 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. anip
    anip 12 August 2013 09: 53 New
    +1
    And what is the signature to the photo did not finish? Near Erich von Manstein.
    1. Papakiko
      Papakiko 12 August 2013 19: 07 New
      +2
      Quote: anip
      And what is the signature to the photo did not finish?

      Like to show respect or do they need to be remembered in person?

      That's better?
      Do you know the commanders of the Red Army participating in these battles?

      With drafts on tanks, so much so that the latter backed away and retreated with casualties.
      Who are they in the photo ??
    2. Corsair
      Corsair 12 August 2013 23: 08 New
      0
      Quote: anip
      And what is the signature to the photo did not finish? Near Erich von Manstein.

      His "physics" too often flashes in articles on military and near-war topics.
      The warlord is prominent ... but beaten! You can’t underestimate it, but you shouldn’t stick it out ...
      1. Papakiko
        Papakiko 12 August 2013 23: 36 New
        0
        Quote: Corsair
        His "physics" too often flashes in articles on military and near-war topics. The military commander is prominent ... but beaten! You can’t underestimate it, but you shouldn’t stick it out.

        Manstein writes in VO or what are you talking about?
        I have not casually laid out photographs of our soldiers and officers as an example of the colored appearance of the invaders.
        Who, by name, in the photos I posted?
        Are we here to preach love and respect to Manshteins or to advocate for our GRANDFATERS and GREATFATERS with MEGABABUSHAMS ?!
  2. Dimych
    Dimych 12 August 2013 12: 44 New
    +1
    Sorry, there is no scheme. When you read and compare with the card, you feel more and more visually.
  3. Fin
    Fin 12 August 2013 18: 13 New
    +1
    Photo from self-propelled guns, in the background a German in winter camouflage. The time of year is fall-beginning of winter.
  4. lazy
    lazy 12 August 2013 19: 08 New
    +1
    and you read the Germans, tanks and planes destroy our dozens, but in fact: "The 15th airfield and 336th infantry divisions were completely defeated, the 17th and 11th infantry divisions suffered heavy losses. On August 30, he went missing with part of his the headquarters of General von Bülow. The Wehrmacht Taganrog group was defeated. The 4th Guards Cossack Cavalry Corps captured more than 2 thousand people, captured 45 guns, 11 tanks, 100 cars and other property. " No wonder Baron Munchausen is a German Baron, lying is in their blood

Сражение за Донбасс. Прорыв Миус-фронта. Часть 4

Разгром таганрогской группировки противника

25–26 августа Южный фронт готовился к новому наступлению. Армии проводили перегруппировку сил. Одновременно проводились локальные операции с целью улучшения положения на своих участках фронта. В 20.00 26 августа соединения 4-го гвардейского казачьего кавалерийского корпуса вместе с приданной ему 4-й гвардейской легкой артбригадой 2-й гвардейской артиллерийской дивизии прорыва перешли в наступление. В первом эшелоне в наступление шли 30-я и 9-я гвардейские кавалерийские дивизии, во втором эшелоне была 10-я гвардейская кавдивизия. 30-я кавдивизия усиленная гвардейским минометным дивизионом и танковым батальоном пробилась в район селения Екатериново-Хапрова. Здесь советские войска встретили сильное сопротивление противника, сопровождавшееся контратаками пехоты и танков. Однако прибытие передовых частей 4-го гвардейского механизированного корпуса переломило ситуацию, селение было занято Красной армией.

К концу 27 августа части 4-го гвардейского кавкорпуса и 4-го гвардейского мехкорпуса, преодолевая сопротивление ослабленных боевых порядков противника, вышли в район Кутейниково, Покрово-Киреевка, Екатериновка и Ново-Ивановка. Советские войска оказались в тылу таганрогской группировки вермахта. Подвижные соединения выполнили поставленную задачу. Успеху подвижных соединений Южного фронта в значительной степени содействовала авиация. 27 августа советские ВВС основные усилия направили на поддержку кавкорпуса и мехкорпуса. Немецкие войска, сосредоточенные в районе Анастасиевка — Марфинская для контратаки против наступающих советских соединений, подверглись сильным ударам с воздуха. Люфтваффе в этот день особой активности не проявляла. Но затем немецкие ВВС активизировали свою деятельность и ух удары по кавкорпусу вызвали серьёзные потери.


Подразделения 2-й гвардейской армии, используя успех кавкорпуса и мехкорпуса, перешли в наступление, и продвинулись на правом фланге до 9 километров.Армия Захарова вышла на рубеж Ново-Еланчик, Васильевка, Сухая Крынка, продолжая теснить врага в юго-восточном направлении.

Немецкое командование первоначально было уверено в крепости обороны Миус-фронта, даже когда войска Южного фронта вышли в район Донецко-Амвросиевки, но 27 августа ситуация радикально изменилась. 29-й армейский корпус оказался под угрозой окружения и полного уничтожения. Было очевидно, что 6-я армия самостоятельно не в состоянии ликвидировать угрозу. 27 августа командующий группой армий «Юг» фельдмаршал Манштейн вместе со своими командующими армиями, в том числе и командиром 6-й армии Холлидтом, прибыли в ставку Адольфа Гитлера в Винницу. Фюреру сообщили о тяжёлом положении донбасской группировки вермахта, невозможности удержать фронт имеющими силами, истощёнными в предшествующих боях и предложили усилить её 12 дивизиями или отдать Красной Армии Донбасс, чтобы высвободить силы на фронте группы армий «Юг». Гитлер пообещал дать командованию группы армий «Юг» все соединения, которые можно будет снять с фронтов групп «Север» и «Центр» и подумать над возможностью замены ослабленных в боях дивизий частями с более спокойных участков Восточного фронта.

Сражение за Донбасс. Прорыв Миус-фронта. Часть 4

Немецкие САУ «Штурмгешуц» (StuG.III) одной из бригад штурмовых орудий пополняют боекомплект во время боев на реке Миус (Миус-фронт).

Командующий 6-й армией Холлидт, вернувшись в свой штаб, решил для начала принять меры, направленные для противодействия охвату советскими войсками частей 29-го армейского корпуса. Он отдал приказ о перегруппировке сил с юга на северо-запад в район Анастасиевка — Латоново. Одновременно немецкое командование отдало приказ об отводе корпусных и дивизионных тылов на западном направлении в сторону Тельманово (45 км западнее Латонова) и Мариуполя. Против подразделений 4-го гвардейского мехкорпуса, который пробился в район Кутейниково, командование 6-й армии начало переброску штурмовых орудий. Из состава 4-го армейского корпуса, который защищал участок фронта перед 51-й армией Южного фронта, были выделены силы для укрепления обороны Иловайска. Поселение было важным железнодорожным узлом.

Советское командование узнало о начавшейся перегруппировке сил противника практически сразу. Днем 27 августа комфронта Фёдор Толбухин сообщил командиру 4-го гвардейского кавкорпуса Н. Я. Кириченко о том, что 13-я танковая дивизия вермахта концентрируется в районе Анастасиевки, Марфинской, а тылы противника отступают на Тельманово. Кавкорпус получил приказ, применяя обходы и охваты, не ввязываясь в затяжные бои, не выпустить войска противника на запад, громить его по частям, нанести поражение 13-й танковой дивизии еще до того, как она сможет сконцентрироваться в указанном районе для прорыва на запад. Вечером штабу корпуса дополнительно сообщили о подходе к Григорьевке кавалерии, а к Федоровке — орудий на механизированной тяге. Немецкое командование хотело ударами с этих направлений отвлечь часть советских сил и тем самым помочь подразделениям 29-го армейского корпуса пробиться на запад.

В ночь на 28 августа на Южный фронт прибыл представитель Ставки Василевский. Днём 28 августа армии и подвижные соединения Южного фронта получили дополнительные задания. 2-я гвардейская армия должна была выдвинуть в район Покрово-Кириеевка, Екатериново-Хапрово 2-й гвардейский мехкорпус. Передовые отряд армии получили задачу занять плацдармы на западном берегу реки Сухой Еланчик. В течение ночи 29 августа на новый рубеж должны были выйти основные силы армии. 4-й гвардейский мехкорпус получил задачу занять район Мал. Екатериновка, Красный Курган, Григорьевка, обеспечивая с западного фланга действия 4-го гвардейского кавкорпуса, не допустить прорыва сил противника из района Анастасиевки. Мехкорпус также должен был выделить отряд для захвата Фёдоровки. 4-й гвардейский кавкорпус к утру 29 августа должен был занять район Латоново, Ново-Петровский, Ново-Хрещатик, а затем перехватить переправу через Миусский лиман у Ломакино. Таким образом. 4-му гвардейскому кавкорпусу приходилось фактически одному иметь дело с таганрогской группировкой противника.

29 августа части 2-й гвардейской армии выполнили поставленную задачу, а 4-й мехкорпус вышел на рубеж Щербаков, Федоровка. Части 5-й ударной армии наступали в северном направлении и к концу 29 августа вышли на рубеж Саур-Могильский — Свистуны. Основным опорным пунктом немецкой обороны на этом направлении была высота 277.7 – Саур-Могила (один из отрогов Донецкого кряжа, на вершине которого был курган конца бронзового века). В ночь на 30 августа высоту атаковали дважды, но, понеся серьёзные потери, советские войска отходили. Только после серьезной артиллерийской подготовки советским войскам удалось взять Саур-Могилу.

Утром 28 августа 4-й кавкорпус овладел Мало-Кирсановкой, выбитые оттуда немецкие войска отступили в направлении Анастасиевки. Части 4-го гвардейского кавалерийского корпуса в течение дня вели бои с разрозненными группами противника, которые прорывались на запад. 29 августа кавалеристы передовыми силами перехватили дорогу Носово-Ломакино и главными силами вышли на рубеж Ново-Хрещатик, Кр. Колония. Отряд кавкорпуса вышел на побережье Миусского лимана в район Ломакина и после короткого боя занял переправы через Миусский лиман. Второй отряд кавкорпуса из состава 9-й гвардейской кавдивизии, отправленный для занятия Таганрога, подошел к Марьевке. Здесь кавалеристы встретили серьёзное сопротивление противника и дальше сразу пройти не смогли. 28-я и части 44-й армий вышли на линию Самойлов, Печерский, Степановский. Войска противника были зажаты на площади 25х25 км. Немецкое командование начало отводить силы с самбекского плацдарма.

29-й армейский корпус был на грани полного окружения и гибели. Единственным способом избежать надвигающейся катастрофы для окруженных немецких частей был немедленный прорыв на запад, пока Красная Армия не создала сплошной фронт окружения. Командование 6-й немецкой армии 28-29 августа сосредотачивало в районе Старо-Бешева новую ударную группировку, составленную из остатков 3-й горно-стрелковой дивизии, соединений 9-й танковой и 258-й пехотной дивизий (их перебросили из под Орла). В неё вошла также боевая группа 17-й танковой дивизии, которую направили сюда из 1-й танковой армии. Для руководства контрударом с левого фланга 6-й армии был снят штаб 4-го армейского корпуса. Группировка должна была нанести удар в юго-восточном направлении, чтобы дать возможность выйти из окружения частям 29-го армейского корпуса. 17-й армейский корпус должен был вести атаки в южном направлении, чтобы отвлекать советские войска.

Командование Южного фронта раскрыло замысел противника, и удар противника ожидали. 30 августа немецкая группировка перешла в наступление. Основной удар был нанесён в стык между 33-й и 87-й гвардейскими стрелковыми дивизиями. Первая входила в состав 13-го гвардейского стрелкового корпуса, а вторая – в 1-й гвардейский стрелковый корпус. Командир 13-го корпуса П. Г. Чанчибадзе перебросил в район наступления сил противника два истребительно-противотанковых артиллерийских полка. Вечером 30 августа командарм 2-й гвардейской армии Г. Ф. Захаров отдал войскам приказ о переходе к обороне. Главным инструментом в отражении удара противника стала артиллерия. 13-й гвардейский стрелковый корпус усилили шестью полками артиллерии и минометов. Кроме того, корпус должна была поддержать армейская артгруппа, в которую входили гаубичная артбригада и пушечная артбригада. 1-й гвардейский стрелковый корпус усилили тремя артиллерийскими полками, противотанковой и минометной бригадами. Фактически 30 августа армия Захарова вела бой с деблокирующей группировкой фронтом на северо-запад и силами окруженного 29-го армейского корпуса фронтом на юг, юго-восток.

Сражение за Донбасс. Прорыв Миус-фронта. Часть 4

Командир 13-го гвардейского стрелкового корпуса П. Г. Чанчибадзе.

Штаб группы армий «Юг» дал приказ на отход частей 29-го корпуса на запад и оставление Таганрога. На руку немецким войскам было то обстоятельство, что советское командование не смогло оперативно выделить силы для создания полноценного кольца блокады и 60-километровый фронт окружения прикрывали только части 4-го гвардейского кавалерийского корпуса. К тому же характер местности – ровная и открытая степь, облегчал отход. Оккупации Таганрога подходил конец. Вечером 29 августа немцы стали уничтожать инфраструктуру города. В ночь с 29 на 30 августа соединения боевой группы под руководством фон Бюлова без особых проблем оставили свои позиции на Самбеке. Немецкие войска направились на прорыв по северному берегу Миусского лимана. Отряд под началом коменданта города Кальберлаха ушёл из Таганрога по южному берегу лимана. Утром 30 августа в Таганрог вошли соединения 130-й и 146-й стрелковых дивизий. К городу также был выдвинут отряд 2-го гвардейского механизированного корпуса.

Кроме того, в ночь на 30 августа была проведена Таганрогская десантная операция. В ней принял участие 384-й отдельный батальон морской пехоты. В районе село Безыменное — хутор Весёлый, западнее Таганрога, была высажена рота под началом командира батальона майора Ф. Е. Котанова. Восточнее Таганрога высадили вспомогательный десант — разведроту штаба 58-й армии. В операции принимали участие корабли Азовской военной флотилии под руководством контр-адмирала С. Г. Горшкова. Десантники внезапным ударом уничтожили огневые точки береговых укреплений противника и выбили немецкий гарнизон в селе Безыменное из состава 111-й пехотной дивизии. Морские пехотинцы уничтожили до 200 солдат и офицеров противника, а также до 200 единиц транспорта, 5 танков и несколько складов с боеприпасами. Это время отряд кораблей прикрытия отразил нападение кораблей противника. В ходе боя три немецких корабля были повреждены, а два советских бронекатера погибли со всем экипажем. Утром десант сняли и возвратили в Ейск. Через несколько часов этот же отряд перебросили в Таганрог. Морпехи, не встречая сопротивления противника, заняли порт и захватили расположенные в нём суда. Вспомогательный десант немецких сил не обнаружил и был возвращен.

Утром 31 августа немецкие войска снова перешли в контрнаступление, пытаясь пробить проход окруженным войскам. Главный удар снова приняли на себя бойцы 33-й и 87-й гвардейских стрелковых дивизий. Однако к началу немецкого наступления эти дивизии были значительно усилены артиллерийскими частями. Кроме того, освободились из боя против частей 29-го армейского корпуса соединения 2-го гвардейского мехкорпуса. Окончательно положила конец немецким попыткам пробить коридор к окруженным войскам 5-я ударная армия. Прорыв войск 5-й ударной армии на Иловайск, в разрыв между 4-м и 17-м армейскими корпусами, заставил немецкое командование бросить на этот участок 17-ю танковую дивизию.

Тем временем части 29-го корпуса пробивались на запад. «Тараном» окруженного немецкого корпуса была 13-я танковая дивизия. 111-я и 17-я пехотные дивизии занимали северо-западный и западный фасы «котла». Немцы искали слабое место в заслоне Красной армии. 28 августа через Анастасиевку пытались пробиться части 111-й пехотной и 13-й танковой дивизий. Однако здесь удар противника отразили части 2-го гвардейского мехкорпуса. Особую роль в отражении удара противника сыграла 4-я гвардейская механизированная бригада под командованием подполковника Епанчина. Столкнувшись с серьёзным сопротивлением советских войск на западном направлении, командование 29-го армейского корпуса под командованием Эриха Бранденбергера стало смещать направление возможного прорыва на юг. В результате немецкие войска нанесли удар в стык между 9-й гвардейской и 30-й кавалерийской дивизиями. 30 августа немецкая 13-я танковая дивизия смогла пробить брешь на западном направлении в районе Щербаков — Городецкий — Кузнецкий. Большую роль в немецком прорыве сыграли Военно-воздушные силы. 4-й воздушный флот наносил мощные удары по позициям 4-го гвардейского кавалерийского корпуса. Немецкие самолёты проводили до 800 самолето-вылетов в сутки. Немцы смогли создать локальное преимущество в воздухе.

31 августа советское командование совершило попытку закрыть прорыв с помощью сил 10-й гвардейской кавалерийской дивизии, но занять Щербаков не удалось. В ночь на 31 августа 29-й армейский корпус, разделенный на три группы, вышел из окружения. Немцы смогли вывезти артиллерию, большую часть техники и раненых. Корпус Бранденбергера занял оборону на рубеже Мокрого Еланчика. Причиной успеха немцев стала нехватка сил у Южного фронта. В заслоне стояли только казаки 4-го гвардейского кавкорпуса.

Немецкие войска понесли в ходе отступления большие потери. 15-я авиаполевая и 336-я пехотная дивизии были полностью разгромлены, 17-я и 11-я пехотные дивизии понесли большие потери. 30 августа пропал без вести с частью своего штаба генерал фон Бюлов. Таганрогская группировка вермахта была разгромлена. 4-й гвардейский казачий кавалерийский корпус взял в плен более 2 тыс. человек, захватил 45 орудий, 11 танков, 100 автомобилей и другое имущество.

Сражение за Донбасс. Прорыв Миус-фронта. Часть 4

Командующий 29-м армейским корпусом Эрих Бранденбергер (слева).

Правый фланг донбасской группировки вермахты был разгромлен. Немецкое командование вынуждено было начать отвод войск 6-й армии с Миус-фронта на заранее подготовленные тыловые оборонительные позиции. За период с 18 по 30 августа части ЮФ прорвали Миус-фронт, сильную, длительное время готовившуюся оборонительную линию вермахта. Красная Армия продвинулась на глубину до 50 км, расширив фронт на 90 км. Советские войска вышли на рубеж Кутейниково — Екатериново-Хапрово — Щербаков. Большего успеха Южный фронт мог достичь при наличии сильных подвижных резервов, но их не было. Поэтому, хотя таганрогская группировка группы армий «Юг» потерпела поражения, она не была уничтожена полностью.

Сражение за Донбасс. Прорыв Миус-фронта. Часть 4


Продолжение следует…

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 3
  1. anip 12 августа 2013 09:53
    А что подпись к фотке не дописали? Рядом Эрих фон Манштейн.
    1. Папакико 12 августа 2013 19:07
      Цитата: anip
      А что подпись к фотке не дописали?

      Типа уважение проявить или их нужно помнить в лицо?

      Так лучше?
      А командиров РККА учавствовавших в этих боях знаете?

      С шашками на танки, да так, что последние пятились и отступали неся потери.
      Кто они на фотографии??
    2. Корсар 12 августа 2013 23:08
      Цитата: anip
      А что подпись к фотке не дописали? Рядом Эрих фон Манштейн.

      Его "физия" слишком часто мелькает в статьях на военную и околовоенную тематику.
      Военноначальник видный ...но битый! Недооценивать его нельзя ,но и "выпячивать" не стоит...
      1. Папакико 12 августа 2013 23:36
        Цитата: Корсар
        Его "физия" слишком часто мелькает в статьях на военную и околовоенную тематику.Военноначальник видный ...но битый! Недооценивать его нельзя ,но и "выпячивать" не стоит.

        Манштейн пишет на ВО или вы о чём?
        Я фотографии наших солдат и офицеров не спроста выложил в пример цветному виду захватчиков.
        Кто, по фамильно, на выложенных мной фотографиях?
        Мы тут любовь и уважение Манштейнам проповедуем или ратуем за наших ДЕДОВ и ПРАДЕДОВ с МЕГАБАБУШКАМИ?!
  2. Димыч 12 августа 2013 12:44
    Жалко, схемы нет. Когда читаешь и с картой сравниваешь, всё более зримо ощущается.
  3. Фин 12 августа 2013 18:13
    Фото с САУ, на заднем плане немец в зимнем камуфляже. Время года осень-начало зимы.
  4. ленивый 12 августа 2013 19:08
    а немцев почитаешь, танки , самолёты наши десятками уничтожают а по факту:" 15-я авиаполевая и 336-я пехотная дивизии были полностью разгромлены, 17-я и 11-я пехотные дивизии понесли большие потери. 30 августа пропал без вести с частью своего штаба генерал фон Бюлов. Таганрогская группировка вермахта была разгромлена. 4-й гвардейский казачий кавалерийский корпус взял в плен более 2 тыс. человек, захватил 45 орудий, 11 танков, 100 автомобилей и другое имущество." не зря барон Мюнхаузен это немецкий барон, врать это у них в крови

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня