Россия–НАТО: ни дружбы – ни вражды

Но это не единственные разногласия, которые мешают полноценному сотрудничеству между сторонами. Еще одна болезненная тема во взаимоотношении между Москвой и Брюсселем – контроль над обычными вооружениями. По мнению российской стороны, сегодня нет необходимости сохранять неизменными инструменты контроля над вооружениями и разоружением, сложившимися в годы холодной войны. В том числе и Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), из которого наша страна вышла в декабре 2007 года. Он себя уже полностью исчерпал, и новые соглашения – такие как Венский документ 2011 года и Договор по открытому небу, который позволяет видеть и знать, что происходит в военном отношении в той или иной стране, – способны его полностью заменить.
Есть тут проблема и в отношении новых видов вооружений. Некоторые из них стирают грань между ядерными и неядерными боеприпасами. И потому неядерное вооружение не может быть искусственно выведено из переговоров по сокращению запасов ядерных вооружений. Это касается носителей разных типов, начиная от крылатых ракет и заканчивая многофункциональными истребителями и даже ударными беспилотниками, которые тоже могут использоваться для доставки к цели ядерного боезаряда. По мнению отечественных военных, ограничения на обычные вооружения, которые входили в сферу ДОВСЕ (танки, боевые бронированные машины, артиллерийские системы, самолеты и вертолеты), как средство предотвращения агрессии, прежде всего для проведения широкомасштабных операций, сегодня во многом утратили свое значение. Сейчас на первый план выходят как беспилотники, так и средства радиоэлектронной борьбы, системы кибервооружений, возможность вывода оружия в космос, перспективные комплексы противоракетной обороны, создание компактных подразделений специального назначения, способных действовать на большом удалении от собственных баз.
Наличие всего этого в арсенале тех или иных государств способно спровоцировать отдельные режимы на неожиданную агрессию, попытку силовыми методами решить застарелые проблемы со своими соседями, втянуть всех нас в широкомасштабные боевые действия с непредсказуемыми последствиями. Особенно это опасно во времена разгула международного терроризма, религиозного экстремизма и попыток с помощью разноцветных революций менять неугодные кому-то правительства в той или иной стране.
Не служат укреплению доверия и попытки в ходе тактических и оперативно-тактических учений разыграть сценарии холодной войны, вызвать у населения натовских стран давно прошедшие страхи агрессии со стороны соседей, что, кстати, прямо заложено в замысел маневров «Стедфаст Джаз-20132», которые запланированы на территории Польши, Литвы, Латвии и Эстонии в ноябре нынешнего года. Главная идея, положенная в основу этих учений, – страны Североатлантического альянса, руководствуясь требованием пункта 5 Вашингтонского договора, приходят на помощь своим союзникам, против которых совершила агрессию неназванная страна. Кто граничит с Речью Посполитой и странами Балтии, гадать не приходится. Тут очевидно, кого имеют в виду натовские штабисты – разработчики предстоящих учений. И оправдание, что Россия и Белоруссия тоже проводят свои маневры «Запад-2013» у границ той же Польши и Литвы, никого не может ввести в заблуждение. В сценарии российско-белорусских учений нет ни слова об агрессии со стороны какого-либо государства. В них, как принято в последнее время и как это реально соотносится с международной обстановкой, говорится о реакции на действия террористических групп и незаконных вооруженных формирований. Что называется, почувствуйте разницу.
Более того, сценарий этих учений подробно раскрыт в выступлении в Брюсселе заместителя начальника Генерального штаба генерала Александра Постникова, названы конкретные полигоны, где будет проходить активная фаза маневров, количество привлеченной боевой техники и личного состава, структура органов военного управления. На них приглашены наблюдатели из Североатлантического альянса. И это не единственный пример транспарентности при проведении учений, который демонстрирует Россия по отношению к НАТО.
Как улучшить наши взаимоотношения? Что могут и должны совместно предпринять Россия и НАТО, чтобы повысить доверие друг к другу и быть более предсказуемыми в сфере укрепления своей безопасности? Предложения отечественных военных не новы, но не потеряли своей актуальности. На первом месте здесь развитие открытого и честного диалога по всем интересующим стороны проблемам. В том числе и по реформированию вооруженных сил и проведению различного вида учений вблизи границ, продолжение практики приглашения наблюдателей на наиболее значимые из них. Нужно создавать пространство общей безопасности от Атлантики до Урала и принимать дополнительные меры транспарентности, как предлагает делегация Германии. И конечно, более тесно сотрудничать в борьбе с общими угрозами. Не только на словах, но и на деле. Иного пути устранения изъянов доверия просто не существует.
Информация