Знакомьтесь: «Град Свияжск»

Малый ракетный корабль (МРК) «Град Свияжск», построенный Зеленодольским ССЗ, был отбуксирован по Волге в Астрахань в конце июня этого года и ошвартован в пункте базирования соединения кораблей ОВР Каспийской флотилии. Эта боевая единица пока находится в стадии испытаний. На новом корабле побывал наш корреспондент.

Мне не терпелось взглянуть своими глазами на «Град Свияжск», о котором так часто писала наша газета. Ведь это первенец, то есть головной корабль проекта 21631 (шифр «Буян-М»).


Наша справка

Головной корабль проекта 21631 своё имя «Град Свияжск» получил в честь населённого пункта Свияжск, что в Зеленодольском районе Республики Татарстан. История этого городка овеяна легендами. Согласно одной из них Свияжск был возведён в 1551 году Иваном Грозным всего за 4 недели. Место это использовалось русским царём как опорный пункт, откуда позже войска пошли на осаду столицы Казанского ханства. С тех пор прошло более четырёх с половиной столетий, но Свияжск существует и по сей день.


О предыстории создания МРК «Град Свияжск» первой написала именно «Красная звезда». Напомню, что в нашей газете в номере за 9 декабря 2009 года было опубликовано интервью с первопроходцем в освоении проекта «Буян», командиром МАК «Астрахань» Владимиром Чероковым. Вот как он отозвался тогда о своём корабле опытного образца: «Считаю, что данный корабль уникален в своём роде. Вооружение на нём хорошее: 100-мм носовая пушка, система залпового огня, автономный модуль самообороны, современные средства ПВО. У ВМС других прикаспийских государств ничего подобного нет».

Тогда же Владимир Чероков высказал своё пожелание: «Что бы я хотел предложить в качестве усовершенствования данного проекта? Усилить огневую мощь, чтобы на корабле имелись свои ракетные комплексы. Но поскольку ракет у нас нет, то по огневой мощи мы пока на втором месте после флагмана Каспийской флотилии ракетного корабля «Татарстан». А проектировщикам судовой части хотелось бы высказать следующее пожелание: чтобы техника была более надёжной и простой в эксплуатации».

В 2010 году в рамках программы по модернизации российского Военно-морского флота перед отечественной судостроительной промышленностью была поставлена задача создания ракетного аналога проекта «Буян». Тендер на строительство кораблей проекта 21631, в котором участвовало девять судостроительных предприятий, был выигран Зеленодольским ССЗ в мае 2010 года. 28 мая был подписан контракт на строительство кораблей данной серии. За выполнение задачи государственной важности по созданию ракетного варианта «Буяна» взялся талантливый конструктор Яков Кушнир. Не прошло и трёх лет, как МРК «Град Свияжск» был спущен корабелами на воду.

С высокого берега передо мной открылся вид на волжский затон, где у плавучего пирса застыл красавец «Град Свияжск», так сказать, младший родственник малого артиллерийского корабля «Астрахань». Общих черт между этими проектами немало. Они прослеживаются в контурах, обводах, элементах надстройки. Главное сходство в том, что на МРК установлены такие же дизельные двигатели, а также водомётные движители. Но всё равно по своим ТТХ и предназначению это разные боевые единицы. Главное различие - в размерах. По своим параметрам МРК, у которого водоизмещение - 949 тонн, длина - 74 метра, осадка - 2,6 метра, превосходит своего артиллерийского собрата, параметры которого гораздо скромнее.

По своей ударной мощи корабль проекта «Буян-М» мало в чём уступает новому ракетному кораблю 2 ранга «Дагестан», который вошёл в состав флотилии в прошлом году. А ведь «Дагестан» является первым кораблём в Военно-морском флоте РФ, на котором на вооружении стоит новейший ракетный комплекс «Калибр-НК». На МРК «Град Свияжск» также имеется ракетный комплекс «Калибр», способный осуществлять пуски нескольких типов высокоточных ракет как по надводным, так и по береговым целям на дальность до 300 километров. Артиллерия корабля представлена носовой артиллерийской установкой, зенитно-артиллерийским комплексом АК-620 «Дуэт» и двумя парами пулемётных установок. Корабль оснащён современным навигационным оборудованием, а также радиолокационной и радиоэлектронной аппаратурой.

На верхней палубе корабля меня встретил командир МРК «Град Свияжск» капитан 3 ранга Алексей Гордеев. Обходим с ним корабль, который пока находится на стадии доводки. Ещё не везде покрыты краской палуба, надстройки. Внутри корабля можно увидеть представителей завода. Это специалисты сдаточной команды совместно с военнослужащими экипажа корабля готовят «Град Свияжск» к ходовым испытаниям.

Алексей Гордеев был назначен на должность командира новейшего головного корабля проекта «Буян-М» далеко не случайно. Этот офицер у командования флотилии на особом счету. При утверждении его кандидатуры в начале года на должность командира нового МРК было учтено, что Гордеев за время своей офицерской службы на флотилии начиная с 2005 года успешно командовал кораблями различных классов. За время его командования МАК «Астрахань» неоднократно завоёвывал звание лучшего за период обучения и за учебный год в своём соединении и на флотилии, выполнил без аварий и поломок все задачи морских походов. Экипаж «Астрахани» был отмечен вышестоящим командованием по итогам проведения морской части совместного стратегического учения «Центр-2011», а в прошлом году МАК отличился на СКШУ «Кавказ-2012».
Алексей Гордеев с готовностью ответил на вопросы корреспондента «Красной звезды».

- Для освоения нового корабля экипаж обычно формируется, как говорится, с миру по нитке. Какие корабли флотилии делегировали своих специалистов на МРК?

- Экипаж МРК «Град Свияжск» на сто процентов укомплектован военнослужащими по контракту, ранее проходившими службу на боевых кораблях соединения надводных кораблей, которое дислоцируется в Махачкале. На «Татарстане», «Дагестане», ракетных катерах. Личный состав имеет хорошую морскую практику, опыт корабельной службы, что очень важно при приёмке корабля на заводе, при освоении новой техники и вооружения.

- Кто из подчинённых является опорой для вас в ходе приёмки и освоения материальной части корабля?


- Большой объём работы совместно с представителями промышленности на верхней палубе, надстройках и бортах корабля выполняет боцман старшина 2-й статьи Расул Абдуменжидов. Среди корабельных механиков хочется отметить инженера БЧ-5 лейтенанта Дмитрия Поповича. Под его руководством трудятся машинист старший матрос Р. Заманов, старший техник Р. Гасанов. Люди прекрасно понимают, что любой неустранённый дефект или незамеченное отклонение в работе механизма чреваты в море предпосылкой к аварии, к срыву выполнения поставленной боевой задачи. Поэтому сейчас, при подготовке к ходовым испытаниям, проверяются исправность каждого узла и механизма, все участки трубопроводов на герметичность, устойчивость к вибрации.

Наш разговор прервал заводской специалист, прибывший в каюту командира для проверки пульта внутрикорабельной связи. Проверив работу устройства, он попросил командира корабля самому опробовать его готовность к работе. И вот по кораблю раздался многократно усиленный голос Гордеева, приглашающий одного из инженеров-судостроителей в свою каюту.

В августе малый артиллерийский корабль «Град Свияжск» должен совершить переход по Каспию в Махачкалу, в пункт базирования бригады надводных кораблей, где и будут проведены его государственные испытания, приёмка в состав флотилии. Пожалуй, впервые в постсоветской истории Каспийской флотилии ходовые и государственные испытания нового корабля проводятся на Каспийском море.
Первоисточник:
http://redstar.ru/
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти