Сколько ледоколов нужно России?

24
Если говорить о развитии транспортной системы России в Арктике, в первую очередь речь идет о развитии Северного морского пути (СМП), как единой национальной транспортной магистрали. Ее развитие предполагает устойчивую и безопасную работу в интересах национальной и региональной экономики, международных, государственных и транзитных перевозок, а также северного вывоза грузов. Представить решение данных задач без использования современного ледокольного флота вряд ли возможно. Российский арктический флот нуждается в проведении системной модернизации, что подразумевает увеличение доли перспективных ледоколов, а также постройки транспортных средств универсального или двойного назначения, которые наиболее эффективны в условиях меняющейся современной Арктики.

Также необходима постройка мало- и среднетоннажных кораблей класса «река-море», судов для перевозки транзитных контейнерных грузов, танкеров ледового класса, сухогрузно-наливных теплоходов, научно-исследовательского судов и др. Обеспечение безопасного плавания в условиях Арктики предполагает постройку кардинально обновленного ледокольного флота, постройку судов ледового и усиленного ледового класса, специальных двухкорпусных танкеров, обладающих дополнительным аварийным снабжением.

Дальнейшее развитие СМП предполагает создание Северного транспортного коридора (СТК), который был бы доступен круглогодично. СТК выступил бы национальной трансарктической морской магистралью протяженностью от Мурманска до Петропавловска-Камчатского. Показательным для выявления тенденции развития судоходства в Арктике можно назвать навигацию 2011 года. Данная навигация продемонстрировала, что плавание судов различного назначения по Северному морскому пути, к примеру, из Мурманска в различные порты Юго-Восточной Азии обеспечивает сокращение времени доставки грузов от 7 до 22 суток по сравнению с плаванием через Суэцкий канал. Естественно, при соответствующем обеспечении.

Сколько ледоколов нужно России?

В наши дни Россия находится в выигрышном положении по сравнению со всеми другими претендентами, которые хотели бы воспользоваться богатствами Арктики. Помимо 6 атомных ледоколов (атомного ледокольного флота нет ни у одной страны мира) у России имеется еще около 20 дизельных ледоколов. Для сравнения у Дании – 4 ледокола, у Норвегии – 1, у США – 3, побольше ледоколов у Канады – 2 тяжелых ледокола и более десятка ледоколов небольшого класса. Однако большой опыт работы в высоких широтах и наличие атомного ледокольного флота обеспечивают России несомненное преимущество.

Единственные в мире атомные ледоколы в настоящее время находятся у пирсов на окраине Мурманска, летом работы у них особо не бывает. Редко они совершают туристические рейсы к полюсу, но серьезная работа для них еще не началась. Отечественный атомный ледокольный флот – это 4 тяжелых ледокола мощностью 75 000 л.с. класса «Арктика», еще 2 ледокола мощность по 40 000 л.с. класса «Таймыр» и один атомный лихтеровоз ледокольного класса.

Проведенный специалистами анализ свидетельствует о том, что транзитные перевозки грузов по СМП уже к 2015 году могут возрасти до 3-4 млн. тонн, что потребует 100 ледовых проводок в год. К 2019-2020 годам транзитные перевозки по этому маршруту вырастут до 5 млн. тонн в год, что в свою очередь потребует увеличения числа ледовых проводок до 170-180. К 2030 году потребность в ледокольных проводках будет уже более 200 в год. Круглогодичную работу маршрута, а также обслуживание портов смогут надежным образом обеспечить 5-6 атомных ледоколов мощностью 60-110 МВт, 6-8 неатомных ледоколов мощностью 25-30 МВт и 8-10 неатомных ледоколов мощностью 16-18 МВт. При этом их загруженность не будет превышать 70%.

Ледоколы "Таймыр" и "Вайгач"

К сожалению, уже сейчас понятно, что объективный рост ежегодных транзитных перевозок по СМП может быть значительно ограничен отсутствием необходимого количества у России современных ледоколов. Их постройка становится важнейшей проблемой всего дальнейшего развития транспортной системы в Арктике. С принятием во внимание наиболее предпочтительного сценария развития Арктики до 2030 года предполагаются радикальная модернизация СМП с одновременным наращиванием грузооборота на его трассах до 30–35 млн. тонн каждый год. Такой значительный рост грузопотока по арктическим трассам и должен лежать в основе прогноза дальнейшего развития российского ледокольного и специального арктического флота. Но при этом также следует иметь в виду, что восстребованность ледоколов во многом будет зависеть от того, станет ли Северный морской путь привлекательным для иностранных судоходных компаний.

Ледокольный флот России

140 лет истории ледокольного флота достаточно много изменили в конструкции данных судов, более всего за эти годы выросла их мощность. Так если мощность двигателей одного из первых ледоколов «Ермак» составляла 9,5 тысяч л.с., то вышедший в море всего через полвека дизель-электрический ледокол «Москва» развивал мощность в 22 тысячи л.с., а атомные ледоколы класса «Таймыр» могут развить мощность до 50 тысяч л.с. Из-за трудностей связанных с их морской профессией мощность двигательных установок современных ледоколов на 1 тонну водоизмещения в 6 раз выше, чем у аналогичных по водоизмещению океанских лайнеров. При этом, даже атомные ледоколы качественно остались теми же, что и их предшественники – бронированными ящиками, которые наполнены огромными «табунами лошадей». Их дело – проломить полынью для идущих за ними караванов грузовых судов и танкеров, данный принцип организации ледовых перевозок можно сравнить с обычным движением барж за тянущим их буксиром.

В наши дни Россия располагает наиболее крупным по численности ледокольным флотом среди всех стран мира. В его состав включены 40 судов различного назначения и классов. Помимо этого Россия единственное государство, имеющее собственный атомный ледокольный флот. В его составе сегодня 6 ледоколов, 1 лихтеровоз и 4 судна технологического обслуживания. Еще в 1987 году СМП обслуживали 17 линейных ледоколов, среди которых было 8 атомных, при этом уровень их загрузки составлял не более 30%.


Для ледокольного флота России характерно постепенное старение, многие корабли почти выработали свой ресурс. Сегодня у России есть 6 атомных ледоколов: «Россия», «50 лет Победы», «Ямал», «Советский Союз», «Вайгач» и «Таймыр». Но специалисты уже сейчас бьют тревогу, потребность в обновлении российского атомного флота становится все более ощутимой, так как без участия этих гигантов осваивать арктические просторы и удерживать статус арктической державы просто нереально.

Уже в ближайшие 5-7 лет «на пенсию» должны уйти самые старые атомные ледоколы, после чего в строю останется лишь 2 наиболее новых корабля – «Ямал», который был построен в 1993 году, и «50 лет Победы» (2007). Первыми в доки должны будут отправиться ледоколы «Россия» (1985 год постройки), «Таймыр» (1988 год постройки) и «Советский Союз» (1989 год постройки). Одновременно с этим «Росатом» напоминает о том, что для функционирования СМП в полную меру необходимо не менее 10 судов. Пока что имеющиеся ледоколы справляются с организацией необходимой интенсивности движения, однако к 2020 году Северный морской путь при росте грузооборота и выходе на «пенсию» атомных ледоколов рискует оказаться в «ледовой паузе».

Неудивительно, что в России думают над дальнейшим развитием собственного ледокольного флота. Первоочередной задачей ряд специалистов называет создание ледокола, относящегося к новому поколению, который создается в рамках проекта 22220 (ЛК-60Я). Данный ледокол должен стать наиболее мощным из всех существующих на сегодняшний день атомных ледоколов. Он будет обладать шириной корпуса в 33 метра. Главной его особенностью должна стать переменная осадка. Это будет его главным преимуществом перед предшественниками. Он получит возможность работать как в устьях сибирских рек, так и в океане, благодаря особой двухосадочной конструкции. Данный ледокол будет иметь 2 рабочих осадки: 10,5 и 8,5 метров. Данную функцию ледоколу обеспечит быстродействующая балластная систем. Свою осадку от минимального до максимального значения ледокол сможет изменить за 4 часа.

Проект ледокола ЛК-60Я

Ход обновления ледокольного флота

Постройка национального ледокольного флота планировалась в разные годы в ряде разнообразных федеральных целевых программ (ФЦП). Самой первой из них была программа «Возрождение торгового флота России», которая была утверждена президентом страны и была рассчитана на 1993-2000 годы. В июне 1996 года данную программу продлили до конца 2001 года. Согласно данной программе планировалось строительство 16 новых ледоколов, но ни один из них в указанные сроки построен не был.

На смену данной программе пришла новая ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 гг.)». Данная программа включала в себя подпрограмму «Морской транспорт», в рамках которой было создано технико-экономическое обоснование постройки ледокольного флота нового поколения для обеспечения работы СМП. Согласно данной программе до 2015 года планировалось построить и ввести в эксплуатацию 2 атомных ледокола мощностью 55–60 МВт, построенных по проекту 22220 (ЛК-60Я), ледоколы должны были получить реакторную установку нового поколения.

За 2-3 года до окончания строительства атомных ледоколов, то есть ориентировочно в 2012–2013 году планировалось ввести в эксплуатацию 2 дизель-электрических ледокола типа ЛК-25, а также приступить к постройке портовых ледоколов нового поколения. Но и данная программа оказалась невыполненной. Более того, до настоящего времени ни один современный ледокол, обладающий требуемой мощностью, даже не был заложен на российских верфях или заказан за рубежом. Вместо дизель-электрических ледоколов ЛК-25 мощностью 25 МВт в 2008 и 2009 году были введены в строй 2 ледокола ЛК-18 мощностью 18 МВт, построенных по проекту 21900. Работы по их строительству велись в рамках изменений, внесенных в подпрограмму постановлением правительства России от 31.05.2006 года. Стоит отметить, что ледоколы ЛК-18 это очень продуманные суда, но решить все задачи линейных ледоколов на арктических трассах они не в состоянии.

Ледокол "Москва" ЛК-18, пр. 21900

21 февраля 2008 года в России была принята новая ФЦП «Развитие гражданской морской техники на 2009–2016 годы». В дальнейшем сроки ее действия были скорректированы на 2010-2015 годы. Согласно данной ФЦП предусматривалась разработка технических предложений по созданию линейного атомного ледокола мощностью до 70 МВт нового поколения, а также ледокола-лидера мощностью 110–130 МВт, предназначенного для круглогодичной работы на трассах Северного морского пути.

Данной ФЦП также намечено проведение оценочных действий технической возможности и создания организационно-технологического проекта строительства атомных ледоколов повышенной мощности (150–200 МВт). Данная программа постройки ледокольного флота России на 2012–2014 годы позволяла спустить на воду универсальный атомный ледокол и еще 4 дизельных ледокола мощностью 16–25 МВт. Помимо этого, в планах правительства страны до 2020 года – постройка 3-х атомных ледоколов.

В принятой «Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу» масштабы намеченного строительства ледокольного флота были еще больше расширены. В документе, в частности, говорится о том, что всего для решения прогнозируемых задач на период до 2030 года по транспортировке углеводородов континентального шельфа нашей стране понадобится 90 специализированных транспортных судов арктического плавания суммарным дедвейтом около 4-х миллионов тонн и обслуживающего их флота в количестве до 140 единиц. Помимо этого, необходимо строительство 10–12 новых ледоколов (в совокупности с ледоколами различных классов и типов, которые будут обеспечивать транспортные морские перевозки, их общая потребность оценивается более чем в 40 единиц).

Следует подчеркнуть, что объемы строительства ледокольного флота определены, но на данный момент российские судостроительные компании почти не приступали к реализации столь амбициозных и актуальных для России планов. Первый линейный атомный ледокол ЛК-60Я был заложен на Балтийском заводе в конце 2012 года, начало его эксплуатации запланировано на 2018 год. С такими темпами обновления ледокольного флота к этому времени СМП России может оказаться перед реальной угрозой наступления «ледовой паузы».

Источники информации:
-http://vpk-news.ru/articles/16484
-http://www.itogi.ru/russia/2008/36/43845.html
-http://www.popmech.ru/article/4075-pahari-lda
-http://www.arcticuniverse.com/ru/analytics/20120517/02852.html
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    13 августа 2013 09:47
    Отличная статья. Ледоколов должно быть как можно больше и не только дизельных но и атомных. В Арктике, на Балтике и чем чёрт не шутит в Антарктиде.
    1. +13
      13 августа 2013 12:45
      про подвиг ледокола Сибиряков не забудьте
      ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ
    2. +1
      13 августа 2013 16:43
      Цитата: Smac111
      Ледоколов должно быть как можно больше и не только дизельных но и атомных. В Арктике, на Балтике

      на на Балтике они зачем??? Там сложная ледовая обстановка? Паковые льды 6 месяцев году, или что ещё?
      1. ваня иванов
        +2
        13 августа 2013 19:09
        старику54
        для обеспечения круглогодичной работы портов СПб и навигации в финском заливе.а обстановка такова,что уже пару-тройку лет с севера атомоходы гоняют в подмогу местным ледоколам.
        1. -3
          13 августа 2013 19:35
          Цитата: ваня иванов
          а обстановка такова,что уже пару-тройку лет с севера атомоходы гоняют в подмогу местным ледоколам.

          атомные ледоколы гоняют в Финский залив?? laughing Это что за бред то?! lol Может всё же дизель-электрические "гоняют" и не в "подмогу местным ледоколам" а потому что все местные уже разграблены и состарились давно, непригодны для эксплуатации по прямому назначению! Что АЛК делать в Финском заливе то? Там ледовая обстановка, со льдом более полумера, от силы 2,5 месяца! Вот именно, что свои специально при "советском хреновом режиме" ледоколы, мелкосидящие, специально для Финского залива построенные загробили(типа рейдовый, там болше и не надо), а новых не строим! А теперь вокруг Скандинавии и бегаем, как полудурки!
          1. ваня иванов
            +3
            13 августа 2013 20:28
            говорить о том,что мол сам видел,понимаю бесполезно?просто наберите в поисковике "атомные ледоколы в финском заливе" и заберите слово "бред" назад.хотя..,это вопрос воспитания.местные ледоколы быть может и староваты но в работе.так же работают и ещё более старые,бывшие финские "тор"и "кару",взятые в аренду у эстонии.
            1. 0
              14 августа 2013 01:14
              Цитата: ваня иванов
              говорить о том,что мол сам видел,понимаю бесполезно?

              да нет, почему такая предвзятость? laughing Верю ... тогда!
              Цитата: ваня иванов
              заберите слово "бред" назад

              хорошо, забираю, не переживайте вы так! Но само слово "БРЕД" оставляю, но уже не к вам адресованное, а к руководству страны, так как исполльзование атамоходов в "вашем жутко холодном запалярном Финсом заливе" иначе охарактеризовать сложно! Не подскажите, а как же суда в Лениниград при СССР то зимой проходили, а? Или тогда зимы были не зимы? Или навигация зимой в ленинградском порту прекращалась, ведь без атомных ледоколов то ни как ведь?! lol Власть кремлёвская с ума сходит, а Вы ей потакаете, простите!
              я много в Аркитеке был, видел настоящие паковые льды, по СМП ходил,не по всему правда, но не суть! И не понятно мне, сирому, какие такие жуткие ледовые условия образовались в Финсокм, коли аж атомный флот привлекать стали?? bully hi
    3. iOfficer
      +1
      13 августа 2013 19:47
      Цитата: Smac111
      Отличная статья. Ледоколов должно быть как можно больше и не только дизельных но и атомных. В Арктике, на Балтике и чем чёрт не шутит в Антарктиде.


      Согласен. Гордость за наш ледокольный флот аж распирает smile
    4. +3
      13 августа 2013 20:04
      так, для справочки...
      всего в РФ 62 ледокола всех классов.
    5. 0
      13 августа 2013 20:41
      ога, строим на общие государственные деньги,пользуются коммерсы, а потом за копейки китайцам?! В чем смысл?!
      1. 0
        13 августа 2013 21:05
        Контроль торговых путей. Перспективы очень радужные, если мы подомнем Азию на СМП. Англичане уже нервничают потихоньку.
        1. +2
          16 августа 2013 01:25
          Цитата: RETX
          Контроль торговых путей. Перспективы очень радужные, если мы подомнем Азию на СМП. Англичане уже нервничают потихоньку

          Освоение ресурсов Крайнего Севера—задача общенациональной важности.Именно на Севере находятся несметные богатства минеральной кладовой (Закрома) Родины. Естественно их нужно надежно охранять. Для этого нужны корабли специального ледового класса, полярная авиация и многое другое (ледовая разведка, навигационное и гидро-метео обеспечение проводки кораблей).
          Уже есть идеи заменить АВУ в этих широтах авиационными морскими платформами, что экономичнее и перспективнее береговых аэродромов, координаты которых всем хорошо известны. Естественно они будут с ЯЭУ, что повысит их автономность и обитаемость в полярных широтах.
          Россия располагает самым большим атомным ледокольным флотом из 6 единиц. Но в 2013г. планируется заложить и в 2015г принять супер ледокол длиной порядка 170 м, шириной 34 м («50 лет Победы» — 159 м и 30 м, соответственно). Энергетическая установка нового поколения «РИТМ-200» была разработана ОКБМ имени Африкантова специально для данного ледокола. Каждый из двух реакторов установки имеет мощность 170 МВт — больше, чем мощность установки КЛТ, используемой в современных атомных ледоколах (140–150 МВт). Ледоколы имеют планы вооружения на случай войны. Лично видел 2 «пенька» под зрк «Оса». Есть места и для установки арт систем. Думаю сейчас можно установить что-нибудь посовременней, например Кортики или Каштаны.
          При решении проблемы защиты Заполярья, она переходит в плоскость 12-мильной зоны тервод и 200-мильной (максимально--322км) экономической. Нашим океанологам, во главе с Чилингаровым, пришлось доказывать, что материковый шельф принадлежит, согласно м-н морскому праву, России и тянется на 3,5 тыс. км от уреза воды. С этим не согласны Штаты. Они считают, что Северный морской путь должен принадлежать всему человечеству, а не только России, как это сложилось исторически. Конфликт интересов налицо. Дальше будут подключаться ООН и клиенты Штатов, чтобы объявить наше национальное достояние – СевМорПуть— бродвеем для м-н торгашей и тд.
          Так что противостояние уже перетекает в арктические широты. Активными игроками здесь также собираются стать Канада,Норвегии, Финляндии, Дании, Швеции , Исландии и Китай! Если мы не хотим потерять свое влияние у себя под боком, нам придется напрягаться.Нужно стоить ледоколы, конечно -- атомные.
          1. 0
            16 августа 2013 20:35
            Цитата: Удав КАА
            Освоение ресурсов Крайнего Севера—задача общенациональной важности.

            Согласен с Вами, Александр! Но вот моё мнение, что с 91-го года все пра-ва России так или иначе делали всё, для того что бы ослабить свои позиции в Заполярье.
            Цитата: Удав КАА
            Уже есть идеи заменить АВУ в этих широтах авиационными морскими платформами, что экономичнее и перспективнее береговых аэродромов, координаты которых всем хорошо известны.

            Я конечно не профи, как Вы, но вот не согласен с этой точкой зрения и свои 5 копеек вставлю здесь! bully
            Что УАВ на СМП, что эти "авиационные морские платформы" мне кажется не более чем раскурутко не такого уж мощного военного бюджета РФ на пустые траты, выгодные в первую очердь ВПК (судостороению). На больших проектах легко деньги тырить, а в стратегическуб преспективу ни кто не желает смотреть. Хорошо, УАВ, тогда он должен быть конкретно ледового класса, что бы смочь идти за атомным ледоколом, согласны? Это в свою очердь вызовет большой рост водоизмещения, и это будет гигиант ещё более чем "Адмирал Кузнецов". С платформой та же песня, + её надо будет постоянно обеспечивать керосином для ЛА. Поставить различные ЗРК на неё не проблема, это правильно и нормально, но вот как осуществлять ПЛО защиту?? Особенно кода льды встанут? Любая многоцелевая АПЛ подольдом подойдёт и банально торпедами сделает всё, что захочет с ней! РБУ-6000 не применишь против неё, льды! Вертолёты ПЛО тоже самое беспомощны ... И вообще, как зимой по СМП таскать эту гигантскую баржу-аэродром, непонятно!
            Тоже самое, даже хуже, с УАВ в Заполярье, когда уже встанут льды на зиму. Да, он сможет ходить по СМП за суперледоколом, возможно даже круглогодично, но для орагнизации полётов на нём ему нужен ход не меньше среднего и курсс против ветра для взлёта/посадки ЛА! Оперативное маневриррование в ледяной каше в полынье за ледоколом? Улыбаюсь. lol Быстрая смена курса на ветер во время БД для взлёта ЛА в условиях тяжёлой ледовой обстановки? lol Скорость хода каравана при его проводке через мошное ледяное поле Вы же наверняка знаете? И это при том, что льды стоят на СМП примерно минимум 5 месяцев в году (с начала октября до начала мая), а в некоторых местах и 8 месяцев всё точно забито льдами (пролив Карские ворота, проливы севернее Таймыра). Как от тех АПЛ отбиваться, из-под пакового ледяного поля атакующих АВ в заполярье? Караван с ледоколом то слышно будет ой как далеко, а вот АПЛ ... к тому же ни Метелью/Медведкой, ни торпедой просто с АВ по ней не пульнёшь, только на подводное охранение своей АПЛ и можно надеяться.
          2. +1
            16 августа 2013 20:50
            Вывод: нет ни чего лучшего наземной разветвлённой аэродромной сети, тем более что её не потопить! good У нас и при СССР было полно там ВВП, сейчас правда похерили почти всё, но если захотеть, то надо реанимировать и строить новые, пока не поздно ещё. На Новой Земле аэродром был? Был! Есть в Диксоне, в Оленёкской губе (нас. пункт непомню), в Тикси, в Певеке есть! Можно ещё на севере по-ва Таймыр построить несколько аэродромов подскока и базирования на случае "Ч" (оттуда даже штаты можно будеть доставать на Су-34 например laughing). У нас полно островов что в Карском море, что в Море Лаптевых, что в Восточно-Сибирском! Их всё можно и нужно использовать. Единовременно постройка а/б в тех широтах скорее всего не дешевле чем УАВ того же, но это капитальные долговременные вложения в аэродромную сеть, в отличпе от УАВ и этих несамоходных барж (лет 40/50 и их порежут на лом)! Но зато эти ВПП можно будет использовать для развития севера вообще: вокруг них начнут расти гражданские посёлки и селения, закипит жизнь! Их можно будет использовать для его нефтеносного развития, или нет? А буксируемые баржи ледового класса - чисто военный объект сомнительной военной эффективности! request
            Цитата: Удав КАА
            Ледоколы имеют планы вооружения на случай войны. Лично видел 2 «пенька» под зрк «Оса». Есть места и для установки арт систем.

            Это понятно, прекрасно это, но вот только зачем ледоколу артсистема, не пойму? Ну максимум поддерживать высадку МП на берег зимой, но это и то уже в случае с его окупацией противником! request Вот системы Объектового и зонального ПВО на нём - понимаю, стоящяя вещь!! Это обязательно, т.к. превый враг НК в заполярье будут ЛА! Но вот как он с АПЛ будет опять же бороться, когды льды кругом, мне не понятно. А вот она с ним играючи, с учётом его шумов, осадки ниже поля льда и пр. Отсюда вывод - сомнительная это затея!
            Цитата: Удав КАА
            Лично видел 2 «пенька» под зрк «Оса»

            Не понял я ВАС? Вроде как ЗРК "Оса-м" имеет подпалубное хранение ракет и и самой ПУ, зачем тогда "пеньки? Может всё же "пеньки" для установки "Кортик"? "Кинжал" тоже ведь подпалубная система ...
            В целом очень понравилось как Вы написали комент, сразу видно что за Север вы Душой болеете и любите его! От меня "+" конечно! hi
  2. +5
    13 августа 2013 10:09
    Сколько ледоколов нужно России?

    Чем больше - тем лучше. Хорошая статья и фотографии очень красивые. Спасибо автору!
    1. +1
      13 августа 2013 16:47
      Цитата: Garrin
      Сколько ледоколов нужно России?

      Чем больше - тем лучше.

      это ещё как? 1000 штук что-ли, если МССП потянет? Нужно столько, сколько необходимо для устойчивого обеспечения как летней навигации на СМП, так и так и зимней, согласно прогноза на объёмы перевозок и защиты своих интересов в Арктике. hi
  3. +10
    13 августа 2013 10:14
    Если сравнивать страну с кораблём или судном, то Россия - это ледокол в моих ассоциациях.
    1. +1
      13 августа 2013 16:48
      good !! согласен! hi
    2. +2
      13 августа 2013 20:11
      hi СМП наш и точка.
  4. +4
    13 августа 2013 10:43
    Эххх....,хорошо бы,чтоб атомный(гражданский) флот у стенки не стоял.
    Тут в статье скромно обозначен-( и один атомный лихтеровоз ледокольного класса). Это ни кто иной,как лихтеровоз "СЕВМОРПУТЬ". Единственный,в то время,лихтеровоз не нуждающийся в ледокольной проводке в Северной и Ююжной широтах.НО, когда он пришёл во Владивосток в 1988 году(ну,после ажиотажа с Чернобылем),так ему ЗАПРЕТИЛИ!!! встать на внутреннем рейде.
    ...И ОН стоял на внешнем рейде,НОВЫЙ,СИЛЬНЫЙ, и отвергнутый. Теперь стоит в Мурманске,доживает свою судьбу.
    А,ледоколов нам нужно много. В Арктике, в Антарктиде,на Балтике,да и на реках тоже.
    1. +4
      13 августа 2013 11:35
      В этом году около 400 судов подали заявки на проход по Севморпути. Китай заявил что поставки в Европу будут идти по СМП.
  5. +3
    13 августа 2013 11:12
    Сколько?... Более чем странный вопрос, тем более, что его ответ лежит для нас, для России в буквальном смысле на поверхности. И заключается он в следующем...
    Столько, чтобы они смогли обеспечить круглогодичную навигацию по СМП. Обеспечить так, как это было во времена Советского Союза. Тем более, что Арктика ныне приобретает огромное стратегическое и геополитическое значение. И Россия должна быть "на Северах" не просто "первой среди равных", а априори "сильнейшим игроком". Но для этого необходимы не только ледоколы и флот транспортных судов усиленного ледового класса, но и боевые корабли на базе ледоколов...
  6. +5
    13 августа 2013 11:21
    Ну ладно в автомобилестроении, в гражданском авиастроении..ну где могем и еще как могем, чего и там то тормозим!? За все время три ФЦП "родили" два ледокола, да и те заложенные в Союзе(Ямал-в86г.,50лет-в89г.)..Что за манера в будущем "героически преодолевать трудности", вместо того, чтоб делать все четко и по плану? Вопрос чисто риторический. what
  7. +3
    13 августа 2013 11:30
    Сколько ледоколов нужно России?
    Ровно столько,что бы мы не от кого не зависели в этом вопросе... А то,что они нужны,просто необходимы нашей стране - это бесспорно.
  8. +2
    13 августа 2013 14:00
    А ещё надо инфраструктуру на севере восстанавливать,а то путь то выгодный - но до его коммерческого оформления в полную силу очень далеко,сколько уже конференций я лично посещал по развитию сев.мора,везде умные вещи говорят,да слова расходятся с делом,сеть базирования и снабжения восстановить надо на севере,чтоб судовладельцы деньги там оставляли,а не только за проход.Флот -это огромный бизнес,но у нас чаще привыкли воровать(Отсюда все видят глобальную проблему и потребность,а курьёзные мелочи,без которых никуда - вечно упускаются.Хоть сейчас многие наши сотрудники ездят на постройку судов с ледовыми классами - это приятно,ведь у нас огромный опыт эксплуатации)
  9. Комментарий был удален.
  10. +2
    13 августа 2013 14:58
    Сколько России нужно ледоколов?

    Сие известно господам Цельсию и Фаренгейту! ;)
  11. 0
    13 августа 2013 15:13
    Да дофига нужно чего строить и восстанавливать. Только не мотодом аврала и штурмовщины, а с прицелом на дальнейшую модернизацию и с максимальной отдачей. И почему то на ледоколы так и просится 10-20 вертикалок для пуска КР.))
  12. -3
    13 августа 2013 15:18
    Сколько ледоколов нужно России?
    СКОЛЬКО МОЖНО, СТОЛЬКО И НУЖНО.
  13. i_vam_ne_hvoratj
    +2
    13 августа 2013 16:02
    Ледоколов нужно столько – сколько необходимо, но немного больше. Главное определиться с тем, что мы хотим получить и что для этого необходимо. Так что мы хотим получить??? Транзитный проход судов из бассейна Тихого океана в бассейн Атлантического, как альтернатива Суэцу и Панаме – бред сивой кобылы. Экономический эффект от виртуальной экономии времени в две недели, озвученной КОСКО – чистейшей воды волюнтаризм. Кто-нибудь оценивал риски от возможных потерь времени при движении в сплоченных льдах, риски от повреждения или потери судна, стоимость ледокольного обеспечения, возмещение расходов на содержание инфраструктуры??? Постараюсь пояснить… Исторически Севморпуть создавался и развивался как одна из составляющих экономической безопасности России и СССР. Во-первых, север динамично развивался в качестве сырьевой базы, во-вторых, нелогично в двадцатом веке большую часть территории страны оставлять за забором цивилизации. Как это было в семидесятых-восьмидесятых годах прошлого века? Сбалансированный ледокольный и транспортный флот, развитая для того времени инфраструктура Севморпути, включая гидрологическое, метеорологическое и навигационное обеспечение. Высококлассные специалисты – всех не перечислить (Витко, Васильев, Абоносимов, Холоденко – это только часть верхушки того айсберга.) Что сейчас – разруха. Можно построить монстра в сотни мегаватт, посадить руководителем экспедиции Челингарова и отправить резать Арктику на секторы или катать туристов на Северный полюс. А можно начать все сначала… Определиться с тем, что мы хотим получить и что мы должны для этого сделать… В том числе растить ледокольную элиту (в мое время ситуацию с пб Содружество я представить бы не смог). Извините дилетанта за сумбурность… Довелось поучаствовать…
    1. 0
      13 августа 2013 16:55
      Цитата: i_vam_ne_hvoratj
      Определиться с тем, что мы хотим получить и что мы должны для этого сделать… В том числе растить ледокольную элиту (в мое время ситуацию с пб Содружество я представить бы не смог). Извините дилетанта за сумбурность… Довелось поучаствовать

      один из немногих взешенных и продуманных коментариев на ветке! good Во многом согласен с Вами!
  14. +2
    13 августа 2013 17:14
    во времена Великого СССР он не кого не пусал не на свой север ни на СМП! Кто=то скажет неправлитно лелали? Брехня!!! Попробуйте полезть осваивать чеверное море, шельф, или тот же мексиканский залив?? Знаете что начнётся со стороны демократизаторов планеты??? laughing так что вот так!
    СМП СССР использовал сугубо в своих интересах, несмортря на то, что и тогда уже многие в мире вопили, почему это мол русские единолично СМП пользуються. Мало того, при СССР госграница проходила в северноледовитом океане меридианно и мы имели огроный сектор океана в виде своих территориальных вод. На западе сектор шёл от сухопутной границы на Кольском по-ве, а на востоке от срединной линии Беренгова пролива. И мировое сообщество признвалао эти границы, многим это очень не нравилось, кряхтели и ворчали, но признавали!! Сейчас же, при правлении современной кремлёвской шайки, мы упразднили эти старые границы, согласились с навязанным нам западом условии о 12 мильной зоне тервод и точка. Как результат этого идут не первый год уже разговоры об открытии СМП для иностранцев, открытии лоций и навигационных особенностей северного морского пути. И в этоху всеобщей жадности и стяжательства у дураков из морских структур и министерств России опять, в очередной раз, заблестели глаза и потекли слюни от мечтаний о их личном финблагополучии, откатах и банальном воровтсве в случае интенсивного судоходства по СМП. Но правда то в том, что запад в очередной раз дурачит этих недотёп, т.к ему именно проводка торговых судов по СМП безнадобности, им старыми накатаннными маршрутами удобнее ходить, а вот использование открытости нашего севера для мореплавания и его шельфа для геологоразведки, в первую очередь обнаружения месторождений углеводородов - это как раз то, ради чего он всё и затевает. Но дураки и хапуги во власти, это как раз одна из главных бед в России! hi
  15. Armata
    0
    13 августа 2013 19:42
    Открыть СМП для иностранных государств - это угроза безопасности и предательство национальных интересов!
  16. 0
    13 августа 2013 21:46
    Один и тот в Москве.
    1. +1
      13 августа 2013 22:56
      на Читсых прудах поди? laughing
  17. 0
    15 августа 2013 00:31
    Атомный лихтеровоз СевМорПусть вроде списали уже к сожалению....
  18. 0
    1 октября 2014 22:26
    Познавательно.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»