Дороги ведут к победе

3
На вопросы «Красной звезды» отвечает начальник автодорожной службы Департамента транспортного обеспечения Министерства обороны РФ полковник Владимир БУРАВЦЕВ.

- Владимир Валерьевич, история автодорожной службы насчитывает более 200 лет, если считать со дня образования первых дорожных отрядов в Отечественную войну 1812 года. За это время автомобильные и дорожные войска вписали в летопись Отечества немало героических страниц. А чем живёт ваша служба сегодня?

- На самом деле временем создания нашей службы вполне можно считать и более ранние даты, поскольку как только первые русские полки отправились в свои первые походы, тогда и потребовалось надёжное дорожное обеспечение для снабжения войск.

Отечественная война 1812 года, Первая мировая война, Великая Отечественная война, послевоенные локальные конфликты в мире и на территории бывшего СССР, современной России доказали важность и значимость автодорожной службы. Приведу лишь один пример

Визитная карточка

Владимир Вaлерьевич Буравцев родился в 1971 году в ГДР, потомственный военный. По окончании в 1993 году Московского высшего командного училища дорожных и инженерных войск был направлен в дорожно-комендантскую бригаду ДВО. Окончил Военную академию тыла и транспорта, прошёл путь от командира взвода до начальника автомобильно-дорожного отдела, а затем и автодорожной службы Департамента транспортного обеспечения Министерства обороны РФ.


- Дорогу жизни по льду Ладожского озера знает и помнит весь мир...

Сегодня автотранспортное и дорожное обеспечение по-прежнему являются неотъемлемыми составными частями транспортного обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации и гарантируют своевременное передвижение соединений, воинских частей и перевозку материальных средств в интересах группировок войск и сил.

К нашей компетенции отнесены организация воинских перевозок автомобильным транспортом войск (сил), организация содержания, ремонта и реконструкции автомобильных дорог необщего пользования Минобороны России, контроль за организацией технического прикрытия объектов на автомобильных дорогах оборонного значения, а также управление движением на автомобильных дорогах в случаях, определённых законодательством.

Система органов военного управления, воинских частей, подразделений и учреждений, осуществляющих автотранспортное и дорожное обеспечение, организационно входит в состав сил и средств материально-технического обеспечения Вооружённых Сил и включает в себя: в центральном аппарате Минобороны России - автодорожную службу Департамента транспортного обеспечения; в каждом военном округе (флоте) - автомобильно-дорожную службу управления транспортного обеспечения военного округа (флота), автомобильные, дорожно-комендантские и мостовые батальоны, роты подвоза воды бригад МТО, дорожно-комендантские и мостовые бригады военного времени, базы хранения военной техники и имущества, федеральные казённые учреждения Минобороны России «Дорожный эксплуатационный участок». В соединениях и частях у нас имеются автомобильные подразделения батальонов обеспечения (материально-технического), автомобильные отделения взводов материального обеспечения (хозяйственных взводов). В объединениях ВВС, ВМФ, РВСН, Войсках ВКО и ВДВ - автомобильные батальоны, роты, взвода и организации; автомобильные роты (взвода, отделения) батальонов МТО (рот обеспечения); дорожно-комендантские батальоны и мостовые роты.

Несмотря на масштабные реорганизации нашей службы, мы стремимся сохранить весь многовековой опыт, приобретённый нашими предшественниками.
23 сентября 2012 года российские дорожные войска отметили 200-летнюю годовщину со дня образования. В преддверии этого юбилея в сентябре 2012 года проводились специальные учения «Кавказ-2012», в ходе которых подразделения и воинские части автомобильных и дорожных войск продемонстрировали высокий уровень боевой подготовки, доказав, что они являются достойными последователями своих предшественников.

В рамках данных учений силами мостовых подразделений двух дорожно-комендантских батальонов Южного военного округа и мостового батальона Западного военного округа был собран уникальный комбинированный автодорожный мост в н.п. Песковатка Волгоградской области через реку Дон длинной более 600 м.

Уникальность данного моста заключается как в технических решениях по совместному использованию различных комплектов автодорожных разборных мостов и наплавной вставки из комплекта понтонно-мостового парка, в характеристике преодолеваемой водной преграды, так и в организации совместных действий подразделений из состава нескольких воинских частей.

Прецедентов по сложности технической задачи в истории современной России ещё не было.

Вместе с этим хочется отметить работу наших автомобильных батальонов и роль военных автомобилистов, на плечи которых и в зной, и в холод выпадает решение задач по перевозке различных материальных средств, в том числе и опасных грузов, таких как горюче-смазочные материалы и боеприпасы. Ежегодно более 1,5–2 млн. тонн перевозится транспортом автомобильных батальонов.

В настоящее время с целью оптимизации управления воинскими автомобильными перевозками и повышения эффективности использования автомобильных подразделений и воинских частей проводится работа по внедрению системы ГЛОНАСС. В соответствии с государственным контрактом, заключённым Минобороны России, к 2016 году все воинские части автомобильных войск и органы управления транспортным обеспечением будут полностью оснащены данной аппаратурой.

- Как проявили себя автомобильные и дорожные подразделения в ходе недавней внезапной проверки?

- Недавняя внезапная проверка боевой готовности войск (сил) Центрального и Восточного военных округов показала, что созданные воинские части постоянной готовности автомобильных и дорожных войск способны выполнять поставленные задачи. Так, для обеспечения выдвижения войск силами наших подразделений была организована дорожно-комендантская служба на автомобильных дорогах общей протяженностью более 2,5 тысячи километров, развернуты 21 диспетчерский пункт и 20 подвижных постов регулирования. Силами автомобильных подразделений перевезено более 9,5 тысячи тонн различных запасов материальных средств.

- Разрабатывается ли сейчас и поступает ли в войска новая техника, оборудование по вашей службе?

- Да, конечно. Например, на смену хорошо зарекомендовавшим себя за не одно десятилетие средним автодорожным мостам (САРМ) приходят универсальные мостовые конструкции (УМК) с пролётами более 70 метров (против 30 метров у САРМ) при глубине постановки опор до 10 метров, а при большей глубине используются универсальное наплавное средство (УНС) для устройства специальных наплавных опор. Такие мосты может установить батальон численностью 300 человек за 2-3 суток, а простоять они могут несколько лет, выдержав сезонные колебания температур, лёд и разливы реки.

Для обеспечения судоходства есть возможность применять наплавные вставки, аналогичные понтонным мостам, которые могут разводить в сторону специальные моторные плавсредства.

Сейчас разработчиками предлагается много интересных современных проектов в этой области. Поэтому мы лишь адаптируем такие технические средства под наши задачи. Экономия средств получается существенная, чем при самостоятельном осуществлении их разработки с нуля. В том числе есть и варианты использования и железнодорожных мостов для передвижения по ним автомобильной техники.

Проведено переоснащение автомобильных подразделений бригад материально-технического обеспечения на современные автомобили КамАЗ с повышенной проходимостью и грузоподъёмностью, что позволило повысить возможности и эффективность использования данных подразделений.

- Существует ли градация автомобильных дорог с точки зрения использования их в интересах Минобороны?

В первую очередь необходимо отметить автомобильные дороги необщего пользования - дороги полигонов, подъезды к воинским частям, то есть дороги, используемые исключительно в интересах Вооружённых Сил. Проезд по таким дорогам иным пользователям запрещён.

Поддерживают в рабочем состоянии и обеспечивают эксплуатацию таких дорог 13 дорожных эксплуатационных участков (ДЭУ).

Не так давно во время своей командировки в Красноярском крае довелось услышать про то, как до создания ДЭУ в одной из воинских частей очередной смене боевого расчёта приходилось в зимнее время несколько километров к месту несения дежурства добираться на лыжах - такой глубины снег покрывал дорогу!

ДЭУ нужны. Это наглядно показала многолетняя практика. Сейчас работаем над оптимизацией их числа, обеспечением их новой современной техникой.

Очень большое значение в настоящее время мы уделяем работе с субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам передачи автомобильных дорог, утративших своё значение для Минобороны России. К сожалению, не всегда мы находим понимание со стороны местных властей. Из более чем 300 дорог протяженностью 900 км в настоящее время получено согласие на приём только пяти дорог, а надо понимать, что эти дороги используются в интересах местного населения и их содержание и ремонт должны финансироваться за счёт бюджетных средств дорожных фондов субъектов РФ. Получается, что Минобороны заботится о местном населении больше, чем местные власти, отказывающиеся эксплуатировать данные дороги.

Отдельную категорию представляют дороги оборонного значения - дороги, планируемые к использованию в военное время как в интересах экономического комплекса, так и в интересах действий войск и сил.

Перечень автомобильных дорог оборонного значения сейчас перерабатывается, на этот счёт готовится новое постановление Правительства России. Техническое прикрытие таких автодорог обеспечивают подразделения Федерального дорожного агентства, а мы осуществляем контроль этого процесса и в будущем совместно с ними решаем задачи дорожного обеспечения.

- Как организуется в вашей работе взаимодействие с другими ведомствами?

- Согласуем наши проекты с заинтересованными ведомствами. Скажем, наводим мост в рамках учений через судоходную реку - согласуем работы с соответствующим федеральным агентством. Или проектируются изменения на дороге оборонного значения - тогда за согласованием проектировщики идут уже к нам.

Крайне аккуратно подходим к своей работе. Никто не может сказать, что военные дорожники что-то там нарушили, кому-то навредили. Военные, как правило, только пользу своими учениями приносят. Восстанавливаем мосты гражданским из местных материалов. Но такое часто бывает и на войне, когда возникает необходимость создать целый район мостовых переправ из подручных средств, обеспечивающий подвоз войск, боеприпасов, горючего и других материальных средств, а также эвакуацию раненых, больных и местного населения. В мирное время разрушенный паводком и восстановленный военными дорожниками мост нередко несколько лет служит местным жителям, пока на его месте не возведут новое капитальное строение.

Например, в 2001 году для обеспечения движения транспорта в период реконструкции капитального моста нашими силами на автодороге федерального значения Москва - Нижний Новгород в районе г. Владимира был возведён двухпутный мост через Клязьму длиной более 100 метров под нагрузку 60 тонн. А в 2002 году в Невинномысске был восстановлен автомобильный мост через реку Кубань, повреждённый стихией. В период с 2004 по 2007 год в Тульской области построены шесть мостов из местных материалов.

Не только в России служат людям в мирное время построенные нашими дорожниками мосты.

В 2006 году в Республике Ливан силами 100-го отдельного мостового батальона под командованием полковника Е.В. Жукова из табельных средств, имеющихся на оснащении наших дорожных войск, были восстановлены девять разрушенных мостов.

Сами средства, в соответствии с межгосударственным договором, были переданы Республике Ливан. Семеро военнослужащих батальона были удостоены государственных наград, 38 - ведомственных медалей Минобороны России.

Очень плотно взаимодействуем с Главным управлением по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России. Тут, я полагаю, уточнять ничего не требуется. Важность такого взаимодействия переоценить трудно. С внутренними войсками в тесном контакте работали и работаем в Кавказском регионе.

- В эти дни многие выпускники средних школ выбирают дальнейший жизненный путь. Куда пойти учиться - для них вопрос более чем актуальный. Где можно пройти подготовку и получить диплом воина-дорожника?

- Прежде всего в нашей «альма-матер» - Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва на кафедрах автодорожной службы, строительства военных мостов и тоннелей. Также совсем недавно в подчинение Минобороны России передан Военно-технический университет (ранее он был подчинен «Спецстрою» России), где будут готовиться специалисты по применению соединений и воинских частей автомобильных и дорожных войск.

Большое кадровое подспорье для нас и военные кафедры гражданских вузов - Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета, Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии, Саратовского государственного технического университета, Ростовского государственного строительного университета.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

3 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    14 августа 2013 07:11
    Очень незаслуженно мы забываем этих военных работяг.Саперы незаметны,но без них иногда просто полный ...бзец.В любой войне дороги важнейший фактор победы.
    1. vitek1233
      0
      14 августа 2013 08:00
      или их отсутствие wink
  2. 0
    14 августа 2013 08:54
    Дороги ведут к победе


    Как утверждает народная мудрость в России две проблемы: дураки и дороги , но как видно ни то ни другое к победе идти нам не мешают хотя было бы не плохо отсутствие первых и наличие вторых smile

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»