Military Review

Thermonuclear 53 summer of the year

13
The path to the military-political success of the test RDS-6С


August 12, 2013 marks the 60th anniversary of the test of the first Soviet hydrogen bomb RDS-6s. It was an experimental charge, unsuitable for military operation, but it - for the first time in world practice - could be installed on aviation carrier. Thus, the success of the test became evidence not so much of a scientific and technical as a military-political breakthrough.

In 1946, in the remote village of Sarov, where the small plant of the Ministry of Ammunition No. 550 was located, work began on creating a base for KB-11 (from the 1966 of the year - the All-Union Research Institute of Experimental Physics). The bureau was faced with the task of developing the design of the first Soviet atomic bomb RDS-1.

August 29 1949 RDS-1 was successfully detonated at the Semipalatinsk test site (Training site No. 2 of the Ministry of the Armed Forces of the USSR).


More than a year before, 15 June 1948, the head of the KB-11, Pavel Zernov, signed the “Order for the theoretical work”. It was addressed to the chief designer of KB-11 Julius Khariton and his closest assistants - physicists Kirill Shelkine and Jacob Zeldovich. Before 1 January 1949, they were ordered to carry out theoretical and experimental verification of data on the possibility of implementing the following RDS designs: RDS-3, RDS-4, RDS-5 and up to 1 June 1949 of the year on RDS-6.

Two days later, Zernov elaborates this task as follows: “Develop, by 1, January 1949, based on the available preliminary data, the draft design of the RDS-6. For the development of RDS-6, it is necessary to organize in the research sector a special group consisting of 10 people of scientists and in the design sector a special group consisting of 10 people of design engineers. I ask you to submit your proposals on staff within five days. ”

Saturated period

In total, the Plan for research, development and testing of KB-11 for 1951 year included works on RDS-1 (already on serial products), RDS-1М, RDS-5 (4), RDS-2М, RDS -7, RDS-8 and RDS-6 and RDS-6. Not all of the claimed was brought to the late stages of development, not to mention the manufacture of an experimental product for field testing.

The presence in the documents of the two indices RDS-6 and RDS-6 was due to the fact that initially two fundamentally different thermonuclear physical schemes were worked out: the so-called Andrei Sakharov puff RDS-6 and the “pipe” of Yakov Zeldovich RDS-6. During the work, the second scheme disappeared and only the “puff” remained, which was successfully tested in August of the 1953 year.

Thermonuclear tests have been actively conducted in the United States. In America, newspaper and magazine hype was injected around the possibility of creating a superbomb. So, in the Science News Letter magazine Dr. Watson Davis 17 July 1948, published an article titled "Superbomb Possible."

1 November 1952 on the Marshall Islands in the Pacific Ocean, on Enywetok Atoll, a thermonuclear explosion of a huge physical facility using liquid deuterium - a heavy isotope of hydrogen. From here, by the way, the phrase “hydrogen bomb” went for a walk through the pages of newspapers.

8 March 1950 Deputy Director of the PGU Avraamy Zavenyagin writes to the head of KB-11 Pavel Zernov a letter immediately under the two vultures: “Top secret (special folder)” and “Store along with the cipher. Only personally.

In the letter, Zavenyagin suggests the following:

a) to 1 of May 1952 of the year to produce according to the principle proposed by comrade A. Sakharov, an RDS-6 product with a small multi-layer dressing on ordinary magnesium (thus coded in lithium in correspondence) with the addition of 5 conditional units of yttrium ) and in June 1952, conduct testing of this product to test and refine the theoretical and experimental foundations of the RDS-6с;

b) to the 1 of October 1952, to submit proposals on the design of the RDS-6С, its technical characteristics and the time of manufacture.

By the end of the summer of 1953, the first Soviet thermonuclear charge was ready for testing. Work has begun on the preparation of field experience at the test site number 2 (Semipalatinsk nuclear test site).

1953 year for KB-11 was planned very intense. In addition to testing the hydrogen bomb, it was necessary to provide three tests of new atomic bombs with their discharge from aircraft carriers. Work was underway on the ballistic case for the RDS-6с. The charge was not even made yet, and the first technical specifications for the equipment of the Tu-16 long-range bomber bomb compartment were already being prepared for the superbomb.

3 on April 1953 of the year, less than a month after Stalin’s death, new head of KB-11, Anatoly Alexandrov, together with Yuli Khariton, Kirill Schelkin and deputy chief designer Nikolai Dukhov signed a list of employees sent to test RDS-6с.

At the end of May, a reconnaissance reconnaissance team flew to the test site to ascertain the state of structures and buildings assigned to KB-11. It was necessary to check the sites where the test of the RDS-6s was planned, and the facilities that were built at the aerodrome of the landfill for assembly work with the products tested when they were dropped from the plane with detonation in the air.

Stunning news

When developing RDS-6s, designers and technologists had a lot of trouble associated with a number of new materials. The actual power of the charge depended on the solution of the problem, which on paper is determined only by the completeness of the calculations and the accuracy of the physical constants. Nevertheless, new technological problems were so important that 25 June 1953, Zavenyagin, Kurchatov, Alexandrov and Khariton in a detailed note addressed directly to Lavrenty Beria reported on the progress as if a member of the Politburo worked as a chief technologist. The note was about the details for the RDS-6с. No one in the atomic department, including Beria himself, knew that the very next day he would be humiliated, slandered, and soon shot, most likely before the RDS-6с passed the test.

26 June 1953, Beria signed a decree of the USSR Council of Ministers No. 8532-rs on the design assignment for the construction of the SU-3 plant (for uranium enrichment) at combine No. 813. On the same day, he was arrested, and at the July Plenum of the Central Committee 1953, he was struck out of the life of the country.

The first test of the Soviet thermonuclear weapons 12 took place on August 1953. A week earlier, the chairman of the USSR Council of Ministers, Georgy Malenkov, at an extraordinary session of the USSR Supreme Soviet, said that the United States is not a monopoly in the production of the hydrogen bomb.

A month before this - 2 July 1953, at the plenum of the Central Committee, Malenkov cited as an example of "criminal anti-state actions" Beria's decision "without the knowledge of the Central Committee and the government to organize an explosion of a hydrogen bomb." That is, Malenkov boasted that he had previously condemned.

On the day of Beria’s arrest, a Ministry of Medium Machine Building of the USSR was formed on the basis of the first, second, and third main departments of the USSR Council of Ministers. Vyacheslav Malyshev was appointed first minister, Boris Vannikov and Avraamy Zavenyagin were elected deputies.

Beria was preparing the reorganization, overnight such important matters are not being resolved. The lower layer of nuclear scientists found out about this restructuring later, stunned the news of Beria.

This is what David Fourman, the largest atomic designer of the USSR, recalled about these days. In the twentieth of June, he was among the employees of KB-11 flew to the landfill, the group stayed in Omsk and spent the night in an airport hotel. In the evening, David Abramovich, listening to a message about some solemn meeting in Moscow on the radio, drew attention to the fact that Beria was not mentioned in the enumeration of the party-state leadership. So Fishman fell asleep - the flight was scheduled for early morning.

At the landfill, everyone was immediately involved in the work, and after a fortnight the bell of the field telephone rang. At this moment, Fishman installed a lamp on the tower - in the place where the RDS-6 с center was supposed to be attached to the tower before the explosion. This illumination was used to set up optical equipment for measurements. Alexander Dmitrievich Zakharenkov called (later the chief designer of the new facility in the Urals, deputy minister of average machine-building of the USSR). He advised Fishman to come down from a height so as not to fall from the following news: Beria was arrested.

The news was really amazing, especially for the Commissioners. It was they, like the representatives of the Ministry of State Security and the Ministry of Internal Affairs, who oversaw regime and security issues. But even this news did not break the intense pace of preparation for the tests.

The last feature

The political price of success or failure of the hydrogen explosion in 1953 was almost the same as the atomic explosion in 1949. As Andrei Sakharov wrote in his memoirs, "we were at the end of the line." More than it is, no longer worried.

12 August 1953 of the year. 7 hours 30 minutes local (in 4.30 Moscow time). The temperature of the luminous zone of the explosion determined by the method of a fiery ball significantly exceeded the solar one. A huge glow of red-orange color was visible from a distance of 170 kilometers. The size of the explosion cloud was 15 – 16 kilometers in height, and 15 – 17 kilometers in width. The total TNT equivalent was estimated at 400 kilotons.

20 August 1953, Pravda has published a government report on the testing of a hydrogen bomb in the Soviet Union. Sakharov and his colleagues felt triumphant.

Later, in the same dimensions, KB-11 developed a hydrogen charge for an aerial bomb, which received the designation RDS-27, which was successfully tested on November 6 1955 by bombing with Tu-16. The RDS-27 bomber was commissioned by the Air Force and became the first military thermonuclear ammunition. And the USSR finally constituted itself as a thermonuclear state.
Author:
Originator:
http://vpk-news.ru/
13 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Iraclius
    Iraclius 15 August 2013 08: 54 New
    +7
    12 August 2013 year marks 60 years from the date of the test of the first Soviet hydrogen bomb RDS-6с.

    And where were the patriotic films? Where were the patriotic broadcasts about this landmark event?
    This is what a trump card appeared in the sleeve of the state - both for solving strategic tasks and for patriotic education of youth! And if the state fulfills the first task more or less, then the second - judging by what I voiced above - laid completely. We learn about such breakthrough milestones for the history of the Motherland only from the next short obituary of the academician, who "participated in the creation ..."
    It's a shame and unpleasant attitude.
    1. Aryan
      Aryan 15 August 2013 09: 37 New
      -1
      experienced people said that then too many * banits were thrust into the bonbu ...
  2. Prometey
    Prometey 15 August 2013 09: 01 New
    -1
    Quote: Iraclius
    And where were the patriotic films? Where were the patriotic broadcasts about this landmark event?

    Yes, the event is large-scale, but I do not agree about patriotic education. Maybe you can find other events for patriotic education, we have a rather sickly story in general. At least I would not rejoice from testing weapons that cause irreparable harm to the planet’s biosphere.

    By the way, where did the topic of the Dachau massacre go?
    1. Iraclius
      Iraclius 15 August 2013 09: 13 New
      +2
      The epoch-making achievements of the country in the military-political and scientific-technical branches - is this not a reason?
      Mass consumption is harmful to the environment, if not more, then comparable.
      Quote: Prometey
      where did the theme of the Dachau massacre go?

      Apparently, the leadership of the site considered it not politically correct and provocative and still removed it. request
      1. Prometey
        Prometey 15 August 2013 09: 22 New
        -2
        Quote: Iraclius
        The epoch-making achievements of the country in the military-political and scientific-technical branches - is this not a reason?
        Mass consumption is harmful to the environment, if not more, then comparable.

        I do not argue. But for myself, I see no reason to admire thermonuclear tests. At us, the Mayak Production Association didn’t dirtied half of the region, so far it’s still forbidden to pick berries and mushrooms in many places (although the locals “beat” it).

        According to Dachau, I also thought so, although I did not see anything provocative there, the readers simply perceived the material ambiguously.
      2. Combitor
        Combitor 16 August 2013 07: 25 New
        -1
        The country's leadership was well aware of what the possession of weapons of such power could lead to. In addition, the tests inflicted irreparable harm to the ecosphere. Apparently, therefore, our leaders preferred not to toss their caps up in front of the entire planet. Whatever you say, the correctness of the Soviet leaders then was many times greater than that of the current PR-anglers.
    2. Combitor
      Combitor 16 August 2013 07: 22 New
      0
      I also "lost" material about Dachau. Apparently, someone really did not like the fact that we correctly assessed what had happened and deleted the article.
  3. eplewke
    eplewke 15 August 2013 09: 04 New
    16
    I will show you "Kuzkin mother" ... wink No wonder the whole world was scared by Comrade Khrushchev ...
    In general, it’s amazing how to create and test the atomic bomb on the post-war ruins, and after all 4 of the year to create and test the hydrogen ... Create a whole system of plants, institutes and enterprises for the nuclear industry! This is just awesome !!! This comrades excites! It overwhelms me with pride in my country ... More precisely, for its people ...
    1. user
      user 15 August 2013 10: 11 New
      +3
      We are trying in every possible way to impose the opinion that we do not have the right to such a story. That America and the whole progressive Western world is yes.
      Truly pride in the country of the Soviets.
  4. Kovrovsky
    Kovrovsky 15 August 2013 13: 16 New
    +4
    Quote: eplewke
    I will show you "Kuzkin mother" ... wink No wonder the whole world was scared by Comrade Khrushchev ...
    In general, it’s amazing how to create and test the atomic bomb on the post-war ruins, and after all 4 of the year to create and test the hydrogen ... Create a whole system of plants, institutes and enterprises for the nuclear industry! This is just awesome !!! This comrades excites! It overwhelms me with pride in my country ... More precisely, for its people ...

    A considerable merit in this belongs to Beria, who oversaw the nuclear industry in general and the creation of atomic weapons in particular.
  5. denson06
    denson06 15 August 2013 17: 20 New
    0
    Quote: eplewke
    I will show you "Kuzkin mother" ... wink No wonder the whole world was scared by Comrade Khrushchev ...
    In general, it’s amazing how to create and test the atomic bomb on the post-war ruins, and after all 4 of the year to create and test the hydrogen ... Create a whole system of plants, institutes and enterprises for the nuclear industry! This is just awesome !!! This comrades excites! It overwhelms me with pride in my country ... More precisely, for its people ...

    And now, after 20 years of inactivity, you have to raise everything from your knees ... however, the pace is not the same, and the ideology has changed ... and much has changed ... there remains love for the Motherland ... more precisely, for its people ..
  6. Technologist
    Technologist 15 August 2013 18: 34 New
    0
    Quote: denson06
    there was love for the motherland ... more precisely, for its people ..

    Yes, few have it left, unfortunately. Many people want to get out of here without looking back, just as many sips would have bitten each other with envy and hatred. In general, they brought the country ..........
  7. wei
    wei 15 August 2013 23: 09 New
    +5
    no vidos request out of order bully

Термоядерное лето 53-го года

Путь к военно-политическому успеху испытаний РДС-6С

12 августа 2013 года исполняется 60 лет со дня испытания первой советской водородной бомбы РДС-6с. Это был экспериментальный заряд, малопригодный для войсковой эксплуатации, но его – впервые в мировой практике – можно было установить на авиационный носитель. Таким образом, успех испытания стал свидетельством не столько научно-технического, сколько военно-политического прорыва.

В 1946 году в глухом поселке Саров, где располагался небольшой завод Министерства боеприпасов № 550, начались работы по созданию базы для КБ-11 (с 1966 года – Всесоюзный НИИ экспериментальной физики). Перед бюро стояла задача разработки конструкции первой советской атомной бомбы РДС-1.


29 августа 1949 года РДС-1 была успешно взорвана на Семипалатинском полигоне (Учебный полигон № 2 Министерства Вооруженных Сил СССР).

Термоядерное лето 53-го года

Более чем за год до этого, 15 июня 1948 года начальник КБ-11 Павел Зернов подписал «Поручение на проведение теоретических работ». Адресовалось оно главному конструктору КБ-11 Юлию Харитону и его ближайшим помощникам – физикам Кириллу Щелкину и Якову Зельдовичу. До 1 января 1949 года им предписывалось произвести теоретическую и экспериментальную проверку данных о возможности осуществления следующих конструкций РДС: РДС-3, РДС-4, РДС-5 и до 1 июня 1949 года по РДС-6.

Через два дня Зернов конкретизирует это задание следующим образом: «Разработать к 1 января 1949 года на основе имеющихся предварительных данных эскизный проект РДС-6. Для разработки РДС-6 необходимо организовать в научно-исследовательском секторе специальную группу в составе 10 человек научных работников и в конструкторском секторе специальную группу в составе 10 человек инженеров-конструкторов. Прошу представить ваши предложения по персональному составу в пятидневный срок».

Насыщенный период

Всего в Плане научно-исследовательских, опытно-конструкторс-ких и испытательных работ КБ-11 на 1951 год значились работы по РДС-1 (уже по серийным изделиям), РДС-1М, РДС-5 (4), РДС-2М, РДС-7, РДС-8 и по РДС-6с и РДС-6т. Не все из заявленного доводилось до поздних стадий разработки, не говоря уже об изготовлении экспериментального изделия для полигонных испытаний.

Наличие в документах двух индексов РДС-6с и РДС-6т объяснялось тем, что вначале прорабатывались две принципиально разные термоядерные физические схемы: так называемая слойка Андрея Сахарова РДС-6с и «труба» Якова Зельдовича РДС-6т. В ходе работ вторая схема отпала и осталась лишь «слойка», которая и была успешно испытана в августе 1953 года.

Термоядерные испытания уже активно велись в США. В Америке нагнеталась газетная и журнальная шумиха вокруг возможности создания супербомбы. Так, в журнале Science News Letter доктор Уотсон Дэвис 17 июля 1948 года опубликовал статью под названием «Супербомба возможна».

1 ноября 1952 года на Маршалловых островах в Тихом океане, на атолле Эниветок был произведен термоядерный взрыв огромной физической установки с использованием жидкого дейтерия – тяжелого изотопа водорода. Отсюда, кстати, и пошло гулять по страницам газет словосочетание «водородная бомба».

8 марта 1950 года заместитель начальника ПГУ Авраамий Завенягин пишет начальнику КБ-11 Павлу Зернову письмо сразу под двумя грифами: «Совершенно секретно (особая папка)» и «Хранить наравне с шифром. Только лично».

В письме Завенягин предлагает следующее:

а) к 1 мая 1952 года изготовить по принципу, предложенному т. Сахаровым А. Д., изделие РДС-6с с малой многослойной заправкой на обычном магнии (так в переписке кодировался литий) с добавкой 5 условных единиц иттрия (радиоактивного изотопа водорода – трития) и в июне 1952 года провести испытания этого изделия для проверки и уточнения теоретических и экспериментальных основ РДС-6с;

б) к 1 октября 1952 года представить предложения о конструкции РДС-6С, ее технической характеристике и сроке изготовления.

К концу лета 1953 года первый советский термоядерный заряд был готов к испытаниям. Начались работы по подготовке натурного опыта на полигоне № 2 (Семипалатинский испытательный ядерный полигон).

1953 год для КБ-11 планировался очень насыщенным. Кроме испытаний водородной бомбы необходимо было обеспечить три испытания новых атомных бомб со сбросом их с самолетов-носителей. Велись работы по баллистическому корпусу для РДС-6с. Заряд еще не был даже изготовлен, а под супербомбу уже готовились первые технические задания на оборудование бомбового отсека дальнего реактивного бомбардировщика Ту-16.

3 апреля 1953 года, меньше чем через месяц после смерти Сталина, новый начальник КБ-11 Анатолий Александров вместе с Юлием Харитоном, Кириллом Щелкиным и заместителем главного конструктора Николаем Духовым подписали список сотрудников, направляемых на испытание РДС-6с.

В конце мая рекогносцировочная группа разведки вылетела на полигон для выяснения состояния сооружений и зданий, закрепленных за КБ-11. Проверять надо было и площадки, где планировалось испытание РДС-6с, и сооружения, которые построили на аэродроме полигона для сборочных работ с изделиями, испытываемыми при сбросе их с самолета с подрывом в воздухе.

Сногсшибательная новость

При разработке РДС-6с у конструкторов и технологов было много хлопот, связанных с рядом новых материалов. От решения проблемы зависела реальная мощность заряда, которая на бумаге определяется лишь полнотой расчетов и точностью физических констант. Тем не менее новые технологические проблемы были важны настолько, что 25 июня 1953 года Завенягин, Курчатов, Александров и Харитон в подробной записке на имя непосредственно Лаврентия Берии докладывали о ходе работ так, словно член Политбюро работал главным технологом. В записке речь шла как раз о деталях для РДС-6с. Никто в атомном ведомстве, включая самого Берию, не знал, что уже на следующий день он будет унижен, оклеветан, а вскоре и расстрелян, скорее всего еще до того, как прошло испытание РДС-6с.

26 июня 1953 года Берия подписал распоряжение Совмина СССР № 8532-рс о проектном задании на строительство завода СУ-3 (по обогащению урана) на комбинате № 813. В тот же день он был арестован, и на июльском Пленуме ЦК 1953 года вычеркнут из жизни страны.

Первое испытание советского термоядерного оружия состоялось 12 августа 1953 года. За неделю до этого председатель Совета министров СССР Георгий Маленков на внеочередной сессии Верховного Совета СССР заявил, что Соединенные Штаты не являются монополистами и в производстве водородной бомбы.

За месяц же до этого – 2 июля 1953 года на пленуме ЦК Маленков привел в качестве примера «преступных антигосударственных действий» решение Берии «без ведома ЦК и правительства организовать взрыв водородной бомбы». То есть Маленков хвалился тем, что до этого осуждал.

В день ареста Берии на базе первого, второго и третьего главных управлений при Совете министров СССР образовалось Министерство среднего машиностроения СССР. Первым министром был назначен Вячеслав Малышев, заместителями – Борис Ванников и Авраамий Завенягин.

Реорганизацию готовил Берия, в одночасье такие важные дела не решаются. Об этой структурной перестройке низовой слой атомщиков узнал позже, всех оглушила весть о Берии.

Вот что вспоминал об этих днях крупнейший атомный конструктор СССР профессор Давид Фишман. В двадцатых числах июня он в числе сотрудников КБ-11 летел на полигон, группа задержалась в Омске и заночевала в гостинице аэропорта. Вечером Давид Абрамович, слушая по радио сообщение о каком-то торжественном собрании в Москве, обратил внимание на то, что при перечислении партийно-государственного руководства не упомянули Берию. С тем Фишман и уснул – вылет был назначен на раннее утро.

На полигоне все сразу втянулись в работу, а через полмесяца раздался звонок полевого телефона. В этот момент Фишман устанавливал на башне лампу – в том месте, где предполагался центр РДС-6с при ее закреплении на башне перед подрывом. По этой подсветке настраивали оптическую аппаратуру для измерений. Звонил Александр Дмитриевич Захаренков (впоследствии главный конструктор нового объекта на Урале, заместитель министра среднего машиностроения СССР). Он посоветовал Фишману спуститься с высоты, чтобы не упасть от следующей новости: арестован Берия.

Новость была действительно сногсшибательной, особенно для уполномоченных Совмина. Именно они, как и представители МГБ и МВД, курировали вопросы режима и безопасности. Но даже это известие не нарушило напряженный темп подготовки к испытаниям.

У последней черты

Политическая цена успеха или неуспеха водородного взрыва в 1953 году была чуть ли не такой же, как и взрыва атомного в 1949-м. Как писал в своих воспоминаниях Андрей Сахаров, «мы находились у последней черты». Больше чем есть, волноваться уже не получалось.

12 августа 1953 года. 7 часов 30 минут по местному (в 4.30 по московскому) времени. Определенная по методике огненного шара температура светящейся зоны взрыва значительно превышала солнечную. Огромное зарево красно-оранжевого цвета было видно с расстояния 170 километров. Размер облака взрыва составил по высоте 15–16 километров, а по ширине 15–17 километров. Полный тротиловый эквивалент оценивался в 400 килотонн.

20 августа 1953 года «Правда» опубликовала правительственное сообщение об испытаниях водородной бомбы в Советском Союзе. Сахаров и его коллеги чувствовали себя триумфаторами.

В дальнейшем в тех же габаритах КБ-11 разработало водородный заряд для авиационной бомбы, получивший обозначение РДС-27, который был успешно испытан 6 ноября 1955 года бомбометанием с Ту-16. Авиабомба с зарядом РДС-27 была передана на вооружение ВВС и стала первым войсковым термоядерным боеприпасом. А СССР окончательно конституировал себя как термоядерную державу.
Автор: Сергей Кремлев
Первоисточник: http://vpk-news.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 13
  1. Iraclius 15 августа 2013 08:54
    12 августа 2013 года исполняется 60 лет со дня испытания первой советской водородной бомбы РДС-6с.

    И где были патриотически фильмы? Где были патриотические передачи об этом эпохальном событии?
    Это же какой козырь появился в рукаве государства - и для решения стратегических задач и для патриотического воспитания молодёжи! И если первую задачу более-менее государство выполняет, то на второе - судя по тому, что я озвучил выше - клало полностью. О таких прорывных вехах для истории Родины узнаём только из очередного короткого некролога академика, который "участвовал в создании..."
    Обидно и неприятно такое отношение.
    1. Ариец 15 августа 2013 09:37
      бывалые люди говорили, что тогда слишком многа *банита в бонбу засунули...
  2. Prometey 15 августа 2013 09:01
    Цитата: Iraclius
    И где были патриотически фильмы? Где были патриотические передачи об этом эпохальном событии?

    Да, событие масштабное, но насчет патриотического воспитания не соглашусь. Может можно найти другие события для патриотического воспитания, у нас история нехилая в целом. По крайней мере ликовать от испытания оружия, наносящего непоправимый вред биосфере планеты я бы не стал.

    Кстати, куда делась тема про резню в Дахау?
    1. Iraclius 15 августа 2013 09:13
      Эпохальные достижения страны в военно-политических и научно-технических отраслях - это ли не повод?
      Массовое потребление наносит вред окружающей среде если не больший, то сопоставимый.
      Цитата: Prometey
      куда делась тема про резню в Дахау

      Видимо, руководство сайта посчитало её не политкорректной и провокационной и таки убрало. request
      1. Prometey 15 августа 2013 09:22
        Цитата: Iraclius
        Эпохальные достижения страны в военно-политических и научно-технических отраслях - это ли не повод?
        Массовое потребление наносит вред окружающей среде если не больший, то сопоставимый.

        Не спорю. Но лично для себя не вижу повода восторгаться термоядерными испытаниями. У нас ПО "Маяк" не по слабому загадил пол-области, до сих пор во многих местах запрещено ягоды и грибы собирать (хотя местные "забили").

        По Дахау - я тоже так подумал, хотя ничего провокационного там не увидел, просто читатели неоднозначно материал восприняли.
      2. Комбитор 16 августа 2013 07:25
        Руководство страны прекрасно понимало, к чему может привести обладание оружием такой мощи. К тому же испытания наносили непоправимый вред экосфере. Видимо поэтому наши руководители предпочитали не подбрасывать вверх шапки на виду планеты всей. Что ни говори корректности у советских руководителей тогда было в разы больше, чем у нынешних пиарщиков-рыболовов.
    2. Комбитор 16 августа 2013 07:22
      Я тоже "потерял" материал про Дахау. Видимо, кому-то очень не понравилось то, что мы правильно оценили произошедшее и статью удалили.
  3. eplewke 15 августа 2013 09:04
    Я вам покажу "Кузькину мать"... wink Не зря пугал весь мир товарищ Хрущёв...
    Вообще поразительно как на послевоенных руинах создать и испытать атомную бомбу,а через всего 4 года создать и испытать водородную... Создать целую систему заводов, институтов и предприятий для атомной промышленности! Это просто потрясающе!!! Это товарищи будоражит! Это переполняет во мне гордость за свою страну... Точнее за её народ...
    eplewke
    1. user 15 августа 2013 10:11
      У нам всеми возможными способами пытаются навязать мнение, что мы не имеем право на такую историю . Вот Америка и весь прогрессивный западный мир это да.
      Действительно гордость за страну Советов.
  4. Kovrovsky 15 августа 2013 13:16
    Цитата: eplewke
    Я вам покажу "Кузькину мать"... wink Не зря пугал весь мир товарищ Хрущёв...
    Вообще поразительно как на послевоенных руинах создать и испытать атомную бомбу,а через всего 4 года создать и испытать водородную... Создать целую систему заводов, институтов и предприятий для атомной промышленности! Это просто потрясающе!!! Это товарищи будоражит! Это переполняет во мне гордость за свою страну... Точнее за её народ...

    Немалая заслуга в этом принадлежит Берия, который курировал атомную промышленность в целом и создание атомного оружия в частности.
    Kovrovsky
  5. denson06 15 августа 2013 17:20
    Цитата: eplewke
    Я вам покажу "Кузькину мать"... wink Не зря пугал весь мир товарищ Хрущёв...
    Вообще поразительно как на послевоенных руинах создать и испытать атомную бомбу,а через всего 4 года создать и испытать водородную... Создать целую систему заводов, институтов и предприятий для атомной промышленности! Это просто потрясающе!!! Это товарищи будоражит! Это переполняет во мне гордость за свою страну... Точнее за её народ...

    И сейчас, после 20 лет простоя, приходится всё с колен поднимать... однако темпы уже не те, да и идеология изменилась... да и многое изменилась... осталась любовь к Родине... точнее к её народу..
  6. Технолог 15 августа 2013 18:34
    Цитата: denson06
    осталась любовь к Родине... точнее к её народу..

    Да мало у кого она осталась, к сожалению. Многие хотят свалить отсюда без оглядки, так же многие глотки бы друг другу перегрызли от зависти и ненависти. В общем довели страну..........
  7. wei 15 августа 2013 23:09
    без видоса request не порядок bully
    wei

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня