Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Остановить вал псевдодиссертаций

Необходимо исключить ученые степени и звания из перечней аттестационных показателей кого-либо, кроме работников научно-исследовательских (проектных) и образовательных учреждений

Сегодня один из самых обсуждаемых в околонаучных кругах вопрос – как остановить цунами некачественных и покупных диссертаций. Предложений много, и практически все они связаны с сокращением числа диссертационных советов, то есть тех единственных организаций, которые способны осуществлять и выполняют на деле содержательную (неформальную) оценку работ и компетентности их авторов.

При этом практически не анализируется, почему система диссоветов, которая вполне успешно справлялась со своими обязанностями в советские времена, начала давать сбои. Что вызвало резкое увеличение числа диссертационных работ? Что заставляет людей, не имеющих отношения к научно-исследовательской и преподавательской деятельности, добиваться присуждения им ученых степеней?


Разберемся в дефинициях

Существует несколько основных определений ученой степени. В частности, она представляет собой ступень квалификационной системы в науке, позволяющей ранжировать научных деятелей на отдельных этапах академической карьеры, а также является научной квалификацией в определенной отрасли знания. Поскольку квалификация – это уровень развития способностей работника, позволяющий ему выполнять трудовые функции определенной степени сложности в конкретном виде деятельности, то ученая степень в науке и образовании – это подтвержденная в установленном порядке и зафиксированная документально профессиональная компетентность работника, которая позволяет ему занимать вполне определенные должности (и это важно) в научно-исследовательских и образовательных учреждениях.

Остановить вал псевдодиссертацийСогласно положению о порядке присуждения ученых степеней от 20 июня 2011 года диссертация (от лат. dissertatio – рассуждение, исследование) – научно-квалификационная работа, представленная на соискание ученой степени. Другое определение: диссертация – научная работа, подготовленная с целью ее публичной защиты для получения ученой степени.

Следует обратить внимание на то, что целью разработки диссертации является не свершение научного открытия, а только демонстрация способности и готовности автора к этому. Научные открытия, за которые присуждаются и присуждались нобелевские, сталинские, ленинские, государственные и другие виды премий, требуют кроме компетентности исследователей еще и достаточного финансирования и, конечно, удачи. Сделать такие открытия сложнее, чем написать диссертацию. Но научное открытие – это свершившийся факт, а диссертация – только заявление ее автора о том, что он достаточно компетентен в рассматриваемой предметной области и готов к проведению самостоятельных исследований в ней. Другими словами, диссертация – это научная работа, которая выполняется с целью демонстрации компетентности автора в определенной предметной области, его способности самостоятельно ставить и успешно решать в ней актуальные научные задачи. Оценить уже сделанное открытие проще, чем диссертацию.

Диссертационный совет – это официально утвержденная группа экспертов, которая работает в той же предметной области, что и соискатель, и имеет ученую степень не ниже, чем та, на которую претендует соискатель. Диссовет производит оценку соответствия диссертации и ее автора искомой ученой степени. Процесс этой оценки определяется термином «публичная защита». Система публичной защиты обязательных письменных сочинений на научные темы для получения ученой степени сложилась в средние века и до сих пор является практически единственным способом определения научной квалификации. Суть публичной защиты состоит в том, что соискатель обращается к научному сообществу (диссовету) с приглашением к дискуссии, в процессе которой представители научного сообщества (члены диссовета) должны удостовериться в том, что научная квалификация соискателя не ниже, чем у них, и принять его в свое сообщество. Тему диспута задает соискатель темой своей диссертации. Соответственно члены диссовета путем формулировки вопросов, выдвижения альтернативных гипотез, попыток опровержения идей и результатов соискателя и т. п. должны выявить уровень его действительной компетентности, а затем оценить этот уровень. Все индивидуальные экспертные оценки членов диссертационного совета определяются двумя основными компонентами: 1) оценкой представленной диссертационной работы (оценка домашней заготовки); 2) оценкой ответов соискателя ученой степени на заданные ему вопросы (оценкой фактической компетентности автора диссертации в рассматриваемой предметной области). Эти экспертные оценки слабо формализуемы, но достаточно точны при соблюдении следующих условий: 1) предварительного ознакомления членов совета с защищаемой работой; 2) компетентности членов диссовета в предметной области диссертационного исследования; 3) принципиальности, непредвзятости и объективности членов диссовета.

Аттестация чиновников

В описанной процедуре публичной защиты представленная заранее диссертация, конечно, играет важную, но не определяющую роль. Определяющей является фактическая компетентность соискателя. Эта компетентность проявляется в его способности оперативно анализировать и контролировать ход научной дискуссии, объяснять свою научную позицию, парировать противоречащие этой позиции утверждения. Другими словами, диссовет должен собираться не для того, чтобы дать итоговую оценку представленной заранее (и неизвестно кем написанной) диссертационной работе, а для того, чтобы сначала в режиме жесткой научной дискуссии выявить действительный уровень компетентности соискателя, а затем объективно и благожелательно оценить его.

Следует отметить, что проведение такой публичной защиты требует компетентности и предварительной подготовки не только от соискателя, но и от членов диссовета. Поэтому каждая публичная защита, хотя она и проводится по единой, раз и навсегда установленной схеме, является штучным действием с результатом, который заранее гарантировать невозможно. Так и работали все диссоветы до середины 90-х годов.

Около 20 лет назад описанная выше система сломалась и начала давать сбои. Что же примечательного произошло в те годы?

Первым событием, вызвавшим резкий рост числа диссертационных работ, было появление письма Министерства труда РФ от 3 августа 1993 года № 375-РБ «Об утверждении «Временных методических рекомендаций по аттестации государственных служащих» (действующий документ). В этом письме прямо указано, что профессиональные качества аттестуемых государственных служащих определяются такими показателями, как образование, стаж работы (по специальности и на государственной службе), ученая степень, курсы (или другие формы) усовершенствования знаний в области своей профессии (деятельности) и в смежных областях (экономики, психологии, юриспруденции, управления, права), научные труды.

Ученые звания в число аттестационных показателей были включены несколько позднее указом президента РФ от 1 февраля 2005 года № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации». Почему для аттестации чиновников стали использоваться квалификационные показатели (ученая степень, ученое звание), предназначенные для аттестации научных работников и преподавателей, неизвестно. Почему-то до сих пор не появилось решение о присвоении классного чина государственного советника Российской Федерации научным работникам. Ответ прост – все эти письма, указы, рекомендации готовятся чиновниками, а не учеными. Своя рука владыка. В результате выхода в свет названных документов сфера применения квалификационных показателей научных работников расширилась на сферу деятельности государственных служащих. Это в три-четыре раза увеличило число потенциальных диссертантов, особенно в таких отраслях наук, как юридические, экономические и частично педагогические.

Педагог или ученый

Следующим решением, увеличившим поток диссертаций, но уже в сфере образования, было постановление Госкомвуза РФ от 30 июля 1993 года № 34, которым введены требования и контрольные нормативы лицензирования образовательных учреждений высшего профессионального образования. Указанные нормативы впервые однозначно определили долю преподавателей с учеными степенями и званиями в 50–60 процентов. Эта доля, в общем, соответствовала фактической укомплектованности советских вузов, но она в корне меняла отношение к данному показателю. Если в советские времена такая доля была желательной, то теперь она стала обязательной, причем в отношении не только вуза в целом, но и отдельных кафедр. На фоне формирования сети негосударственных учебных заведений эти контрольные нормативы лицензирования вызвали резкий рост числа диссертаций, которые в основном были педагогическими. Почему педагогическими?

Дело в том, что на любой из кафедр вуза существует категория преподавателей, интересы которых лежат в сфере учебно-методической работы. Именно эта прослойка преподавателей в большинстве своем читает лекции и проводит практические занятия. Эти преподаватели не склонны к научно-исследовательской работе, но ориентированы на повышение качества преподавания читаемой учебной дисциплины. Именно они являются незаметными инициаторами методических новаций и разработчиками учебно-методических пособий. Через 12–15 лет работы на кафедре такой преподаватель полностью соответствует ученому званию доцента. Получение им этого ученого звания позволило бы кафедре в определенной мере выполнить контрольный норматив лицензирования. Все бы хорошо, но для того чтобы стать доцентом (ученое звание), преподаватель должен год быть на должности доцента. А вот на должность доцента ему не попасть, потому что на нее преимущественно назначаются преподаватели с ученой степенью, которую можно получить вне зависимости от занимаемой должности. Поэтому постановление Госкомвуза РФ от 30 июля 1993 года № 34 вынудило таких преподавателей защищать диссертации.

Но на какие науки? Из предметной области, которую такой преподаватель уже 10–15 лет преподает, он знает только читаемый им курс. Здесь следует отметить, что ищущий преподаватель за такое время практической работы способен самостоятельно создать эффективную систему обучения. Поэтому свою учебную дисциплину такой преподаватель обычно преподает очень хорошо и диссертация становится педагогической. Так, в списке трудов соискателя докторской степени появляются такие работы, как «Анализ акта ревизии финансово-хозяйственной деятельности: подготовка письменного заключения по качеству обработки ревизионного материала», «Учебные программы и планы, методические рекомендации по проведению семинарских занятий по дисциплине «Налоги и сборы». Однако педагогику как науку этот преподаватель также не знает. Поэтому подобные работы получаются крайне слабыми, и если кое-какая эмпирическая реализация в них и присутствует, то теоретическое обоснование либо отсутствует полностью, либо представлено в таком виде, что лучше бы его и не было вообще.

Устранить причины

Несомненно, определенный рост числа диссертаций вызвало и создание сети негосударственных учебных заведений. Вполне вероятно, что можно назвать и другие объективные причины роста числа диссертаций. Однако любые причины, вызывающие у людей рост интереса к научно-исследовательской деятельности и желание повысить свою научную квалификацию, только во благо. Но мы не рассматриваем мотивы, побуждающие человека к росту своего статуса в той сфере профессиональной деятельности, где он работает. Мы акцентируем внимание только на тех ошибочных и вредных нормативных документах, которые принуждают человека путем обмана добиваться формального подтверждения наличия у него профессиональной квалификации в несвойственной ему сфере науки и образования.

Для исключения подобных действий соискателей и появления таких диссертаций необходимо выполнить следующее: исключить ученые степени и ученые звания из перечней аттестационных (квалификационных) показателей кого-либо, кроме работников научно-исследовательских (проектных) и образовательных учреждений (например ввести в число аттестационных показателей государственных служащих вместо ученых степеней и званий спортивные разряды и рекорды); устранить зависимость получения ученого звания (профессор, доцент) от сроков нахождения на определенных должностях, сохранив или обновив остальные квалификационные требования к этим званиям.

Однако судя по публикациям в СМИ, мы не собираемся ликвидировать вал диссертаций естественным путем, устранив причины его образования. Мы собираемся бороться с ним, изменяя структуру и число диссоветов, а также правила их работы. Несомненно, это тоже важно. Но обычно сначала выясняют и устраняют причины аварии, а потом борются с ее последствиями. Сократив число диссоветов в нынешних условиях, мы резко повысим интенсивность работы оставшихся, то есть окончательно лишим их возможности осуществлять штучный подход к предварительному рассмотрению и проведению публичной защиты диссертационных исследований.
Автор: Андрей Печников
Первоисточник: http://vpk-news.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 13
  1. бывалый 15 августа 2013 15:08
    Не понимаю, зачем на "ВО" разместили эту статью, но слушая иногда наших чиновников создается впечатление, что и среднюю школу не все из них закончили. Янукович у украинцев похоже после 2-го класса из школы ушел. wassat
    Общемировая практика, когда видных политиков делают "почетными профессорами", преследуя этим зачастую спонсорскую выгоду, наши просто это вообще "на поток" поставили.
  2. pa_nik 15 августа 2013 15:19
    Цитата: бывалый
    Не понимаю, зачем на "ВО" разместили эту статью


    Видимо, имеется ввиду проникновение этого явления и в ВС и в ВПК.. no
    pa_nik
    1. ПВОшник 15 августа 2013 22:12
      Цитата: pa_nik


      Видимо, имеется ввиду проникновение этого явления и в ВС и в ВПК.. no

      Диссертация диссертации рознь. Есть доктор технических наук, защитил диссертацию по созданию "Искандера". И есть доктор искусствоведения, защитил диссертацию по изучению творчества Пугачевой, и оба они "доктора". Равноценно ли? А Чубайс с Сердюковым наверняка "доктора" по менеджменту.
      ПВОшник
  3. vjhbc 15 августа 2013 15:54
    Идет Василий Иванович(ВИ), встречает Фурманова (Ф).
    Ф - Куда идешь? ВИ - Диссертацию защищать.
    Ф - Как называется? ВИ - "Как решетом воду носить. "
    Ф - Кто ж так диссертацию называет? Hазови ее лучше так : "Анализ проблем транспортировки вещества в жидком агрегатном состоянии в сосудах с перфорированным дном. " Пошел ВИ, защитил диссертацию, выходит - стоит Петька (П). ВИ - (П), ты чего здесь делаешь?
    П - Диссертацию защищал. ВИ - Как называется?
    П - "Влияние русских народных музыкальных кнопочных инструментов на развитие религиозно-философской мысли Росси конца XVIII начала ХХ века" ВИ - Фурманова встречал?
    П - Да. ВИ - Как твоя диссертация до него называлась?
    П - "Hа хрена попу баян"
    1. grafrozow 15 августа 2013 17:03
      Цитата: vjhbc
      П - "Hа хрена попу баян"
      ++++++
      Вспомнил свою дипломную работу. drinks
      grafrozow
  4. vadimN 15 августа 2013 16:33
    Шутки - шутками, а в стране действует целая индустрия штампования липовых инженеров, ученых и т.д.... И причем никто этого не стесняется, и даже официально рекламирует свои услуги!
    Хочешь - курсовик за тебя напишем, хочешь - диплом? А хочешь - кандидатскую!?

    Не верите? А вот и официальный сайт такой конторы с многолетним стажем:

    http://www.homework.ru/


    Вот выдержка из их прайс-листа:

    Ответы на билеты от 170 р./вопрос
    Отчет по практике от 1500 р.
    Дипломная работа от 10500 р.
    Магистерская работа от 13 500 р.
    Рецензия от 1000 р.
    Эссе от 800 р.
    Доклад от 750 р.
    Реферат от 900 р.
    Контрольная работа от 150 р. за задание
    Курсовая работа от 2300 р.
    Бизнес-план от 2550 р.
    Аспирантский реферат 5000 р.
    Кандидатская диссертация (НИР) от 3000 у.е.
    Докторская диссертация от 5000 у.е.
    Научная статья 1000 р./стр
    Монография от 2000 у.е.

    Интересно, знают в минобре про эту контору? ...или они ее и учредили? laughing
    1. Ruslan_F38 15 августа 2013 17:17
      Как человек защитивший диссертацию 13 лет назад считаю, что статья актуальная и к военному обозрению имеет прямое отношение поскольку в оборонных НИИ, КБ и прочих институтах работают ученые с учеными степенями и их технические решения напрямую влияют на обороноспособность страны.
      И продажа на "каждом углу" научных степеней должно пресекаться самым жестким образом.
      Ruslan_F38
      1. бывалый 15 августа 2013 17:24
        Цитата: Ruslan_F38
        статья актуальная и к военному обозрению имеет прямое отношение поскольку в оборонных НИИ, КБ и прочих институтах работают ученые с учеными степенями и их технические решения напрямую влияют на обороноспособность страны.

        Руслан, не в пику Вам, но когда сотрудника берут на работу в НИИ или КБ то упор в решении трудоустройства делается не на диплом с которым он пришел, а проводится собеседование и назначается "испытательный срок". Развитие типографской промышленности сейчас уступает домашней вычислительной технике и бытовым принтерам, а значит в борьбе с "левыми учеными" на первый план нужно ставить ужесточение Законодательства. ИМХО
        Меня больше настораживают случаи, когда появляются врачи с "левыми" дипломами, уже были случаи в России и на Украине. hi
        1. Iraclius 15 августа 2013 18:02
          Если человек идёт на должность, предполагающую наличие учёной степени, а её нет, то никто с тобой разговаривать не станет - хоть каким спецом в своей области будь. Если только по великому блату, но мне такие случаи неизвестны. Со статьёй согласен. Липовые корочки подрывают авторитет науки и пачкают звание "учёный".
        2. Ruslan_F38 15 августа 2013 18:03
          Цитата: бывалый
          Руслан, не в пику Вам, но когда сотрудника берут на работу в НИИ или КБ то упор в решении трудоустройства делается не на диплом с которым он пришел, а проводится собеседование и назначается "испытательный срок"


          Не согласен с вами, наличие диплома о защите кандидатской или докторской является существенным преимуществом при приеме на работу. Другое дело если эта степень куплена, то конечно в ходе работы это прояснится, но не факт, что выводы будут сделаны - время сейчас такое.
          Докторская это вообще верх совершенства на мой взгляд, это огромный труд и если человек имел ученую степень, к нему в мое время относились с огромным уважением в научной среде и не только в ней. Я отказался от написания докторской. Сейчас наверное это больше дань моде в большинстве случаев, но утверждать что большинство имеющих степень бездари и просто приобрели её за деньги нельзя.
          Законодательство (УК) нужно ужесточать в сторону увеличения сроков за подобные деяния, если конечно получится квалифицировать как уголовно наказуемое.
          По поводу врачей согласен с вами, можно ещё упомянуть пилотов самолетов (стараюсь не летать без крайней необходимости), а вообще липовые дипломы не есть хорошо в любой отрасли. hi
          Ruslan_F38
          1. Iraclius 15 августа 2013 18:07
            На моей памяти за последние лет пять в нашей шараге участились случаи общения диссертантов с "чёрным оппонентом". Причём не всегда успешного для первых. Т.е. работа по выявлению ведётся, но борьба идёт со следствиями, а не причиной.
            Докторская - это верх совершенства и годы труда. Плюс к этому ещё и нехилое вложение собственных средств. Те времена, когда научные исследования соискателей финансировало государство почти канули в Лету. request
            1. Ruslan_F38 15 августа 2013 18:19
              Цитата: Iraclius
              На моей памяти за последние лет пять в нашей шараге участились случаи общения диссертантов с "чёрным оппонентом". Причём не всегда успешного для первых. Т.е. работа по выявлению ведётся, но борьба идёт со следствиями, а не причиной.
              Докторская - это верх совершенства и годы труда. Плюс к этому ещё и нехилое вложение собственных средств. Те времена, когда научные исследования соискателей финансировало государство почти канули в Лету. request


              Согласен с вами. Вот такие последствия: как известно, статью 327 Уголовного кодекса Российской Федерации ещё никто не отменял. В соответствии с частью первой данной статьи подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. А согласно части третьей статьи 327 УК РФ использование заведомо подложного документа наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев. Надо отметить, что лица, приобретающие поддельные дипломы, не подлежат уголовной ответственности до момента их предъявления. Но как только поддельный диплом будет предъявлен – преступление совершено. Стоит отметить, что если фигуранты в течении двух лет "не прокололись" с поддельным дипломом - работайте дальше - срок давности и ничего тут не попишешь.
              Ruslan_F38
      2. ПВОшник 15 августа 2013 22:00
        Цитата: Ruslan_F38
        Как человек защитивший диссертацию 13 лет назад считаю, что статья актуальная и к военному обозрению имеет прямое отношение поскольку в оборонных НИИ, КБ и прочих институтах работают ученые с учеными степенями и их технические решения напрямую влияют на обороноспособность страны.
        И продажа на "каждом углу" научных степеней должно пресекаться самым жестким образом.

        Не только пресекаться, но за это нужно нести уголовную ответственность,как за подделку документов.
        ПВОшник
  5. tank64rus 15 августа 2013 16:51
    Что есть то есть. Раньше среди власть предержащих модно было быть князем или графом. Сейчас это не модно. Вот профессор и(или) доктор наук в самый раз. Фаусты 21-го века. Ну а Мефистофель вече
    1. grafrozow 15 августа 2013 17:16
      Цитата: tank64rus
      Вот профессор и(или) доктор наук в самый раз.

      Ученье-свет,а не ученье-чуть свет,так на работу.ВВЖ тоже доктор наук,а какие "перлы" с трибуны выдаёт,Задорнов отдыхает.При такой системе не удивительно если и у начальника ЖЭКа будет докторская.
      grafrozow
  6. novobranets 15 августа 2013 17:13
    Цитата: бывалый
    Янукович у украинцев похоже после 2-го класса из школы ушел. wassat

    Как в первом классе букварь скурил, так образование и кончилось. laughing
  7. Djozz 15 августа 2013 17:19
    Претендую на "Шнобелевскую премию" по биологии:" Влияние лунного света , на половую жизнь кузнечика!" Поддержите, поделюсь премией в разумных пределах, мамой клянусь!
    1. В.Тарасян 15 августа 2013 19:41
      Хотите еще тем подкину? На место многоточия можете ставить любые термины, хоть по толковому словарю. smile
      "Исследование влияния ... на ... в условиях..."
      По такому принципу пишется очень много диссертаций, особенно среди тех у кого так называемый ГСМ, то есть гуманитарный склад мышления. Я, конечно, не стригу их всех под одну гребенку, но по своему опыту общения с такими людьми могу сказать, что ГСМ практически тоже самие ОМП.
      1. Djozz 16 августа 2013 10:43
        Полностью согласен, особенно по русскому языку, какую хрень только не придумывают для "открытий" новых норм в языкознании!
        1. В.Тарасян 17 августа 2013 14:34
          За филологов не скажу, не в теме. Но пообщавшись с философами и экономистами пришел к такому выводу.
  8. AleksUkr 15 августа 2013 17:25
    НОВОСТИ ИЗ УЛАН-УДЭ.
    Из статьи: Даром преподаватели…

    "Начальник управления капитального строительства правительства Бурятии Сергей Шабалов не смог убедить суд, что получил диплом строителя законно
    На этой неделе суд Октябрьского района признал незаконными приказы ректора ВСГУТУ о допуске студента-заочника Сергея Шабалова к сдаче итогового экзамена и защите выпускной квалификационной работы по специальности «Промышленное и гражданское строительство».
    Этим же решением диплом инженера-строителя, выданный Сергею Шабалову в ВСГУТУ, признан недействительным и аннулирован. Так что управлением капитального строительства правительства Бурятии, ответственным за освоение миллиардов бюджетных рублей, сейчас руководит чиновник-недоучка с «физкультурным» образованием.
    В ходе судебного заседания выяснилось, что к своим святым обязанностям студента-заочника («учиться, учиться и еще раз учиться!») Сергей Шабалов отнесся крайне пренебрежительно. Доподлинно неизвестно, что именно помешало чиновнику освоить образовательную программу в полном объеме (может быть плотный график работы в должности руководителя дирекции по строительству спортивных сооружений), но факт остается фактом. Сергей Шабалов не освоил ни одну из учебных дисциплин, входящих в образовательную программу по специальности «Промышленное и гражданское строительство». Соответственно, не сдав по этим дисциплинам зачеты и экзамены.
    Однако отсутствие оценок в зачетной книжке по математике, механике грунтов, основанию и фундаментам, строительным машинам, сварке, эксплуатации строительных машин не помешало чиновнику выйти на финишную прямую, «успешно» сдать итоговый экзамен, защитить квалификационную работу и получить диплом инженера-строителя."
    Последствия выдачи липового диплома могли бы быть гораздо печальнее, чем попранное самолюбие чиновника Шабалова. Не случайно и иск прокуратуры Бурятии в Октябрьский суд Улан-Удэ был подан с формулировкой о защите интересов «Российской Федерации и неопределенного круга лиц».

    Недоучка, особенно в ранге высокого строительного чиновника, потенциально опасен и для общества, и для государства. Деятельность, требующая специальных знаний (при отсутствии этих самых знаний и навыков), способна привести к трагедии.

    Станислав БЕЛОБОРОДОВ.
    МК № 34 от 14.08.2013г.

    И таких с каждым годом всё больше.........
  9. В.Тарасян 15 августа 2013 18:21
    Совершенно правильная статья. Чиновникам ученая степень и ученое звание совершенно ни к чему. Они даже называются УЧЕНАЯ степень и УЧЕНОЕ звание.
  10. individ 15 августа 2013 19:55
    Для всех диссертантов получившим научные звания после 1990г разработать вопросы тестирования и устроить ЕГЕ подтверждения научного звания.
    Начинать надо с министерств и ведомств, а далее по списку номенклатуры. hi

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня