Военная техника и ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ
говорит коварно;
устами своими говорят с ближним своим дружелюбно,
а в сердце своем строят ему ковы»
(Иеремия 9,8)
Паблик рилейшнз (PR) или, как у нас это сейчас называют – связи с общественностью, есть то, чем человечество стало заниматься ещё на заре цивилизации, и занимается по сей день. Многие даже не подозревают, что красить губы, например, или выбирать себе галстук это уже PR. По определению одного из самых известных специалистов в этой области, это не что иное, как наука и искусство, цель которых – достижение гармонии в обществе посредством управляемого распространения информации. То есть пиарщики это «архитекторы согласия в обществе», а их цель это, говоря попросту, – «хорошая молва о чем-то или о ком-то». А добрая «слава» всегда помогает и хорошо устроится в жизни: то есть как в песне у Высоцкого «иметь много женщин и машин». PR – это и когда танк называют по имени тестя, и когда комиссию принимающую танк хорошо угощают и возят в «баню с девочками», и… осуществляют вполне разрешенное законом лоббирование и «спонсорскую помощь» в рамках помощи всевозможным «благотворительным фондам» и ассоциациям.
Зачастую те же самые танки выполняют функции инструментов PR исключительно за счет своего внешнего вида, причем эта их особенность широко использовалась с самого начала! Так, например, свой никуда не годный паровой танк американцы постоянно «гоняли» на парадах и внешне он производил на публику надлежащий эффект. А первые тяжелые французские танки, созданные в самом конце Первой мировой войны CHAR 1A и 1B никакой в ней роли вообще не сыграли. Пользы от них (к тому же их было всего-то 10 экземпляров) не было ни тогда, ни потом. Но зато о них писали все, кому не лень, а их фотографии не сходили и со страниц военных справочников и самых «желтых», «бульварных» газет! То, что они получились очень тихоходными (скорость всего 17 км/ч), а экипаж при этом состоял из 13 танкистов, абсолютно никого не волновало! Обсуждалось их вооружение, вплоть до перспективы на них 105-мм орудий, что по тому времени казалось чудом из чудес, и толщина брони, защищавшая их от снарядов германской 77-мм полевой пушки! Французским обывателям было приятно, что «самыми мощными танками в мире» вооружена именно их армия. А все остальные завидовали и… в какой-то степени опасались, ведь на фото они выглядели по-настоящему устрашающими!
Когда немцы стали возрождать свою былую военную мощь, то в парадном строю по улицам немецких городов очень часто проходили одни и те же машины, двигавшиеся просто по кругу. Но опять-таки люди же этого не знали, поэтому им и казалось, что танков в германской армии уже очень много и это, безусловно, согревало им душу!
Затем у них появился трехбашенный танк Nb.Fz или Neubaufahrzend («машина новой конструкции»), главной особенностью которых была одна пушечная и две пулеметных башни располагались на корпусе по диагонали. Главная башня имела спаренную артиллерийскую установку из двух пушек калибра 37- и 75-мм, что по замыслу авторов проекта должно было понизить расход дорогостоящих боеприпасов и повысить общую боевую эффективность машины. Но… несмотря на свой весьма внушительный вид танков этого типа было изготовлено всего шесть, причем только три из них принимали участие в боевых действиях на территории Норвегии в 1940 г. Удивительно, но пропагандистское значение этих машин оказалось куда более существенным, нежели собственно боевой успех, а их изображения потом еще долго помещали в иностранных военных учебниках и справочниках, причем обычно боевая мощь этих танков превозносилась просто до небес! Писали, что танков этих у немцев очень много, так что описания поединков с ними, причем в желто-коричневой полосатой раскраске в 1942 г., когда все танки вермахта красились ещё в серый цвет, попали даже в советскую печать – в частности в мемуары, по крайней мере, одного из наших ветеранов-танкистов. Но в данном случае с ним случилось все то же самое, что с организаторами выставки трофейной военной техники, организованной в Ленинграде после прорыва его блокады. В журнале «Техника-молодежи» тогда сообщалось, что там выставлены две трофейные САУ «Фердинанд», однако по данным немецких архивов ни одна из этих машин под Ленинградом не использовалось, и, соответственно, потеряна быть не могла. Значит, здесь мы просто сталкиваемся с весьма распространенным психологическим феноменом «врет, как очевидец», либо как… жертва хорошего пиара и продуманной «хорошей» молвы!»
Причем самое удивительное заключается в том, что даже первая российская бронетехника и та появилась у нас как результат… да-да, хорошо проведенной PR-акции. А началось все вот со статьи в популярном журнале «Нива», хотя ей предшествовали и другие соответствующие «мероприятия». И статья эта настолько интересна, что есть смысл привести её здесь целиком:
Большую сенсацию в нашем военном мире вызывает привезенный из Франции бронеавтомобиль сооруженный там в Пюто, на заводе Шаррон Жирардо Вуат (так в тексте – прим. автора), по мысли и по проекту одного из бывших офицеров русской армии кн. М.А.Накашидзе. Проект автомобиля разработан его изобретателем во время последней русско-японской войны. Тогдашний главнокомандующий ген. Линевич, чрезвычайно заинтересовался этим изобретением. Но, к сожалению, автомобиль уже опоздал к войне, да и до сих пор ещё идут переговоры о введении этих автомобилей в нашу армию.
Автомобиль этот представляет собою нечто в высшей степени оригинальное по конструкции. Он закрыт со всех сторон хромоникелевой броней (изготовляемой на заводе Крезо, во Франции) в 4,5 миллим. толщиной. Броня эта совершенно предохраняет от ружейных пуль, осколков снарядов и от шрапнели. Пули ружейные не разбивают броню даже на расстоянии 50 шагов, несмотря на громадную силу и резкость боя современных ружей.
В обыкновенное время, т.е. не в бою, автомобиль «для воздуха» открывается. В сфере же огня он совершенно закрывается, и управление движением производится, как в подводной лодке, при помощи перископа, помещеннаго внутри.
В средней части автомобиля устроена вращающаяся башня, вооруженная пулеметом Гочкиса. Такое положение башни и ея вращаемость позволяют стрелять во все стороны. Кроме того внутри имеется ещё и боевой фонарь-прожектор, тоже защищенный броней. Его открывают, освещают местность, пристреливаются – и затем броня снова покрывает его.
Вес автомобиля не малый, а именно 180 пудов (пуд – 16 кг – прим.автора). Но, несмотря на такой солидный вес, он движется очень легко и по какой угодно дороге, даже совсем без дорог – например, по пахотным полям – и берет при этом подъемы до 25 градусов. С обоих боков автомобиля расположены перекидные мостки для переезда через рвы и канавы. Длиною они доходят до 1,5 сажени, а шириною соответствуют ширине тележки автомобиля.
Для добывания двигающей силы (ну не оборот, а чистый перл журналистского мастерства того времени! – прим. автора) в автомобиле установлен бензиновый двигатель в 37 лошадиных сил. Скорость движения достигает 65 верст в час. Применительно к русским дорогам колеса устроены выше и – специально для Манчжурии – они одеты панцирем: иначе ростки гаоляна резали бы обыкновенные колесные шины.
Внутри автомобиля могут поместиться 5 человек, а в крайнем случае – и восемь. Стоимость всего автомобиля вместе с двумя пулеметами Гочкиса (один пулемет запасной) равняется 30.000 р. Названные пулеметы выпускают по 600 выстрелов в минуту.
Согласно идее изобретателя, кн. М.А. Накашидзе, бронированный автомобиль предназначается специально для рекогносцировки, разведок и для преследования неприятеля.
За границей автомобиль произвел настоящий фурор, и военный мир всей Европы и даже Америки обратил на него особое внимание. В настоящее время получены заказы от Турции, Румынии, Испании, Англии, Германии, Аргентинской республики, а также Японии и Китая, но исполнению их приостановлено до окончания переговоров с Россией.
Несомненно, что в военное время эта двигающаяся крепость сможет сыграть очень видную роль» (См.: Кирилец С., Канинский Г. Бронеавтомобили «Шаррон, Жирардо и Вуа»// Техника и вооружение. №8 2011. С.33-39)
Любопытно, не правда ли? Однако самое интересное в этой заметке то, что все здесь кроме её ТТХ явная ложь, вернее – чистой воды выдумка или пиар от начала и до конца! То есть никакого бронеавтомобиля князь Накашидзе не изобретал, а имел на паях в Варшаве товарищество по эксплуатации автомобилей, названное в традициях своего времени: «Большой международный гараж автомобилей». В мастерских гаража в 1902-1904 гг. собирались автомобили с французскими двигателями, однако главным делом «гаража» была торговля автомобилями известных французских марок: «Панар-Левассор», «Де-Дион-Бутон», «Морс» и т.д. Кроме того, он участвовал в организации в Царстве Польском омнибусного сообщения, сотрудничая при этом с разными фирмами, и в частности – французской фирмой «Шаррон, Жирардо и Вуа» или С.G.V. и вот таким-то образом с ней и «подружился». И вот она-то, причем без какого-нибудь участия с его стороны (во всяком случае, документов об этом не найдено) эта фирма ещё в 1902 г. и выпустила свой первый БА. Причем французские военные на вооружение её не приняли (заказ на несколько таких броневиков поступил только лишь от Турции!). Поэтому в 1904 г. она взялась за разработку нового образца с пулеметом «Гочкис» во вращающейся башне, а между тем началась русско-японская война, князь Накашидзе пошел добровольцем в армию, и стал командовать отрядом разведчиков 7-ого Сибирского казачьего полка. Сейчас трудно сказать, хорошо или плохо он это делал, важно то, что со своими французскими друзьями он связи не потерял, и ему было известно о разработке ими новой бронированной машины.
Впрочем, здесь ему надо отдать справедливость: он быстро понял, что в условиях войны сгодится любое оружие, лишь бы оно хорошо убивало, и обратился Главнокомандующего русскими войсками на Дальнем Востоке генералу Н.П.Линевичу, с предложением выписать из Франции при своем посредничестве один «блиндированный автомобиль» и испытать его в российских условиях. При этом саму машину он уже заказал от своего имени, с очевидностью не сомневаясь в успехе. И, да, действительно! Генерал его идею одобрил (вот вам и прославленная советскими историками косность царских генералов!), хотя и выдвинул к броневику ряд требований, которые Накашидзе передал французам, а те принялись за его изготовление. При этом дело явно происходило в спешке. Потому что французы не успели (а может быть и не посчитали нужным!) даже заменить на нем пулемет Гочкиса на русский «Максим», что было бы куда более правильным решением, тем более что и калибры у них не совпадали, а сам «Гочкис» на вооружении русской армии не состоял! При этом сам князь был настолько уверен в успехе, увеличил заказ до 12 машин!
Бронеавтомобиль в России испытали и на вооружение не приняли, что князю Накашидзе совсем не понравилось. Поэтому он опять от своего имени (!) обратился к начальнику Генштаба, с заявлением, что, будучи «директором отдела броневых автомобилей фирмы «Шаррон, Жирардо и Вуа» (чего на самом деле не было и даже быть не могло!), имеет «секретные сведения», что крупную партию броневиков хочет заказать Япония. А также написал и о французских и германских заказах, то есть попросту пустил ему пыль в глаза с целью добиться от Генштаба выгодных заказов, а самому за это получить от французов откат»! Ну, а затем появилась вышеприведенная статья в «Ниве» и иные ей подобные, после чего даже в серьезных документах Военного ведомства этот броневик стали называть «блиндированным автомобилем Накашидзе», а самого князя… да-да, считать его «изобретателем»! В результате давления со стороны прессы (вот она пресловутая – «четвертая власть!) его поспешили продемонстрировать государю и поскорее купить с целью дальнейших его испытаний. Что думал делать дальше и на что надеялся князь Накашидзе, после этого решения неизвестно, поскольку 12 августа 1906 года он погиб во время террористического акта на даче у председателя Совета министров П.А.Столыпина. Между тем французы отправили в Россию ещё шесть броневиков, но только российская таможня их не пропустила. Два из них в итоге купила Германия, а остальные фирма хранила у себя в гараже вплоть до 1914 года, когда в бой пошло все, включая и такое старье. Правда, французы потребовали от России денег. Мол, князь нас обнадежил – платите за шесть машин! Но им ответили, что князь заказ делал лично от себя, а Военное ведомство к личным делам покойного отношения не имеет. Впрочем, вся эта авантюра грузинского князя в стиле О.И. Бендера не столько повредила французской фирме, сколько помогла, поскольку весь этот шум, поднятый вокруг её броневика в прессе, послужил ей отличной рекламой. Что же касается самого этого БА, то броню с него в итоге сняли, а шасси переделали в штабной автомобиль, но вот зато реклама всем БА с его помощью получилась просто превосходной!
А вспомните наши советские первомайские и октябрьские военные парады на Красной площади в Москве в предвоенные годы? Тогда по её брусчатке разъезжали и мотоциклы с пулеметами на руле, и танкетки, и танки с пропорционально увеличивающимся количеством башен от одной до пяти, а над всем этим в небе проплывали десятки многомоторных аэропланов. Ну, и кто бы после этого, да ещё и под «Марш энтузиастов», посмел усомниться в том, что мы «выше всех, быстрее всех, сильнее всех», а если вдруг что, так мы тут же «малой кровью, могучим ударом разгромим, уничтожим врага»!
Поскольку 80% населения любой страны по «закону Парето», в общем-то, просто не умны, то такие вот пиар-мероприятия как раз и способны убедить их буквально в чем угодно, ведь все это «происходит у них на глазах». Тут главное правило – людей хвалить! Говорить им, что они принадлежат к нордической расе и именно поэтому им все можно, что они – «новая историческая общность людей – советский народ» и что ему, понятное дело, принадлежит будущее, а в будущем у него будет коммунизм, то есть общество все общего равенства, счастья и фантастического материального изобилия.
А какой фурор среди иностранных журналистов и военных атташе, а заодно и наших отечественных обывателей, произвели наши самоходные орудия 2А3 калибра 406-мм, которые вместе с 420-мм самоходными минометами 2Б2 в 1957 г. участвовали в параде на Красной площади в Москве? Кадры кинохроники с и этого парада и с их участием потом ещё долго показывали и в кино и по телевизору, радую общественное сознание нашего народа. Причем некоторые иностранные специалисты потом всерьез утверждали, что показанные на параде машины это всего лишь бутафория, рассчитанная на устрашающий эффект, хотя машины-то были настоящие! Но ведь это на них подействовало, значит, цели эта PR-акция достигла!

В PR всегда очень важно первым заявить о чем-то или о ком-то и кто первым этот сделал, тот и выиграл, а его противник соответственно проиграл. Ну, вот, например, всем известное Ютландское морское сражение… О том, кто в нем победил историки, между прочем, спорят до сих пор, а все только потому, что у командующего английским флотом адмирала Битти не было при себе хорошего специалиста по паблик рилейшнз. Потому, что если он при нем был, то, конечно же, отправил бы сообщение о том, что такого-то числа «германский флот вышел в море с целью бомбардировать побережье Великобритании и принести на её землю разрушение и смерть. В ожесточенном бою английский флот воспрепятствовал этим гнусным намерениям и обратил неприятеля в позорное бегство. В бою погибли такие-то и такие-то корабли… Вечная память их экипажам, защитившим нашу страну!» И… все! Никто бы не спорил, потому ну кто бы там стал выяснять, хотели немцы принести разрушения и смерть на территорию Британии или нет. Мы их отразили? Отразили! Значит победа на нашей стороне!

Ну, а в реальной жизни, к сожалению, немцы опередили англичан, избитый германский флот в гавани Вильгельмсха́фена встретил и поздравил с победой сам кайзер, о победе германского флота сообщили первыми германские газеты, а английские… вынуждены были перепечатывать их сообщение!
Да и сам Битти, когда с него потребовали отчета о сражении, начал с перечисления своих потерь в кораблях и людях, что произвело на британскую общественность самое неблагоприятное впечатления, хотя всего лишь одно единственное сообщение в прессу могло бы в корне все изменить!
Другой пример эффективного управления информацией в годы Второй мировой войны – прямо-таки детективная история с потоплением немецкого «карманного линкора» «Адмирал граф Шпее». Как известно после боя в заливе Ла-Плата он зашел в порт Монтевидео, а два избитых британских крейсера остались караулить его у выхода из гавани. Реальная помощь подошла бы к ним ещё очень не скоро и тогда англичане задействовали против немцев технологии паблик рилейшнз.

А начали представители британской разведки в Уругвае с того, что организовали открытые переговоры в эфире насчет «возможности срочного приема двух больших военных кораблей», под которыми совершенно недвусмысленно подразумевались авианосец «Арк Ройял» и «угроза любого «карманного» линкора» линейный крейсер «Ринаун». Соответствующие инструкции были отправлены также британскому консулу в Монтевидео Ю.Миллингтону-Дрейку, имевшему в стране большое влияние, да к тому же ещё и другу министра иностранных дел! То есть нужная им информация через самые различные каналы «пошла» отовсюду! И надо ли удивляться, что уже на следующий день один из дежурных офицеров германского рейдера, заметив на горизонте большой военный корабль, тут же опознал его как линейный крейсер «Ринаун»(!), хотя на самом деле это был тяжелый английский крейсер «Кумберленд», который спешил на помощь своим товарищам. Ну, как морской офицер мог спутать трехтрубный «Кумберленд» с двухтрубным «Ринауном» – остается тайной до сих пор, хотя с психологической точки зрения здесь все ясно. Чего боялся, то и увидел!
Зато теперь командир германского линкора Ганс Лангсдорф имел полное основание считать, что у него нет ни единого шанса на успех, хотя на самом деле у «Кумберленда» было лишь восемь 203-мм орудий против его собственных шести 283-мм, а боеспособность двух других английских кораблей в результате боя уменьшилась чуть ли не вдвое. Но Лангсдорф этого не знал и потому в итоге корабль свой затопил, а сам застрелился! Так что PR на войне (да и не только на войне!) это поистине страшная штука, в особенности, если уметь им правильно пользоваться!
Соответственно мы, граждане России, только ведь сейчас узнали правду о том, что действительно произошло под Прохоровкой в ходе Курской битвы в 1943 году, потому что наша пропаганда всегда делала упор на результат, а не на средства его достижения. «Наш человек первым полетел в космос!» – сообщали газеты, все радовались и лишь единицы задумывались «а во что это нам обошлось, и какая всем от этого будет польза и будет ли?» Швейцарский космонавт, например, вообще никуда ещё не летал, однако по уровню жизни Швейцарии обгоняет даже США, не говоря уже о России!!!
Так что PR в военном деле, начиная от цвета и покроя мундиров и до отдаваемых командирами приказов, учитывающих ментальность своих подчиненных, имеет огромное значение! Во время войны в Заливе в 1991 г. специальные службы, например, организовывали выезд журналистов непосредственно в зону боев, где им демонстрировали иракскую подбитую технику, дымящиеся воронки и можно было даже пощупать ещё горячие осколки от снарядов. На самом деле все это было подстроено исключительно ради соответствующего эффекта, а находившиеся на «передовой» солдаты тщательно проинструктированы, что и как отвечать на вопросы и как вести себя перед телекамерой! И кто мешает так делать сейчас нам?
Тут главное очень умело и, я бы сказал, элегантно, не переигрывая, «пугать» наших потенциальных противников! Ведь они нас тоже уже много раз пугали и пугали очень умело. Например, ничем иным как грандиозным РR-проектом, рассчитанным на психологическое руководство СССР, нельзя назвать программу пресловутых «звездных войн». Ведь было очевидно с самого начала, что вывести в космос такое количество инженерных объектов, не разрушив при этом озонный слой над территорией США при существующем уровне развития транспортных средств невозможно, что энергетические возможности лазеров весьма ограничены. Но... сколько обо всем этом и говорили и писали? Какие устрашающие анимации показывали по телевизору! Какие схемы публиковали в популярных журналах, в том числе и в журнале «Техника-молодежи». И... очень может быть, что и говорили об этом у нас и писали специально, чтобы оправдать нашу нищую жизнь ни чем иным, как этой «страшной угрозой» из космоса. Известно ведь, что запуганными людьми легче управлять!
Что-то подобное в этом направлении у нас, конечно, делается. Достаточно вспомнить, например, сообщения о разрабатывавшемся у нас принципиально новом танке Т-95, который был показан руководству страны в первый же год президентства В. Путина. Официальная информация по Т-95 отсутствовала, но если судить по ряду публикаций, базирующихся на неофициальных источниках информации, танк должен был иметь «безбашенную» компоновку. Экипаж из 3 человек должен был размещаться внутри корпуса в суперзащищенной бронекапсуле, а новая пушка увеличенного по сравнению с орудиями Т-80 и Т-90 калибра, устанавливаться в небольшой «необитаемой» башне. Кроме того, боевая живучесть Т-95 должна была быть резко повышена за счет низкого силуэта и более мощного бронирования. И ведь только лишь совсем недавно в Интернете проскользнуло сообщение, что от разработки этого танка наши военные отказались, в пользу модернизации танка Т-90, а затем уже и совершенно нового танка «Армата». Однако с точки зрения PR это неправильно. Необходимо все время делать видимость (причем не столько для «чужих», сколько для «своих»), что «у нас что-то есть», потому, что это дает людям чувство собственной значимости! А это самое приятное чувство на свете!
Представьте себе, что вы наблюдаете за очередным военным парадом, на котором проходят привычные на вид танки и вдруг на глазах у всех их башни поднимаются вверх над их корпусами, а затем и сами башни вместе с орудиями поднимаются кверху, и смотрят при этом чуть ли не в самый зенит! А диктор захлебываясь сообщает, что это новые и пока ещё совершенно секретные танки, с автоматом заряжания, способные вести огонь из-за оград и укрытий, да к тому же ещё и стрелять по самолетам и вертолетам специальными снарядами. Впечатление, поверьте, будет ещё «то» и уж, конечно, об этом будут говорить и старушки на лавочках и… иностранные военные атташе! А там, глядишь, может быть нам и на самом деле понадобится что-нибудь подобное!
Точно также специально для парадов необходимо увеличить калибр орудия на БМП-3 со 100 до 120-мм, потому, что это намного эффектнее, а в СМИ сообщить, что такая машина испытывается и… пусть она вот так вот и испытывается лет десять не меньше!

В Словакии, например, модифицировали наш танк Т-72 и назвали новую модель T-72М2 «Модерна», причем для борьбы с вертолетами он получил сразу две автоматические пушки калибра 20-мм, расположенные по бортам в задней части башни. Углы наведения по вертикали у них составляют от -4° до +33°, а прицеливание осуществляет командир. Сделали такое словаки явно не подумав, потому что еще в годы Второй мировой войны выяснилось, что 20-мм снаряд прямым попаданием не может уничтожить пикирующий самолет камикадзе, что и послужило причиной установки на американские корабли 40-мм зенитные автоматы фирмы «Бофорс». Но кто мешает установить на наши модифицированные танки Т-72ПР ещё и по две 30-мм пушки аналогичные тем, что стоят на знаменитой «Тунгуске» и также показать эти танки на одном из парадов, а затем ещё и выпустить их пластиковую модель?!
Кстати, «серьезные изменения» в конструкции наших танков могут быть произведены исключительно ради военных специалистов, присутствующих на наших парадах и пусть они-то как раз и обращают на них своё пристальное внимание. А простым обывателям они могут и вовсе не бросаться в глаза. Например, пушка российских танков Т-72 и Т-80 может опускаться на 6° и подниматься на 14°, тогда как на танках западного производства на 10° и 20° соответственно. Ну, вот давайте и «модифицируем» их угол подъема… в два раза! И пусть военные специалисты, глядя на присланные им фотографии, сидят и ломают головы, а как это нам удалось?! И раз уже на Западе сегодня создано танковое орудие калибра 140-мм, то почему бы и нам не пойти по этому же пути или же по традиции еще дальше и не вооружить наш перспективный танк Т-90PR орудием калибра 152/155-мм?
Технически все это сделать нетрудно, а вот эффект «хороший молвы» от всего этого может быть весьма значительным. Главное, чтобы этим занимались специалисты, а не люди, знакомые с PR по сообщениям наших газет и передач по "Первому каналу" российского телевидения…
Информация