Время восполнения сил

– Так в советскую бытность и было. В разведывательных авиационных эскадрильях летали прекрасно подготовленные пилоты. А затем наступили сложные для ВВС России времена – в небо поднимались лишь считаные единицы. Для сравнения: если сегодня еженедельно проводится четыре лётные смены, то несколько лет назад столько же насчитывалось в течение месяца. Пилоты тогда летали не просто мало – катастрофически мало. Для поддержания боеготовности подразделений в небо поднимались лишь единицы «избранных». Если в других видах и родах войск вынужденный простой особенно не сказывается на профессиональном уровне подготовки, то в ВВС это чревато несколькими месяцами восстановления, дополнительными временными и материальными затратами, – рассказывает корреспонденту «Красной звезды» командир звена лётчик 1-го класса майор Сергей Филь. – К счастью, сейчас ситуация крадинально изменилась.
О боевой работе Сергей говорит не то чтобы с неохотой – но сдержанно. Мол, горы Кавказа всегда были коварными. Обе чеченские кампании тому подтверждение (не все экипажи вернулись тогда с боевых заданий). Не менее подлым был и август 2008-го. Уже 8-го числа группа авиаторов перебазировалась из Волгоградской области на оперативный аэродром – поближе к Южной Осетии. И в этот же день началась боевая работа. Экипажам Су-24МР не единожды приходилось поднимать в небо свои машины: нужно было не только сверху следить за действиями противника, но и вскрыть систему грузинской ПВО. Пилоты понимали, что смертельно рискуют, что в этот раз им противостоят не чем попало вооружённые боевики, а хорошо обученная, прекрасно вооружённая и подготовленная регулярная армия. Ранее полученный опыт, конечно же, не был лишним. И всё же действия в той операции было сложно сравнивать с уже привычной работой на Северном Кавказе. Напряжение было колоссальным. Каково быть мишенью у вооружённых стрелковым оружием экстремистов, Сергей знал и прежде. Теперь его опыт обогатился новыми профессиональными впечатлениями – что означает побывать в «захвате» РЛС грузинских комплексов ПВО. И экипаж майора Филя, и другие военнослужащие авиаподразделения успешно справились с задачами, возвратившись домой живыми.
– То, чему научат асы, такие как майор Филь, ни в одном наставлении или руководящем документе не найдёшь. Поэтому мы стараемся взять у них самое ценное – практический опыт действий в нестандартных ситуациях, – рассказывает старший лётчик авиазвена капитан Сергей Аникин, лишь недавно получивший квалификацию «лётчик 1-го класса». Сергей из числа тех капитанов, которые в 2000-м окончили военные училища. Он ждал долгие 8 лет, когда же наконец сможет назвать себя настоящим пилотом. Каково это – через 8 лет проходить тренажи по «вывозной программе» – литературно и не высказать. При правильном раскладе к 2008-му Аникин должен был стать опытным боевым лётчиком. А он только начинал «вставать на крыло». По сути, Сергей был уравнен с молодыми офицерами, которым повезло прийти из вузов тогда, когда российская военная авиация начала интенсивно летать, выполняя плановые задачи боевой подготовки. Например, в ходе СКШУ «Кавказ-2012», где к выполнению задач привлекались практически все пилоты их авиаэскадрильи, дислоцированной на аэродроме Мариновка. Сегодня военнослужащие разведывательного авиаподразделения в учебно-боевых мероприятиях участвуют совместных с ПВО и другими силами и средствами. Особенно ценно в этом, что работа ведётся группой в сомкнутом порядке, с созданием помех, с серьёзным «противодействием» с земли. Всё чаще выполнение задач связано с «репетицией» будущего обеспечения Сочинской Олимпиады.
Сегодня уже нет такого, что приходящие в части молодые лейтенанты тут же пишут рапорты об увольнении. Ещё несколько лет назад это было обычным делом. Что же касается училищной подготовки, то и она у всех разная. Те курсанты, кому довелось летать на Су-25, подготовлены лучше, чем их «коллеги», знакомившиеся с небом на самолётах Л-39. Чувствуется, что лейтенанту Андрею Нецветаеву, который в училище практиковался на «сушке», полёты даются легче. Стараются не отставать от сослуживца и другие пилоты. Офицеры постоянно повышают своё мастерство. Молодёжь сегодня не вызывает у командования серьёзных опасений. У командира эскадрильи подполковника Игоря Кукарцева душа болит о другом. Он, например, с тоской слушает сообщения о том, что в планах – серьёзные ремонтные работы военных аэродромов. Их взлётно-посадочная полоса давно уже нуждается в капитальном ремонте, потому что ежегодно несколько самолётных двигателей выходят из строя именно из-за низкого качества ВПП. Для понимания: ремонт одного «движка» Су-24МР обходится военному ведомству в 9 с лишним миллионов рублей. Может быть, гораздо эффективнее не латать от раза к разу полосу, каждую смену ожидая от неё очередной подлянки, а сделать сразу на совесть?
Подполковник Игорь Кукарцев уверен, что все задачи нужно решать в комплексе. Вот и стоящие перед ним и его подчинёнными объективные трудности нужно оценить в совокупности и решать их последовательно.
Информация