Визовый режим и прочие анахронизмы в отношениях России и ЕС

Глава МИД РФ Сергей Лавров в статье, опубликованной в британском ежегоднике Journal of Common Market Studies Annual Review, указал на основные проблемы, осложняющие взаимоотношения между Россией и ЕС. "Голос России" попросил европейских экспертов прокомментировать высказывания министра.
"Мы разочарованы темпами продвижения к отмене виз для взаимных краткосрочных поездок граждан России и ЕС. Визовый режим давно стал анахронизмом в наших отношениях. Технически и Россия и страны-члены ЕС уже долгое время готовы к взаимной отмене виз", - написал Сергей Лавров в своей статье "Россия-Евросоюз: перспективы партнерства в меняющемся мире".
По словам главы российского МИД, проблема виз - это "знаковый вопрос, в нем, как в капле воды, отразились проблемы, существующие в отношениях между Россией и Евросоюзом".
"Ситуация складывается парадоксальная - наши западные партнеры, настаивавшие при согласовании Хельсинкского заключительного акта на обеспечении свободы передвижения людей, теперь тормозят работу по созданию условий для свободного человеческого общения на европейском континенте", - пишет российский министр на страницах Journal of Common Market Studies Annual Review.
Сергей Лавров подчеркнул также обеспокоенность России шагами Евросоюза, связанными с Третьим энергетическим пакетом: "ТЭП уже привел к накоплению проблем в практическом сотрудничестве - для российского бизнеса в Европе ухудшается инвестиционная привлекательность конкретных стран ЕС, возрастают системные риски. В отдельных случаях мы имеем дело с фактической экспроприацией активов российских компаний. Если где-то мы и могли ожидать подобных действий, то никак не в Евросоюзе. Подобные неосмотрительные шаги чреваты подрывом доверия и способны расшатать основы нашего партнерства".
По словам министра, в случае с ТЭП Европейский союз нарушил статью 34 действующего Соглашения о партнерстве и сотрудничестве Россия-ЕС, а также двусторонние соглашения РФ с членами Евросоюза о поощрении и взаимной защите капиталовложений.
Что касается антимонопольного расследования в отношении Газпрома, то среди выдвинутых против него обвинений есть "навязывание покупателям цены на газ, основанной на "нефтяной привязке". "Данная формула, разработанная, к слову, голландцами, до сих пор никем не оспаривалась и применяется другими поставщиками газа в Европу", - подчеркнул Лавров.
"Если в отношении Газпрома будут приняты санкции, то компании будет сложно работать на рынках, где ее откровенно дискриминируют", - отметил министр.
"Голос России" попросил европейских экспертов прокомментировать высказывания главы МИД РФ.
Дмитрий де Кошко, французский политолог и журналист
С того момента, как Барак Обама отменил свою встречу с Владимиром Путиным, которая должна была состояться в Москве накануне саммита G20, европейская, и в частности французская, пресса стала утверждать, что отношения между Россией и Европой охладели так же, как и российско-американские отношения.
В подтверждение этого тезиса приводятся такие примеры российско-европейских разногласий, как нежелание Евросоюза отменить визовый режим с Россией, проблемы, связанные с Третьим энергетическим пакетом, введение Россией пошлин на импорт автомобилей, споры вокруг Сирии и Ирана и даже запрет на пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних, недавно введенный Россией. Отражают ли эти утверждения реальное положение вещей или же речь здесь в первую очередь идет о демонстрации европейской лояльности по отношению к Соединенным Штатам?
Французский политолог и журналист Дмитрий де Кошко не отрицает существования этих проблем, но считает, что их интерпретация европейской прессой явно стремится угодить американской точке зрения: "Проблема виз существует, но главным образом из-за сопротивления Германии, которая не хочет их упразднения. В целом этот вопрос не очень волнует европейцев. Что же касается проблемы энергетического пакета, она объясняется протекционистской политикой западных, и в первую очередь американских, компаний, которые не хотят допускать российские компании на европейские распределительные рынки".
По мнению де Кошко, эти уже давние разногласия всплывают на поверхность каждый раз, как Соединенные Штаты считают необходимым внести напряженность в отношения с Россией.
Все это лишь укрепляет стремление традиционных партнеров России в Европе поддерживать двусторонние отношения с Москвой, чтобы меньше зависеть от бюрократических интриг Брюсселя, где считают, что такое поведение ослабляет позиции Евросоюза. Однако те члены ЕС, которые видят Европу как "Европу наций" и которые считают, что экономики членов Евросоюза имеют существенные отличия друг от друга, убеждены в пользе двустороннего сотрудничества.
Эвальд Бёльке - эксперт Германского общества внешней политики (DGAP), директор Центра имени Бертольда Бейца
- В течение последних месяцев отношения РФ и ЕС находятся в состоянии легкого охлаждения, между Россией и Европой возникла "дружественная дистанция".
Именно с такой точки зрения я рассматриваю и опубликованную недавно статью российского министра иностранных дел. Посыл статьи таков: "у нас есть разногласия, но мы хотим, чтобы нас воспринимали как партнеров".
Мне кажется, общая направленность статьи очень правильная – и что касается общих вопросов сотрудничества в сфере экономики или политики безопасности, и что касается необходимости считаться с интересами другой стороны. В этом смысле министр задал очень правильный тон. При этом он четко показывает, по каким вопросам существуют разногласия.
- Находит ли этот позитивный тон соответствующий отклик в Европе?
- Здесь нужно пока подождать, поскольку, разумеется, на данный момент для Европы на первом месте стоят внутриевропейские проблемы. Это противоречия между странами Северной и Южной Европы, конфликты в связи с растущим социальным неравенством, вопрос, как справиться с финансовым кризисом, ответственность за который лежит не на европейских гражданах, а на банках. Таким образом, Европа в большой степени занята сама собой.
- Таким образом, вопросы внешней политики остаются несколько в стороне?
- Они остаются пока в стороне постольку-поскольку первоочередное значение сейчас имеет вопрос будущего Европы, а также задача преодоления современных кризисных процессов. Это, однозначно, центральные проблемы. Конечно, в этом смысле отношения с Россией являются лишь одними из множества вопросов.
- В отношениях между Россией и Европой есть ряд проблемных моментов: вопрос облегчения визового режима, Третий энергопакет и т. д. Насколько серьезны эти противоречия?
- Что касается облегчения визового режима, то я считаю, что это просто нужно сделать. Вечные рассуждения о том, как это можно реализовать на практике, должны в ближайшей перспективе прояснить соответствующие чиновники соответствующих министерств внутренних дел. Я полагаю, по этому вопросу может быть достаточно быстро достигнут компромисс. Я выступаю за то, чтобы соответствующее решение было реализовано как можно скорее.
По поводу энергопакета - это для ЕС внутренний вопрос. Здесь Еврокомиссия пытается осуществить либерализацию рынка энергоресурсов посредством диверсификации. В этой связи глава российского МИД верно замечает, что стратегические решения, в том числе те, которые касаются сотрудничества с третьими странами, имеют долгосрочный характер.
Невозможно сразу так просто изменить основы политики без активного обмена мнениями - ведь здесь затрагиваются базовые положения европейских договоров. Поэтому ситуация с энергопакетом имеет особый характер.
Манель Парра - профессор, политолог, президент общественно-политического движения в защиту единства Испании
- Необходимость отмены визового режима между Россией и странами Евросоюза, в частности Испанией, назрела давно. Отсутствие подобного соглашения осложняет отношения двух партнеров по целому ряду направлений. Я могу привести конкретный пример.
Туристы из России - желанные гости для Испании, как, впрочем, и для других европейских стран. Отмена визового режима приведет к увеличению туристического потока из РФ, что позитивно скажется на состоянии экономики ЕС, которая сейчас переживает не самые лучшие времена.
Милош Кнежевич, политолог, главный редактор журнала "Национальный интерес" (Сербия)
- Когда речь идет об импорте энергоресурсов, которые нужны Европе, поскольку у нее недостаточно своего сырья, ЕС ведет себя совершенно по-другому, нежели когда речь идет о свободе передвижения. Сербия с таким режимом сталкивалась, он представляет ЕС совершенно не в том свете, в каком он хотел бы себя показать.
Настоящей демократии в Старом Свете быть не может до тех пор, пока ограничивается свобода передвижения всех жителей Европы, к которой Россия относится и исторически, и культурно, и географически.
Чем больше будет ЕС зависеть от энергоресурсов с Востока, прежде всего из России, тем больше будет нужна свобода передвижения, без визового режима и прочих анахронизмов. Кстати говоря, уже сейчас, на примере недавно вступившей в ЕС Хорватии, видно, что визовый режим разочаровывает туристов из России, которые хотели отдохнуть на берегу Адриатического моря.
Конрад Ренкас, эксперт Европейского центра геополитических исследований (Польша)
- Я, без сомнения, вижу хорошую перспективу для существующих, а также, возможно, и для будущих отношений между Россией и Евросоюзом. Статья, опубликованная министром Сергеем Лавровым в Journal of Common Market Studies Annual Review, может стать открытой дорогой к сотрудничеству, поскольку развеивает ряд сомнений, появившихся со стороны аналитиков, да и критиков будущих отношений Европейского союза и России.
Упоминание о том, что в сфере энергетики, а также международной политики и безопасности существуют точки соприкосновения между Москвой и Брюсселем, может стать переломным моментом и указывает на то, что определенное охлаждение российско-американских отношений не сможет повлиять на отношения России и Евросоюза.
Об этом прежде всего говорят экономические показатели - под конец 2012 года торговый оборот между Россией и Евросоюзом вырос на 4,1 процента и составил около 410 млрд долларов. Этот факт красноречиво говорит о развитии сотрудничества, особенно на фоне общеевропейской экономической стагнации.
Россия становится все более важным рынком для стран ЕС, которые без диверсификации своей экономической политики, без активного вхождения на российский рынок, без принятия российских партнеров не смогут удержать темп экономики. Важным элементом сотрудничества является модернизация. Проекты из сферы хай-тек, высоких технологий, фармацевтики, энергетики, инженерии, телекоммуникаций показывают, что сотрудничество между Россией и европейскими странами переходит на более высокий уровень. То есть партнерство не ограничивается контактами лишь в сырьевой сфере.
Как показала дискуссия на саммите в Екатеринбурге, Россия и ЕС имеют также общие цели в области научно-исследовательских изысканий. И это могло бы стать важным фактором в конкурентной борьбе совместных российско-европейских проектов с американскими, китайскими и индийскими.
Без сомнения, Третий энергетический пакет – это слабое звено в российско-европейских контактах. И нужно признать, что эта тема неоднозначно представляется в европейских массмедиа. В Польше Третий энергетический пакет подается как документ, направленный на либерализацию рынка. Но ведь это не так.
Третий энергетический пакет навязывает основным энергетическим партнерам ЕС, то есть поставщикам энергии, жесткие и противоречащие либеральным принципам правила. Очевидно, что он стал важным раздражителем в отношениях между Россией и Европейским союзом. Надеюсь, что путем совместных переговоров удастся на этом направлении изменить положение дел.
Октавио Аугусто Санрома, президент Фонда друзей России (Испания)
- Наш фонд поддерживает тесную связь со многими россиянами, которые приобрели недвижимость в Испании и постоянно сталкиваются с проблемами, когда хотят провести отпуск в своих домах. Именно из-за сложностей с визами. Мы теряем не только туристов, мы теряем выгодных покупателей и бизнесменов. В наших интересах идти навстречу России в визовом вопросе.
Информация