Military Review

Fateful meetings of the war years

6
Fateful meetings of the war yearsMemories of Valery Vasilyevich Dorokhov. A very brief recollection of an extremely important event - a meeting with Archbishop Luka (Voyno Yasenetsky)


I, then only a teenager, had the last conversation with my elder brother forever in memory before sending him to the front — already in Novosibirsk, where he managed to get out of Moscow only because his ministry was evacuated (GLAVK). Taking advantage of such an opportune moment, he was able to see his wife and daughter arriving earlier in our family, and most importantly, to try again to transfer to the army, which he succeeded when he applied for a volunteer membership in the emerging Siberian division.

Volunteer is my brother! And around so many neighbors who have not yet come to their senses from the stress of widespread repression! But even my aunt is an opponent of all violence and wars, realizing that the fascists are threatening Moscow, and then Japan, also said: then I will go to war myself!

My brother is the bravest, the strongest and, of course, the nicest! - and he, on the last night before his departure, confessed to me that he wanted to talk heart to heart with me. And around this night! And we are all alone - all our women have not yet returned from their next trip to the suburban villages to barter potatoes and, maybe, even bartered some vegetables. Such circumstances gave a special, very unusual flavor to our meeting.

What we just didn’t talk about: my studies in foreign languages, the importance of studying storiesabout music and poetry. I took the opportunity and told how once in the attic I found a leaflet with two poems in a wasted folder, a famous poet Nadson, who was unknown to me until then, who amazed me with his sincerity and sincerity - I would like to know more about him! My dear brother responded, and to my surprise, read to mind and even dictated several of his poems for writing, noting, however, that with age my sympathies will certainly change and may well lean, for example, towards Mayakovsky's work. As for my intention to seriously study philosophy, my brother warned me: I could not have done it, like one of his employees, who bought the whole K. Marx library and, without reading, stressed some pages with a pencil in order to demonstrate to their colleagues their painstaking study in party elite philosophical leader.

“In the meantime — here is my present for you!” - and he took out several volumes of L.N.Tolstoy from his soldier’s backpack. We also had time to talk about Lev Nikolayevich, about his philosophical views and the heroes of his works. So we sat until dawn and, already on the porch of our house, firmly hugging me in farewell, my brother said: “comprehend the essence of our meeting!” And I, looking excitedly at the volunteer walking with a fighting bearing, really felt this essence for the first time. And only then, almost every subsequent day, filled with nightmares of wartime, in my soul, like many of the heroes of the Tolstoyan novel War and Peace, began to look through something bright and kind, causing a natural disgust for everything bad. And the more evil in life, the sharper and brighter that feeling.

Here, by the way, I became acquainted with the story of Lev Nikolayevich about the marriage of Kitty and Levin, but not in some registry office, but in God's temple, with the full composition of the clergy during the life-prayer instruction of the newlyweds, pronounced, as Lev Nikolayevich emphasized, powerful bass protodeacon! After reading this episode more than once, I thought bitterly - I would see at least one priest - after all, all churches were closed for a long time. I decided to check, and the next day I walked around the not yet destroyed cathedral: even the entrance to the fence was blocked.

Has stood And so wanted to search more! Then I decided to go to the old abandoned city cemetery, and there - I knew there was a pretty wooden church. Well, I came to it - before the eyes of that very old church, but with the main entrance, roughly slapped with boards, and behind it - the cemetery. And suddenly, on one of the graves, I see a small burning lamp under the glass! I did not have time to wonder how an obviously worried elderly woman emerged from the surviving church lodge. Looking at my face, she apparently understood that I did not belong to the category of militant atheists, and unexpectedly for me, with a friendly smile, began to tell that there are people who secretly follow this "unquenchable" lamp on the grave of a local highly esteemed devotee. And if I'm interested, she is ready somehow, when the majority is busy at work, to open the emergency door so that I can be inside the temple, where both the altar and the iconostasis are whole. Here only services are prohibited, and there is no one to serve. The last abbot - the old father - disappeared in some northern camps. With these words in her gaze, I felt such sadness and, at the same time, such goodness, that I could not resist to stand on her knees before her. And yet - with all the reality I felt the kindness that I read about in the books donated by my brother!

Even after returning home, such a feeling persisted for a long time in my soul, and everything seemed to me - from that time I myself became somehow different, though not as kind as church devotees. I was immediately convinced of this by reading the note on my desk, where I was instructed by the doctor — another good friend — to be at an extremely important medical conference. Outrageous - I'm not a doctor! But, remembering the good, I decided to go anyway.

On the day of the conference, I was already sitting in the large hall of the Novosibirsk Medical Institute, trying to occupy the most imperceptible place in the last row ¬ I was extremely embarrassed by the presence of an alien audience, dressed in white gowns! But especially surprising was the appearance on the podium, instead of the usual leading organizer in such cases, a handsome grandfather also in a white robe, and most importantly, it was impressed with a black hat on his head, of a very original form, unlike even a headdress of foreign academicians. And the violation of the usual order of conferences, established almost at the level of the law, was no longer striking the audience’s attention, any creative tension of the audience sitting with open notebooks in their hands. My embarrassment before the white coats, and most importantly - the lack of knowledge of the medical terminology and the surgical process itself was an insurmountable obstacle, but it didn’t stop me from feeling something blessed in the professor’s report, close to the sad expression of the cemetery’s acquaintance and my farewell conversation with my brother. Isn't that the essence, bequeathed to them at parting, I was already thinking on the way home? And then the thought occurred to me - would it not be better to walk once more to the cemetery in order to tie everything together? And, despite the already quite late evening, I did.

A strange phenomenon was waiting for me on the way to the church. In the evening twilight, one could guess the open door of the main entrance ajar, and nearby the boards were torn from it. The first thought about the god-fighters - what they started ?! Not without hesitation, I climbed onto the porch and tried to look inside - a solid darkness in the temple limits and only a faintly flickering light in front. Then I quietly slipped over the nearest wooden column and gasped: in front of the icons there were several old women with lighted self-made similarities of candles. One of them quietly began to read a prayer. Wow! Seeing such a miracle, I was embraced by some extraordinary inspiration — a tangible feeling of special grace, and I thought: indeed, with God's help, everything is possible! It happened to me in the inactive church, as in a dream, to see the praying old women - that’s to be the priest! And then it seemed to me that it was a dream: the Royal Doors opened and that professor, who spoke at the conference just a few hours ago, is coming out on the pulpit — without a medical gown, but in the present, albeit modest, priest's vestments! What happened in my soul, I did not understand - it seemed that a powerful choir sounded in the church with a bell ringing, along with the voice of the priest: "Glory to God in the Highest ... In human favor!"

Not quite having come to my senses, I felt how gently they were pulling at the sleeve — that was an elderly invalid, leaning on a thick wooden crutch. Pointing to his only leg, he said in a whisper: “Is it difficult for me, and you, a young man, could not, after the service, conduct our Vladyka to the third house on the main street?” This is the reality! Going to church is a crime; and if you walk down the street with the bishop? Most likely, he will take me as a dummy agent! How to be? And how my brother ¬ honest and noble, even in the rear, at least at the front!

At this very moment, the archbishop himself came out of the semi-darkness of the temple closing for the night and, with a friendly look, asked the disabled elder: “This young man?” I, as my father taught, in a standing position “cadetically”, took a step forward with a bow for pastoral blessings. Having asked for the name, Vladyka blessed me with a broad bishop gesture. Overcoming embarrassment, I, already on the porch, admitted how I wanted to see the priest. And here, to my surprise, in his face and gaze reflected the very good that so sunk into my soul when parting with my brother and when I met a woman at the cemetery church. Obviously, noticing my dismay, Vladyka, smiling and, as if in jest, introduced himself: “Archbishop Voyno-Yasenetsky!”

When we went out into the street, Vladyka started such a sincere conversation with me that later, after many years and until now, I perceive him as my first and most heartfelt confession. But not in the way the confessor says, but the spiritual guide only listens. The power of the Spirit of the Lord undoubtedly gave me a true knowledge of the essence that, going to the front, my brother was told to comprehend.

After all, it is absolutely clear: there are no phenomena in the world that are not caused by causality, but at the beginning of everything that a person does, there lies the Mind (ie, the Mind). Nobody saw the mind of man, but he is! The mind is judged by its deeds, and the warmth and cordiality in human relations testify to the soul, manifested in love of neighbor.

When parting, Vladyka blessed me once more and said that everything good that I was talking about would surely come true - and it happened! In mutual love, said Archbishop Voyno-Yasenetsky, a kind family will endure all life's burdens with God's help! Where there is love and devotion to family traditions, there is God!
Originator:
http://pravoslav-voin.info/
6 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. omsbon
    omsbon 19 August 2013 09: 11
    +1
    Attacks on the Russian Orthodox Church are one of the main components of the ideological war against Russia!
    We must resist this!
    1. Kadet_KRAK
      Kadet_KRAK 19 August 2013 12: 17
      +1
      And who is attacking?
    2. hiocraib
      hiocraib 19 August 2013 21: 35
      0
      Quote: omsbon
      Attacks on the Russian Orthodox Church are one of the main components of the ideological war against Russia!

      Who is the head of the Russian Orthodox Church?
      it’s better to omit the Russian Orthodox Church!
  2. Kadet_KRAK
    Kadet_KRAK 19 August 2013 11: 57
    +4
    The author of this text should have read such a work by L.N. Tolstoy: "WHY CHRISTIAN PEOPLES IN GENERAL AND IN SPECIFICALLY RUSSIAN PEOPLE ARE NOW IN A DISTRESS". Perhaps this curtsey towards the Russian Orthodox Church on his part would not have appeared on this site.
  3. The comment was deleted.
  4. The comment was deleted.
  5. pogis
    pogis 19 August 2013 12: 07
    0
    And here it is http://azbyka.ru/hristianstvo/iskazheniya_hristianstva/4g82-all.shtml about the anathema of Leo Tolstoy!
  6. Kadet_KRAK
    Kadet_KRAK 19 August 2013 15: 09
    +1
    Still touches the presentation of images in the article))). First, the Liberator soldier hugs his beloved, military awards are visible on his chest - the photo really reflects the fatefulness of their meeting, because not all war veterans managed to hug their loved ones at the end of the war.
    Further, the person is also in (uni) form, but there is one point - for some reason no one is hugging him ...

Судьбоносные встречи военных лет

Судьбоносные встречи военных летВоспоминания Валерия Васильевича Дорохова. Очень краткое воспоминание чрезвычайно важного события – встречи с архиепископом Лукой (Войно-Ясенецким)

Мне, тогда еще только подростку, навсегда врезался в память последний разговор с моим старшим братом перед его отправкой на фронт - уже в Новосибирске, куда из Москвы ему удалось вырваться только потому, что эвакуировалось его министерство («ГЛАВК»). Воспользовавшись таким подходящим моментом, он смог повидать прибывших раньше в нашу семью жену и дочь, а главное - еще раз попытаться перевестись в действующую армию, что ему и удалось, когда он подал заявление о вступлении добровольцем в формирующуюся Сибирскую дивизию.

Доброволец - мой брат! А вокруг столько соседей, еще не опомнившихся от стресса повсеместных репрессий! Но даже моя тетя - противница всяких насилий и войн, уразумев, что фашисты угрожают Москве, да тут еще и Япония, заявила: тогда я сама пойду на войну!


Мой брат - самый смелый, самый сильный и, конечно, самый хороший! - и он, уже в последнюю ночь перед отъездом, признался мне в желании поговорить со мной по душам. А кругом такая ночь! И мы совсем одни - все наши женщины еще не вернулись из очередной поездки по пригородным деревням для выменивания картошки и, может быть, даже выменяли немного овощей. Такие обстоятельства придавали особенный, совсем необычный колорит нашей встрече.

О чем только мы не поговорили: о моих занятиях иностранными языками, о важности изучения истории, о музыке и поэзии. Я воспользовался случаем и рассказал, как однажды на чердаке нашел в истрепанной папке листочек с двумя стихотворениями, неизвестного мне до той поры знаменитого поэта Надсона, поразившего меня своей искренностью и душевностью - так хотелось бы узнать о нем больше! Дорогой мой брат в ответ, и к моему удивлению, прочел на память и даже продиктовал для записи несколько его стихотворений, заметив, однако, что с возрастом мои симпатии непременно изменятся и вполне могут склониться, например, в сторону творчества Маяковского. А относительно моего намерения серьезно заняться философией брат предостерег меня: не получилось бы, как у одного его сотрудника, который закупил целую библиотеку К.Маркса и, не читая, подчеркивал карандашом некоторые страницы, дабы продемонстрировать коллегам свою кропотливость в изучении, так востребованного в партийной элите философского лидера.

«А пока - вот тебе мой подарок!» - и он достал из своего солдатского рюкзака несколько томов Л.Н.Толстого. О Льве Николаевиче, о его философских взглядах и героях его произведений мы тоже успели поговорить. Так и просидели до самого рассвета и, уже на крыльце нашего дома, крепко обняв меня на прощанье, брат сказал: «постигни суть нашей встречи!» А я, взволнованно глядя в след шагающему с бойцовой выправкой добровольцу, действительно впервые ощутил эту суть. И уже потом, почти в каждый последующий день, переполненный кошмарами военного времени, в моей душе, как и у многих героев толстовского романа "Война и Мир", начало проглядывать нечто светлое и доброе, вызывающее естественное отвращение ко всему дурному. И чем больше в жизни зла, тем острее и ярче такое чувство.

Тут, кстати, я познакомился с рассказом Льва Николаевича о бракосочетании Кити и Левина, да не в какой-нибудь загсовой конторе, а в Божьем храме, с полным составом духовенства при молитвенно-жизненном наставлении новобрачных, произнесенном, как особо подчеркнул Лев Николаевич, мощным басом протодьякона! Прочитав не один раз этот эпизод, я с горечью подумал - мне бы увидеть хоть одного священника - ведь все церкви давно были закрыты. Решил проверить, и на следующий день прошелся вокруг пока еще не разрушенного кафедрального собора: был перекрыт даже вход в ограду.

Постоял. И так захотелось поискать еще! Тогда решил пройти до старого заброшенного городского кладбища, а там - я знал, есть симпатичная деревянная церковь. Ну и дошел, - перед глазами та самая старая церковка, но с главным входом, грубо забитым досками, а за ней - кладбище. И вдруг, на одной из могил, вижу под стеклом маленькую горящую лампадку! Не успел поудивляться, как из уцелевшей церковной сторожки появилась явно встревоженная пожилая женщина. Взглянув на мое лицо, она, видимо, поняла, что я не отношусь к разряду воинственных безбожников, и неожиданно для меня, приветливо улыбнувшись, стала рассказывать, что есть люди, втайне следящие за этой «неугасимой» лампадкой на могилке местного высокочтимого подвижника. А если мне интересно, она готова как-нибудь, когда большинство занято на работе, открыть запасную дверь, чтобы я побывал и внутри храма, где целы и алтарь, и иконостас. Вот только службы запрещены, да и служить некому. Последний настоятель - старый батюшка - сгинул в каких-то северных лагерях. При этих словах в её взгляде я ощутил такую грусть и, вместе с тем, такую благость, что с трудом удержался, чтобы не встать перед ней на колени. А еще - со всей реальностью прочувствовал ту доброту, про которую читал в подаренных братом книгах!

Даже по возвращении домой в моей душе еще долго сохранялось такое чувство, и мне все казалось - с этого времени я сам стал каким-то другим, хоть и не настолько добрым, как церковные подвижники. В этом я тут же убедился, прочитав лежащую на моем столе записку, где мне предписывалось врачом - еще одной благостной знакомой - обязательно быть на чрезвычайно важной медицинской конференции. Возмутительно - я же не медик! Но, вспомнив про доброе, решил все-таки пойти.

В день начала конференции я уже сидел в большом зале Новосибирского медицинского института, постаравшись занять в последнем ряду самое незаметное место ¬ меня крайне смущало присутствие чуждой мне публики, одетой в белые халаты! Но особенно удивительным было появление на трибуне, вместо обычного в таких случаях ведущего парторга, симпатичного дедушки тоже в белом халате, а главное, что запечатлелось - с черной шапочкой на голове, очень оригинальной формы, непохожей даже на головной убор зарубежных академиков. И поражало больше не само нарушение обычного порядка конференций, установленного почти на уровне закона, сколько то внимание аудитории, какая-то творческая напряженность слушателей, сидящих с раскрытыми тетрадями в руках. Мое же смущение перед белыми халатами, а главное - незнание медицинской терминологии и самого хирургического процесса хоть и было непреодолимым препятствием, однако не помешало мне ощутить в докладе профессора нечто благостное, близкое грустному выражению глаз кладбищенской знакомой и моей прощальной беседы с братом. Не в этом ли та суть, завещанная им при расставании, рассуждал я уже по дороге домой? И тут мне пришла в голову мысль - не лучше ли пройтись еще раз до кладбища, чтобы связать все в единое целое? И, несмотря на уже довольно позднее вечернее время, я так и сделал.

Судьбоносные встречи военных летСтранное явление ожидало меня на подходе к церкви. В вечерних сумерках угадывалась приоткрытая дверь главного входа, а рядом лежали сорванные с неё доски. Первая мысль о богоборцах - что они затеяли?! Не без колебаний я поднялся на крыльцо и постарался заглянуть внутрь - сплошной мрак в пределе храма и лишь слабо мерцающий свет впереди. Тогда я тихонечко прошмыгнул за ближайшую деревянную колонну и ахнул: перед иконами стояло несколько старушек с зажженными самодельными подобиями свечек. Одна из них негромко начала читать молитву. Вот это да! При виде такого чуда меня охватило какое-то необыкновенное вдохновение - осязаемое чувство особой благодати, и я подумал: действительно, с Божьей помощью все возможно! Довелось же мне в недействующей церкви, как во сне, увидеть молящихся старушек - вот еще бы и священника! И тут мне словно привиделось: открываются Царские врата и на амвон выходит тот самый профессор, всего несколько часов назад выступавший на конференции - уже без медицинского халата, зато в настоящем, хоть и скромном, облачении священника! Что произошло в моей душе, я не понял - казалось, в храме зазвучал мощный хор с колокольным звоном, вместе с голосом батюшки: «Слава в Вышних Богу... В человецех благоволение!»

Не совсем еще опомнившись, я почувствовал, как осторожно дергают за рукав - то был пожилой инвалид, опирающийся на толстый деревянный костыль. Указав на свою единственную ногу, он шепотом сказал: «мне трудно, а Вы, молодой человек, не смогли бы после службы проводить нашего Владыку ¬ всего до третьего дома на главной улице?» Вот реальность! Ходить в церковь - уже преступление; а если прогуливаться по улице с архиереем? Скорее всего, он ведь примет меня за подставного агента! Как же быть? А как мой брат ¬ честным и благородным, хоть в тылу, хоть на фронте!

В этот самый момент из полутьмы закрывающегося на ночь храма уже вышел сам архиепископ и, приветливо взглянув, уточнил у старосты-инвалида: «Этот юноша?» Я, как учил отец, в стойке «смирно» по-кадетски, сделал шаг вперед с поклоном для пастырского благословения. Спросив имя, Владыка благословил меня широким архиерейским жестом. Преодолевая смущение, я, уже на крыльце, признался, как мне хотелось увидеть священника. И тут, к моему удивлению, в его лице и взгляде отразилось то самое доброе, что так запало в мою душу при расставании с братом и при встрече с женщиной у кладбищенской церкви. Очевидно, заметив мое смятение, Владыка, улыбнувшись и как бы в шутку, представился: «Архиепископ Войно-Ясенецкий!»

Когда же мы вышли уже на улицу, Владыка завел со мной такой душевный разговор, что позже, по прошествии многих лет и до сих пор, я воспринимаю его, как первую и самую сердечную свою исповедь. Но не так, как обычно ¬ говорит исповедник, а духовный наставник только слушает. Сила духа Владыки, несомненно, дала мне истинное познание той сути, которую, уходя на фронт, наказал постичь мой брат.

Ведь совершенно ясно: в мире нет явлений, не обусловленных причинностью, а в начале всего, что совершает человек, лежит Разум (т.е. Ум). Ум человека никто не видел, а он есть! Об уме судят по его делам, а теплота и сердечность в человеческих отношениях свидетельствуют о душе, проявляющейся в любви к ближнему.

Расставаясь, Владыка еще раз меня благословил и сказал, что все хорошее, о чем я говорил, обязательно сбудется - так и получилось! Во взаимной любви, сказал архиепископ Войно-Ясенецкий, добрая семья перенесет все жизненные тяготы с Божьей помощью! Где есть любовь и преданность семейным традициям, там Бог!
Первоисточник: http://pravoslav-voin.info/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 6
  1. omsbon 19 августа 2013 09:11
    Нападки на Русскую Православную Церковь - это одна из главных составляющих идеологической войны против России!
    Мы должны этому противостоять!
    1. Kadet_KRAK 19 августа 2013 12:17
      А кто нападает?
      Kadet_KRAK
    2. hiocraib 19 августа 2013 21:35
      Цитата: omsbon
      Нападки на Русскую Православную Церковь - это одна из главных составляющих идеологической войны против России!

      кто там глава РПЦ?
      лучше его опустить РПЦ никто не в состоянии!
      hiocraib
  2. Kadet_KRAK 19 августа 2013 11:57
    Автору сего текста стоило бы прочитать и такое произведение Л.Н. Толстого: "ПОЧЕМУ ХРИСТИАНСКИЕ НАРОДЫ ВООБЩЕ И В ОСОБЕННОСТИ РУССКИЙ НАХОДЯТСЯ ТЕПЕРЬ В БЕДСТВЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ" . Возможно данный реверанс в сторону РПЦ с его стороны не засветился бы на этом сайте.
    Kadet_KRAK
  3. Комментарий был удален.
  4. Комментарий был удален.
  5. pogis 19 августа 2013 12:07
    А ещё вот это http://azbyka.ru/hristianstvo/iskazheniya_hristianstva/4g82-all.shtml про анафему Льва Толстого!
  6. Kadet_KRAK 19 августа 2013 15:09
    Ещё умиляет подача образов в статье))). Сначала Солдат-освободитель обнимает свою возлюбленную, на его груди видны боевые награды - фото действительно отображает судьбоносность их встречи, т.к. не всем фронтовикам удалось обнять своих любимых и близких в конце войны.
    Далее тоже человек в (уни)форме, но есть один момент - его почему-то ни кто не обнимает...
    Kadet_KRAK

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня