Война в Северной Корее жестоко прошлась по судьбе Бориса Сокольникова

Война в Северной Корее жестоко прошлась по судьбе Бориса Сокольникова

В марте исполнилось ровно 62 года с тех пор, как сержант Сокольников, тогда еще 23-летний паренек, оказался на китайско-корейской границе. В самый разгар гражданской войны. Это был первый кровопролитный конфликт после окончания Второй Мировой войны, когда недавние союзники вдруг оказались по разные стороны линии фронта.

Аэродром Мяо-Гоу, на котором техником по вооружению самолетов служил Борис Владимирович, находился возле речки Хэйлунцзян, за которой – рукой подать – Северная Корея (китайско-корейские названия для русского языка крайне непривычны, поэтому читателей просим простить нас за возможные ошибки в их написании. – Ред). Охраняли его очень плотно, кольцами, состоящими из охраны – нашей и китайской, в несколько рядов.

Так что с диверсантами, тем более американскими, сталкиваться в расположении нашей дивизии не приходилось. Хотя чанкайшистские лазутчики зверствовали в тылу страшно, разговоры о них были у нас постоянно на слуху. Кормили советский персонал и летчиков отменно, иногда в рацион входила китайская рисовая водка и пиво, вкуса, по мнению многих знатоков, замечательного. Жаль только, что было это только на ужин, завтрак же с обедом проходил прямо на летном поле, потому как от казарм до аэродрома километров восемь надо было шагать. Режим дня тоже не из легких: подъем в 2 часа ночи, отбой – в 10 вечера…


Война в Северной Корее жестоко прошлась по судьбе Бориса Сокольникова

Советский МиГ-15 на взлете


– Форма на нас была корейская, как, впрочем, и знаки различия на боевых самолетах МИГ-15. Все было сделано для возможно большей скрытности советского военного присутствия в Корее. Но ведь и американцы же не полные идиоты – эфир наш прослушивали регулярно и наверняка догадывались, что к чему. Нашим летчикам хоть и запрещалось вести радиопереговоры на русском языке, но в бою об этом сразу все забывали: эфир моментально забивался таким отборным матом, что американцы ясно представляли, против кого воюют – так материться могут только русские, этого у нас не отнять.

Днем американские бомбардировщики особо не досаждали, бомбить они начинали, словно по расписанию – в 8 часов вечера прилетали В-29 и с большой высоты начинали «работать», Иногда удачно, иногда – не очень:

– Повредили они однажды взлетную полосу, а наш командир говорит: «Ну, теперь мы и отдохнем, и выспимся, как следует». Мы сначала его не поняли – полосу-то ремонтировать надо, какой же тут сон?.. А тут – привезли, ну… целый муравейник китайцев, по-другому не скажешь – несколько тысяч человек. И, как в сказке, они за 6 часов (!) все воронки в железобетонном покрытии аэродрома нам заровняли. Причем – ни одной машины, ни одного ишака какого-нибудь: две руки, палка, на ней две корзины – вот и все механизмы. Мы так все рты и раскрыли…

Работа у техников, в принципе, незамысловатая: ждали самолеты, ремонтировали, заправляли, перевооружали авиационные пушки и пулеметы, меняли кассеты в фотопулеметах, применяемых для документального подтверждения уничтожения самолетов противника в воздушных боях. А за вещественными доказательствами техники из Китая ездили в Корею: во что бы то ни стало необходимо было найти и привезти в часть какую-нибудь деталь со сбитого американца, только обязательно с номером:

– Однажды нашли почти целого «Шуттинга», лежащего на брюхе. Приделали ему ложные шасси, подцепили к тягачу и к себе перетащили. Потом его в Москву отправили, как ценный трофей. Надо еще сказать, что система спасения сбитых пилотов у американцев была отлажена безукоризненно. Были случаи, когда летчик только еще передает по рации о том, что его подбили, а над местом предполагаемого падения самолета уже кружат спасательные вертолеты. У нас такого никогда не было…

Война в Северной Корее жестоко прошлась по судьбе Бориса Сокольникова

Американский истребитель Shooting Star


Улетали на задания наши по-порядку – взлетали парами, в воздухе перестраивались – и вперед. А вот возвращались кто как, сразу даже и не разобрать. В корейском небе нашим МИГ-15 противостояли разные виды самолетов, в основном, американского производства:

– Взять хотя бы эти «шутники», как мы их называли (реактивный истребитель Р-86 «Шуттинг Стар») – на горизонталях с ними бой вести было невозможно, слишком скоростные, гады. А вот на вертикалях наши их лупили, что называется, во всю железку, хоть и летали американцы кучей, штук по пять-десять. В-29 – те летали высоко, так что мы их и не видели… Были еще «Сейбры», «Аэрокобры», в общем, целый зверинец… Бои были жестокие, что там говорить, летчики уставали страшно. Смотришь – он из кабины еле вылезает, весь мокрый, и сразу – в кусты: летали они в кислородных масках, а после них тошнило ужасно, так что не до жиру было.

Особенно трудно стало нашим в последнее время, как раз перед отправкой сержанта Сокольникова домой: американцы обнаглели до того, что стали караулить МИГи прямо возле аэродрома, на посадке. А самолет, возвращающийся с задания и заходящий на посадку – добыча легкая и практически беззащитная: топливо на исходе, боезапас израсходован.

– Никогда не забуду один случай. Как в кошмарном сне все было, даже вспоминать страшно… В бою зацепило наш самолет, но до базы он все же добрался. На брюхе, сойдя с полосы и сровняв с землей укрепление зенитчиков, приземлился, уткнувшись носом в край оврага. А хвост оказался на другом краю. Так он посередине и разломился, заклинив фонарь кабины пилота, Фонарь-то мы, прибежав, с грехом пополам открыли, а летчика вытащить не можем – приборной доской и рычагами управления ему намертво зажало ноги. И тут начали рваться боеприпасы – их, как на грех, не много, но осталось. Что творилось – не передать; самолет горит, снаряды взрываются, а летчик кричит, ругается, плачет: «Ноги рубите, черти!..» Не успели… Так и сгорел заживо. Обухов, по-моему, его фамилия была…

Полк Сокольникова за время боевых действий сбил около 100 американских самолетов, Своих похоронили в чужой земле русского кладбища города Порт-Артур 13 человек.

– «Человек» – это слишком сильно сказано: иногда удавалось найти только каблук от ботинка или кость полуобгоревшую. Сзади у реактивного истребителя находится турбина, так что при ударе о землю она пилота, не успевшего катапультироваться, просто перемалывает. Вот так – наберем, что от него осталось, в коробочку, в порт-артурской военной комендатуре выделют гроб, куда эту коробочку прибивают, чтоб внутри не болталась, Так и хоронили. Со всеми воинскими почестями.

Приехал в Китай Борис Сокольников в марте 1951-го, а уезжал в феврале 52-го, после года войны, сменившись с прибывшими новобранцами. Уезжал миллионером – как раз что-то около миллиона китайских юаней в месяц был его оклад в Корее и Китае, а в Союзе им уже рублями заплатили. А в чемодане вез почетную грамоту от самого Председателя Мао.

Так закончилась его война, о которой Борис Владимирович рассказывать не очень-то любит, но если очень просят, не отказывается – почему бы и нет – стыдиться тут нечего…

Война в Северной Корее жестоко прошлась по судьбе Бориса Сокольникова

Удостоверение на «Юбилейную медаль»


На память советским товарищам-специалистам, оказавшим нам дружескую помощь в деле создания основных родов войск Китайской Народно-освободительной Армии, поэтому товарищу Сокольникову Борису Владимировичу вручена юбилейная медаль. В чем и удостоверяется.

Председатель Народно-Революционного Военного комитета Центрального Народного правительства Китайской Народно-демократической Республики.
Мао Дзе Дун

(орфография в переводе сохранена)
Автор: Виталий Моисеев, Сергей Куликов Газета «Столица С» за 3.03.1995 г.
Первоисточник: http://otvaga2004.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 15
  1. omsbon 19 августа 2013 08:42
    Так закончилась его война, о которой Борис Владимирович рассказывать не очень-то любит, но если очень просят, не отказывается – почему бы и нет – стыдиться тут нечего…

    Не стыдиться, а гордиться надо!
    Здоровья и долгих лет Б.В. Сокольникову!
  2. абырвалг 19 августа 2013 09:11
    То было время летчиков Ли Си Цина и Си Ни Цина. Много о тех временах сейчас выясняется.

    Такой вот эпизод к примеру: Восьмого октября 1950 года в 16.17 по местному времени два истребителя ВВС США Локхид F-80C "Шутинг Стар" ("Метеор") из состава 49 FBG, нарушили государственную границу СССР и, углубившись почти на 100 км, атаковали советский военный полевой аэродром "Сухая Речка" в 165 км от Владивостока в Хасанском районе. В результате обстрела самолётами ВВС США на стоянке были повреждены 7 самолётов советской эскадрильи, из них один сгорел полностью.

    http://artofwar.ru/c/chekmarew_w_a/text_1240.shtml
    абырвалг
    1. Турик 19 августа 2013 18:51
      То было время летчиков Ли Си Цина и Си Ни Цина. Много о тех временах сейчас выясняется.


      Вы забываете про И Ван Чин Ко
      Турик
  3. Letnab 19 августа 2013 11:26
    что интересно, наши ветераны не очень любят рассказывать о своей службе где либо.. все по скромному, да и влияние подписок есть. Зато на Западе все герои.. мать их..
    1. unclevad 19 августа 2013 12:00
      Да пускай бахвалятся. У них героями разные человеки-пауки, супермены и прочая литературная... У нас - Сокольниковы. Время покажет чего стоят их герои. А наши традиции надо сберечь. Спасибо авторам за то, что каждый раз узнаем о наших молчаливых Героях.
  4. Fitter65 19 августа 2013 12:34
    Правда "Шутники"не могли быть P-86,"Шутинг Стар" в начале жизни был Р-80,потом стал F-80,да и Аэрокобры американцы в Корее не применяли,они сильно устарели.Про целенаправленные бомбёжки китайских аэродромов В-29 тоже в истории не встречаеться.Тем более бомбёжек аэродрома Мяогоу,на котором базировался 147 ГИАП прибывший в Китай в МАРТЕ 1952г.Опять же Миг-15 был вооружён пушками,и поэтому какие пулемёты мог снаряжать техник по вооружению в полку который летал на Миг-15?Ну и ещё вопрос к аффтару статьи-что это за знаки различия у самолёта?
    1. Лес 19 августа 2013 15:14
      Согласен ,еще вопрос "Сзади у реактивного истребителя находится турбина, так что при ударе о землю она пилота, не успевшего катапультироваться, просто перемалывает" - а где тогда компрессор ,ведь компрессор ближе к пилоту ????.
      1. Корсар 19 августа 2013 15:23
        Цитата: Лес
        Согласен ,еще вопрос "Сзади у реактивного истребителя находится турбина, так что при ударе о землю она пилота, не успевшего катапультироваться, просто перемалывает" - а где тогда компрессор ,ведь компрессор ближе к пилоту ????.

        Не "Въедайтесь" в мелочи,вникайте в СУТЬ soldier
        1. Лес 19 августа 2013 15:50
          "Мир полон маленьких деталей, которые дают нам всю необходимую информацию" hi
    2. фигвам 19 августа 2013 22:58
      Видимо вместо аэрокобры имел ввиду Р-51 Мустанг.
  5. Fitter65 19 августа 2013 15:46
    Цитата: Корсар
    Не "Въедайтесь" в мелочи,вникайте в СУТЬ

    Так из этих мелочей и возникает,начиная с заголовка,вопрос где СУТЬ?Ответ-в песок.Объясните как это война в Северной Корее жёстоко прошлась по судьбе сержанта,который обслуживал самолёты находясь в глубоком тылу,на аэродроме который не подвергался обстрелам,бомбардировкам,атакам войск противника?Если читать статью то бытовые условия были отличными,единственное что нарушало спокойное течение службы,то что приходилось обеспечивать боевые вылеты,так это ведь не боевой вылет,и не выход на войну.Так я и не понял в чём драма у человека.Кстате такими почётными грамотами награждались все советские в/служащие которые в тот период служили в Китае.
  6. Samy 19 августа 2013 17:03
    Вообще-то речка Хейлунцзян - это Амур, а Амур и близко к Корее не течет.
  7. Иван Тарасов 19 августа 2013 17:31
    – Взять хотя бы эти «шутники», как мы их называли (реактивный истребитель Р-86 «Шуттинг Стар») – на горизонталях с ними бой вести было невозможно, слишком скоростные, гады

    - Таких самолетов не было в природе.
    Был Ф-80 шутингстар, и Ф-86 себр.
    Так что, определитесь с типом самолета прежде чем сочинять опус.
    Себр был достойным соперником МиГ-15, хотя и со слабым вооружением но скоростной, а вот Шутингстар - полный отстой, лупили их и на горизонталях и на вертикалях, как котов помойных.
  8. RoTTor 19 августа 2013 21:02
    Заголовок с смыслу никакого отношения не имеет.
    Техниками самолётов на реактивных МиГ-15, МиГ-17 были только офицеры технической службы, сержанты у них были авиамеханиками. Сержанту повезло со службой во всех отношениях - так где тут "жестоко прошлась"?
    В его огород камня не кину - бездарный журналажник, имеющий смутное представление об авиации, нахомутал.
    А сержанту Сокольникову - слава и уважение за честную службу при выполнении интернационального долга
  9. одинокий 19 августа 2013 22:30
    целый муравейник китайцев, по-другому не скажешь – несколько тысяч человек. И, как в сказке, они за 6 часов (!) все воронки в железобетонном покрытии аэродрома нам заровняли. Причем – ни одной машины, ни одного ишака какого-нибудь: две руки, палка, на ней две корзины – вот и все механизмы. Мы так все рты и раскрыли…


    что то а вот китайцы работяги.с этим не поспориш
  10. Hrad 19 августа 2013 23:13
    Это Вы о Корее или о Вьетнаме? Если о Корее, то Вам сейчас лет 78, минимально. А если Вам было 18 и Вас послали в Корею, значит Ваш отц был, даже не знаю кем или что он был. А по-поводу, что китайцы работяги - Русские тоже работяги!
  11. ShadowCat 19 августа 2013 23:24
    Кхм я тока название не понимаю темы. История хороша, но название брр... По кому война не прошлась? Она что тот каток проходиться по всем. Тут война, тут между прочим одни других бивают, а не талоны выдают на усиленное питание.
    Журналюге - минус, Бойцу - слава.
  12. rodevaan 20 августа 2013 05:33
    – Взять хотя бы эти «шутники», как мы их называли (реактивный истребитель Р-86 «Шуттинг Стар») – на горизонталях с ними бой вести было невозможно, слишком скоростные, гады.

    - Какой P-86 Шуттинг стар? Что за опус??
    Был Локхид F-80 "Шуттинг Стар", - первый реактивный серийный пин-досский самолет, активно применявшийся в Корее, был так же F-84 "Тандерджет", и самый современный истребитель у врагов на тот момент F-86 "Сейбр".
    Так вот, по словам самих наших летчиков - первые два корыта, были настолько хуже по своим ТТХ нашего МиГ-15, что их лупили в хвост и в гриву и на горизонталях и на вертикалях как хотели, да так, что америкосы стали их использовать лишь в качестве штурмовиков наземных целей. Те кто летал на этих F-80 и F-84 уже были смертниками по словам самих же америкосов, так как их косили и истребители и зенитки. Туда же можно записать и мелкобриттское творение под названием "Глостер Метеор", на которых там бедствовали австралийцы.
    Более-менее равным соперником наших МиГов был лишь новейший в стане врага F-86 "Сейбр" который пришлось уже впустить в серийное производство (хотя по началу это была полуэкспериментальная модель только проходящая обкатку), ввиду того что все остальные типы истребителей быстро под орех расчехлялись нашими самолетами в Корее. Известно, что "Сейбр" превосходил МиГ на горизонталях, и в частично в электронной начинке, но уступал на вертикалях и в мощности вооружения. В целом эти плюсы-минусы взаимно нивелировались в бою и, по словам самих наших и вражеских летчиков, многое зависело именно от того кто управлял самолетом, и какую тактику использовал. А вот здесь, думаю не нужно говорить, за кем осталось преимущество - количество пилотов-асов, а так же официальные счета летчиков, двое из которых перевалили за отметку в 20 штук (и оба советские!) - сами за себя говорят. Причем как велся подсчет сбитых, на примере воздушного боя Семёна Федорца, сбившего лучшего аса С.Ш.П. МакКонелла, но не засчитанного поскольку обломки утонули, я в прошлой статье уже приводил.
    Да, "Сейбры" воспринимались всерьез, как более-менее равные противники, а "кресты" и прочие в расчет даже не входили....
    Более того, самой обязательной целью наших пилотов были не "сейбры" и не "кресты", а Б-29, - как основная ударная сила. Бои с F-86 и с прочими носили вынужденный характер, если отбивался налет Б-29.
    rodevaan

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня