Military Review

Tender in the rhythm of samba

1


The leadership of the largest state in terms of area and population of South America continues to skillfully maneuver between large aviation companies trying to get the best deal for themselves. It is possible that in the next round of this game, a certain place will again be assigned to Russian aircraft manufacturers, however, the joy in this regard may be premature.

History with the purchase of new fighters for the Brazilian air force goes through a new sharp turn. Dilma Rousseff, who assumed the presidency of the country, annulled the previous results of the qualifying competition, actually launching the competition anew.

... Now everyone has gone out and re-entered.

The classic Latin American “soap opera” about the renewal of the Brazilian fighter aviation fleet has been dragging its twelfth year. In 1999, the government of the republic decided to replace outdated Mirage III aircraft purchased from France in the 70 – 80s. They were planned to be replaced by one or two squadrons (12 – 24 vehicles) of more modern fighters, having spent about 700 million dollars on this.

Competition received the name of FX. Among the main contenders were Mirage 2000BR (a joint bid of the French concern Dassault and the Brazilian Embraer), JAS-39 Gripen of the Swedish concern SAAB and the American F-16E / F from Lockheed Martin. RSK MiG was ready to supply a new modification of the MiG-29CMT. She showed interest in the South American market and Sukhoi AHK, which had successful experience in sales of modernized Su-30 aircraft to China and India. The holding was planning to bring an early version of the Su-35 fighter (Su-27M) to the Brazilian competition, acting jointly with Avibras.

However, the delay in the release of funds delayed the tender. In 2001 and 2003, it was “temporarily put off”, and in February 2004 was finally canceled (for the first time, but as it turns out, not the last time). In July, the Brazilian Air Force 2005 purchased a temporary alternative to replace the outgoing Mirage III - ten Mirage 2000C interceptors and two two-seat Mirage 2000B interceptors. Deliveries from the presence of the French Ministry of Defense allowed to pull time for a few more years. Having received a squadron of "used" fighters (produced in the period from 1984 to 1987 year), the Brazilians slowly launched a new "approach to the projectile."

In November 2007, the procurement program was restarted under the name F-X2. Now three nomenclatures of Brazilian aircraft have come under the sights of modernization. Firstly, these are light tactical fighters AMX A-1 of the joint development of the Brazilian Embraer and the Italian AeroMacci and Alenia (53 machines). Secondly, the American aircraft Northrop F-5E / F Tiger II (57 units). And thirdly, 12 of the already mentioned “deputies” Mirage 2000. In total, it was planned to purchase at least 36 ready fighters, while the additional agreement established the possibility of localized production in Brazil in order to bring the total number to 120 aircraft.

The cost benchmark for 36 procured machines, called the Brazilian government, was 2,2 billion dollars, but experts noted that the total contract for 120 aircraft would be from 6 to 10 billion dollars.

Who is last?

There were a lot of people willing to participate in F-X2. In turn, lined up almost all the major aircraft manufacturing concerns of the world. First, the Europeans came (traditionally - separately). The French offered Dassault Rafale, the Swedes - the same Gripen, all other interested parties - Eurofighter Typhoon.

From the United States came to the competition "Boeing", which wished to sell the Brazilians F / A-18E / F Block II Super Hornet. Lockheed Martin tried to include in parallel the F-16E / F Block 70 duty attendant, unified with the proposal for the Indian MMRCA competition (“MIC” already talked about it in the 45 number for 2010 a year). The idea of ​​supplying the fifth-generation F-35 fighter quickly passed away, mainly for financial reasons, but not least because of serious delays in the machine’s availability schedules (Brazil wanted to update its fighter fleet no later than 2016 of the year, and get export “Lightnings” II by that time was already almost unreal.

The Russian aviation industry made a fairly readable move - put forward a hypothetical export version of the Su-35C for the tender. The second version of the same competition, which was already offered by the Brazilian military, went to the second contest.

Subtleties of Latin American skies

The Brazilian competition is a good illustration of a more or less civilized lobbying process in the modern high-tech industry.

Embraer, the national aircraft manufacturer, is the pride of the Federative Republic of Brazil, having broken into the international market for small-size civilian aircraft. It was alleged that high-ranking officials from Russia, in order to advance the Su-35, in the first part of the competition were ready to go for a package approval of an unprecedented reciprocal deal to deploy joint civilian production with Embraer. However, the Brazilians very nervously reacted to the Sukhoi Superjet project, considering it to be a competitor, and imposed conditions that complicated the launch of the Russian airliner into the series, which for obvious reasons was unacceptable.

In turn, Embraer, as a potential co-performer of localized production, was in the habit of choosing its favorites among the contestants. In the first “swim”, the French company Dassault (a minority shareholder of a Brazilian aviation concern) was such a company, as a result of which a joint proposal was put out to the tender conditionally ready for localization — a Mirage 2000-5 version called Mirage 2000BR. "Dassault" solved its problems (2000-e "Mirages" were removed from production in France, and somewhere it was necessary to put the accumulated technological and personnel potential), "Embraer" - their own.

The second part of the "Brazilian ballet" wrote off the "budget" proposal of "Mirage", forcing "Dassault" to play "like an adult": "Rafali" are in service with the French Air Force and are regularly served on all major military aviation tenders, but have not yet won one of them.

In October 2008, Brazil announced that, as a result of the review of the initial applications, the number of applicants is narrowed down to three - Superhorn, Rafal and Gripen. The Russian aviation industry, taking off from the competition, received a “consolation” deal to supply the Brazilian 12 aviators with attack helicopters Mi-35М for 150 million dollars.

In the fall of 2009, the press confidently called the future winner "Rafale". The regional Latin American military has modestly reported that, in their opinion, Rafale is indeed leading. The reaction of the expert community inside Brazil itself was rather ambiguous: for example, some experts believed that the possible purchase of the "French" would be a disaster for the national Air Force. At the same time, discussions began on the resuscitation of the Dassault Union and Embraera on the basis of a future deal.

It was here that Embraer threw out the main trickle, saying that Gripen was much more interesting to him and the idea of ​​developing co-production with SAAB. JAS-39NG, they say, is one and a half times cheaper than the "Rafal" and even more economical to operate. The shocked Frenchmen retired in order to rewrite the technical and commercial proposal, while the Americans, who had abandoned the fantastic idea of ​​selling Brazilian F-35 fighters that were not yet ready, took heart and actively lobbied for "Superhorns".

Against this merry chaos, Dilma Rousseff's predecessor, Luiz Inacio Lula da Silva, made the Solomonic decision: postponed the announcement of the tender results to the 2010 year. Sources in the administration of the head of state indicated that, in principle, the president himself favorably relates to the French proposal, but believes that the price of Rafale is completely inadequate.

The French really, according to some information, demanded 120 8,2 machines a billion dollars (to moderate their appetite after an affront with Embraer to 6,2 billion) and another four for supplying spare parts and providing for 30 years. For comparison: the same source cited the proposals of Saab (4,5 billion for aircraft and 1,5 billion for services) and Boeing (5,7 and 1,9 billion, respectively). True, unlike the competitors, Dassault was ready to meet the Brazilian side in the matter of maximum technology transfer.

2010 year passed in the wires. Accelerating inflation and large external debt strongly demanded savings on heavy military programs. Lula, who was leaving the presidency, did not want to make a final decision, which, whatever it may be, would have put the ruling party at risk of criticism before the elections. Solving the problem of F-X2 fell to his ally and successor Dilma Rousseff.

Sunset on the third circle

Rousseff, the daughter of Bulgarian communist Rusev, is a rather original figure even for Latin America. The radical left, who had participated in the guerrilla war, had a hand even to the "expropriation" of the contents of bank safes, did not make the "unpleasant obvious" choice of the Dassault concern for its predecessor. First, she stopped the tender and launched it again. Now, from a purely formal point of view, Russian companies may again try their luck, and the Brazilian press has already recalled the Su-35, rejected almost three years ago.

So it seems that F-X3 is waiting for us? Not agreeing with the French about discounts on Rafali and not wanting to take the Super Hornets (the last attempt to “break through” the proposal of the Boeing ”at the competition was made by the famous Senator John McCain), to which the same package of modern aircraft technologies is not attached he was ready to provide Dassot, Brazil is trying to make the main stakeholders seriously lose their financial appetites.

Considering the extremely expensive (about 110 – 120 million dollars per car) the all-European “Typhoon” cannot be a scarecrow for the contestants, but the Russian plane will perfectly cope with this role (it’s Su-35 or MiG-35 - it doesn’t matter). Relatively inexpensive and high-quality products of the domestic aviation industry can add nerves to the new qualifying round.

Most likely it is for this purpose that the tender is “rebooted”. It is unlikely that the new administration is ready to buy Russian equipment, but it can be used as a lever of pressure on the Dassault or Boeing (depending on who is more responsive to the transfer of advanced technologies to Brazil). Moreover, the heirs of the founder of the French concern Marcel Bloch, too, have nowhere to retreat: this tender is almost the only real chance for them to grab the first export order, breaking through the wall of neglect of the Rafales from the third world.
Author:
Originator:
http://vpk-news.ru/articles/7051"rel =" nofollow ">http://vpk-news.ru/articles/7051
1 comment
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Honory
    Honory 15 September 2012 14: 17
    0
    I agree with the author. Brazilians practically did not cooperate with Russia in the military sphere. And it seems that the contract does not shine.

Тендер в ритме самбы

Тендер в ритме самбы


Руководство самого большого по площади и населению государства Южной Америки продолжает искусно лавировать между крупными авиационными компаниями, стараясь выбить для себя лучшее предложение. Не исключено, что в очередном раунде этой игры определенное место будет вновь отведено российским авиастроителям, однако радость по сему поводу может оказаться преждевременной.

История с закупкой новых истребителей для военно-воздушных сил Бразилии проходит через новый крутой поворот. Дилма Руссефф, вступившая в должность президента страны, аннулировала предыдущие результаты отборочного конкурса, фактически запустив соревнование заново.


...А теперь все вышли и вошли заново

Классическая латиноамериканская «мыльная опера» про обновление парка бразильской истребительной авиации тянется уже двенадцатый год. В 1999-м правительство республики приняло решение заменить устаревшие самолеты Mirage III, закупленные у Франции в 70–80-е годы. На смену им планировалось приобрести одну-две эскадрильи (12–24 машины) более современных истребителей, потратив на это около 700 миллионов долларов.

Конкурс получил наименование F-X. В числе основных претендентов назывались Mirage 2000BR (совместная заявка французского концерна «Дассо» и бразильского «Эмбраера»), JAS-39 Gripen шведского концерна СААБ и американский F-16E/F от «Локхид Мартин». РСК «МиГ» готова была поставлять новую модификацию МиГ-29СМТ. Проявляла интерес к южноамериканскому рынку и АХК «Сухой», у которой имелся успешный опыт продаж модернизированных самолетов Су-30 в Китай и Индию. Холдинг планировал вывести на бразильский конкурс ранний вариант истребителя Су-35 (Су-27М), действуя совместно с компанией «Авибрас».

Однако проволочки с выделением средств затянули тендер. В 2001 и 2003 годах он «временно откладывался», а в феврале 2004-го был окончательно отменен (в первый, но, как выясняется, далеко не в последний раз). В июле 2005 года ВВС Бразилии приобрели для замены выбывающим Mirage III временную альтернативу – десять перехватчиков Mirage 2000C и два двухместных тренировочных Mirage 2000B. Поставки из наличия Министерства обороны Франции позволили потянуть время еще на несколько лет. Получив эскадрилью «бывших в употреблении» истребителей (произведены в период с 1984 по 1987 год), бразильцы неспешно начали новый «подход к снаряду».

В ноябре 2007 года программа закупок была перезапущена под наименованием F-X2. Теперь под прицел модернизации попали сразу три номенклатуры авиатехники Бразилии. Во-первых, это легкие тактические истребители AMX A-1 совместной разработки бразильского «Эмбраера» и итальянских «Аэромакки» и «Аления» (53 машины). Во-вторых, американские самолеты Northrop F-5E/F Tiger II (57 единиц). И в-третьих, 12 уже упоминавшихся «заместителей» Mirage 2000. Всего планировалось закупить не менее 36 готовых истребителей, при этом дополнительное соглашение устанавливало возможность локализованного производства в Бразилии с целью доведения общего числа до 120 самолетов.

Ориентир стоимости для 36 закупаемых машин, названный бразильским правительством, составил 2,2 миллиарда долларов, однако эксперты отмечали, что общий объем контракта на 120 самолетов составит от 6 до 10 миллиардов долларов.

Кто последний?

Желающих поучаствовать в F-X2, естественно, нашлось немало. В очередь выстроились практически все крупные авиастроительные концерны мира. Во-первых, пришли европейцы (традиционно – порознь). Французы предложили Dassault Rafale, шведы – все тот же «Грипен», все прочие заинтересованные стороны – Eurofighter Typhoon.

Из Соединенных Штатов на конкурс прибыл «Боинг», который пожелал продать бразильцам F/A-18E/F Block II Super Hornet. «Локхид Мартин» попробовал параллельно включить в число претендентов дежурный F-16E/F Block 70, унифицированный с предложением по индийскому конкурсу MMRCA («ВПК» уже рассказывал о нем в № 45 за 2010 год). Идея о поставках истребителя пятого поколения F-35 довольно быстро скончалась, в основном по финансовым соображениям, но не в последнюю очередь и из-за серьезных задержек в графиках эксплуатационной готовности машины (Бразилия хотела обновить свой парк истребителей не позднее 2016 года, а получить экспортные «Лайтнинги» II к этому сроку уже тогда было почти нереально).

Российский авиапром сделал довольно читаемый ход – выдвинул на тендер гипотетическую экспортную версию Су-35С. На второй конкурс выходила следующая версия из той же линейки, которая уже предлагалась бразильским военным.

Тонкости латиноамериканских небес

Бразильский конкурс представляет собой хорошую иллюстрацию к более или менее цивилизованному лоббистскому процессу в современной высокотехнологичной индустрии.

Национальный авиапроизводитель «Эмбраер» – гордость Федеративной Республики Бразилия, вырвавшийся на международный рынок малоразмерных самолетов для гражданских авиаперевозок. Утверждалось, что высокопоставленные чиновники из России для продвижения Су-35 в первой части конкурса были готовы пойти на пакетное одобрение беспрецедентной встречной сделки по развертыванию совместного гражданского производства с «Эмбраером». Однако бразильцы очень нервно реагировали на проект «Сухой Суперджет», считая его конкурентом, и навязывали условия, осложнявшие запуск в серию российского лайнера, что по понятным причинам было неприемлемо.

В свою очередь «Эмбраер» как потенциальный соисполнитель локализованного производства имел привычку выбирать себе фаворитов среди конкурсантов. В первом «заплыве» таковым была французская компания «Дассо» (миноритарный акционер бразильского авиаконцерна), в результате на тендер выводилось совместное предложение, условно готовое к локализации, – версия Mirage 2000-5 под названием Mirage 2000BR. «Дассо» решал свои проблемы (2000-е «Миражи» снимались с производства во Франции, и куда-то нужно было девать наработанный технологический и кадровый потенциал), «Эмбраер» – свои.

Вторая часть «бразильского балета» списала со счетов «бюджетное» предложение «Миражей», вынудив «Дассо» играть «по-взрослому»: «Рафали» стоят на вооружении ВВС Франции и регулярно подаются на все крупные военные авиатендеры, но пока не выиграли ни одного из них.

В октябре 2008 года Бразилия заявила, что по результатам рассмотрения первичных заявок круг претендентов сужается до трех – «Суперхорнета», «Рафаля» и «Грипена». Российский авиапром, вылетев с конкурса, получил в «утешение» сделку по поставкам бразильским авиаторам 12 ударных вертолетов Ми-35М за 150 миллионов долларов.

Осенью 2009 года пресса уверенно называла будущим победителем «Рафаль». Военные региональной латиноамериканской державы скромно сообщили, что, по их мнению, «Рафаль» действительно лидирует. Реакция экспертного сообщества внутри самой Бразилии была довольно неоднозначной: так, некоторые специалисты полагали, что возможная закупка «французов» обернется катастрофой для национальных ВВС. Одновременно с этим начались разговоры о реанимации союза «Дассо» и «Эмбраера» на почве будущей сделки.

Тут «Эмбраер» и выкинул главный фортель, заявив, что ему куда интереснее «Грипен» и идея развития совместного производства с СААБом. JAS-39NG, мол, в полтора раза дешевле «Рафаля» да еще и экономичнее в эксплуатации. Шокированные французы ретировались, дабы переписать технико-коммерческое предложение, а американцы, отказавшиеся от фантастической идеи продать бразильцам еще неготовые истребители F-35, воспрянули духом и принялись активно лоббировать «Суперхорнеты».

На фоне этого веселого хаоса предшественник Дилмы Руссефф – Луис Инасио Лула да Силва принял соломоново решение: перенес объявление результатов тендера на 2010 год. Источники в администрации главы государства указывали, что сам президент в принципе благожелательно относится именно к французскому предложению, однако считает, что цена на «Рафаль» выставлена совершенно неадекватная.

Французы действительно, по ряду сведений, требовали за 120 машин 8,2 миллиарда долларов (умерив аппетит после афронта с «Эмбраером» до 6,2 миллиарда) и еще четыре – за поставки запчастей и обеспечение в течение 30 лет. Для сравнения: тот же источник приводил предложения СААБа (4,5 миллиарда за самолеты и 1,5 миллиарда за обслуживание) и «Боинга» (5,7 и 1,9 миллиарда соответственно). Правда, в отличие от конкурентов «Дассо» был готов идти бразильской стороне навстречу в вопросе максимальной передачи технологий.

2010 год прошел в проволочках. Разгоняющаяся инфляция и большой внешний долг настоятельно требовали экономить на тяжеловесных военных программах. Лула, покидающий пост главы государства, не желал принимать окончательного решения, которое, каким бы оно ни оказалось, поставило бы правящую партию под удар критики перед выборами. Решать проблему F-X2 выпало его соратнице и преемнице Дилме Руссефф.

Заход на третий круг

Руссефф, дочь болгарского коммуниста Русева, довольно оригинальная фигура даже для Латинской Америки. Радикальная левая, поучаствовавшая в партизанской войне, приложившая руку даже к «экспроприациям» содержимого банковских сейфов, не стала делать «неприятный очевидный» выбор концерна «Дассо» за своего предшественника. Первым делом она остановила тендер и запустила его заново. Теперь российские компании с чисто формальной точки зрения снова могут попытать счастья, и бразильская пресса уже вспомнила об отвергнутом почти три года назад Су-35.

Итак, кажется, нас ждет F-X3? Не договорившись с французами о скидках на «Рафали» и особо не желая брать «Суперхорнеты» (последнюю попытку «пробить» предложение «Боинга» на конкурсе предпринял известный сенатор Джон Маккейн), к которым отнюдь не прилагается такой же пакет современных технологий авиастроения, какой готов был предоставить «Дассо», Бразилия пытается заставить основные заинтересованные лица серьезно поступиться в своих финансовых аппетитах.

Считать крайне дорогостоящий (около 110–120 миллионов долларов за машину) общеевропейский «Тайфун» пугалом для конкурсантов никак нельзя, но с этой ролью прекрасно справится российский самолет (будет им Су-35 или МиГ-35 – неважно). Сравнительно недорогая и качественная продукция отечественного авиапрома способна добавить нервов новому отборочному раунду.

Скорее всего именно для этого и «перезагружен» тендер. Вряд ли речь идет о том, что новая администрация готова закупать российскую технику, но ее вполне могут использовать как рычаг давления на «Дассо» или «Боинг» (смотря по тому, кто отзывчивее отнесется к трансферу передовых технологий в Бразилию). Тем более что наследникам основателя французского концерна Марселя Блоха тоже отступать некуда: этот тендер чуть ли не единственный реальный шанс для них отхватить первый экспортный заказ, пробив стену пренебрежения «Рафалями» со стороны третьего мира.
Автор: Константин Богданов
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/7051" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://vpk-news.ru/articles/7051


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 1
  1. Gonoriy 15 сентября 2012 14:17
    Согласен с автором.Бразильцы практически не сторудничали с Россией в военной сфере.И похоже Сухому контракт не светит.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня