"Притягивающий удачу". Эпизоды Фолклендской войны
…Сообщение о начале атаки поначалу не призвело особых впечатлений. «Плимут» уже третью неделю находился в зоне боевых действий, и очередная встреча с врагом теперь воспринималась, как естественное течение событий.
Главное – малыш сегодня не одинок. На траверзе «Плимута» идет современный эсминец ПВО «Шеффилд», а чуть дальше, невидимый за вуалью тумана, переваливается на волнах «Ярмут» - еще один фрегат передового британского отряда, выдвинутого к южной оконечности Фолклендов.
- Докладывает пост РЛС «Тип 993», две скоростные цели с южного направления, дистанция 10, высота 150 футов.
Тревожный взгляд с мостика в указанном направлении – там ничего, только белесая пелена брызг и косые струи дождя…
- Необходимо проверить. Свяжитесь с «Шеффилдом». Погода сегодня явно нелетная, шторм 7 баллов, горизонтальная видимость менее 800 ярдов.
- Сэр, «Шэффилд» не отвечает. Цели идут прямо на нас, подлетное время меньше 1 минуты.
- Проклятье! Они там что, оглохли? Ну чтож, нам придется действовать самостоятельно.
…Фрегат резко накренился набок, круша высоким бортом гребни волн – морякам удалось развернуть «Плимут» кормой в сторону летящих ракет, максимально уменьшив площадь его проекции. Барабанной дробью загрохотали установки «Корвус», расцвечивая воздух фейрверками пассивных помех - фрегат скрылся от ракет в спасительном облаке дипольных отражателей.
Первый аргентинский «Экзосет» просвистел мимо и исчез посреди клочьев бушующего океана. Но вторая ракета…
- Сэр, «Шеффилд» горит!
Фортуна иногда дает слишком много, но достаточно - никогда
Британский фрегат HMS Plymouth стал один из самых эффективных и удачливых кораблей, принявших участие в Фолклендской войне 1982 года. К моменту начала боевых действий, наиболее подходящим местом для «Плимута» была служба во «второй линии» - тихая должность «колониального крейсера» где-нибудь в Вест-Индии. Но жизнь распорядилась иначе: на долю устаревшего фрегата выпали жестокие морские баталии на краю Земли. Нисколько не надеясь на успех, британцы снарядили в поход эту «лохань» лишь по причине крайней скудности флота Её Величества – в Южную Атлантику направляли любого, кто был способен держать в руках оружие.
В результате получился военно-морской курьез:
Крошечный устаревший фрегат продемонстрировал чудеса универсальности и эффективного применения, громил цели на земле, на море и в воздухе, обеспечивал проведение общевойсковых и флотских операций, неоднократно служа средством огневой поддержки, «эвакуатором» и спасательным кораблем для своих менее удачливых коллег. Высаживал «точечные» десанты, использовался для транспортировки групп спецназа.
При этом, всякий раз, при попытке его уничтожить, «Плимут» отчаянно сопротивлялся, и, несмотря на все аргентинские усилия отправить сие чудо на дно, фрегат вернулся с войны, не потеряв убитым ни одного моряка из своего экипажа. Успешно прошел капремонт, а после еще шесть лет служил в различных уголках Земли в роли «британского колониального крейсера».
Хроника боевого применения фрегата достойна целого авианосного соединения.
Фрегат Её Величества «Плимут»:
а) одним из первых прибыл в зону боевых действий, на удаление 12 000 км от берегов Туманного Альбиона;
б) принял участие в уничтожении аргентинской подводной лодки «Санта Фе»;
в) ловко увернулся от выпущенной в него ПКР «Экзосет»;
г) с помощью своей 4,5' дюймовой пушечки «выдолбил» аргентинские позиции на Фолклендах и острове Южная Георгия, выпустив свыше 900 снарядов калибра 114 мм.
д) претендует на уничтожение двух «Даггеров» ВВС Аргентины (согласно британским источникам, заявленное число сбитых фрегатом самолетов достигает пяти единиц);
В конце концов, награда нашла своего героя – 8 июня 1982 года «Плимут» попал под массированный удар аргентинской авиации. Желая отпустить фрегату все грехи, летчики ВВС Аргентины всадили в него четыре 500-фунтовых «подарка» - НО УВЫ, ни одна из застрявших в корпусе «Плимута» бомб не взорвалась!
Словно заговоренный, фрегат залатал раны и продолжил выполнение задач в Южной Атлантике.
Kismet, как говорят англичане. Рок. Жребий. Фортуна.
«Плимут», определенно, был любимцем судьбы. Поход в 34 000 миль через всю Атлантику, два месяца в зоне боевых действий в «неистовых пятидесятых», ежедневные атаки и боевые повреждения, грозящие гибелью корабля - многие ли из современных боевых единиц флота способны выдержать подобное? Однако, даже в ситуации, когда вокруг пачками погибали гораздо более крупные и совершенные корабли, старый фрегат сохранял невозмутимое спокойствие и продолжал выполнять поставленные задачи, несмотря на свои малые размеры, архаичную конструкцию и отсутствие подходящего вооружения.
Подобные истории – украшения любого Военно-Морского Флота. Легендарный русский бриг «Меркурий», британский тральщик «Бенгал» и вот, наконец, «Плимут»… Отчаянное мужество, профессионализм и капля везения – подчас это дает совершенно невероятные результаты.

Техническая справка
HMS Plymouth – один из 14 фрегатов типа «Ротсей» (Rothesay), предназначенных для обеспечения эскортных задач, противолодочной обороны конвоев и соединений боевых кораблей в прибрежной зоне, в открытых морских районах и на просторах Мирового океана. Помимо Королевских ВМС Великобритании, фрегаты типа «Ротсей» эксплуатировались в составе ВМС ЮАР и Новой Зеландии.
Полное водоизмещение – до 2800 тонн;
Экипаж – от 152 (проект) до 235 (после модернизации);
Силовая установка: 2 котла, 2 паровые турбины суммарной мощностью 30 000 л.с.
Скорость полного хода – 28 узлов;
Топливные танки фрегата емкостью 400 тонн мазута обеспечивали дальность плавания 5200 миль на экономической скорости 12 узлов;
Вооружение:
- универсальное спаренное морское орудие Mark VI калибра 114 мм;
- 2 противолодочных бомбомета Limbo (калибр 400 мм, дальность стрельбы до 900 м)
- мелкокалиберная зенитная артиллерия: 40 мм установка «Бофорс» или несколько 20 мм автоматов «Эрликон»;
- противолодочный/многоцелевой вертолет «Уосп», кормовая посадочная площадка, ангар.

Проведенная в конце 1970-х модернизация подразумевала демонтаж одной из установок Limbo – взамен на фрегат устанавливались морской ЗРК «Си Кэт» и современные системы управления огнем. Также, для самообороны корабля от новейших средств поражения – советских ПКР, на фрегате были монтированы две 8-ствольные установки «Небворт/Корвус» для постановки облаков пассивных помех.
Запланированные по проекту 12 торпед калибра 533 мм в реальности никогда установлены не были.
Сам «Плимут» был заложен в 1958 году, спущен на воду в 1959 и принят в состав КВМС Великобритании в начале 1961 года.
Даже беглого взгляда на характеристики «Плимута» достаточно, чтобы признать - к началу 1980-х корабль полностью устарел и был ни на что не годен. Особенно смущает ПВО, состоявшее из ЗРК «Си Кэт», спаренного универсального орудия и пары «Эрликонов» времен Второй мировой войны.
При этом, как и полагается, сектор обстрела 114 мм орудия Mark VI ограничивался носовыми углами. А «грозный» зенитный ракетный комплекс «Си Кэт» уступал по своим возможностям даже ПЗРК «Стингер» - у «Стингера» хотя бы скорость ракеты в 2 раза превышала скорость звука, в то время как британское чудо «Си Кэт» стреляло дозвуковыми (!) ЗУР.
Учитывая все вышеописанное, фрегат «Плимут» был совершенно беззащитен при нападении с воздуха.
По своей «основной специальности» - обеспечение противолодочной обороны, «Плимут» выглядел не менее слабо – рассматривать трехорудийную мортиру Limbo в качестве эффективного противолодочного оружия на начало 1980-х годов не приходится. Ракетоторпед нет, самонаводящиеся противолодочные торпеды в его арсенале также отсутствуют. Единственное внятное средство – легкий вертолет «Уосп», впрочем ожидать от этой «стрекозы» с макс. взлетной массой 2,5 тонны каких-либо подвигов также не приходилось.
Противокорабельные крылатые ракеты? Автоматические зенитки с радарным наведением? Какая-либо серьезная конструктивная защита? Ничего этого на «Плимуте» не было. Британские моряки всерьез рисковали жизнью, отправляясь на этом «ведре» в самую гущу сражений.
Статистика боевого применения
Выйдя в поход в составе передового соединения, «Плимут» опередил основные силы Task Force 317 как минимум на десять суток, прибыв в район боевых действий уже в двадцатых числах апреля 1982 года. Фрегат зря времени не терял и, вместе с ледоколом и эсминцем «Энтрим», он немедленно включился в работу по «зачистке» и возвращению под британский контроль острова Южная Георгия (крошечный клочок суши в открытом океане, к востоку от Фолклендского архипелага).
Жарких боевых действий в том регионе не намечалась – каждая сторона располагала скромным количеством сил, потому дело ограничилось переброской на вертолетах групп спецназа и коротким обстрелом побережья Юж. Георгии, после чего аргентинский гарнизон из полутора сотен человек выбросил белый флаг.

В ходе короткой стычки у Юж. Георгии британцам удалось захватить (уничтожить) единственный аргентинский корабль в том квадрате - субмарину «Санта Фе», используемую для доставки подкрепления. В атаке принял участие и «Плимут» - отправленный на задание вертолет расстрелял «Санта Фе» малогабаритными ПКР AS-12, окончательно повредив лодку и принудив её к сдаче. Впрочем, лодка была старая – «Балао» американской постройки, времен Второй мировой, к тому же, она находилась в ужасающем техническом состоянии и утратила возможность погружаться. Тем не менее, аргентинские ВМС понесли свою первую потерю. Разминка для «Плимута» удалась.
Решив вопрос с Южной Георгией, фрегат переместился на 500 миль западнее, к Фолклендским островам – туда, где начались настоящие боевые действия. Новый район боевого маневрирования располагался в зоне действия аргентинской авиации, и каждый британский корабль ежеминутно рисковал попасть под удар с воздуха. Так и случилось – 4 мая 1982 года британский радиолокационный дозор познакомился аргентинским «вундерваффе» - сверхзвуковыми ракетоносцами «Супер Этандар», вооруженными ПКР AM39 Exocet.
Маленький «Плимут» вовремя обнаружил угрозу и благополучно скрылся под «зонтиком» дипольных отражателей. Сработал профессионализм британской команды + капля везения. В отличие от эсминца ПВО «Шэффилд», чей командир понадеялся на нелетную погоду и отключил поисковый радар (работающая РЛС создавала помехи спутниковым каналам связи). В результате, «Шеффилд» сгорел от неразорвавшейся ракеты, экипаж потерял 20 человек убитыми и имя эсминца навсегда занесено в список военно-морских курьезов.
Что касается чудесно спасшегося «Плимута», единственного, чьи действия в сложившейся обстановке оказались верны … о нем в прессе не было ни слова, ведь корабль боевых повреждений не получал, команда цела … здесь никакой сенсации не получилось.
На счастье экипажа «Плимута», встретиться с AM39 Exocet фрегату более не довелось. Врага видели лишь мельком – темные тени аргентинских самолетов, мчащихся над самой водой.
…«Ардент», «Энтилоуп», «Ковентри», «Броудсворд», «Энтрим», «Глазго», «Сэр Гэлахэд», «Сэр Ланселот», «Атланатик Конвейор»… «картонные» корабли англичан один за другим превращались в пылающие руины, к концу мая эскадра Её Величества поредела на треть.

Поразительно, но маленький «Плимут» по-прежнему оставался цел и невредим. Зенитчики регулярно отражали атаки аргентинской авиации, увы, все аргентинские самолеты пролетали мимо, как и выпущенные зенитные ракеты комплекса «Си Кэт»… Послевоенные исследования показали, что ни одну из потерь ВВС Аргентины нельзя достоверно приписать «Плимуту» - похоже, что все выпущенные ракеты ушли в «молоко» или их боевые части сработали на слишком большом расстоянии, чтобы нанести противнику фатальный ущерб. Впрочем, что еще ожидать от ЗРК «Си Кэт» с дозвуковыми ЗУР и ручным наведением ракет на цель?
21 мая «Плимут» эвакуировал фрегат Её Величества «Аргонавт» - этот невезучий корабль получил с неба две неразорвавшиеся бомбы. С взорвавшимися котлами, разбитой антенной РЛС и пожаром в погребе зенитного боезапаса, «Аргонавт» полностью утратил боеспособность и обязан своему спасению исключительно вовремя подоспевшему «Плимуту». Моряки с «Плимута» помогли сбить пламя и буквально вытащили поврежденный «Аргонавт» из-под вражеских атак.
Спустя две недели та же участь постигнет сам «Плимут» - четыре неразорвавшиеся бомбы! Мда… похоже, у судьбы есть хорошее чувство юмора.
Несмотря на отказавшие взрыватели, бомбы вызвали серьезные разрушения, а на корме произошла детонация глубинных бомб и возник серьезный пожар. Однако, экипажу «Плимута» и в этот раз удалось справиться с неприятностями, не потеряв ни одного человека.
14 июля 1982 года «Плимут» своим ходом вернулся в метрополию, оставив за кормой 34 000 морских миль.
Старый фрегат окончательно списали лишь в 1988 году. «Плимут» простоял 16 лет в качестве экспоната на реке Клайд (Глазго), пока очередное сокращение военного бюджета не поставило знак вопроса в его дальнейшей судьбе. В 2012 году прошла информация о продаже «Плимута» на слом, среди возможных покупателей промелькнуло аргентинское имя… Судьба легендарного корабля мог иметь феерический финал – аргентинцы, потратив столько усилий на уничтожение неуловимого фрегата, наконец, смогли бы завершить начатое, разобрав ржавый «Плимут» на гвозди. Однако, по последним данным, покупателем «фолклендского ветерана» все-таки станет Турция.


http://www.hmsplymouth.co.uk/
http://www.wikipedia.org/
http://www.hmsplymouthtrust.co.uk/
Информация