Military Review

Forgotten battles. Part of 1

12
foreword


Our история consists of a set of events that add up to a historical mosaic. This mosaic is our heritage, our honor, our future.

I sincerely regret that from this mosaic gradually, over time, separate pieces are lost. The rhythm of today's life is such that it is not surprising if all that remains after 10-20 years are two dates: 22.06.1941 and 9.05.1945. And a few last names. It's a shame to state, but the past is gradually forgotten. 7 May this year, I conducted a tour of the places of the military past of the city of Voronezh and faced with an interesting phenomenon. Of the 52 participants, none knew about this place. Meanwhile, the age of participants ranged from 14 to 60 years.

And I decided, to the best of my ability, to at least slightly correct the existing state of affairs. And to tell about the events of seventy years ago, actually forgotten in our time. Just because I consider myself the debtor of those who remained in those places.

Part of 1. Shilovsky bridgehead

On this site was posted a magnificent article by Andrey Lebedev on the events of the Battle of Voronezh (http://topwar.ru/17711-maloizvestnye-stranicy-iz-istorii-voyny-bitva-za-voronezh.html). But even it does not say anything about the place I chose for my first story.

Many people know about the Chizhovsky bridgehead. But there is a historical place, no less glorious and bloody. This is the so-called Shilovsky bridgehead.

Chizhovsky bridgehead in the center, Shilovsky - near the city outskirts. It goes without saying that it is easier to get to Chizhovsky, here and on a holiday, and on weekdays the excursion lasts; the bridgehead is not deprived of attention, described, profotografirovan. But for some reason I was drawn to a distant, outlying, where the tour buses almost never come.

The chronology of those events is extremely simple.

Opponent 57 th and 168 th infantry divisions, 3 th and 29 th motorized divisions, breaking through the defense of the Red Army units in the Kastornoye area to 3 July 1942 and opposing parts of the 40 th army, advanced units approached the western coast of the river . Don. Intending to enter Voronezh from the south, the enemy of 4 July 1942 was partially leaked to the east bank of the r. Don on the site Petino - Malyshevo and started fighting for the Shilovsky bridgehead.

The fighting immediately took on a fierce character, since not one of the opposing sides wanted to lose a foothold advantageous in all respects. The shortest road from the Don ferry at Malyshev to the southern outskirts of the right bank of Voronezh passed through the bridgehead. The Shilovsky forest provided good opportunities for imperceptible concentration of reserves, masking warehouses, and placing logistic services and subdivisions. And Shilovo, located on a high mountain, ensured a dominant position over the left bank. Even without binoculars, the Soviet defensive positions near Maslovka, Tavrovo and Berezovka were clearly visible from the village, especially from the church bell tower. Freely viewed dirt roads and railway tracks.

By this time, only units of Lieutenant Colonel I.I.'s 232 Infantry Division could oppose the enemy in this direction. Ulitin and the 3 th division of the air defense of Colonel N.S. Sitnikov, since the rest of the Red Army were on their way to Voronezh.

For four days, the battle on the Ostrogozhskoye road and the adjacent plain, in the Shilovsky forest, in Trushkino and in Shilovo, was boiling without stopping. Only a large numerical and technical superiority on the ground and in the air allowed the enemy to break through to the southern outskirts of the right bank of Voronezh.

July 7 skirmish in Shilovo stopped. Of the defenders of the village, who had fought with the enemy to the last opportunity, no survivors remained. Once in Shilovo, the enemy immediately rushed to the river Voronezh, where he forced it on the site of the old ferry. A battalion of German machine gunners moved to Maslovka. But during the counterattack of the Soviet units of the 41 regiment of the NKVD and the 737 rifle regiment, the 206 rifle division, the fascists were almost completely exterminated.

11 July 206-I SD, performing the task of mastering Shilovo, Trushkino on the west bank of the river. Voronezh, began forcing the river 748 and 737 rifle regiments. The enemy put up stubborn resistance and with heavy fire from machine guns, machine guns and mortars stopped the offensive.

Despite unsuccessful actions, the division nevertheless achieved its goal. The enemy was forced to build up a group in this area, somewhat weakening the onslaught in Voronezh. Intelligence revealed the presence of a motorized infantry regiment in the Shilovo area; came to Malyshevo Tanksthe number of which has not been established.

On July 17, the first voyage on pontoon and other transport means went to the west bank of the r. Voronezh. However, as before, the ferry was disrupted by organized enemy fire. In addition, the enemy had destroyed 6 boats A-3. Re-boost the success also had. During the night the division demonstrated false crossings in the Tavrovo and north regions. The loss of the division for July 17 was killed and wounded: the average personnel - 24 people., Junior personnel - 42 people. and ordinary composition - 422 people.

Until the end of the month, parts of the division were still able to transport the main forces, but their advance was insignificant.

In the seizure and retention of the bridgehead, our units suffered significant losses. For example, an 100 man was killed and wounded in the regiments of the 791 Division. Given the evolving situation, the commander of the 40 Army, Lieutenant-General M.M. Popov on the night of August 2 took 100-th SD with a bridgehead. Her section was transferred to the units of the 206 Infantry Division.

In August, the situation of the Soviet units changed a bit. The center of the main struggle moved to the region of Stalingrad and the Germans near Voronezh switched to tough defense. By this time our aviation began to gradually gain dominance in the air.

ON. Chaikin recalled one of the 737 offensive offensive operations of the 206-th SD division in August of 1942 in August: “August 10 of 1942. This morning, the entire battalion was raised to the attack. Before the signal was given by rockets to rise in the attack of the battalion’s companies, powerful Katyush volleys were given at the enemy. Mines fired by our "Katyushas" whistled like a fiery whirlwind over our heads, and then rumbled, shook with gaps over the trenches of the fascists. From the direction of Maslovka, our attack aircraft came at a low altitude; they bombed and projected enemy positions. On the side of Maslovsky Forest, our artillery struck the positions of the fascists. Ahead of our advancing chains was raging hurricane fire breaks. A series of red missiles toward the enemy raised our units to attack. And again, as it was already many times, the enemies came to their senses, used their deeply echeloned defense, and heavy attack mortars, artillery, and then a firing automatic machine-gun fired on our attacking chains from behind the settlements of Shilovo, Trushkino. All this mowed our advanced offensive chains of fighters. Our attack once again choked, we withdrew huge losses to our previous positions, taking the wounded with us. ”

By the end of August, the Soviet troops, just as in July, could not break through the German defenses and occupy the Shilovsky bridgehead completely.

206 sd fought here until mid-September, and then transferred its positions to the 141 rifle division. The losses of the division from July to September were huge. In particular, the 3 th rifle battalion of the 737 jv 206 st., Which at the beginning of July numbered around 700 people. and received during the fighting 300 people. replenishment, at the time of the transfer of positions to other parts counted only 47 people.

Thus, the active operations of the Soviet units in the Shilov region bound the large forces of the enemy and diverted his attention from the Chizhovsky bridgehead, where favorable conditions were created for the offensive of the 40 Army. In addition, he lost an important tactical line and could no longer use the Don ferry near Malyshev and the Bolshak leading to Voronezh with impunity. The Shilovsky bridgehead is one of the most important memorial sites of the battle for Voronezh. Persistent battles for the villages of Shilovo and Trushkino, for the forest are associated with heavy losses of our parts. There are about a hundred thousand of our soldiers and officers left.

It was a meat grinder, where our and German parts were ground. These hills remember the waves of attacking Soviet soldiers, and the choking barking of German machine guns. Who will appreciate the height of these hills? Who knows how to go to meet machine guns, beating from the tops of these hills? Every day they are becoming less and less.

A monument installed in the memorial complex "Shilovsky bridgehead" is unique. He is the only one in Europe. Its uniqueness lies in the fact that it was manually chased from aviation duralumin by the workers of the Voronezh aircraft plant. The one who let the Elahs iron these hills. And the memorial is maintained in proper condition by the staff of an unfinished nuclear power plant. In the spring of this year, the station’s security detained four young plants from 14 to 18 years, whose goal was to tear off and sell the duralumin ... Times and customs leave much to be desired, despite calls for a revival of patriotism.

And the last. A small photo tour of the Shilovsky bridgehead.

All that remains to us from the 1942 fights of the year is a small mass grave near the memorial.





The bell tower of the Assumption Cathedral keeps on itself the traces of Soviet bullets and shrapnel, with which our soldiers tried to destroy the German artillery spotters.



Memorial and monument to Soviet fighters.




Hills Shilovsky bridgehead. View of the German position.



Materials used:
Shendrikov E.A. "Fighting on the Shilovsky bridgehead in July - September 1942." scientific journal "Bereginya - 777 - Owl", 2010, №2 (4)
Author:
Articles from this series:
Forgotten battles. Part of 1
Forgotten battles. Part of 2
Forgotten battles. Part of 3
12 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. omsbon
    omsbon 19 August 2013 09: 04 New
    +8
    It seems to me that in order to perpetuate the memory of the great war and the heroic deed of the people, it is better to follow the memorials, repair them, often drive schoolchildren there, as well as shoot more interesting, historically seasoned films!
    1. Vodrak
      Vodrak 19 August 2013 10: 50 New
      +6
      To my shame, I am the 53rd who did not know anything about it
      1. Banshee
        19 August 2013 12: 20 New
        +5
        Most do not know about this place. For 6 years, I have brought a man to 500 there, probably, so it was a revelation for everyone. Nowhere is a word actually, so at least say so.

        And I myself know about this place from my grandfather. He just fought in 206 SD.
    2. Banshee
      19 August 2013 12: 11 New
      0
      In the third part I will show how our memory is often perpetuated.
    3. fklj
      fklj 19 August 2013 12: 13 New
      +3
      For starters, a soldier needs to be buried. Search engines work on enthusiasm, but not on state support.
    4. stroporez
      stroporez 19 August 2013 17: 19 New
      +6
      and even better -------- instead of "rambo" and all sorts of different signals, show films about our heroic ancestors and distribute notebooks not with American presidents, but, for example, with portraits of heroes of the Soviet Union ....... ...
  2. Letnab
    Letnab 19 August 2013 12: 09 New
    +5
    but we all know about 300 Spartans at Fermopil ... well, and Private Raina for sure, not a damn thing about his story!
  3. misljachii
    misljachii 19 August 2013 12: 49 New
    +3
    agrees with omsbon patriotism needs to be raised not just in words but in deeds
    1. stroporez
      stroporez 19 August 2013 17: 30 New
      +4
      so and who prevents !! ????? told the little ones about the battle of border guards and shepherd dogs --- here, in the VO, I took ............ you would see their faces ......... I know for sure, now there are all kinds of things supermen and humans spiders ---- bullshit .........
  4. svskor80
    svskor80 19 August 2013 13: 26 New
    +3
    To the author plus. A lot can be seen from a distance, but sometimes until you poke your nose it is still not visible.
  5. Terrible ensign
    Terrible ensign 19 August 2013 14: 00 New
    +6
    Novel! Thank you very much for the article! ..
    In the years 87-88, he served in the OSVG VOSO (military unit 65416) in Voronezh, the western district of our military unit was located in the Shilovsky Forest (about two kilometers from the shooting range). Each time during exercises or on alarm, they moved forward and dug positions. Classes on tactics have always been held there. So, when digging trenches, we found a lot of iron during the war (shells, bullets, the remains of helmets and zinc). Personally, I did not have to stumble on the bones of the fighters. The guys from the training platoon (who constantly "learned to fight there") said that they also met the remains of the fighters. The training platoon has always been involved in various ceremonial events by May 9 and the reburial of the dead at this bridgehead.
    Thanks for the memory. Eternal glory to those who died for their homeland!
  6. George
    George 19 August 2013 21: 00 New
    +4
    Thank you for the article.
    The boy turned out to be on the list of the dead, he was surely eager to fight with adults.
  7. asadov
    asadov 20 August 2013 00: 20 New
    +2
    more such articles

Забытые сражения. Часть 1

Предисловие

Наша история состоит из множества событий, которые складываются в историческую мозаику. Эта мозаика – наше достояние, наша честь, наше будущее.

Мне искренне жаль, что из этой мозаики постепенно, с течением времени теряются отдельные кусочки. Ритм сегодняшней жизни таков, что не удивительно, если все, что останется по прошествии еще 10-20 лет это две даты: 22.06.1941 и 9.05.1945. И несколько фамилий. Обидно констатировать, но прошлое понемногу забывается. 7 мая этого года я проводил экскурсию по местам боевого прошлого города Воронежа и столкнулся с интересным явлением. Из 52 участников об этом месте не знал ни один. А между тем, возраст участников колебался от 14 до 60 лет.


И я решил в меру своих возможностей хотя бы немного исправить существующее положение вещей. И рассказать о фактически забытых в наше время событиях семидесятилетней давности. Просто потому, что считаю себя должником тех, кто остался в тех местах.

Часть 1. Шиловский плацдарм

На этом сайте была размещена великолепная статья Андрея Лебедева, посвященная событиям битвы за Воронеж (http://topwar.ru/17711-maloizvestnye-stranicy-iz-istorii-voyny-bitva-za-voronezh.html). Но даже в ней ничего не сказано о месте, которое я избрал для своего первого рассказа.

Многим известно о Чижовском плацдарме. Но есть историческое место, не менее славное и кровавое. Это так называемый Шиловский плацдарм.

Чижовский плацдарм в центре, Шиловский – у городской окраины. Само собой разумеется, на Чижовский проще добраться, сюда и в праздник, и в будни тянется экскурсионный люд; плацдарм не обделён вниманием, описан, профотографирован. Но меня почему-то тянет на дальний, окраинный, куда экскурсионные автобусы почти не приезжают.

Хронология тех событий предельна проста.

Противник 57-й и 168-й пехотными дивизиями, 3-й и 29-й моторизованными дивизиями, прорвав оборону частей Красной Армии в районе Касторное к 3 июля 1942 г. и тесня части 40-й армии, передовыми частями подошел к западному берегу р. Дон. Намереваясь войти в Воронеж с юга, противник 4 июля 1942 г. частично просочился на восточный берег р. Дон на участке Петино – Малышево и завязал бои за Шиловский плацдарм.

Боевые действия сразу же приняли ожесточенный характер, поскольку ни одна из противоборствующих сторон не желала терять выгодный во всех отношениях плацдарм. Через плацдарм проходила кратчайшая дорога от донской переправы у Малышева до южной окраины правобережной части Воронежа. Шиловский лес давал хорошие возможности для незаметного сосредоточения резервов, маскировки складов, размещения тыловых служб и подразделений. А Шилово, расположенное на высокой горе, обеспечивало господствующее положение над левобережьем. Из села, особенно с колокольни церкви, даже без бинокля были отчетливо видны советские оборонительные позиции у Масловки, Таврово, Березовки. Свободно просматривались грунтовые дороги и железнодорожное полотно.

К этому времени на этом направлении противнику могли противостоять только части 232-й стрелковой дивизии подполковника И.И. Улитина и 3-й дивизии ПВО полковника Н.С. Ситникова, поскольку остальные части Красной Армии находились на пути к Воронежу.

Четверо суток кипел, не утихая, бой на Острогожской дороге и примыкающей к ней равнине, в Шиловском лесу, в Трушкино и в Шилово. Только большое численное и техническое превосходство на земле и в воздухе позволило противнику прорваться к южным окраинам правобережной части Воронежа.

7 июля перестрелка в Шилово прекратилась. Из защитников села, дравшихся с врагом до последней возможности, живых не осталось. Оказавшись в Шилово, противник сразу же устремился к реке Воронеж, где форсировал ее на месте старой паромной переправы. Батальон немецких автоматчиков двинулся к Масловке. Но в ходе контратаки советских частей 41 полка НКВД и 737 стрелкового полка 206 стрелковой дивизии фашисты почти поголовно были истреблены.

11 июля 206-я сд, выполняя задачу по овладению Шилово, Трушкино на западном берегу р. Воронеж, начала форсирование реки 748 и 737 стрелковыми полками. Противник оказал упорное сопротивление и сильным огнем из автоматов, пулеметов и минометов приостановил наступление.

Несмотря на неудачные действия, дивизия все же достигла цели. Противник был вынужден наращивать группировку в этом районе, несколько ослабив натиск в Воронеже. Разведкой было установлено наличие в районе Шилово до полка мотопехоты; в Малышево подошли танки, количество которых было не установлено.

17 июля первый рейс на понтонных и других переправочных средствах отошел к западному берегу р. Воронеж. Однако, как и прежде, организованным огнем противника переправа была сорвана. Кроме того, противником было выведено из строя 6 лодок А-3. Повторное форсирование успеха также не имело. В течение ночи дивизия демонстрировала ложные переправы в районах Таврово и севернее. Потери дивизии за 17 июля составили убитыми и ранеными: средний начсостав – 24 чел., младший начсостав – 42 чел. и рядовой состав – 422 чел.

До конца месяца части дивизии все же смогли переправить основные силы, однако продвижение их было незначительным.

При захвате и удержании плацдарма наши части понесли значительные потери. Например, в полках 100-й дивизии был убит и ранен 791 человек. Учитывая складывающуюся обстановку, командующий 40-й армией генерал-лейтенант М.М. Попов в ночь на 2 августа отвел 100-ю сд с плацдарма. Ее участок был передан частям 206-й стрелковой дивизии.

В августе положение советских частей немного изменилось. Центр основной борьбы переместился в район Сталинграда и немцы под Воронежем перешли к жесткой обороне. К этому времени наша авиация стала постепенно завоевывать господство в воздухе.

Н.А. Чайкин вспоминал одно из наступлений 737-го сп 206-й сд в августе 1942 г.: «10 августа 1942 г. Сегодня рано утром весь батальон был поднят в атаку. Перед тем, как был дан сигнал ракетами подняться ротам батальона в атаку, по врагу были даны мощные залпы «Катюш». Мины, выпущенные нашими «Катюшами», огненным смерчем просвистели над нашими головами, а дальше загрохотали, заклокотали разрывами над траншеями фашистов. Со стороны Масловки на низкой высоте подошли наши самолеты-штурмовики, пробомбили, проштурмовали позиции противника. Со стороны Масловского леса по позициям фашистов ударила наша артиллерия. Впереди наших наступающих цепей бушевал ураганный огонь разрывов. Серия красных ракет в сторону врага подняла наши части в атаку. И снова, как было уже много раз, опомнились враги, использовали свою глубоко эшелонированную оборону, и по нашим атакующим цепям из-за населенных пунктов Шилово, Трушкино ударили крупнокалиберные минометы, артиллерия, а затем бешеный автоматно-пулеметный огонь. Все это скосило наши передовые наступающие цепи бойцов. Атака наша уже в который раз захлебнулась, мы отошли с огромными потерями на свои прежние позиции, унося с собою раненых».

К концу августа советские войска так же, как и в июле, не смогли прорвать немецкую оборону и занять Шиловский плацдарм полностью.

206 сд вела здесь бои до середины сентября, а затем передала свои позиции 141 стрелковой дивизии. Потери дивизии с июля по сентябрь были огромны. В частности, 3-й стрелковый батальон 737-го сп 206-й сд., насчитывавший на начало июля около 700 чел. и получивший в ходе боев 300 чел. пополнения, на момент передачи позиций другим частям насчитывал всего 47 чел.

Таким образом, активные действия советских частей в районе Шилова сковали крупные силы врага и отвлекли его внимание от Чижовского плацдарма , где создавались благоприятные условия для наступления 40-й армии. Кроме того, он лишился важного тактического рубежа и уже не мог безнаказанно пользоваться донской переправой у Малышева и большаком, ведущим на Воронеж. Шиловский плацдарм является одним из важнейших памятных мест боев за Воронеж. Упорные схватки за села Шилово и Трушкино, за лесной массив связаны с тяжелыми потерями наших частей. Здесь осталось около ста тысяч наших солдат и офицеров.

Это была мясорубка, где перемалывались наши и немецкие части. Эти холмы помнят и волны атакующих советских бойцов, и захлебывающийся лай немецких пулеметов. Кто оценит высоту этих холмов? Кто знает, как идти навстречу пулеметам, бьющим с вершин этих холмов? С каждым днем их становится все меньше и меньше.

А памятник, установленный в мемориальном комплексе «Шиловский плацдарм» уникален. Он единственный в Европе. Его уникальность в том¸ что он вручную вычеканен из авиационного дюралюминия рабочими Воронежского авиазавода. Того самого, который выпускал Илы, утюжившие эти холмы. А поддерживает мемориал в должном состоянии персонал недостроенной атомной станции. Весной этого года охрана станции задержала четверых недорослей от 14 до 18 лет, поставивших своей целью оторвать и продать дюраль… Времена и нравы оставляют желать лучшего, несмотря на призывы к возрождению патриотизма.

И последнее. Маленький фотоэкскурс по Шиловскому плацдарму.

Все, что осталось нам от боев 1942 года – маленькая братская могилка недалеко от мемориала.

Забытые сражения. Часть 1
Забытые сражения. Часть 1
Забытые сражения. Часть 1

Колокольня Успенского собора хранит на себе следы советских пуль и осколков, которыми наши бойцы пытались уничтожить немецких артиллерийских корректировщиков.

Забытые сражения. Часть 1

Мемориал и памятник советским бойцам.

Забытые сражения. Часть 1
Забытые сражения. Часть 1

Холмы Шиловского плацдарма. Вид на немецкие позиции.

Забытые сражения. Часть 1


Использованный материалы:
Шендриков Е.А. "Боевые действия на Шиловском плацдарме в июле — сентябре 1942 г." научный журнал «Берегиня — 777 — Сова», 2010, №2(4)
Автор: Скоморохов Роман (Banshee)


Статьи из этой серии:

Забытые сражения. Часть 1
Забытые сражения. Часть 2
Забытые сражения. Часть 3

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 12
  1. omsbon 19 августа 2013 09:04
    Мне кажется, что для увековечивания памяти о великой войне и подвиге народа, надо лучше следить за мемориалами, во время их ремонтировать, чаще водить туда школьников, а так же снимать больше интересных, исторически выдержанных фильмов!
    1. Vodrak 19 августа 2013 10:50
      К своему стыду, я 53-й, кто ничего об этом не знал
      1. Banshee 19 августа 2013 12:20
        Об этом месте не знает большинство. Я за 6 лет туда сводил человек 500 наверное, так это для всех было откровением. Нигде ни слова фактически, так что уж хоть так рассказать.

        А сам я об этом месте знаю от деда.Он в 206 сд как раз воевал.
    2. Banshee 19 августа 2013 12:11
      В третьей части я покажу, как у нас зачастую увековечивают память.
    3. fklj 19 августа 2013 12:13
      Для начала, солдат нужно похоронить. Поисковики работают на энтузиазме, а не на господдержке.
      fklj
    4. stroporez 19 августа 2013 17:19
      а еще лучше--------вместо "рэмбо" и всяких разных сигалов,показывать фильмы о наших героических предках, и тетрадки распространять не с американскими президентами а ,например, с портретами героев Советского Союза..........
      stroporez
  2. Letnab 19 августа 2013 12:09
    зато мы все знаем про 300 спартанцев у Фермопил... ну и рядового Райна наверняка, про свою историю ни черта!
  3. misljachii 19 августа 2013 12:49
    согласан с omsbon патриотизм нужно подымать не просто на словах но и на деле
    1. stroporez 19 августа 2013 17:30
      дык а кто мешает!!????? рассказал малятам про бой пограничников и овчарок ---здесь же,на ВО, взял............вы бы видели их мордашки.........точно знаю, для них теперь всякие супермены и человеки -пауки ----фуфел.........
      stroporez
  4. svskor80 19 августа 2013 13:26
    Автору плюс. Большое видно на расстоянии, но иногда пока носом не ткнут все равно не видно.
  5. Страшный прапёрщик 19 августа 2013 14:00
    Роман! Спасибо большое за статью!..
    В 87-88 гг., год проходил службу в ОБСВГ ВОСО (в/ч 65416) г.Воронеж, зап.район нашей в/ч, как раз, находился в Шиловском лесу (где-то километрах в двух от стрельбища). Каждый раз во время учений или по тревоге выдвигались туда и копали позиции. Занятия по тактике всегда там проходили. Так вот, когда копали окопы, то находили очень много железа времен войны (гильзы, пули, остатки касок и цинков). На кости бойцов лично мне натыкаться не приходилось. Ребята с учебного взвода (которые постоянно там "учились воевать") говорили, что и останки бойцов встречали. Учебный же взвод всегда задействовали на различные торжественные мероприятия к 9 мая и перезахоронения погибших на этом плацдарме.
    Спасибо за память. Вечная слава погибшим за Родину!
  6. ЖОРЖ 19 августа 2013 21:00
    Благодарствую за статью.
    В списке погибших и мальчуган оказался , наверняка в бой рвался со взрослыми.
  7. asadov 20 августа 2013 00:20
    побольше таких статей

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня