Military Review

Forgotten battles. Part of 2

16



Pukhovo village, Liskinsky district, Voronezh region. An unremarkable road makes a sharp turn, and the following picture opens up: to the left of the road is a high railway embankment, to the right, a kilometer - a village. And next to the road is ISU-152.

At the outskirts of this small village, which is kilometers in 30 from the Liski junction station, two roads crossed - the railway and the highway. In January, 43 on the field maps, our and German, they were marked as objects of strategic importance. Trying to strangle the railway junction of Liski, the Germans and Magyars used equipment and army reserves on those roads to the Don. The Voronezh Front, preparing the Ostrogozhsk-Rossoshansky offensive, planned to stop the fascists from retreating along these roads to Rossosh and Kantemirovka, Belgorod and Kharkov.

A separate guard tank regiment of Lt. Col. Caravan’s breakthrough, advancing as part of the 18th separate rifle corps, was ordered the day before: to crush the enemy’s defense line in the Shchuchye area, to break it inland and pave the way for the infantry, to drag it along along the tank track. The ram of the enemy’s defense was to become tank company of the communist Peter Kozlov. She was to make a swift raid to the Pukhovo junction and, riding a highway and railroad, cut off the Nazis' escape routes.

On the morning of January 14, the heavy KVs, covered with artillery and Katyushi volleys, rushed down the virgin snow towards Petrovskoye village, dragging the infantry behind him. On the field near Petrovsky, a powerful explosion almost threw the commander’s car on its side — a tank ran into a minefield. While the company crushed the defenses on the approaches to the village, Kozlov’s crew replaced the broken trucks and re-entered the battle. Behind Petrovsky outskirts Kozlov's tanks rushed westward with a landing force on armor. A short battle at Kolomyshevo overturned the resistance of the Magyars and forced them to flee, throwing weapon and technique. The infantry was to finish their rout, tanks were torn to the main goal - Pukhov's traveling.

Here are the extreme huts Pukhovo. Nearby is a railway embankment crossed by a highway. On the outskirts are the trenches of the Magyars. Tanks on the move break into them. On the right, from an ambush at the gardens, four assault guns of the nazis hit the KV. On the left, the anti-tank battery also opened fire. But Kozlov's tanks continue to raid. Still, even in 1943, “KV” was a tough nut to the Germans.

The assault gun was blown up by an explosion of a tank shell - it was hit by a commander’s crew. The second tank is ironing trench lines. Deploying a heavy "KV", Kozlov rammed the second assault gun. A terrible explosion in the stern of the tank - this anti-tank gun Magyar almost point-blank shot the Soviet tank from the left flank. Having come to his senses, Kozlov, through the optics of the sight, sees how the second “KV” is blazing nearby. Tankmen fall out of the hatches of a burning car into the snow. Having accepted the crew of a burning tank, the seriously wounded commander continues the battle. Many times the Nazis rushed to the attack, trying to take the tank crew alive. Machine guns mowed them on the approaches to the tank, leaving enemy corpses around the mountain. In the twilight glow from the flaming nearby "KV" it was clear how the anti-tank guns were deployed to direct fire. Still, the turret cannon of the wrecked tank was ahead of them. About two hours this unequal battle lasted ...

Two tankers died in it, the remaining 8 were injured, four of them, like the commander, were hard. The Siberian infantrymen who arrived in time, lifted the siege of the tank and freed Puhovo. The wounded tankers, together with their commander, were sent to the hospital, where Kozlov died from his wounds ...

On April 19, the commander of the Voronezh Front, Colonel-General Golikov, and a member of the Military Council of the Front, Lieutenant-General Khrushchev, will approve the presentation for awarding the brave tanker. From Kozlov's award list, PA: “... his guards feat will serve as an example for the regimental personnel. Crew Guards. Art. Lieutenant Kozlov destroyed: bunkers and dugouts - 3, PTO guns - 8, assault guns - 2, machine guns - 2 and up to 180 enemy soldiers and officers. Worthy of the title of Hero of the Soviet Union. " And 28.04.43, for the feat near the village of Pukhovo, by decree of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR, senior lieutenant Kozlov Peter Alekseevich was awarded the title Hero of the Soviet Union. Posthumously.

Departure Pukhovo. With the trunk to the west, a hundred meters from the “piece of iron”, beaten off by the tank crews in the enemy's 43, froze “St. John's wort”. It is a pity, of course, that not "KV". It is a pity that the monument is gradually dilapidated. Human memory is generally short, unfortunately. And the desire to take care of their memory, apparently, is also short-lived.



[/ Center]

Materials used:
http://liskinet.ru/lica/151-kozlov.html
Author:
Articles from this series:
Forgotten battles. Part of 1
Forgotten battles. Part of 2
Forgotten battles. Part of 3
16 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. maxvet
    maxvet 20 August 2013 07: 41 New
    +6
    I often travel along this road, I saw a photo and at first I couldn’t believe my eyes! There are kilometers in the 20-t. Schuchye, at the entrance to the village stands the 34-76, on the site of the “Shchuchensky bridgehead” the plate on the tank says that this tank fought here .I’ll specially go out, take a picture and if I succeed in the evening I’ll post it here
  2. maxvet
    maxvet 20 August 2013 07: 44 New
    +2
    By the way, a self-propelled gun can be seen from the train who is traveling through Voronezh to Rostov-from Voronezh, it will be on the left in the direction of travel 5 km after the Don River
  3. Sergey Medvedev
    Sergey Medvedev 20 August 2013 09: 52 New
    +6
    We have someone to be!
  4. Hort
    Hort 20 August 2013 11: 31 New
    +1
    and my grandfather took part in the liberation of Voronezh. Maybe in these places, too, had a chance to fight
    1. Gomunkul
      Gomunkul 20 August 2013 12: 42 New
      +1
      where Kozlov died of his wounds
      The elder brother, my grandfather, was wounded in the chest in 1943 near Voronezh, and also died in the hospital. (I just was not married, and there were no children left)
    2. rodevaan
      rodevaan 21 August 2013 01: 59 New
      +1
      Quote: hort
      and my grandfather took part in the liberation of Voronezh. Maybe in these places, too, had a chance to fight


      Look at the military base in which combat unit your grandfather served - you will see the combat path of the division and regiment. You will find out very interesting information. You will find out what places he liberated, where he fought. I found so many of my relatives, tracked who fought where, who died where, where buried, reburied.
  5. denson06
    denson06 20 August 2013 11: 37 New
    +4
    Eternal glory to the Heroes! And eternal memory ...
  6. Hort
    Hort 20 August 2013 14: 45 New
    +1
    By the way, can you find out information about in which part the grandfather served through the archive of the local military registration and enlistment office / account or do you need to submit a request to the MO archive? And I know that the Red Banner Siberian Guard Division, but the exact number is not. Mess and even ashamed repeat Knowledgeable people, tell me :)
  7. serge-68-68
    serge-68-68 20 August 2013 16: 02 New
    +1
    A lot of these forgotten battles. In September I will go to Velizh. There, from January to October 1942, our permanent attacked German positions on both banks of the Western Dvina. To no avail.
  8. SANAY
    SANAY 20 August 2013 21: 51 New
    +1
    Lord Kingdom of heaven to the defenders of the Fatherland!
  9. George
    George 21 August 2013 02: 00 New
    0
    Thank you for the article.
    Quote: maxvet
    I often travel along this road, I saw a photo and at first I couldn’t believe my eyes! There are kilometers in the 20-t. Schuchye, at the entrance to the village stands the 34-76, on the site of the “Shchuchensky bridgehead” the plate on the tank says that this tank fought here .I’ll specially go out, take a picture and if I succeed in the evening I’ll post it here

    Maxim Ivanovich, you’d better go to the village administration with a question like: Well, that there is no paint and schoolchildren to put the monument in order?
    1. maxvet
      maxvet 21 August 2013 19: 34 New
      +1
      In fact, it is painted every year, always fresh flowers (I think the locals are worried about the flowers on holidays, and the newlyweds just visit there) so with the local memory, not everything is so sad
  10. Des10
    Des10 21 August 2013 20: 16 New
    0
    Thanks for the article, please continue.
    If you do not recall the past, with the current abundance of information ...
    And from the pictures - apparently - they remember, look after - as they can. For me - let the stucco slightly fall off at the pedestal - yes the self-propelled gun is fresh - without rust and graffiti - and the wreaths are not faded.
    Eternal glory to the defenders of the Fatherland.
  11. rodevaan
    rodevaan 22 August 2013 05: 12 New
    +1
    Quote: hort
    By the way, can you find out information about in which part the grandfather served through the archive of the local military registration and enlistment office / account or do you need to submit a request to the MO archive? And I know that the Red Banner Siberian Guard Division, but the exact number is not. Mess and even ashamed repeat Knowledgeable people, tell me :)


    - On the site obd-memorial.ru look. If the grandfather died, then you will find a lot of information - what RVK was called up, the address of residence at the time of the call, in which division and regiment he served, in what rank he was. And also the date, place of death and the place of primary burial. These are official documents - combat reports of units.
    Further, when you recognize the regiment and the division, you can trace the battle path of the division and regiment, where you took part in the hostilities and in which operation your relative died, just checking the combat report, you can find on the map the place of death and the place of primary burial places. There may also be information about where later the remains from the initial burial were reburied, to which mass grave. After this, it is advisable to phone the local administration, which is in charge of this mass grave in order to clarify whether the initial burial was actually transferred to this mass grave. If the information is confirmed, then you will find out exactly where your ancestor hero is buried and where is immortalized. Go, if you can, lay flowers, pay tribute to your grandfather or great-grandfather who fought for you. I have found so many of my cousins ​​who have been reported missing all my life.
    If the grandfather came alive from the war, - look at the awards site - podvignaroda.ru I am sure that he should have received awards after the war - either the medals "For Courage" or "For Military Merit", the Order of the Red Star or World War II (original or post-war-brezhnevka). Brezhnevka must be necessary - in the 80s she was awarded almost all war veterans. There, just like in the OBD-memorial - there will be data in which part he served, where he was drafted from, division number, regiment. If you're lucky, even a prize sheet, which will be a description of the feat or merit. I was lucky - I found my great-grandfather awarded with the medal "For Military Merit" with an award sheet, which included a description of the merit, and the award. This year we were on vacation, pleased our 85-year-old grandfather with his father’s award sheet. The man was very pleased.

    Try, search - for we are obliged to know our heroic ancestors, and not be Ivanes, who do not remember kinship.
    1. Hort
      Hort 22 August 2013 07: 13 New
      0
      Thank you for the information, but my grandfather ended the war in the 44th in Latvia - he was commissioned for the wound.
      But two great-grandfathers who died at the beginning of the war (one seems to have gone missing) I’ll try to search
      1. rodevaan
        rodevaan 22 August 2013 07: 57 New
        0
        Quote: hort
        Thank you for the information, but my grandfather ended the war in the 44th in Latvia - he was commissioned for the wound.
        But two great-grandfathers who died at the beginning of the war (one seems to have gone missing) I’ll try to search


        “Try, I think, bit by bit, and you will find something.” Now, thank God, the documents are declassified, and people can finally find a lot of information about their ancestors.

Забытые сражения. Часть 2

Забытые сражения. Часть 2

Село Пухово Лискинского района Воронежской области. Ничем не примечательная дорога делает крутой поворот, и глазам открывается следующая картина: слева от дороги высокая железнодорожная насыпь, справа, в километре – село. А рядом с дорогой стоит ИСУ-152.

У околицы этого небольшого села, что километрах в 30-ти от узловой станции Лиски, пересеклись две дороги - железная и шоссейная. В январе 43-го на полевых картах, наших и немецких, они помечались как объекты стратегического значения. Пытаясь задушить железнодорожный узел Лиски немцы и мадьяры стягивали по тем дорогам к Дону технику и армейские резервы. Воронежский фронт, готовя Острогожско-Россошанскую наступательную операцию, планировал пресечь отступление фашистов во этим дорогам к Россоши и Кантемировке, Белгороду и Харькову.


Отдельному гвардейскому танковому полку прорыва подполковника Каравана, наступавшему в составе 18-го отдельного стрелкового корпуса, накануне был отдан приказ: сокрушить полосу обороны противника в районе Щучьего, прорвать её в глубь и проложив путь пехоте, увлечь ее за собой по танковому следу. Тараном обороны врага должна была стать танковая рота коммуниста Петра Козлова. Ей предстояло совершить стремительный рейд к разъезду Пухово и, оседлав шоссе и железную дорогу, отрезать гитлеровцам пути отступления.

Утром 14-го января тяжелые «КВ», прикрытые артиллерией и залпами «Катюш», ринулись по снежной целине в направление села Петровское, увлекая за собою пехоту. На поле у Петровского мощный взрыв чуть не завалил командирскую машину на бок - танк напоролся на минное поле. Пока рота громила оборону на подступах к селу, экипаж Козлова заменил перебитые траки и вновь вступил в бой. За петровской околицей танки Козлова устремились на запад с десантом на броне. Короткий бой у Коломьшево опрокинул сопротивление мадьяр и заставил их бежать, бросая оружие и технику. Завершить их разгром предстояло пехоте, танки рвались к основной цели - Пуховскому разъезду.

Вот и крайние хаты Пухово. Рядом - железнодорожная насыпь, пересеченная шоссейкой. На подступах - траншеи боевого охранения мадьяр. Танки с ходу вламываются в них. Справа, из засады у садов, по «КВ» ударили четыре штурмовых орудия гитлеровцев. Слева открыла огонь и противотанковая батарея. Но танки Козлова продолжают рейд. Все-таки даже в 1943 году «КВ» был крепким орешком для немцев.

Взрывом танкового снаряда разнесло штурмовое орудие - его подбил командирский экипаж. Второй танк утюжит линии траншей. Развернув тяжелый «КВ», Козлов таранил второе штурмовое орудие. Страшный взрыв в корме танка - это противотанковая пушка мадьяр почти в упор расстреляла советский танк с левого фланга. Придя в себя, Козлов сквозь оптику прицела видит, как рядом полыхает второй «КВ». Из люков горящей машины вываливаются в снег танкисты. Приняв экипаж горящего танка, тяжелораненый командир продолжает бой. Много раз бросались гитлеровцы в атаку, пытаясь взять танкистов живыми. Пулеметы косили их на подступах к танку, оставляя вокруг горы вражеских трупов. В сумеречном зареве от пылающего рядом «КВ» было видно, как разворачивались противотанковые пушки на прямую наводку. И все-таки башенное орудие подбитого танка опережало их. Около двух часов длился этот неравный бой...

В нём погибли два танкиста, остальные 8 были ранены, четверо из них, как и командир - тяжело. Подоспевшие пехотинцы-сибиряки сняли осаду танка и освободили Пухово. Раненые танкисты вместе со своим командиром были отправлены в госпиталь, где Козлов скончался от полученных ран…

19 апреля представление к награждению отважного танкиста утвердят командующий Воронежским фронтом генерал-полковник Голиков и член Военного Совета фронта генерал-лейтенант Хрущёв. Из наградного листа Козлова П.А.: «...гвардейский подвиг его будет служить примером для личного состава полка. Экипажем гв. ст. лейтенанта Козлова уничтожено: дзотов и блиндажей - 3, орудий ПТО - 8, штурмовых орудий - 2, пулемётов - 2 и до 180 солдат и офицеров противника. Достоин присвоения звания Героя Советскою Союза». А 28.04.43 г. за подвиг у села Пухово Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии старшему лейтенанту Козлову Петру Алексеевичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Посмертно.

Разъезд Пухово. Стволом на запад, в сотне метров от «железки», отбитой танкистами в 43-ем у врага, застыл «Зверобой». Жаль, конечно, что не «КВ». Жаль, что памятник понемногу ветшает. Людская память вообще коротка, к сожалению. И желание заботиться о своей памяти, видимо, тоже недолговечно.

Забытые сражения. Часть 2
Забытые сражения. Часть 2
Забытые сражения. Часть 2[/center]

Использованы материалы:
http://liskinet.ru/lica/151-kozlov.html
Автор: Скоморохов Роман (Banshee)


Статьи из этой серии:

Забытые сражения. Часть 1
Забытые сражения. Часть 2
Забытые сражения. Часть 3

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 16
  1. maxvet 20 августа 2013 07:41
    Часто езжу по этой дороге,увидел фото и сначала не поверил своим глазам!Километрах в 20-ти есть с.Щучье,на въезде в село стоит т34-76,на месте "Щученского плацдарма"табличка на танке говорит что этот танк здесь и воевал.Специально съезжу,сфоткаю и если получится вечером здесь выложу
    maxvet
  2. maxvet 20 августа 2013 07:44
    кстати самоходку можно видеть из поезда кто едет через Воронеж на Ростов-из Воронежа она будет слева по ходу движения км в 5-ти после р.Дон
    maxvet
  3. Сергей Медведев 20 августа 2013 09:52
    Нам есть на кого равняться!
  4. Хорт 20 августа 2013 11:31
    а у меня дед принимал участие в освобождении Воронежа. Может и в этих местах тоже повоевать довелось
    1. Gomunkul 20 августа 2013 12:42
      где Козлов скончался от полученных ран
      Старший брат, моего деда, получил ранение в грудь в 1943 под Воронежем, также скончался в госпитале. (вот только не женат был, и детей не осталось)
    2. rodevaan 21 августа 2013 01:59
      Цитата: Хорт
      а у меня дед принимал участие в освобождении Воронежа. Может и в этих местах тоже повоевать довелось


      Просмотрите по ОБД в какой боевой части служил ваш дед - увидите и боевой путь дивизии, полка. Очень интересную информацию узнаете. Узнаете, какие места освобождал, где воевал он. Я многих так своих родственников нашел, проследил кто где воевал, кто где погиб, где захоронен, перезахоронен.
      rodevaan
  5. denson06 20 августа 2013 11:37
    Вечная слава Героям! И вечная память...
  6. Хорт 20 августа 2013 14:45
    кстати, сведения о том, в какой части дед служил, через архив местного военкомата\учётного стола можно узнать или запрос в архив МО подавать нужно? А то знаю, что краснознамённая сибирская гвардейская дивизия, а точный номер нет. Непорядок да и стыдно даже feel Знающие люди, подскажите :)
  7. serge-68-68 20 августа 2013 16:02
    Много этих забытых сражений. В сентябре поеду под Велиж. Там с января по октябрь 1942 наши перманентно атаковали немецкие позиции по обеим берегам Западной Двины. Безуспешно.
    serge-68-68
  8. SANAY 20 августа 2013 21:51
    Господи! Царствие небесное защитникам Отчизны!
  9. ЖОРЖ 21 августа 2013 02:00
    Благодарствую за статью .
    Цитата: maxvet
    Часто езжу по этой дороге,увидел фото и сначала не поверил своим глазам!Километрах в 20-ти есть с.Щучье,на въезде в село стоит т34-76,на месте "Щученского плацдарма"табличка на танке говорит что этот танк здесь и воевал.Специально съезжу,сфоткаю и если получится вечером здесь выложу

    Максим Иванович , вы лучше к администрации села прокатитесь с вопросом типа : Ну что нет краски и школьников , чтобы привести памятник в порядок ?
    1. maxvet 21 августа 2013 19:34
      На самом деле его красят каждый год,всегда свежие цветы(про цветы я так думаю местные жители по праздникам беспокоятся,да и молодожены туда как раз и наведываются) так что с местной памятью не все так грустно
      maxvet
  10. Des10 21 августа 2013 20:16
    Спасибо за статью, продолжайте, пожалуйста.
    Если не напоминать о былом - при нонешнем изобилии информации...
    А по снимкам - видно - помнят, ухаживают - как могут. По мне - пусть слегка отваливается штукатурка у пьедестала, - да самоходка свежа - без ржавчины и графити,- и венки не пожухлые.
    Вечная слава защитникам Отечества.
  11. rodevaan 22 августа 2013 05:12
    Цитата: Хорт
    кстати, сведения о том, в какой части дед служил, через архив местного военкомата\учётного стола можно узнать или запрос в архив МО подавать нужно? А то знаю, что краснознамённая сибирская гвардейская дивизия, а точный номер нет. Непорядок да и стыдно даже feel Знающие люди, подскажите :)


    - На сайте obd-memorial.ru посмотрите. Если дед погиб - то там очень много информации найдете - каким РВК призывался, адрес проживания на момент призыва, в какой дивизии и полку служил, в каком звании находился. А так же дата, место смерти и место первичного захоронения. Это официальные документы - боевые донесения частей.
    Далее, когда узнаете полк и дивизию, - можете проследить боевой путь дивизии и полка, - где принимали участие в боевых действиях и в какой операции и погиб ваш родственник, так же сверяясь с боевым донесением, по карте можете найти и место гибели и место первичного захоронения. Так же может быть информация куда потом останки из первичного захоронения были перезахоронены, в какую братскую могилу. После этого желательно созвониться с местной администрацией, которая ведает этой братской могилой чтобы уточнить - действительно ли первичное захоронение было в эту братскую могилу перенесено. Если информация подтвердится - то узнаете где точно похоронен ваш герой-предок и где увековечен. Съездите, если конечно можете, цветы возложите, отдайте дань памяти вашему деду или прадеду, воевавшему за вас. Я так нескольких своих двоюродных дедов нашел, которые всю жизнь числились пропавшими без вести.
    Если дед живой пришел с войны, - посмотрите на сайте награждений - podvignaroda.ru Уверен, что после войны у него должны были быть награды, - либо медали "За Отвагу" либо "За Боевые заслуги", орден Красной Звезды или Отечественной войны (оригинальный или послевоенный-брежневка). Брежневка должна быть обязательно, - ей в 80-е награждали почти всех ветеранов войны. Там точно так же как и в ОБД-мемориал - будут данные в какой части служил, откуда призывался, номер дивизии, полка. Если повезет, - даже наградной лист, где будет описание подвига или заслуги. Мне вот повезло - нашел награждение своего прадеда медалью "За боевые заслуги" с наградным листом, где шло описание заслуги, и награждение. В этом году были в отпуске, порадовали нашего 85-летнего деда наградным листом его отца. Человеку очень приятно было.

    Пробуйте, ищите - ибо мы обязаны знать своих героических предков, а не быть Иванами, родства не помнящими.
    rodevaan
    1. Хорт 22 августа 2013 07:13
      спасибо за информацию, но дед войну закончил в 44-м в Латвии - комиссован по ранению.
      А вот двоих прадедов,погибших ещё в начале войны (один без вести пропал вроде как) попробую поискать
      1. rodevaan 22 августа 2013 07:57
        Цитата: Хорт
        спасибо за информацию, но дед войну закончил в 44-м в Латвии - комиссован по ранению.
        А вот двоих прадедов,погибших ещё в начале войны (один без вести пропал вроде как) попробую поискать


        - Пробуйте, думаю, что с миру по крупице, и что-нибудь найдёте. Сейчас слава Богу, документы рассекречиваются, и люди, наконец могут найти много информации о своих предках.
        rodevaan

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня