Как СССР спас КНДР

10
Как СССР спас КНДРВоенно-политическая помощь Москвы предотвратила оккупацию Северной Кореи в 1950-1953 гг

Сегодня вполне очевидно, что Корейская война практически закончилась «вничью»: США и Южной Корее не удалось захватить Северную часть полуострова, а Пхеньяну – Южную. Но вот вопрос: как КНДР, небольшой и бедной стране, удалось тогда выстоять против объединенной военной машины, где главенствующую роль играла американская военно-экономическая мощь? Все просто: своим суверенитетом Северная Корея во многом обязана разнообразной, причем безвозмездной, - военной, экономической и политической помощи, которую получала от Советского Союза.

Примерно до начала 1960 годов руководство КНДР официально признавало роль СССР и воздавало должное военным, специалистам и другим представителям Советского Союза, участвовавшим в военных действиях на ее стороне. Но в связи с охлаждением политических отношений, связанным с небезызвестными антисталинскими решениями ХХ и ХХII съездов КПСС и с политикой идеологической закрытости Пхеньяна от Москвы, в КНДР фактически «вычеркнули» СССР из Корейской войны. Во всяком случае, с середины 1960-х ни один политический деятель КНДР ни словом не обмолвился о безвозмездной советской помощи Северной Корее. Соответственно была тогда «перенастроена» и северокорейская пропаганда.

В свое время по политическим причинам, главная из которых – не допустить «смычки» КНДР с маоцзэдуновским Китаем, советская сторона не обращала внимания на упомянутые «новации» в трактовке Пхеньяном той войны и роли в ней союзников КНДР.

Официальная трактовка Корейской войны в Пхеньяне, если вкратце, такова: Северная Корея исключительно сама победила агрессоров, и лишь незначительную помощь ей в тот период оказывал Китай. Точнее – только Китай…

Но, как свидетельствуют документы, 1 октября 1950 г., когда американские и южнокорейские войска, успешно продвигалась на Север полуострова, руководитель КНДР Ким Ир Сен (на фото) направил И.В. Сталину письмо: «Дорогой товарищ Сталин! Если противник будет форсировать наступательные операции на Северную Корею, то мы не в состоянии будем собственными силами приостановить противника. Поэтому, дорогой Иосиф Виссарионович, мы не можем не просить от Вас особой помощи. Иными словами, в момент перехода вражеских войск через 38-ю параллель нам очень необходима непосредственная военная помощь со стороны Советского Союза. Если по каким-либо причинам это невозможно, то окажите нам помощь по созданию международных добровольных частей в Китае и в других странах народной демократии для оказания военной помощи нашей борьбе».

Фактически Советский Союз оказывал военную помощь КНДР уже с середины июля 1950 года. СССР вначале направил в Северо-Восточный Китай, сопредельный с КНДР, крупные соединения истребительной авиации. Первой туда прибыла (к концу июля 1950 г.) 151-я истребительная авиационная дивизия. Она имела задачу: с 1 сентября 1950 г., одновременно с переучиванием китайских лётчиков на новые советские истребители МиГ-15, во взаимодействии с зенитной артиллерией ПВО организовать прикрытие войск 13-й армейской группы Народно-освободительной армии Китая, дислоцированной у границ с КНДР. А после согласования с СССР и КНДР в начале октября того же года вопроса о вводе в Северную Корею китайских народных добровольцев (введены в том же месяце 1950 г.), советский Генштаб принял решение о формировании в Северо-Восточном Китае истребительного авиационного корпуса.

Распоряжением советского Генерального штаба №5564 от 15 ноября 1950 г. была создана оперативная группа авиакорпуса.

За время войны советские истребители уничтожили 1097 самолётов противника, потеряли своих 319 самолётов и 110 лётчиков. 212 самолётов США были сбиты северокорейской зенитной артиллерией в основном советского производства.
По данным российского исследователя Игоря Сейдова, соотношение потерь в Корейской войне составило 1:3,4 в пользу советской военной авиации. Иными словами, на один сбитый советский истребитель пришлось 3,4 сбитых военных самолёта всех типов в американской коалиции (истребители, штурмовики, бомбардировщики, разведчики и т.п.).

В общей сложности за три года войны боевой опыт получили 12 советских истребительных авиационных дивизий (26 полков), 4 зенитных артиллерийских дивизии (10 полков), 2 отдельных (ночных) истребительных авиационных полка, 2 зенитных прожекторных полка, 2 авиационные технические дивизии и другие части обеспечения из состава ВВС и ПВО Советской Армии, а также 2 истребительных авиаполка ВВС ВМФ.

Отметим также, что корабли советского ВМФ в 1947-1954 гг., в том числе с военных баз в Дальнем и Порт-Артуре, постоянно дежурили вблизи территориальных вод и в самих территориальных водах КНДР, что предотвратило десантные операции агрессоров в северокорейском тылу. Кроме того, СССР в сентябре 1950 г. – апреле 1953 г. направил в северные районы КНДР (в основном через соседние районы Китая) десятки танков, БТР и САУ вместе с экипажами, а также разнообразное стрелковое вооружение. Вдобавок, группы советских военных советников, число которых в КНДР увеличивалось после вывода оттуда советских войск к осени 1949 года, постоянно находились на разных участках фронта. Плюс к тому, значительное количество разнообразного советского вооружения, в том числе для оснащения северокорейского ВМФ, было передано КНДР ещё в 1948-1949 гг.


Всего в Корейской войне, по данным минобороны СССР за 1954 г., участвовали, в том числе в китайско- и советско-северокорейском приграничье, около 40 тыс. советских военнослужащих.

Примечательный в этой связи факт: глава «Тайваньского Китая» генералиссимус Чан Кайши не позволил США втянуть Тайвань в ту войну. Американский проект декабря 1950 года по доставке в Южную Корею тайваньского корпуса в 30 тыс. солдат и офицеров Чан Кайши отверг. Ибо, по его мнению, «решающим фактором войны в Корее становится растущая помощь Северу со стороны СССР. Москва не допустит поражения КНДР, поэтому военное разрешение ситуации невозможно. Надо вести дело к урегулированию конфликта».

Президенты США - Трумэн, потом Эйзенхауэр, командующие американскими войсками на Дальнем Востоке Макартур и Риджуэй признавали, что именно советское военное присутствие в Маньчжурии (Порт-Артур, Дальний, КВЖД) в первой половине 1950-х не позволило разгромить Северную Корею. И, вдобавок, вторгнуться в континентальный Китай в ходе американской оккупации Тайваня и в 1950-1953 гг.

Высшее руководство КНДР в 1950 годы не единожды благодарило руководителей СССР и минобороны «за неоценимую помощь в организации разгрома американских агрессоров и их марионеток».

В частности, такую оценку советской помощи Ким Ир Сен высказывал Н.А. Булганину, Г.М. Маленкову, В.М. Молотову, Н.С. Хрущеву ещё в октябре 1953 года в ходе официального визита в СССР, заметим, первого официального визита руководителя КНДР за рубеж после окончания Корейской войны.

Общие потери советских военнослужащих в этой войне, по данным минобороны, составили 299 человек. По другим оценкам, в том числе южнокорейским и тайваньским, – около 500 чел. Вечная им память! Как и всем тем, кто погиб в таких же «забытых» в СССР, да и в России войнах и вооруженных конфликтах.
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    21 августа 2013 07:42
    Война в Северной Корее, на мой взгляд продемонстрировала всем, что боевой опыт американских войск крайне мал и принципы ведения боевых действий выбраны не совсем правильно, а также ведение полномасштабных действий для армии США крайне трудная задача, подчас невыполнимая.
  2. +2
    21 августа 2013 08:45
    СССР одним своим присутствием "спасал" КНДР.
  3. buzer
    +5
    21 августа 2013 09:16
    а нынешний Ким как на дедушку похож ! Гляньте на фото.
  4. +10
    21 августа 2013 09:40
    Не делай добра, не получишь зла. Мы всегда всем помогали, и что в ответ? Очереди из благодарных союзников не видно. Что еще раз подтверждает правильность стратегии англосаксов
  5. Комментарий был удален.
  6. +15
    21 августа 2013 10:12
    Война показала превосходство наших летчиков над американцами.
    Еще примерно в середине 90х,придворный историк Волкогонов рассказал о недавно рассекреченных документах,о наших летчиках воевавших в небе Кореи.Был показан фильм где наши летчики сбили 1300 самолетов потеряв всего 345,а это были опытные летчики прошедшие войну .Надо учитывать что тогда был Ельцинский откровенно предательский режим, а либерастические сми откровенно были рупором американской пропаганды.
    Стремясь хоть как-то спасти честь мундира и изрядно пошатнувшийся престиж ВВС США, американцы опубликовали данные о своих потерях и предполагаемых потерях авиации противника в войне в Корее. В статье, посвященной этому вопросу, отмечается: «По приближенным подсчетам, военно-воздушные силы США потеряли в период корейской войны около 2000 самолетов (кроме того, авиация ВМС и авиация корпуса морской пехоты потеряли более 1200 самолетов), а потери авиации сухопутных войск составили несколько сот легких самолетов. Менее половины этих общих потерь были понесены непосредственно в ходе боевых действий, остальные самолеты были списаны вследствие дефектов материальной части, аварий и других причин».
    По американским данным небоевые потери у них составили 1800 самолетов.
    Нашим летчикам доводилось летать на американских истребителях «Киттихок» и «Кинг-кобра». Это были надежные самолеты, довольно быстро осваиваемые даже летчиками средней квалификации. Реактивные машины оказались проще в пилотировании и имели гораздо лучшее пилотажно-навигационное оборудование. Полеты на них производились не с полевых, наспех подготовленных площадок, а с хорошо оборудованных взлетно-посадочных полос аэродромов, оснащенных приводными радиостанциями, радиолокаторами, пеленгаторами и комплексными посадочными системами..
    Все очень просто американцы свои боевые потери,занесли как небоевые.
    Америка это лживое тоталитарное государство,которая создает миф о себе как о непобедимой державе.
  7. +4
    21 августа 2013 10:59
    Эх Н.С.Хрущев, не пошли бы вы против И.В.Сталина было бы в разы лучше. Нет, захотелось вам чтобы вас также уважали как И.В.Сталина - но сделать этого не смог, так зачем же хулить было Сталина?
  8. Kovrovsky
    +4
    21 августа 2013 11:05
    Официальная трактовка Корейской войны в Пхеньяне, если вкратце, такова: Северная Корея исключительно сама победила агрессоров, и лишь незначительную помощь ей в тот период оказывал Китай. Точнее – только Китай…

    Коротковата память у корейских руководителей оказалась или они на свою политику "чучхе" надеются?
  9. solomon
    +2
    21 августа 2013 11:25
    советский Генштаб принял решение о формировании в Северо-Восточном Китае истребительного авиационного корпуса

    Интересный факт. В Корее воевал трижды Герой Советского Союза маршал авиации Иван Никитович Кожедуб.
    Во время войны в Корее командовал 324-й истребительной авиационной дивизией (324-й иад) в составе 64-го истребительного авиационного корпуса. С апреля 1951 по январь 1952 года лётчики дивизии одержали 216 воздушных побед, потеряв всего 27 машин (9 пилотов погибло).
  10. grafrozow
    +1
    21 августа 2013 11:43
    Автор не упоминает о продовольственной помощи КНДР,поставках промоборудования,а это то же серьезная помощь.
    «Дорогой товарищ Сталин! Если противник будет форсировать наступательные операции на Северную Корею, то мы не в состоянии будем собственными силами приостановить противника. Поэтому, дорогой Иосиф Виссарионович, мы не можем не просить от Вас особой помощи.
    Жаль ,что об этом быстро забыло руководство братской страны,долги они нам так и не вернули.
  11. +5
    21 августа 2013 11:48
    Получается фактически Хрущев отвернул КНР и КНДР от СССР
  12. +1
    21 августа 2013 12:21
    Наша техника и пилоты - самые лучшие.. вот это уже не миф!
    1. volkodav
      +1
      21 августа 2013 13:31
      Вы забыли добавить -были
  13. кузнецов 1977
    +5
    21 августа 2013 16:18
    Я конечно понимаю, что помощь СССР спасла КНДР в ходе войны, но не надо забывать и про героических без преувеличения летчиках КНА, которые на первых порах до появления 15 ИАК на ТВД приняли на себя удар натовской армады.
    На 26.06.1950 года т. е на день начала Корейской войны ВВС КНА имели в составе 55-ой САД один штурмовой полк (57-й ШАП) - 93 Ил-10, один истребительный (56-й ИАП) - 79 Як-9, один учебный (58-й УчАП) - 67 учебных самолетов и самолетов связи, то есть ни одного реактивного.
    за июль 1950г. по различным причинам авиация ООН потеряла в Корее 55 летательных аппаратов, в том числе: 14 "Мустангов", 10 "Шутинг Старов", 5 "Инвейдеров", 5 палубных штурмовиков, 5 "Суперфортрессов", 4 "Корсара", 3 "Тексана" из группы оперативного управления "Москито", 2 армейских "Сентинела", 2 "Твинмустанга", 2 "Пантеры", один транспортный самолет, и два вертолета. Кроме того, Британская легкая авианосная бригада (авианосец "Трайэмф") потеряла за месяц 8 истребителей "Сифайер" Mk.47.
    Уже в июле начала вырисовываться структура потерь ВВС т.н. "войск ООН". Большую их часть составили самолеты "поля боя", выполнявшие функции штурмовиков F-51D и прикрывавшие их F-80.
    Из 14 сбитых "Мустангов" 10 относятся ко временной 51-ой истребительной эскадрилье, которая на этом этапе была основным противником северокорейских истребителей. Эскадрилья потеряла более 50% боеготовых самолетов, в чистую проиграв воздушное противоборство северянам.
    Из 10 потерянных "Шутингстаров" только по трем причины потерь (иные, нежели в воздушном бою) не опровергаются боевой обстановкой и другими информационными источниками. Официальная причина потери одного -воздушный бой, еще по шести самолетам либо нет четкого указания на причину потери, либо такие указания опровергаются боевой обстановкой и другими информационными источниками, что позволяет предположить возможную потерю в воздушном бою.
    Обращает на себя внимание потеря пяти "Суперфортрессов". По официальным данным: два сбиты "Яками", два погибли от "зависшей" бомбы, еще один разбился из-за "механических неполадок".
    Из пяти сбитых В-26, один официально в воздушном бою, два зенитной артиллерией и еще два с неопределенными формулировками ("собственные бомбы", "потеря топлива").
    Даже официальная американская статистика говорит о примерно равных уровнях потерь в воздушных боях в июле 1950г. Официально от действий северокорейских ВВС американцы признали потерю восьми самолетов. Американские асы в свою очередь, заявили в июле о 11-12 воздушных победах (официально засчитано 10) и о более 40 самолетах, уничтоженных на земле. Общий анализ потерь ВВС т.н. "войск ООН" в июле позволяет предположить, что на самом деле, в воздушных боях погибло от 23 до 25 самолетов союзников, т.е. более 40% от общего количества потерянных машин. То есть северокорейцы на устаревших советских поршневых Як-9 сбивали реактивные американские "Шутинг Стары" и Б-29 "Суперкрепость". С уважением! hi
    Ким Гин Ок. На момент начала войны он командовал эскадрильей в 56 ИАП ВВС КНДР. Всего за войну сбил 11 самолетов противника, в т.ч. 3 В-29 в 1950г. С 1952г. летал на Миг-15. Закончил войну в звании комдива.
  14. кузнецов 1977
    +4
    21 августа 2013 16:21
    Утром 26 июня пара Ил-10 в сопровождении истребителей бомбила и обстреливала товарную станцию в Сеуле. Им удалось взорвать состав с боеприпасами и уничтожить много живой силы противника. Американцы сообщают также об участии штурмовиков в налетах на аэродром Кимпо, где была сожжена большая часть самолетов южнокорейских ВВС.Но уже на следующий день в небе появились реактивные истребители США. Утром 27 июня недалеко от Сувона они перехватили восьмерку Ил-10 и сбили (по американским данным) четыре машины. Корейцы в ответ попытались нанести удар по аэродрому Сувон, но лишились еще пары штурмовиков. Другие источники говорят, что 27 июня корейцы потеряли всего четыре Ил-10, а ответным огнем воздушного стрелка был уничтожен истребитель «Мустанг». Усиление авиации противника не помешало взять 28 июня Сеул. На аэродроме Кимпо разместились северокорейские штурмовики. Они поддерживали части, продвигавшиеся дальше на юг, в частности, они активно участвовали в боях на подходах к Пусану, где северокорейские танкисты пытались прорвать оборону американской 24-й пехотной дивизии.Но далее господство в воздухе перешло к противнику. Почти каждый вылет штурмовиков сопровождался потерями. Американцы также регулярно бомбили и обстреливали аэродромы северян. Через две недели боев в 57-м полку осталось около двух десятков исправных Ил-10. Их рассредоточили на различных площадках. Летали группами не более 4 - 6 самолетов. В конце лета СССР передал корейцам некоторое количество штурмовиков, но это не возместило потерь техники. Помимо всего прочего, северокорейская авиация лишилась резервов летного состава. Тем не менее, войска КНДР теснили противника. ВВС посильно помогали в этом. 16 июля оборона американцев была прорвана, через 4 дня пал г. Тэчжон. Все эти дни штурмовики непрерывно атаковали оборону врага. Действовали они и над морем. 22 августа у о. Мунчан в Желтом море пара Ил-10 якобы потопила вражеский корабль: то ли эсминец, то ли тральщик. Во всяком случае, американцы официально эту потерю не признали. Наиболее результативным летчиком-штурмовиком корейские источники называют АН Хон Зуна, сообщая об уничтожении им эсминца и двух самолетов. К концу августа северокорейская авиация располагала 20 исправными штурмовиками, на которые приходилось 17 летчиков. 15 сентября силы ООН высадили десант под Инчхоном и начали наступление на север. При отступлении войска КНДР бросили в Кимпо два неисправных Ил-10. Еще до этого в руки американцев попало несколько подбитых машин. Оба самолета вывезли в США. Там их передали в Корнелльскую лабораторию (г. Итака). Из двух штурмовиков собрали один. 20 июня - 15 августа 1951 г. он прошел испытания на авиабазе Райт-Филд. Летал на нем капитан Р. Стивене.В дальнейшем Ил-10 ВВС КНДР не сыграли большой роли в боевых действиях, хотя и продолжали применяться в ограниченном количестве до конца войны в составе китайско-корейской Объединенной воздушной армии генерала Лю Чженя.
    1. кузнецов 1977
      0
      21 августа 2013 22:10
      Зимой 1950-51 гг. активно действовали только широко описываемый в литературе полк ночных бомбардировщиков, летавший сначала на По-2, затем на Як-11 н Як-l8. Но, как это не покажется странным, реальная ценность от их боевой работы была. Недаром янки серьезно обсуждали "проблему По-2". Кроме того, что "чокнутые китайские будильники", как называли их американцы, постоянно давили ни психику противника, они наносили и ощутимый урон. Впоследствии к ночной работе подключили пару эскадрилий из 56-го истребительного авиаполка и некоторые китайские авиачасти - те и другие в основном летали на Ла-9/11!.
      В ноябре-декабре 1950 г. началось формирование китайско-корейской Объединенной воздушной армии (ОВА). Доминировали в ней китайцы, командовал ОВА также китайский генерал Лю Чжень. На 10 июня 1951 г. в ВВС КНА имелось 136 самолетов и 60 хорошо подготовленных летчиков. В декабре к боевым действиям приступили две китайские истребительные дивизии на МиГ-15. Позже, к ним присоединилась авидивизия КНА (к концу 1952г. их число было доведено до трех). Однако активность корейской авиации оставляла желать лучшего. Основную тяжесть борьбы с авиацией противника несли ИА и ЗА 64ИАК, так что основой ПВО КНДР были советские части, а корейцы и китайцы играли на протяжении большей части войны вспомогательную роль. И их ПВО хоть и была, но была в соответствующем состоянии. Чуть ли не единственными подразделениями ПВО оставались группы "стрелков-охотников за самолетами", созданные по приказу Ким Ир Сена от 2.12.1950 г. Смысл этого "великого почина" сводился к тому, что в каждом стрелковом полку выделялся взвод, начинавший борьбу с вражескими самолетами при помощи подручных средств - от станковых и ручных пулеметов до тросов, натягиваемых между вершинами близлежащих сопок. По утверждениям северокорейской пропаганды, некоторые группы (например, расчет Героя КНДР Ю Ги Хо) ухитрились таким образом насбивать по 3-5 вражеских самолетов! Даже если считать эти сведения преувеличенными, то остается фактом, что "стрелки-охотники" стали на фронте массовым явлением и попортили "ооновским" летчикам немало крови. В день подписания перемирия 27 июня 1953 г. северокорейская авиация была еще малобоеспособной, но количественно уже превышала довоенную. Разные эксперты оценивают ее численность в этот период в 350-400 самолетов, в том числе не менее 200 МиГ-15. Все они базировались на китайской территории, поскольку довоенные аэродромы в Северной Корее были разрушены и в ходе войны не восстанавливались.
      ЛА-9 ВВС КНДР
  15. кузнецов 1977
    +1
    21 августа 2013 22:16
    Несколько биографий северокорейских асов
    Пэк Ги Рак-В 1950-51 гг сбил пять самолетов ВВС США. Большинство побед одержал в районе Синичжу и Пхеньяна в январе 1951 года, летая на Як-9П и Ла-11.Погиб в июне 1951 года, таранив своим самолетом корабль ВМФ США в Желтом море. На момент гибели командовал иап. Посмертно представлен к званию Героя КНДР.
    Ла-11 ВВС КНДР, 1953 год

    Ким Гин Ок-К началу войны в 1950 году был командиром эскадрильи Як-9 в 56 иап ВВС КНДР. В 1952-53 гг воевал на МиГ-15 в качестве комэска, комполка и комдива.
    В 1951 году удостоен звания Героя КНДР. По северокорейским данным был лучшим асом, сбил 11 американских самолета (из них 3 В-29, летая на Як-9П с 11.07 по 3.12.50).
    После войны продолжил службу в ВВС. В апреле 1969 году спланировал операцию ПВО КНДР, в ходе которой был сбит американский разведчик ЕС-121.
    Умер в ноябре 2001 года в возрасте 76 лет.

    Як-9П ВВС КНДР
    Кан Йон Дук-Начал войну на Яках, именно в начальный период одержал пять побед. Потом пересел на МиГ-15. Особо отличился в боях за Вонсан в период с 4.10. по 12.10.1952 г.
    Удостоен звания Герой КНДР в 1953 году, на тот момент командовал иап. Всего к концу войны на его счету было 10 сбитых самолетов противника.
    О послевоенной судьбе информации нет.

    Ли Дон Гю-На момент начала войны командовал 56 иап ВВС КНДР. В период с 11.07. по 14.07.1950, летая на Як-9П, по северокорейским данным сбил пять самолетов ВВС США. В том числе один В-29 над Сеулом.
    Согласно непроверенным данным погиб в воздушном бою осенью 1950 года.
    Звание Героя КНДР присвоено посмертно.
    1. кузнецов 1977
      +1
      21 августа 2013 22:20
      Активно наряду со знаменитым поликарповским ПО-2 северокорейцы использовали в качестве ночного бомбардировщика и поставленный им учебно-тренировочный Як-18